Как стать счастливее на работе. Лайфхаки для менеджеров
Как часто вы чувствуете себя по-настоящему счастливыми? А что насчет работы — все ли вас устраивает?
Вопрос удовлетворенности сотрудников в украинских компаниях стал животрепещущим только в последние пару лет, а вот у мировых брендов не первый год есть такая должность, как директор по счастью (CНО/Chief Happiness Officer), кстати, вполне официально. Google, Zappos, Airbnb, Salesforce и другие уже несколько лет заботятся о том, чтобы их сотрудники были счастливее, а следовательно, продуктивнее.
В этой статье я, Оксана Коган, HR Lead компании XCDS, расскажу, как помочь сотрудникам вашей компании стать довольнее и более вовлеченными даже без введения подобных должностей и почему удовлетворенность работой очень важна. Также мои коллеги поделятся рекомендациями, которые любой желающий сможет применять на практике, чтобы стать счастливее.
Счастье на работе — как это понимать?
Из чего состоит счастье сотрудника? Из побед, радостных эмоций, успешно закрытых задач? Или же из выходных и «плюшек» в офисе? В реальности ничего из этого не сделает человека счастливее, если за очередным достижением стоят сотни часов переработок, конфликты в коллективе и отсутствие признания.
Для меня и коллег из XCDS счастье на рабочем месте — это чувство включенности в процесс, понимание смысла деятельности, осознание ее ценности для себя и окружающих.
Почему важно измерять, насколько счастливы коллеги
Опрос карьерной платформы The Ladders показывает, что имитация счастья на работе у многих уже вошла в привычку — так делают 81% недовольных сотрудников.
- 4 из 5 менеджеров отмечают, что могут распознать, когда сотрудники притворяются.
- 52% из опрошенных управленцев хотели бы, чтобы коллеги открыто говорили с ними о причинах своего недовольства.
- Сами неудовлетворенные работники признают, что они как минимум час в день проводят непродуктивно.
- 89% тех, кто не находит баланса и удовлетворенности на работе, чувствуют себя измотанными даже дома.
Согласно еще одной платформе поиска работы GoRemotely, организации с высоким уровнем удовлетворенности работников на 202% успешнее, чем конкуренты с низким уровнем.
Как же измерить счастье
В XCDS мы измеряем его через шкалу удовлетворенности NPS (Net Promoter Score), а также выявляем сложности через проведение
Измерить NPS можно всего одним вопросом: «Готовы ли вы рекомендовать компанию другим?».
Ответ оценивают по
Эти оценки помогают компаниям понимать, сколько человек довольны условиями труда. Есть, к примеру, промоутеры — те, кто чувствует себя на своем месте и готов рекомендовать работодателя знакомым. А есть критики — люди, которые не до конца довольны работой или ее условиями. Само собой для компании лучше, чтобы последних было меньше, а для этого нужна своевременная обратная связь и работа с ней.
Мы замеряли этот показатель среди своих сотрудников на протяжении двух лет, и в 2021 году получили такие результаты. Мы выяснили, что 58,6% сотрудников (а это 123 человека) довольны работой и условиями труда, в то время как 12,4% (26 человек) хотели бы что-то поменять. Остальные коллеги (29%) придерживались нейтралитета в ответах.
Помимо проведения такого опроса, важно регулярно общаться с людьми и выявлять причины возможного недовольства еще до того, как сотрудник поставит вам низкую оценку.
Но никто не отменял эффект социальной желательности, когда люди отвечают на вопросы позитивно, в то время как их реальное мнение значительно отличается. Поэтому ответы коллег еще нужно подтвердить на практике, чтобы не упустить момент, когда сотрудникам понадобится помощь. Иногда для повышения уровня удовлетворенности хватает беседы с HR-менеджером и замены техники на более новую, иногда же требуется пересмотр целей с тимлидом, чтобы снизить стресс коллег от плотных дедлайнов, недостатка ресурсов и других факторов.
Что же делает коллег счастливее
Я поспрашивала об этом сотрудников. Один из моих коллег, когда задумывается о счастье на рабочем месте, задает себе два вопроса: «Что мне дает ресурс и что его отнимает?».
Что дает ресурс:
- Возможность построения эффективной и востребованной системы — человеческой, процессной, продуктовой или технической. Ко всей работе можно относиться как к своему продукту, к которому есть личный интерес.
- Сплоченная команда. Важно воспринимать всех как потенциальных союзников, вне зависимости от рода профессиональной субординации.
- Качественная оценка работы. Здесь имеются в виду и новые возможности, и оплата, и бонусы, и обратная связь.
Что же его отнимает:
- Ограничения на развитие продукта. Если сервис, который нужен работодателю, не мотивирует, то можно презентовать руководству выгоды варианта, который будет интересен лично вам.
- Непродуктивный простой. Такие ситуации лучше решать сразу после выявления. Например, автоматизировать рутину или отказаться от малоэффективных задач.
- Неконструктивная полемика. Используйте принцип «Критикуешь — предлагай». Это позволяет трансформировать демотивирующие жалобы в поиск средств для улучшения продукта.
Естественно, такое представление о ресурсе может не совпадать с вашим. Поэтому советуем периодически выделять время и думать над этими двумя вопросами. Это поможет преодолеть многие трудности и сделать работу более любимой в целом.
Еще один лайфхак для того, чтобы чувствовать себя счастливыми на работе: «Если чего-то не хочется делать, нужно подумать, как этого не делать». Для всего есть причины. Иногда стоит прислушиваться к интуиции. Поэтому имеет смысл подумать о том, что именно высасывает ваши силы и заставляет прокрастинировать.
Все же ситуации «сцепить зубы и сделать» появляются нередко, и никуда от этого не деться.
В таких случаях помогает:
- Отождествление неприятной активности с личной целью. Например: «Если я конкретизирую требования по задаче, она будет качественно и быстро сделана. А значит с тем же размером команды можно будет заняться и другим направлением, которое меня больше интересует». Выходит, для запуска нового направления нужно всего лишь расписать требования — сущий пустяк!
- Отделение принятия решения от исполнения. Одному человеку сложно делать все сразу. Если настроить себя, что следуешь уже ранее принятому решению, становится чуть легче.
- Разделение большой задачи на мелкие. Стоит начать с малого, чтобы войти в тонус. По этому поводу столько литературы, что и повторяться не хочется. Например, коллеги рекомендуют «Муза и чудовище. Как организовать творческий труд». Автор книги делится личным опытом и лайфхаками, которые помогут творческим людям справиться со сложными задачами эффективнее и взглянуть на тайм-менеджмент под непривычным углом.
Как мы помогаем сотрудникам быть счастливее
Исследователи из World Happiness Report выяснили, что делает людей счастливыми. В опросе приняли участие минимум 1000 человек из 149 стран, так что выборке можно доверять. Мы придерживаемся рекомендованных ими 10 пунктов и стараемся удовлетворить каждую потребность коллег в перечисленном ниже:
- Четкое понимание целей.
- Радость от их достижения.
- Признание коллегами и начальством.
- Чувство причастности к общему делу.
- Гибкость графика и выбор места работы.
- Взаимоуважение между коллегами.
- Возможность развиваться, обучаться.
- Справедливая оплата труда.
- Поддержка и помощь от коллег.
- Доверительные отношения в коллективе.
К слову, эти показатели никак не отличаются от докарантинных. Изменился лишь формат работы, а не содержание.
И еще несколько лайфхаков, которые стоит взять на заметку компаниям:
1. Мы заботимся о физическом и психологическом благополучии сотрудников. Безлимитные больничные без справки, возмещение расходов на услуги клиник, а также полная компенсация встреч с психотерапевтом помогают людям поддерживать «здоровый дух в здоровом теле».
2. Постоянная открытая коммуникация помогает узнать о трудностях еще в зародыше и решить вопросы, которые вгоняют специалистов в стресс. Мы верим, что нет неразрешимых сложностей, и готовы идти навстречу коллегам, помогать им в трудные моменты. Это касается и рабочей нагрузки, и личных вопросов, когда людям нужна поддержка.
3. Дружественная культура общения — маст-хэв для современных IT-компаний. Конструктивная критика, безоценочные суждения, принятие и понимание не должны быть просто словами на бумаге. Мы считаем, что директивные методы общения пора уже оставить в прошлом. Конечно, дедлайны жизненно необходимы для компаний, но и трекать каждое действие сотрудников — сверх меры. Поэтому мы строим взаимодействие с коллегами на доверии.
Надеемся, что наши советы помогут как сотрудникам, так и HR-менеджерам поддерживать классную и уютную атмосферу на рабочих местах, ведь мы проводим там большую часть жизни. Будьте счастливы!
33 коментарі
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів