Запуск стартапа мечты: каких ошибок можно избежать?

Привет. Я — Денис Грязнов, сооснователь SaaS-продукта Web Leads Master. Это был первый серьёзный стартап, который я строил, и теперь я хочу поделиться с вами тем, какие ошибки мы допускали, что блокировало нас, и что мешало быстрому росту и эволюции продукта.

Мой брат — Олег Грязнов, с которым мы основали этот продукт, также поделится своими мыслями в этой статье. Мы разбили все наши мысли на пункты по темам, итак, по порядку:

1. Валидация идеи

Валидируйте вашу идею! Серьёзно, это важный начальный этап, сразу после того, как у вас появилось желание взяться за воплощение той или иной идеи. Благодаря этому, у вас появится более детальное видение будущего продукта и потенциальных клиентов, либо же вы просто сможете понять, что эта идея в таком виде и вовсе не востребована.

Для валидации идеи можно использовать разные подходы, при желании их можно нагуглить, но могу предложить свой краткий алгоритм:

  1. Выгрузить все свои мысли по поводу этой идеи (Google Docs, либо mind map в Mindmeister), описать наше целевое предложение и преимущества для потенциальных пользователей. Какие боли решит ваш продукт?
  2. Создать краткое и красивое описание идеи (короткий питч).
  3. Заполнить диаграммы Lean Product Canvas и Value Proposition Canvas (замена бизнес-плана, для начальной стадии).
  4. Создать Landing при помощи Tilda или самому.
  5. Создать страничку в FB и настроить таргетинг с переходом на сайт. Определить ключевую метрику, по которой вы будете отслеживать заинтересованность людей, и срок тестинга рекламой. Пример: собрали 100 email’ов за неделю. Примерно от 200$ уже можно понимать результат.

Дальнейшие шаги: если тест успешный, можно продолжать продумывать проведение кастдев по собранным контактам и дальнейший итеративный MVP.

2. А нужен ли ваш продукт в долгосроке?

Если ваш ответ на этот вопрос что-то вроде: «Ну, лет 5 он точно будет актуальным, а там будет видно..», у меня для вас плохие новости.

Возможно, ваша идея всё-таки не очень устойчива, и нужно двигаться дальше, в поиске новых.

Именно для этого и необходима валидация идеи, вам станет понятнее, насколько ваш продукт востребованный, и есть ли у него долгосрочные перспективы.

3. Исследование рынка

Тщательно исследуйте рынок. Отчасти, вы успеете это сделать ещё на этапе валидации, однако стоит копнуть глубже. Вы должны точно знать о конкуренции, о размере рынка, количестве потенциальных пользователей, а также прикидывать, какой процент от этого рынка вы стремитесь занять.

Рекомендация: не ленитесь гуглить, подробнее изучать конкурентов, их аудиторию, и статистику в целом.

4. Первый запуск MVP

Не тяните с первым запуском. Когда уже провалидировали идею и исследовали рынок, нужно скорее создавать сам продукт. Мы, к сожалению, создавали первую версию продукта 6-9 месяцев. Это очень долго, и так делать не нужно. В итоге можно попасть в ситуацию, когда функционал уже устаревший, людям потребовались другие, новые фичи, а внедрять их уже намного сложнее, так как продукт был изначально сформирован иначе. Также, за это время кто-то другой может успеть занять вашу нишу.

Что может затянуть ваш первый запуск? К примеру, мультиязычность интерфейса вашего продукта. Когда вы пытаетесь строить глобальный продукт, вам наверняка понадобится мультиязычность: как для сайта, так и для приложения. Однако, это может достаточно сильно вас замедлить, если вы будете сразу хвататься за переводы на разные языки.

Лучшим решением в данном случае я вижу запуск всего интерфейса на английском языке, но при этом закладывание в вашей айти инфраструктуре того, что в будущем будут добавляться и другие языки.

