Модель компетенций для бизнес-аналитиков: зачем, когда и как
Всем привет! Меня зовут Константин Ткаченко. Имея опыт работы в стартапах и в многотысячных коллективах, в бизнесе и в консалтинге, хочу поделиться полезным практическим инструментом.
Эта статья о том, как и когда можно внедрить функциональную модель компетенций для бизнес-аналитиков. Она будет интересна HR и руководителям, внедряющим у себя компетенции.
Первая часть статьи будет таким себе roadmap, более интересным для HR — как происходит внедрение и развитие модели компетенций в бизнесе.
Часть первая. Эволюция модели компетенций в компании
За последние годы HR-ам удалось познакомить и руководителей, и сотрудников с поведенческими компетенциями. Разобрались, что это за инструмент такой — «модель компетенций» — как с ней работать, как описывать, воспринимать, популяризировать, развивать себя и других. Научились разделять hard и soft skills, знания и поведение.
Проект первого описания компетенций уже сам по себе становится сильным развивающим мероприятием в компании. Под руководством HR или тренера ключевые сотрудники и руководители собираются и обсуждают, что же для их работы важно, какое поведение является необходимым для достижения успеха, благодаря чему лучшие стали лучшими. Чтобы описать идеального сотрудника, им хочется набрать побольше хороших качеств — ведь мы и ориентированы на результат, и уважаем мнение других, а как же можно отказаться от «стратегического видения» или от «командной работы»!
Но под натиском ведущего участники рабочей группы идут на компромисс / считают рейтинги / решают авторитарно (как повезет) и оставляют 3-5-7 компетенций, наиболее точно отражающих стиль взаимодействия и управления, а по сути — выбирают ценности. И здесь первое интересное наблюдение — выбранные компетенции являются средними по палате, общими для всех подразделений.
Еще на этапе разработки происходит обобщение, усреднение.
Специфические и важные только для одного подразделения компетенции не попадают в конечный список, так как они не нужны остальным. Исключаются и взаимно противоположные качества. Но для первого внедрения как раз так и нужно сделать — выбрать наиболее характерные поведенческие индикаторы, объединяющие всех коллег. На первом этапе команда привыкает к инструменту, учится оценивать себя и друг друга по 3600, учится составлять ИПРы, руководители учатся давать обратную связь своим сотрудникам. На этом этапе оценка по компетенциям редко включается в ревью и бонусы. Поэтому всем интересно и весело.
По мере взросления и роста компании модель становится слишком общей, не отражает изменения в структуре и распределения обязанностей. Ожидания от рядового сотрудника и ТОП-ов к этому моменту отличаются разительно. Наступает этап обновления компетенций, их дифференциации. В корпоративном мире существуют многоуровневые модели, отражающие желаемое поведение сотрудников (ведь компетенции это и есть желаемое поведение на рабочем месте) в зависимости от уровня их должности.
Так возникает матрица из
Наблюдая все это многообразие, консалтинговые компании разрабатывают генерические модели (универсальные наборы) компетенций, которые носят обобщающий характер и применимы, наверное, в 95% случаев. Так Lominger (Korn Ferry) описывает полторы сотни компетенций, сгруппировав их в 26 групп и 8 кластеров. Из них, как из алфавита, можно сложить свою модель компетенций.
По мере развития модели компетенций значительно растут усилия на ее администрирование. Введение новой компетенции потребует от HR-ов как минимум разработки новых упражнений для центров оценки. Оцениваемым сотрудникам нужно создать условия, где они смогут продемонстрировать эту новую компетенцию. А еще нужно обучить весь коллектив (или релевантную часть), по каким поведенческим индикаторам следует оценивать коллег. В общем, поверьте, для HR-а — это тот еще головняк.
Общность компетенций для всей компании или должностей одного уровня имеет негативные последствия — теряется функциональная специфика. Так финансисты, логистика, производство, продажи, маркетинг, ИТ, HR — все должны «уметь работать с большими объемами информации», но это ни о чем. У финансов это таблицы бюджетов, у HR-ов ворох / long list резюме, сисадмины имеют дело с десятками разных систем и их настроек. У каждого подразделения свой тип данных (таблицы, тексты, записи, графики, календари, диаграммы), свой срок актуальности этих данных и свои подходы к работе.
Чтобы компенсировать такой недостаток, в компаниях начинают описывать функциональные компетенции, что по сути своей очень близко к hard skills. Например, функциональные компетенции в финансах и бухгалтерии могут быть «следит за законодательством», а для HR это «консультирование руководителей». И приходится делать следующий шаг в усложнении расширении модели — увеличивать ее практически в два раза.
Для качественной оценки и тем более развития сотрудников по модели корпоративных и функциональных компетенций нужен серьезный учебный центр (или Департамент оценки и развития персонала).
Что делать, если нет ресурсов развернуться по полной? Что, если у HR нет столько времени и рук, чтобы обеспечить развитие для всех сотрудников?
В этой ситуации нужно принять творческое решение — фокусная работа на какую группу сотрудников/подразделение/должности может быть наиболее целесообразной? Где лучше всего окупятся усилия? Ответ такой: там, где можно создать долгосрочные улучшения, затрагивающие весь бизнес. В каждом бизнесе найдется такая категория сотрудников — product owners и архитекторы в gambling, маркетинг в телекоме, конструкторское бюро в машиностроении и т.д.
Часть вторая. Практическая
Одним из таких подразделений является Отдел бизнес-аналитики (ОБА). Схожие по функциям подразделения называются Организационное развитие, иногда Развитие бизнеса, Стратегия.
Основные функции ОБА:
- Описание бизнес-процессов as is, поиск возможных улучшений, разработка предложений to be.
- Определение метрик, по которым оцениваются бизнес-процессы.
- Предложения по автоматизации: выступают посредниками между бизнес-подразделениями и разработчиками, собирают потребности, пишут ТЗ.
- Поиск новых возможностей для бизнеса (как бы размыто это не звучало).
Итак, стоит задача:
- Повысить результативность работы аналитиков.
- Удерживать их.
- Показать сотрудникам карьерные пути и требования к ним.
- Построить систему развития и обучения для этого.
- Описать профили должностей аналитиков.
- Описать корпоративные и функциональные компетенции аналитика.
- Разработать грейды внутри ОБА.
Прелесть современного мира в том, что не нужно изобретать велосипед. В качестве отправной точки можно взять ВАВоК.
BABoK (Business Analysis Body of Knowledge) — это руководство, описывающее сферу бизнес-анализа: профессиональные знания, задачи, компетенции, методики работы аналитиков, и подходы к проведению бизнес анализа. Это руководство (на обложке написано слово Framework, но называют его по-разному — Стандарт, Методология, Фреймворк, для наших целей это не важно) создано Международным Институтом Бизнес-Анализа (IIBA).
Руководство серьезное, а не поделка на коленке.
Шаг 1 — Выбор компетенций
Для бизнес-аналитиков ВАВоК выделяет 5 поведенческих компетенций и одну функциональную:
В условиях ограниченных ресурсов такая модель выглядит немного сложной и избыточной. Для практического применения ее хочется упростить.
Во-первых, блок «Личностные качества» является общим для всех сотрудников компании. Поэтому он проверяется на этапе приема и испытательного срока. Наверняка он уже охватывается общей корпоративными компетенциями. Не станем его повторно выделять именно для бизнес-аналитиков.
Во-вторых, уменьшим количество компетенций по блокам, где это кажется избыточным или в компании права/обязанности распределены по-иному. Некоторые компетенции отличаются между собой лишь слегка. Сделаем это по согласованию с самими аналитиками.
Шаг 2 — Определить уровни должностей в отделе
ВАВоК устанавливает такие уровни профессионализма в бизнес-анализе:
В моей практике использовались три нижние уровня. Тимлид БА выполняет роли Стратега и Эксперта.
Шаг 3 — Определить проявление компетенций по уровням должностей
Пример проявления компетенций для Младшего аналитика:
Уровни проявления |
Младший бизнес-аналитик |
Аналитическое мышление и решение проблем | |
— Творческое мышление |
Часто консервативен; Предпочитает применять хорошо известные подходы, тем не менее открыт к новому; Быстро учитывает новую информацию при рассмотрении различных вариантов |
— Поиск и выбор решений |
При поиске решения учитывает интересы заказчика; |
— Обучаемость |
Изучает предоставленные материалы, воспринимает подаваемую в разных форматах информацию. Применяет полученные знания в своей работе по стандартным процедурам. |
— Системное мышление |
В знакомой области видит причинно-следственные связи и основные закономерности, правильно их выявляет и описывает; Информирует коллег о изменениях, которые затронут их работу; |
— Визуальное мышление |
Использует стандартные представления: таблицы, графики, тексты. |
Знание бизнеса | |
— Понимание бизнеса и отрасли |
Хорошо знает минимум одну предметную область (склад, логистика, продажи, маркетинг, кадры, учет и пр.); Владеет знаниями о типовых решениях в отрасли, регуляторных вопросах, стандартах и т.п. |
— Знание организации |
Знает организационную структуру компании, бизнес-направления; знает опытных сотрудников, к кому можно обратиться за нужной информацией |
— Знание решений |
Имеет опыт работы с аналогичными решениями в информационных системах (1С/SAP/Oracle/CRM, Sharepoint, WMS) |
Коммуникативные навыки | |
— Вербальная коммуникация |
Уверенно выступает на встречах; Структурирует подаваемую информацию, чтобы облегчить ее понимание; |
— Невербальная коммуникация |
Осознает особенности своего поведения, жестов, мимики; Управляет ими; |
— Письменная коммуникация |
Излагает информацию структурировано, грамотно |
— Слушание |
Слушает собеседника; Правильно воспринимает и интерпретирует вербальную информацию; При необходимости задает уточняющие вопросы |
Навыки взаимодействия | |
— Модерирование |
- |
— Лидерство и влияние |
- |
— Командная работа |
Поддерживает конструктивные отношения с коллегами, экспертами, заказчиками; Доверяет опыту других; |
Инструменты и технологии | |
— Офисной продуктивности |
1С, Word, Excel, PowerPoint, Snagit Editor, Сетевые диски |
— Бизнес-анализа |
Нотация BPMN 2.0, Нотация IDEF, Нотация FlowChart, Терминология, Visio,"Доска" 1С, Теория стат.анализа, Управленческий учет, Теория микроэкономики, Scrum, Agile, Waterfall, BABOK 3.0, BPСBOK 3.0, Диаграмма Исикава, Теория Lean, Цикл Деминга (PDCA); Мат. статистика: Умеет работать с большими выборками данных, определить минимальное, максимальное и среднее значение, построить тренд и определить прогнозное значение показателя. Знает и использует правило Парето, умеет выполнять АВС-XYZ анализ Теория экономики: Знает понятия, формулы и понимает разницу между показателями доход и прибыль, цена и себестоимость, наценка и рентабельность. Понимает принцип формирования себестоимости, знает виды затрат. Умеет определить цену с НДС и без, имея сумму, количество и ставку НДС |
— Коммуникации |
Zoom, Outlook, SharePoint, Google Forms, Принцип Минто |
Шаг 4 — Провести оценку компетенций и тестирование знаний
Имея разработанные компетенции, можно провести оценку сотрудниками. Если структура отдела плоская (есть только руководитель и подчиненные разного уровня), то руководитель и сотрудник делают оценку по отдельности, а потом проводят встречу совместно с HR. На этой встрече проговаривается оценка руководителя и самооценка сотрудника. Если коллеги работают совместно над каким-либо проектом и могут оценить друг друга, то эту третью оценку тоже можно использовать. «Могут оценить» означает, что, сотрудничая, коллеги помнят конкретные примеры поведения оцениваемого сотрудника, а не оценивают «мне так показалось».
Есть особенность — в оценке Коммуникативных навыков чаще всего используется субъективная оценка руководителем. Эти навыки сложно оценивать по шкале. Легко скатиться в спор. Поэтому лучше отдать эту оценку на субъективное мнение руководителя.
Для тестирования знаний по Инструментам и технологиям легче всего обратиться к внешним провайдерам, а не тратить время на разработку собственных тестов.
Шаг 5 — Обучение
Особенностью обучения бизнес-аналитиков является то, что основная доля обучения проходит по принципу «смотри как делают другие, повторяй, улучшай». Несомненно, онлайн и офлайн обучение также применимо, но многие вещи следует брать от руководителя, более опытных коллег, а также самостоятельно добывать необходимые знания внутри компании.
По моим наблюдениям, заинтересованный сотрудник легко осваивает необходимые Инструменты и технологии. Чуть сложнее со Взаимодействием, Знанием решений, Поиском и выбором решений, но тоже в течение года достигается значительный прогресс. Самое интересное — это Коммуникативные навыки. Их развитие сложно дается не только аналитикам, но и для любой другой профессии. Характер, знаете ли :) Знание организации и Знание решений достигаются адаптацией, внутренними тренингами, выполнением проектов для разных подразделений. А вот Понимание бизнеса и отрасли формируется опытом работы в других компаниях. Не увольняясь, такое понимание можно получить на конференциях и общением вне компании.
Шаг 6 — Все сначала
Со временем цикл замкнется и вам снова захочется пересмотреть компетенции. Поводом для этого станут изменения в целях компании, изменение структуры Отдела бизнес-анализа или еще что-то.
Заключение
Напоследок хочу поделиться своими do-it и never-do-it.
Модель компетенций должна оставаться максимально простой для понимания и запоминания сотрудниками. Она должна звучать просто, понятными словами. Не пишите высокопарными словами.
Индикатором того, что компетенции прижились в коллективе, будет их упоминание в разговоре между сотрудниками. Как только коллеги начнут шутить и упоминать их, знайте — все идет отлично.
Проводниками, как всегда, должны выступать руководители. Вовлекайте руководителей в продвижение компетенций. Необходимость этого доказывайте очень просто — «нам нужно больше успешных сотрудников как Mr. Best».
И самое главное — не спешите! Не спешите радоваться, не спешите огорчаться и опускать руки. Создание такого фундамента для дальнейшего развития сотрудников требует вашего терпения.
1 коментар
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів