Взяли кредит на знакомую. Как быть?
Как так получилось?
У сестры девушки не подтягивался сертификат в Дию. Коллега сказала, что её знакомый может помочь.
«Знакомый» сказал, что ему нужно войти в «Дию» через «Монобанк» — она передала данные. После сказал, что не вышло и предложил войти через «Приватбанк» — она передала и их.
Спустя месяц ей звонят коллекторы и требуют возврат кредитов. Она сразу рассказала эту историю нам.
Оказалось на карту обеих банков поступали переводы в счёт кредита в МФО, и тут же ушли на карту «знакомого». С помощью BankID взяли кредит, судя по всему.
В процессе выяснения обстоятельств нашли все данные об этом знакомом, а также выяснили — вероятно, она не одна, на кого он взял кредит.
Зачем она передала данные?
Поскольку это популярный вопрос — добавлю отдельный раздел
Сперва условимся: Определенно никому нельзя передавать такие данные. Нужно следить за их сохранностью, иметь «сложный пароль», внимательно смотреть где вводишь данные.
Но...
У пострадавшей в одном банке не было денег на счёте, а на втором — несколько гривен. Она, как и множество других граждан, относится к банковскому счёту как к кошельку и не знала, что им можно пользоваться, как «подписью человека».
Мы нашли другую пострадавшую, у которой аналогичная проблема с тем же мошенником. Но она ему просто передавала телефон, чтобы он «перепрошил».
Фактически, есть десятки схем как получить доступ к телефону, а приличное число граждан — технически и юридически не подкованы, чтобы избегать таких ситуаций.
Общение с полицией: дело на тормоза
Со стороны полиции саботаж дела: мы подготовили краткое/ёмкое заявление, распечатали выписку с «КБИ», выписку транзакций и поехали в отделение.
Приняли нас две девушки в форме, которые сразу стали сливать дело, утверждать мол «Сама виновата. Вы же подписываете договор с банком, где обязуетесь никому не передавать данные». Интересно, зачем тогда полиция?
(Выше — то самое заявление. Персональные данные, на всякий случай, пока скрыл)
Итоги общения с полицией:
— Не представились кто проводит опрос, даже когда попросили
— Попытались сразу завернуть: «Вы же подписывали соглашение, что не должны никому пароль передавать». (Круто, а полиция для чего?)
— Вопросы игнорировали, грубили
— Молча входили-выходили, и...смотрели ТикТок. Да. Именно.
— Хотели перевести стрелки на пострадавшую:
1) «Монобанк» несколько раз запрашивал кредитную историю в 2019(в нём только обычная кредитка) — пытались перекрутить это, будто потерпевшая «вся в кредитах». Хотя фактически у неё только кредитная карта с лимитом 500грн.
2) Сотрудник спросила, какие данные передали, ей сообщили — пароль от приложения. Она начала вопрошать: «Как тогда деньги без пин-кода-то перевели?». Мне всерьез пришлось показывать, как с банковского приложения делается перевод с карты на карту...
— «Ничего доказать не получится»
— В заявлении написали краткую, неполную версию событий со слов. Якобы, у них есть свой бланк и его надо заполнить. Наше заявление пообещали приобщить. Но мы-то понимаем....
Мы вели себя вежливо, максимально лояльно, и пытались донести ситуацию.
Спустя 50 минут после заявления, нам дали талон с номер «Единого облику». С того времени — с нами никто не связывался.
UPD 19.01.22: С нами никто не связался. По телефону — футбол от одного номера к другому. При личной явке сперва попросили прийти через пару дней. Пришли, сказали что будет отказ, документы готовят — «Не видят состава преступления». Готовим жалобу в суд с юристом.
А мошенники, тем временем, приобрел новое авто.
Кибер-полиция: квалификация дела мешает работать специалистам
Аналогичное обращение направил в кибер-полицию. Буквально через сутки с нами связались, опросили, пригласили в отделение.
Сотрудники — технически подкованы, они понимают какие данные и как получить от банков, выслушали. Мошенник никак не скрывался, деньги отправил на свою же карту, со своего же телефона — дело банальное. Но похоже...мешает квалификация дела.
Хоть преступление связано с информационными технологиями, но конкретную статью к случаю прикрепить нельзя. Нас опросили об авторизации, была ли смена данных, но видимо ничего не услышали, что можно было бы использовать для смены квалификации.
Сказали, что займутся после НГ, в конце года и не хотят портить статистику. Мол дело «перспективное», с нами свяжутся, но сроки не уточняют. Но, мы понимаем к чему это.
Вот такая юридическая коллизия: из-за квалификации дела, специалисты не могут взяться за дело уровня «Hello World».
