Нескучный банкинг: что стоит за дизайном финтех-продуктов
Многие привыкли думать, что разрабатывать продукты для банковской сферы — это скучно, что здесь нет места интересным проектам, а есть лишь бюрократия и «белые воротнички». Давайте сразу развенчаем этот миф. В банкинге есть все: и бюрократия, и «белые воротнички», и, конечно же, интересные задачи. А еще — много аналитики, сжатых сроков и вызовов.
Меня зовут Диляра Асанова, я — Lead UX дизайнер в Alty, и в этой колонке для DOU я хочу рассказать о своем пути, процессах, мифах и фактах в разработке дизайна банковских продуктов. Статья будет интересна дизайнерам, которые могут проследить путь от общего к частному в сфере финтех. Также всем, кто взаимодействует с финтех-сферой, но никогда не погружался в тему разработки дизайна и которым было бы интересно узнать об особенностях работы изнутри.
Intro
В Alty я работаю с мая 2018 года. Я шла в компанию за нетривиальными задачами для дизайнера. Меня очень вдохновлял новый банковский продукт, созданный этими ребятами, который гремел в то время на всю Украину. Это был monobank. Мне очень хотелось попробовать свои силы в этой нише и поэтому я сама написала СЕО, Леониду Гореву с предложением своей кандидатуры.
Оказалось, что компания активно расширяла сотрудничество с другими локальными и международными банками. Моно просто послужил катализатором в этой истории. И чем сложнее перед компанией ставились задачи, тем выше нужна была квалификация специалистов для их решения.
На тот момент у меня было достаточно опыта в UI/UX дизайне как на стороне аутсорса, так и на стороне клиента и мне хотелось сузить свою специализацию. Это как в школе: осознать, что у тебя математический или гуманитарный склад ума, и выбрать соответствующий ВУЗ. Так и с профессией: прежде, чем прийти к какому-то выбору, стоит поработать над разными задачами, и лишь потом «занишеваться».
Действительно, найти свое дело не так сложно, как трудно потом делать его каждый день, и находить новые смыслы, мотивацию совершенствовать и совершенствоваться. Особенно остро это ощущают люди, чья профессия граничит между творчеством и юзабилити, а именно — интерфейс-дизайнеры.
Как я нашла финтех, а финтех нашел меня
2014 год, у каждого среднего бизнеса есть свой сайт, и у каждого пятого — мобильная версия сайта. Фактически, в то время трафик на сайты генерировали не более чем 30% мобильных устройств. Финтех постепенно проникал на рынок, но основную массу составляли классические банки во главе с классическими банкирами. В том же году я получила предложение на разработку концепции финтех-продукта. Проект задумывался для рынка СНГ, и его основатель был одержим идеей финансовой революции в этом регионе. На тот момент задача для меня была абсолютно новой. Но у меня было время для того чтобы погрузиться в сферу прежде, чем начать генерировать релевантные идеи.
Стоит отметить, что многие из тех идей в дизайне, которые предложила наша команда (например, split bill, сбор всех карт в одном месте, аналитика по этим картам и др.), были весьма перспективными. Однако, развитие технологий того времени не было столь стремительным, и воплотить в жизнь задуманное в 80% случаев не представлялось возможным.
До сих пор считаю этот проект уникальным не только потому, что у нас было достаточно много времени на разработку (что бывает крайне редко) и достаточно большой бюджет. Главным козырем этого проекта, по моему мнению, был человек, который все это затеял, а именно — инвестор. Он привносил в проект свое видение и опыт. А еще много путешествовал, скринил экраны финтех-приложений разных стран, и мы вместе анализировали их, старались наполнить продукт нетривиальными на то время функциями. Ему был небезразличен результат, и этим отношением он заряжал всю команду.
До сих пор испытываю огромную благодарность и уважение к этому человеку, который сыграл важную роль в моем погружении в сферу.
Вообще, когда речь заходит об идейных вдохновителях/soulmates/наставниках — это заслуживает отдельного внимания в каждой истории. И встречаться они могут как в судьбах людей, так и в компаниях, привнося свою энергию и свежий взгляд на вещи. Наличие таких людей особенно актуально в сфере банкинга, где, в большинстве случаев, до сих пор присутствует строгая иерархия и бюрократия.
Мифы, с которыми я столкнулась в работе с банками
На первый взгляд может показаться, что банковские приложения идентичны. Это миф. Хотя бы потому, что у разных банков разная целевая аудитория, а значит — разные бизнес-задачи. Более того, работа в аутсорсе дает нам возможность создавать приложения для банков разных стран. И прежде, чем что-либо создать, мы должны изучить культурные и экономические особенности страны, ее законодательную базу, традиции, историческую подоплеку, которые влияют на поведение людей, их привычки и коммуникацию. Мы погружаемся в быт людей и пытаемся понять, как именно и на что они предпочитают тратить свои деньги.
К примеру, когда мы разрабатывали приложение для казахстанского Halyk Bank, lead-дизайнер перебазировался в Алматы. Находясь в Украине, мы бы никогда не смогли подметить тонкие особенности, которые замечаешь на месте. Например, то, что казахстанцам свойственно демонстрировать их благосостояние, и они щедро инвестируют в это занятие: берут в кредит все, что можно взять: путевки в Таиланд, дорогую технику, деньги для аренды ресторана на свадьбу/юбилей на 100+ человек и пр. Эта особенность является частью их культурного наследия. Соответственно, в приложении, которое мы создали для Halyk Bank, мы придерживались этих паттернов — не «взять взаймы у банка», а «позволить себе все, что душе угодно»...
Но, когда мы работали над мобильными приложениями для белорусских банков Belveb и Приорбанк, поняли, что в этой стране дела обстоят в точности до наоборот. Белорусам совсем не свойственно поведение казахстанцев. Тут, наоборот, не спешат тратить деньги. Людям больше присуща культура сбережения. При этом хранить деньги тут принято в долларах, и обязательно иметь долларовый счет.
Не погрузившись в контекст, мы вряд ли смогли бы понять, чего ожидают клиенты от Halyk Bank, Belveb, Приорбанк и других международных финансовых учреждений. Ведь культура тратить деньги в разных странах в корне отличается.
Правила, которых стоит придерживаться в работе над банковскими и финтех-приложениями
Во-первых, стоит избегать недосказанности. Это финансовый продукт, а все, что связано с деньгами, всегда вызывает у людей тревогу. Если скрыть какие-то комиссии, о которых клиент узнает лишь погодя, это может вызвать недоверие с его стороны к банку и продукту.
Также стоит избегать перекрестных сценариев. Банки часто пытаются продвигать другие свои продукты, тем самым отвлекая пользователя от его основной задачи. Кросс-продажи не всегда уместны в банкинге, так как могут создать ощущение путаницы, и клиент просто забудет, зачем изначально пришел.
Слишком «живой» интерфейс — тоже не лучшая идея в финтех-приложении. Мы должны понимать, что у банков очень широкая аудитория, и заигрывание с инновациями не всегда приводит к позитивному результату. ПриватБанк когда-то внедрил FacePay (оплату лицом) в сети супермаркетов Велика Кишеня. Однако большинством людей такая функция не была воспринята: они попросту не доверяли этой технологии.
У людей уже сложился определенный паттерн в голове относительно банков. Поэтому, когда финансовое учреждение заставляет своих клиентов лишний раз думать, оно тем самым усложняет взаимодействие. Как заповедал нам Джонни Айв (бывший CDO в Apple): «Не заставляйте меня думать». Ведь у людей есть множество других задач, которыми забиты их головы. Просто представьте, что «поворотники» в вашем авто вдруг оказались не на привычном месте слева от руля, а где-нибудь на панели приборов... Ломать привычный паттерн надо очень аккуратно, постепенно, и только в том случае, если мы понимаем, что он явно лучше«.
Без чего не обойтись в работе над банковским продуктом
Без этики, сопереживания и реальных эмоций. Все финансовые манипуляции — это, скорее, вынужденная история для пользователей: ведь тут им, чаще всего, приходится расставаться со своими деньгами. Именно поэтому финансовые приложения должны быть воплощением безопасности. Это не казино, где интерфейс наполнен мигающими картинками, яркой графикой и имеет психическое воздействие на пользователя. Когда мы разрабатываем банковское приложение, то стараемся минимизировать визуальный шум, и создать ощущение чистого кабинета, в котором есть стол, стул, бумага и ручка. Этот интимный финансовый аспект создает спокойствие и защищенность в голове у пользователя. Ведь мы оберегаем его внимание в момент, когда он расстается с деньгами, и поддерживаем: «Молодец!», «Готово!», «High Five!»
Без человеческого общения. Долгое время банки выстраивали огромную стену между собой и пользователями, окружив себя малопонятными терминами для обычных людей. Сегодня же многие банки переходят на сторону клиентов и пытаются соотнести это взаимодействие с реальными жизненными ситуациями. К примеру, когда человек хочет открыть депозит, то банк должен ему объяснить просто и понятно, сколько этот человек получит денег в итоге. Не пытаться завуалировать: «сумма ХХХ без учета налогов», «сумма без НДС», а прямо сказать, сколько на руки пойдет человеку. Тем, кого интересует дополнительная информация, всегда можно оставить ссылку на "больше деталей.
Совет тем, кто еще не работал с банками
Советую не лезть в это! :) Если вы начинающий дизайнер — не стоит стартовать с финтеха. Прежде чем идти в эту сферу, я бы рекомендовала получить много разного опыта в студии, увидеть первые результаты своей работы, понять, как отстаивать свое видение, как коммуницировать в команде и с заказчиком. В банкинг лучше идти, когда пройден какой-то этап и хочется сузить специализацию. Особенность работы в финтехе состоит в меньшей степени из творчества, и в большей степени из аналитики, умения интерпретировать большой массив данных в комплексный и лаконичный интерфейс.
Послесловие
Банкинг — не для всех. Тем специалистам, которые имеют опыт работы над разными продуктами и задачами, могут оперировать большими объемами данных, определенно, не будет скучно в финтех-сфере.
Если вы желаете создавать приложения, которые решают боли людей, которые открыты для пользователей, и им не нужно быть Копперфильдом, чтобы попасть в них (или Гудини, чтобы из них выбраться); приложения, которым пользователи не просто жертвуют память на своем телефоне, но и пользуются ими регулярно — вы наш человек! Создавая финтех- и банковские приложения для крупных украинских и международных компаний, мы в Alty всегда придерживаемся философии: держать в голове революцию, но уметь радоваться микро-переменам. Присоединяйтесь к нашей команде, и давайте вместе делать этот мир финансовых продуктов понятнее и ближе всем пользователям!
17 коментарів
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів