Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 30
×

Скучные задания, атмосфера постоянной спешки, акцент на недостатках. Что демотивирует разработчика

— Что в работе вас мотивирует?
— В сутках слишком мало часов...
Мотивирует растянуть время.

Привет работникам мышки и клавиатуры, свидетелям кода и всем причастным к разработке. Меня зовут Игорь Кутько. Больше 20 лет я занимаюсь разработкой 1С. По образованию я учитель математики и информатики. Сейчас исполняю обязанности руководителя отдела разработки в компании iT.Artel. В силу своих обязанностей, постоянно общаюсь с разработчиками, наблюдаю и понимаю их настроения. Мне важно знать, что тормозит работу команды и как этому противостоять.

В статье поговорим о том, что демотивирует разработчиков программного обеспечения, можно ли победить в схватке с рутиной, гореть своим делом и избежать выгорания. Это будет полезно тем программистам, которые сейчас в начале своего профессионального пути: чтобы понимать, с какими трудностями придётся столкнуться, и что (спойлер) они преодолимы. А к опытным разработчикам у меня есть вопрос: как вы реанимируете свою мотивацию?

Задолго до того, как я написал свой первый код, античный философ Гераклит, по прозванию Темный, высказал светлую мысль: «Всё в мире из огня. Мир есть, был и будет вечным огнем, мерами затухающий и мерами возгорающийся». Я вам «не скажу за весь мир», но в профессии программиста точно. Ты можешь переживать яркие творческие подъемы, но рискуешь столкнуться и с жестоким выгоранием. И пока пользователь беззаботно скроллит, кликает, переходит по ссылке, по ту сторону экрана выгорает один «боец невидимого фронта» — программист. Или не один.

Мы привыкли к постоянному присутствию технологий, многое теперь решается «в одно нажатие». Это стало настолько органической частью нашей жизни, что мы даже не замечаем самого присутствия программы, но её отсутствие и выход из строя — почувствуем. Сколько людей стоит за промежутком от нажатия до свершения, и какой ценой даётся работа, которая делает нашу жизнь удобнее, а процессы быстрее — вряд ли пользователи часто об этом думают.По данным исследования аналитической платформы Haystack Analytics, 83% разработчиков страдают от выгорания на рабочем месте. Основные причины: высокая рабочая нагрузка (47%), не эффективно организованные процессы (31%), размытая постановка целей и задач (29%). Не прошла бесследно и пандемия: 81% разработчиков программного обеспечения сообщили о росте эмоционального выгорания, основной причиной указали увеличение рабочей нагрузки (помните, как сеть охватили исследования о том, что работая дома в период локдауна, люди парадоксально стали ещё меньше времени проводить с семьей или заниматься хобби).Сегодня мы не представляем бизнес, в котором не задействованы цифровые технологии. Их важность подтверждается и растущим количеством разработчиков, необходимых для поддержки IT индустрии. В Украине насчитывается уже более 200 тысяч программистов, а по оценкам Statistica, к 2024 году численность разработчиков программного обеспечения в мире вырастет до 28,7 миллиона человек. И, если случится массовый burnout, сложно будет не заметить.

«Секретный ингредиент» работающего кода — творчество

Программист — творческая профессия. Поэтому пока на потухшие глаза дизайнера с пониманием кивают: «Да у него просто творческий кризис...», творческая составляющая работы программиста ещё не вполне признана и понятна большинству. Когда её вытесняет нарастающая лавина однотипной работы — это не скажется пагубно разве что на закаленном рутиной бухгалтере.

Но не всегда однотипные задания вгоняют в апатию. Так бывает, пока «каждый раз впервые». Наш junior, например, вчерашний студент, проходил у нас стажировку и остался работать. Для него еще каждая задача — интересный вызов, новый опыт. В то же время у другого, более опытного разработчика, она уже не вызывает азарта — слишком просто, слишком знакомо. Так что есть хорошая новость — это придет не сразу. Но есть и плохая — через определённое количество итераций с этим всё же придётся столкнуться. А чтобы подготовиться и знать, что всё не так безнадёжно, как может показаться в момент -надцатого повторения, вот, что об этом писал Михай Чиксентмихайи в книге «Поток. Психология оптимального переживания»: «Радость возникает на границе между скукой и боязнью не справиться, когда сложность задачи соответствует уровню мастерства, необходимому для ее решения». Так что если вы с самого начала знаете, как и за какое время придете к результату, это «дар и проклятье» вашего профессионализма.

Один из менеджеров проектов iT.Artel рассказал мне, как он вступает в схватку с «профессиональной скукой» программистов своей команды. Его подход похож на принцип создания видеоигры: чтобы держать игроков «на крючке» и поддерживать состояние того самого «потока» — сосредоточенности на работе без нарастающей неудовлетворенности, он располагает уровни игры (задачи проекта) в такой последовательности, чтобы после какого-то количества условно неинтересных задач стояла интересная. И она в этом маршруте — как новый уровень сложности и приобретенных навыков. То есть разработчик видит, что стоит одолеть посильную рутину и откроется бонус — задача нового уровня.

Одно «зачем» стоит тысячи «почему»

Есть такой анекдот: детей попросили сочинить задачу, вызывают ученика и говорят: ну, читай свою задачу, мальчик. «На ферме было две курицы, одна свинья и три коровы», его в недоумении переспрашивают: «Так, а вопрос в задаче какой?» — «Вопрос: и шо?».

Когда разработчик ощущает бесполезность своей работы, это демотивирует. И можно сколько угодно усиливать внешнюю мотивацию, бросить к его ногам все плюшки мира и «работу в комфортном офисе» — это поможет только на время.

Внутренняя мотивация будет истощаться при выполнении вещей, лишенных нематериальной ценности. Это может прозвучать странно в условиях капиталистической гонки, но ежедневная работа с кодом — не тот случай, когда видишь красоту, чертя хокку на песке за секунду до цунами. Если результат работы, на которую брошено всё время и ресурсы, проживёт заведомо недолгую и скучную жизнь или необходимость в ней пропадёт ещё в процессе разработки, то как минимум в одном офисе на планете концентрация ощущения «всё тлен» превысит все допустимые референсные значения. Послевкусие от такой работы превратится из горького «в поисках утраченного времени» в еще более горькое «в поисках утраченного смысла».

Бессмысленность работы способствует выгоранию. Люди должны чувствовать, что их работа имеет значение и приносит пользу. Поэтому важно так же доносить обратную связь от клиента — если он остался доволен, это мотивирует. Значит, всё не напрасно, и вещь будет жить. Работа над продуктом, в который не веришь, изматывает. В крайних случаях, такое состояние может доходить вплоть до цинизма и критики самой идеи написания кода.

Не нужно карету — мы согласны и на тыкву... но с функционалом кареты

Важно получить объективную оценку задачи. Если со стороны архитектора оценка занижена: приходит задача со сроками, условно, «до завтрашнего утра», а вам с командой очевидно — это невозможно. Либо оценка подгоняется под клиента: когда понятно, что он не сможет заплатить эту цену, оценка снижается до того количества часов, которые клиент оплатить может. Работа становится очень напряженной и нервной: приходится ужимать пояса, чтобы вписаться в заявленную оценку, при этом качество не должно пострадать. У атмосферы напряжения будет много негативных последствий: излишнее или повторяющееся раздражение в команде, гнев на коллег или необоснованные сомнения в их компетентности. Такие условия — благодатная почва для переутомления, которое настигает при попытках компенсировать отставание.

Всем угодить сложно. От вас ожидают, что вы сделаете всё ещё вчера, и никого не заботит, что это невозможно. Такая рассинхронизация между оценкой, ожиданиями и действительными возможностями будет очень давить на разработчика. Как говорится «Не плюй в колодец... вылетит — не поймаешь», — последствия неправильной оценки, нереалистичных ожиданий могут отразится на всех уровнях проекта: от менеджера до разработчика.

Деньги нужны, чтобы о них не думать

В творческих профессиях важно, чтобы работа была в удовольствие, а это возможно, когда не оглядываешься на каждый свой шаг исключительно как на прибыль или убыток. Программисты — люди умные и широко образованные — кроме своих профессиональных навыков они, как правило, хорошо разбираются в одной или нескольких предметных областях, для которых создают продукты. И для таких людей зарплата не считается главным мотивирующим фактором. Когда взахлёб занимаешься любимым делом, уведомление о поступлении зарплаты воспринимается скорее приятным бонусом, а не возмещением за моральный ущерб, принесенный мучительной работой.

Здесь как с предостережениями об употреблении кофеина: после чашки эспрессо вы быстро взбодритесь, но через некоторое время, когда действие закончится, только ещё больше устанете. Повышение зарплаты может мотивировать краткосрочно, а потом высокая зарплата становится нормой и здесь уже нужна нематериальная составляющая.

Уровень зарплаты будет иметь большее значение в начале карьеры, а по мере профессионального роста и развития программиста её важность снижается, начинают превалировать другие факторы. Например, повышение уровня профессиональных компетенций. Бывает работаешь, изобретаешь какие-то ходы часами, а потом кто-то тебе покажет, что это можно было написать в одну строку и в два раза быстрее — этот велосипед уже придумали. Садишься и едешь дальше уже с новой скоростью. Может быть даже на электромоторе и в горку.

Постоянное развитие необходимо, нужно чувствовать свой прогресс и катализировать его. Видеть, что ты растешь, и это отражается на качестве твоей работы.

Мы все слышали, что «художник должен быть голодным», но во времена, когда появилась эта фраза, просто ещё не успели проверить, на что способен сытый художник. А способен он на многое, когда не нужно выживать и базовые потребности закрыты. Так что отсутствие справедливой зарплаты будет демотивировать и отбросит к следующему пункту — отсутствию признания достижений.

Рыба плывёт с головы: актуализировать успехи

Если руководство замечает в твоей работе только минусы и не отмечает плюсы, это демотивирует, может усилить ощущение напрасности усилий. Справедливое отношение и подчёркивание хорошего создают благоприятную атмосферу для работы. Но важна и конструктивная критика.

Так что роль руководителя — это оценка в обе стороны: и в плюс, и в минус. И поскольку успех в работе тесно связан с тем, занимаетесь ли вы любимым делом, здесь и законы действуют почти те же, что в любви — убивает не критика, а полное равнодушие. Нужно актуализировать успехи по факту их достижения — ничего не оставлять незамеченным.

Внимание — важно. Даже небольшие подарки от фирмы из категории «мелочь, а приятно» могут неожиданно сильно и положительно сказаться на мотивации — это подкрепляет чувство причастности к команде, общему делу, показывает заботу компании о сотрудниках. Это показатель отношения руководства — каждый ценен.

Однажды у нас был случай, который заставил по-новому взглянуть на знакомую, проторенную тропу корпоративной жизни: пришел новый член команды — опытный программист с большим стажем и удивил нас своей искренней радостью от welcome gift и небольшого сувенира, который у нас получают по окончанию испытательного срока. Для него значимость такого жеста оказалась достаточно высокой. Для тех, кто долго работает это уже привычная вещь, а кому-то в новинку.

Быстрее, выше, сильнее, ничья

В зависимости от характера, может мотивировать соревновательный фактор: стать «лучшим программистом недели» или не стать «худшим программистом века». Кто-то будет стремится к результату «наперегонки», а кому-то условные звания будут безразличны — ему достаточно просто хорошо делать свою работу. Но в таком способе мотивации есть следующая опасность: если человек будет слишком зависеть от этой оценки, это может его серьезно демотивировать в случае недостижения какой-то планки. Так что, пожалуй, эффективнее всего поощрять соревнование с самим собой, а значит и рост всей команды над её вчерашними достижениями.

Дело техники

В книге Ремарка «Три товарища» машина по имени Карл, на первый взгляд колымага, которая вот-вот развалится, скрывала под капотом мощный двигатель. Своим видом — музейного экспоната, Карл приводил обладателей гоночных машин в недоумение, подстёгивал ни о чём не подозревающих водителей померяться силами, а потом обыгрывал их в пух и прах. Но если вам в ІТ компании выдали такую развалюху, не стоит ждать, что она будет развивать скорость света в обработке данных.

Если программист получает в пользование от компании технику низкого качества, которая будет тормозить работу, это будет воспринято как неуважение компании к своим сотрудникам. При том, имеет значение не только техника личного пользования, но и коллективного. Когда офис-менеджер в ІТ компании не может распечатать договор, потому что «сверху какая-то чёрная полоса», это тоже заставляет задуматься.

Тянем-потянем...и вытянуть можем

Допустим, вы попали на увлекательный многообещающий проект. Интересные задачи, большие перспективы для развития ваших профессиональных навыков. Но вот почему-то встать с кровати всё сложнее, а желание идти на работу всё меньше. В чём же дело?

Хотя на нашу удовлетворенность работой влияет непосредственно работа, еще ощутимее может сказаться качество общения как на работе, так и вне неё. Взаимоотношения в коллективе, атмосфера в команде — всё это может здорово мотивировать. Вы не останетесь с проблемой один на один, всегда есть кому задать вопрос и с кем вместе найти ответ. Чужой опыт непередаваем, но вот знания — да. И ценность команды в постоянном обмене знаниями, потому что это как в живом организме — пока будут циркулировать знания, команда будет жить и вместе встречать трудности. Удовлетворение от результата, полученного усилиями команды, умножается как минимум на количество членов команды. Проверено.

Но если вы ощущаете команду как «инородное тело» и вместо трудностей с кодом вам приходится решать конфликты с коллегами — не спешите винить себя в том, что «не вписываетесь в коллектив». Всегда ищите решение наиболее комфортное для вас. Это может быть отстаивание своих границ, а возможно и смена компании.

Соло на клавиатуре: каденция

Когда мы с коллегами обсуждали, что может демотивировать программиста, оказалось легче вспомнить то, что мотивирует. А потом уже можно пойти от обратного. Но туда лучше не ходить. И чтобы вы не перепутали указатель, вот куда лучше не сворачивать (если столкнётесь, идите в противоположную сторону):

  • Рутинная работа, однотипные повторяющиеся задачи.
  • Отсутствие смысла — вы не понимаете что здесь делаете, зачем всё это и какая в этом польза.
  • Дедлайны и атмосфера постоянной спешки.
  • Неадекватная оценка — рассинхронизация ожиданий и запросов с тем, что действительно возможно сделать и за какие сроки.
  • Нечеткая постановка — задача «всё и ни о чём».
  • Несправедливая оплата труда.
  • Отсутствие возможностей профессионального роста.
  • Устаревшая техника.
  • Игнорирование успехов и постоянный акцент на недостатках и минусах.
  • Отсутствие взаимопонимания в команде.

Как гласит древняя мудрость: «Если гора не идёт к Магомету, то... кому нужна такая гора». Всё перечисленное, конечно, не повод бросить программирование при первом же выгорании, но хороший повод, чтобы попытаться изменить свое отношение к происходящему. Мне ещё не встречались программисты, не столкнувшиеся с выгоранием на том или ином этапе своей карьеры. Все мы проходим через многие демотивирующие факторы, в которых можно увязнуть и остаться без сил на новый шаг. Но причин сделать его всегда будет больше.

А вы в своей практике часто сталкиваетесь с демотивирующими факторами? Как вам удаётся победить их и вернуться к работе с новыми силами?

👍ПодобаєтьсяСподобалось9
До обраногоВ обраному5
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Великолепная статья! Спасибо автору!

Мне не понятно. Процесс обдумывания сам по себе доставляет. То есть, любая задача, требующая решения мотивирует будущим вознаграждением. Всякие сератонины, окситоцины, эндорфины...
Но для думания надо самому быть в достаточно стабильной обстановке.
Просто, не особо напрягаясь, размышляете над поставленной задачей и это радует.
Да, мыслительный труд мотивируется обещанием большего мыслительного труда.
Если вам что-то неинтересно делать, напишите в ответах, что именно, обсудим.

Мне не понятно. Процесс обдумывания сам по себе доставляет.

Обдумай, где взять денег. Вполне реальная задача, чо. Особенно если готов довести до результата, не закапывая нерешаемые детали под ковёр, удивляясь потом, что не получилось.

Могу дать подзадачу: обдумай, чьи деньги ты возьмёшь. Все деньги кому-то принадлежат. Вот и подумай, каков портрет человека, который даст тебе деньги. И общайся с такими людьми, не тратя время на нас.

Что тут думать? Есть четыре сферы, которые приносят стабильный доход:
1. Секс
2. Политика
3. Война
4. Религия

Выбирай любую

Я тут ору, ору... Алексей и Андрей, я исследую крипто-рынок уже несколько недель и решил что солана это очень перспективное направление для инвестиций.
Еще сейчас я пишу мобильное приложение — легкий и незатейливый конструктор генеративного арта. Его — генеративный арт — можно посмотреть у меня в твиттере.

Понятно. Пора сливать биткойны.

Я мечтаю быть как вычислительный талисман. Джинн. Золотая рыбка. Я бы хотел делать своих друзей богатыми, что они потом меня поддерживали немного.
Биткоины меня страшат медлительностью и тем, что они далеко не новые. Предположим, кто-то захочет их ускорить — это чревато внесением нестабильностей.
Еще биткоины энергозависимые. Китай недавно обеспокоился этим вопросом и биткоин просел. Китай и США заключили экологическое соглашение.
Эфир дорогой по комиссиям. И вот исключив их всех обнаружили на первых местах USDT и SOLANA
И тут неожиданный сюрприз — usdt хочет перейти на блокчейн соланы.

Могу выбрать религию:

Верить нужно в то, что информация из будущего в настоящем очень даже доступна тренированным мозгам.

Откуда следует:

Если прошлое это во многом результат настоящего, а будущее и вовсе атакует мозг, то если хочешь преуспеть — никогда и никуда не спеши. Если кто-то навязывает тебе спешку — он мошенник, плохого тебе желает, заставляет тебя в его времени жить. Но твоя собственная волновая функция не там. У каждого разное время. Разная скорость восприятия событий и реакции на них. И каждому в своем времени жить удобнее, не так ли?

Миф хороший, годный. На деле это ошибка выжившего и не более. Доход получают монополисты, а вот пролетевших на этой теме просто как грязи.

Вся человеческая цивилизация — ошибка выжившего.

Хорошая попытка оправдать говно тем, что везде говно. А что если не везде?

Ошибка выжившего :)

Чем плох саппорт за деньги? Ты не понимаешь о чем говоришь. На спорте можно балду пинать 3 дня в неделю и что то делать для души

В том и дело что на каком то стартапа овертайма могут быть. Хотя я за бесплатно очень давно овертаймил.

Вопрос — за какие деньги мы готовы полюбить сапорт? Вчерашний бариста какое-то время будет любить сапорт за 2-3 тыс. баксов в месяц, но потом что? Особенно если даже до ранней пенсии далеко, а на приличную работу с приличной оплатой не берут, так как отработавшего на многолетнем саппорте видно издалека.

Зарплата по рынку 5к не проблема

То что проектом уже пользуются люди, и он приносит прибыль. И ты своими фиксами/новыми фичами решаешь проблемы конкретных людей сейчас.

В случае со стартапом — это в принципе вопрос, будет ли кто-то им пользоватся.

Но конечно, если фиксы не будут чередоватся с рефакторингом/новыми фичами, это тоже надоест.

Даже если это 5k net — это что, з/п-шечка, на которую можно сесть мёртвым грузом и годами наслаждаться жизнью? Даже если сейчас, на конец 2021 года, для позавчерашнего баристы, это типа класные деньги, то в декабре 2022, в декабре 2023 он так же будет на тех же увядших от инфляции 5k. Эту сумму на сапорте реально индексировать не будут уже, разве что чисто символически, так как за воротами конторы стоят толпы вчерашних барист с курсов, мечтающих с ИТ-притона и з/п-шечки 300-700 баксов присесть на эти 5k. А при серьёзном кризисе и эти 5k порежут.

ХЗ. Вроде сейчас в Украине в плане ИТ продолжается постепенное вставание с колен. Фраза избитая, но иначе сложно сказать. ) С удалёнкой заходит действительно много продуктовых контор; похоже, не нужно теперь ехать в какую-то сраную Польшу и т.п. Даже на проваленные технические собесы пофиг — всё равно где-то офер дадут. В пожеланиях я указываю примерно брутто немецкого штатного сотрудника корпорации, не галеры, причём разработчик я посредственный, безликий самоназванный синьор.
Даже вроде некоторые крупные, стабильные украинские конторы якобы готовы платить околонемецкое брутто, причём не за суперстар. В общем, сейчас соглашаться на легаси за неиндексируемые нормально 5к net у посредников — себя не уважать, ИМХО.

Шо ты несёшь, через год меняешь работу если нет пересмотра.

Год работал в спорте понедельник вторник работаю, среда четверг зайчатина, пятница выходной, всем было пофиг, абы хоть какие таски зарыл

Сорян в них не работал))) работал в компаниях поменьше, по разному бывает

Продукты на саппорте — это обычно проекты, которые раньше писались продолжительное время командой большей, чем поддерживает.

Кодовая база довольно объемная, обычно слабая документация, код с душком местами, и хорошо если нет зоопарка технологий.

Неопытный спец часто не вывезет, или чиня одно, будет ломат другое.
Удержание специалистов достаточно критично в такой ситуации, так как «знание проекта» довольно важно когда проект уже давно пишется.

Да, многие компании (и вероятно заказчики) на саппорте не поднимают зарплату достойно на саппорте, в этом случае они рискуют стабильностью проекта и самим клиентом — ведь он и уйти может, если будут случатся факапы периодично.

А кто-то поднимает хорошо, по разному.

В ситуации когда приходит на проект с устоявшимися командами толпа новых разработчиков

Работа на саппорте какое-то время — один из самых эффективных способов

передачи знаний не одному новичку, а целой бригаде

це тільки у випадку якщо за 3 дні ти заробляєш місячну зарплату у всії інших випадках до для душі ще дуже далеко

Коммент про мотиватор будет короче: Самым сильным мотиватором трудовой деятельности является... скука. Самые лучшие, самые ценные достижения человечества, были достигнуты... от нехрен делать. Задумайтесь над этим, оформляя в IT компании игровые зоны и прочую ересь, сжирающую мотиватор № 3. Первые два — разумеется секс и конфликт, трудовой деятельности они не помогут. Конфликт же сам по себе сущность тяжёлая в управлении, про него можно монографии писать. А вот скука — легко достижима, и что ещё важнее, легко дозируема. Добавьте немножко этой панацеи, и просто прозреете, насколько действенный это катализатор КАЧЕСТВА.

Когда проблема наконец решена, все нейроны в мозгу разом кричат: «Эврика!»
Это приятно, это радует, это и есть награда.
Но у меня есть сильное подозрение, что «выгорающие» не научены испытывать подобного рода радость. Им просто не в кайф трудиться.

Вы в общем сейчас рассказали. Не смею просить о более конкретном и детальном описании. Индивидуальный подход необходим тут.

Если у кого-то зашкаливает количество челенджей, возможно он ухватился за все сразу. Есть и другой вариант — ему все это скопом вывалили — занимайся, мол.
Ответ тут один — бросить кубик, выбрать что-то одно и пилить негромко. Уволят? Не велика потеря.

вигорання ваще корисно я вважаю, бо коли людина тупа і по інакшому не шарить шо вона не в тому місці і не те робить, ну нема іншого методу як її звідки витолкати

ну типа да, так виходить. просто ти не хочеш розбиратися що саме тебе бісить, може бути банально тупа команда, не твій менеджер, ти просто підісрав всім і тепер тебе не люблять ))) може ти якийта нитік я не знаю. але суть в тому шо ти або не то шось робиш або не там, я поміняла останнє і за пів року вигорання пройшло

ну є такі люди які змирилися зі скукою, вони вміють терпіти в них така особистість а є такі шо не в міють терпіти тому в них і вигорання, не всім хочеться більшого

і якщо в чувака троє дітей то да йому вигідно не ризикувати і шукати золоту середину, но не всі на таке готові вот, компроміс це коли ніхто не щасливий

И как можно вытолкать? Тебя просто нахер пошлют и на этом все закончится

ну да, в тому і суть шоб тебе послалти бо сам ти ще не здогався шо треба валити або нема силеньок

Ты пробовала уволить человека с крупного проекта? Можно месяцами ничего не делать и всем дули крутить

ага, вот тому коли не можна копнути людину в той же день токсичність тільки повищується бо всі знають що можна х пінать, а ті кому реально хочеться вкладуватися йдуть з проекту бо бачать яке болото

Токсичность крутится, бабки мутятся

Логично что надо помалкивать. Надо наоборот рассказывать как тебе тяжело и какой ты молодец что разобрался

від таких краще відкупитися щоб не завалити весь проект ну або знайти менеджера який вміє з такими нянькатися

На некоторые проекты могут искать человека месяцами
Некоторые ищют годами, если ты закрываешь хоть какие то таски выгнать тебя очень трудно даже с маленькой галеры, тем более с маленькой
Это надо чтоб кастомер волну говна подымал

На самом деле так работает уборка мусора. Что-то вроде короткого замыкания на правильное решение, выбивающее весь накопившийся мусор. А вот у шизофреников и наркоманов то ж самое случается просто так, и самое дикое (опасное) решение может быть подтверждено как верное, с вычисткой «лишней» памяти.

Кстати, опасность токсичных людей кроется ровно в том же механизме: смешав полезную деятельность с токсичным общением, механизм вычистки мусора не только удаляет полезную память с размахом бульдозера, но и вычищает тяжело доставшиеся в процессе обучения шаблоны и связи, в буквальном смысле вызывая деградацию мозга. Но и это ещё не всё: полезные связи мозг метит как опасные, вызывая в дальнейшем деградацию памяти МОМЕНТАЛЬНО как только эти шаблоны задействуются. Иначе говоря, устанавливает иммунитет к обучению.

Именно так работает «выученная беспомощность». И что ещё хуже, способа обойти этот механизм не существует, это нативный механизм обучения, без которого бы вы не выжили в раннем детстве и не прошли эволюцию. Но при первобытном строе вы бы просто и незатейливо убили токсичных соплеменников. Хорошие были времена. Но сейчас вам мозг диктует сделать ровно то же самое, и искренне не понимает, почему нельзя взять большую дубину и исправить баг.

ахахаха, а шо коли вийшло так шо насправді вбити то треба було тебе б, ти всім не довольний коли всім ок, тому мож проблема в тобі ? а не всі навколо токсичні

А от і перший сигнал від токсика. Можу пояснити:
1) Текст ви не читали, ви тупо шукали, до чого прикопатися. Бо вам то треба.
2) Перехід на особистості. Саме тому я не анонімний — мені простіше, коли мене можуть відсіяти ті, кому хочеться саме токсичних відносин. І прям публічно повісити мені ярличок (я їх у коробочку складаю, колекція вже).
3) Всім ок. Така ж токсична позиція, як і «всі токсичні». Зворотна сторона психічного розладу — і намагання будувати відносини «я проти всіх». Не-токсики будують відносини з усіма різні. А токсики навпаки, намагаються лізти без мила в усі відносини та гадити усім.

Так от, саму думку, що всі навколо токсичні, може озвучити виключно токсик. Ніхто окрім токсиків навіть припущення такого не робить. А токсик у цьому впевнений, особливо під час «натхнення».

То ж потролити на публічному просторі — та будь ласка. Але спробуй те саме в робочих відносинах з будь-ким, і це буде коштувати ой, немало. То ж подумай тричі, а чи воно тобі треба. Бо зворотного шляху майже нема, токсичність має тренд до розвитку розладу.

Токсиків насправді дуже мало. Але психологічні основи для того є в усіх, бо то нативна поведінка немовлят, і обумовлена неготовністю мозку до реального світу. Тобто, людина, розвиваючись самостійно — стане токсиком. А через спільне існування ця поведінка зникає.
Тому токсична поведінка найчастіше є гормональним розладом. Але чи розвивати її до стану руйнування відносин — то розумний вибір. І якщо людина вже зробила такий вибір у трудових відносинах — із ймовірність 99,(9)% то вже роками розвинений драйв у відносинах із рідними та знайомими. Виправляти щось на цьому рівні деградації вже нерентабельно, із такими людьми треба прощатися і негайно.

PS. Сам я іноді застосовую токсичну поведінку. Виключно із ворогами. І ніколи — із людьми, з якими працюю чи маю інші відносини. А от із тими, хто намагається усіх стравити — та легко. Я навпаки, роблю таких людей ще більш токсичними, це робить їх бідними дуже швидко :)

PPS. Ви можете ставити поведінкові експерименти в інтернеті, і за те вам нічого не буде, окрім науки. А от у відносинах — зась.

це було сказано вельми жартома, не треба бачити у всьому підставу. Те що Ви сприймаєте все на свій рахунок вже дзвонить тривожність в двері

Я так і сказав. В дискусіях можна. В трудових відносинах — надзвичайно дорого.

Именно так работает «выученная беспомощность». И что ещё хуже, способа обойти этот механизм не существует

а хіба фраза «очі бояться, руки роблять» — не про обхід?

Саме так. Але це фраза часів, коли люди працювали руками. І навіть наукоємна праця здебільшого виконувалася руками. Таку роботу досить легко розподіляти на етапи, кожен з яких здійснює позитивне підкріплення.

А от із складною роботою, де етап роботи, що вимагає пам′яті, перевищує 1 день — стається строго навпаки. Додаючи у цей день негативне підкріплення, формуєш не тільки блокування пам′яті, а ще й пошук «спільного знаменника». Тобто пам′ять блокується все глибше та глибше, з метою уникнути поведінки, що її формує, та викликати її знищення не тільки уві сні, але й одразу при намаганні застосувати упізнаний шаблон.

Корінь конфлікту: робота менеджерів проста, і вона легко ділиться на етапи, а вони діляться на таски. До того ж, все легко візуалізується. А від так — дозволяє «точити ляси», тобто безперервно промивати мізки. А поміж ділом — ще й конфліктувати як коти в березні. Люди, які займаються докорінно іншою справою — не можуть керувати процесами, з якими геть не знайомі. Навіть якщо колись і займалися (це рідко зустрічається) — все одно «битіє опрєдєляєт сознаніє».

Окрім менеджменту владу робити керівні дії мають буквально всі члени команди. Але каталізація отруйної поведінки властива саме менеджменту. Бо немає негативного зворотнього зв′язку знизу, але є позитивний зв′язок зверху. До того ж характер власної роботи дає позитивний зв′язок. Від так, щоб зупинити токсичну поведінку, потрібна або освіта (розуміння, як це працює), або зброя. Якою доведеться не тільки погрожувати, але й використати. В кращому випадку просто набити морду, і не один раз.

Цивілізовано — просто звільнити. І вчиняти страйк на кожне намагання додати до команди токсичних людей.

В общем рассказываю
1. Я как известно разработчик парсеров, компиляторов, трансляторов, плагинов под идею и иклипс. Специализация редкая
2. При этом я пишу статьи, технические, не лишённые объективной полезности.

Сказать зачем я это делаю? Бабло! По статьям ко мне приходят клиенты! И каждый раз когда мне предлагают «интересную вакансию с челленджами и проблемами» я спрашиваю: сколько денег? Если денег меньше, или мне начинают втирать про нематериальные ценности говорю:"пожалуйста, пройдите на***". Я лучше пойду на какую-нибудь галеру, в легаси-проект буду делать свою работу за два-три часа в день и остальное время фрилансить.

Ага, притом под «нулём» подразумевается то, что они уже хорошо знают. А дай им действительно проект «с нуля» — так орут «мама! мама!»

Нормальная специализация, че

Я так и сказал. Челенджи как правило являются просто дерьмом, и состоят в «сделай мне из дерьма конфетку». Например, копию уже существующего продукта, притом по цене меньше покупки одной лицензии. При том что там только юридическая часть и война с патентными тролями стоят как бюджет всея Израиля.

Ничто так не демотивирует, как внутренняя токсичность в комане. Когда какой-то участник, особенно в нижнем руководстве, отравляет рабочие отношения для роста чувства собственной важности — это приводит к катастрофе, превращая простую работу в сложную, сложную — в невыполнимую. Исправить это нельзя иначе как удалив источник. В противном случае сдохнет и проект, и поведение станет заразным, и подобные люди будут затянуты в проект извне.

Двое таких на проекте — считайте что он уже мёртв, и оттуда надо драть когти как из токсичного болота. Никакой другой фактор не оказывает столь же губительного влияния.

Сама токсичность — действие не намеренное, это манифестация маниакального расстройства, когда человек не может остановиться, когда механизм быстрой (менее 30-50мс) обратной связи, ведущей к торможению паразитных поведенческих связей, попросту не успевает за их тригерами. Пример: видишь чей-то чай. Да, ты можешь подумать, что туда можно плюнуть. А человек с токсичным поведением не может остановиться, «подумать» становится манией, и проходит стадию и намерения, и действия. И поскольку токсичные действия намного проще полезных, то будьте готовы применять «правило таракана»: когда вы видите одно действие, их уже тысячи.

Сами токсики таковыми себя не считают. Более того, уверены что делают что-то полезное, что без их суеты вообще ничего с мёртвой точки не сдвинется. Что они сами являются мёртвой точкой — не признают даже на смертном одре. Это чистейшая психология, если бы люди умели понимать, когда они виноваты — мы бы жили в другом мире. Но людям жизненно надо понимать, что всё что они сделали — правильно. И потому, без отрицательной обратной связи, токсичное поведение развивается у всех в той или иной мере. Но у людей с маниакальным расстройством этот процесс уже зашёл настолько далеко, что вам просто не по времени, ни по деньгам не стоит в него ввязываться — либо изгоняйте токсиков, либо уходите сами, потому что жизнь коротка чтобы потратить на эти отношения сколь-либо серьёзный срок.

Исключение — краткосрочные проекты. Там вам не придётся строить отношения, и все попытки заложить негатив так и останутся нереализованными. За это и люблю фриланс. Фактически, самая жирная доля рынка — это «мудрецы», сумевшие разрушить IT в своём бизнесе и потом зависящие от него на стороне. Слишком уж именно IT чувствительно к токсичности в команде.

В чём заключается токсичность: использование любых уникальных в данный момент знаний (или иллюзии таковых) для проведения споров с целью доказать, что второй участник плохой (все допустимые и недопустимые варианты применимы). Например, яркая одежда → ты гей, в смысле п—с. Практически всегда требуют одобрения со стороны хотя бы чьего-то, и пытаются такое искать методом проб и ошибок. НИКОГДА не давайте такого подкрепления, это дорого!

Типичный пример: члену команды сообщили информацию, важную для всех. Он обещал передать. Не передал. Либо упомянул вскользь в настолько завуалированной форме, чтобы никто ничего не понял (и это поведение постоянное, всегда используется запутывание, обращайте внимание). А потом уже на митинге, когда посыпятся обвинения, будет с пеной у рта доказывать, что всем говорил, это они его НЕ СЛУШАЮТ. Никогда не слушают! Это, кстати, типичнейшая жалоба токсика, и ничья больше. И хотя подобные замечания бывают у всех, но у токсика акцент на «никогда» (обязательно без конкретизации, токсик требует слушать его всегда, потому что это он говорит), и всегда попытка высказать это публично — с целью поссорить людей между собой, и тем самым заставить договариваться через посредничества «строгого но справедливого» токсика.

Кстати, стремление к справедливости — ещё один маркер токсика. С тем акцентом, что справедливость всегда должен определять он, и пофигу что его мнение меняется как направление ветра в унитазе, все должны его слушать... и забывать сказанное ранее, если он забыл.

ПРОВЕРЬТЕ, что отравляет сроки исполнения в типичном проекте, и вы найдёте этих персонажей.
Домашнее задание: Догадайтесь, кому на самом деле нужны постоянные митинги? Чьё ЧСВ они раздувают?

Отличнейший комментарий. Подпишусь под каждым словом ибо не раз стыкался с такими людьми. И не только в IT

Я токсичный. Не согласен, что токсичные виновны. Во первых, души нет. Я ее убиваю прямо сейчас. Есть нейроны. Есть их совместная согласованная работа. И есть вот что: когда встречаются два мозга, один из которых успевает подумать за другой мозг все его ответы, очень легко запутать, донести «невнятно» Почему? Потому что происходит блокировка, уход в тень, не_замечание, о котором «токсичные» правдиво и рассказывают.
Здесь дело в мозгах. Личности это выдумка. Есть состояния нейронов, затухающие кстати в условиях отсутствия похожего повторяющегося опыта.
Нейроны перезаписываются трудно, но с точки зрения процесса легко — интегральным изменением содержащегося опыта.
То есть преступника можно сделать ангелом, надев на него VR очки и подобрав нужный видео 3D ролик с соответствующим звуковым оформлением.
P.S.
Совсем забыл. Токсичные и голосовое общение (звуковыми волнами, изустно, вербализованно) это совсем плохо. Не работает.
Хотите выслушать токсичного? Заставьте его написать вам письмо. Только пусть его перечитает перед отправкой. Несколько раз. А потом будет ваша очередь — читать. Помните, что там где вы не понимаете токсичного, он мог просто упустить пару деталей — само собой разумеющихся для него но не для вас.

Будь ты токсичным, я бы не общался с тобой. Либо общался в ином ключе, так чтобы ты достал из мозга все самые гнусные проблемы, которые каждая затянет на 50 000 баксов у психоаналитика. Верь, я умею в дипломатию :)

Но мне самому это не нравится, у меня другая специализация. Я умею делать так, чтобы люди становились лучше. Не со всеми, естественно, работает — бывают такие (очень небольшой процент), которых надо изолировать от общества. Например, догхантеры — их можно сделать лучше, но лучше ножом.

А если бы ты сидел перед зеркалом, причем таким, которое в настоящем отражает тебе твое будущее — и лицо и слова. Тебе бы показалось что ты разговариваешь со вменяемым собеседником.
Но ты бы разговаривал с элементарным передатчиком информации из будущего в настоящее.
Многомировая интерпретация Дойча как бы утверждает — такое вполне возможно осуществить.
А я думаю: природа уже осуществила это — где-то в нейронной активности.
Вот объясни эффект: почему с немногословным собеседником я и сам не могу двух слов связать, а с эрудированным сам себе кажусь гуглосерчем.

Только здесь надо книгу писать. О том, какие ограничения накладывает и какие возможности предлагает врожденно медленная или врожденно быстрая работа памяти.
Память у нас бывает долговременная и кратковременная. У каждой свои характеристики.
Например, скорость срабатывания. Все играли в RPG ? Там в начале бросаешь кубик и выбираешь характеристики своему герою. В жизни так же — кто-то рождается с умением все помнить — даже тонну избыточного. Другой — в силу не умения запоминать или быстро вспоминать — запоминает по другому — злопамятно — например — или ярлыками — отсюда они называют лиц еврейской национальности или афро-американцев...
В силу не умения запоминать или вспоминать «токсичные» ! создали и создают деревья знаний — в виде книг, библиотек, университетов, карт Таро, рун для гадания, четок для молитв.
Вы, выше подписавшиеся, в общем, наезжаете на создавших разумное и гуманное человечество.
Впрочем, помните анекдот про майора и призывников? Типа, поднимите руку, кто из вас не мастурбирует? Один руку поднял. Майор: 99% врут. А этот прикалывается.
Программисты все токсичные — иначе они бы не смогли создавать шизофазические языки, для описания / конструирования работоспособных моделей.
И да, конечно, чем сложнее язык, тем больше нужно санитаров, чтобы поймать автора.

Отличная статья, мне понравилась.

Зарплата не считается главным мотивирующим фактором.
Igor Kutko, Керівник відділу розробки в Ай Ти Артель

Directed by Robert B. Weide.

Программисты — умные, широко образованные представители творческих профессий, которым важно удовольствие от работы. Но если зарплата — не главный мотивирующий фактор, зачем 8 часов в день реализовывать чужие, часто — ориентированные на прибыль продукты, загоняя себя в рамки методологий и связываясь с посредниками? Неужели умный, широко образованный и творческий профессионал получает таким образом больше удовольствия, чем реализуя собственные идеи или хотя бы вкладывая в open source?

А к опытным разработчикам у меня есть вопрос: как вы реанимируете свою мотивацию?

Прекращаю коммерческую разработку и жду, пока закончатся деньги. За два месяца до возможного банкротства мотивация просто хлещет :)

Если на этом проекте есть возможность поработать с интересными технологиями, и зарплата (не главный мотиватор) но все равно крайне высока — то это может работать.

Зарплата не считается главным мотивирующим фактором.

Я увидел фразе утверждение, что если платить много денег, но сам проект какое-то дерьмо — то в долгую это не сработает, и сотрудник все равно свалит.

Для собственных проектов нужна идея не только как этот проект написать, но и как потом этот проект монетизировать.
Для многих разработчиков кайф в технологиях, новые языки, технологии, подходы.
А не в том чтобы думать, как что-то продавать, рекламировать и тд.

Конечно развивать свой проект или опен сорс это круто, но никто не мешает этим заниматься паралельно коммерческой разработке. Да, времени будет мало, но вы не теряете источник дохода, получаете опыт на работе, эксперементируете за чужой счет. Да и можете взять на месяцок отпуск за свой счет, если надо над опен сорсом или своим проектом усиленно.

А если при этом сможете выйти со своим проектом на уровень, на котором сможете этим хорошо зарабатывать — тогда можно и уйти своим проектом заниматься фулл тайм.

Если на этом проекте есть возможность поработать с интересными технологиями

А 1С и «интересная технология» вообще имеют право на существование в одном предложении ?:)

можно ли победить в схватке с рутиной

А вы ведь действительно победили. Как минимум, стереотипы. Только не все победы одинаково полезны.

Почему нет. Люди есть разные. В том числе которых не жалко

TLDR: раздельная оптимизация работает лучше.

Если я правильно понял автора, методы мотивации в статье как раз посвящены случаю, когда на проекте преобладает «рутина» и отсутствуют новые технологии, языки, подходы (либо разработчику они не интересны).

Из-за того, что одновременная оптимизация по двум критериям накладывает больше ограничений, проектов привлекательных и финансово и технологически — меньшинство и их другие характеристики могут находиться в экзотическом состоянии.
Яркий пример — разработка в Google, которая отлично соответствует обоим критериям (оплата/технологии), но имеет экзотически завышенные требования к кандидатам на входе.

Трудоустройство в менее продвинутый продукт на необходимую зарплату + самостоятельные исследования интересующих тем часто оказываются проще реализуемыми по отдельности, чем трудоустройство в Google. И даже настолько гиперболизированный пример, как Google не обеспечивает полной личной реализации, иначе бывшие разработчики Google не уходили бы создавать свои стартапы.

Поэтому интересно, какой подход можно противопоставить «полгода разработки на легаси за 10000, полгода изучения DevOps (или написания MVP для своего стартапа)» как по итоговой сумме за год, так и по результатам в интересующей области? И в описанном подходе деньги как раз будут основным мотиватором за первые полгода, т.к. смогут конвертироваться в то, что интересно на самом деле за вторые полгода.

Допустим твоя зарплата 5к и ты столько и стоишь на рынке. Ты знаешь что в любой момент можешь перейти дорогу и там тебе тоже будут платить условные 5к, больше получить — сложно, нужно повозиться, а это лениво, рынок ещё не дошел до нужной кондиции. На планку в 5к тебе достаточно пройти 20 — 30 минутный собес в рандомной галере или продуктах. Ты уже нормально можешь в коммуникации, у тебя широкий круг знакомых и определенная репутация. ​
В этом случае что-то не понравилось — сразу «пшлинафиг» и все, через нотис период времени ты уже в другой компании и ты это знаешь. На этом уровне увольнение с компании занимает в разы больше времени и сил, чем найти новую работу.
Условные +100, даже +500 баксов никак не влияют на твое финансовое положение. В таком состоянии, у компании становится крайне мало точек воздействия в финансовом плане.
Вот и приходится придумывать что-то, так как локальный рынок акций у нас не работает и вообще участвовать в нём эффективно могут не только лишь все.
Придумывать к слову сложно, так как ты знаешь весь корпоративный булшит до конкретной молекулы и сыт им по горло.
Конечно на уровне ждуна и мидла, можно пару сотен баксов накинуть и удержать ещё на год.

С точки зрения компании, мотивация деньгами — это действительно последнее из средств воздействия. Только мы — не компании :)

Зарплата не считается главным мотивирующим фактором.

Это так и есть. Лучшее, что ты когда-либо делал, ты делал бесплатно. И разумеется, мог бы и не делать, пропетлять и не париться.

Согласен в глобальном контексте, не согласен в текущем.

В этом и смысл. В идеале, чтобы за всё лучшее нам давали денег. Но экономике ещё развиваться и развиваться, чтобы научиться платить за риск.

Больше 20 лет я занимаюсь разработкой 1С.

Це не демовитує найбільше з усіх факторів?

:) Нет. Если работа интересная, есть развитие, достаточная зарплата, то почему это должно демотивировать?

Зарплата всеравно ниже чем в реальном программировании

Рутинная работа, однотипные повторяющиеся задачи.
Отсутствие смысла — вы не понимаете что здесь делаете, зачем всё это и какая в этом польза.
Дедлайны и атмосфера постоянной спешки.
Неадекватная оценка — рассинхронизация ожиданий и запросов с тем, что действительно возможно сделать и за какие сроки.
Нечеткая постановка — задача «всё и ни о чём».
Несправедливая оплата труда.
Отсутствие возможностей профессионального роста.
Устаревшая техника.
Игнорирование успехов и постоянный акцент на недостатках и минусах.
Отсутствие взаимопонимания в команде.

Это все проблемы ит притона, дело айтишника прийти отсидеть 6 часов

Давай разберём конкретный пример

Підписатись на коментарі