Агентство или корпорация in-house. Личный опыт SEO-специалиста

Данная статья основана исключительно на личном опыте автора и является субъективным выражением мнения и впечатлений.

Меня зовут Оксана Сальваровская, я SEO-специалист, и на данный момент я работаю в основном с технической частью SEO — аудиты и работа с разработчиками по исправлению тех ошибок, которые мешают продвижению сайта. Моя должность сейчас звучит как Technical SEO analyst, и кроме технической части, я занимаюсь анализом данных и их визуализацией.

В мир SEO я вошла в далеком 2014-ом, когда, будучи еще в декретном отпуске, начала писать SEO-статьи под заказ. Постепенно, попадая в разные небольшие агентства в Черкассах, я набиралась опыта и получала новые знания — от сбора семантики, outreach, аудитов до ведения проектов. Последней работой в Украине для меня стало агентство из Киева, с филиалом в Черкассах, где я от штатного специалиста доросла до лидера команды.

С 2017 года я живу и работаю в Польше (Краков), и здесь мне довелось поработать в корпорациях и узнать все плюсы и минусы работы в in-house. И если вас интересует, где же работать лучше — в агентстве или корпорации, то сразу смею огорчить — однозначного ответа нет. Но я попробую описать все плюсы и минусы, которые были в моем личном опыте работы как SEO-специалиста, и, возможно, кому-то это поможет сделать выбор или попробовать что-то новое. Данный материал может быть полезен не только тем, кто только начинает свою SEO историю, но и тем, кто уже более опытный и рассматривает варианты развития карьеры.

Уточню сразу — я занимаюсь техническим SEO и очень близко работаю с разработчиками, поэтому мой опыт может отличаться от других спецов, которые занимаются линкбилдингом, стратегией и остальными креативными занятиями.

Агентство (в данном контексте, маркетинговое) — это чаще всего небольшая фирма, которая предоставляет весь спектр маркетинговых или SEO услуг. Чаще всего это аналитика, PPC, SEO. Иногда в агентствах работают и разработчики, но в последние годы это случается все реже. Каждый клиент заключает договор с агентством на определенную сумму и список услуг. У каждого специалиста (сотрудника) обычно в работе сразу несколько клиентов, для которых он обязан выполнить определенный список работ и достичь оговоренных результатов.

Работа в корпорации in-house предполагает работу в SEO-отделе, который является частью большой компании и работает над продвижением и оптимизацией одного корпоративного сайта.

Я проработала в in-house в общей сложности три с половиной года.

  1. Первой корпорацией и моей первой работой в Польше стала крупная финансовая фирма, с head office в Лондоне. И да, естественно, после крошечных черкасских «подобий офисов» тут мне сразу казалось, что я попала в рай. Но уже в течение года я поняла, что и минусов здесь есть немало. Основной сайт имел 23 языковые версии и органический трафик более миллиона визитов в месяц. Кроме основного, приходилось работать с двумя дочерними сайтами и оптимизацией мобильного приложения. Количество сотрудников в Кракове — около 400, в мире — несколько тысяч.
  2. Второй корпорацией была большая контора с центральным управлением в США, Техас. Это чисто IT, B2B и software development. Тут я провела еще полтора года и опыт работы был другой, тоже со своими плюсами и минусами. Основной сайт имел 8 языковых версий, трафик — более 250К пользователей из поиска Google в месяц. Помимо основного сайта — 6 дочерних сайтов компании были тоже в списке моих обязанностей. Количество работников в Кракове — около 150, в мире — пара тысяч.
  3. Чистый in-house, в очень небольшой компании иммиграционных консультантов из UK, с которыми я познакомилась, подрабатывая на Upwork, и которые стали моей финальной точкой в работе in-house на сегодня.

Основные плюсы работы в корпорации и in-house для SEO-специалиста:

  • Плюшки. Много плюшек.
    Комфортабельный офис, бесконечный кофе и чай, различные мерчи (блокноты, ручки, рюкзаки, футболки и иже с ними), удобные кресла, комнаты отдыха с бильярдом, настольным теннисом или футболом, утренняя йога прямо в офисе, два монитора и все необходимое для комфортного рабочего дня.
  • Четкие рабочие часы.
    Ты должен провести на работе 8 часов, обычно в промежутке времени с 7 до 19, имеешь 20 минут (оплачиваемых) на обед и, естественно, никто не контролирует, сколько раз ты ходишь на кофе ;) Однажды, когда запускали новый продукт, нас попросили остаться после работы на несколько часов, чтобы все проверить перед тем, как контент будет опубликован. За две недели нас спросили, можем ли мы остаться в этот конкретный день, потом за несколько дней до запуска переспросили еще раз. За то, что мы остались и проработали 3 дополнительных часа, нам доплатили (+50% за каждый час переработки) и практически заставили работать из дома на следующий день, чтобы бы мы выспались, как следует. Да, после трудовых реалий в Украине такое отношение было чудом чудным...
    И да, первые полгода я училась отдыхать после работы. Увы, в Украине я не имела такой возможности, как бы дико это для кого-то не прозвучало. Но об этом дальше.
  • Командировки за счет компании.
    Лондон был моей мечтой. И, попав в контору с главным офисом в Лондоне, я получила возможность туда попасть, полностью бесплатно (виза тоже была за счет компании). Да, многие сейчас скажут что-то типа «это же норма в любой корпорации или IT компании», но нет, я точно знаю, что так не везде. И точно, не каждый сеошник ездит в командировки :)
  • Очень четко определены обязанности.
    Весь отдел SEO поделен на меньшие команды — on-page, off-page, technical. Каждая команда имеет своего лида. И каждый член команды имеет четкий, ограниченный список обязанностей. То есть если меня, как технического специалиста, попросят собрать семантику или проверить ссылки — я это делать не буду, так как это не входит в список моих обязанностей. Не то, чтобы это запрещено, но обычно каждый занимается своим делом и, если видит недочеты в других сферах SEO, дает знать об этом ответственному лицу или лиду команды. Ни в коем случае ничего не пытается исправить сам.
  • Праздники за счет компании.
    Тут мой опыт немного разный. В одной фирме были бурные и яркие праздники — только для сотрудников, отдельные выезды, куда можно было взять семью, отдельно новый год для детей и т.д. Каждый раз было много еды, питья, развлечений и яркие впечатления. Во второй корпорации народ вообще не заморачивался — Новый Год на корпо-кухне, и с вас хватит. Но тут не скупились на бюджет для тимбилдинга — мы ходили на картинги, играли в пейнтбол, выезжали в горы, ходили в театр. И все это за счет компании. И все это было в разы эффективнее для сближения, построения отношений в команде, дальнейшей продуктивной работы и доверительных отношений.
  • Неограниченное количество инструментов для работы и обучения.
    Английский за счет компании. Самые дорогие тулы для работы. Возможность иметь ментора и учиться чему-то новому. Возможность наблюдать за созданием продукта изнутри и принимать в этом участие. Возможность попросить о новом софте или обучающем курсе и получить это незамедлительно (при правильной аргументации «почему нам это нужно»).
  • Полное погружение в бизнес процессы — KPI, ROI и «вот это все» станут неотъемлемой частью каждого собрания и звонка, а каждый сотрудник просто обязан сделать все, чтобы достичь поставленных целей. И это только кажется плюсом, но об этом поговорим далее.
  • Бенефиты.
    Это отдельный вид «плюшек». В моем опыте были оплата фирмой полного медицинского пакета для меня и семьи, оплата релокейта и легализации, ежемесячные подарочные карты на определенную сумму, которые можно обменять на абонемент в спортзал или покупки. Приятно? Да. Выгодно? Возможно, так как ты также платишь за все это налог со своей зарплаты и по сути вынужден пользоваться подарочными картами и услугами именно той медицинской фирмы, с которой заключен контракт у твоего работодателя.

Несмотря на множество плюсов, некоторые из положительных на первый взгляд моментов в дальнейшем оказались большими минусами.

Минусы работы в корпорации in-house:

  • Ограниченные возможности карьерного роста.
    Если у тебя есть менеджер, а ты специалист, ты можешь получить повышение только в одном случае — если он уволится или получит повышение. Шансов, что в корпорации появится новая вакантная должность, очень мизерны. Шансов, что эта должность будет для тебя — вообще практически равны нулю. У нас была ситуация, когда лид команды уволился, а руководство стало искать людей с улицы, вместо того, чтобы дать одному из нас возможность повышения. И это было одной из причин моего ухода.
  • Отсутствие развития или Деградация.
    Мое слово дня через год работы в первой корпорации — отупение или деградация. То же самое случилось и через год работы во второй. Ты четко делаешь то, что обязан, но ничему новому практически не учишься (разве что в течении первых 6 месяцев, пока изучаешь, как и что работает). И, что еще хуже, ты забываешь то, что умел, и чем теперь, по уставу, не приходится пользоваться. Например, работая с разработчиками, я напрочь ушла от построения ссылок, сбора семантики, анализа конкурентов. Из универсального солдата я стала простой пешкой. Креативность и генерация идей тут не приветствуются, ведь бизнес и так налажен и рисковать тут никто не хочет. А донести свою идею до руководства бывает очень сложно (читай дальше). Чувство отупения и невозможности влияния на что-либо очень демотивирует.
  • Длительность принятия решений.
    Ты можешь написать имейл и ждать ответ несколько дней, а то и недель. Люди порой настолько заняты или перегружены, что получить ответ от них почти нереально. Но это субъективный фактор. Часто, за счет огромного количества сотрудников в корпорации, тебе прилетают письма от неизвестных с припиской «Please see above», что значит — почитай простыню переписки ниже и скажи, что делать дальше или просто FYI (for your information). И это огромный кусок времени и усилий, потраченный в итоге на очень незначительные вещи.
    Кроме того, решения принимаются на каждом уровне управления и часто это предзнаменует месяцы ожидания. Например, у тебя есть идея, как изменить страницу продукта и получить больше конверсий. Сначала надо написать реферат на тему: «Почему нам это надо и как нам это поможет». Называется это pitch. И потом, повторяя одно и то же, ты должен получить одобрение от всех звеньев управления, начиная от своего линейного менеджера. Длительность и сложность процесса зависит от предполагаемых затрат (человекочасов) и часто бывает так, что идею заворачивает какой-нибудь менеджер среднего звена, который просто «не уверен в ее эффективности» (обычно это значит, что ему было лень или банально некогда углубиться в детали и изучить идею). И именно тут можно было бы вспомнить о принципе Парето, но не будем отдаляться от темы.
  • Быстрое достижение пика развития.
    У тебя в работе несколько сайтов, которые уже через полгода работы ты знаешь вдоль и поперек. И тут вариантов развития событий несколько: или ты начинаешь пытаться выдумать то, что можно внедрить, проходя при этом все круги ада высшего управления, или продолжаешь делать одно и тоже изо дня в день. В моем случае, когда разработчики сделали все, что было в моем списке, становится очень скучно. И грустно, потому что всегда остается что-то, что сделать можно было, но не сделано. Тут, наверное, у каждого будет свое мнение, но лично мне через год работы становилось скучно работать с одним и тем же сайтом. Даже несмотря на то, что у него было 23 языковых версии.
  • KPI или оценка эффективности.
    Со временем очень начинает утомлять процесс оценки личной эффективности. Каждые полгода нужно ставить себе цели, озвучивать их линейному менеджеру, а потом, еще через полгода, обсуждать, чего ты достиг, а чего нет. По сути это формальность, и изначально это хорошая идея — ты должен получить фидбэк, узнать, как тебе улучшить эффективность работы, какие есть плюсы и минусы. На деле же это часто пустые разговоры, которые проводят для галочки, и трата времени на написание целей, которых ты скорее всего не достигнешь (см. пункт о длительности принятия решений, ограниченности обязанностей и невозможности карьерного роста).
  • Часы работы.
    Посмотрев на этот плюс через год работы, поняла, что это не совсем плюс. Есть работа или нет, ты должен отсидеть все восемь часов. И при этом, конечно, не желательно откровенно смотреть сериальчик или футбольный матч, но многие программисты именно так и делали :) И да, то ужасное чувство, когда у тебя должен быть статус «в сети» во время работы удаленно (в Teams, Skype, Slack) — очень повышает тревожность и вызывает постоянное напряжение.
  • Митинг о митинге и часы переговоров ни о чем.

Да, после митинга более важных менеджеров, был митинг для младших по званию и так по цепочке. Мы тратили 30% рабочего времени на обсуждение того, что обсуждали на прошлой неделе, и того, что уже давно обсудили. Масло масляное, в общем, и почти никакого толку...

Если говорить о работе в агентстве, то опыт у меня очень разный. Несколько лет я проработала в агентствах в Украине и там я прошла огонь и воду. Уже полгода, как я работаю в европейском агентстве fully remote, и это те условия, которые устраивают меня по всем параметрам. Часто все очень зависит от руководства, налаженности процессов и коллектива. И общие выводы я попробую изложить по пунктам.

Плюсы работы SEOшника в агентстве:

  • Небольшое количество сотрудников.
    Ты знаешь всех и каждого, и у тебя есть возможность задать вопрос напрямую. В Украине мне довелось строить команду самостоятельно, обучать новых сотрудников и вводить в курс дел более опытных, и эти люди были для меня очень значимы. Именно люди всегда удерживали меня, даже если условия, прогресс или руководство не устраивали по всем параметрам.
  • Возможность влиять на процессы и учиться.
    В фирме, где я работаю сейчас, все процессы четко разграничены — есть контент-менеджеры, стратеги, которые работают напрямую с клиентом, есть технические специалисты и команда аутрич специалистов. Но что самое важное: если у тебя есть идея — ее обязательно выслушают и дадут ответ как можно скорее. Тут каждый заинтересован в успехе клиента, ведь это напрямую влияет на успех фирмы.
    Кроме того, я учусь ежедневно. Я наблюдаю за процессами работы других ребят с каждым из клиентов во всех сферах, могу спокойно задавать вопросы и предлагать свои идеи. И, что не менее важно, вопросы задают мне, как эксперту. А если я не уверена, то могу обсудить свой план или идею с коллегой и найти общее решение.
  • Ценность тебя как человека и эксперта.
    Да, именно это очень мотивирует. Поняв, какой опыт есть у меня, и как люди его ценят, я тоже осознаю свою ценность как эксперта и получаю уверенность в себе и мотивацию развиваться. В корпорации ты пешка, как и многие другие. В агентстве — ты часть команды и на тебя рассчитывают, тебе доверяют и ценят (если вам конечно повезло с командой).
  • Возможность карьерного роста.
    Это в корпорации сложно понять, куда ты идешь, а в агентстве ты можешь постоянно расти. Мало того, под тебя даже могут придумать новую должность или нанимать людей в подмогу. Ты ставишь цель, четко определяешь шаги к ее достижению и обсуждаешь это с руководством.
    Тут стоит отметить, что не всем везет именно с руководством. Бывает и так, что шеф ставит свои личные интересы и выгоду выше интересов команды и даже клиента, поэтому этот вариант я также опишу в минусах работы в агентстве.
  • Разнообразие клиентов и возможность получения нового опыта.
    Чем больше задач ты решаешь, тем выше растет твоя экспертность. Я по природе своей люблю сложные задачи и челленджи, потому что позже у меня будет опыт и готовые работающие решения. Даже если опыт негативный, из него всегда можно извлечь пользу и положительные моменты.
    На сегодня фирма, где я работаю, занимает очень четкую нишу — SEO for SAAS. То есть мы работаем с клиентами, которые продают свои программы и решения для бизнеса. И хотя ниша одна, сайты и фирмы все очень разные. У кого-то один продукт и небольшой сайт, команда разработчиков на outsource, и они могут внедрить далеко не все твои идеи и исправить далеко не все недочеты. У других, наоборот, много продуктов, сложный сайт и программисты, которые не только сделают, то что ты просишь, но и придумают, как сделать еще лучше. Все это об опыте, а опыт — это экспертиза. Больше опыта — выше стоимость твоей работы.
  • Рабочий график.
    Знаю, что это не о каждом, поэтому в начале я писала, что данный материал — выражение субъективного мнения и личного опыта. Уже два года, как я работаю офлайн, удаленно из дому. Но мне повезло получить должность в фирме, которую создали такие же уставшие от корпораций люди, как и я. У нас нет рабочего графика. И точка.
    Мало того, мы стараемся работать асинхронно. Кому интересно, можете почитать здесь об асинхронной коммуникации. В двух словах — никаких митингов о митингах, никаких ежедневных созвонов и проверок твоего присутствия онлайн. Обычно встреча онлайн планируется за неделю, а вместо 121 встречи отправляются коротенькие Loom-видео с пояснениями в Slack.
    Я могу работать днем или ночью, сделать всю работу за час или сидеть все 20 часов, выйти на прием к врачу или отвезти детей в школу — и это ОК. Меня никто не будет искать и задавать вопросы, почему я не в сети. А смысл один — тебе доверяют. Именно это доверие делает так, что ты стараешься по максимуму, делаешь задачу как можно скорее и при этом не чувствуешь давления. Оказалось, что это мега-важно и очень положительно влияет на эффективность и продуктивность. Но снова — это мой опыт. Кого-то такой подход выбьет из колеи, потому что им нужен постоянный контроль извне и пинки под зад — и это тоже ОК.
    И, конечно, никто не отменяет срочные задачи, наличие дедлайнов и экстренных ситуаций, но в данных условиях это никак не влияет на общее состояние вещей.
  • Вовлеченность руководства.
    Если вам повезло так же, как и мне, то ваше руководство понимает, что фирма процветает только благодаря сотрудникам. И именно они, сотрудники, должны быть счастливы и довольны условиями работы. И все, что им нужно, это внимание. Нас спрашивают, как можно улучшить условия работы, нам присылают подарки на Новый год, организовывают тимбилдинг и тренинги онлайн (да, и такое возможно), ежемесячно доплачивают бонус на личные нужды, и только ты решаешь, куда его потратить.

Несмотря на все плюсы, естественно есть и минусы работы в агентстве. Они есть не в каждой фирме, в которых мне довелось побывать, но их важно перечислить.

Минусы работы в агентстве в качестве SEO-специалиста:

  • Ты — универсальный солдат.
    Даже сейчас, перечитывая требования различных вакансий, агентства часто ищут специалиста на все руки — и ссылки чтобы делал, и технические аудиты, и с клиентами общался и вообще пусть еще и PPC делает. И это в корне неправильно. Да, для эффективной работы ты обязательно должен иметь представление о всех сферах (в идеале попробовать себя на всех позициях), но невозможно быть максимально эффективным, если список твоих обязанностей слишком велик. Так, например, аутрич занимает уйму времени и требует умения вести переговоры, оптимизация сайта и поиск ключевых слов — не менее трудозатратная часть и для эффективного ее выполнения надо очень погрузиться в проект и в процесс. Работа с клиентом — это отдельная тема, и там тоже есть свои правила.
    Думаю, в IT-индустрии уже давно поняли неэффективность универсальных солдат, но, к сожалению, маркетинговые агентства и некоторые in-house фирмы все еще используют такой подход. Я это тоже прошла и понимаю, что чем уже твоя специализация, тем сложнее задачи ты можешь решить.
  • Нарушение личных границ.
    Назовем это так. ❌Когда шеф или менеджер звонит после 8 вечера, потому что «очень срочно надо». ❌Когда в субботу на твой личный номер звонит клиент, потому что кто-то не смог ему дать вразумительный ответ, а вместо этого дал твой личный номер телефона. ❌Когда начальство пытается использовать тебя как ревизора и просит докладывать о том, кто чем занимается и что говорит. ❌Когда в офисе ставят видеокамеры, и ты даже когда чай пьешь, чувствуешь себя пленником. Этот вариант для меня — вообще топ неуважения к команде. Таких примеров много, и это все я пережила на личном опыте. Поэтому если чувствуете, что границы нарушаются — говорите прямо или ищите другое место работы.
  • О повышении нужно просить.
    Да, это в корпорации тебе доплачивают инфляционные и бонусы при успешном прохождении ежегодного check-in. А в уютном небольшом (или не очень большом) агентстве нужно говорить, прямо заявлять о том, что уже пора повысить ставки. Иначе (в большинстве случаев) все будут думать, что тебе и так хорошо. А если шеф — жлоб, говорит, что денег нет, а сам дачу строит, вариант один — «Беги, Форест, беги!».
  • Чем больше ты позволяешь, тем больше обязанностей у тебя будет.
    Это близкая тема к пункту 1 про универсалов, но есть нюансы. Универсальный солдат осознанно соглашается делать все и сразу. А вот если ты пришел на одну должность с определенным списком обязанностей, а через пол года понимаешь, что на тебя повесили еще тонну всего и сделано это было умело и незаметно — беги. Скорее всего, это было задумано изначально и в большинстве случаев такой подход не изменится и он одобрен (или даже внедрен) высшим руководством. Часто это происходит в ситуации, когда, например, коллега покинул компанию, и шеф очень просит присмотреть за его проектами («временно» или «совсем недолго»). И это «временно» затягивается на долгие месяцы, и объем работы все время увеличивается, хотя в сутках все так же 24 часа... Я тоже попадала в такую ситуацию, и очнулась, когда из-за доработок по ночам получила нервный срыв. Никому не пожелаю.
  • Слишком большое количество клиентов на одного спеца.
    У меня лично был момент, когда я вела 20 клиентских сайтов. 20 Карл! Да, половина из них не требовали особого внимания, но вторая половина требовала сверхусилий. И это не вина сотрудника — это неправильно налаженный рабочий процесс и недоразвитые навыки управления и менеджмента. При этом руководство уверено, что таким образом оно сможет сэкономить, а на деле получается низкая эффективность и пониженная продуктивность сотрудника, выгорание и, следовательно, увольнение.
  • Когда начальнику все равно.
    ❌Скромный маленький тортик на 10 человек со словами «С Новым годом». ❌Старые стулья и повидавшие виды ноутбуки. ❌Никаких тренингов, обучения и лишних расходов. Даже на конференцию ты едешь за свой счет. ❌Никакого кондиционера — вентилятор наше все, когда за окном +32. ❌Лимитированный бюджет на развитие каждого клиента. Список бесконечный. Выводы тут излишни.

Наверное, все приведенное выше — это не универсальные списки, и у каждого будет свой личный опыт и свое личное мнение. Но попробовав на себе разные варианты, я могу честно сказать, что идеальные условия работы очень сложно найти. Мы притираемся, изучаем и часто можем понять, все ли нам подходит, далеко не сразу. Но очень важно понять и решить, чего вы хотите, и стремиться к лучшему постоянно, ежедневно. Нужно всегда стремиться к своим целям, при этом оставаясь человеком и не теряя достоинство.

👍ПодобаєтьсяСподобалось10
До обраногоВ обраному4
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Спасибо, хорошая статья.
Важный момент, который не указан в статье — «диверсификация проектов».
SEO, к сожалению это работа с черным-ящиком Google и не редко бывают взлеты и падения не зависящие от работы оптимизатора. В агентстве обычно шире диверсификация проектов чем инхаус.

SEO вимагає швидкої реакції. Якщо в компанії імейл іде по менеджерам тижнями, а потім зависає в гіті на імплементації, то це просто вбиває сенс новацій і зупиняє аналітику процесу з самого старту. Щодо компаній у мене напрацювалась фраза «довіра в компанії — безпосередній елемент її успіху». Якщо seo-інженер просить зробити персонал 2K фото якісно на вівторок, то це означає, що він має право вимагати це від усіх. Тому, що у нинішніх реаліях він єдиний хто бачить результат маркетингових зусиль, брендингу, просування, як семантичний процес. Й тому, якість team work на першому плані.
Гарна стаття, яка відображає реальні процеси.

Погоджуюсь на 1000%!

Прочитала от А до Я! Из статьи не совсем понятно что из негативного и хорошего здесь в Украине и что из этого там, но что-то подсказывает мне что большинство из раздела

Минусы работы в агентстве

как раз про украинские агентства, т.к. я лично с этим сталкивалась, а опыта работы с зарубежными компаниями я не имею. Хочется верить что и Украинские компании дорастут до уровня. А пока я на фрилансе именно по этой причине...

Ты и я, мы с тобой одной крови! Маринка, после нашего с тобой опыта заграничный опыт это сказка, особенно сейчас, когда фрилансу онлайн открыты почти все дороги;)

— Так она же красивая...
— Ладно, но потом сжечь

Підписатись на коментарі