Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 30
×

IT специальности: в чём разница и как абитуриентам сделать выбор

Всем здравствуйте, меня зовут Александр Фомин, я сотрудник кафедры компьютеризированных систем и программных технологий Национального университета «Одесская политехника». Имея непосредственное отношение к работе Приёмной комиссии университета более 10 лет, постоянно приходится наблюдать одну и ту же ситуацию нелёгкого выбора между существующими IT-специальностями, перед которым стоит абитуриент или его родители.

Как правило, принятие решения опирается на авторитетные мнения «продвинутых» друзей, соседей, знакомых a la:

  • у нас в компании есть программист, он много зарабатывает. Поступай на программиста;
  • сосед закончил специальность X и уехал за границу. Поступай на специальность X;
  • мой друг поступил на специальность Y и я хочу туда же;
  • в названии этой специальности есть слово «компьютерный» — это перспективная специальность.

Если же подойти к процессу выбора специальности всерьёз, то найти принципиальные отличия, а тем более, разобраться в тонкостях таких известных направлений как «Компьютерные науки», «Программная инженерия», «Компьютерная инженерия», «Системная инженерия», «Информационные технологии» вчерашнему школьнику не по силам, равно как и его родственникам, друзьям и знакомым, если они сами не являются айтишниками.

Вот и возникает желание помочь абитуриенту и рассмотреть существующие специальности и их отличия. А отличия здесь существенные и далеко не всегда они раскрываются названиями специальностей.

Классификация IT специальностей

На сегодняшний день Министерство образования Украины выделяет 6 специальностей, которые входят в отрасль Информационных технологий. Каждой специальности присвоен уникальный номер и название:

  • 121 Инженерия программного обеспечения,
  • 122 Компьютерные науки,
  • 123 Компьютерная инженерия,
  • 124 Системный анализ,
  • 125 Кибербезопасность,
  • 126 Информационные системы и технологии.

Ещё 2 специальности согласно проекту 2021 года Министерство образования планирует переместить в отрасль Информационных технологий из смежных отраслей:

  • 113 Прикладная математика,
  • 151 Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии.

Кратко охарактеризуем каждую специальность на основе существующих стандартов.

Таблица 1. Краткая характеристика IT специальностей

Специальность

Цель обучения

121 Инженерия программного обеспечения

стандарт

Подготовка специалистов в области разработки, сопровождения и обеспечения качества программного обеспечения

122 Компьютерные науки

стандарт

Подготовка специалистов в области проектирования, разработки и сопровождения информационных технологий

123 Компьютерная инженерия

стандарт

Подготовка специалистов в области разработки и эксплуатации компьютерных систем и сетей

124 Системный анализ

стандарт

Подготовка специалистов в области разработки и использования методов моделирования, прогнозирования, проектирования сложных систем различной природы

125 Кибербезопасность

стандарт

Подготовка специалистов в области разработки и использования технологий информационной и кибербезопасности

126 Информационные системы и технологии

стандарт

Подготовка специалистов в области разработки, внедрения и исследования информационных систем и технологий

113 Прикладная математика

стандарт

Подготовка специалистов в области математического моделирования и разработки программного обеспечения для исследования и проектирования систем различной природы

151 Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии

стандарт

Подготовка специалистов в области моделирования, проектирования, разработки и эксплуатации систем автоматизации и управления объектами различной природы

Направления и бизнес-модели в IT

Предположим, что приведённая характеристика IT специальностей не даёт рядовому абитуриенту полной ясности, чем занимается каждая специальность, но в первом приближении становится понятно, где занимаются разработкой ПО, где готовят специалистов по аппаратному обеспечению, где изучают и технологии программирования, и компьютерное «железо».

Теперь не трудно будет выделить устоявшиеся направления в области IT. Для лучшего восприятия информации также приведены типовые должности, соответствующие выделенным направлениям:

  1. Программное обеспечение (soft)
    Типовые должности:
    • инженер-программист (software engineer),
    • инженер-тестировщик (software quality assurance manager — QA),
    • специалист по поддержке пользователей (technical/customer support engineer),
    • веб-дизайнер/разработчик (web designer/developer),
    • разработчик/администратор баз данных (database developer/administrator),
    • системный администратор (system administrator),
    • инженер по кибербезопасности (cyber security engeneer),
    • менеджер IT-проекта (team leader, project manager).
  2. Аппаратное обеспечение (hard)
    Типовые должности:
    • инженер-системотехник (hardware systems designer),
    • инженер-электронщик (electronics engineer),
    • IoT-инженер (IoT engineer),
    • проектировцик/администратор компьютерных сетей (network architect/administrator),
    • инженер-робототехник (robotics engineer),
    • инженер систем управления (control systems engineer).
  3. Математическое обеспечение (math)
    Типовые должности:
    • инженер по данным (data engeneer),
    • инженер по анализу данных (data scientist),
    • бизнес-аналитик (business analyst),
    • инженер по машинному обучению (machine learning engineer),
    • аналитик информационных систем (systems analyst),
    • интернет-маркетолог (internet marketer);
    • научный сотрудник (research and development scientist — R&D).

