Проблема оленя в средней полосе, или Наше решение проблемы пробок на дорогах
Постояв пару часов в пробке во время очередного локдауна, каждый инженер задумывался: «а как бы я задизайнил систему регуляции дорожного движения?».
Автомобили со времен Карла Бенца изменились кардинально, но схема по сути осталась такой же: «Едешь быстро — получи штраф от полицая», просто тогда «быстро» считалось 6 км/ч, а сейчас — 100.
В чем проблема?
Суббота для человека, а не человек для субботы
Иисус, Евангелие от Марка
Как известно, правильно поставленный вопрос — это уже половина ответа. Текущая система регуляции движения заточена на контроль скорости. Везде, не только в Украине. Скорость меряют камеры/радары всех мастей или сидящие по кустам ̶г̶а̶и̶ш̶н̶и̶к̶и̶ полицейские.
Почему контролируют именно скорость? Официальная версия звучит примерно так:
«Перевищення швидкості є основною причиною ДТП»
И вообщем это справедливо, но как определить эту самую граничную скорость?
С 2018 года максимально допустимую скорость в населенных пунктах снизили с 60 км/ч до 50. На скорость потока это повлияло ... примерно никак, абсолютное большинство машин как ехали
Посмотрим на статистику штрафов, за неделю марта 2021:
Превышение установленных ограничений скорости движения более чем на 20 км/ч | 8696 |
Нарушение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами | 3149 |
Управление в состоянии опьянения | 2241 |
Управление транспортным средством лицом, которое не имеет права управления, или передача управления транспортным средством лицу, которое не имеет права управления | 1969 |
Нарушение правил дорожного движения пешеходами | 1226 |
Превышение установленных ограничений скорости движения более чем на 50 км/ч | 570 |
Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления | 531 |
Что бросается в глаза?
- Эти нарушения просто зафиксировать (через радар, камеру, алкотестер, отсутствие документов) и потом доказать в суде.
- Для их фиксации не надо передвигаться.
- Лишь часть этих нарушений влияет на аварийность
И даже если бы полиция сфокусировалась на предотвращении аварийных ситуаций, у нее нет инструментария для фиксации подобных нарушений. Полицейский или камера редко окажется в том самом месте, где вас подрежет очередной олень, а превышающих скорость не надо искать, достаточно просто выйти на дорогу — превышают все. А на аварийность влияет не только и не столько скорость, сколько предсказуемость поведения водителей и пешеходов.
Итак, правильный ответ на вопрос: «почему контролируют именно скорость?» —
«потому что это — легко». Хотя с последними техническими инновациями фиксировать становится все сложнее. Приложения типа Waze покажут вам где находятся все камеры и полицейские.
Кстати, с такими участками связан любопыный психологический эффект. После того как водитель снизил скорость перед камерой или патрулем, он пытается нагнать упущенное время и едет быстрее, чем если бы камеры тут не стояло.
Но вернемся к главному вопросу «а какой конечной цели мы хотим добиться?»
Регуляция скорости и ПДД — это всего лишь средства. Которые могут привести, а могут и не привести к желаемой цели каждого участника движения:
Быстро и безопасно добраться из точки А в точку Б
И уже исходя из этой цели нужно искать механизмы регуляции: административные, рыночные, социальные. Между «быстро» и «безопасно» нужно найти компромисс. И этот компромисс должен определить не чиновник в кабинете, а сами водители на дороге. Ведь если 95% водителей не подчиняются какому-то правилу, то проблема не в водителях, а в правиле. А текущая система направлена больше на увеличение штрафов, чем на уменьшение аварийности. Поэтому, хотя полиция бодро рапортует о уменьшении количества аварий, количество ДТП с жертвами растет год от года
Skin in the game
Bureaucracy is a construction by which a person is conveniently separated from the consequences of his or her actions
Nassim Taleb
Водитель — не самоубийца и сам прекрасно понимает какая скорость и маневры безопасны для него в данных условиях. И никто больше водителя не заинтересован в том, чтобы не попасть в аварию — он рискует своей жизнью и жизнью близких.
Следующим по заинтересованности актором является страховая компания. Она рискует собственными деньгами при наступлении страхового случая. Это мало кто знает, но большинство страховых в Украине несут убытки по ОСАГО и занимаются этим только потому, что это позволяет получить доступ к клиенту, и потом продать ему КАСКО, страхование здоровья, недвижимости и тд.
И только потом идут чиновники/депутаты/полицейские. Они несут только политическую ответственность за принятые ими же законы и правила. Ведь их самих никогда не штрафуют.
А водители и страховые не имеют инструментов влияния на ситуацию на дороге и им остается только надеяться на адекватность участников движения.
Таким образом у нас формируется две параллельных системы правил:
Формальные — те что прописаны в официальных ПДД, и неформальные — те, что большинство участников движения считают справедливыми и разумными.
«По закону» и «по понятиям»
Status quo
Представим, что вас подрезали, спровоцировав аварийную ситуацию и вы хотите донести хаму, что так делать не стоит. Ваши действия?
«Проучить» и подрезать в ответ? Заманчиво, но несет риски для автомобиля и здоровья.
А каков «законный путь»?
Ну для начала нужно зафиксировать его действия на видео. Тут вам пригодится видеорегистратор, но
— Его нужно купить и установить
— После происшествия из него нужно достать карточку, вставить ее в компьютер, найти нужное время и вырезать нужный фрагмент. Или подключить через глючное приложение по wi-fi к телефону. Это занимает время.
Дальше нужно написать и лично принести заявление в полицию и приложить к нему
После этого полиция должна определить владельца автомобиля по номеру и отправить ему почтой бумажное письмо с приглашением явиться в участок.
Если в течении 3 недель нарушитель не явится в участок, шлют еще одно письмо.
Если нарушитель очень хитрый, он может явиться в участок с адвокатом, который скажет что «нарушитель в тот момент не находился за рулем, а кто находился — он имеет право не говорить».
В течении месяца полиция обязана прислать вам письмо с отчетом по вашему заявлению. При этом если дело дойдет до суда, вы обязаны снова явиться лично, а судья может заявить, что ваше видео не может являться доказательством, так как ваш видеорегистратор не сертифицирован для этой цели.
Как видим, процедура очень простая и быстрая.
Совсем по другому работает система автоматической фиксации превышения скорости:
«Если камера фиксирует превышение скорости, происходит автоматическая идентификация транспортного средства за счет считывания государственного номерного знака. В дальнейшем система автоматически выбирает данные из базы и подтягивает их под это правонарушение. Постановление оформляется на лицо, на которое зарегистрирован автомобиль в реестре МВД. Если владелец указал человека, который постоянно пользуется автомобилем (надлежащий пользователь), ответственность будет нести именно он. Если транспортное средство зарегистрировано на компанию, то — ее руководитель. На основании зафиксированного нарушения будут формироваться „письма счастья“ от имени Департамента патрульной полиции и платежными реквизитами для оплаты штрафа»
Почему для полицейских камер возможна такая «упрощенка»?
Дело в том, что все камеры проходят сертификацию и обязательную ежегодную поверку, поэтому их измерения считаются судом достоверными. Даже отсутствие пломбы на камере может привести к отмене штрафа
Что имеем в итоге: наказать водителя за нарушение скорости — быстро и просто, а за создание аварийной ситуации — практически невозможно.
Такое положение дел создает атмосферу безответственности:
- Можно нарушать все правила, главное не попасться на камеру
- Наказывать нарушителя — не мое дело, для этого есть «специально обученные люди». Мне что, больше всех надо?
Мы же хотим дать водителям простое средство наказывать других водителей за нарушения, которые приводят к авариям.
Решение
Увеличить штрафы? Как скажет вам любой юрист со времен Древнего Рима, «эффективность наказания состоит не в его жестокости, а в его неотвратимости». Бездумное увеличение штрафов просто приведет к увеличению коррупционной составляющей.
Поэтому мы предлагаем совместить 2 подхода, то есть дать каждому водителю возможность отправлять заявления с видео в полицию, но пускать их по упрощенному пути, как видео с камер автоматической фиксации. Но обычные видеорегистраторы для этой цели не подойдут — в них можно подделать дату и координаты в EXIF файла, и например, слать одно и то же видео с разной датой несколько раз. Вряд ли кто-то будет этим заниматься, но с точки зрения украинских судей, если это технически возможно — то такое видео не может являться доказательством. Поэтому файл видео должен быть защищен от вмешательства, если не на уровне железа, то хотя бы на уровне софта.
Очевидный кандидат на замену видеорегистратора — смартфон: они есть у всех, у них есть интернет, а камеры становятся лучше с каждым годом.
Год назад мы сделали выкатили MVP такого приложения (android, ios) на маркет и получили 8к загрузок за 3 дня. Тема явно наболевшая.
Камера все время перезаписывает минутный ролик, если вы видите нарушение — достаточно тапнуть в любое место экрана и последние 30 секунд будут сохранены в постоянную память. После отправки видео на наш сервер, мы делаем очистку от спама и видео плохого качества, составляем заявление от нашего имени и отправляем в полицию.
Пока что это возможно только по медленной процедуре, описанной выше. Поэтому мы инициировали законопроект, который позволит делать это намного быстрее и проще.
Человек, записавший видео, сможет получить вознаграждение в виде процента от штрафа (пока что это 10%, в будущем — больше).
Этическая сторона вопроса
Часто нам задают вопрос про «стукачество». Этическую дилемму украинского общества на этот счет можно увидеть тут:
Побачив порушника — знімай на смартфон: МВС підготувало закон про фіксацію порушень правил
Так как законы в Украине (тем более во времена СССР) часто несправедливы, ненависть к этим несправедливым законам и правилам перешла у некоторых украинцев на правила вообще. Поэтому у нас в языке даже нет позитивного аналога слова «стукач», в отличии от английского, где есть whistleblower. Но так не может продолжаться вечно, нужно избавляться от совкового менталитета, приближать формальные правила к неформальным и добиваться их выполнения. Мы надеемся, что подобный краудсорсинг контроля за ПДД поможет изменить поведение водителей: когда контролем занимается государство-нянька — у многих возникает психология «если ментов близко нет, значит все позволено». Если же контролировать друг друга будут сами водители, то возникает гражданская ответственность типа «не буду хамить, я же не быдло».
В следующей статье мы расскажем про страховые компании и аварии.
PS: We are hiring! Нужны разрабы, которых реально достала ситуация с оленями и пробками.
Найкращі коментарі пропустити