Рекомендация: старайтесь строить первый MVP в течение не более 2-3 недель, запускайте его как бета-версию, нагоняйте туда трафик с людьми, и продолжайте итеративно улучшать, пока он не эволюционирует в то, каким вы его видели изначально (хотя видение может разительно измениться после отзывов первых пользователей и т.д).

5. Разработка дизайна

Мы сами рисовали UX-прототипы веб-приложения WLM перед рисовкой дизайна UI-девелопером. Когда же мы делали дизайн следующего приложения, и пропустили этап UX-прототипирования, выяснилось, что он не всегда обязателен.

Иногда бывает достаточно хорошо расписать ТЗ и найти подходящие примеры интерфейса, и если ваш UI-девелопер уже достаточно опытен, то возможно вы сможете обойтись и без UX-прототипов.

Рекомендация: смотрите по ситуации, нужен ли тот или иной этап в цикле вашей разработки, иногда это может сэкономить вам немало времени и усилий.

6. Публикации в СМИ

Мы начали думать о продвижении в соц. сетях и СМИ незадолго до релиза. Оглядываясь назад, хочется дать совет себе на то время: думай про PR с момента начала развития идеи!

Мы не публиковались в СМИ. От слова совсем. И я считаю, что это также было большой ошибкой. Пресс-релизы, а также свой блог может помочь вам в развитии как личного бренда, а также в развитии ваших продуктов.

Рекомендация: думайте про PR вашего продукта с самого основания, когда только начинаете развивать идею, это поможет быстрее получить аудиторию с первыми пользователями, а также может значительно повлиять на формирование самого продукта, так как вы будете ближе к потенциальным пользователям и сможете услышать их мнение еще до разработки этого продукта.

7. Google Ads

Не стоит спешить с Google Ads. Если вы решили попробовать запустить рекламу своего продукта, проще это сделать в соц. сетях по типу Facebook, Instagram, LinkedIn. Особенно если вы не специалист по Google Ads и еще не сильны в запуске онлайн рекламы. У нас ушло немало времени на то, чтобы получше разобраться в нём, а результата это давало не так много, поэтому мы сделали вывод, что это была не очень целесообразная инвестиция времени и средств для нас.

Естественно, исключать его использование в целом точно не стоит, ведь пользу он вам принести всё же может (хотя это также зависит от специфики вашего продукта), однако я уверен, что лучше начинать использовать его не в самом начале, а когда уже в какой-то степени успели раскрутить свой продукт и есть уже какое-то свободное время и ресурсы для этого.

Рекомендация: на старте запускайте таргетинг в Facebook, Instagram, LinkedIn, а не Google Ads. Вероятнее всего, это будет быстрее, дешевле, легче и результативнее.

8. SEO-продвижение

Не стоит надеяться, что SEO-продвижение поможет быстро раскрутить ваш продукт и вывести его в топ. Это 100% игра в долгую. Оно никоим образом не сможет провалидировать вашу идею и найти первых пользователей. Вероятнее всего, на старте вы лишь зря потратите на него время.

Рекомендация: сделайте самое базовое SEO на старте, но не стоит сразу сильно фокусироваться на нём, это может лишь навредить вашему успешному запуску из-за потери фокуса на более приоритетных вещах. Есть гораздо более быстрые способы раскрутки.

9. Маркетплейсы

Существуют различные маркетплейсы для запуска разного рода продуктов. Не стоит их недооценивать. Такие сервисы как AppSumo, BetaPage, Product Hunt и прочие могут помочь вам заполучить таких желанных первых пользователей.

На них можно публиковать как SaaS-платформы, так и другие виды онлайн-продуктов. Также на Product Hunt, например, не все используют возможность нескольких релизов, а ведь это тоже может принести свои плоды, если там есть ваша целевая аудитория.

Рекомендация: составьте список подходящих маркетплейсов под ваш продукт, и делайте его релиз везде, где это будет целесообразным.

10. Делегируйте, если это возможно, и как можно больше

В США есть популярное выражение, в особенности у стартаперов, звучит оно так: «Wear many hats», что в переводе означает носить много шляп (одновременно).

Так вот, мы это пытались делать, как и многие другие начинающие предприниматели, но получалось это у нас мягко говоря не очень.

На старте не помешает помощь знакомых, или знакомых ваших знакомых, в тех вопросах, в которых вы не сильно разбираетесь.

Например, у нас не было экспертизы в маркетинге, фактически никакой.

Мы пытались своими силами разобраться во всём и сразу, делать в том числе «demand generation» (с англ. «создание спроса», при помощи статей и различного контента, который освещает проблемы потенциального покупателя и их решение), который, как и SEO, делается обычно на более поздних стадиях любого стартапа.

Не стесняйтесь просить помощи или совета, пускай даже платного, ведь это очень сильно сэкономит вам время на старте и даст гораздо больший разгон.

11. Писать в холодную потенциальным клиентам

Здесь всё довольно просто на словах. На деле, конечно, не очень.

Когда вам нужно получить первых пользователей в продукте, опять же, начинайте писать о своём продукте друзьям, знакомым и т. д.

Нужно как можно больше охватить людей на старте, посмотреть на их реакцию, и идти дальше.

Затем, можно начинать писать cвоим потенциальным клиентам, в LinkedIn, Facebook, по бизнес почте, или на других площадках (зависит от того, где ваши клиенты обитают).

Опять же, делать это стоит как до валидации идеи стартапа, так и после.

12. Портрет идеального клиента, продажи, маркетинг

Один из ключевых моментов — это, конечно же, портрет вашего клиента.

Будь это B2B или B2C продукт, вам нужно постараться понять и сузить вашу потенциальную аудиторию, иначе двигаться будет очень сложно.

Конечно, на старте, сложно сразу определиться со всеми нюансами и понять, кто именно будет или не будет пользоваться вашим продуктом на платной, либо же бесплатной основе. Поэтому и придумали термин «product market fit».

Тем не менее, важно продумать, кому вы собираетесь продавать ваш продукт, и то, как вы это будете делать.

Продавать B2B продукт однозначно сложнее, чем B2C. Если речь идет о B2B, вам точно придется писать много в холодную, помимо рекламы и пресс релизов.

Для этого есть отдельные специалисты, которые в США называются «SDRs» (Sales Development Representatives). Это те люди, которые делают холодные звонки и пишут потенциальным клиентам в холодную.

Их цель — это заинтересовать вас в продукте, и дальше вывести вас на звонок с другим специалистом — Account Executive, который рассказал бы вам о продукте детальнее, и показал бы его в деле.

В B2C всё несколько проще, вы можете ограничиться рекламой, контентом, пресс релизами и маркетплейсами для продвижения. Но писать в холодную, хотя бы даже пробовать, всё же стоит (это бесплатно, и результативно в начале).

Сарафанное радио тоже никто не отменял — это по-прежнему самый лучший способ продвижения (посмотрите на кейс Telegram).

Последнее слово: надеюсь, наш вышеизложенный опыт будет полезен и вам, чтобы научиться на этих ошибках и создать свой потрясающий продукт!

👍ПодобаєтьсяСподобалось11
До обраногоВ обраному7
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Всем привет.) есть вопрос, может не для этого раздела, но все же задам.
Есть идея для создания некой узконаправленной соцсети. Идея только в голове, в принципе она оригинальна, я вижу как это будет выглядеть и понимаю что тема достаточно востребована. Но! У меня нет никаких абсолютно инструментов для ее реализации, от слова вообще! Давайте представим, что идея реально на миллион. С чего начать? Как обезопасить себя от кражи этой идеи на этапе переговоров с дизайнерами сайта и вообще со всеми с кем будут вестись переговоры до полного создания сайта? Короче у меня ноль знаний и нет финансовых возможностей, но огромное желание это сделать!

Всем привет.) есть вопрос, может не для этого раздела, но все же задам.
Есть идея для создания некой узконаправленной соцсети. Идея только в голове, в принципе она оригинальна, я вижу как это будет выглядеть и понимаю что тема достаточно востребована. Но! У меня нет никаких абсолютно инструментов для ее реализации, от слова вообще! Давайте представим, что идея реально на миллион. С чего начать? Как обезопасить себя от кражи этой идеи на этапе переговоров с дизайнерами сайта и вообще со всеми с кем будут вестись переговоры до полного создания сайта? Короче у меня ноль знаний и нет финансовых возможностей, но огромное желание это сделать!

Как обезопасить себя от кражи этой идеи на этапе переговоров с дизайнерами сайта и вообще со всеми с кем будут вестись переговоры до полного создания сайта

Ніяк, ну і з вірогідністю 101% ідея не взлетить як і люба нова соцмережа.
Розкажи краще ідею, зробим креш тест. Точно ніхто її красти і реалізовувати не буде — бо кому треба чергова соцмережа — тисячі їх.

у меня ноль знаний и нет финансовых возможностей, но огромное желание это сделать!

Якщо це все дісно так — то півроку часу — отримуєш знання в маркетингу. Потім ще півроку знання в розробці.
і сам запускаєш ту нещасну соціалку на свому власному сервері вдома (а то раптом вкрадуть код) . одразу ж рекламуєш і вуаля у тебе новий клабхауз) ну а далі вже все решта типу

идея реально на миллион

Якщо ж ти не хочеш нічого робити а просто описати ідею і отримати мільйон) то це нереально.

А так то спробуй описати ідею хто зна може після твого опису з десятка таких ідей (якщо вони дійсно мільйонні) у тебе появиться особистий бренд ідей генератора)) а це вже гроші.

Спасибо что поделились опытом.

Кстати заметил, что 8-й пункт (SEO) часто недооценивают. В большинстве случает это наверное оправдано, но иногда (если категория стартапа предрасположена к этом) грамотное seo может дать космический результат, по сравнения с другими источниками.

К примеру есть такой сервис, textranch.com . По симилару у них 2.5 ляма посетителей в месяц, при этом поиск составляет больше 90% трафа. Многие их конкуренты забили на seo, к примеру.

при помощи Tilda

Нащо рекламувати російську компанію?

Для меня всегда стоит вопрос в решении бизнес-проблемы, политика здесь ни при чём. Можете в комментариях к статье при желании предложить украинский аналог, ничего против не имею, просто не знаю таких.

Люди на Донбасі і в Криму теж вирішували бізнес-проблеми і не цікавилися політикою, а он як вийшло. Як аналог можна взяти wix.com — більше функціоналу та менша ціна. Ось порівняння: uguide.ru/...​ix-ili-tilda-chto-luchshe

Тут и не было речи о том, что политикой интересоваться не нужно. Однако, я считаю, что надо уметь разделять эти вещи.

хахах) і вкінці дав лік на домен ру :) Якщо ти пацріот, то будь послідовним. Сайти з ру доменами не відкривай, почни байкотувати використання nginx в вашій компнії і т.д.

Огляд російської тільди важко знайти на домені не ru.

Люди на Донбасі та в Криму теж відкривали російські сайти, і он як воно все вийшло...

зачем разжигать межнациональную рознь? Вы конкретно по сути статьи лучше бы дали отзыв. А по факту — Вы сами прорекламировали, обратив на неё внимание.

зачем разжигать межнациональную рознь?

Мабуть тому, що у людей повинна бути елементарна повага до самих себе? А то проти нас Росія веду війну, а ми купуємо їхній софт.

мы много чего у них покупаем, софт тут — капля в море. Для начала нужно отказаться как минимум от газа и твэлов, чтобы софтом невпопад упрекать

Кожному на своєму місці треба працювати над цим. Я не можу переобладнати атомні електростанції, а от звернути увагу на російський конструктор сайтів — можу.

Кого гребёт российская-ли она? Тебя? Ну так не покупай.

Кожаєв а ти купуєш цукерки рошен чи ні?) Чисто цікаво.

Торты покупаю, конфеты — нет. Я люблю сухофрукты в шоколаде — у них нету

Спасибо вам за советы :)
Вам реально помогли сервисы типа

AppSumo, BetaPage

?
Занимаюсь развитием стартапа webboosty.com очень сложно это делать в одиночку :)

Это далеко не полный перечень возможных маркетплейсов стартапов. Сервис по типу ProductHunt действительно может дать, например, первую сотню юзеров, если там сидит ваша ц/а.

И да, в одиночку строить продукт очень сложно. Даже если брать сухую статистику, успешные продукты чаще строятся не соло-фаундерами, этой же статистикой оперируют и инвесторы, когда выбирают стартап для фандинга.

На ycombinator опытные дяди говорят что неправильный выбор партнера намного хуже его отсутствия. И вероятность выбрать правильного партнера не очень велика.

При этом, те же люди из ycombinator чаще отдают предпочтение не солофаундерам.

И еще скорее всего мужчинам-брюнетам, думаю их большинство по статистике :) Не стоит путать корреляцию и причинно-следственную связь.

Я и не путаю, можете подробнее изучить, как они отбирают стартапы в свой акселератор, по каким критериям смотрят.

Пруф в студию, где они говорят, что это критерий\преимущество.

На самом деле весьма ценная штука, которую обычно раздувают на сотни страниц и печатают в книгах. Ну и да — в целом для B2B продавать легче (хотя и дороже), потому что там расчет на банк. А вот B2C требует пейпал, страйп и тд.

А в чём сложность подключения того же Paddle?

Наверное в том, что люди не будут через него платить, так как это не пейпал/страйп?

Почему же через Paddle люди не будут вам платить? Разве что если им ваш продукт не понравится или цена.

По той-же причине, почему они не хотят платить через криптовалюту или украинские банки — они привыкли доверять только пайпал и страйп.

Здесь у нас с вами мнения расходятся. Я знаю о том, что всё не так однозначно. :)

Захожу с козыря — www.statista.com/...​l-annual-segment-revenue

Основываясь на Paypal revenue, вы сделали вывод о том, что другими платёжными методами никто не пользуется?

Нет. Я подтвердил этим тезис dou.ua/...​ign=reply-comment#2200227

В современном мире B2B продукты тоже зачастую требуют подключения платежных систем. И подключить платежную систему не сложно и не долго, к примеру построить отдел продаж намного сложнее.
Также для b2b продуктов зачастую нужно развивать и маркетинг и отдел продаж, в то время как b2c пайплайн привлечения клиента строится только через маркетинг.

Неочевидная мелочь: рынок вас не ждёт. Что бы вы туда не несли, конкуренция за внимание вашего клиента скорее всего адская, то есть достучаться до него в среднем выходит недёшево — это чтоб вы понимали, сколько стоит потеря клиента по глупости.

А какая основанная глупость на конкурентном рынке? Выйти с плохим продуктом. То, что вы называете MVP, пользователь назовёт «говно». Так ещё и вслух назовёт. Особенно обидно, когда это сделает эксперт, которого вы пригласили оценить (разумеется это стоило вам немало время-денег). В абсолютном большинстве случаев, в 100% с точностью до 4 знака после запятой, вам не нужен MVP. Назовите его альфа-версией и никому не показывайте.

Это всё равно что вы бы выбирали себе жену в 10-11 лет. С биологической точки зрения «он» — тот самый MVP. А она — с ≈9 лет. Нужно ли объяснять, почему в этом возрасте вам не стоит строить брачный союз? Хотя вот разузнать друг о друге больше, исследовать рынок — самое время, просто денег в это не вкладывайте и себя не продавайте. Когда будет чем похвастать — тогда да, а пока нет — не суйтесь на рынок откровенно слабым продуктом. Вас могут в худшем случае просто поиметь и отжать. В лучшем — просто засмеют и обоссут от души.

Очевидная вещь: рынок жрет все. Главное — уметь продать вишенки на торте, пока тесто в замесе. Глядишь — коржи и подойдут.

Очевидная вещь — не важно чем ты торгуешь, если торгуешь бигдатой.

Очевидная вещь — очевидная вещь не всем очевидная, скорее наоборот. Любая.

Аксиома очевидности — некоторые очевидные вещи совершенно неочевидны для той аудитории, которая постоянно растет и очевидны для той, чья определенная метрика является постоянной.

±

Самая серьёзная ошибка: раздать права собственности кому попало. Особенно всяким там мутным конторам, зовущим себя ангелами. Которые в реале просто отожмут проект, собрав его копию, а ваш тут же закроют типа «нерентабельный», стоит ему только показать намёки на серьёзную прибыль. А пока он убыточен — конечно же он ваш, только ваш и ничей более, вот вам наша менторская помощь в виде совета вложить больше своего времени и денег.

Ничто другое даже рядом не стоит по уровню риска, если вы стартуете в мутной стране типа Украины. Ваши отношения — тупо на доверии. Даже больше скажу, оформив их официально до определённой стадии, вы повышаете риски, а не понижаете их: в отношениях на доверии просто решить конфликты — вы нужны друг другу. Официально надо оформлять с момента, когда кто-то из вас уже имеет чётко сформировавшуюся ЗАМЕНИМУЮ роль, когда предательство становится выгодным (пусть даже теоретически). В том числе, когда один из фаундеров захочет взять «инвестиций» у тех самых мутных типов, развесив ухи на их сказки про омерику, а совсем даже не читая договор.

А вот выгода старта в мутной стране — те самые доверительные отношения, которые в цивилизации быстро превратились бы в якорь на собственную шею. Стартап — это всегда конфликт интересов. В том числе неразрешимые конфликты, которые нельзя решить, можно только уравновесить. Уравновесив неправильно, проект вы убьёте. А вот пока ваши отношения не устаканены участием государства (именно его вы зовёте с вами поучаствовать, оформляясь официально) — многое решается легко и просто, давая проекту жизнь, там где его конкуренты быстро прогорят, пытаясь делать всё «как надо», как советуют типа умные.

А совет «гуру» обычно один: ГДЕ-ТО достаньте кучу денег и вложите, и тогда они вложатся тоже, притом даже не собираясь вкладывать, их совет будет тратить деньги. Даже если у вас их нет, типа в кредиты лезте, но этот момент конечно же умалчивают, давая совет. Притом этот совет останется в силе, даже если вы миллиард долларов потратите, вам тут же посоветуют потратить 10. На разумеется «проверенные» (читай раскрученные и дорогие) маркетинговые инструменты.

Собственно, это два ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ правила:
— не тратьте денег, которых у вас нет;
— не разбазаривайте право собственности, которое у вас есть.

PS. Если вы видите хороший стартап, нарушивший эти правила — смело его копируйте. Он сдохнет, вы нет. Главное не соревнуйтесь раньше времени, лучше тихо идите следом, учась на его ошибках (добытых тратой денег, разумеется). Бесплатный сыр достаётся второй мышке.

Абсолютно резонные вещи вы написали, согласен. По поводу инвесторов или так званых ангелов — на данный момент, их однозначно лучше искать зарубежом.

Денис. 2 питання.
1. Розробкою продукту займалися лише ви двоє з братом?
2. Скільки у вас платящих клієнтів на даний час?

Ні, ми також зібрали декілька друзів, яким було цікаво приєднатися до нашого проекту для отримання нового досвіду і перспективи заробити.
З приводу клієнтів — ця інформація поки не є відкритою.

Підписатись на коментарі