Как дуальное образование помогает совмещать работу и учебу

Привет! Меня зовут Юлия, я Associate Software Engineer, GlobalLogic Ukraine. В прошлом году я закончила бакалавриат по специальности «Компьютерные науки». Пока я училась, большинство моих одногруппников уже работали. Поэтому они часто пропускали пары, нервничали из-за предстоящей сессии и неоднократно договаривались об отгулах в офисе. Тем временем меня не покидал один вопрос: «А возможно ли эффективно совместить учебу и работу? Причем без вреда своему ментальному здоровью». Оказалось, что можно. Своим опытом я и поделюсь в этом тексте.

С начала обучения в университете для меня было важно закончить бакалавриат, прежде чем искать работу. Хотелось убедиться в своих силах и возможностях, а также понять, в какой именно сфере я хочу развиваться. Как подтверждает опыт многих студентов, самое сложное — найти первую работу. Компании хотят, чтобы у их потенциальных специалистов либо уже был коммерческий опыт, либо сертификат о прохождении курсов от компании. С этой проблемой я столкнулась лицом к лицу прошлым летом. Тогда потратила три месяца на поиски. Вскоре первая работа нашла меня случайным образом сама. На факультете я узнала о программе с элементами дуального образования на базе компании GlobalLogic.

Что такое дуальное образование

В университете мы получаем фундаментальные знания, базовые навыки и понимание, как работает индустрия. Для работы на проекте этого недостаточно, от ІТ-специалистов ждут взаимодействия с командой, умения презентовать проект заказчику и решать задачи нестандартно. Но, где взять эти навыки, если ты сосредоточен на учебе и никогда не работал на проекте? Система дуального образования призвана решить эту проблему. Это практика, когда в подготовке молодых специалистов участвуют и учебное заведение, и бизнес. Сначала студент получает в вузе базовые теоретические знания. Затем приходит практиковаться на предприятие. Фактически он становится полноценным специалистом в компании — с компенсацией и официальным договором.

В системе дуального образования учебное заведение и бизнес становятся равноправными партнерами, последний может участвовать в разработке рабочих и индивидуальных учебных планов и самостоятельно оценивать результаты студента. Работодателю это выгодно. По окончанию университета по дуальной системе он получит молодого высококвалифицированного и максимально мотивированного работника. Университеты, в свою очередь, получают возможность дать студентам практику, а также построить обучение согласно самым новым технологиям и трендам индустрии.

Моя история дуального обучения в сфере IT

Большинство моих однокурсников программировали еще со школы. Я же поступала просто потому, что у меня было хорошо с математикой и было интересно попробовать. Сфера IT заинтересовала меня только после школы — в более осознанном возрасте. Первую свою программу я написала на первом курсе. До того программировать мне не приходилось. Учиться на бакалавриате было местами сложно. Но я четко осознавала, что эта сфера мне интересна и я хочу продолжить в ней развиваться и на магистратуре.

О программе мне рассказала замдекана на факультете. Для себя я выбрала три опции образовательных программ: математические методы искусственного интеллекта (ММИИ), искусственный интеллект и информатика. На последней я училась на бакалавриате, и на нее шли большинство моих друзей. ММИИ мне приглянулась дисциплинами и форматом. Она построена на основе программы ИИ, где мне нравились учебная программа и дисциплины. На магистратуре мне было интересно получить опыт. Искать работу и развиваться я бы в любом случае продолжила в сфере машинного обучения. У меня были опасения, ведь два года магистратуры достаточно большой срок, и если не понравится или не получится, то это заденет сразу обе сферы: учебу и работу. Это была первая программа в университете по инициативе GlobalLogic, и было неясно, как все устроено. Но после интервью с командой и хороших отзывов знакомых все стало на свои места.

Так я поступила на одну из 20 учебных программ, которые в 2020 году вместе с украинскими университетами запустила GlobalLogic. Поступление на дуальное образование на базе компании проходило в два этапа. Первый — тестовое задание, которое мы отправляли заранее. Второй — интервью. На него нас приглашали по итогу тестового. Интервью было больше похоже на знакомство: мы рассказывали о своих навыках, а инженеры GlobalLogic — о возможностях, которые каждый из нас сможет получить, работая с тем или иным проектом.

Первый год на базе компании мы занимались реальными задачами и данными. Нас неоднократно привлекали к R&D-проектам. Таким образом попробовали разные сферы машинного обучения. Сначала мы работали с object detection (определяли критерии, по которым компьютер может распознать объект, и проходимость параметров), вскоре перешли на predictive maintenance (анализ логов для прогнозирования ошибки в системе). В результате клиент взял меня и одногруппников работать над проектом в дальнейшем. Сегодня мы анализируем логи системы, роутеров для того, чтобы заранее предупреждать поломки.

Сперва я приходила в компанию на 3–4 часа в день, а спустя полгода уже на фултайм. Во время обучения в таком ритме мне удается эффективно совмещать теоретическое обучение с практической подготовкой под менторством экспертов компании.

Программа машинного обучения на ММИИ строиться на основе ИИ, и много обязательных предметов пересекаются. Каждый семестр часть кредитов на программе отводиться на «практику без отрыва от обучения» в компании. И если на ИИ, допустим, 8 предметов в семестр, то у нас всего 5 и практика. Некоторые из них изучаем в компании, а опыт с практики входит в дипломные работы. В остальном лекции, лабораторные занятия в университете проходят как обычно.

Инженеры компании читают лекции для студентов, которые вместе со мной обучаются по дуальной программе, проводят вебинары и лабораторные работы, то есть выступают менторами. В целом дуальная система предусматривает меньше теории. То есть часть кредитов отходит на практику без отрыва от обучения. В этом и преимущество: университетский курс сокращается, поэтому мне удавалось совмещать учебу и работу.

По итогу практики в компании я буду готовить магистерскую работу, в которой опишу опыт работы на проекте. Иными словами, это поможет подтвердить практический минимум в итоговой работе и защитить ее в университете.

Какие навыки можно получить

Работа на проекте помогла мне намного быстрее улучшить навыки, чем выполнение лабораторной в университете. В GlobalLogic нам повезло с командой. Она заинтересована в нашем развитии, помогает и постоянно поддерживает.

Кроме того, я научилась работать с людьми, правильно использовать университетские знания и преодолевать трудности. Я уверена, что такой опыт помог мне сформировать правильный набор гибких навыков, которые пригодятся в дальнейшей работе в IT-сфере. Кроме того, в IT-компании я научилась ежедневно справляться с вызовами. Когда тебе что-то в новинку — это всегда сложно. Но останавливаться никогда нельзя. В новых вызовах и есть интерес. Все понятное — скучно.

На базе практики для нас готовили задания так, чтобы мы с ними справлялись и могли привнести свой вклад. Мне трудно вспомнить какой-то конкретный случай, когда я сталкивалась с челленджами на работе. Чаще всего трудности возникали, когда приходилось работать с новыми технологиями. Но я садилась, разбиралась, просила о помощи. Сейчас, например, я занимаюсь кластерами, удаленными системами. По сей день я все еще изучаю все нюансы, связанные с этой сферой. Главные челленджи в моей работе — разобраться с новыми технологиями, с которыми не работала ранее.

Возможно, мне немного повезло, потому что онлайн-обучение упрощало мне жизнь и позволяло экономить время. Утром я слушала лекции, а остальное время посвящала проектам в GlobalLogic. В целом нагрузка оказалась небольшой. Но в этом и еще один важный навык: я научилась переключаться между задачами: утром — теория, днем — практика.

Как дуальность может помочь в поисках первой работы

На своем опыте я поняла, что дуальное образование — это первый шаг в развитии будущего специалиста. Передо мной открылась возможность получить опыт в обучении в разных сферах IT. Мне как студентке было трудно искать первую работу. Но сейчас, благодаря дуальности, я стала ближе к профессии. Один из плюсов при этом — официальный контракт: с договором, компенсацией и бенефитами. Если в дальнейшем захочется поменять работу — будет проще благодаря приобретенному в GlobalLogic опыту. Кроме того, благодаря компании я сделала колоссальный рывок в профессиональном развитии. Как я оцениваю свое дальнейшее развитие в IT-сфере? Я рада, что попала в сферу Machine Learning. Я бы хотела расти в этом и дальше. Это то, что мне интересно. Я уверена, что впереди будет еще много новых разных проектов.

Классическая магистратура vs дуальное образование

Сегодня магистерское образование становится менее популярно, ведь бакалавриата вполне хватает для трудоустройства во всех компаниях, в том числе иностранных. В 2020 году на магистратуру в Украине поступило всего 126,9 тысячи студентов. Это на 3,1% ниже, чем годом ранее. По моему личному опыту, одна из причин уменьшения спроса на магистратуру — частое повторение материала, пройденного в течение первых четырех лет учебы. Дуальное образование на магистратуре дает возможность получать меньшую теоретическую нагрузку и большую практическую. У таких же ребят, как и я, есть возможность учиться коммуницировать с командой, практически внедрять свои знания, а также работать над ошибками. Все это — важные скилы для специалиста в любой сфере.

Сложность такого формата образования в тайм-менеджменте — уметь совмещать учебу и работу. Бывают накладки по времени между парами и рабочими звонками, во время сессии тоже сложно все успеть. Если вернут очное посещение занятий в университете, то тоже надо будет как-то все совмещать. Но эти сложности неизбежны для всех работающих студентов.

Система дуального образования открыла передо мной безграничные возможности сервисных компаний, которые хороши своей разноплановостью. Я смогла принять участие в разных проектах, столкнуться с новыми вызовами и, конечно же, получить свой первый опыт работы. Мой пример, как и многих моих университетских коллег, лишь подтверждает то, что каждый из нас выбирает свой путь «от студента до высококлассного специалиста». А учеба с элементами дуальности может лишь стать хорошим стартом для некоторых счастливчиков. И, возможно, навыки Юлия Цезаря или стратегии тайм-менеджмента в этом случае совсем не потребуются.

Данная программа подойдет студентам, которые заинтересованы в машинном обучении и только начинают свой карьерный путь в этом направлении. Для меня дуальная программа была самым комфортным и лучшим вариантом. Я получаю знания, закрепляю их на проекте. У меня есть возможность понять логику процессов изнутри и выпуститься из вуза уже с реальным опытом. Тогда как студентам классических программ может не хватать прикладных навыков или уверенности в своих действиях, и они двигаются наугад.

👍НравитсяПонравилось4
В избранноеВ избранном0
LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Дуальне навчання топчик: поєднання навчання і реальної практики.

Походу студентам там рекомендуют писать статьи с первым опытом в крупной компании и не забыть написать в какой)

В каждом абзаце конечно незабывать. А то вдруг кто не понял сразу.

Заказуха від Жлобала, можна не читати

Ага, т.е. когда я пары прогуливал из-за работы, на самом деле я занимался дуальным образованием.
С другой стороны, когда я пары прогуливал не из-за работы, то это тоже можно назвать дуальным образованием, ведь я добывал софт-скиллы.

Что самое интересное — так оно и есть на самом деле.

Можно узнать ваш ВУЗ и посмотреть на гит?

КНУ Шевченка, факультет Кібернетики, судячи по задньому фону на фото)

Можно узнать ваш ВУЗ и посмотреть на гит?

Гарний спец по безпеці завжди починає здалеку. Тепер можемо переходити до наступних питаня:
— місто в якому ви народились
— дівоча фамілія матері
— ім’я домашнього улюбленця
— улюблена спортивна команда
:)

cvv и expiration date)

В университете мы получаем фундаментальные знания, базовые навыки и понимание, как работает индустрия.

А так это джинса, ребят, расходимся:)

Джинсá — журналистский термин, подразумевающий умышленное размещение скрытой рекламы или антирекламы под видом авторского материала.
ru.wikipedia.org/wiki/Джинса

Когда был студентом, я тоже топил за галеры, мол для них образование универа такая себе фигня, кроме знаний основ программирования и алгоритмов со структурами данных. Теперь я не хочу ни за универ, ни за галеры топить)

Подписаться на комментарии