Как привезти гуманитарную помощь в Украину из-за границы
Наши ребята в ВСУ делают невероятную работу связанную с огромным риском, в очень тяжелых условиях. С самого начала войны я и мои друзья помогаем нашим ребятам с защитным обмундированием и вещами, которые делают нахождение на фронте в мороз немного не таким тяжелым. Мы закупаем спальники, аптечки и качественные легкие бронежилеты. Практически все за свои сбережения и без особой огласки. Мой бывший босс в agGrid, Niall, по моей просьбе задонатил на нашу организацию порядка $20k, и еще в районе $300k перевел на инициативы «Красного Креста» в Украине.
Сегодня волонтерское движение в Украине вышло на новый уровень и достигло национальных масштабов, в связи с этим у большого количества людей возникает много вопросов по типу «Откуда лучше привезти?», «Как лучше и проще доставить гуманитарный груз в Украину?», «Кому передать?» и многое другое. В этой статье я хочу поделиться своим опытом и знаниями, которые возможно кому-то пригодятся в их волонтерской деятельности.
Мы рассмотрим 3 вопроса:
- почему выгоднее привозить товары из-за границы
- как сейчас можно выехать заграницу за товарами
- как проходить таможню, что бы не стоять на границе сутками
Почему выгоднее привозить товары из-за границы
По сути есть 2 причины которые я вижу:
- в Украине может не быть товаров с необходимыми характеристиками
- товар есть в Украине, но цена, которую можно получить покупая напрямую у поставщика может быть существенно ниже
В начале войны в Украине было очень мало бронежилетов. Большая часть из них были очень тяжелые и не соответствовали условиям войны. Например, моим знакомым в разведке приходилось совершать пешие прогулки с 14кг на плечах. Долго с таким весом не проходишь. Мы завозили испанские бронежилеты весом 4кг по $1000 штука, и даже бронежилеты из пластика весом 1,5кг (да, есть даже такие). Ничего подобного в Украине на то время не было. Сегодня, я уверен, тоже есть товары, которые требуются на фронте, но хороших вариантов в Украине нет.
Теперь касательно цены. Мы не будем говорить о перекупщиках, которые из-за спроса накручивают цены на товары в сотни процентов. История с повербанками, портативными электростанциями и генераторами при блэкаутах показала, что таких ребят у нас немало. Но у нас рыночная экономика, и каждый может делать то, что считает правильным.
Поговорим о том, почему идентичный товар может быть существенно дешевле заграницей. В нашу последнюю поездку мы потратили 13 тысяч долларов и привезли 100 спальников и столько же карематов.

В начале войны мы закупили несколько партий простых спальников у частных производителей, но они оказались не очень пригодными для тяжелых условий на фронте.
В этот раз мы решили купить качественные фирменные спальники. Я немножко посмотрел, что предлагается на рынке сейчас. Написал нескольким производителям напрямую примерно такой текст:
Hey, we’re a Ukrainian NGO helping soldiers on the frontline. We’re looking to buy sleeping bags as cold weather approaches. We’re thinking
200-300 pieces. Who can we talk to about this order and the possible discount that we can get?
После небольшой переписки, Jan из чешской компании Husky предложил нам «Husky Premium Sleeping Bag — Anapurna» с лимитом температуры до −28 (что очень важно для зимних условий) по 70 Евро штуку. В Украине этот спальник по курсу 1/39 грн стоит порядка 130 евро. Также мы взяли карематы «Camping Mat — Fruty 4» по 40 euro.
Каким образом получилась такая большая разница в цене? Во-первых, покупая товары заграницей вы покупаете их по экспортной цене без НДС. НДС в Чехии 21%, то есть это та разница, которую вы получаете сразу без всяких скидок. Если товар ввозится в Украину как гуманитарная помощь, то вы не платите НДС в Украине. А во-вторых, это конечно же скидки на объем, и скидки, которые производитель может сделать учитывая, что товары завозятся как гуманитарная помощь, а не для перепродажи.
Купить товары заграницей не так просто конечно, особенно по-безналичному расчету. Нам пришлось месяц потратить на то, что бы подписать контракт и поменять гривну на евро. Кажется мы написали около 10 разных писем объяснений/подтверждений для банка.
Как сейчас можно выехать заграницу за товарами
Теперь у нас стоит вопрос — а как же выехать заграницу, если Вы мужчина. Соответствующие обращения подаются в Мининфраструктуру или областные военные администрации. Если вашу заявку утвердили данные водителей, то есть всех тех, кто собирается выезжать заграницу, внесут в систему «Шлях», которой пользуются сотрудники Госпогранслужбы.
Для получения такого разрешения необходимо обратиться с письмом в соответствующую областную военную администрацию по электронному адресу. Право обращения имеют любые из таких органов, предприятий, учреждений, организаций:
- военные, правоохранительные органы;
- военные администрации;
- медицинские заведения;
- отправители или получатели гуманитарной помощи (по предоставлению районной военной администрации).
Предположим у Вас попросили какие-то товары для армии. Вам необходимо обратиться в военную часть, для которой вы будете покупать эти товары, и эта военная часть должна написать письмо для военной администрации с информацией об объемах грузов, количестве транспортных средств и людей, необходимых для их перевозки. По идее это можно сделать и от общественной организации (благотворительного фонда и тд), но обращение от военных частей рассматриваться существенно быстрее.
По результатам обработки обращений соответствующая областная военная администрация принимает решение о выезде за пределы Украины водителей, осуществляющих перевозку гуманитарных грузов, она вносит сведения в информационную систему «ШЛЯХ», администратором которой является Укртрансбезопасность, а также отправляет письмо в Государственную пограничную службу Украины.
Государственная пограничная служба Украины принимает решение о пропуске водителя за пределы государственной границы Украины на основании выписки из распоряжения соответствующей областной военной администрации о предоставлении разрешения на выезд (в бумажном или электронном виде) и наличии соответствующих сведений в информационной системе «ШЛЯХ», администратором которой является Укртрансбезопасность. Такое разрешение на пребывание за границей предоставляется не более чем на 30 дней. Вы можете предварительно договориться с поставщиком, съездить забрать гуманитарку и вернуться. Также буквально недавно появилась возможность зарегистрироваться в системе «єЧерга» созданной для водителей выезжающих по системе «Шлях». Идея в том, что бы обеспечить быстрое прохождение границы для гуманитарных товаров.
Подведя итог, по этому пункту, работает следующая схема: Вы/Ваша общественная организация — военная часть — администрация — «ШЛЯХ». Также Вы можете и напрямую обращаться в администрацию от своей общественной организации, но это займёт больше времени.
Как проходить таможню, что бы не стоять на границе сутками
После того как Вы успешно выехали, забрали гуманитарную помощь (пытаясь поработать в перерывах и поспать в машине) и возвращаетесь очень уставший обратно, вам предстоит новая задача — въехать Украину. По необъяснимым причинам сейчас на границах аншлаг. Стоять можно очень долго, сутками, особенно если вы везете какие-либо товары.
Нам повезло, добрый польский дядя пограничник со второго раза выслушав наше объяснение, что мы не везем товары для продажи, и куча коробок в прицепе это гуманитарная помощь, поставил нас в очередь с машинами без товаров. Два условия, которые должны соблюдаться, что бы это было возможным:
- суммарный вес машины или машины с прицепом не должен превышать 3,5т по техпаспорту
- у вас должен быть документ подтверждающий, что товары являются гуманитарной помощью
В нашем случае у нас было письмо запрос из военной части на украинском языке, которое смог прочитать кто-то из поляков. В следующий раз, на всякий случай, мы планируем сделать нотариальный перевод письма на польский.
На украинской таможне мы просто заполнили декларацию на гуманитарную помощь в бумажном виде и нас пропустили. Можно заполнить декларацию заранее через сайт «Єдине вікно» что бы ускорить этот процесс.

Также ходят слухи, что существуют два «гуманитарных коридора» «Ягодин — Дорогуск» (любые транспортные средства), «Устилуг — Зосин» (транспортные средства до 3,5 т.), очереди в которых отсутствуют, если Вы везете груз гуманитарной помощи.
P.S. В этой статье мы не просим донатов на нашу организацию, но можете нас залайкать в FB. Во-первых, я уверен что аудитория dou и так много переводит на различные организации. Во-вторых, как я понял после написания статьи еще в начале войны на свою аудиторию (по 10к в Twitter и Medium), просто так отдавать свои деньги мало кто хочет. Суммарно я получил чуть меньше $500 донейтов после написания статьи.
Да и при трафике indepth.dev в 100 тысяч уникальных пользователей в месяц, на линк, который я разместил в хедере, нажимает максимум 10 человек в неделю:


6 коментарів
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів