ВЭД-договор: оригиналы и копии

Добрый всем вечер. Кто-нибудь в курсе, можно ли использовать в качестве оригинала ВЭД-договора такое: подпись контрагента напечатана принтером, своя подпись сделана шариковой ручкой. То, что у банка вопросов не будет — это известно. Мне интересно, как к такому отнесётся налоговая и прочие контролирующие органы. В законе о ВЭД и инструкции по составлению ВЭД контракта никаких запретов нет.

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

В законе о ВЭД и инструкции по составлению ВЭД контракта никаких запретов нет.

Там требование подписи — а подписать (ну или равносильный метод подписи) и распечатать подпись не одно и то же.

Вот что я нашёл:

хозяйтсвенный кодекс, статья 181, пункт 1:

Господарський договір за загальним правилом викладається у
формі єдиного документа, підписаного сторонами та скріпленого
печатками. Допускається укладення господарських договорів у
спрощений спосіб, тобто шляхом обміну листами, факсограмами,
телеграмами, телефонограмами тощо, а також шляхом підтвердження
прийняття до виконання замовлень, якщо законом не встановлено
спеціальні вимоги до форми та порядку укладення даного виду
договорів.

гражданский кодекс, статья 207, пункт 3:

Використання при вчиненні правочинів факсимільного
відтворення підпису за допомогою засобів механічного або іншого
копіювання, електронно-числового підпису або іншого аналога
власноручного підпису
допускається у випадках, встановлених
законом, іншими актами цивільного законодавства, або за письмовою
згодою сторін, у якій мають міститися зразки відповідного аналога
їхніх власноручних підписів.

Вобщем, можно делать пункт в договоре о признании того или иного вида подписи и при этом указать сами эти подписи. Если договор уже есть — то дополнить его дополнительным соглашением. Я считаю, что в этом дополнительном соглашении нужно написать, что тот или иной тип подписи признаётся и для договора, и для всех актов, и для всех дополнительных соглашений.

Всё это бессмысленно, если у контрагента есть печать (так как печать всё равно должна быть “мокрой”). Хотя я таких ещё не встречал.

У Вас же в цитате есть важная фраза:

якщо законом не встановлено
спеціальні вимоги до форми та порядку укладення даного виду

договорів.

Так вот есть Закон про ЗЕД

Зовнішньоекономічний договір (контракт) - матеріально
оформлена угода двох або більше суб’єктів зовнішньоекономічної
діяльності та їх іноземних контрагентів, спрямована на
встановлення, зміну або припинення їх взаємних прав та обов’язків
у зовнішньоекономічній діяльності;
и есть
“Положення про форму зовнішньоекономічних договорів (контрактів)”
(полезно почитать — zakon2.rada.gov.ua/...s/show/z0833-01 )
(и там фактически та же формулировка о материальности контракта).
То есть устная форма ЗЕД контракта точно не подходит.
Электронная форма — боюсь, что тоже ибо нематериален.
Факсограмма — вопрос тяжелый. Для актов-счетов сойдет (при союблюдении определенных условий), а вот для контракта...
Кстати, для ЗЕД контрактов нигде не прописано требование печати (по той простой причине, что в ряде зарубежных стран печатями не пользуются, а достаточно только подписи).
Нужно ли иметь оригинал... банку достаточно заверенных Вами ксерокопий (сканов).

Пока что ни у меня (когда был ЧПЕН), ни у знакомых (ЧПЕНов) банк не просил оригиналов (не имеет права %).

А вот как юрлицо я оригиналы предоставлял при проверках.

Владимир, в положении есть вот что:

Зовнішньоекономічний договір (контракт) укладається суб’єктом
зовнішньоекономічної діяльності або його представником у простій
письмовій формі, якщо інше не передбачено міжнародним договором
України чи законом.

В моем понимании если договор заключенный в электронной форме является действительным по законам другой страны, будь-то Англии и Зимбабве, и действителен на Украине через механизм признания силы соглашения другой юрисдикции, то это имеет приоритет над требованиями письменной формы кодекса. По этой причине я никогда не пишу местом заключения договора Украину, хотя по логике это должно было бы быть выгодно именно мне, т.к. знакомое украинское право бы применялось в бОльшей мере.

По-моему требование о печати раньше было в “Положении о форме...”, хотя тут я точно не уверен. Вроде как была не совсем внятная формулировка в стиле “стороны договора ставят подписи и печати”, которую трактовали так, что печать должна быть.

Ну сейчас слово «печать» в положении отсутствует в принципе — и это хорошо %) — как раз недавно где-то сильно мусолили тему.
Но вот «простая письменная форма» вроде как однозначно предполагает простую письменную форму.

Электронная форма — как по мне, это не просто емейл или .doc файл, а подписанный цифровой подписью документ. Тогда да — он аналог простой письменной форме и вопросов быть не должно (разве что широкие глаза и проверяющих).

И опять же

у простій письмовій формі, якщо інше не передбачено міжнародним договором України чи законом.

Иное предусмотрено как раз законом — гражданским кодексом, ст. 207, п. 3 (см. где-то выше).

Что-то мы по кругу ходим %)

А. Есть хозяйственный кодекс, в котором устанавливаются разные формы договоров и есть приписка, что при условии, что нет других законов. Для ЗЕД такой закон есть и он требует материальную форму. Согласны? Исключение электронные документы, при условии подписания их электронной подписью (этоне скан подписи! А специальный цифровой ключ) и при условии, что страны обеих сторон подписали соответствующие международные договора (вроде подписали).

Б. Печати. Закон про ЗЕД требует подпись (как и положение подразумевает), но вот про печати ни слова. Значит не нужно. Тоже вроде согласны.

В. Подпись. Подписывать нужно, согласны вроде все. Форма подписи может быть разная и устанавливается той самой ст.207. Вопрос разногласий — насколько понимаю — может ли скан подписи считаться факсимиле? Не знаю. Теоретически вроде да, ибо это и есть другой способ “відтворення”. А практически...

Тут вижу такую позицию — если ведете полный бухучет или сокращенный, но согласно закону об бухучете (4-я группа юрлиц и 3-я ЧПЕНов с ПДВ) — то

search.ligazakon.ua/...1/DG031035.html

В соответствии с п. 2.5 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете (далее — Положение) первичные документы могут быть подписаны лично либо с применением факсимиле. Однако позже был принят Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-IV “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”, в котором приведены требования к оформлению первичных и сводных учетных документов. В соответствии со ст. 9 данного Закона обязательным реквизитом первичного документа является личная подпись составившего его лица. Так как Закон имеет большую юридическую силу, чем Положение, необходимо применять нормы именно Закона.

Если точнее, то в законе про бухучет требование

особистий підпис або інші дані, що дають змогу ідентифікувати
особу, яка брала участь у здійсненні господарської операції.
что немного не соответсвует тому, что написано в лиге :)
Вопрос тогда, что такое “або інші дані, що дають змогу ідентифікувати

особу, яка брала участь у здійсненні господарської операції”...

Если же ЧПЕН 1-2 групп или 3-й без ПДВ — то закон про бухучет побоку и вопросов вроде как особых быть не должно %)

Но есть еще один момент — ни в каком суде факсимильными копиями договора ничего не докажете. По простой причине — нельзя определить, настоящие они, или нет (за исключением механического проставления факсимиле “мокрым” штампом).

Ну и очень хорошая возможность для “наездов” контролирующих органов — их слово (недействительный договор или за не-предпринимательские услуги) против Вашего. В последние два года суды “верят” в 98% налоговой %) (официальная статистика).

С нашим законодательством все меняется очень быстро, но вообще в договоре может быть пункт, по которому факсимильная подпись приравнивается к мокрой. Тогда можно распечатать пдф и относить куда нужно.

А вообще при нынешнем развитии принтеров понять где оригинал, а где копия весьма непросто :)

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

А вообще при нынешнем развитии принтеров понять где оригинал, а где копия весьма непросто :)

100%.

Особенно когда оригинал подписан черной пастой — сам сижу и долго пытаюсь понять — оригинал или копия — от долгого лежания выпуклости на обратной стороне подписи становятся мало-различимыми, а 600-1200dpi даже с моей близорукостью непросто рассмотреть %)) Поэтому сейчас в основном подписываю синим — проще отличить %)))

Конечно, должен присутствовать оригинал договора. Вряд ли, оригинальной может быть признана подпись принтером...

У меня налоговая никогда договор даже и не смотрела. Зачем он им?

Понятно, что просто так ВЭД-договора налоговой не нужны. Но если, например, закрываться, то будет проверка и там эти договора могут попросить. И возможно признать недействительными из-за нечернильной подписи. Затем наказать как за отсутствие договоров (хотя тоже не знаю какая ответственность в таком случае).

А какая разница тогда с актами выполненных работ ?
они ведь у нас все такие.
ИМХО никаких проблем это не должно вызывать, тем более вон запретов то нет.
А если вызовет и большой штраф — то можно судиться.
Ну или как-то решать сей вопрос.

понятие договора — очень широкое. Это не обязательно письменное соглашение с мокрыми печатями, заверенные нотариусами, при 2 свидетелях и т.д.
если оба субъекта подтверждают договоренность, то от того, что бумажный договор будет признан недействительным, это не повлияет на субъектов.
ведь стороны договора не собираются ничего оспаривать в суде.
в конце концов, может быть устная договоренность, на основании которой один передает деньги другому. Были были, когда судились, не имея письменных договоров. (суд за акции канала 1+1, или суд в Лондоне между Березовским и Абрамовичем).
сам договор больше нужен банку (чтобы подтвердить реальность платежа, чтобы не было отмывания денег) и нужен для налоговой того субъекта, который оплачивает, т.е. для подтверждения своих расходов.
Если банк принял платеж, то это уже означает, что договор реальный, правильно составленный и т.д.
Для ЧП на едином налоге вы не обязаны подтверждать свои доходы кучей документов, главное — показать эти доходы. Иначе получается какая-то дискриминация: я могу показать доход от наличных поступлений и не объяснять, кто мне их платил (как покупатель на базаре), а когда есть договор, то какие-то повышенные требования к нему.

Хотя бы для того, чтоб слупить штраф за неправильное ведение книги учета доходов :)
Либо еже еще похлеще — признать доходы не от деятельности ЧП, а значит — обложить подоходным. Это уж на сколько фантазии хватит %)
Звучит конечно как бред — только вот почти каждый день слышу о реализациях и не такого бреда...

Підписатись на коментарі