Как я стала преподавателем IT-курса и избавилась от «синдрома самозванца»

Усі статті, обговорення, новини про тестування — в одному місці. Підписуйтеся на DOU | QA!

Меня зовут Ольга, и у меня «синдром самозванца» :) В данный момент я занимаю должность Automation QA в европейской продуктовой компании. Также я являюсь преподавателем курса QA Manual в Powercode Academy. Перед этим были полтора года преподавания в Школе по подготовке IT специалистов ActPro. Также являюсь личным ментором нескольких ребят, которые окончили другие курсы, но так и не смогли найти свое место в IT. Я выпустила 5 потоков студентов, 40% из которых трудоустроенные, а некоторые даже работали или работают со мной в одной компании.

Перед этой должностью следовала длинная «профессиональная» тропа, и куда бы она меня не заводила, я всегда чувствовала, что мне просто повезло. Эта статья посвящена тем, кто считает, что весь их успех — это сплошное везение. Я очень горжусь своей текущей должностью, так как я очень долго к этому шла, и за плечами курсы, бесконечные домашки, видео на YouTube и много написанных строчек кода.

Тут должна быть отсылка на статью в Википедии, так как, возможно, не все знают, что это за синдром такой, при этом испытывают его каждый день. Если коротко, то «синдром самозванца» — это неспособность принять свои достижения как таковые, обесценивание своих знаний и опыта, постоянный страх, что кто-то подумает, что на самом деле вы совершенно не компетентны в своей профессии и занимаете «не то» место. К сожалению, даже опытные специалисты, профи в своем деле, страдают «синдромом самозванца». Я же владею им в совершенстве :)

Начало

Начинала я свой путь QA, наверное, как и все, с желания поменять что-то в своей жизни в лучшую сторону. После декретного отпуска решила не возвращаться на свое прежнее место работы, так как не видела для себя там никакой перспективы. Хочу отметить, что у меня два высших образования, которые я тоже получила, по мнению моего внутреннего «самозванца», абсолютно случайно.

Причины в голове звучали разные: за красивые глазки, случайно получилось, в день экзамена я просто была лучшей среди худших, у преподавателя было хорошее настроение и т.д. Так как я вдобавок еще и жуткий перфекционист, я себя съедала за любое дело, если оно не было доведено до идеала. И вот, поняв суть работы тестировщика ПО, я решила, что это 100% мое, я буду доводить тестируемое приложение до идеала и буду чувствовать себя «на коне». Хм, наивная...

После принятого решения я прочитала Савина «Тестирование dot com». Убедилась, что иду в правильном направлении. Следующим шагом был выбор курсов по тестированию. Среди небольшого количества на то время (2018 год) курсов я выбрала бесплатные курсы... да, бесплатные курсы тоже бывают.

Конечно, там не очень много занятий, как предлагают сейчас другие курсы, но для общего понимания пойдет. На курсах было сложно. Я была совершенно далека от мира IT (как говорил мой муж: «Ты даже игру установить не можешь, какое IT?)», но я не сдавалась, подумала, что не получится — не беда, бесплатно же.

Но все получилось еще лучше, чем ожидалось. Я сдала экзамен на 52 балла из 54 (могу немного напутать в цифрах, но суть остается), получила заветный сертификат и повесила его на стену в рамочке, приговаривая: «Это только начало». Я еще не понимала, заложником каких мыслей я буду в будущем.

Итак, позади тревожные дни бесконечных собеседований, и вот наконец у меня на руках три job offers. И знаете, что? Вместо того, чтоб восхищаться собой, какая я молодец, что после бесплатных курсов получила три предложения, я думала о том, что, возможно, для компании было бы лучше нанять более опытного QA. Что, возможно, ребята, которые меня собеседовали, не до конца поняли, с кем имеют дело, и что я очень качественно пустила «пыль в глаза». Ну и все в таком духе.

Первый год работы

Свои первые дни работы я как сейчас помню, я выходила из маршрутки, проходила квартал до места работы и молилась... Да, молилась каждое утро, чтобы меня не уволили. Не знаю до сих пор, откуда у меня появились эти мысли. Это звучит странно, но зато, как есть. Поверьте, никаких предпосылок к моему увольнению и близко не было. Мне давали интересные задачи для тестирования, я справлялась с ними «на ура».

Пройдя испытательный срок без «залетов и косяков», мне стало еще страшнее. Хотелось крикнуть: «Aу, ребята, вы что, не видите, я не совсем умею делать то, о чем вы меня просите, вот Маша (рандомное имя) точно разберется в этом лучше, чем я. Очнитесь наконец и перестаньте мне доверять серьезные задачи». Тут хочу отметить, что я никогда, ни одного разочка не отказывалась от задачи. Я просто брала и делала. Гуглила без конца, доставала коллег с вопросами.

Да, кстати, о вопросах. Перед тем, как задать вопрос, я 100 раз думала, а вдруг я ДОЛЖНА знать ответ на этот вопрос. Что, если я его задам, и все поймут, что на самом деле я ничего не знаю? И тут на меня накатывала волна паники, что, безусловно, очень тормозило мою работу. Но, как говорится, 5 минут позора и задача проверена. Отсюда я усвоила раз и навсегда, что не стоит бояться задавать вопросы, даже если они очевидные, даже если на вас косо смотрят, даже если вам на них уже отвечали. Главное, сделать свою работу качественно! И я научилась записывать наконец-то ответы на вопросы, иначе, думаю, что третьего раза мне бы не простили.

Слава Богу, год пролетел, я все еще не допустила на работе оплошности, и даже пришло то время, когда я могу отвечать на вопросы в рабочем чате, но знаете, что? Я боюсь, что напишу глупость, тем самым разрушу свою картинку опытного QA на проекте. То есть я вроде как что-то уже знаю, есть даже вещи, которые знаю только я, но все еще не уверена, что мое мнение кого-то интересует.

И вдруг находится человек смелее, чем я, и отвечает на вопрос моими словами, его все хвалят, говорят, какой Антон (рандомное имя) молодец, как разобрался с проектом. А ведь, на секундочку, это я объясняла Антону, как работает эта функциональность. Так и живем. И здесь я вынесла для себя второе правило: если я разбираюсь в каком-то вопросе, я не буду стесняться показать свои знания, от этого будет зависеть в первую очередь моя уверенность в себе! Если определенной задачей занималась только я, значит я возьму на себя ответственность и буду отвечать на вопросы. Ничего так не тешит эго человека, как слова коллег: «Не подскажешь? Ты же профи в этом направлении».

Осознание своей важности

Далее пришло мое осознание того, что я все-таки чего-то стою. И в этот момент мне поступает предложение делиться своими знаниями и опытом с другими ребятами, которые только начинают свой путь в IT, точнее говоря, стать преподавателем курса по подготовке QA-специалистов в школе. Я была так рада, что меня вообще заметили и предложили такую должность, что без раздумий согласилась. Я давно на работе менторила новеньких, вводила в курс дел на проекте и понимала, что могу доходчиво объяснить любому, что здесь происходит.

Придя домой, я, конечно же, в первую очередь рассказала об этом мужу, но встретила не восхищение и радость в его глазах, а страх. Зная меня и моего «самозванца», он недоумевал, как я собираюсь на публике что-то рассказывать, чему-то учить, если я до конца сама не уверена, что я ценный специалист. Хочу отметить, что никому не говорила, что преподаю на курсах, пока не выпустила успешно свою первую группу. Боялась вопросов вроде «чему ты их можешь научить? а ты что-то знаешь, чтобы учить людей?». Но вы знаете, тщательная подготовку к процессу — залог успеха.

Первый поток студентов

Пожалуй, именно здесь я остановлюсь подробнее.

Первое, что я сделала — это осознала, что я преподаватель, и что от меня будут ждать ответов на вопросы, любые вопросы.

Проблема. Мне задали вопрос, на который я, к сожалению, по какой-то причине не знаю ответ, или знаю, но не могу ответить немедленно. Ступор, паника, печаль... Все, катастрофа, я не ответила на вопрос студента.

Решение. Все мы люди, и мои студенты это тоже понимают. Они через секунду забудут о моем провале (проверено). Но мне нужно обязательно дать ответ на вопрос, через час, на следующий день, на следующем уроке. Разобраться с этим! Также я всегда говорю студентам, что знать всего вы не можете. Да и не нужно. Это очень добавляет им уверенности разослать резюме на те вакансии, в которых есть какой-то пункт требований, где они плавают или вовсе не разбираются.

Я подготовила для себя план обучения, что на каком уроке я буду начитывать студентам, какие будут домашние задания, тесты, интересные игры и т.д.

Это прибавило мне уверенности и позволило мне понять, что у меня все схвачено.

Проблема. В моем плане есть тема, с которой я сталкивалась на практике не много раз, и не могу показать студентам, что-то особенное, этакое. И то, что я хочу рассказать, есть на просторах интернета.

Решение. Я, возможно, кого-то сейчас огорчу, но все, что вы соберетесь начитать студентам в рамках курса QA Manual, будет на просторах интернета, и студенты это тоже понимают. Ничего нового! Но я смогла подать материал так, что у них навсегда отложится это в голове. Некоторые мои студенты говорят моими словами, настолько им это запоминается.

Презентации. Презентации должны быть свои, написанные под меня и лично мной!

Это вот прям закон для меня. Только тогда, когда я сама их пишу, пишу себе тезисно или даже не тезисно, то, о чем я буду говорить, у меня появится уверенность, что урок пройдет без неожиданностей.

Проблема. Был у меня как-то преподаватель на курсе, который читал нам лекции с презентаций школы, и что вы думаете? Он половину слайдов пропускал, так как считал это не важным. И это сбивало нас с толку. Это я называю неподготовленностью к уроку.

Решение. Я сама себе хозяин, говорю о том, в чем действительно уверена, затрагиваю вопросы, которые я реально использовала в работе, студенты это любят и ценят. Именно за опытом преподавателя они сюда пришли.

Если я даю студенту домашнее задание — я должна его проверить, проверить его вовремя и дать обратную связь.

Это еще один важный пункт, из-за которого студенты приходят на курсы.

Проблема. Я задала домашнее задание, но не проверила его во время или вовсе не дала обратную связь. Это плохо, господа, очень плохо.

Решение. Я взяла себе за правило давать развернутый ответ, что у студента не так с домашкой. Иногда, в связи с работой и еще кучей дел я вижу, что нескольким ребятам я не успеваю написать развернутый фидбек по работе. Что я делаю? Я с ними созваниваюсь и в телефонном режиме с шарингом экрана разъясняю, что не так. Так быстрее.

Нужно помогать ребятам найти свою первую работу.

Проблема. Я выпустила группу студентов, но на вопрос, как им найти работу, что писать такого, что зацепит рекрутера в резюме, где смотреть вакансии, на какую первую зарплату соглашаться и т.д., я не ответила (вопросов у них много).

Решение. Я вспоминаю себя джуном. Вспомнила, как я искала те самые вакансии, на которые можно откликнуться. За годы опыта у меня есть налаженные контакты с рекрутерами, которым я могу рекомендовать своих выпускников, я же их научила всему, что умею. Рассказываю о том, как важен заполненный профиль в LinkedIn и большая сеть контактов. Добавляю их к себе в коннекты, делаю репост их резюме, тегаю их под постами о наборе на стажировку или интернатуру.

Еще один лайфхак, который помог моим нескольким студентам найти работу: когда мне пишет рекрутер с предложением о смене работы, если я не планирую менять работу, не прощаюсь с ним, обычно пишу пару строк о том, что я преподаю, и у меня есть толковые Junior-тестировщики. Это работает.

Ну и, пожалуй, последнее: даже если я облажаюсь, никто не умрет :)

Я представляю самую нелепую и ужасную ситуацию на уроке (я не ответила на вопрос, студент уличил меня в ошибке, другой тестировщик послушал мои лекции и сказал, что все ерунда, одна вода и т.д.), проживаю эту ситуацию, понимаю, что ничего страшного не произошло, и живу дальше. Учусь вместе со студентами, структурирую свои знания. Главное любить то, что делаешь.

Подводя итоги, хочу сказать, что я раз сто испытывала «синдром самозванца», пока писала эту статью :) Но ведь написала же! Я доказываю себе каждый день, что сильнее я, а не мой синдром. Но есть шанс, что он — мой спутник на всю жизнь, просто я научилась жить с ним в гармонии. Всем большое спасибо за внимание, надеюсь, у кого-то из прочитавших появится смелость встретиться один на один со своим «самозванцем» и победить его в честной дуэли.

👍ПодобаєтьсяСподобалось41
До обраногоВ обраному5
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Очень приятно, что пишут статьи не только для джунов и трейни, но и для менторов и преподавателей!

Сама через это прохожу, первая группа — и с одной стороны у меня внутри все горит от интереса передавать свои знания, делать презентации, думать как ту ил иную тему подавать, а с другой стороны видишь сколько есть действительно разных и крутых преподавателей и хочется спрятаться под одеяло со словами «ну куда ты лезешь» :(

Спасибо) Юлия, у меня было точно такое же сомнение, странно, что я забыла указать это в статье)) но хочу сказать, что у меня были студенты, которые приходили уже после курсов с «именитыми» преподавателями. Я не говорю ни в коем случае, что какой-то преподаватель плохой, а какой-то хороший. Я хочу сказать, что каждому студенту нужно найти «своего» преподавателя. И обычно, когда преподаватель только начинает свой путь у него горят глаза) И он «заражает» этим всех студентов. Это преимущество) Как я уже писала, если любишь, то что делаешь, то все будет как надо)

Оля, очень радуюсь твоим успехам! Приятно, что была твоим ментором в самом начале твоего пути, подсказав тебе идти в ИТ. Я видела в тебе потенциал, и не ошиблась :) Действительно, с такими проблемами сталкиваются многие (я не исключение), с такими запросами ко мне нередко обращаются мои студенты. Важно знать как с этим справиться и смело добиваться новых высот. Желаю тебе удачи в этом!

Да, действительно, спасибо большое, за то, что показала путь в «IT») я тогда даже не подозревала, что есть такая профессия, как тестировщик)

Вы перечислили те вопросы, которые возникают еще до начала любого нового этапа и начинаются всегда одинаково — а что если? И как же часто незнание ответов превращается в страх и бездействие. Спасибо, что поделились!

как говорил мой муж: «Ты даже игру установить не можешь, какое IT?)»
Зная меня и моего «самозванца», он недоумевал, как я собираюсь на публике что-то рассказывать, чему-то учить, если я до конца сама не уверена, что я ценный специалист.
Боялась вопросов вроде «чему ты их можешь научить? а ты что-то знаешь, чтобы учить людей?».

Можливо, варто звернути увагу, а чий це голос звучить у Вас в голові. Є в психології такий термін, як «думки-інтроєкти», тобто чужі думки і установки, які ми сприймаємо, як свої власні.

п.с. Ви молодець, нічого не бійтесь і продовжуйте лупати ту скалу!

Спасибо, не думала об этом с этой точки зрения!

Будь ласка! Ось хороша коротка стаття на цю тему: www.the-village.com.ua/...​om-scho-take-introektsiya ))

Прочитал название статьи, и закралась мысль, а не скрытая ли это реклама типо идите преподавайте на курсах. Дело в том что мне в последние время пишут HR с предложениями преподавать на курсах.. Жиза

Абсолютно верно, сейчас пишут всем) связано-ли это с ростом разных школ тестирования или еще с чем-то, не знаю. Но спрос порождает предложения. И статья точно не о том, о чем вы подумали)

«Стыд-Driven-Development. Чик-чик и в продакшн» © — Запомню))

Держите самозванку! Навалите ей лайков, выпендрёжнице, пусть ищщо пишет

с самозванцем не надо бороться. надо дать ему полную свободу. в конце концов он так заип*т, что человек либо поедет кукухой, либо таки признает собственную самоценность не привязанную к успешному успеху под громкие аплодисменты наблюдающих

Для разработчика — иногда достаточно поревьювить код своего коллеги: «Да, такое уг я не напишу». Далее, написать комментарий «LGTM», потому что ну его нафиг спорить — работает и ок.
Всё, никакого синдрома самозванца.

У меня «бороться» не сильно-то и получалось, поэтому начала с того, что просто шла с ним (синдромом) рядом:)

Очень крутая статья, спасибо Оля!

Спасибо, рада, что понравилась статья) надеюсь, была полезна)

Как все знакомо. Сам много раз сталкивался и иногда продолжаю сталкиваться. Кстати, не пошёл преподавать в одну из школ именно из-за таких вот опасений.

ИМХО синдром самозванца в малых дозах даже полезен — подталкивает быть лучше. Но главное не переборщить, а то так не далеко до антидепрессантов :)

Согласна с тобой, в малых дозах — да) но, обычно, перед принятием решения тебя «накрывает» полностью))
Надеюсь, что преподавать всё же пойдешь, тебе есть чем с людьми делиться!)

Підписатись на коментарі