Ментор — родитель, спасатель или консультант? Разбираемся
Меня зовут Татьяна Голуб, последние лет 6 я испытываю внутреннюю потребность делиться своим опытом, в том числе в роли ментора. Статья будет полезной для тех, кто хотел бы разобраться, что такое ментор и какая структура встречи с ним. Также попыталась побыть mythbuster и развеять заблуждения и некорректные ожидания в отношениях ментора и менти.
Я долго пыталась понять, почему у меня появилось внутреннее желание быть наставником. Со временем осознала, что это связано с тем, что когда-то мне очень повезло попасть под крыло выдающегося руководителя. Я восторгалась ее профессионализмом, выдержкой и ценностями, которым она следовала в любых обстоятельствах.
Мне и далее везло с людьми, которые и не догадывались о том, что были моими наставниками. Как сказал Исаак Ньютон «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».
И вот совсем недавно в одном из TED-выступлений услышала, что по утверждениям ученых около 90% людей, которым посчастливилось встретить ментора в начале своего карьерного пути, со временем тоже становятся менторами.
Интересный случай
Недавно я попросила очень опытного специалиста попробовать себя в роли ментора для менее прокачанного в этом направлении коллеги. Первая сессия прошла по ожидаемому плану: они встретились, обсудили ситуацию на проекте и запрос от менти.
Во время второй встречи ментор предположил, что для более эффективной работы стоит провести аудит проекта с описанием всех проблем и их решений. Мне пришлось объяснить коллеге, что его рекомендация не про менторство. Эта история стала для меня триггером для написания данной статьи, ведь у многих сейчас нет понимания, в чем заключается этот формат партнерских отношений.
Менторство — это о чем?
Менторство — это построение отношений между специалистом, у которого есть больше опыта в определенной области, и специалистом, у кого этого опыта нет или не так много. Саймон Сайнек, писатель и бизнес-спикер, в своих книгах и интервью часто упоминает, что менторство — это не одностороннее движение. Он сравнивает эти отношения с дружбой: ты сначала встречаешь незнакомого человека, вы узнаете больше друг друга и если у вас есть что-то общее, со временем у вас сформируется дружба.
Для меня же менторство — это процесс, когда на тебя влияет пример, знания и поведение опытного человека в той сфере, которая для тебя важна. На самом деле, есть два типа менторства — неформальный и формальный. Удивительно то, что неформальным ментором может быть даже книга, подкасты, видео людей, которые вдохновляют. Например, я слушаю много подкастов на ресурсе Masterclass, можно сказать, что неформально Хиллари Клинтон стала моим ментором совсем недавно :)
Если говорить о формальном менторстве, некоторые специалисты из США сравнивают (хотя, как по мне, немного странное сравнение) менторство с процессом, когда владелец собаки (ментор) бросает мяч собаке (менти) и ждет, что она принесет мяч назад. То есть ментор не просто выгружает в менти свои знания, но и ожидает, что менти проработает рекомендации и вернется за добавкой. Таким образом, ответственность за результат — на менти.
В этом и разница между ролью учителя и ментором (наставником). У нас как-то так исторически сложилось, что ответственность за обучение лежит на учителе. Учитель — это авторитетная фигура, которая дает знания, определяет их объем и сроки, когда ученик обязан обработать материал и выдать, что выучил или освоил. У многих из нас сложился образ учителя из детства, когда он\она стоит возле доски с указкой и создает угрожающее давление на ученика, чтобы было страшно не выучить урок, не сделать домашнее задание.
Три всадника нементорства
Знатоки гибких методологий (Agile) назвали типаж Scrum Master, который «носится» с командой, как мама или папа — Scrum Ma или Scrum Dad. То же самое касается наставничества — это не Родитель, который будет звонить и спрашивать: «Ну что, шапку надел? Домашку сделал? Кота покормил?».
Менторы не хотят тратить время на людей, которые ожидают, что ментор будет вести себя как родитель или учитель — «пинать» менти и терпеливо требовать выполнения рекомендаций.
Здесь лучше работает принцип push (а не pull): у человека есть запрос, с которым он приходит к наставнику без ожидания, что кто-то извне будет работать с его мотивацией.
Есть коллеги, у кого всегда с собой костюм супермена, поэтому если к ним обращаться как к наставнику, они обязательно наденут костюм Спасателя. Такой ментор не дает пространства для менти, чтобы была возможность самостоятельно искать ответы на свои вопросы. Спасатель будто физически берет за руку и говорит: «Пошли со мной, сейчас все будет. Я же с тобой, сейчас все порешаю».
А ведь задача наставника не в том, чтобы все делать вместо менти, а в том, чтобы задать правильные вопросы, которые подтолкнут к правильным решениям у менти, чтобы дать инструменты (направить, например, на какой-то ресурс) и посоветовать коллегу, у которого был похожий опыт.
И самый мой любимый типаж наставников — это Консультант. У таких менторов не получается работать точечно с запросом от менти. Им критично важно погрузиться в весь проект (например), получить доступ ко всей базе кода, оценить всю, по их мнению, картину целиком и только тогда дать список рекомендаций в трех томах, желательно с презентацией в итоге. Самое тяжелое в коммуникациях с таким типажом — это фразы из серии: «Ты обязан меня взять с собой на встречи с заказчиком, а то ты не справишься».
Менторы не дают ответы на все вопросы, а позволяют посмотреть на задачу сквозь призму своего опыта, однако без напряжения и давления. Иначе сессия менторства превращается вместо встречи, результатом которой должно быть побуждение к действию у менти, в демотивацию.
Как понять, что вам нужен ментор, а не коуч
Базируясь на личном опыте и опыте моих команд, я бы выделила несколько ситуаций, когда я полагаю, что человеку нужен именно ментор (наставник), а не коуч или дополнительное обучение. В первую очередь, это новые специалисты в компании, которым первое время в компании и проекте нужна информационная поддержка, частая обратная связь во время испытательного срока и погружения в проект.
Во-вторых, специалист может быть уже достаточно опытным, но переживать сложности, турбулентные моменты в проекте, когда кажется, что не хватает опыта и подсказки со стороны могли бы дать уверенности в решения критических ситуаций.
В-третьих, если мы рассматриваем кейсы внутри компании, когда специалист ощущает, что уже давненько застрял в одной роли или на одном уровне экспертизы. В первом и втором случае, конечно, можно обратиться к коучу, однако у коуча не будет предыдущего опыта перехода, например, на лидерскую роль, и я очень сомневаюсь, что коуч сможет поделиться своим успешным опытом.
Вот, что стоит ожидать от менторства:
- Возможность узнать мнение более опытного человека.
- Доверительное и искреннее общение с ментором, основанное на общих ценностях.
- Заботливое (без перегибов) отношение ментора.
- Экспериментальный подход, когда менти может примерять на себя чужой опыт как «платье».
- Открытая обратная связь, используя принципы ненасильственного общения.
Структура сессий менторства
Не стоит путать также сессию менторства с сессией у психотерапевта, когда менти приходит и вываливает на ментора все, что у него накопилось за все года. Очень важно иметь структуру сессии.
Introduction (Вступление)
Если это первая сессия, необходимо немного рассказать о себе, подсвечивая информацию, которая может влиять на поставленную цель менти.
Если же коллеги ранее встречались и контакт уже настроен, можно кратко проговорить, что случилось важного за период, когда не виделись, и как это событие накладывается на задачу менти.
Calibration questions (Вопросы калибровки)
Вопросы такого типа можно назвать коучинговыми, так как действительно используются в коучинге как один из основных инструментов. Хотя в продажах и переговорах это тоже любимый инструмент (рекомендую книгу Chris Voss «Never split the difference»). Это открытые вопросы, на которые нельзя ответить кратко «да» или «нет». Благодаря таким вопросам ментор ненавязчиво дает возможность менти больше говорить и самостоятельно приходить к умозаключениям.
В качестве примера могу рассказать типичную ситуацию, когда ко мне обращаются с запросом: «Вот у меня сейчас есть выбор оставаться там, где я есть или пойти по вот такому пути, то есть поменять направление рода деятельности — как понять, куда двигаться лучше?».
Я могу помочь вычленить, какие есть преимущества и подводные камни. Какой ресурс для моего менти в потенциальной роли, что принесет ему реализацию, и какие возможные потери. В процессе разговора я рекомендую менти фиксировать все мысли на листе А4, чтобы после была возможность посмотреть на все варианты, которые нам удалось «выгрузить из головы» и принимать решения.
Пожалуй, самое важное, на чем всегда строится принятие любого решения — это соответствие ценностям. Поэтому и ключевой вопрос в этой части сессии для меня — насколько текущая роль менти и потенциальная соответствует его ценностям. Второй по значимости вопрос к менти — какие «помощники» нужны. Это могут быть практикующие эксперты, с которыми я могу устроить встречу. Это могут быть книги или тренинги, которые я могла бы советовать.
Paraphrase (Перефразирование)
Так как в украиноязычной или русскоязычной литературе очень мало информации об этом инструменте, буду использовать термин на английском и мой свободный перевод.
Это инструмент в коммуникациях (коучинге), который помогает ментору отражать мысли менти и дает возможность посмотреть на них с другой стороны. «Перефразирование» используется как реакция ментора на описание ситуации со стороны менти. Существует несколько типов перефразирования:
- Acknowledge and clarify paraphrase. Пример фразы ментора: «Ты сейчас раздумываешь над тем / переживаешь, как корректно подать информацию твоей команде и в какой более удачный момент это стоило бы сделать».
- Summarize and organize paraphrase. Пример фразы ментора: «В этой истории есть два отдельных вызова: первый — это следование договоренностям команды, и второй — это нежелание некоторых сотрудников работать над улучшениями».
- Shift level of abstraction paraphrase. Пример фразы ментора: «То, что ты описываешь это пример вовлеченного отношения сотрудников к жизни компании».
Conclusion (Завершение)
Для ментора важно в конце встречи узнать, в каком настроении уходит менти и с чем уходит. Какие мысли на проработать или какие выводы можно вынести. Менти не должен уходить со встречи с ощущением, что разговор был оборван на полпути и в общении даже не было поставлено запятой. На этом этапе стоит договориться, когда будет следующая встреча.
Пример успешного кейса менторства
Когда я дала почитать черновик этой статье коллегам, кто выступает в роли как менти, так и менторов, я получила обратную связь, что важно дать пример живого успешного случая менторства.
Ко мне обратилась Senior QA с запросом, куда лучше развиваться — в QA Lead или Project Manager. Во время первой сессии мы познакомились, проговорили задачу и с помощью Calibration questions я прояснила, что для коллеги представляется под названием обеих ролей. Важно было понять, что приносит удовольствие среди обязанностей, которые подразумеваются под ролью. Где может быть потеря времени и недовольство в процессе работы.
Менти было важно услышать, как начался мой путь в управление проектов и какие вызовы были в начале моего пути. Что я бы сделала по-другому, если бы имела опыт сегодняшнего дня и приняла бы я то же самое решение тогда.
В качестве условного «домашнего задания» я попросила использовать лист А4, в центре прописать ценности коллеги и с помощью практики «журналирование» (выписывание всех мыслей на заданную тему) прописать все «радости» и «печали» выбранных ролей.
В финале сессии мы договорились встретиться через две недели или когда у менти будет хотя бы промежуточное понимание общей картинки. Менти уходила со встречи с обратной связью, и я вроде бы ничего магического не сказала, но теперь много прояснилось и, кажется, уже более понятно, куда двигаться дальше.
Мы повторно встретились не через две недели, а чуть позже, так как менти попросила больше времени на журналирование. Сессия в этот раз началась с того, что после прописывания всех мыслей коллега с полной уверенностью приняла оффер в компании, где нанимающая сторона обрисовала план, когда менти стартует с текущей роли и параллельно будет проходить обучение на руководителя проекта.
Рекомендации начинающим менторам
Самым большим вызовом я бы назвала здоровую позицию ментора сохранить баланс между тем, чтобы быть наблюдателем процесса (то есть отстраниться, создавая пространство для менти, больше слушать, чем говорить) и тем, чтобы таки вовлекаться в задачу менти без перекосов. Психологически это достаточно сложная задача, но навык можно и нужно оттачивать.
Главный инструмент для улучшения менторинга — ретроспективная рефлексия, когда ментор после сессии для себя анализирует, были ли перекосы в процессе разговора с менти. Иногда тема может быть настолько близка для ментора, что активное слушание может «отключиться» и ментор «включает» слишком много рассказов про свой опыт и неосознанно начнет заполнять большую часть эфира.
Начинающим менторам я бы рекомендовала не критиковать себя, если что-то не получается с первого или даже с третьего раза или получается не так идеально. Для того, чтобы было легче отслеживать свой прогресс, стоит завести блокнот и фиксировать туда свершения и промахи каждой сессий и со временем сравнивать себя самого с собой некоторое время назад, отмечая свой рост.
Пожалуй, самой большой радостью для ментора являются ощущения от того, что человек, которому ты немножечко помог, просто будучи рядом и направляя, смог найти ответы на свои вопросы, принял какое-то важное решение или нашел новую работу. От этого так тепло и хорошо внутри, что хочется продолжать дальше отдавать и делиться опытом.
34 коментарі
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів