50 оттенков бюрократии. Зарегулированность, корпоративная культура или регламентация деятельности?

Меня зовут Юрий Сергеев-Байрон, нынче занят в довольно крупной IT-компании, возглавляю ее админкорпус и координирую проекты. Ввиду этого часто сталкиваюсь с бюрократией, местами переросшей в зарегулированность, казалось бы, простых вопросов и процессов. Это и побудило меня разобраться глубже и написать эту статью, которая будет интересна каждому, кто столкнулся с зарегулированностью процессов.

Иллюстрация Марии Рыбак

Появление и проявление бюрократии

Бюрократия часто воспринимается как неизбежность в большой организации с большим количеством сотрудников. Продолжение интенсивного роста требует отхождения от спонтанности и неформальности в структуризации, внедрения норм и правил, да и просто упорядочивания хаоса.

Однако эти благие намерения часто перерастают в нездоровую стезю, где сотрудники начинают больше концентрироваться на процессе, а не результате. И имеется в виду не рабочие нюансы, а так называемые подковерные игры.

Тем не менее давайте углубимся в детали и различные варианты, постараемся вывести если и не идеальную формулу, то более приемлемую организационно-поведенческую модель исходя из нужд современного мира.

Причина внедрения бюрократических принципов

Основная причина, как правило, одна — количество сотрудников, партнеров, направлений деятельности, помноженное на интенсивный рост, подталкивает к стандартизации процедур и правил, плюс адаптации уже существующей корпоративной культуры к новым реалиям.

Более того, если организация дорастает до желания и возможности идти в IPO, это уже становится юридически необходимым ввиду требований определенной прозрачности.

Мой хороший товарищ, выросший в своей компании от рядового кодера до R&D Director, как раз сейчас находится в активной фазе упорядочивания функционирования команды и процессов (выросшей с 5 до 30+ человек). И основная проблема — это оппозиция самых первых членов команды, которые привыкли к иному положению вещей. Что любопытно, выручает особая атмосфера (культура), сложившаяся во всей команде, но об этом позже.

Какой выбрать подход к внедрению этого «неизбежного зла»

Крупные организации часто отдают системы управления, контроля и менеджмента на outsource, подключая опытных профессионалов, имеющих на вооружении не только знания, но и шаблоны необходимых документов, а также прописанные процессы. Однако это недешевое удовольствие.

И если организация все же ограничена в средствах, то перед руководителем станет ряд вопросов, на которые нужно ответить самому:

  • Какова степень жесткости регламентации? Любые изменения однозначно не будут восприняты с восторгом, возможно, нужно действовать постепенно.
  • Какие документы и процессы должны быть регламентированы? Возможно, уже существующие могут приобрести более упорядоченный вид.
  • Кто будет ответственным? Нужно также четко обозначить задачи и временные рамки.
  • Разрабатывать самостоятельно (in-house), исходя из нынешних потребностей или все же частично или полностью приобрести уже имеющуюся базу и адаптировать ее?
  • Как содержать и поддерживать разработанное в дальнейшем?
  • Как подготовить коллектив, четко разъяснить, зачем и почему?

Список можно продолжать дальше, однако это неизбежность, с которой сталкивается любая организация, которая успешно пережила стадию стартапа и планирует дальнейший рост и развитие.

Интересный момент: британские карьерные консультанты советуют начинать карьеру в крупной, известной, зарегулированной компании, однако позже уйти на аналогичную или выше должность в организацию меньшего размера (для кармана лучше и нервам спокойнее). Хотя, конечно, не отбрасываем вопрос амбиций и планов на жизнь.

И нет ничего страшного в словах «структуризация» и «бюрократия». Вопрос в том, насколько они здравы, и именно тут это часто становится проблемой, создавая столь популярный негативный имидж.

Нездоровая бюрократия

Нездоровую бюрократию также можно квалифицировать как нерациональную в том смысле, что создаётся не только нездоровая атмосфера, но само использование ресурсов проходит нерационально. Как понять, что бюрократия — вредоносна?

Личная ответственность менеджмента и степень самосознания находится на нижней отметке: нежелание принимать решения и неуверенность в действиях. В совокупности, не самая лучшая атмосфера для всех вовлечённых stakeholders.

Отсутствие четкого разделения должностных обязанностей и функционала — вопрос спорный для приверженцев гибкости и матричной системы организаций, однако все так же замедляющий функционал и часто создающий много лишних движений. И мне это напоминает видео Comedy Club «Прибить или приклеить» :)

Непоследовательность и частая смена направление бега. В основном, это исходит сверху, когда проделанные действия вдруг оцениваются уже по-новым правилам. Это создает полнейший хаос, всплеск негатива, да и просто попадает под терминологию самодурства. И учитывая односторонность такого явления, тотальная демотивация коллектива гарантирована.

Вышеперечисленное, конечно, добавляет градус взаимного недоверия, нивелируя возможность эффективной командной работы и даже провоцируя агрессию.

И добавим сюда классическое усложнение внутренних процедур или так званные апрувы (согласование решений и документов). Опять-таки, если кто помнит старый фильм «Формула Любви», то там был диалог: «За день почините? — Конечно!... А за месяц сможете? Нуууу, тут уже помощник нужен».

Конечно, это больше присуще госучреждениям, но современные корпорации тоже недалеко ушли. С одной стороны они аргументируют это коллективной ответственностью, due diligence и другими перекрестными проверками, но с другой — создают огромные потери времени, не говоря уже о создании соответствующего имиджа.

Что любопытно, несмотря на истории о трудоустройстве в Google, шести месяцев тестов и собеседований, это многих не останавливает. И с другой стороны, а что мы знаем о тех, кого остановило? А о потенциальных потерях для компании? Вопросы риторические.

Резюмируя нездоровую и иррациональную бюрократию, все перечисленное присуще различным организациям. И да, они продолжают существовать. Мало того, многие сотрудники привыкают и даже прекрасно себя чувствуют в такой атмосфере. Опасность в одном: в период турбулентности, неповоротливость таких компаний ставит их под удар в первую очередь.

Бывает ли бюрократия здоровой и рациональной

Учитывая человеческий фактор, давайте проведём простую параллель: одного и того же человека некоторые назовут хозяйственным, в то время как другим он будет больше похож на жмота, скрягу и скупердяя.

К чему я веду: due diligence и определенные жесткие процедуры могут уменьшить (вряд ли искоренить) воровство и махинации. И не зря говорят, что сложно заработать капитал, но ещё сложнее его удержать. Кстати говоря, мелкое воровство в больших масштабах может пустить под откос практически любую организацию.

Бюрократия — признак процесса, а КПД и эффективность могут быть довольно разными. Однако это скорее тема для отдельной статьи, учитывая различие подходов, множество моделей, и т. д.

Регламентация, стандартизация и рационализация процессов избавляет от ручного управления или так называемого микроменеджмента. И если следовать прописанным процедурам, уменьшаются различные риски. И дабы не фокусироваться исключительно на бизнесе, приведу в виде примера «Правила дорожного движения»: все нарушают, хоть и осознают реальные риски. Штрафы тоже не останавливают.

Разъяснительная работа важна, чтобы донести до всех уголков организации, почему и зачем. И ещё важнее: что будет, если этого не сделать или нарушить. Ведь незнание закона ещё не освобождает от ответственности.

Корпоративная культура

В любой организации не только присутствует корпоративная культура, но зачастую и субкультура, связанная с уровнями иерархии: видение и потребности руководства очень часто разнятся с подчиненными.

Создание «правильной» корпоративной культуры, пронизанной рациональной бюрократией, максимально допустимой организационной гибкостью, высокой степенью возможности для творчества и самореализации, при этом дающей высокий уровень комфорта сотрудникам, помноженная на чувство защищенности и комфорта, теоретически должна родить высоко конкурентную организацию.

Идеально не бывает, но к этому можно и нужно стремиться

Эмоциональная привязка и преследование личных интересов (в хорошем смысле), усиленные наличием единомышленников, вполне способны творить чудеса. В определенном смысле, создавать клуб по интересам. И вероятно, что многие крупные организации шагнут или уже шагнули в эту сторону, понимая, что бизнес-механизм с душой — это уже живой организм, который сложно загнать в рамки, но можно привить определенную культуру и нормы поведения.

И наверное, не зря все чаще встречаются идеи создания отдельных городов или поселений, объединённых идеей зелёных технологий и определенных этических норм. И наличие свободы выбора — это в некотором смысле роскошь, однако уже доступная.

Традиционно, с большим удовольствием прочту ваши комментарии, но жду взаимоуважения и толерантности. Для незарегистрированных, меня всегда можно найти в соцсетях или LinkedIn. Премного благодарен.

👍ПодобаєтьсяСподобалось2
До обраногоВ обраному3
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Хто прочитав? Підкажіть, про шо топеґ?

Не читав. Там дуже багато тексту на іноземній мові.
І це не англійська, на жаль.
Незручно читати.

Воспользуйтесь Google Translate 🙈

Так це ж безглуздо.
Якби там було щось цінне, то б знайшов би спосіб.
А це ж всього лише писанина ще однієї людини, яка не може змиритись із тим, що СРСР розпався вже 30 років тому. І все ще продовжує просувати русифікацію України.
І звісно ж — лицемірно цей факт заперечує.

Андрей, специально для вас отвечал на английском (жаль, админ удалил) — и оказалось, его вы тоже не знаете... очень грустно, что вы демонстрируете свою необразованность, и ей гордитесь.

Бывает ли бюрократия здоровой и рациональной

Нет — потому что это уже не бюрократия!
Я бы разделил названия так:
1) Бардак. Это когда нет никаких нормально организованных процессов и каждый тянет в свою сторону («лебедь рак и щука»).
2) Порядок. Это когда формализма ровно столько, что бы каждый понимал что он должен делать и зачем.
3) Бюрократия. Это когда никто не понимает что нужно и зачем — и это пытаются прикрыть формализмом. Вместо результата производят кучу «бумажек» и в конце отчитываются что «все планы выполнены и пере-выполнены».
Как ни парадоксально: бюрократия имеет ту же причину, что и бардак — нет четкого понимания что нужно делать и зачем. Но если бардак сложно не заметить — то бюрократия его успешно маскирует!
Именно поэтому возникают всякие «аджайл манифесты»: если временно убрать бюрократов из игры — то будет видно скатится ли все в бардак или команда еще не утратила понимание того, что нужно делать!
Лично я успешно использовал формализм и бюрократию во-благо. Например, когда некоторые QA заводили миллион багов — «висяков». Например «я перегрузил страницу 100 раз подряд и на 101 увидел таймаут ошибку в консоли». QA красавчик — завел баг. Вот только что девелоперу с таким делать? — это 100% «глухарь», который можно дебажить неделями.
А так оформляем инструкцию для QA — баг нужно оформить правильно:
1) Указать полные данные среды, где ошибка замечена (операционная система, браузер, язык, таймзона, время дня и т.д.).
2) Скриншоты, видео, логи с колстеком.
3) Как часто ошибка повторяется (пускай QA попробует зарепродюсить хотя-бы второй раз прежде чем создавать баг!).
4) На каких других браузерах или конфигурациях ошибка воспроизводится.
5) Новая ли это ошибка или уже была в предыдущей версии. На какой версии это работало раньше?
В результате этой «бюрократии» QA что бы зарепортить баг — нужно сделать определенный объем работы, а не просто кнопку нажать. Следовательно — он таким образом будет репортить в первую очередь серьезные проблемы. А всякий случайные таймауты и фокусы вроде «сел задом на клавиатуру — программа закрешилась» — QA оформлять просто поленится!

Вот только что девелоперу с таким делать? — это 100% «глухарь», который можно дебажить неделями.

Девелоперу ничего с этим делать не надо. По крайней мере до тех пор пока на него не посмотрит product owner (или как там эта роль называется на конкретном проекте).
В описанном кейсе баг будет отправлен в корзину, а QA будет высказана просьба немного думать головой, а не только кнопки нажимать согласно чеклисту. В противном случае, усложнив процедуру заведения бага, мы придем к тому что их будут избегать лишний раз заводить и в итоге пропустят то, что пропускать не должно.

Чем дальше в бюрократии — что есть подавлении инициативы тем все хуже и хуже. На выходе политиканство и интриганство, в итоге текучка кадров и 70% от компании джуниоры и студенты. В футболе есть «фабрики футболистов», а у нас фабрики программистов.

Тем не менее, ни один большой, сложный продукт не был сделан без какого-то количества бюрократии, ибо пару десятков «уникальных инициативных снежинок» надо как то координировать.
И управленческое мастерство в том, чтобы внедрить минимально необходимый уровень бюрократии, сведя формализм и подковерные игры к минимуму в условиях конкретной организации.

У бюрократии есть только один оттенок: зеркальный. Она видит только себя, и ничего вокруг.

Бывает ли бюрократия здоровой? Да. Но это уже не бюрократия в чистом виде. Да, это всё та же система, замкнутая ИЗНУТРИ (это важно для её работоспособности), но имеющая ВНЕШНИЕ обратные связи. Грубо говоря, это эффективный иммунитет, по отношению к которому нужен ещё иммунитет.

Но разве контроль над бюрократией не склонен к бюрократии в квадрате? Разумеется, так и будет, если систему этого контроля строили бюрократы. Потому что обратная связь бюрократии должна быть направлена не вверх, а вниз. И держать бюрократии под контролем могут только «зоны роста» — институции конфликта и риска. А вот уже по отношению к ним нужно строить обратные связи НАПРЯМУЮ наверх, минуя бюрократию — хотя та из кожи вон будет лезть чтобы предложить «эффективные» механизмы (ради создания эффекта тёплой ванны, она же параллельный мир бюрократии).

Но как может высшее руководство тратить время чтобы напрямую управлять огромными процессами с миллионами мелочей, контролируя их правильность? Да никак. Нужны агенты + очень случайный выборочный контроль.

Почему только такая система может работать? Полная самодостаточность (фактически любая связь дублирована) + эффективность за счёт низкой нагрузки контрольных связей. Грубо говоря, на 100 воздействий прямой связи идёт 1 воздействие по фидбеку, и 0.02% на его фидбек. Если фидбек оказывается нагружен сильно — это говорит о некомпетентности руководства, такое просто надо уволить к чертям собачьим и нанять тех, кто делал фидбек (ибо они уже в по уши в теме, взяв на себя роль).

Важнейший элемент: тайна. Хотя структура системы не будет являться секретом, но и публично афишироваться она не будет, и ни одна падла не должна хвастаться её кейзами. В противном случае злоупотребления не заставят себя ждать. И хотя система без труда разделается с подобными эксплойтами, процесс этот будет сопровождён воплями «ай, нас бедненьких, за что?» с демотивацией персонала. И крыть будет нечем — придётся раскрывать тайну. ЕСЛИ ТОЛЬКО в системе нет хотя бы 1 человека, реально занимающегося внутренним пиаром (не путать с хеппинесс-менеджерками и прочим сбродом). Но тогда будет опасность концентрации власти в одном лице, такого человека придётся держать в узде и иметь агента, дублирующего его функции — и вот его существование уже строжайшая тайна.

Если кратко: Здоровой бюрократии быть не может. Может быть управляемая. А здоровыми должны быть «зоны роста» — институции конфликта и риска.

Почему бюрократы стремятся запретить конфликты и наказывать за риск — догадайтесь сами. И никогда не давайте им власти это делать иначе как доказывая каждый кейз (не только с позиции вреда, но и потенциальной пользы), и наказывая их самих за каждый кейз отрицательного воздействия без доказательств, одностороннее рассмотрение, или воздействие «для профилактики». Независимо от последствий, наказывайте за саму уже попытку.
Только безнаказанность делает бюрократию опасной

Читав парочку книжок раніше про різні корпорації і часто там зачіпались різні моменти по бюрокритизації через зростання компанії.

Один інсайт, який запам’ятався, що якщо гнучка корпоративна культура до інновацій, то бюрократизація в міру присутня, але не є блокером для подальшого розвитку.

З іншої сторони, є компанії без відповідної корпоративної культури, де бюрократія стала фактично походом по кабінетам за дозволом щось зробити.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Підписатись на коментарі