Советники для компании: где искать и как с ними работать

Пожалуй, одна из самых острых проблем, с которой сталкиваются предприниматели, начиная свой первый бизнес, это отнюдь не отсутствие денег. В большинстве случаев, предприниматель — это человек, у которого есть идея и примерный план ее реализации. Конечно, можно и нужно прочесть несколько книг о том, как запустить свой бизнес. Отличные пособия: книги и онлайн курсы Блэнка, Райса и Остервальдера. В них можно найти все, что нужно для старта. Зарядиться энергией можно от сонма мотивационного чтива. И что же? Есть идея, есть теоретические знания, полученные из книг, и огромное желание делать дело.

После первых шагов становится абсолютно ясно — один в поле не воин. То есть, предприниматель, каким бы умным и начитанным он ни был, просто не в состоянии покрыть все компетенции, необходимые для создания бизнеса. Книги тут помогают очень условно: что делать ‘в общем’ понятно, но что ‘конкретно’? Нужно искать команду. О том, из кого должна состоять команда, вы найдете тысячу и одну статью в интернете. Допустим, команда собрана и даже какое-то время работает вместе. Первым сюрпризом станет то, что вопросов не стало меньше. Более того, с каждым днем вопросов становится все больше.

На самом деле, даже самая лучшая команда все еще не может знать все и обо всем. Всегда найдется новый инструмент, или ситуация, в которой не понятно как действовать. Конечно можно гуглить до просветления, но этот метод эффективен только с мелкими задачами, для которых есть шаблонные решения. Можно брать в команду специалистов во всех мыслимых и немыслимых областях, но при таком подходе зарплат не напасешься. Более того, для решения самых сложных и стратегически важных задач нужны люди с такими компетенциями и опытом, которые ваш только что родившийся бизнес вряд ли сможет себе позволить.

Решение этой дилеммы состоит в том, чтобы получать советы и рекомендации от группы людей, которые успешно прошли ту стадию создания бизнеса, на которой вы сейчас находитесь (been there, done that). Нужно искать советников. Как вариант, можно ходить по стартап-тусовкам и задавать докладчикам интересующие вас вопросы. Можно слушать бесконечные вебинары и хенгауты. Это почти бесплатно, но довольно неэффективно. В основном вы будете получать довольно общую и мало полезную информацию. Выход состоит в том, чтобы получить постоянную связь с такими людьми, один раз ввести их в курс дела и потом в любой непонятной ситуации обращаться с вопросами. Эти люди — менторы или эдвайзеры, а по нашему — советники.

Проще всего найти таких людей на стартап тусовках или через инвесторов. Для нашего проекта Pics.io мы получили доступ к советникам через фонд Global Technology Foundation (GTF). Надо сказать, что изначально основной целью нашего участия в конкурсе GTF были отнюдь не деньги: очень заманчиво было получить доступ к людям из топ венчурных фондов Runa Capital, Almaz Capital и TA Venture. Я был приятно удивлен, что в деятельности GTF непосредственно принимают участие предприниматели и основатели Сергей Белоусов, Александр Галицкий, Дмитрий Чихачев и Виктория Тигипко. Их опыт, экспертиза и поддержка могут дать гораздо больше, чем хорошие денежные вливания, особенно если ваша стратегия выхода на рынок подразумевает использование чьей-то платформы для роста. Теперь ребята из GTF и фондов, его учредивших, благодаря своей впечатляющей сети контактов, здорово облегчают нам поиск советников. Так что, рекомендую попробовать побороться за следующий грант и доступ к сети контактов.

В случае, если с GTF и стартап-тусовками не получится, можно попробовать поискать помощи на Clarity, который за деньги свяжет вас с нужными людьми. Сам я его услугами не пользовался, поэтому рекомендовать не могу.

Конечно же у вас должен быть интересный или перспективный проект, чтобы заинтересовать хорошего советника. Вы должны иметь стратегический план действий, насколько верный — вопрос отдельный. У вас должны быть вопросы, на которые потенциальный советник сможет ответить сам или с помощью своих знакомых. Ну и наконец, вы должны показать, что сможете продолжать задавать интересные вопросы и совместно конструировать интересные решения.

Вопрос оплаты работы советника, который в начале кажется очень важным, на самом деле занимает одно из последних мест. Лучшие советники станут вашими инвесторами и будут помогать растить ваш бизнес. Есть люди, которые верят в ‘pay it forward’ и будут консультировать вас абсолютно бесплатно. Некоторые советники согласны получить оплату акциями вашей компании. Как правило вопрос стоит о довольно небольших объемах эквити (до 1%). Насколько я знаю, эти акции всегда выдаются под вестинг на несколько лет.

Сразу же хочу предостеречь вас от работы с экспертами, которые объявят вам свою впечатляющую почасовую ставку еще до того, как узнали чем вы занимаетесь. Этих людей не интересует ваш бизнес, их интересует только ваш кошелек. К этой же категории людей я отношу тех, кто пытается вам впарить очередной тренинг по SCRUM или созданию своего бизнеса с нуля, чтобы жить счастливой и полной жизнью. Как правило, это люди, которые прочли пару книжек, и теперь сеют свое абстрактное понимание теоретической реальности. Не торопитесь, вы еще успеете насладиться общением с этой братией после, когда ваша компания войдет в топ 100 своей отрасли.

Текст: Евгений Шпика
Пост на Хабре (со ссылками) — habrahabr.ru/...​toptechphoto/blog/212279

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter

кажись прошло пол года с момента получения инвестиций, какие новости у пикса — 100 юзеров уже есть ?

На самом деле прошло больше чем пол года. Новости хорошие, 100 пользователей конечно есть. Если вас очень интересует то чем мы занимаемся — дайте мне знать, я с удовольствием добавлю вас в нашу рассылку для друзей проекта. Будете всегда в курсе.

А где фраза «УНИКАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» ?!

Так вот же. В вашем комментарии :)

нет деталей на тему, какую компанию собираетесь открыть? если бы было побольше конкретики, было бы гораздо лучше.

«Хочу делать свой бизнес» — это так себе концепция, она никуда и не приведет никогда, даже при наличии советников в трех поясах, пяти галстуках.

поработайте сначала у успешных конкурентов и посомтрите что они делают, и для того чтобы открывать что-то свое я думаю, надо иметь всю картинку в голове для всех процессов от начала до конца,... так называемый vision должен быть.

нет деталей на тему, какую компанию собираетесь открыть?
В этом разделе, в основном, подразумеваются IT-стартапы.
я думаю, надо иметь всю картинку в голове для всех процессов от начала до конца
Есть опасность переучиться. Я вообще считаю, что не нужно все знать. Простой бизнес-логики более чем достаточно для того, чтобы делать бизнес в любой отрасли.

В чем конкретно состоит запрос? «Я пиарюсь»?

Отчего же. Полезный совет, метод не очевиден. Мне нравится

Підписатись на коментарі