Тренды, возведенные в культ
Доволі цікава стаття
(it.rabota.ua/...y_vozvedennye_v_kult.aspx)
*****
Несколько последних лет ознаменовались появлением большого количества новых терминов, понятий, технологий, течений. Также появилось достаточное количество базвордов, которые заполонили медиа пространство. И заполонили до такой степени, что многие айтишники начинают поддаваться на соблазны и искушения рисующихся золотых перспектив. Ниже вы увидите список понятий, с которыми связано большое количество надежд, холиваров и... заблуждений. Давайте немного разберемся, что к чему.
HTML5 и светлое будущее
По количеству упоминаний в медиа пространстве «HTML5», наверное, победило даже такое распространенное понятие, как сиськи семенович. Об HTML5 не говорит разве что ленивый. На HTML5 поставили большие игроки: Microsoft отказался от Silverlight, Flash не поддерживается на айпэдиках и айфончиках, PhoneGap, jquery.mobile, Canvas — все это говорит о том, что будущее уже здесь.
Проблема в том, что на HTML5 взвалили слишком много. Тут тебе и графики рисовать, и игры, и SmartTV, и кроссплатформенные приложения и т.д. Проблема в том, что об этом говорят слишком много люди, которые спецификацию HTML5 в глаза не видели. И чуть что, в любом разговоре: «а вот я слышал, что html5...».
Нет, сам HTML5, несомненно, верный шаг, но это в теории. Практика показывает совершенно другое.
Итак:
•спецификацию HTML5 утвердят еще не скоро (привет W3C!);
•текущая ситуация на рынке браузеров говорит о том, что в борьбе за первенство реализовать очередную модную, но никому не нужную функцию мы теряем всю ту же кроссбраузерность, к которой так стремимся;
•ситуация с браузерами сейчас еще более плачевная, чем 10 лет назад, с таким зоопарком браузеров (в том числе мобильных) не может справиться никто, что не позволит писать кроссбраузерные приложение ближайшее время;
•эта же ситуация заставляет выбирать на какой вы стороне — Webkit (Chrome, safari, iPad, iPhone) или Trident (IE, Windows phone, Windows 8);
•в HTML5 очень много недоработок — например, углубление в семантические возможности может занять у вас неделю — семантические теги, роли, ARIA и т.д.
•А если добавить сюда еще громадный рост популярности JavaScript и его производных (от jquery до Metro приложений для Windows 8), то становиться совсем страшно.
И это только начало.
Стартапы
Стартапы везде. Если у тебя нет своего стартапа — ты лох. Ты тупое офисное быдло, которое не может даже блог создать на вордпрессе.
А ведь сейчас стартап-тусовки везде. Сейчас даже появился новый вид стартапов — создание сайтов со списком стартапов. Главное, чтобы они были написаны на Ruby on Rails, т.к. если ваш стартап написан на Java, Python или (о нет!) ASP.NET, вы практически обречены. Вы еще не скачали набор молодого бутстрапера? Чего же вы ждете?
Надеюсь, что истерия со стартапами скоро закончится, и мы вернемся к построению светлого будущего.
Agile, Scrum и прочие канбаны
С количеством стартап-тусовок могут сравниться лишь тусовки любителей гибких методологий.
В свое время, когда Agile еще не вошел плотно в нашу жизнь, я считал, что просто не дорос до такого понятия, как гибкие методологии. Пиши код — все, что я знал и умел, и это было наше все. Еще GDD — Google Driven Development.
После посещения нескольких конференций, в том числе международных, на которых я имел возможность послушать о гибких методологиях из первых уст, я понял одну простую и очевидную вещь: нам рассказывают простые и очевидные вещи. Только раньше это называлось адекватностью и здравым смыслом, а сейчас — эджайлом.
К сожалению, появление такого понятия, как agile, принесло, на мой взгляд, больше вреда, чем пользы.
Вот причины, которые я выделил для себя:
•аджайлисты часто больше зациклены на процесс, а не на результат;
•очень часто команды, в которых начинают внедрять гибкие методологии, не соответствуют минимальным требованиям к командам, где можно и нужно внедрять гибкие методологии;
•еще никто мне не ответил внятно, как оценивать velocity* команды (*Velocity — один из критериев в Agile методологии, обозначающий скорость работы команды), которой еще нет (146%** реальный случай), а контракт уже подписан. (**В 2012 году в прямом репортаже по телеканалу Россия 24 были показаны результаты выборов президента России по нескольким областям. При этом понятно, что сумма результатов всех партий должна быть равна 100% или меньше. Тем не менее, рекорд официальных результатов ЦИК был равен 146,47%. По официальным заявлениям, фальсификации на выборах не превысили 0,5%, поэтому число 146% стало символом абсолютной точности какого-либо факта или мнения);
•аджайлисты часто наивно полагают, что гибкие методологии можно и нужно применять везде. Это не так;
•нет адекватных критериев оценки и статистики для сравнения результатов разработки с помощью разных методологий;
•у каждой компании, команды, скрам-мастера свое понимание гибких методологий;
•наличие скрам-доски не делает автоматически проект успешным.
Но я для себя нашел одну ситуацию, когда гибкие методологии работают — при наличии адекватного руководителя команды и адекватной команды. Впрочем, в таком случае скрам не нужен — у них и так все будет хорошо.
SMM и прочая мАркетинговая чушь
Об SMM сейчас говорить модно. Twitter, тренды, SMM, ROI, социальные сети и графы — бинго!
Нет никакого эффективного продвижения в социальных сетях. По крайней мере, сейчас.
Крупная международная компания собирает 25 тыс. лайков за 2 года, политическая статья — 12,5 тыс. лайков за полтора суток. Создать самостоятельно тренд в Twitter ни у кого денег и возможностей не хватит.
Продвижение и реклама противоречит самой сути социальных сетей. По моим поисковым запросам и почте теоретически можно создать мой «портрет потребителя», но это ужасно трудно сделать с помощью Facebook, ВКонтакте и Twitter. Думаю, что такие модели монетизации будут появляться, но немного позже. В тот момент социальные сети могут уже трансформироваться в что-то другое.
Вместо заключения
Рассмотренные понятия плотно вошли в нашу жизнь. Я ни в коем случае не призываю перестать ходить на стартаперские тусовки, удалить исходный код своего бутстраперского проекта или забаниться в Facebook.
Я просто говорю о том, что нужно относиться к «трендам» более сдержанно. Больше анализировать факты и меньше поддаваться эмоциям и провокациям. Больше доверять знаниям и опыту, а не советам из заморских книжек или дядечек с 20k зелени, которые они гордо «вложили в новый Facebook». Меньше читать мнения «ведущих аналитиков», и больше — фундаментальные книги (в том числе по смежным для айтишников наукам и доменам) и тематические ресурсы. Меньше поддаваться на красивые слова и больше заглядывать внутрь.
И да, когда пойдете на следующую стартап-тусовку, расскажите об идее стартапа — списка клонов Instagram, обязательно скажите, что писать будете на RoR и HTML5, а использовать будете канбан. И тогда точно Цукенберг позвонит!
(Александр Краковецкий)
Найкращі коментарі пропустити