Чем отличается работа QA-инженера над одним продуктом и несколькими проектами одновременно. Наблюдения из личного опыта
Меня зовут Марина Горобчук, я — Manual QA Engineer на проекте Lift, который разрабатывается в экосистеме Genesis. В тестировании я более трех лет. Из них два года работала в компании, которая занималась фулстек-разработкой XR-приложений. Это были мобильные приложения под заказ для любого сегмента на рынке. Тогда я самостоятельно вела
Сейчас я работаю над одним продуктом, а именно над мобильным приложением для іOS Lift: Story Maker. Это фото/видеоредактор для SMM-специалистов и блогеров. Lift — это готовое решение для создания профессионального контента с помощью шаблонов для социальных сетей. Ежемесячно приложение использует 450 тысяч пользователей, более 2 млн человек загрузили приложение в течение года с момента запуска. Сейчас я единственный QA в команде разработки и веду только один проект.
Начав заниматься одним продуктом, я увидела другой спектр задач QA-специалиста, ощутила значительную разницу в развитии. Хочу поделиться своим опытом, определив основные отличия в работе с одним и несколькими проектами одновременно.
Зона ответственности QA-инженера
Основная задача QA-специалиста — обеспечение качества продукта. Это остается неизменным, независимо от количества проектов. Работая с несколькими приложениями, внимание и время рассеиваются. Каждый проект важен для компании, имеет свой дедлайн. Нужно все успевать, все держать в голове и не тормозить. Проверка нового функционала — основная работа Manual QA-инженера, на это уходит все рабочее время. Просто физически не хватает времени, чтобы проводить анализ требований, разрабатывать стратегию, вести всю документацию. Но этого и не требуется при таком формате.
Главная задача — отдать работающий корректный функционал относительно требований заказчика. Это более узкопрофильная задача тестировщика, в которой необходимо проверять готовый продукт на наличие багов и несоответствий требованиям, а затем документировать найденные дефекты и пути их воспроизведения.
Когда занимаешься одним приложением, весь фокус внимания сосредотачивается на нем. Все смежные задачи, такие как планирование, анализ требований, определение рисков, написание документации, выполнение тестов — все направлено на обеспечение качества одного продукта. Работы не становится меньше, но QA-инженер участвует во всех этапах разработки.
Процессы: митинги, эстимейты
Много продуктов = мало процессов. Раньше мы не использовали определенную методологию разработки. Это ускоряло работу, но вносило хаос в процессы. Мы всегда успевали отдать проект в срок, но время на тест сокращалось, и не было возможности участвовать в остальных этапах разработки.
Сейчас же у меня достаточно времени, чтобы изучить новый функционал до старта его разработки. Это позволяет вычитать ТЗ, продумать тест-кейсы, обсудить процесс тестирования, сообщить о возможных рисках, дать эстимейты, планировать следующий период. Мне комфортно работать, понимая объем задач на спринт, быть подготовленной к тесту и контролировать ситуацию с любыми изменениями.
Я участвую во всех этапах разработки, присутствую на препланингах, планингах, дейликах, организовываю ретроспективы или дополнительные митинги для решения операционных проблем. Полное погружение в разработку помогает лучше понимать бизнесовую, техническую и аналитическую части работы. Это неизмеримые знания, которые дают возможность внедрять любые изменения в процесс тестирования для улучшения конечного результата.
Зона роста QA-инженера. Наличие КРІ
Сложно оценить, насколько важны, нужны и измеримы КРІ для QA-инженера.
Только сейчас они появились в моей работе. Мне нравится ставить цели, которые максимально связаны с ростом — продукта и моим профессиональным. Это мотивирует развиваться, понимать ценность своего вклада. К примеру, у нас на проекте появилась необходимость автоматизировать тестирование основного флоу пользователя, что повысит качество и уменьшит затраты на ручное тестирование. Это и есть мой КРІ на следующий период. Так я смогу развиваться в направлении Automation QA.
Продуктовая аналитика
При переходе в команду разработки Lift я столкнулась с продуктовой аналитикой. Ранее при разработке проектов для заказчика мы не отслеживали поведение пользователей, не смотрели, как разный функционал влияет на заинтересованность юзеров в его использовании. Продукт сопутствовал прибыльности конкретного бизнеса, но напрямую не влиял на его основной доход. Например, приложение рекламировало основной продукт с помощью AR-технологий. Разработка велась для решения определенной задачи, не было необходимости анализировать поведение пользователей.
