Насколько коснется ИТ-отрасли урегулирование рынка «аутсорсинга» наемного труда

Громкое заявление Минсоцполитики Украины об урегулировании рынка «аутсорсинга» наемного труда (цитата: «Державна служба зайнятості контролюватиме залучення працівників на підставі „аутсорсингу“, оскільки видаватиме на це відповідні дозволи») вызвало жаркие обсуждения в ИТ отрасли (dou.ua/forums/topic/7521) в контексте того, насколько озвученные планы Минсоцполитики касаются именно рынка ИТ аутсорсинга и если да, то каким конкретно образом? Предлагаем Вашему вниманию юридическую экспертизу вопроса.

Весь вопрос выстроился около упомянутых чиновниками следующих документов: проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно выдачи разрешения на наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя на условиях трудовых договоров», а также проекта Постановления Кабинета Министров «Об утверждении порядка выдачи разрешения на наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя».

Проанализировав указанные документы, во-первых, следует отметить, что они не содержат такого определения как «аутсорсинг» или даже «аутстаффинг» (которое по факту больше подходит в этой ситуации). Более того, указанные термины не используются ни в действующих, ни в проектных нормативно-правовых актах Украины. Учитывая указанную «непрозрачность» подобной терминологии, сама целесообразность ее использования в официальных заявлениях вызывают серьёзные сомнения.

Во-вторых, законопроект вносит изменения в ст. 39 уже действующего Закона Украины «О занятости», которая называется «Деятельность субъектов хозяйствования, которые нанимают работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине в другого работодателя». Более того, в ч.1 этой статьи упоминается, что такая деятельность должна осуществляться на основании специальных разрешений. Таким образом, идея обязать компании (работодателей) получать спецразрешения — не нова, и указанные законопроекты лишь вносят некоторые уточнения в уже существующее законодательство. О каких же уточнениях идет речь? Указывается, что такое разрешение должно выдаваться Госслужбой занятости, на неопределенный срок и на бесплатной основе, а также перечислены основания для отказа в выдаче разрешений. В свою очередь проект Порядка выдачи разрешения еще больше конкретизирует различные организационные вопросы и, главное, предусматривает штраф в размере 20 минимальных ЗП в случае неполучения подобных разрешений (на сегодняшний день речь идет приблизительно об эквиваленте 3 тыс. долларов США).

Таким образом, если указанные проекты пройдут все этапы их принятия в качестве закона (включая первое и второе чтение в Верховном совете, подписание Президентом) — появится механизм применения на практике ст. 39 Закона Украины «О занятости» о получении спецразрешений, которая пока не используется.

В-третьих, что же изменится, если желаемые Минсоцполитики изменения вступят в силу? Проекты предполагают получение разрешений на наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя. Соответственно, возникает связанный вопрос — кто является работником? С соответствии со ст. 1 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.1999 № 1045-XIV, работник — это физическое лицо, которое работает на основании трудового договора на предприятии, в учреждении, организации или у физического лица, которое использует наемный труд.

Таким образом, вышеуказанное разрешение необходимо получать только в случае предоставления другому работодателю штатных сотрудников (которые работают на основании трудового договора). Следует отметить, что такая услуга не нова для нашего бизнеса — Налоговый кодекс Украины содержит такое понятие как «услуга по предоставлению персонала». Более того, уже есть первые кейсы предложения и покупки этой услуги на рынке услуг Украины (хотя и с некоторыми оговорками).

В тоже время, как всем известно, большинство украинских ИТ-компаний использует услуги частных предпринимателей, заключая с ними гражданско-правовые договоры. Соответственно, такие отношения ни в коем случае не являются трудовыми правоотношениями и в свою очередь указанное законодательство о необходимости получения разрешений никак не затрагивают ИТ бизнес в этой части.

Если же бизнес построен на предоставлении другой украинской компании своего штатного персонала, то в случае теоретического принятия этих проектов в анализируемой редакции (которая полна неточностей) таким ИТ-компаниям, придется получать подобные разрешения ввиду вышеупомянутого штрафы и включая всевозможное неудобства (подача документов, учет, проверки и т.д.). Здесь отдельно стоит упомянуть всем известный законопроект № 2063 «О внесении изменений в раздел XX „Переходные положения“ Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции», который отстаивается ИТ миром Украины, как необходимый инструмент развития конкурентоспособной на мировом рынке отрасли. Более того, планируется что подобный закон создаст основания отрасли стать одним из «локомотивов» развития отечественной экономики вообще (по примеру Индии и ряда других стран). А ведь в случае принятия этого закона будет существенно снижена ставка единого социального взноса для ИТ Работодателей, что будет стимулировать их расширять свой штат. И соответственно получать очередные разрешения...

В этом случае, и это в-четвертых, если ИТ компания уже сейчас или в будущем планирует предоставлять другой компании свой штатный персонал и соответственно захочет получить это разрешение (-я), то, как ни странно, она столкнется с серьезными проблемами. Как было упомянуто выше, указанные проекты содержат ряд формальных неточностей. В частности в проектах отсутствуют исчерпывающие определения оснований подобного предоставления персонала от одного Работодателя другому, не упомянуты какие-либо ограничения/оговорки по сроку и условиям такой работы и многое другое. Следовательно, с целью прояснения вопроса смотрим на определения, которые уже существуют. Но они также достаточно размыты — статья 14.1.183 НК определяет услугу по предоставлению персонала как хозяйственное или гражданско-правовое соглашение, согласно которого лицо, предоставляющее услугу (резидент или нерезидент), направляет в распоряжение другого лица (резидента или нерезидента) одного или нескольких физических лиц для выполнения определенных этим соглашением функций (другие условия предоставления персонала определяются соглашением сторон). Таким образом, получается, что под такое определение при желании можно подтянуть пребывания человека в другой компании на условиях служебной командировки и осуществления любых подрядных работ (к примеру, ремонта), при которых специалисты, выполняя работы, находятся на территории Заказчика (кроме собственно ИТ специалистов, это могут быть грузчики, строители, клининговые сервисы и т.д.). Достаточно очевидно, что в предложенной редакции такие законы не только не защитят социальные и трудовые права сотрудников, но и способны привнести т.н. «правовой винегрет» в нашу с Вами действительность, когда каждая компания во взаимоотношениях с контролирующими органами будет выстраивать свою собственную юридическую линию поведения, исходя из субъективного понимания того, что же все-таки регулируется этим законодательством. Думаю, законодателям необходимо отдельно проработать и прийти к единому конкретному определению в отношении «аутстаффинга» и четко разграничить его от подрядных и иных услуг на территории Заказчика.

Подводим итог.
На сегодняшний день, ИТ-компании, использующие труд частных предпринимателей, не обязаны получать разрешения на наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине. Не изменится эта ситуация и с принятием проанализированных документов. С другой стороны, ИТ компании вынуждены достаточно осторожно отнестись к этой инициативе ввиду планируемых изменений в структуре ИТ отрасли Украины, а также ряда неточностей в формулировках предложенных проектов, которые потенциально способны стать очередными барьерами для ведения бизнеса в Украины.

Но в этой связи хотелось бы сформулировать вопрос по-другому. Учитывая неоднократно озвученную на высшем уровне политику дерегуляции хозяйственных правоотношений, какие есть весомые основания введения для бизнеса очередных бюрократических процедур? Да, в упомянутой интернет-публикации упоминается такая цель, как защита социальных прав и свобод трудящихся, но вот какие конкретно права и конкретно в какой ситуации ущемляются — не было освещено. И уж тем более не было слышно выступлений самих работников, услуги которых предоставляются одним Работодателем другому, и права которых при этом как-то существенно нарушаются. Давайте начнем с того, что изучим саму первичную проблему по сути, а конкретные формы ее решения станут очевидны сами по себе...

👍НравитсяПонравилось0
В избранноеВ избранном0
LinkedIn
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Допустимые теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

вот и приняли — ain.ua/...campaign=social

все ваши выкладки остаются в силе? ибо я сходу не могу понять, кого же они регулировать собрались и как защизать

Все таки есть золотое соотношение между объемом текста и его содержанием )

Та да, без картинок скучно.

Подписаться на комментарии