Задачка для продуктового IT-менеджера

Представим себе, есть некий B2B продукт, который разрабатывает компания. К этому продукту подключаются крупные корпорации. Для успешной интеграции нужно доделывать ряд фич, индивидуальных для каждой корпорации.

Особенностью корпоративного рынка являются длительные разрывы между платежами и большими суммами, обычно раз в квартал. Когда влетает оплата — заказчик «наваливает» новых фич, которые ему нужны были «на вчера».

Сейчас процесс разработки устроен так: есть 3 отдела со своими командам, каждый из которых направлен на следующие цели:

1. Core Division — обязательные задачи по ядру продукта, без которых все упадет.
2. Support Division — поддержка фич, которые не вписываются в ядро и обеспечивают интеграции с заказчиками.
3. R&D Division — изучение и наработка новых фич.

Финансирование Core Division идет из остатков общего счета, куда принимают оплату от корпораций за сопровождения продукта.
Финансирование отделов 2 и 3 формируется отдельными контрактами корпорациями на разработку новых фич. Каждая фича — уникальна для конкретного заказчика. Те, которые удается унифицировать — идут в Core.

В компании принята Agile методология разработки: Все выполняется спринтами в рамках проектов.

Для работы над проектами есть три роли, с которыми вам непосредственно, как продуктовому IT-менеджеру, придется иметь дело:

1. Бизнес аналитик. Он выслушивает хотелки корпоративных заказчиков, проводит примерный анализ на время выполнения и превращает хотелки в эпики.
2. Системный аналитик. Он декомпозирует эпики в сторисы, которые надо собственно закодировать.
3. PM. Декомпозирует с лидами сторисы в таски, на основе которых три вышестоящих отдела разрабатывает фичи, которые так страстно ждет заказчик. Тестирование и деливери выполняются автоматически при помощи фреймворка, который взят на аутсорс и проблем не создает.

А вот и те, кто создает проблемы в продуктовой компании:
1. Бизнес аналитик постоянно сетует на то, что надо перекраивать бизнес-логику фич и очень неохотно берут новые фичи. Качество их работы, эпики — оставляет желать лучшего.
2. Системный аналитик постоянно занят и отказывается декомпозировать, ссылаясь на плохое качество эпика.
3. PM — почти то же самое. Так как из-за особенностей оплаты корпораций — требования по фичам, изменения и отмены — влетают раз в квартал, то PM занимается обсуждением блокеров, переносами в беклог и прочими вещами с разработчиками.

Дополнительные условия задачи: каждый квартал приходят запросы на фичи, которые надо «на вчера», часть фич за прошлый квартал требуют правок и еще часть — оказываются ненужными.

Раз в квартал число фич в очереди очень большое. Корпорации требуют очень быстрых результатов. Не все фичи оказываются нужными. Но 10% тех самых фич, которые стали нужными — обеспечивают финансовую жизнь продуктовой компании.

Также, в Core Division — все стабильно, беклог на пять лет вперед и никаких нервов. Support и R&D — беклог максимум на квартал, шквал техдолга и фрустрация от бесполезности 90% написанного кода. Но именно они и дают те 10% фич. Какие именно 10% — неизвестно! Разработчик выдерживает 2 года и уходит, унося ценную экспертизу.

Собственно — ваша задача, это внести изменения и объяснить, почему они будут полезными для данной продуктовой компании. Напомню что вам делегированы полномочия на три команды и три роли. Менять типы заказчиков или нанимать стрессоустойчивых разработчиков — вы не можете.

👍ПодобаєтьсяСподобалось1
До обраногоВ обраному1
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Насчет 10% — ну а что, бывает по другому? :) Проводим душеспасательные беседы с разрабами, работаем с БА над тем, чтоб давать изначально урезанную/тяпляпную фичу клиенту, получать фидбек и развивать выжившее.

Классная идея. Проблема только в том, что заказчик может оценить фичу спустя квартал — после запуска ее в продакшен. То есть — она уже урезаная до минимума. Изначально.

Ну так значит все замечательно, вы тратите минимум ресурсов чтоб попробовать воду. Значит остается больше работать с разрабами и доносить до них инфу про те 10% которые делают клиентов счастливыми.

Те 10% по качеству исполнения не отличаются от остальных 90%. Единственный аттрибут у них — их одобрили.

и в результате мы получаем логику:
— делаем быстро
— то что одобрили — рефакторим, то что не одобрили — выпиливаем, дабы не мешалось

Хоть сверхбыстро. Все равно — фидбек через квартал.

Я не понимаю, а в чем проблема того, что фидбек через квартал?

Попробую расписать детальнее
1. У вас заказали разработку 30 фич за квартал, причем из них 3 фичи — это доработки созданных ранее, а 27 — новых
2. Вы сделали 30 фич до дедлайна
3. См пункт 1

То есть — как бы быстро фичи не сделали — не важно, потому что
1. Часть зарубят
2. Мелкую часть оставят
3. Собственно оставленные фичи и рефакторит Support, в надежде что они еще будут оплачиватся хотя бы год, чтоб можно было унифицировать и включить в Core.

«Ситуацию я понимаю, проблема в чем?»
— Хочется увеличить рейт попадания?
— Хочется уменьшить стоимость начальной разработки?
— Программисты забывают за квартал что делали и надо вспоминать?

БА, который жалуется на постоянное изменение фич — это как дев, который жалуется на гавнокод. В том смысле, что именно стараниями БА и создаются неправильно смоделированные бизнес-процессы, которые приходится подпирать костылями для приближения к реальности.

Тут варианта 2: либо продолжать сей увлекательный процесс и надеяться, что успеешь уволиться до тех пор как оно все рухнет, либо менять БА и рефакторить бизнесс-модели

Т.е. по сути задача заключается в правильной классификации поступающих задач, чтобы отсеивать нужные и не нужные таски быстрее.
Тогда соответственно вопрос.
Каковы эти атрибуты или опции, по которым классифицируются задачи?
Что используется для классификации тасков на данный момент и что еще хотелось бы использовать?

Каковы эти атрибуты или опции, по которым классифицируются задачи?

Совет директоров в корпорации, который оценил результативность фичи за квартал и решил — выкинуть или оставить.

От проблема ))) взяти BA що має навички SA і вміння декомпозувати до таск. Вони (BA) все одно зараз дешеві. Щоб тримати все під контролем, потрібен координуючий PM та координуючий BA|SA, які будуть ставти/супроводжувати процес та не дадуть йому розвалитися. Три ролі — це не три окремі людини. А гнучкість — насамперед вміння компонувати з елементів адаптуючись під зміни.

І так, відповідь «тяп-ляп і в продакшн», вона не дає доказів, що «переконають вмить»... бо це в принципі не можливо (скільки б я не спостерігав ситуацій прийняття рішень в бізнесі))). Гіпотеза — експеримент — висновок.

В умовах сказано що типи контрактів міняти не можна, але бажано прояснити чому замовники приносять нові фічі раз в квартал. Немає проблеми з моделлю оплати поквартально, але потреби в останній день кварталу не народжуються. Тож перше проблема: зробити так щоб комунікації відбувались не поквартально а замовники приносили іічі як тільки дізнаються про них.
Автоматично після стає найважливішим питання пріоріттзації, як виявити ті 10%. Для цього є різноманітні інструменти, і дійсно треба вибирати те зо найбільш корисне більшій кількості замовників а також враховувати вартість розробки окремих фіч (читаємо WSJF). Це типові питання продуктової розробки, нічого особливого.
Чи є ideation portal, щоб замовники самі пріорітизували? Дивним трохи є відділення R&D, ваша efficiency криється в тому щоб вони розробили саме те що проситимуть чи буде потрібно замовникам. І якраз для цього потрібен ideation portal та регулярні комунікації з замовниками.
Окреме питання, навіщо дворівнева систематизувати ВА, чому не зробили двох аналітиків котрі роблять те саме, але з різними скопом замовників і вже разом допомагають пріорітизуватитєдиний беклог. Тоді вони перестануть жалітись один на одного, одного розвантажите, інший отримає можливість сам зробити (те що треба і як треба), жалітись перестане.

P.S. може так виявитись, що зміна моделі оплати vs доставки замовнику не тільки вам життя спростить, а і самому замовнику більше користі принесе, і вони будуть більш задоволені. Треба сміливішими бути. Communicate, communicate, communicate.

В умовах сказано що типи контрактів міняти не можна, але бажано прояснити чому замовники приносять нові фічі раз в квартал. Немає проблеми з моделлю оплати поквартально, але потреби в останній день кварталу не народжуються.

Конечно нет. Корпорация собирает требования, обсуждает их внутри и потом выкатывает раз в квартал.

Автоматично після стає найважливішим питання пріоріттзації, як виявити ті 10%.

Никак, потому что корпорация сама не знает. Более того — у вас есть кейсы с некоторыми корпорациями, которые проплачивают за фичи для направлений, которые у них уже закрылись :)

Окреме питання, навіщо дворівнева систематизувати ВА, чому не зробили двох аналітиків котрі роблять те саме, але з різними скопом замовників

Ну оно так и есть — я же указал что роли, а не конкретные сотрудники. Просто BA умеют говорить на языке бизнеса, SA на языке разработки.

1. Вчіть обох аналітиків робити те саме, нехай вчать один одного, зробіть спільну систему мотивації, щоб були в цьому зацікавлені, в спільній роботі, в успіху один одного.
2. Те що компанії викатують список раз на квартал — це то як ви з ними домовились. Тому Ideation портал на якому вони можуть це постійно, on the go робити — це в першу чергу для них користь. І тут вам треба цю ідею їм продати, донести що так краще, в першу чергу для них. І це вже ваша робота, знайти спосіб це робити. Вцілому збирати раз на квартал фічі, не є зручним для замовника (сам таким є). Тому або щось пропустили у відносинах або ще не постарадлис достатньо щоб їм донести ідею що це їм не вигідно.
3. Про пріорітизацію — це не rocket science, або у вас зовсім не ті люди подають вимоги зі сторони замовника (наприклад vendor manager збирає і шле їх, замість того щоб це робили архітектори і products, від замовника, це як приклад) або ж дивно що люди не розуміють що платити за те що не потрібно не дуже корисно для компанії. Тут дуже імовірно що люди які збирають та подають вимоги не вмотивовані зробити це якісно і в успіху/користі своєї ж компанії. Тому треба шукати тих людей, зі сторони замовника кому це потрібно. Ще варіант що «ви» (аналітики та products) погано розумієте замовника, доволі поверхнево і сильно довіряєте тому що вони приносять.

Спасибо! Дельные советы.

Почитал все каменты, мне кажется самым действенным может оказаться выше, про то, что надо «передоговариваться» с клиентами и собирать запросы постоянно, а не раз в квартал. Иначе это так и останется тушение пожара.

При цьому, є імовірність що цього можна досягти без перепідписання контрактів.

Это конечно пьяный угар уже, но — а почему бы не замкнуть бизнес и системного аналитика на одном Лиде? + Я может не вник, но я не понял роль БА, было дано 3 разных отдела вроде, БА второго отдела не доволен новыми бизнес требованиями, которые поступают в процессе деливери? Что значит новые фичи перекраивают бизнес логику? исходя из архитектуры, ну которую я понял (ядро/кастомные фичи/РД которые смотрят на будущее исходя из хотелок) в целом должен быть жизнеспособный продукт. Почему не взять на вооружение штуку для фич которую микрософт придумал для своих продуктов для бизнеса (другие тоже) — FDD, ядро не затронуто, все кастомизировано, в документе попо-часы распределены, скоуп на спринт/месяц/квартал/тд понятен... Типо бест практис))) теоретически потом можно клиентов на это формат пересаживать по тихоньку (хотелка в другом формате съест больше время на анализ)))

Меня смущает, что команды 2 и 3 разделены. То есть, фичу пишет один человек, а огребает за качество — другой. Таким образом, первый не ощущает своей важности и не получает фидбек от качества своего кода, а второй — не имеет возможности применить опыт на практике. Оба недовольны и уйдут.

Также смущает, что время оценивает БА, а не ПМ с лидами. Возможно, оба аналитика — лишние, и можно ПМа отдать на общение заказчикам, чтобы не мешал лидам работать.

Еще вариант — выделить каждому заказчику программиста как линию связи и прокси-ПО. Как минимум, программисты знают систему. Как максимум — исчезает испорченный телефон и лишний менеджмент.

Изначально известно какие 10% предположительно сулят ту самую выгоду которая покроет 90% бесполезного труда? Или все 100% кажутся очень перспективными, но при этом что-то живет, а что-то тонет и предугадать нет возможности ?

Естественно, что все кажутся перспективными и понять какие — не дано. Добавил в условия.

Были ли попытки сконсоледировать перспективные фичи между заказчиками? Поясню: первой корпорации требуется новых 20 фич, второй 10, 3й — 15, 4й еще 10. Можно попробовать выделить конкретных специалистов из общего пула под конкретные хотелки, если самому заказчику не жалко потраченных впустую денег. А можно попробовать обсудить весь набор между всеми заинтересованными и может оказаться что в процессе приотеризации все 4 группы совершенно точно нуждаются в 3х фичах -условно назовем их маст хев, на них и стоит сконцентрироваться. Остальные, так сказать — найс ту хев, уже будут идти вторым приоритетом или отложены на следующий квартал. Может так оказаться, что к следующему расчетному периоду приоритеты снова сменятся и список этих фич можно будет как поднять выше в беклоге, так и вычеркнуть совсем не тратя на них время. Но так работает если только есть общее пересечение. Ситуация усложняется если все Ваши клиенты это лебедь, рак и щука, это усложняет как разработку, так и поддержку/сопровождение. Тогда, возможно, необходимо будет делать синтез обоих подходов, условно объявив аукцион на часть свободного ресурса. Это некий компромис между мажоритарным заказчиком и группой миноритарных. Что меня удивляет, так это оочень низкий процент выстреливших фич, впечатление что это не B2B или у вас уж очень «инновационный» продукт, если такое бывает в этом сегменте). В любом случае для решения конкретно вашей проблемы все книжные советы извне будут слишком абстрактны, нужно анализировать как специфику бизнеса целиком, так и потребность каждого клиента, мониторить конкурентов, делать выводы как по выстрелившим фичам (с предложением клиентам их последующего развития), так и по отсеявшимся. Это задача для всей команды + заказчикам, если конечно они хотят хоть-сколь увеличить те самые 10%. Заявленные же создатели проблем в виде ПМ, и аналитиков это такие же жертвы размытости требований заказчиков и как не оптимизируй работу этого трио — это не решит первопричну.

Каждая фича — уникальна для конкретного заказчика. Те, которые удается унифицировать — идут в Core.

Підписатись на коментарі