Сейчас с помощью аналитики мы отслеживаем, как используют приложение юзеры, в чем ценность каждого добавленного функционала. Аналитика показывает, как продукт влияет на разные бизнесовые показатели и как их можно улучшить за счет изменений в приложении. Например, увеличить возврат пользователей с помощью пуш-уведомлений.
Для анализа пользовательского поведения мы используем сервис Amplitude. Весь функционал в приложении покрыт ивентами — это любое действие, которое совершает человек. Например, клик на кнопку или открытие определенного экрана. Когда происходит это событие, приложение отправляет ивент на сервера системы аналитики — Amplitude. Все ивенты нужно обязательно проверять.
Важно учитывать, что функционал меняется, совершенствуется, удаляется, а ивенты вместе с ним. Часто бывает, что добавление ивентов к смежному функционалу напрямую влияет на основной. Например, при добавлении новой вкладки редактирования для медиа важно проверять не только новые ивенты, но и все смежные с функционалом.
В планах есть идеи по автоматизации проверки отправки/получения ивентов, чтобы обезопасить себя от ошибок в их записях.
Продукт — это бизнес
Раньше мы разрабатывали B2B-решения по конкретным требованиям от заказчика, которые предоставлялись в начале разработки, иногда менялись и имели свой дедлайн выполнения. Сами приложения были бесплатными на сторах, но их использование было дополнением к основному бизнесу заказчика.
Сейчас мы работаем по фримиум, бизнес-модели, когда часть функционала бесплатна, но, чтобы использовать весь функционал, необходимо купить подписку LiftPRO через iTunes.
Подписки — самая важная часть приложения, их проверка всегда в приоритете. Для этого мы используем TestFlight — тестовое окружение sandbox от Apple, которое покрывает основной флоу теста, но имеет ряд уязвимостей. Например, протестить family subscription в точности с продовским флоу невозможно. От корректности работы подписок напрямую зависит заработок бизнеса. От QA требуется детальных знаний, как работают подписки Apple, как убедиться в прохождении транзакции, и понимания, что мы отправляем на Apple и что получаем взамен.
Саппорт продукта от релиза до нового апдейта
Ранее я не знала, что происходит с приложением после его релиза, используют ли его юзеры, удовлетворяет ли оно потребности. Мы выполняли задачу «зарелизить необходимый функционал», и моя работа заканчивалась, как только мы отправляли билд на стор и получали конечный фидбэк от заказчика.
Сейчас мы релизим свой продукт, и для нас очень важно, как его используют люди, насколько он покрывает их потребности, какие есть ошибки и проблемы. В команде есть саппорт-менеджер, который отвечает на письма пользователей. Но я напрямую взаимодействую с саппортом и, как только у кого-то возникает проблема с некорректным поведением аппки, отслеживаю последовательность действий, чтобы определить баг и исправить его в следующей версии.
QA важно коммуницировать со службой поддержки и получать фидбэк. Это помогает определять стабильные модули и проблемные места, на которые стоит потратить больше времени.
Один продукт — как ребенок всей команды
Много приложений даёт возможность заниматься разными типами продуктов. Особенно при работе с XR-продуктом все приложение интересные, необычные и новые для команды и пользователя. Время для разработки некоторых приложений было всего
Сейчас я вижу, что вся команда сконцентрирована на одной долгосрочной цели — создании приложения № 1 для SMM-специалистов и блогеров, которое сосредоточит в себе все необходимые инструменты для создания любого типа контента. Я вижу, как команда уверенно работает над «безумными» креативными идеями, верит в результат, не видит никаких препятствий, и это очень вдохновляет и дает силы. Мне нравится категория моего проекта, возможность проявить и реализовать себя. Круто понимать, что твои знания приумножают продукт. Очень ценно, когда твои идеи принимают и реализуют для достижения общего результата.
Выводы
Мне нравится работать с продуктом, так как я вижу его развитие, а именно огромный прогресс в реализации. Я вижу темпы роста бизнеса, и это напрямую связано с моим профессиональным ростом. Разрабатывать приложение, которым пользуются миллионы людей ежедневно, которое становится уверенным игроком на рынке, и понимать свой личный вклад — это мотивирует и вдохновляет на великие цели.
Стоит учитывать личную заинтересованность при выборе проекта. Смотря на огромное количество категорий IT-проектов, нужно отдать предпочтение тому, с которым будет максимально выгодно и комфортно сотрудничать.
Я точно понимаю, как могу улучшить продукт, куда вырасти в профессиональной сфере и что для этого сделать. Это помогает достигать больших успехов и ставить высокие цели.
6 коментарів
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів