Как совместить менторинг и самообучение для профессионального развития

В этой статье я хочу поделиться опытом менторинга с позиции ментора и менти, рассказать о моем подходе к обучению с ментором и, возможно, подсказать путь развития для людей с опытом или без него.

Я сменил свою специальность на Java-разработчика после нескольких подобных смен на другие специальности в прошлом, и это заняло у меня около трех лет. Я посещал курсы, занимался сам, работал с менторами, делал пет-проекты и смотрел много видео о том, как стать программистом. И, кроме этого, методически наступал на все разбросанные грабли, потому что, обходя их, я мог потерять драгоценный опыт.

Именно потому, что мне показалось это таким сложным, я решил менторить почти сразу после того, как нашел первую работу, и через четыре месяца мой менти нашел первую работу в качестве трейни Java Developer, что подтвердило мою теорию о том, что обучение у нас, мягко говоря, не самое эффективное, по крайней мере для обучающихся. Я продолжал менторить, но со временем понял, что мне тоже нужен наставник, вследствие этого открытия я нашел себе ментора, с которым работаю больше чем полгода.

С ментором мы проходили многопоточность и другие технические темы. Я готовился к смене работы, и мы обсуждали вопросы, на которые у меня не было ответа. Я просил помощи в решении задач на новом проекте, так как команда была не до конца собрана и обсудить некоторые решения не было с кем. В данный момент я пишу свой пет-проект, ментор дает мне фидбэк и мы обсуждаем архитектуру. В планах подготовка к сертификации.

Быть или не быть

Менторинг — это самая древняя форма обучения. По сути, берешь и повторяешь, делаешь вместе с более опытным человеком простую задачу, потом повторяешь сам и дальше практикуешься, пока не будешь делать это хорошо.

Преимущества

Просто, комфортно, эффективно при условии, что ментор хочет учить, ставит ваши цели выше своих и вообще вы лучшие друзья, но это редкость.

Недостатки

Сложно найти хорошего ментора, их и так не много, а еще нужно, чтобы он именно меня терпел. Плохо масштабируется, 2–3 менти для практикующего ментора, который еще работает и имеет семью, это норма при условии, что он реально занимается обучением на результат. Ментору это не очень выгодно, менти обычно не особо состоятельные, с них много денег не возьмешь, поэтому традиционно менти работали на ментора бесплатно на протяжении нескольких лет, а у некоторых вредных наставников это затягивалось еще дольше.

Сейчас у нас гораздо меньше ограничений, чем было раньше, они были сняты благодаря технологиям и повышению уровня жизни и безопасности. На сегодня у нас есть уйма материалов для самостоятельного обучения, книги, видеокурсы, симуляторы, возможность найти единомышленников и погуглить ответ на свой вопрос. Также есть групповые занятия, курсы, где можно получить фидбэк и базовые навыки. Все это в целом можно назвать самообучением.

Преимущества

Удобно, доступно, гибко. При желании можно за 2–3 года в спокойном ритме учиться и сменить специальность.

Недостатки

Не эффективно. Сложно сориентироваться в том, что учить, а что нет, приходится учить много лишнего, иногда полученные знания не совпадают с запросами рынка. Хорошие курсы не просто найти, также они редко ориентированы на трудоустройство, чаще всего там учат базу, но не более. Самый главный риск здесь состоит в том, что можно потерять мотивацию и сдаться на половине пути.

Мы можем совместить преимущества этих двух подходов и компенсировать их недостатки, насколько это возможно. Это именно то, о чем я бы хотел рассказать в этой статье.

Преимущества

Удобно, есть коммитмент как минимум раз в неделю, встреча, к которой нужно подготовить материал. Эффективно, если быть проактивным и систематически работать. Есть у кого что-то спросить или посоветоваться, карьерные вопросы, технические, глупые.

Недостатки

Многое завязано на ментора, есть пассивные менторы, которым нужно писать, где берешь организацию своего обучения на себя. Есть активные, которые могут в 2 часа ночи писать, что не ложатся спать, потому что ждут домашку. Хорошего ментора под себя непросто найти. Поэтому нужно научиться искать наставников и уметь работать с ними эффективно. Так же и быть ментором нужно учиться, каждый интерпретирует менторинг по-своему.

Хорошие менторы и менти

Обычно разбирают ошибки, которых нужно избегать, но я где-то слышал, что мозг лучше воспринимает позитивные утверждения, поэтому будем выяснять, что из себя представляет хороший менти и ментор.

Хороший менти:

  • Активно задает вопросы. Как ментор, я хочу работать эффективно, поэтому, когда человек активно задает вопросы, я вижу, что он работает, ему интересно, менти использует свое и мое время эффективно.
  • Задает вопросы правильно. Как ментор, я обычно занят, поэтому ценю, что, прежде чем задать вопрос, человек гуглит и имеет общее представление о том, что спрашивает, а также что он продумывает вопрос, который задает.
  • Делает то, что нужно. Мне важно, чтобы менти учился эффективно, для этого нужно сфокусировать свои усилия на цели (и чтобы была конкретная цель, конечно), а значит, нужно делать то, что неприятно, страшно, некомфортно вместо того, что нравится или привычно.
  • Работает регулярно. Мне нравится работать с активными менти, они энергичны и продуктивны, и даже если занимаются час в день, то делают это регулярно, процесс идет. Очень ценно, когда человек понимает, что нужно инвестировать время регулярно, чтобы был результат, и меня мотивирует видеть, как менти растет.
  • Не сдается. Я, как ментор, получаю кайф от того, что человек растет, это то, зачем я менторю людей в первую очередь. Поэтому для меня важно, чтобы менти получил результат, потому что это наш общий результат. Как говорил какой-то тренер, победители и неудачники падают примерно одинаковое количество раз, но победители инстинктивно поднимаются и продолжают двигаться вперед, в то время как неудачники могут оставаться лежать всю жизнь. Я выбираю работать с победителями, потому что они на время становятся моим окружением, которое на меня влияет.
  • Реалистичен. Отлично, когда менти настроен на долгосрочную работу, он понимает, что два месяца мало для того, чтобы получить профессию. Полгода — это минимум, а скорее год нужно для того, чтобы закончить программу с нуля. Менторинг — это не спринт, это марафон, поэтому хороший менти не суетится, нужно время набрать темп, сработаться, найти подход.
  • Уверен в себе. Я радуюсь, когда слышу от менти, что он нормально относится к ошибкам, что он воспринимает все как процесс и, несмотря на любые сложности, готов продолжать без самоуничижения или сомнений.
  • Смелый. Это супер, когда менти говорит, что имеет сомнения по поводу какой-то темы, и предлагает это обсудить. Когда человек дает обратную связь — это великолепно. Я предпочитаю работать со смелыми людьми, это позволяет мне расти быстрее и работать эффективнее.

Если вкратце, то хороший менти — это человек с горящими глазами или сложными жизненными обстоятельствами. Для меня главное — мотивация и желание вкладываться, всему остальному можно научить. Хотя мотивация частично зависит и от ментора.

Хороший ментор:

  • Вовлечен в процесс обучения. Проявляет инициативу и настроен на результат. Все время держит меня в тонусе по моим целям, требует результат, активно участвует в планировании моей карьеры, постановке целей и финансовом успехе. Особенно важно, когда уже какое-то время работаешь и вроде неплохо зарабатываешь, и зона комфорта становится привычным местом.
  • Находит время, несмотря на занятость. При этом, когда отвечает, проявляет инициативу и доводит дело до конца, после интересуется результатом.
  • Общается просто и на равных, признает свои ошибки и то, что не знает чего-то или не уверен.
  • Работает частично как коуч, задает вопросы, позволяет самостоятельно находить ответы и принимать решения. Можно сказать, что помогает работать с софт скилами.
  • Имеет четкую проработанную программу, с текстовыми материалами и видео, сроками, может дать конструктивный фидбэк. Материалы могут быть сторонними, мне все равно, но они должны быть качественными и проверенными. Отличный вариант — это курс на Udemy или другой платформе, с четкой структурой и заданиями, я сам куплю, 10 долларов — это цена обеда.
  • Всегда имеет план и придерживается его. В идеале, я вообще не должен следить за планом, этим занимается ментор. Я предпочитаю узнавать об этом от него на очередной сессии, это показывает то, что ментор заботится об эффективности и результате.
  • Ведет себя скромно и вежливо. Даже лучше будет сказать «профессионально».

В целом, в моем представлении, ментор — это кто-то вроде друга, который предложил помощь в обучении и заинтересован в том, чтобы вы добились успеха. Для этого он готов вкладываться, но при этом он требует результата. В процессе оставаясь профессионалом и образцом для подражания, имея материалы и эффективную программу обучения.

Оплата ментора

Еще одно отличие от обучения по дружбе — оплата. Я предпочитаю платить ментору, это инвестиция в себя, также это повод ментору провести со мной время вместо его семьи или отдыха. Тем более хороший ментор вкладывает в программу, задания и так далее. Инвестиции должны возвращаться. Если ментор не вкладывает почти ничего, то я бы задумался насчет серьезности его намерений и профессионализма.

Но если ментор непосильно дорого обходится, то долго учиться будет затруднительно. В таком случае вряд ли получится добиться нужного результата. Поэтому нужно взвешивать свои возможности и потребности.

Как совмещать менторинг и самообучение

Чтобы раскрыть тему совмещения самообучения и менторинга, хочу описать, какие роли они должны выполнять и в каких пропорциях.

Самообучение должно составлять 60% или даже 70%. Если не самообучаться, то не будет чего спрашивать у ментора, не будет, на что получать фидбэк и код-ревью, не будет о чем просить совета. Да и ментору приятно, что человек растет, задает интересные вопросы, можно и самому чему-то научиться или в чем-то разобраться.

Я советую проходить курсы на Udemy, сертификации, делать пет-проекты, писать статьи или менторить других.

Менторинг составляет 30–40%, когда есть вопросы, наставник отвечает на них, помогает разобраться, может показать пример в коде. Делает код-ревью пет-проекта, может помочь найти решение для рабочей задачи. Желательно регулярно созваниваться и обсуждать какие-то темы, проводить pair programming, mock-interview и так далее.

Рекомендую быть как менти, так и ментором, это позволяет становиться лучше в обеих ролях. Прокачивает хард скилы, софт скилы, если будете менторить на английском, то еще и английский. Что еще нужно для профессионального роста?

👍ПодобаєтьсяСподобалось6
До обраногоВ обраному3
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

А є ресурси, де можна можна запропонувати себе бути ментором і взагалі знайти толкових mentees? В мене інколи виникає велике бажання повчити інших :)

Давно пришёл к выводу, что на определённом этапе единственный способ расти дальше — это учить других. И сам знания систематизируешь и пищу для ума получишь.
А тем кто собирается идти в менеджмент — вообще обязательно, это работа с людьми.

Как думаете, на этом этапе есть смысл искать ментора для себя или продолжать учиться? Лично для вас?

Все так и есть. Узнавать что-то новое и делиться знаниями — это здорово!

А можно не надо? Вот с чего ты взял, что недавно вычитанное — обязательно полезно, или хотя бы истинно или применимо на практике? И что прочитавший вообще понял, а не додумал от себя?

Хороший вопрос. Но чтоб ответить на него, надо сначала решить — а вопрос ли это?
И что вопрошающего интересует информация а не донесения субъективной точки зрения.

Вот что важно!

Подумай — сделает ли тебя счастливым тот факт, что ты всю жизнь заблуждался?

Ну, если учиться для счастья, а не для образования — то лучше метнорку бери с низкой социальной ответственностью. Пусть у неё и опыт как у трейни, а то и без опыта.

Образованные люди как правило более счастливы, чем необразованные. Может быть ты просто не сильно предрасположен к самообразованию и этот процесс делает тебя несчастным?

Инфа 0%. А как же Многие знания → многие печали

Потому что многия
А нужны — актуальные

Если ты научишься отделять одни от других, пожалуй тебе надо будет создать новую религию имени себя.

Не, вы посмотрите — каков льстец

Я даже думаю, что это часть человеческой природы в борьбе за выживание, именно по этому это довольно эффективно и заряжает. И скорее всего по этому это помогает некоторым людям работать non-stop годами и не выгорать

Коли люди публічно старанно намагаються описати свій досвід, вони одночасно заповнюють пробіли у своїх знаннях, систематизують його. Це теж свого роду менторство, що поєднується із саморозвитком.

А що робити, коли немає власного досвіду? — Правильно — створіть собі власний проект, розвивайте його, і по ходу справи описуйте його.

Щоправда може статись так, як у мене. — Я написав цілий Node.js-фреймворк і документацію до нього, але схоже що на даному етапі розвитку він нікому не потрібен, окрім мене =). Але все-одно цей досвід для мене однозначно позитивний.

В процессе вы получили полезный опыт, он же может считаться вашим портфолио, и он же может перерасти во что-то большее в будущем. Возможно вам будет полезен кто-то у кого есть успешный опыт в создании и продвижении своих фреймворков, или кому-то могут быть нужны ваши навыки в создании фреймворков. Любой опыт хорош если его правильно применить.

DOU добавило немножко CSS. Таким темпами мы доживём что и vi получит кнопку выхода.

А по теме — синдром Даннинга-Крюгера в полный рост. Мы ж помним, кто умеет — делает, кто не умеет — ....

Такой CSS (красные и зеленые блоки) появился более 1 года назад:
dou.ua/...​s/product-vs-outsourcing

Хочешь что-то спрятать на DOU → положи это в Ленту

На форуме полтора месяца назад появилось:
dou.ua/forums/topic/34056

Підписатись на коментарі