О постановки целей. Почему SMART-критерий не работает
«Посылать людей на войну необученными — значит предавать их.» Конфуций
В жизни и на работе нам приходится постоянно ставить цели: большие и маленькие. Не важно кто ты: проектный менеджер, програмист, тестеровщик, дизайнер... с этим сталкивается каждый. В то же время в школе, университете и на работе нас никто не учит как правильно ставить цели.
Одним из самых эффективных подходов к постановке целей, является коучинговый формат цели.
Мы часто слышим фразы «Agile коуч», «бизнес коуч», «прокоучить команду». А что же такое «коучинг» и кто такой «коуч»? Какое отношение это имеет к информационным технологиям и разработке ПО?
Само слово «коуч», как и коучинг в целом берет свои корни из спорта. На данный момент коучинговые практики далеко вышли за рамки спорта. Коучинг активно используется во всех сферах предпринимательства (в частности в ИТ) для построения самых эффективных стратегий достижения целей в бизнесе. Самое приятное это то, что коучинг эффективен на всех уровнях бизнеса: в топменеджменте, линейном менеджменте и на исполнительском уровне. Суть коучинга это движение к цели. В данной статье я хочу поговорить именно о постановки целей в коучинговом формате. Давайте разберемся, как же ставить цели в ИТ бизнесе максимально эффективно.
Суть коучинга — это движение к цели. В данной статье я хочу поговорить именно о постановки целей в коучинговом формате. Давайте разберемся, как же ставить цели в ИТ бизнесе максимально эффективно.
Цели в коучинговом формате
Постановка целей занимает ключевое положение в работе как отдельного сотрудника, так и ИТ компании в целом. Цели в коучинге имеют свой определенный формат, состоящий из нескольких пунктов. Ставя цели для команды разработчиков или для одного сотрудника, лучше всего придерживаться именно этого формата. Это означает, что нужно проверять выполнения каждого из приведенных пунктов (т.е. для каждой цели мы создаем простой чек-лист). Давайте разберемся, какие же это пункты:
- Цель позитивно сформулирована
- Цель находится в зоне контроля
- Выполняется SMART-критерий. Цель:
- Конкретная (Specific)
- Измеримая (Measurable)
- Достижимая (Achievable)
- Значимая (Relevant)
- Определена во времени (Timeboxed)
- Цель экологична
Давайте теперь по порядку разберем каждый пункт.
Цель позитивно сформулирована
Коучинг — это всегда про позитивное. Позитивная формулировка присутствует в коучинге во всем: в коучинговых вопросах, коучинговых инструментах и в коучинговых целях.
Каждый человек стремится уйти от чего-то плохого (движение, избавление от плохого) и прийти к чему-то хорошему (движение к хорошему). Так и в коучинге есть два вида мотивации: «мотивация к» и «мотивация от». «Мотивация к» — это движение к чему-то в будущем. Например, в формулировки цели «Мы хотим повысить качество нашего кода» присутствует именно «мотивация к», так как мы движемся в сторону улучшения качества кода. Кроме того, что в формулировки цели должна отсутствовать частица «НЕ», еще формулировка цели должна быть ориентирована именно на «мотивацию к».
С другой стороны, «мотивация от» несет в себе бегство, уход от чего-то плохого. Примером негативной формулировки цели будет «Мы хотим избавиться от багов в коде». Данная формулировка является негативной и использует в себе «мотивацию от». В этом случае мы ищем способы переформулировать цель в позитивном формате, например «мы хотим повысить качество нашего кода и индекс удовлетворенности конечного пользователя».
«Мотивация от», как и негативная формулировка работает плохо, потому как уходя, избавляясь от чего-то плохого, возникает вакуум, который может притянуть все что угодно. В то же время, формулируя цели позитивно мы заранее беспокоимся чем заполнить этот вакуум.
Цель находится в зоне контроля
Следующим необходимым условием постановки эффективной цели является тот факт, что данная цель находится в зоне контроля того, кто собирается достигать эту цель. Это означает, что достижение цели зависит в большей мере от достигающего данную цель, чем от других людей и внешних обстоятельств.
Плохим примером постановки цели, например, для деловой встречи с потенциальным клиентом является «понравиться клиенту». Ведь достижение данной цели зависит больше от чувств, настроения и субъективных ощущений самого заказчика. В то же время данная цель может быть переведена в зону контроля ставящего ее. Для этого нужно правильно переформулировать цель, тем самым перевести ее в зону контроля. Например, формулировка цели может быть такой: «провести блестящую презентацию для заказчика, ответить на все технические вопросы» или «на встрече обладать такими качествами, как уверенность, убедительность и техническая осведомленность ... (перечислить качества, который помогут убедить заказчика)». Новая цель оперирует качествами человека, который ставит цель а не ощущениями и чувствами другого человека. Обратите внимание, что в такой формулировке, достижение цели зависит полностью от человека, который ставит цель.
SMART
Про SMART цели написано довольно много литературы и в то же время данный подход к формулированию целей работает наилучшим образом именно в сочетании с остальными пунктами постановки целей в коучинговом формате: позитивная формулировка, цель находится в зоне контроля и экологичность цели.
Мы не будем подробно останавливаться на каждом пункте SMART, т.к. об этом можно почитать в Интернете, например на Wikipedia (ru.wikipedia.org/wiki/SMART).
Экологичность
Проверка цели на экологичность — это проверка того, как данная цель связана и взаимодействует с другими целями и ценностями как индивидуума, так и компании в целом. Т.е. это проверка косвенных последствий достижения поставленной цели. Важным критерием данной проверки должно быть отсутствие конфликта с другими целями и системой ценностей работника, команды и компании.
Рассмотрим очень распространенный пример в ИТ, когда программист хочет за определенный срок перейти на должность менеджера (в нашей стране, почему-то, многие разработчики хотят стать менеджерами). В то же время данный человек очень любит заниматься именно технической частью проекта, програмировать, изучать новые технологии, с другой стороны человек не сильно любит общаться с заказщиком и руководством. Этот пример иллюстрирует, как цель «стать менеджером» противоречит ценностям данного человека, а именно «разбираться с техническими деталями проекта, программировать». Такие менеджеры просто-напросто не эффективны, в то же время данный человек мог бы себя отлично проявить на технической должности.
Почему SMART не работает
SMART — это отличный инструмент для постановки цели и в то же время в чистом виде этот критерий не работает. Действительно, представим себе, что цель сформулирована, согласно SMART и в то же время она не находится в зоне контроля (см. пример из пункта «Цель находится в зоне контроля»). Тогда достижение цели зависит больше от других людей и внешних обстоятельств. Такие цели редко достигаются. Почему не работают негативные формулировки, так же можно прочитать в предыдущих пунктах.
Возьмем такой пример. Цель для команды разработчиков: «выпустить готовый продукт с определенным списком фич в продакшен до 15 марта», но для достижения этой цели команде разработчиков из-за сжатых сроков придется в течение месяца работать в овертайм и без выходных. Пускай эта цель сформулирована: конкретно, измеримо, она достижимая, актуальная и ограниченная во времени. В то же время из-за сжатых сроков команде приходится работать очень много, что вступает в конфликт с их другими целями и ценностями. Например, члены команды с утра и до вечера находятся на работе и не могут видеть свою семью и детей, это конфликт с такой ценностью, как семья, в следствии чего может упасть мотивация разработчиков и лояльность к компании. Из-за постоянных переработок так же программисты устают. Здесь может возникнуть конфликт и с другой ценностью, такой как качество продукта и качество кода, что является ценностью для компании. Т.е. легко можно увидеть, что экологичность — это один из важнейших пунктов постановки целей.
Заключение
Коучинговый формат постановки целей очень действенно работает как внутри компании, так и для работы с внешними заказчиками ПО и услуг. После того, как цель поставлена, можно начинать двигаться к ней. Для движения к цели в коучинге есть свои действенные инструменты.
Описанный выше коучинговый подход к постановки цели отлично зарекомендовал себя в сфере ИТ, причем, не только в менеджменте. Данный инструмент работает, как при персональном взаимодействии, так и в командой работе. Чтобы начать максимально эффективно использовать данный инструмент в бизнесе стоит немного потренироваться. Для самой эффективной тренировки можно посетить специальные тренинги, хотя для начала вы можно и просто попробовать каждый день ставить себе и другим цели именно в коучинговом формате. Изменения будут ощутимы: это повысит вашу продуктивность, продуктивность ваших коллег и подчиненных.
Ставьте цели и действуйте!
#coachinit
14 коментарів
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів