Как проводить публичные выступления, или Нелюдимые медведи выходят в люди

Всем привет. Меня зовут Михаил, я работаю Software Engineer в Acropolium. А кроме того, я тренер по первой помощи Общества Красного Креста Украины. Мы поговорим о достаточно важном soft-skill — проведение публичных выступлений. За последние 4 года я провел более 100 тренингов, в том числе и тех, где готовил инструкторов, которые сами впоследствии должны были обучать людей, выступал на телевидении и в международной школе инструкторов. Что такое публичные выступления я знаю не понаслышке. Возможно, я не открою для вас Америку, но, надеюсь, смогу структурировать информацию и натолкнуть на пару-другую полезных идей.

Эта статья будет полезна тем, кто так или иначе задействован в публичных выступлениях: будь-то локальные митапы или международные отраслевые конференции. Также эта статья будет полезна тем, кто проводит демонстрации или презентации проектов и решений.

Простите, если местами моя статья покажется слишком общей, а местами может показаться наоборот — слишком узкой. Сложно выбрать примеры, одинаково хорошо подходящие и менеджеру по продажам, и эйчару, и разработчику.

Несмотря на то, что средний обыватель полагает, что все айтишники — программисты, а самого программиста считает эдаким нелюдимым медведем, который не вылезает из берлоги (ну, по-хорошему, надо признать, что такие тоже есть), мы с вами знаем, что в нашем сообществе хватает и экстравертов, и тех, кому по долгу службы необходимо общаться с людьми.

Многие компании проводят внутренние митапы, где спикеры раскрывают свои темы, в других созданы свои Академии, в которых куют будущие кадры, народ мотается на конференции, а особо смелые даже берутся выступать с докладами. Помимо этого проходят встречи с заказчиками, инвесторами, бенефициарами (ну, это те, кто получают какую-то выгоду от нашего продукта), и везде нужно уметь хорошо говорить, а еще лучше и показывать, чтобы нам верили даже больше, чем себе.

Конечно, некоторые, кажется, рождаются с этим даром, и таких сложно переплюнуть, если сам такими способностями не наделен. Но научиться говорить красиво (ну, или хотя бы красивее, чем: «И это... вот эта функция, нам дает... как его... прирост... ээээ... производительности») вполне возможно.

Этапы выступления

Любое выступление (если это только не неожиданная встреча с Илоном Маском в лифте) должно/может состоять из трех этапов:

  1. Подготовка.
  2. Выступление.
  3. Сбор обратной связи.

Подготовка выступления

Многие знают, что олени по лесу бегают без разминки, но:

  • мы не олени (хочется в это верить);
  • публичные выступления — не физические упражнения как часть жизнедеятельности некоторых видов фауны.

А посему к выступлению стоит подготовиться. Здесь мы тоже можем выделить несколько этапов:

  • Подготовка непосредственно доклада.
  • Сбор информации об обстоятельствах выступления.
  • Подготовка сопутствующих материалов.

И вот тут нежданчик — начинать лучше не с самого «мяса» выступления, а с того, где, перед кем и в каких условиях это выступление будет проходить, потому что обстоятельства сильно влияют как на форму, так и на содержимое доклада. Например, у нас есть очень полезное ПО по типу 1С с возможностью интеграции в сторонние системы. Презентация продукта бухгалтерам/товароведам и презентация продукта разработчикам, которые будут интегрировать это ПО в свои системы — две большие разницы — одним надо показать удобный интерфейс и функционал, а другим — API и простоту взаимодействия. А начальнику тех и других надо показать, как это повлияет на его бизнес. Презентация своего продукта маленькой аудитории, например, инвестору, где мы можем дать пощупать продукт, и презентация большой аудитории (где мы тоже можем дать пощупать продукт, но стоить это будет либо других денег, либо других усилий) — тоже могут (и должны) проходить по-разному.

Еще один пример: обучение, условно, навыкам программирования — начальный уровень для мамочек в декрете / бывших военных или повышение квалификации разработчиков самой компании. Разницу увидеть несложно.

Итак, на что же стоит обратить внимание:

  • Аудитория (пол / возраст / профессия / количество).
  • Место проведения (кафе / лифт / конференц-зал).
  • Инфраструктура в месте проведения (свет / интернет / проектор / флипчарт).
  • Формат проведения (онлайн / офлайн / монолог / интерактив).

Аудитория

Как вы уже поняли, аудитория может существенно повлиять на то, как мы будем строить свое выступление. По возможности, постарайтесь узнать, кто будет вас слушать. Конечно, можно не заморачиваться и выбрать относительно нейтральную форму подачи, и выступление будет универсально для любой аудитории, но и сногсшибательного эффекта скорее всего не произведет. Поэтому лучше всего адаптировать. Тут, кстати, стоит понимать, что адаптация уместна при однородности группы, если аудитория смешанная — то нейтральность будет наилучшим выходом.

Пол. Можете кидать в меня тапками и обвинять в сексизме, но я все же это скажу: у мужчин и женщин разные типы мышления / восприятия. Достаточно посмотреть на фотки того, как мамы и папы проводят время с детьми, или как мужчины ходят с женщинами на шоппинг.

Не все, но большинство женщин воспринимают информацию, считывая эмоциональную окраску, в то время, как мужчины больше уделяют внимание самой информации. Например, если вы будете рассказывать про жесткий затык на работе, женщина вероятнее спросит о том, удалось ли разгрестись и избежать больших проблем, как отреагировали другие, а мужчина скорее поинтересуется путями решения, глубиной последствий и размерами убытков.

Возраст. Стиль общения, обороты, примеры и кумиры могут сильно различаться у разных поколений. Мне 37, и я с трудом понимаю двадцатилетних. Дети и подростки могут не понять каких-то терминов или даже понятий (попробуйте объяснить, например, слово «абстракция» семилетнему ребенку, шестнадцатилетнему подростку и сорокалетнему человеку, и вы поймете, о чем я).

Профессия. Тут, думаю, все понятно. «Своим» можно влегкую рассказать, как коммитил хотфикс в прод, когда тестер был на вакейшне. Но как много из этого поймет, например, свадебный фотограф, которому вы делаете сайт? Каждая профессия может иметь свой жаргон, свои, понятные только узкому кругу лиц, шуточки, приколы и истории, и, если ваши слушатели не входят в круг «своих», то надо выбирать подходящую лексику и примеры.

Количество. Чем меньше людей, тем общение получается более личным, тем больше времени вы можете уделить каждому отдельному слушателю (не в смысле узнать, как поживает его семья, а в смысле зрительного контакта и уверенности, что он по-прежнему с вами, а не собирает тыквы на какой-нибудь ферме). С другой стороны, чем больше народу, тем легче работать с одиночными возражениями (вот почему Тянь Ши, Коралловый Клуб и прочие МЛМ любят собирать конференции для обработки свеженьких жертв). Этот разрез на подготовку влияет мало, но позволит лучше подготовиться морально.

Но есть другой разрез — активности с вашими слушателями. Я уже немного затрагивал это в начале (ну, помните, про «дать пощупать»?). Сейчас же немного дополню: чем меньше людей, тем легче провести интерактив и получить обратную связь на ваше выступление и, как результат, скорректировать доклад или манеру подачи. При большой аудитории легче получить статистический срез, попросив, например, заполнить онлайн форму на три вопроса, что также может быть полезно для вашей презентации.

Место проведения

Иногда место проведения может существенно повлиять на ваше выступление, оно может как ограничить, так и расширить ваши возможности. Например, не стоит рассчитывать, что участники с готовностью будут выходить к вам на сцену, если они сидят в середине ряда в театре, или что они будут вас долго и внимательно слушать, если температура в помещении 12 °C и металлические стульчики. Но зная, что встреча будет проходить в лектории, вы можете заранее продумать, распечатать и разложить по местам «рабочие тетради», в которых участникам будет удобно делать записи или выполнять ваши задания.

Инфраструктура

В этот раздел я отношу все технические моменты типа: интернет, флипчарт, проектор, ноутбук, микрофон и колонки, экран, на котором будут показывать вас для задних рядов, и т. д.

Например, если презентация продукта будет проходить в зале с большим экраном и хорошим интернетом, вы можете вставить в свою презентацию QR-код со ссылкой на прототип/готовое решение, чтобы слушатели могли сами открыть сайт или приложение и потыцкать в разные кнопочки-менюшки. В том же театральном зале ваши красивые, вручную расписанные и разрисованные, заготовленные дома листы флипчарта будут абсолютно бесполезны, т. к. рассмотрят их только зрители первого ряда.

Формат мероприятия

Я тут много разошелся про интерактив, взаимодействие со слушателями, но на самом деле, все это может оказаться совершенно нерелевантно, если организаторы решили ограничить мероприятие read-only доступом. Поэтому стоит заранее узнать формат мероприятия: планируются ли Q&A сессии, допустимы ли вопросы в зал и из зала и прочее. Сюда же можно отнести варианты онлайн и офлайн встреч, конференций и митапов.

В случае онлайн-встреч вы оцениваете предыдущие два пункта (помещение и инфраструктуру) из реалий своей квартиры / своего офиса / любых других доступных помещений. И выбираете наиболее подходящий вариант. А также учитываете тот факт, что и слушатель будет не рядом с вами, что накладывает ряд ограничений, но и дает определенные плюшки (например, будучи дома, слушатель с большей готовностью может озвучивать свое мнение, т. к. чувствует себя защищенным, но его могут отвлечь домашние вопросы, или он банально решит навернуть борщечка под презентацию, что однозначно снизит его вовлеченность в мероприятие).

Готовясь к онлайн мероприятию, стоит учесть, что далеко не все слушатели будут с камерами и звуком, поэтому сразу продумайте, как вы будете (если будете) вовлекать таких персонажей, а также альтернативные сценарии для предполагаемых активностей.

Подготовка доклада

Цель и тема

После того, как вы узнали обстоятельства выступления, можно приступать непосредственно к подготовке самой информации. Начните с определения цели выступления. Это выступление для галочки, потому что так нужно? Это самопрезентация для построения собственного бренда? Это реклама продукта? Это подготовка помощников? Уровень усилий и стараний под каждую из целей будет разный, и важно понять, для чего вы это затеяли в самом начале.

Дальше нужно определиться с темой. Не всегда роскошь самостоятельного выбора темы доступна, но я все же оставлю этот пункт для тех счастливчиков, кому доверят бразды правления. Выбирайте тему так, чтобы она была интересна аудитории, подходила под формат мероприятия, а у вас была бы достаточная степень компетенции для ее раскрытия.

Хотя есть такие умельцы, которые могут любую тему под себя перекрутить. Помните же анекдот про студента, который выучил только билет про блох?

Студент сельхоза выучил на экзамен только строение блохи. Ну, тянет он билет — там строение собаки. Вот он и начинает:

— Собака — животное на четырех лапах, покрыто шерстью. А в шерсти водятся блохи...И дальше про блох все, что знает.

Препод:

— Ладно, ладно. Расскажите нам о строении коровы.

— Ну, корова, это животное на четырех ногах, питается травой, покрыто шерстью. А вот в шерсти водятся блохи, ну и дальше по тексту.

— Ладно, хватит. Расскажите нам тогда про строение рыбы.

— Рыба живет в воде, шерсти у нее конечно нет, но вот если бы она у нее была, то в ней обязательно водились бы блохи...

Исходя из выбранной темы и целей, приступайте к созданию структуры. В общем виде это вступление, основная часть и завершение.

Основная часть

Пожалуй, наиболее правильно начать с основной части. Ваш доклад должен быть структурирован, а ваша мысль завершена. Как предложение — правильный порядок слов решает полдела, вторую половину решает донесенная мысль. Конечно, можешь как Йода учитель сказать ты. Но нет (кстати, в какой-то аудитории именно этот вариант и будет правильным, но в общем случае лучше все-таки быть последовательным и не прыгать с места на место, а с темы на тему). Поэтому сначала пишете план, а потом расписываете каждый пункт по отдельности. И вот как раз расписывая пункты, вам понадобится информация, которую вы собрали вначале, потому что на основании нее вы будете пихать в основную часть:

  • идеи, подходящие аудитории;
  • примеры, понятные аудитории;
  • интерактив, возможный в помещении с аудиторией;
  • шутки, совместимые с аудиторией.

Ну и все в таком духе. Здесь вы адаптируете все, если есть, что адаптировать, под свои реалии.

План — это кости вашего выступления. На костяк наращивайте мясо: подходящие примеры/кейсы. Помните, что кейсы и примеры должны быть понятны вашей аудитории! Примеры подбирайте не про абстрактного коня в вакууме, а вполне жизненные (и чем ближе ваши примеры к жизни аудитории, тем лучше зайдет выступление). С кейсами проще, обычно кейсы-то жизненнее некуда.

Дальше — жирок. Кто-то считает, что жирок — это лишнее, но по моему мнению немного жирка лишь украсит общую картину. Тут, как и в жизни, кто-то любит пересушенное атлетическое тело, кому-то нравится плюс-сайз, поди, угадай... Жирок — это собственно текст, поясняющий ваши мысли, описывающий, что человек по вашему мнению должен был увидеть в примере. Помните, что люди очень по-разному воспринимают информацию, поэтому «У тебя, Монечка, конечно, должно быть свое мнение! И сейчас мама тебе его расскажет...».

Хотя один из «законов Мерфи» — а именно следствие из третьего закона Чизхолма — говорит: «Даже если ваше объяснение настолько ясно, что исключает всякое ложное толкование, все равно найдется человек, который поймет вас неправильно.» В общем, тут уже вам самим решать.

В любом случае, я настоятельно рекомендую говорить простым и доступным языком без всяких наворотов, заумных терминов. Пожалуй, особенно это относится к разработчикам. Эйчар и продажники зачастую общаются с разного рода людьми, а потому и софт-скиллы у них должны быть на высоком уровне априори, разработчики же чаще общаются с себеподобными, а там все и так друг друга понимают, поэтому при выходе в свет разработчики (да ладно, чего только на разрабов наезжать, во всех узких отраслях хватает людей, не задумывающихся о том, что их жаргон, англицизмы, термины могут быть непонятны окружающим) могут говорить на каком-то языке жителей Индонезии (внимательный читатель сразу заметит в этой унылой попытке пошутить отсылку на язык программирования Java) с точки зрения слушателей.

Вступление

После того, как более или менее готова основная часть, можно приступать ко вступлению. Вступление должно плавно подводить к основной части, поэтому хорошо бы знать, с чего она у вас начнется. Хотя можно и наоборот. Если у вас есть идея яркого вступления, то можно попробовать связать его с основной частью.

Во вступлении, если это первая встреча со слушателями, уместно представиться, рассказать немного о себе, почему вы имеете моральное право рассказывать о том, о чем будете говорить. Если встреча не первая, то тут могут быть либо установленные ритуалы («Давайте поприветствуем новеньких и поддержим их желание покончить с пагубной привычкой»), либо можно коротко напомнить присутствующим для чего собрались, либо представить тему встречи.

В общем, плавно подвести слушателей к основной части. «Холодная» публика хуже воспринимает информацию, более скептически относится к спикеру, менее активна и вообще менее эмоциональна. Не поэтому ли на концертах часто играет кто-то на «разогреве»? Если вы предполагаете какой-то интерактив, продумайте его хорошенько. Не стоит задавать вопросы, которые требуют пространных ответов («Почему успешный MVP не гарантирует успешного продукта?», «Почему вы хотите работать именно в нашей компании?») Не стоит давать сложных заданий на начальном этапе («Выключите звук и выйдите из инсты/фейсбучека»). Активность группы может вас сильно огорчить, а смятение, вызванное у публики вашим вопросом, может огорчить публику, да и неловкое молчание в ожидании ответа не украсит ваше выступление.

Также вы можете попробовать «зажечь» слушателей какой-нибудь провокацией («Как вы думаете, кто круче: фронт, бек или фулстак?», «Показывать ли вилку в вакансии до собеседования?», если публика совсем темная, можно закинуть что-нибудь из общего, например, «Стоит ли пускать невакцинированных в продуктовые супермаркеты?»). Но будьте готовы к тому, что часть аудитории после такого может отправиться в медпункт, а вы — на дачу показаний по факту провокационных действий, приведших к насилию.

Ну и помните, что с публичными выступлениями вообще и со вступлениями в частности действует правило зачетки. Сначала вы работаете на зачетку, потом она работает на вас. Создадите себе положительный имидж в начале — вам простятся некоторые огрехи позже.

Завершение

Чаще всего в завершении подводят итоги сказанного, в очередной раз подчеркивают преимущества, обесценивают недостатки, вполне допустимо проговорить основные мысли основной части. Яркость завершения может сильно повлиять на восприятие информации (например, можно договориться, чтобы в конце доклада о заговоре мирового правительства в зал ворвались люди в балаклавах и с автоматами, скрутили и вынесли докладчика).

Наглядные материалы / презентация

Что еще хорошо подходит для создания хорошего имиджа? Конечно же картинка, то, что вы покажете слушателям. Это может быть макет, демо проекта, прототип в фигме, презентация или видеоролик, печатная продукция — вариантов масса, выбирайте, что лучше подойдет. Чем ярче будут наглядные материалы, тем лучше запомнится выступление (в некоторых случаях бывает так, что это вообще единственное, что запомнится).

Кроме того, если это что-то слушатель еще и забрать с собой сможет, то вообще пушка. Помните, человек запоминает малую часть (по разным данным 10-20%) от услышанного, чуть больше (20-30%) от увиденного, если каналы дополняют друг друга, то цифры повышаются до 50-70%, если человек смог что-то повторить/сделать сам, то еще плюс 10-15%, а при пересказе эффект может подняться до 90-95%. Именно поэтому я все время талдычу об активностях и интерактиве. Только так вы сможете быстро получать обратную связь от слушателей и помогать им усваивать то, о чем вы говорите.

На что стоит обратить внимание при оформлении слайдов/флипчартов (дальше буду писать просто «слайды», подразумевая и то, и другое):

  • На слайде не должно быть газеты — 2-3 предложения.
  • На слайдах не должен быть весь текст выступления — только основные моменты (этот пункт отличается от предыдущего).
  • Исходите из того, что один слайд с информацией не должен висеть дольше 3 минут. Лучше разбавить пустыми слайдами и потом их пролистывать/проклацывать за ненадобностью, чем отвечая на вопрос рассказывать о контекстной рекламе гугл в то время, как на слайде висит инфа по бизнес-странице фейсбука.
  • Соблюдайте единый стиль (обычно, это 1 шаблон титульного слайда для разделения частей, 1-3 шаблона для слайдов с основным текстом).
  • Не используйте больше 3 шрифтов и 3 цветов для оформления.
  • Содержимое должно контрастировать с фоном (если флипчарт линованный, пишите на белой стороне).
  • Картинки, особенно смешные, помогают усваивать информацию, но не переборщите, презентация — не подборка мемчиков (если только тема презентации не «Виды мемов. Эволюция юмора на примере Fishki.net»).
  • На флипчарте пишите крупно.
  • На флипчарте тоже можно рисовать картинки, даже если вы думаете, что рисовать не умеете.
  • Не забудьте поделиться презентацией со слушателями после мероприятия (если это входит в программу и замысел) или позволить перефотографировать ее (если на это есть время и при соблюдении предыдущих двух условий).
  • Если вы не профессионал, избегайте анимации в презентации. Лучше офисная строгость, чем школьное «О! Смотрите, я еще такой вариант появления пункта нашел!», граничащее со стробоскопами рейвовой вечеринки.

Что еще может быть использовано в качестве наглядных материалов? Тут все зависит от вашей фантазии, бюджета и от сути выступления. Образцы продукции, демо приложения, брошюра/буклет/листовка, напечатанный на 3D принтере макет, рабочая тетрадь с тезисами теоретической части и блоками упражнений для самоподготовки, пряник с нанесенной дорожной картой продукта, перекидной календарь с визуализацией нового этапа проекта на каждый месяц (особенно, если у вас в проекте заложено 12 шагов длительностью по месяцу каждый — вообще огонь)... В общем, вы видите, вариантов может быть больше, чем один.

Наряду с наглядными материалами для слушателей вы можете позаботиться и о себе. Если вы не уверены, что сможете все запомнить, а в презентацию подглядывать будет не совсем удобно — подготовьте себе карточки с тезисами. Небольшие карточки размера карманного календарика (7×10) отлично помещаются в руке, не привлекают большого внимания, позволяют записать 2-3 ключевых мысли. Проговорили карточку, переложили под низ пачки. Не забудьте только перед выступлением выложить карточки в нужном порядке.

Подготовка презентации как процесса

Само выступление/презентацию стоит прогнать несколько раз до непосредственно выхода на сцену. Тут важно убедиться, что вы вписываетесь в тайминг выступления, что все презентационные материалы быстро находятся на флешке, и что вам не придется просить слушателей обождать минутку, пока вы таки отыщете искомый файл «новая презентация финальная версия правленная утвержденная2».

Если вы будете демонстрировать какой-то алгоритм, убедитесь, что вы сами помните что за чем нажимать. Проговорить все это можно и сам на сам. Но лучше, если вы найдете тестовых слушателей, которые смогут вам подсказать, что с их точки зрения было хорошо, а что стоит доработать, так как часто мы можем считать очевидными вещи, которые другим совсем не очевидны, а потому не озвучивать их, хотя стоило бы. Подготавливая выступление, наш взгляд замыливается, и взгляд со стороны может основательно помочь. Заодно, если у вас мало опыта говорить на публику, будет возможность попрактиковаться немного, победить страх, если он сидит внутри.

Если выступление проводится онлайн, убедитесь, что вы умеете пользоваться программным обеспечением, в котором придется вещать: как включить/выключить микрофон, где чат, как расшарить экран в принципе и как сделать это так, чтоб зрители не спалили вкладку «Ранетки. Полная дискография» или чего похуже.

Само выступление

И вот настал день Икс, вы приезжаете на место, выходите на сцену и начинаете выступать... А нет, стоп, поторопились.

Непосредственно перед выступлением

До выхода из дома/офиса нужно убедиться, что мы ничего не забыли и привести себя в порядок. Опрятная прическа, чистая, выглаженная одежда — кажется, глупо такое взрослым людям напоминать. Но, поверьте, не глупо.

Приехать лучше пораньше, чтобы успеть освоиться на месте. Идеальный вариант, если еще до дня Икс есть доступ к помещению, где будет проводиться мероприятие, можно прочувствовать помещение заранее. В день выступления стоит по возможности приехать за полчаса-час до мероприятия, чтобы проверить оборудование, подключение, разложить наглядные материалы.

Только сегодня на митапе у меня возникли технические трудности со звуком, и, если бы я не попросил организатора включиться пораньше и помочь мне настроиться, все могло бы быть куда печальнее. А так мы успели опробовать несколько гарнитур и понять, что без гарнитур звук гораздо лучше.

Не забудьте узнать, как листать слайды на «вражеской» технике, если вы показываете их не на своем оборудовании. Сколько докладчиков прокололось, узнав во время доклада, что им придется бегать к ноуту, чтобы клацать слайды...

Проверьте, что ваши листы флипчарта совместимы с местной доской. На паре тренингов оказывалось, что крючки на доске потерялись, и хозяева тупо закрутили болты в доску без учета стандартных расстояний между стандартными дырочками на стандартных листах. Приходилось выкручиваться.

Эти все моменты касаются в основном офлайн встреч, а что же с онлайн?

Проверьте, что ваше оборудование работает. Если вы будете не только сидеть, а и двигаться, заметьте для себя охват камеры, чтоб не выходить из поля обзора. Проверьте звук, связь, фон (чтоб там дети на шкафу труселя не развесили или коллеги на вайтборде не написали, что они думают о проекте / заказчике / других коллегах). Еще раз откройте папку с файлами, они точно все там, быстро находятся и быстро открываются? Также обратите внимание на то, не приведет ли презентация к утечке информации: не промелькнут ли какие данные, не предназначенные для посторонних глаз (пароли, ключи, телефоны).

Если ведете мероприятие из дома, отправьте на это время всех в кафе или на прогулку. Иначе кому-то обязательно приспичит что-то сделать в вашей комнате. В крайнем случае — баррикадируйтесь.

Во время выступления

Это обширная тема, на которую можно писать книги, а если углубляться, то защищать магистерские и докторские. Но это важная часть, поэтому давайте пройдемся по важным пунктам хотя бы бегло. Выступающему доступны различные инструменты, чтобы завладеть вниманием слушателей и не отпускать их, пока они не созреют.

Голос, дикция и интонации. Ораторское искусство названо так отнюдь не от слова «орать». Немногие люди любят, когда на них давят децибелами, с другой стороны, говорить шепотом в зале на 500 человек без микрофона тоже сомнительная затея. Постарайтесь говорить достаточно громко, чтоб вас слышали, но недостаточно, чтобы обеспечить группу инвалидности по слуху.

Старайтесь говорить четко, выговаривая все слова. В моем детстве была песенка на эту тему: «Что это такое — портфель без фель?!» Помните, от этого напрямую зависит то, насколько ваша мысль будет доступна слушателям.

Кто регулярно слушает аудиокниги, знает, как слабо звучат истории, даже если чтец все идеально произносит, но делает это без интонаций.

Я неоднократно засыпал на лекциях, где лектор заунывно, на одной ноте, бубнил что-то про сопромат. Разнообразьте доклад, в правильных местах повышая или понижая интонации, делая верные паузы, и публика это заметит. Но только не надо перебарщивать — взвизгивать и басить по пять раз в течение одной фразы — говорите как в жизни. По сути, ваше выступление — это и есть разговор, пусть иногда и говорите только вы.

Конечно, можно отходить от правил. Например, если видите, что аудитория начинает теряться и засыпать, резкий звук (например, хлопок) может вернуть внимание. Стоит ли упоминать, что этот звук сам по себе должен быть уместен? Что-нибудь в духе: «Отправляешь запрос на сервер, а он — хлоп — 404 страницу отдает!». Вообще, надо сказать, изменения в привычном окружении привлекают к себе внимание. Вы можете замолчать или начать говорить тише/громче и тем самым обратить на себя глаза и уши ваших слушателей.

Будьте искренними. Помните, искусственность улыбки можно даже услышать. Но если вы смеетесь, прости Господи, как гиена, постарайтесь избавить слушателей от удовольствия познания подобных звуков природы. Будьте реалистами, это едва ли принесет очков вашей команде.

Шутите. Чаще всего выступления с юмором выиграют у сухого доклада даже при проигрыше в информативности. Ну, если только выступающий не автор большей части шуток группы «Странный юмор». А еще шутки должны быть в тему.

Движение и жестикуляция. Если зрители вас видят во время вашего выступления, не брезгуйте двигаться. Если человек захочет посмотреть на статую, он сходит в музей. Вам не обязательно бегать по сцене как Леонтьев или махать руками как Валдис Пельш (поколение 30-, простите меня, эти аллюзии могут вам быть непонятными, каюсь), более того, это даже противопоказано, но медленно двигаться, например, по треугольнику со сторонами в полшага или перетаптываться на месте вполне приемлемо. При движении старайтесь не поворачиваться спиной и даже боком к слушателям. Если вы выступаете в живую, самое идеальное место на сцене — вершина равностороннего треугольника, где две других вершины — крайние места ближнего ряда. Но в поисках этой точки не уходите слишком вглубь сцены — если первый ряд слишком широкий, тогда лучше поворачивать голову к сидящим с краю.

Жесты должны быть. Выступающий с руками по швам выглядит так же нелепо, как идущий человек, с руками вдоль тела. Но они должны соответствовать вашим словам (грубо говоря, если по тексту «повышение тарифов», делать пикирующий вниз жест рукой — рвет шаблон и вводит слушателя в когнитивный диссонанс, что вполне может быть осознанным и спроектированным решением). Амплитуду жестов я для себя определяю как круг радиусом около 40 см с центром в районе горла (пределы: чуть шире плеч, живот, немного выше лба). Делать более размашистые жесты можно для привлечения внимания, акцента на каком-то моменте, но очень не часто. Если вы выступаете онлайн, убедитесь, что вы сидите достаточно далеко от камеры, чтобы ваши жесты помещались в кадр.

Внимание к слушателям. Самый простой способ быть ближе к своим слушателям — присесть к ним на колени. Шутка. Смотреть им в глаза. Регулярно смотрите на своих слушателей. Обводите взглядом аудиторию. Некоторые советуют начинающим ораторам выбрать точку на стене позади слушателей и пялиться туда. Я против подобного подхода. Вам необязательно смотреть в глаза каждому и уж тем более совсем не нужно пялиться в кого-то одного — просто проводите медленно взглядом по рядам слушателей.

Постарайтесь равномерно распределить свое внимание на всю аудиторию. Иногда это бывает сложно, особенно, если активные слушатели сидят в одной стороне и активно участвуют оттуда, или если вы нашли кого-то, кто выказывает всем своим видом поддержку. Но это важно, чтоб никто не почувствовал себя забытым.

Выступающим онлайн проще — смотри себе в камеру, и вся недолга. Но если вы, как и я, подпитываетесь энергией отдачи аудитории — выступление по камере может угнетать. Я даже не знаю, сколько слушателей было на последнем выступлении — для меня это как разговаривать с самим собой в пустом зале... И только регулярные вопросы к аудитории и их не менее регулярные ответы спасают ситуацию.

Если технические моменты зависят от вас, сделайте так, чтобы ваше изображение было на экране даже во время презентации.

Здесь же стоит обговорить такой тонкий момент как ответы на вопросы. Отвечать на вопросы нужно. Если вы хорошо знаете тему, уверенно выступаете и вас трудно сбить с мысли — можете предложить публике задавать вопросы сразу по ходу выступления. В противном случае лучше оставить вопросы на конец выступления (часть из них станет неактуальной, т. к. вы на них ответите в самом выступлении, часть забудется — сплошные плюсы). Но в любом случае это важно. Так люди больше доверяют вам как специалисту, ваша идея доходит лучше, что идет на пользу всем. На некоторые вопросы вы можете не знать ответа, и это нормально, если вопрос не касается напрямую темы выступления. У вас есть несколько вариантов:

  • Соврать — так себе вариант, особенно, если правда легко гуглится или узнается иным методом — ваше реноме будет серьезно подпачкнуто.
  • Ответить, что ответ на этот вопрос не входит в программу встречи — и иногда это отличный выход. А иногда не очень.
  • Пообещать узнать ответ на вопрос и поделиться. Это идеальный вариант. Главное, не забыть узнать и поделиться.
  • Вернуть вопрос в зал, организовав тем самым небольшой брейншторм: «А как вы думаете,..». Особенно хорошо это бывает, если у вас есть в группе «профессор», который вечно пытается показать, что он все знает, или другой неформальный лидер, который перетягивает внимание на себя, и вы переадресовываете ему вопрос, а он садится в лужу. И вы такой весь из себя д’Артаньян :)
  • Признаваясь, что не знаете ответа, построить гипотезу, как могло бы быть — тоже неплохой вариант, если у вас хорошо развиты логика и сообразительность. В свое время мне очень помогло участие в дебатном клубе, чтобы развить как изворотливость, так и непосредственно навык публичного выступления. Жаль, что такие клубы в основном школьные или студенческие, взрослых мне не попадалось.

Работа с наглядными материалами

Постарайтесь работать с публикой, а не с материалами, ведь они лишь вспомогательное средство:

  • Не залипайте в презентацию или в слайд-шоу — ваше внимание по-прежнему имеет первостепенное значение.
  • Не читайте оттуда текст дословно — люди и сами умеют читать, им нужно то, что не поместилось на слайде из-за того, что вы его оформляли правильно (см. соответствующую часть этой статьи).
  • Если вы пишете на флипчарте прямо во время выступления, пишите полубоком, а не спиной к аудитории и чередуйте это с репликами залу, чтоб не получилось, что вы на 10 минут отвернулись и что-то пишете, пока остальные засыпают от безделья.
  • Не говорите во флипчарт или в экран проектора — говорите в сторону аудитории.
  • Не оставляйте надолго слайд с текстом на экране — он будет отвлекать внимание от вас.
  • Старайтесь демонстрировать так, чтобы всем было видно (например, если у вас в руках фотография, поворачивайте ее ко всем слушателям, а не только к тем, кто сидит рядом с вами).

Обратная связь

Если вы хотите развиваться в направлении публичных выступлений, то без конструктивной критики вам не обойтись. Где взять эту конструктивную критику? Давайте разбираться.

Напарник

Очень здорово работать в паре. Тут и поддержка, если запнулся или что-то упустил, и руки свободные (принеси-подай, посиди-отдохни), и глаза (за чатом последить, за аудиторией), и рот (иногда очень не очень выступать несколько часов подряд без передышки).

Если вы одинаково владеете темой выступления, напарник может в перерыве, а лучше после мероприятия, поделиться своими мыслями о том, что прошло хорошо, а над чем стоит поработать.

Еще одно преимущество напарника заключается в том, что он, в отличие от слушателей, знает, как должно было быть, и чувство новизны или незнание темы не помешают ему относительно адекватно оценить ваш труд.

Учитель

Если ваш наставник может посмотреть выступление запись или хотя бы презентацию, думаю, он обязательно поделится своими мыслями, как сделать его еще лучше.

Слушатели

Попросите слушателей заполнить заранее подготовленную анонимную форму, и впоследствие обработайте результаты. Будьте готовы, что до 60-70% результатов будут бесполезным шлаком, типа «все хорошо, ничего добавлять/убирать не надо», но среди оставшихся могут попасться жемчуга дельных мыслей и советов.

Запись выступления

Просто пересмотрите все сами. Может так случиться, что то, что вы ощущали как провальное, окажется весьма успешным. А может и наоборот. Но лучше уж горькая правда, чтобы в следующий раз все было лучше, чем повторять одну и ту же стремную ошибку раз за разом.

Собранная обратная связь должна быть осмыслена и проанализирована. Не все пожелания должны быть обязательно приняты во внимание, но они помогут вам лучше понять, чего хотят и ждут от вас слушатели.

Последнее напутствие

Важный момент: публичные выступления — это как катание на велосипеде. Но не в том смысле, что раз научившись уже не забудешь, а в том смысле, что совершенство достигается через регулярную практику. Пробуйте, даже если не очень хорошо получается. Пробуйте. Делиться знаниями — это хорошо и правильно, и чем лучше вы выступаете, тем лучше вы сможете распространять знания, в которых вы являетесь экспертом. И кто знает, может именно благодаря вашим выступлениям появится новый Эйнштейн или Карлин.

👍НравитсяПонравилось13
В избранноеВ избранном9
LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Вышло интересно, спасибо!

Сколько раз выступал со сцены, столько раз было вообще не так, как задумывалось/готовилось. Особенно не получалось

Приехать лучше пораньше, чтобы успеть освоиться на месте. Идеальный вариант, если еще до дня Икс есть доступ к помещению, где будет проводиться мероприятие, можно прочувствовать помещение заранее, проверить оборудование, подключение, разложить наглядные материалы.

Пришел куда сказали, взял микрофон, который дали, вышел на сцену, которая есть и переключаешь слайды тем, что дают (или не дают) — и быстро привыкай к эху и общему звучанию зала. При этом много и детально обдумывал, как готовить такие выступления, но...

Особенно обломисто, когда слайды с анимацией открывают прямо в гуглодоках, где анимации, едрен батон, нет... И заранее непонятно, какой контрастности будет экран и как его видно вблизи и издалека... Свой ноут иногда не стыкуется с оборудованием на месте, а лучший формат слайдов — pdf, с псевдоанимацией. Получится по слайду на каждый клик, даже если имитируется последовательное появление абзацев на экране.

На моем последнем выступлении на qa fest случилось ВНЕЗАПНОЕ, но уже не удивляющее — заранее уточнил, будет ли экран с предпросмотром следующего слайда. Сказали, что да. А на деле был только дублирующий экран, и пиндык, делать смысловые переходы между слайдами невозможно, остается только говорить на тему с экрана всë, что можно сказать, бо я хз, что будет на следующем слайде, даже если я эти слайды обдумывал и выстраивал... и очень зря. Надо было идти по простейшему сценарию, любое усложнение в этом деле чревато неуспехом. Я готовился рассказывать последовательную историю, а получился сборник отрывистых иллюстраций на завленную тему.

Ваши советы правильные, но это ориентир относительно «вот так будет норм, если...», и если по ним появится Карлин #2, то это будет Карлин эпохи восьмидесятых (его худший период). Остальные будут только отмечать, что «и в этот раз не получилось как надо...»

Я уже давно отказался от анимаций. Лучше несколько слайдов с добавляющимся текстом. А оборудование... потому и рекомнндую по возможности заранее осмотреться на месте.

Попросите слушателей заполнить заранее подготовленную анонимную форму

У меня всё. Чего ж нас не опросил перед публикацией? Или следовать своим советам — всё равно что на своих ошибках учиться? Зачем, есть же подопытные :)

И кто знает, может именно благодаря вашим выступлениям появится новый Эйнштейн или Карлин.

Пройдёмте, пожалуйста, в увлекательный тур [перевод с карлиновского]

Супер. Дякую за матеріал!

Подписаться на комментарии