Курсы программирования. Украинский масштаб
Уже была неуклюжая идея описать идею dou.ua/forums/topic/7357
Надеюсь, что вторая попытка будет более содержательной.
Это не презентация, цифрами жонглировать не буду, аргументы субъективны — хотите верьте, хотите — нет :)
Проблемы
1. Дефицит. На рынке труда есть дефицит программистов. Причем, что хорошо для Украины — дефицит не на внутреннем рынке, а на глобальном. Т.е. если вдруг количество программистов в Украине удвоится, то это не сильно повлияет на украинский рынок, и совсем не повлияет на глобальный. Но при этом очень положительно скажется на средних украинских зарплатах и экономике в целом. В то же время, например, увеличение количества фермеров, сварщиков, токарей и т.д. (о чем так любят беспокоится наши власти) будет напрямую давить на внутренний рынок и зарплаты, т.к. есть проблемы экспорта результатов труда этих специалистов на глобальный рынок.
2. Учить программистов дорого. Хороший преподаватель — товар штучный и дефицитный. Только любовь к прекрасному может заставить программиста, зарабатывающего, $5К пойти преподавать, получая в разы меньше. Даже если любовь к прекрасному пересилит, то есть ограничение на кол-во студентов. В итоге получаем высокую стоимость обучения 1 специалиста. Это я говорю о традиционном образовании — аудитория, доска, домашние задания и т.д.
3. Доступность образования. Хорошее образование доступно только в крупных городах. Если живешь в небольшом городе или селе, то без переезда в (полу)миллионник забудь про IT.
4. Языковой барьер. Сейчас для прохождения 99% онлайн курсов по программированию нужен английский. Нет ножек — нет варенья. Но с другой стороны мы имеем массу программистов, не знающих языка. И ничего, работают. А вот учить язык и программирование одновременно, способны немногие.
5. Архаичность, велосипедность. Как офлайн так и онлайн образование страдает этим. Учитывая п. 2, в преподаватели зачастую идут люди, не участвующие в реальных проектах, а дороговизна создания курсов и сопутствующих материалов не способствует к их периодическому обновлению. Под велосипедностью я подразумеваю параллельную разработку нескольких курсов по одной тематике несколькими преподавателями, при том, что объединившись они смогут сделать один курс, но выше качеством.
6. Процентов 90% нашего образование нахрен никому не надо. Народ тратит кучу денег, времени (лучшего и наиболее продуктивного) на получение корочки. Шоб було. У нас в стране только 15% работают по специальности.
7. Безперспективность, нормальная жизнь только в крупных городах Капитан очевидность говорит о том, что в стране полная жопа. Будь ты хоть 5 раз медалистом, супер-пупер инициативным, креативным и талантливым, то это совсем не значит, что своим трудом и упорством ты чего-то добьешься. Что уже говорить о менее талантливых. Промпроизводство падает, работы мало, а для молодых — нет совсем. Зачем напрягаться, учиться, вкалывать на работе, если выхлоп твоего труда будет мало чем отличаться от соседа-охранника, с утра заправляющегося пивом? Или можно пойти работать титушкой с тем же успехом. Вот и имеем в своей массе страну охранников и титушек.
Решение
Разработка онлайн курсов, рассчитанных на массовость (Massive open online course, MOOC). По большому счету таких курсов полно, но у них есть три больших недостатка. 1) Язык. В лучшем случае будут титры под лекциями. Все остальное — на английском. 2) Единичность. Курсов на самом деле мало. Основные площадки почему-то делают упор на профессиональных преподавателей, профессоров. Нельзя прийти со стороны и сделать свой курс. Исключение — www.skillshare.com 3) Проблема продвижения. Хоть Интернет штука глобальная, но курсы надо продвигать локально. Заходить в школы, вузы, привлекать к сотрудничеству офлайн-курсы, популяризировать. Ни одна глобальная площадка онлайн-образования не будет делать это в Украине, а если и будет, то когда-нибудь, потом, после Нигерии. Плюс опять же, Интернет — это гуд, но учитывая наш менталитет, финальные экзамены и оценка знаний должна производиться очно. Приехать в Киев и сдать экзамен — реально. Поехать в Калифорнию — нет.
Резюмируя: нужны онлайн-курсы с русским/украинским языком преподавания, с широким спектром предметов по принципу краудедюкейшина (сам придумал!), способные научить с нуля до, хотя бы, джуна и ведущие активную локальную информационную деятельность и авторитетно подтверждающие полученные знания и умения.
Реализация
Неприбыльная организация, существующая как на взносы спонсоров, так и получающая доход от курсов и сопутствующих услугах.
1) Курсы разрабатываются и сопровождаются энтузиастами. Как минимум, на ДОУ есть человек 5, которые ведут свои личные курсы по Ruby, Python, Java, Javascript. Зачем каждому пилить свою площадку, если можно сделать все в одном месте и получить слушателей с самой площадки? Они могут создавать как бесплатные (например, базовые) так и платные курсы (advanced). При достаточной массовости стоимость таких курсов будет приемлема.
2) Спонсоры могут помогать как самой организации (офис, зарплаты, оргвопросы), так и спонсировать создание курсов, платя деньги, тем же энтузиастам, например, получая большой логотип в курсах, много благодарностей и ЧСВ в своей пиар-активности (соцответственность и все дела). Или например, может оплатить стоимость курсов для, физмат-школы-интерната, детского дома, оборудовав в случае необходимости компьютерами и интернетом.
3) Спонсорами могут выступать и лидеры рынка, предоставляя в качестве помощи уже разработанные курсы (по своей специфике), практику, принимая на работу учеников. BIONIC University — гуд и лучше, чем ничего, но странно видеть офлайн и ограниченность набора в век Интернета.
4) Местные власти могут со своей стороны помогать, предоставляя локальную помощь, организацию классов с интернетами для доступа к курсам для малоимущих и т.д.
5) Сама неприбыльная организация может получать доход (не прибыль) с получения процента от платных курсов, зарабатывая на офлайн экзаменах, рекламе.
6) С технической точки зрения возможно как написание своего велосипеда, так и попытаться сотрудничать с существующими площадками. Например, тот же edX уже выкатил свою платформу в Open Source code.edx.org
7) Формат курсов стандартен — лекции, задания в процессе лекций, домашние задания, грейдеры (оценка кода), промежуточные экзамены, финальные экзамены, форумы, помощь преподавателей, ассистентов и т.д.
8) Преподавать можно не только языки программирования, а все что угодно. Недавно в штатах в школе провели эксперимент — ученики слушали лекции дома, а на уроках вместе с преподом делали домашние задания. И вообще, в моем идеальном мире текущая система образования должна немедленно умереть как калоши.
Вот я бы за это взялся, но код я не потяну, а вот делать Стартап № 2 и опять писать смешные статьи-зазывалки к программистам на ДОУ и бегать по презентациям в поисках мифического инвестора... бррр... не хочу :)
Сорри, что длинно, кто дочитал — молодец!
UPD
Схема инвестиций в западные онлайн курсы
chronicle.com/...ayers-in-the-MOOC/138817
UPD2
Много слов, много буков, мало дела.
Попробую ка что-то сделать, что-то ждать — не будет ничего.
Если вдруг кто-то хочет помочь, то нужны:
1) Пайтонисты, буду пользовать или code.edx.org или openmooc.org. Обе платформы на Пайтоне и Джанго, вторая легче, но там грейдера нет, большой минус. Помощь — любая. Даже ответы на вопросы будут полезны, я тут совсем зеленый.
2) Преподаватель(и). Первый курс будет для обучения с «0» учеников 12+ лет. Язык — Python. На выходе — написание игры вроде Pong. Это примерно половина курса An Introduction to Interactive Programming in Python. (спасибо Максу за совет). Если есть другие предложения — давайте обсуждать, но только если вы реально готовы это делать.
Сроки: старт на 1 октября, конец — 30 ноября, в сентябре — набор слушателей, лето — разработка, октябрь-декабрь — оценка перспективности и поиск поддержки.
194 коментарі
Додати коментар Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів