Английский: to learn or not to learn this bloody language
И снова здравствуйте. Меня зовут Юрий (Сергеев) Байрон. Сегодня я буду освещать вопрос изучения английского языка с перспективы, противоречащей общепринятым и классическим подходам. Поговорим о преподавании.
Интро
За плечами у меня два британских университета (Brighton и Kingston, уровень Masters) и неоконченное PhD. А сейчас я приверженец онлайн-образования (покорил несколько американских вузов), в определенном смысле имею отношение к Business и IT-индустриям.
Я уехал в Англию в начале
В те далекие времена не было электронных словарей, гугла, да и интернета практически тоже. Зато был словарь бумажный, с транскрипциями! Мало того, вокруг были одни бритиши, вежливые, но абсолютно малопонятные. Полное отсутствие русской и украинской речи. Звонок в Украину стоил 3,50 фунта в минуту, а в Burger King мне платили 2,70 фунта в час. Короче, полное погружение в язык... без права на нытьё и стресс.
Хорошо это было или плохо, сложно сказать, однако эксперименты такого плана в образовании весьма рискованны.
У меня серьезнейший опыт мирового образования, которое я последние годы с удовольствием полирую онлайн различными профессиональными сертификатами из Йеля, Стенфорда и так далее. Выбирая вузы с мировым именем, зачастую встречаешь уникальнейших преподавателей, к которым попасть офлайн практически нереально. Я уже не говорю об их знаниях и уровне языка.
Иллюстрация Алины Самолюк
Кто такой «хороший преподаватель»
Хороший преподаватель (а от него зависит ваш успех) должен сам уметь учиться и не прекращать этот процесс никогда.
Всеми любимые «нейтивы» у меня лично вызывают оскомину. Поверьте, я многих встречал лично, и мой уровень языка позволяет слышать между строк.
В большинстве своём это люди без образования, либо оно весьма ограничено. И без преподавательских талантов. Тем не менее самое плохое — то, что человек, не знающий вашего языка, не сможет донести тончайших нюансов. А настоящий английский пестрит идиомами и различными выражениями — их нельзя перевести, но можно подобрать аналог, если владеете двумя языками.
Школьная традиционная методика подходит для закладки фундамента, чтобы вбить в голову грамматические конструкции (и «нейтив» этого не сделает), однако, если вы хотите начать именно общаться, думаю, тут школы и курсы отпадают.
Объясню на простом примере: абонемент в спортзал. Одно лишь только приобретение абонемента не сделает из вас спортсмена. Для реальных результатов нужна регулярность посещения и как минимум тренер, а как максимум — дополнительные знания (для оценки его работы), ну и элементарная совместимость между вами. Конечно, есть талантливые тренеры, которые подстроятся под клиента, но это редкость.
Так и с различными школами английского: записавшись туда, люди зачастую ожидают результат, особо ничего не делая. Я слышал, что таким образом некоторые себя мотивируют. Однако тот факт, что эти люди приходили потом ко мне, означал поражение в предыдущих попытках.
Из собственного опыта преподавания: мы с учениками разговаривали на английском во время прогулок в парке в 7 утра. Здесь куча плюсов: свежий воздух, спорт и, главное, есть efficient and effective (эффект и результат). Или же ходили на кофе, а когда-то и на пиво — напряженность учебной обстановки устранена, при этом человек в абсолютно комфортных для него условиях.
Наверное, тут можно спросить: «А так можно было?». Почему бы нет? Ведь по работе часто приходится проводить встречи в ресторанах или на конференциях, неформально общаться в пабах. Можно изучать язык в такой же обстановке.
Кстати говоря, в Лондоне есть школа английского, которая проводит разговорные занятия исключительно в пабах: шум вокруг не мешает, а наоборот, заставляет концентрироваться. Плюс полное погружение в реальность.
Преподаватель — это Director, но не начальник. Это «направитель», если перевести дословно. То есть указывающий путь и корректирующий продвижение. Мне очень импонирует протагонист Master Yoda, особенно его выражения «pass on what you have learned», «the greatest teacher, failure is» и «you must unlearn what you have learned».
О моем опыте преподавания
На определённом жизненном этапе, будучи уже в Украине, я вышел из активного менеджмента и решил взять творческую паузу. Однако мне было непривычно сидеть без дела, и, имея желание преподавать, я вдруг обнаружил себя во фрилансе по копирайтингу и офлайн-преподаванию английского.
Как так случилось? Я пошёл на speaking club просто поболтать на английском. И после первого занятия, где я сошёлся в дуэли с американцем, который весьма нелестно отзывался об Украине, сама школа предложила мне возглавить эти занятия.
После двух-трех лет преподавания английского языка в основном IT-специалистам, в одной из компаний мне предложили возглавить департамент администрирования, что позже частично переросло в проектный менеджмент.
Хотя я не отказался от занятий: для меня преподавания — это уже часть жизни, уникальный шанс знакомиться и общаться с интереснейшими людьми — таковыми я считаю своих учеников.
Почему я считаю, что мой стиль преподавания «зашёл»
Плохой фрилансер — безработный фрилансер. Я же ставил рекорды: у меня были ученики на 6 утра и после 12 ночи. Что же я делаю?
- С порога всегда говорю, что мы не в школе, предлагаю определить, кому тут и что нужно. В некотором смысле я как врач ставлю диагноз и предлагаю варианты лечения.
- Всегда повторяю, что все в наших руках, я только корректирую и показываю направление, наполняя знаниями.
- Никогда не обесцениваю свой труд. Я вырос в имперской капиталистической стране — там так принято, хороший специалист не бывает дешевым. Думаю, вам, спецам из IT field, это абсолютно понятно. Однако спец и пашет на результат.
- Всегда моделирую рабочие ситуации и разбираю рабочие имейлы. Обучение должно быть максимально применимо.
Что нужно помнить, преподавая или изучая английский
Snow ball effect
Много лет я занимался спортом и люблю примеры оттуда. В спортзале важно не бросить первые
Важно не бросать, а заниматься регулярно — паузы будут отбрасывать назад.
Заменим спорт на английский язык и боль в мышцах на головняк. Как говорят в Одессе, оно вам надо?
На этапе, когда у вас начнёт получаться, это принесет не только результат, но и удовольствие. Однако язык без практики умирает. Нужно постоянно читать и слушать. Я за 15+ лет в Англии полностью забыл украинский язык. Понимал, но практически не говорил. Хотя в
Мотивация
Многие слышали про экзамен IELTS by British Council, но я на всякий случай расскажу о специфике. Экзамен состоит из четырех частей: speaking, listening, writing and reading. Максимальный возможный балл — 9, но он рассчитывается из среднего полученного на каждом из четырех экзаменов. При этом в каждом экзамене 40 points или marks.
Экзамен сложный, и разница между оценкой 6 и 7 довольно большая, а дальше набрать даже +0,5 — вызов.
Есть две версии — academic и general. Первая гораздо сложнее, но, естественно, круче.
У меня был ученик, парень-вундеркинд, окончивший школу в 15 лет и целившийся на европейский вуз (куда и попал по итогу). IELTS academic 7.0 для него был must have.
Однако, как и большинство гениев, он интроверт, местами лентяй и, конечно, слабо мотивированный к скучной учебе (IELTS сложно назвать fun, скорее pain). Обсудив свои действия с его мамой, умной и продвинутой женщиной, я предложил необычный вариант — исключение карманных денег, но возможность заработать в процессе подготовки.
Система простая: каждый верно отмеченный балл (из 40) +5 гривен, неверный −10 гривен. Коэффициент 1:2.
...и тут нас прорвало. Единственная сложность: система была применима только к reading and listening, с четко поставленной системой multiple choice в ответах. Оценивание speaking and writing были уже на моё усмотрение.
В итоге он таки завалил первую попытку, хоть и сдал на 7.0. Listening 8,5, reading 7,5, speaking 6,0, writing 5,5. Средняя 6,875. Округляется классически, но writing подкачал.
Что хочу подчеркнуть: лучшие оценки там, где удалось мотивировать заработком, да и просто превратить подготовку в азартную игру. Но не наугад, а именно используя мозги!
Потом он пересдал, наконец-то расслышав мое ворчание об ужасном почерке, что и было причиной неудачи во writing.
Думаю, выводы очевидны: правильно поставить цель и дать мотивацию — архиважно. В любом деле.
Кайф
Преподаватель должен радоваться и гордиться успехами учеников! Потому что в этом и его заслуга.
Я абсолютно горд, что подготовил порядка 15 человек на IELTS 7.0+, а одна из моих учениц сейчас практикующий юрист в Канаде. Anastasia, мой поклон. Мало того, у меня есть ученица, которая лучше меня в грамматике! Я специалист в риторике, и артикли меня всегда раздражали. И я это признаю, но гораздо большее удовольствие мне приносит мысль, что ученица шагнула глубже/дальше/шире (Ольга, жму руку)! Я уже не говорю о карьерном прогрессе моих учеников!
И это, наверное, ещё один важный момент в преподавании: не гнобить, а мотивировать. Критиковать только конструктивно.
Традиционно: высказанное выше мое личное, поделиться опытом и задать вопросы — more than welcome. Благодарю за потраченное время.
32 коментарі
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів