×

Как у контор из Долины устроена разработка и как они управляют проектами

Пробежало в линкедине, и я неожиданно залип читать.

blog.pragmaticengineer.com/...​t-management-at-big-tech

Автор работал сам в и опрашивал народ из разных контор Долины о том, как у них устроена разработка и управление командами / проектами. Несколько тенденций:

  • В нормальных конторах каждая команда самостоятельна в своих планах и не получает мелкие задачи сверху а, имея общее направление развития куска продукта, сама внутри решает что и как делать.
  • Скрам остался только у контор-консультантов или аутсорсеров, либо в не-ИТ конторах — остальным он мешает. Джира так же вызывает море негатива.
  • Если начальство пытается постоянно собирать метрики или навязывать методологии — народ валит из конторы.
  • ПМы отсутствуют как класс — проектами в командах управляют программисты или тимлиды.
  • Бывает разделение на вертикальные (фиче-) и горизонтальные (внутренние тулзы-) команды. Тулзы нужны чтобы остальным было проще пилить фичи, и не думать о CI/CD или кастомном дебаггере.

Ну и там еще что, типа, если взять умных людей, заплатить им на 50% выше рынка, и дать свободу действий — они будут в разы эффективнее, чем команды, которые микроменеджит ПМ по скраму.

👍ПодобаєтьсяСподобалось8
До обраногоВ обраному1
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Пожалуй все зависит от того какой менеджер. Если Engineering manager, который прошел все круги, то пользы от него будет в разы больше чем вреда. И наоборот если менеджер, кроме Hello world ничего не писал, то польза будет только при диких заказчиках, от которых нужно команду защищать.

В нормальных конторах каждая команда самостоятельна в своих планах и не получает мелкие задачи сверху а, имея общее направление развития куска продукта, сама внутри решает что и как делать.

Это не тенденции, так последние 10 лет у всех так точно.

ПМы отсутствуют как класс — проектами в командах управляют программисты или тимлиды.

Не совсем. Они есть, но от разработки они оторваны полностью, их задача подготовить проект к разработке, учесть замечания с обоих сторон и т.п. Но всё чаще замечаю что это просто мани сакеры у компании, они не нужны. Картина маслом — дискуссия в митинге — я делаю замечание что по этому проекту разработка закончена уже два месяца назад, заказчику доставили то, что он хотел, продукт получил все необходимые фичи для следующего релиза. Почему проект до сих пор не закрыт? Principal senior PM менеджер — менеджерка работает very hard и прочий булшит. Я — она в декретном отпуске уже 3 месяца. Молчание. Занавес. Короче разогнать эту шоблу, а деньги поделить :D

УДОЛИ!

Ти що, вважаєш, що Scum Alliance дарма видає сертифікати PiMp Scum A*+ Certified? Тікі це рухає цих девелоперів вперед до мети! А ніяка там тім ліди і інші переростки!

Скрам остался только у контор-консультантов или аутсорсеров, либо в не-ИТ конторах — остальным он мешает. Джира так же вызывает море негатива.

Кстати скрам в продуктах не так уж плох. Нет заказчика, который все микроменеджит, если что-то вдруг не будет сделано в спринте — не страшно. Но вполне понимаю почему хейтят скрам. Сам не фанат бесконечных митингов и делать все по книжке, на которую адепты скарама молятся свирепее чем на библию.

Говорю как есть — это будет галера с беспрерывными неоплачиваемыми овертаймами, даже не овертаймами — а вообще полным отсутвием личной жизни и недостатком сна и к тому же еще и постоянным психологическим давлением со стороны руководства. Соответственно все закончится сумасшедшей текучкой кадров. Менеджмент и управление произошли у человечества не на пустом месте. Если вы не ведете учет и протоколирование задач, не собираете требования — вы не можете нормально определить сроки и бюджет, начальство постоянно будет на вас давить и подбрасывать свои срочные хотелки когда им вздумается ставя сроки на позавчера. У вас будут конкурирующие задачи от разных начальников или заказчиков, потому что приоритеты расставлять будет некому, решать конфликты интересов тоже, оценивать риски и управлять ими — аналогично. Даже если захотят все равно методологии как это правильно делать — не будет! Члены команды будут заниматься одним и тем же и результат чьей-то роботы в итоге будет выброшен, из за чего в коллективе начнутся ссоры и разборки. Продукт будет получатся убогим с кучей багов, потому что их нормально не регистрируют и оперативно не фиксят. Когда я работал в стартапе и мы писали продукт у нас не было даже самых базовых знание в области управления, что привело к всему тому что я перечислил. Потом мы имплантировали у себя некий скрамо подобный процесс, в общем по наитию но в основном по собственной инициативе (не было такого что начальство заставило). Сначала с стикерами с задачами которые крепили на доску, потом перешли на jira как более удобный инструмент — хаос постепенно начал рассасываться, появилась возможность уходить домой не очень поздно и т.д. 2. ПМ (если это конечно менеджер — а не погонщик задача которого «засетапить митинг» и наорать на команду что «главное что бы заказчик был доволен») очень нужный в команде человек. Во первых это буфер между вами и начальством который в том числе может предоставить объективную информацию руководству сколько будет стоить по деньгам и времени те или иные инициативы, уберегая вас от «менталитета корпуса морской пехоты». От бизнесменов и руководителей вы на любую задачу как бы сложна и объемна она не была будет слышать — «это же элементарно, тут можно за день сделать», причем такие выводы бизнесмен будет делать на основе того что 10 лет назад он написал пару hello world — что дает ему право считать себя мега IT гуру программирования. С другой стороны ПМ может предложить бизнесу реальную — отдачу от работы команды. ПМ берет на себя всю административную деятельность, вроде графика отпусков, организации поздравлений на день рождения, 8 марта тимбилдингов и т.п. Тогда как вам можно заниматься своей работой — созданием софта. Фасилитация процессов и многое другое тоже + в карму. 3. В статье только обзор что происходит в компаниях в долине, большая часть из которых естественно — стартапы, они так делают просто потому что нет знаний и навыков как можно сделать. Проще говоря ляп-ляп и в продакшн подход лидирует в отрасли в целом в не зависимотсти от того что за компания или заказчик. 4. Часто ляп-ляп и в продакшн разные погонщики у нас называют — гибкой методологией, у некоторых из них даже есть диаграма Ганта по которой они рассчитывают критический путь.

Ну кажись там как раз не стартапы, а монстры вроде Микрософта — можно поглядеть, где сам автор работал, например.
Ну и да, если на галере с нервными заказчиками вводить прямую коммуникацию — то все программисты быстро понаходят себе продукт)

Ох где-где — а на продукте вы на нервных насмотритесь :) То звонить будут всякие попрошайки и скидку вымаливать, а то и требовать. Конкуренты еще и ботов нанимают завалить суппорт спамом и похабщиной. Они будут писать всякую гадость что-то вроде «вы не программисты — а воры», вести месяц переписку — а потом написать обязательно с копией на директора что «мы провели анализ с конкурирующим продуктом и спешим вам сообщить что продукт конкурентов лучше’ и потом придется еще и от шефа выслушивать до тех пор пока до него самого не дойдет что происходит и админы IP адреса из Новой Зеланди не забанят. Клиенты — не сахар всюду бывают, однако при большом потоке людей не адекваты появляются постоянно. Конечно на аутсурсинге часто есть «тренированные засранцы» которые обучены: обдуривать, давить на нервы и т.п. но большинство все же вменяемых.

Да я последних лет 10 на продуктах как-то так

То звонить будут всякие попрошайки и скидку вымаливать, а то и требовать. Конкуренты еще и ботов нанимают завалить суппорт спамом и похабщиной.

Сомневаюсь, что весь этот спам будет сыпаться напрямую разработчикам. В вменяемых продуктовых компаниях есть отделы сейлзов, менеджеры по работе клиентами и саппорт, которые и буду первичным фильтром для подобных вещей.

Это когда у вас уже есть деньги их нанять. А бывает что на продукте есть аж два разработчика и один тестировшик. Но тут на в аутсурсинговом отделе пожар — и на продукте вообще один разработчик.

Наверно это объясняется тем, что в долине много стартапов. Излишняя бюрократия, оверменеджмент и отсутствие гибкости сильно вредит на начальном этапе.

У нас тоже похожий подход — команды сами все решают (включая какие и как фичи они будут делать, по какой методологии работать, etc.), нет PM’ов (хотя вру, в одной команде где 12 человек есть, но это больше хелпер, чем управленец), плоская структура. Зарплаты правда рыночные, а не на 50% выше рынка (живем на самоокупаемости).
Но! Как показывает практика 90% разработчиков не хочет работать в такой парадигме, им просто не комфортно брать на себя ответственность за что-то кроме своего кода. Так что Долина Долиной (продуктами), а Украина Украиной (и аутсорсами) 😕

Но! Как показывает практика 90% разработчиков не хочет работать в такой парадигме

 Да ну не может быть, все же мечтают безпатно поработать ночью и в выходные на коммерческом проекте. Заработать владельцу много денег — это же так круто. Все хотят же хотят волонтерить?

Не знаю как где, но у нас проблем с овертаймами нет и они не приветствуются. Наооборот еще и призываем людей 10% рабочего времени выделять на саморазвитие. Но и контролировать за тебя твое рабочее время никто не будет, как и заниматься твоим тайм-менеджментом и умением сказать продакту, что тебе тяжко или взял на себя больше чем потянешь и попросить помощи/перенести часть задач на след спринт.
А по поводу волонтерсва — если для вас рыночная зп синьор разработчика это ничто и «считай даром работаю», тот тут сказать ничего не осмелюсь)

Тогда почему — 90% разработчиков это все не нравится ? Всю эту корпоративную ерунду я уже слышал много раз в разных проектах и компаниях, типа «ты сам не умеешь распределять свое время» и т.п. «Перенести задачи на следующий спринт» — о методологии разработки программного обеспечения мы можем с вами поговорить отдельно и предметно. Ездить по ушам про рыночную ЗП в общем конечно можно, сори но предвещаю что на вас тут сейчас сорвуться. Рыночная зарплата это интересная штука, она может быть за восемь часов работы в день и 5 дней в неделю, а может быть и за 12 и 6-7 дней в неделю. Второе это не честная манипуляция заказчика — так же известная как — кража рейта. В общем и целом — желаю удачи в начинаниях.

90% разработчиков это все не нравится из-за воспитания на аутсорсе всей нашей сферы. Оттуда и понятия «рейт», «заказчик», «галера» и разработчики привыкли, что их мнения о продукте никто не спрашивает. А работа в другой парадигме (продуктовой) это что-то новое для нас и неизведанное, а человеческий мозг, в большинстве случаев, устроен этого нового бояться и сопротивляться.
Ну и если бы им это нравилось, то у нас бы одни менеджеры и владельцы своих стартапов (и возможно юникорнов) были, а код бы писали вчерашние студенты)
За пожелания спасибо — стараемся показать на своем примере, что работа в продуктах это классно и не обязательно «работа 24/7 за копейки». Есть у нас и факапы конечно, куда ж без этого) Но самое главное, что мы не боимся их признавать и стараться делать рабочую среду максимально комфортной и относиться ко всем в первую очередь как к людям, а потом уже как к сотрудникам (но без булшита «Мы семья»).

А работа в другой парадигме (продуктовой)

Смотрите я работал в продукте и могу точно сказать что через задницу можно работать как разрабатывая продукт под заказ так и на продажу, впрочем как и хорошо. Можете конечно не верить — но если у вас выстрелит какой-то из проектов, то менеджер не важно хороший или плохой там появится очень быстро — потому что его туда поставит основатель т.к. не сможет самостоятельно уделять все время одному проекту на котором работает масса людей. Опять же вся эйфория спадает когда с венчурными деньгами становится плохо. Скажем когда мы делали первую релизную версию продукта в 2007 на это брались деньги с аутсурсинговых проектов, и вот пришел 2008 и к его концe не стало от аутсурсинга денег. Продукты резко стало нужно монетизировать и окупать. Продавать: писать документацию продвигать на рынке, заказывать рекламу и следить за ее эффективностью, обхаживать лиды превращая их в потенциальных клиентов и т.д. В итоге сутки делились на две половины — сначала продажи и супорт, а потом программирование ночью. Вот тогда то и спадают розовые очки о том как крут продуктовый бизнес, хотя не спорю драйв в этом однозначно есть.

Тогда почему — 90% разработчиков это все не нравится ?

по той же самой причине, из за которой 90 % мемберов на вопрос «кто будет рейд лидером?» сидят и молчат ))) а ведь игры, это даже не работа

Підписатись на коментарі