Каждая из IT специальностей в разной степени сочетает выделенные направления, что формирует её отличительную черту и делает её уникальной.

Для лучшего понимания характерных особенностей каждой специальности полезно будет ознакомиться с существующими бизнес-моделями (способами получения основной прибыли), присутствующими на рынке IT.

Рассмотрим следующие 8 бизнес-моделей, согласно которым ведут свою основную деятельность гранды мировой IT-индустрии. Поместим рассматриваемые бизнес-модели в порядке убывания soft-составляющей и нарастания hard- и math-составляющих.

Таблица 2. Бизнес-модели на рынке IT

Бизнес-модель

Состав

Основной продукт

Код специальности

Компании*

Разработка программного обеспечения

1

Программное обеспечение

80% soft, 20% math

Системное, прикладное программное обеспечение: desktop/mobile, интернет-приложения, мультимедийные, игровые программы, интеллектуальные/экспертные системы и пр.

121

Adobe
Microsoft
Oracle
Salesforce
Valve
Ubisoft

2

Информационные технологии

70% soft, 30% math

Информационные технологии: обработка текстовых, графических, мультимедийных данных, базы данных, интеллектуальные системы

122

Apple
Samsung
Sony
Zoom
VMware

3

Информационные системы

70% soft, 30% math

Информационные системы: локальные, сетевые, интернет-ориентированные системы, базы данных

126

Google
Amazon
Meta Platforms (Facebook)
Yahoo
PayPal

4

Кибербезопасность

30% soft, 70% math

Программные технологии кибербезопасности и защиты данных

125

Cloudflare
CrowdStrike
Fortinet
Mandiant
Zscaler

Разработка программного и аппаратного обеспечения

5

Компьютерное оборудование

30% soft, 50% hard, 20% math

Компьютерные системы (стационарные/мобильные, встроенные/распределённые, облачные, интеллектуальные) и сети (локальные, глобальные, интернет-сети, интернет вещей)

123

IBM
Intel
AMD
Cisco
Hewlett Packard
Verizon

6

Автоматизация и робототехника

30% soft, 40% hard, 30% math

Программные и аппаратные технологи для управления объектами различной природы: мобильные системы, робототехника, телекоммуникации, компьютерная электроника, автоматизация

151

SpaceX
Tesla
Starlink
Siemens
Schneider Electric
Qualcomm
Arduino

Разработка математического и программного обеспечения

7

Системный анализ

30% soft, 70% math

Технологии интеграции сложных программных и аппаратных систем различной природы

124

AT&T
NASA
Boeing
Lockheed Martin

8

Моделирование и интеллектуальный анализ

30% soft, 70% math

Математическое и программное обеспечение систем различной природы, анализа данных, интеллектуальных систем

113

SAS
NVIDIA
Mathworks
Maple

*Информация о приведённых IT компаниях собрана с использованием рейтинга крупнейших компаний мира fortune global 500.

Процентное соотношение IT направлений в бизнес-моделях указано условно, с целью подчеркнуть контраст между специальностями. Реальное соотношение компонентов образовательной программы может меняться от университета к университету в зависимости от научного направления выпускающей кафедры, фокуса образовательной программы, преподавательского состава и его компетентности, компаний-партнёров и пр.

По этой же причине, учебные планы для одной специальности в разных университетах могут существенно различаться.

Изучаемые предметы и технологии

Для фиксации базовых характеристик специальностей разработанные стандарты включают перечень учебных компонентов, обязательных для изучения в рамках данной специальности. Подробный перечень предметов и технологий, которые предписываются стандартами специальностей, представлен в следующей сравнительной таблице.

Таблица 3. Перечень дисциплин и технологий, предписываемых стандартами специальностей

знакомство,
изучение,
глубокое изучение.

Предмет

Специальность

113

121

122

123

124

125

126

151

Разработка программного обеспечения

1

системное

2

прикладное

3

алгоритмы

4

тестирование

Информационные технологии

5

базы данных

6

облачные

7

кибербезопасность

8

специализированное ПО

9

CAD

Администрирование

10

операционные системы

11

сети

Схемотехника

12

компьютерная техника

13

интернет вещей

14

микропроцессорная техника

15

мобильные системы

16

электроника

Мехатроника

17

робототехника

18

автоматика

Математика

19

математические методы и модели

20

обработка и анализ данных

21

машинное обучение

22

искусственный интеллект

23

теория управления

Полезные советы

Перед завершением данного обзора хочется дать абитуриентам несколько коротких, но ёмких советов по выбору IT специальности.

  1. Не гонитесь за модными сегодня технологиями — к окончанию обучения они, вероятнее всего, уже утратят свою популярность. Ориентируйтесь на классическое IT образование.
  2. Не ограничивайтесь знакомством с одной лишь специальностью. Направление, которое Вас интересует, наверняка присутствует и в других специальностях — узнайте подробнее о каждой из них. Например, программирование — обязательная составляющая любой IT специальности. Успешными программистами становятся и «аппаратчики». Кстати, обратное утверждение далеко не всегда верно.
  3. Постарайтесь получить информацию о преподавателях: в фундаментальных науках лучше отдавать приоритет теоретикам, а в прикладных (это большая часть IT) — практикующим специалистам.

Надеемся, приведённый обзор поможет ответить на все Ваши вопросы касательно отличия IT специальностей и позволит абитуриентам сделать осознанный выбор, который будет приносить удовольствие от работы и обеспечит достаток в семье.

*Рецензент статьи — директор Компьютерной школы «Одесская политехника» Виктор Сперанский.

👍ПодобаєтьсяСподобалось7
До обраногоВ обраному1
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

особо повеселила табличка

Программное обеспечение
80% soft, 20% math
Системное, прикладное программное обеспечение: desktop/mobile, интернет-приложения, мультимедийные, игровые программы, интеллектуальные/экспертные системы и пр.

Adobe
Microsoft
Oracle
Salesforce
Valve
Ubisoft

versus

Информационные технологии
70% soft, 30% math
Информационные технологии: обработка текстовых, графических, мультимедийных данных, базы данных, интеллектуальные системы

Apple
Samsung
Sony
Zoom
VMware

Не очень понятны принципы разбития компаний по категориям.

Microsoft делает свою OS а Apple нет? — обе делают.
Microsoft свой текстовый редактор, а Apple нет? — обе делают
Microsoft делает свою RDBMS а Apple нет? — только Microsoft делает. Тогда почему Microsoft в «Программное обеспечение» а не в «Информационные технологии», куда у вас включены базы данных?

Вы уверены что Математики в Apple нужно больше чем в Oracle или Microsoft?

В Adobe у вас с меньше математики, чем в Zoom, хотя вся комп. графика построена на чистой и незамутненной математике. При этом Adobe не входит в категорию обработки «графических, мультимедийных данных». Really?

Не буду дальше проходится по Goole vs Microsoft vs Apple vs etc.

Вы пытаетесь натянуть невнятную Украинскую классификацию на Американские компании (многие из которых во много раз больше гос-ва Украина по капитализации), получаете гору противоречий в вашей же классификации и вполне себе можете сбить людей с толку.

Вы пытаетесь натянуть невнятную Украинскую классификацию на Американские компании

Все простіше:
Текст написаний в радянському стилі «кораблі бороздять». В таких текстах треба показати абітурієнту «космічні перспективи».

Те що люди з досвідом індустрії будуть треигеритись на таке — про це не подумали. Власне не ясно чому не були задіяні в написанні тексту недавні випускники? Чи були задіяні і жодного не трегернув стиль?

полезные советы — сделать вместо 10 специальностей 3, дать возможность студентам выбирать часть предметов и тогда не будет столько неразберихи.

полезные советы — сделать вместо 10 специальностей 3, дать возможность студентам выбирать часть предметов и тогда не будет столько неразберихи.

Так вже є «вибіркові дисципліни».
У нас проблема в тому, що студенти йдуть на спеціальність взагалі, а не набирають предмети. Тобто якщо прийшов вчитись на кафедру, то не можливо вивчати умовне програмування у викладача, який на іншій кафедрі.
Щоб це змінити треба дуже різко переробити системи, але:
— буде супротив системи на всіх рівнях
— погугліть хто такий Шкарлет
— а ще зараз війна, тому ненаасі і давайте просто бюджети поріжемо :)

А щодо 10 спеціальностей, якщо за кожній з них стоїть професіональний викладацький склад (з досвідом викладання, наукової діяльності та індустрії), то нехай їх буде 10

про супротив сисетеми я знаю багато. Бачив частку з середини.
Мені з моєї кафедри в ХПІ в тому році казали що все дуже змінилось за 15 років після того, як я випустився, але все рівно бачу laundry list спеціальностей і намагання якось довести необхідність їх існування, замість того щоб зробити CS і забути про це.

Подивився Waterloo — 4 спеціальності замість 8 у ціїй статті.
uwaterloo.ca/...​dents/programs/alpha-list
computer-science
computer-engineering (залізо)
software-engineering
computational-mathematics

При тому, що є ще суміжні — computing-and-financial-management але подібного в Україні просто нема і не потрібно.

Подивився Waterloo — 4 спеціальності замість 8 у ціїй статті.

uwaterloo.ca/...​grams/applied-mathematics
uwaterloo.ca/...​nts/programs/data-science (ПМА ФПМ КПІ зараз рухається у цьому напрямку)

У всіх свої заморочки.
Коли я навчався, то системний аналіз і прикладна математика не сильно відрізнялись. Зараз мені не зрозуміла принципова різниця між 121 та 122 (126 різниця зрозуміла, але теж не виглядає принциповою).

Знову ж як стратег-не-тактик я (як і багато хто на цьому форумі) можемо сказати, що робити.
Інша історія це впровадити (тут шлях зрозумілий, але поки нерви дорожче :) ), це буде не проблема рівня навіть університету, це проблема рівня міністерства.

"

-тестировщик (software quality assurance manager — QA)

"

це точно не те саме. Бо тоді варто було б казати «инженер-программист (software dev manager)»

Согласен, но абитуриентам такие тонкости излишни

но абитуриентам такие тонкости излишни

Це не тонкощі, а випад в сторону того наскільки ви розумієте індустрію для якої готуєте людей:
software quality assurance manager — це не просто (і не завжди) QA, а керівник (менеджер) підрозділу КуА спеціалістів/тестувальників

я профессор кафедры компьютеризированных систем и программных технологий Национального университета «Одесская политехника»

А якою мовою відбувається навчання ? І якою ведете заняття Ви ?

Спеціальність мало на що вплине в плані місця роботи та позиції. Значно більший вплив має навіть не програма, а __конкретний викладацький склад__ і те що саме вони будуть читати.
Невелике відхилення від загального правила:
— прикладна математика дасть краще поштовх в дата аналізі/дата сайнс/ML
— комп інженерія або телекомунікаційні системи дасть краще поштовх в ембедед або низькорівневих штуках
Але це лише про поштовх, а не про суттєву якісну різницю.

инженер по данным (data engeneer)

Це не про математику. Там куди важливіше розуміння принципів роботи мереж та інших низькорівневих штук, але воно не критичне.

интернет-маркетолог (internet marketer);

Взагалі не про математику, на практиці. Але звісно математичний бекграунд може бути корисний, як і в купі інших спеціальностей

бизнес-аналитик (business analyst),
...
аналитик информационных систем (systems analyst),

Аналогічно попередньому, але тут норм старт дадуть і інші ІТшні спеціальності.

научный сотрудник (research and development scientist — R&D).

Знову ж не про математику. Чи у вас кафедри комп наук чи комп інженерії не займаються науковою діяльністю? Є наукові статті по розподіленим системам де математика на рівні «порахувати середнє (при тому хоча б якесь)».

А шо про математику із програмування і що саме ви розумієте під прикладною математикою? Останнє може як бути і чистою математику у прикладних сферах так і, як це є, скажімо, на кібернетиці, математика + програмування

А шо про математику із програмування

Яку математику із програмування? Що це означає?

і що саме ви розумієте під прикладною математикою?

В даному контексті спеціальність 113, на ній як правило, більше математичних дисциплін вивчають (на кн чи кі навряд чи будуть рівняння мат фізики вивчати і умовна мат статистика буде скоріше скороченою). Зараз кафедри ПМ (принаймні на ФМП КПІ) часто додають курси МЛ, більше пітона, що трохи спрощує вхід в датасайнс/мл

Аппаратное обеспечение (soft)
Типовые должности:

мабуть hard

Спасибо, исправлено.

А отличия здесь существенные и далеко не всегда они раскрываются названиями специальностей.

По личному опыту: сводим разные специальности в один поток, называем дисциплины по-разному, но читаем одно и тоже (Организации баз данных и знаний vs Базы данных).

И есть ли разница, если преподаватели не имеют понятия как работает индустрия, а если имеют — то быстро в эту индустрию уходят (разница между зарплатой преподавателя и разработчика давно не секрет).

На примере Баз данных — Вы правы. На примере Теории управления или Конечных автоматов — усадить всех в один поток не получится: нет смысла всем учить эти вещи.

Учительница в школе спрашивает учеников, кем работают их родители. Обнаруживаются менеджеры по продажам, бухгалтеры... И тут встает Вовочка и заявляет: «А мой папа — пианист в борделе!». Учительница, естественно, не может закрыть на это глаза, отправляется к Вовочке домой и гневно спрашивает папу: «Какой пример вы подаете ребенку?». «Вообще-то я программист, — отвечает папа, — специализируюсь на TCP/IP в Unix. Но как объяснить это семилетнему пацану?»

На фото группа Стекловата?

Не гонитесь за модными сегодня технологиями — к окончанию обучения они, вероятнее всего, уже утратят свою популярность. Ориентируйтесь на классическое IT образование.

И готовьтесь сидеть без работы :)

Ага, потом ты идешь в какую-то IT-компанию и тебя на тех интервью ждет бывший одногрупник который раньше писал сайтики :)

Не, у меня был случай когда один из бывших сотрудников по прошлой работе проводил со мной интервью на новой, куда пригласил :)

Ага, потом ты идешь в какую-то IT-компанию и тебя на тех интервью ждет бывший одногрупник который раньше писал сайтики :)

Влане зі свого досвіду я бачу 2 основних варіанти, коли таке можливе:
— людина «яку співбесідують» за 5-6 років вишу взагалі нічого окрім навчальної програми не дивилась і не пробувала навіть шукати роботу в індустрії
— ми говоримо дро річень 2 роки досвіду у «співбесідючого» проти 0 у «кандидата». Тут проблема, що ще черз 2 роки людина з гарною базовою підготовкою вже обжене ту, що лише пиляла сайти.

Перші роки після університету мене дуже напрягало те що мене не навчили спрінгу-хібернейту. А потім виявилось, що
— розуміння того що таке потік і як організовувати їх взаємодію має схожі принципи в Сі під вінду та в джаві;
замикання в лісп можна замапити на джаваскріпт і на джавові лямбди (які тоді були на основі анонімних класів);
— виявляється що годинник лампорта просто існує і не всі про нього в курсі чомусь;
— та блін, не всі знають, що з того що щось є правдою для деякої підмножини не слідує, що для будь-якого іншого елементу всієї множини це є правдою.

ого, 151 тепер ІТ) коли я поступав її розглядали, як інженерну.

так вона і є інженерною. Спеціальності 15, це автоматизація приладобудування. З якого воно стало айтішним, бог його знає.

151 официально не включена в группу IT-специальностей, но прошлой осенью в проекте МОН это уже звучало.

Дякуюємо Міносвіти за майбутнє підвищення конкурного бала і ціни за навчання на АтаКІТ, саме про це мріють майбутні інженери автоматизації підприємств. І чому забирати в IT 151 спеціальність, коли 152 Метрологія та ІВС більше пов’язана з розробкою софту, електроніки, і аналізом даних?

Поки ще не став, але коли спеціальність стає «програміст» то зазвичай конкурс злітає до небес, тобто зі стандартних 160 балів, воно злетить до 180 точно, а це відсіює більшість середняків студентів, які є основною цільовою аудиторією спеціальностей 13, 14, 15, 17

180 то не небеса, не бачу нічого поганого у тому що на окремій спеціальності підвищиться рівень абітурієнтів

А рівень не підвищиться, бо на 151 не підуть відмінники, а цільова аудиторія просто не дотянеться по балам на бюджет. Вони цим переходом, просто вгроблять спеціальність. Не буде ні інженера, ні айтішніка.

Для інженерної чисто заводської спеціальності, це дуже високий бал, який набрати при відсутності школи протягом станніх 3х років нереально.

В 2021 году 151 специальность уже рассматривалась в одной группе со специальностями 12-й отрасли при выделении бюджетных мест и проходной балл подрос. Так что большого скачка уже не ожидается

Кто больше связан с IT — вопрос спорный. Правильнее сказать — обе связаны достаточно сильно.

Там щей 153 загубилась, нано-електроніка, шось страшне, в КПІ вроді навчають, але ніколи не зустрічав наноелектронщика.

Підписатись на коментарі