Нескучный банкинг: что стоит за дизайном финтех-продуктов

Многие привыкли думать, что разрабатывать продукты для банковской сферы — это скучно, что здесь нет места интересным проектам, а есть лишь бюрократия и «белые воротнички». Давайте сразу развенчаем этот миф. В банкинге есть все: и бюрократия, и «белые воротнички», и, конечно же, интересные задачи. А еще — много аналитики, сжатых сроков и вызовов.

Меня зовут Диляра Асанова, я — Lead UX дизайнер в Alty, и в этой колонке для DOU я хочу рассказать о своем пути, процессах, мифах и фактах в разработке дизайна банковских продуктов. Статья будет интересна дизайнерам, которые могут проследить путь от общего к частному в сфере финтех. Также всем, кто взаимодействует с финтех-сферой, но никогда не погружался в тему разработки дизайна и которым было бы интересно узнать об особенностях работы изнутри.

Intro

В Alty я работаю с мая 2018 года. Я шла в компанию за нетривиальными задачами для дизайнера. Меня очень вдохновлял новый банковский продукт, созданный этими ребятами, который гремел в то время на всю Украину. Это был monobank. Мне очень хотелось попробовать свои силы в этой нише и поэтому я сама написала СЕО, Леониду Гореву с предложением своей кандидатуры.

Оказалось, что компания активно расширяла сотрудничество с другими локальными и международными банками. Моно просто послужил катализатором в этой истории. И чем сложнее перед компанией ставились задачи, тем выше нужна была квалификация специалистов для их решения.

На тот момент у меня было достаточно опыта в UI/UX дизайне как на стороне аутсорса, так и на стороне клиента и мне хотелось сузить свою специализацию. Это как в школе: осознать, что у тебя математический или гуманитарный склад ума, и выбрать соответствующий ВУЗ. Так и с профессией: прежде, чем прийти к какому-то выбору, стоит поработать над разными задачами, и лишь потом «занишеваться».

Действительно, найти свое дело не так сложно, как трудно потом делать его каждый день, и находить новые смыслы, мотивацию совершенствовать и совершенствоваться. Особенно остро это ощущают люди, чья профессия граничит между творчеством и юзабилити, а именно — интерфейс-дизайнеры.

Как я нашла финтех, а финтех нашел меня

2014 год, у каждого среднего бизнеса есть свой сайт, и у каждого пятого — мобильная версия сайта. Фактически, в то время трафик на сайты генерировали не более чем 30% мобильных устройств. Финтех постепенно проникал на рынок, но основную массу составляли классические банки во главе с классическими банкирами. В том же году я получила предложение на разработку концепции финтех-продукта. Проект задумывался для рынка СНГ, и его основатель был одержим идеей финансовой революции в этом регионе. На тот момент задача для меня была абсолютно новой. Но у меня было время для того чтобы погрузиться в сферу прежде, чем начать генерировать релевантные идеи.

Стоит отметить, что многие из тех идей в дизайне, которые предложила наша команда (например, split bill, сбор всех карт в одном месте, аналитика по этим картам и др.), были весьма перспективными. Однако, развитие технологий того времени не было столь стремительным, и воплотить в жизнь задуманное в 80% случаев не представлялось возможным.

До сих пор считаю этот проект уникальным не только потому, что у нас было достаточно много времени на разработку (что бывает крайне редко) и достаточно большой бюджет. Главным козырем этого проекта, по моему мнению, был человек, который все это затеял, а именно — инвестор. Он привносил в проект свое видение и опыт. А еще много путешествовал, скринил экраны финтех-приложений разных стран, и мы вместе анализировали их, старались наполнить продукт нетривиальными на то время функциями. Ему был небезразличен результат, и этим отношением он заряжал всю команду.

До сих пор испытываю огромную благодарность и уважение к этому человеку, который сыграл важную роль в моем погружении в сферу.

Вообще, когда речь заходит об идейных вдохновителях/soulmates/наставниках — это заслуживает отдельного внимания в каждой истории. И встречаться они могут как в судьбах людей, так и в компаниях, привнося свою энергию и свежий взгляд на вещи. Наличие таких людей особенно актуально в сфере банкинга, где, в большинстве случаев, до сих пор присутствует строгая иерархия и бюрократия.

Мифы, с которыми я столкнулась в работе с банками

На первый взгляд может показаться, что банковские приложения идентичны. Это миф. Хотя бы потому, что у разных банков разная целевая аудитория, а значит — разные бизнес-задачи. Более того, работа в аутсорсе дает нам возможность создавать приложения для банков разных стран. И прежде, чем что-либо создать, мы должны изучить культурные и экономические особенности страны, ее законодательную базу, традиции, историческую подоплеку, которые влияют на поведение людей, их привычки и коммуникацию. Мы погружаемся в быт людей и пытаемся понять, как именно и на что они предпочитают тратить свои деньги.

К примеру, когда мы разрабатывали приложение для казахстанского Halyk Bank, lead-дизайнер перебазировался в Алматы. Находясь в Украине, мы бы никогда не смогли подметить тонкие особенности, которые замечаешь на месте. Например, то, что казахстанцам свойственно демонстрировать их благосостояние, и они щедро инвестируют в это занятие: берут в кредит все, что можно взять: путевки в Таиланд, дорогую технику, деньги для аренды ресторана на свадьбу/юбилей на 100+ человек и пр. Эта особенность является частью их культурного наследия. Соответственно, в приложении, которое мы создали для Halyk Bank, мы придерживались этих паттернов — не «взять взаймы у банка», а «позволить себе все, что душе угодно»...

Но, когда мы работали над мобильными приложениями для белорусских банков Belveb и Приорбанк, поняли, что в этой стране дела обстоят в точности до наоборот. Белорусам совсем не свойственно поведение казахстанцев. Тут, наоборот, не спешат тратить деньги. Людям больше присуща культура сбережения. При этом хранить деньги тут принято в долларах, и обязательно иметь долларовый счет.

Не погрузившись в контекст, мы вряд ли смогли бы понять, чего ожидают клиенты от Halyk Bank, Belveb, Приорбанк и других международных финансовых учреждений. Ведь культура тратить деньги в разных странах в корне отличается.

Правила, которых стоит придерживаться в работе над банковскими и финтех-приложениями

Во-первых, стоит избегать недосказанности. Это финансовый продукт, а все, что связано с деньгами, всегда вызывает у людей тревогу. Если скрыть какие-то комиссии, о которых клиент узнает лишь погодя, это может вызвать недоверие с его стороны к банку и продукту.

Также стоит избегать перекрестных сценариев. Банки часто пытаются продвигать другие свои продукты, тем самым отвлекая пользователя от его основной задачи. Кросс-продажи не всегда уместны в банкинге, так как могут создать ощущение путаницы, и клиент просто забудет, зачем изначально пришел.

Слишком «живой» интерфейс — тоже не лучшая идея в финтех-приложении. Мы должны понимать, что у банков очень широкая аудитория, и заигрывание с инновациями не всегда приводит к позитивному результату. ПриватБанк когда-то внедрил FacePay (оплату лицом) в сети супермаркетов Велика Кишеня. Однако большинством людей такая функция не была воспринята: они попросту не доверяли этой технологии.

У людей уже сложился определенный паттерн в голове относительно банков. Поэтому, когда финансовое учреждение заставляет своих клиентов лишний раз думать, оно тем самым усложняет взаимодействие. Как заповедал нам Джонни Айв (бывший CDO в Apple): «Не заставляйте меня думать». Ведь у людей есть множество других задач, которыми забиты их головы. Просто представьте, что «поворотники» в вашем авто вдруг оказались не на привычном месте слева от руля, а где-нибудь на панели приборов... Ломать привычный паттерн надо очень аккуратно, постепенно, и только в том случае, если мы понимаем, что он явно лучше«.

Без чего не обойтись в работе над банковским продуктом

Без этики, сопереживания и реальных эмоций. Все финансовые манипуляции — это, скорее, вынужденная история для пользователей: ведь тут им, чаще всего, приходится расставаться со своими деньгами. Именно поэтому финансовые приложения должны быть воплощением безопасности. Это не казино, где интерфейс наполнен мигающими картинками, яркой графикой и имеет психическое воздействие на пользователя. Когда мы разрабатываем банковское приложение, то стараемся минимизировать визуальный шум, и создать ощущение чистого кабинета, в котором есть стол, стул, бумага и ручка. Этот интимный финансовый аспект создает спокойствие и защищенность в голове у пользователя. Ведь мы оберегаем его внимание в момент, когда он расстается с деньгами, и поддерживаем: «Молодец!», «Готово!», «High Five!»

Без человеческого общения. Долгое время банки выстраивали огромную стену между собой и пользователями, окружив себя малопонятными терминами для обычных людей. Сегодня же многие банки переходят на сторону клиентов и пытаются соотнести это взаимодействие с реальными жизненными ситуациями. К примеру, когда человек хочет открыть депозит, то банк должен ему объяснить просто и понятно, сколько этот человек получит денег в итоге. Не пытаться завуалировать: «сумма ХХХ без учета налогов», «сумма без НДС», а прямо сказать, сколько на руки пойдет человеку. Тем, кого интересует дополнительная информация, всегда можно оставить ссылку на "больше деталей.

Совет тем, кто еще не работал с банками

Советую не лезть в это! :) Если вы начинающий дизайнер — не стоит стартовать с финтеха. Прежде чем идти в эту сферу, я бы рекомендовала получить много разного опыта в студии, увидеть первые результаты своей работы, понять, как отстаивать свое видение, как коммуницировать в команде и с заказчиком. В банкинг лучше идти, когда пройден какой-то этап и хочется сузить специализацию. Особенность работы в финтехе состоит в меньшей степени из творчества, и в большей степени из аналитики, умения интерпретировать большой массив данных в комплексный и лаконичный интерфейс.

Послесловие

Банкинг — не для всех. Тем специалистам, которые имеют опыт работы над разными продуктами и задачами, могут оперировать большими объемами данных, определенно, не будет скучно в финтех-сфере.

Если вы желаете создавать приложения, которые решают боли людей, которые открыты для пользователей, и им не нужно быть Копперфильдом, чтобы попасть в них (или Гудини, чтобы из них выбраться); приложения, которым пользователи не просто жертвуют память на своем телефоне, но и пользуются ими регулярно — вы наш человек! Создавая финтех- и банковские приложения для крупных украинских и международных компаний, мы в Alty всегда придерживаемся философии: держать в голове революцию, но уметь радоваться микро-переменам. Присоединяйтесь к нашей команде, и давайте вместе делать этот мир финансовых продуктов понятнее и ближе всем пользователям!

Понравилась статья? Нажимай «Нравится» внизу. Это поможет автору выиграть подарок в программе #ПишуНаDOU

👍НравитсяПонравилось15
В избранноеВ избранном5
LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Пользуясь случаем, т к. видимо автор знает того человека кто в «монобанке» спрятал кешбек в ж.. мира (спасибо потом поправили) — передайте пламенный привет, также передайте привет любителю горизонтальных скроллов и тому кто перелопатил изначально понятный интерфейс в оч сложную для навигации структуру, потому я и почти перестал пользоваться моно — приложение стало сложным, а продукты появились у конкурентов не хуже или даже лучше.

Це які такі продукти появились?)

Статья будет интересна дизайнерам, которые могут проследить путь от общего к частному в сфере финтех. Также всем, кто взаимодействует с финтех-сферой, но никогда не погружался в тему разработки дизайна

Не дизайнер и никогда не работала с финтех продуктами, но всё равно интересно, спасибо за статью. Было бы круто, если еще напишете подробнее о аналитике в связке с дизайном: что и как практикуется (ивенты, А\Б тесты, исследование пользовательского поведения, изменения и эксперименты с этим связанные, примеры и т.д.).

Честно, говоря, раньше считала эту поговорку приколом eadaily.com/...​-pontov-bespontovyy-kazah

Эта особенность является частью их культурного наследия. Соответственно, в приложении, которое мы создали для Halyk Bank, мы придерживались этих паттернов — не «взять взаймы у банка», а «позволить себе все, что душе угодно»...

Раз уж тема на доу — интересен ваш взгляд, а какие паттерны в Украине?

Сделать из банка Лас-Вегас, чтобы каждый смог без проблем навесить на себя ярмо должника.

Имхо у нас наблюдается тенденция использования мобильного приложения как точки входа в пространство, где, кроме собственно управления своими счетами и оплат, подвязаны челленджи, игры, магазины, т.е. своего рода виртуальный торгово-развлекательный центр с терминалом банка.

Лучший банкинг — скучный банкинг. Скучно работающий. Без челленджей, угадаек, без необходимости общаться с упорылым саппортом.

Но это дорого сделать, а свистелки и перделки — дешевле.

Делать не дорого. Дорого, и главное, требует навыков — этим управлять. А свистоперделки всегда на 100% успешны, потому что нет ими недовольных — они никому не нужны. И управлять может любой пафосный мудозвон.

Жаль что Ощадбанк не хочет нанять дизайнера.

Зачем пенсобанку дизайн? Бабушка в селе все равно не сможет заценить это чудо без устройств.

Я бы не сказал что пенсионеру он крайне понятен, потому что терминалы Ощадбанка, это ад, настолько нелогично, что аж страшно.

Это про это фаллической формы существо? Новый дизайн выглядит неплохо, но почему то очень похож на Сбер российский.

Хаха точно. Приходится раз в месяц пользоваться ощадом (перекидывать деньги в другой банк сразу), каждый раз это какой-то цирк. Про ощад24 можно отдельно статью написать.
В этом банке ужасно всё. Вот просто всё. А ещё приходилось какое-то время работать изнутри, там тоже много что ужасного :)

Подписаться на комментарии