UPD 19.01.22: Связались с ними после Нового года. Начались переносы на день/два/три. Потом «Мы свяжемся», «Будем ловить преступника».
Самое забавное, что понятно с первых минут этот футбол. Но следователь мнит себя великим хитрецом, ох как лихо он обманывает потерпевших, и ему верят. Интеллектуальная IT илита, не иначе.
Взаимодействие с МФО: Кредитное рабство — это действительность
После наступления просрочки началось то, о чём многие знают, и даже лично сталкивались: авто-дозвон родственникам, знакомым, угрозы — выездная бригада, тюрьма, блокировки счетов, запрет выезда за границу, и так далее.
Кажется, что это вина должника, практика грязная, но «справедливая»: отдай деньги — живи спокойно.
Всё не так просто. Деньги отдать просто так не получится: бизнес-модель МФО построена на том, чтобы человек больше делал просрочку, заключал пролонгацию, и не знал реальную сумму остатка долга.
Я прочёл десятки тем на форумах, статей и комментариев — многие люди имеют по
Мы рассматривали вариант просто заплатить. Нашли сайты, связались по контактам, запросили договоры — и не получили их. Первый МФО проигнорировал обращение, второй — отказался давать договор, назвав только сумму.
Но без договора не получится определить сумму точную сумму — МФО могут специально называть заниженную, чтобы накапливалась пеня, и спустя месяц-два истребовать новую просрочку. Юрист, с которым я общался, говорил что это обычная практика.
«Бюро кредитных историй» не располагает договором, точной суммой, ни даже расчётным счётом, чтобы можно было доказать, что оплата была(примечание: на сайте МФО оплата онлайн идёт через сервис эл.платежей, где даже стандартную иконку Yii2 поленились сменить).
Таких историй с взятием кредитов на чужое имя — десятки. Чаще всего люди думают, что это просто звонят мошенники, но долг реально существует.
Фактически, задним числом можно в договоре прописать любые проценты, любую сумму, любую пеню. Да, как подметили в комментарии — это что-то похожее на «братков из
Пока я пишу этот текст, девушка спокойно забив на законы о Рекламе, расклеивает объявления по услугах МФО на фонарном столбе
Спустя неделю, среди белого дня уже появляется стрелочка:
UPD 19.01.22
Полиция:
С нами никто не связался. По телефону — футбол от одного номера к другому. При личной явке сперва попросили прийти через пару дней. Пришли, сказали что будет отказ, документы готовят — «Не видят состава преступления». Готовим жалобу в суд с юристом. А мошенники, тем временем, приобрел новое авто.
Кибер-полиция: Связались с ними после Нового года. Начались переносы на день/два/три. Потом «Мы свяжемся», «Будем ловить преступника».
Самое забавное, что понятно с первых минут этот футбол. Но следователь мнит себя великим хитрецом, ох как лихо он обманывает потерпевших, и ему верят. Интеллектуальная IT илита, не иначе.
Банк: Сообщили что провели проверку, будут с радостью готовы помочь органам.
Какие выводы можно сделать?
1. Существенная дыра в безопасности. Приличное число граждан технически и юридически не подкованы. Они относятся к банковскому аккаунту, как к кошельку, и понятия не имеют что он может быть эквивалентом их подписи.
Более того, множество граждан имеют счета в нескольких банках, и какой-то из них может быть пустым — именно его он может передать мошенникам, думая что «воровать с него нечего». А способов выманить эти данные — десятки.
Оказывается, даже есть петиция по этому поводу. Просьба подписать: petition.president.gov.ua/petition/130720
2. Выводы для меня. Теперь каждые выходные я читаю о новых/старых схемах мошенничества, и провожу ликбез для родственников. Лучше потратить несколько часов на предотвращение таких ситуаций, чем потом десятки на разборку с полицией.
Пожалуйста, убедите своих родственников:
- Никому не передавать свой телефон, SIM-карту (есть сведения, что через «Давай тебе телефон перешью» этот человек взял на людей еще несколько кредитов)
- Никому не давайте входить в свой банковский аккаунт, Дию, и др.
- Не вводить свои данные на посторонних сайтах
💬 Шаблоны сообщений для родственниках оставил в комментариях.
3. Полиция в нашем государстве не работает. Это большой, бесполезный принтер, который печатает отказы. Пока мы посещали участок — с нами на прием было много потерпевших по другим делам. И всех оповещали об отказах.
Фактически, полицейские просто смотрят ТикТоки и попивают кофеек за наши деньги. Мошшеник тем временем на свободе, и особо не скрывается.
Найкращі коментарі пропустити