Мобильный подход Provectus IT

💡 Усі статті, обговорення, новини про Mobile — в одному місці. Приєднуйтесь до Mobile спільноти!

Недавно, 11 февраля 2014 года, студия мобильной разработки компании Provectus отмечала трехлетие со дня своего основания.

В честь этого события представляем вашему вниманию интервью с Артемом Петровым, General Manager Mobile в Provectus.

— Как было основано мобильное направление бизнеса?
— До Provectus я руководил компанией AppMade Lab, небольшой студией мобильной разработки с основной компетенцией в дизайне мобильных интерфейсов, а также разработкой приложений для iOS и BlackBerry платформ. С Николаем Антоновым и Геннадием Галантером, основателями Provectus, я встретился в 2010 году, через пару месяцев после открытия одесского офиса.
Поводом для знакомства послужил запрос шведского заказчика на разработку образовательного мобильного приложения. Итогом наших переговоров стала сделка о покупке моей компании, и уже, начиная с февраля 2011 года, мы работали в составе Provectus.

— Какого рода проекты? И как вы к ним подходите?
— Так как мобильные приложения и сервисы обычно не требуют колоссальных трудозатрат, то зачастую клиенты находят наиболее удобной проектно-сдельную модель сотрудничества. Предметом контракта в данном случае является сам продукт. И после его готовности, взаимоотношения с заказчиком приостанавливаются до следующей итерации доработок. При этом как бизнес-модель, так и методология разработки остаются на выбор клиента (к примеру, для России наиболее типичными являются модель с фиксированной стоимостью и классический waterfall в качестве методологии разработки).
Тем не менее мы очень гибкие в плане взаимоотношений: есть проекты, которые бегут по SCRUM методологии, бывают смешанные модели, когда мы стартуем по Agile с почасовой оплатой, а затем в определенный момент делаем оценку того, что осталось на фиксированную стоимость.

2013 для нас стал годом стартапов, как американских, так и российских. Новые приложения, новые идеи... Но основатели стартапов не всегда имеют опыт в IT. Одна из ключевых компетенций нашей компании — умение работать с нетехническими заказчиками. Гораздо проще, когда у клиента есть технический представитель, с которым PM и разработчики могут говорить на одном языке — обсуждать проблемы той или иной платформы, клиент-серверную архитектуру или же API для общения с сервером.
Другое дело, когда мы имеем дело со стартапом, где основатель заработал, к примеру, на консалтинговых услугах, или же это венчурные инвестиции, но при этом он имеет очень отдаленное представление о разработке программного продукта. Он понимает, каким функционально должен быть его продукт, бизнес-задачи, но все остальное делаем мы: помогаем конкретизировать и описать функциональность, проектируем интерфейс, разрабатываем его, тестируем, отлаживаем, иногда помогаем опубликовать, т.е. делаем полный цикл.

В основе нашей идеологии — полная прозрачность. Для нетехнического человека достаточно сложно понимать, что проект идет по плану, т.к. обычных отчетов ему не достаточно. Мы, в свою очередь, делаем так, чтобы заказчик видел весь процесс, словно работает с командой, которая сидит рядом.
Для технических же клиентов мы часто адаптируем процесс под их нужды, вплоть до того, что полностью переключаемся на инструменты для управления проектом заказчика (к примеру, у нас JIRA, а заказчику необходим Redmine), процессы и методологию разработки.

— Людям нравится работать в такой структуре?
— Если быть откровенным, то далеко не все сотрудники, которые приходят в мобильную студию, выдерживают такой темп работы. В особенности те, кто пришли из команд, с настолько размеренным распорядком дня, что они умудрялись в рабочее время делать фриланс заказы или свои проекты.
Это не означает, что у нас регулярные авралы или овертаймы. Рабочий день стандартный, а если «цейтноты» и случаются, то крайне редко. Но из-за того, что мы часто работаем в условиях ограниченных бюджетов или сроков, то у команды нет другого выхода, как быть чрезвычайно эффективной.
Все наши процессы, инструменты и цели менеджмента направлены на то, чтобы постоянно измерять эту эффективность и поддерживать ее на перманентно высоком уровне.
Я знаю, что многих разработчиков в «аутстаффинг» командах перестает устраивать низкий темп работы, благодаря которому они теряют свою квалификацию. Наши процессы в продажах нацелены на то, чтобы человек по завершению проекта сразу же переключался на следующий.

Еще одним плюсом с точки зрения наших специалистов является возможность работать на острие технологий. В виду того, что проекты зачастую не очень долгосрочные, то у команды всегда есть возможность выбирать самый актуальный, на текущий момент, стек технологий и фреймворков. Тем более, в случае с нетехническим заказчиком, которому необходим совете по выбору технологического решения.

И последний момент, о котором хотелось бы сказать — это достаточно высокий средний уровень команды. Один из основных факторов, который позволяет поддерживать максимальную эффективность работы заключается в квалификации сотрудников. Поэтому высокоуровневому специалисту, который приходит к нам в команду, здесь достаточно комфортно. В то же время, если мы нанимаем разработчика ниже среднего уровня команды, его профессиональный рост в этих условиях происходит очень стремительно.

— Какие направления входят в состав студии мобильной разработки?
— Как я говорил ранее, мы обеспечиваем полный цикл разработки программного продукта, от бизнес-аналитики, проектирования и дизайна интерфейса до, непосредственно, разработки, тестирования и отладки.

Мобильные продукты — преимущественно интерфейсные. Процент бизнес-логики в них обычно меньше, чем процент визуального интерфейса. Поэтому я со своим более чем десятилетним опытом в UI/UX дизайне, убежден, что успех приложения во многом зависит от легкости интерфейса и визуальной подачи контента приложения.

Так, первый человек, которого я нанял в мобильную студию, была именно дизайнер — Лидия Богданович, которая спустя полтора года взяла управление дизайн-студией Provectus. Сегодня глубокое понимание дизайна и юзабилити программных продуктов является одной из наших ключевых компетенций, что позволяет нам конкурировать с топовыми студиями из США.

Еще одно направление — команда WEB и серверной разработки. В связи с тем, что в наших реалиях абсолютно большая часть всех мобильных приложений являются клиент-серверными, то в 90% случаев мы берем на себя решение целиком, включая разработку серверной части.

На текущий момент команда занимается не только поддержкой мобильных проектов, но и проектов без мобильной составляющей, которые представляют весьма комплексные и высоконагруженные системы. Так внутри команды есть front end разработчики, а также эксперты в области Smart TV.

Отдельно я бы хотел выделить наш опыт в разработке кросс-платформенных мобильных игр. Так исторически сложилось, что наша компетенция в «гейм-деве» с точки зрения технологий лежит в плоскости Unity3D и C++ (включая различные фреймворки, такие как Cocos2DX и Marmalade).
Игры — не самый традиционный продукт для аутсорсинга. Разработать игру такой, как её видит Product Owner или гейм-дизайнер, значительно сложнее, чем любой другой программный, бизнес-продукт или b2c-решение. Здесь немного иные процессы, как с точки зрения разработки, так и отчетности перед клиентом.

— А что сейчас в тренде на рынке мобильных приложений?
Сложно сказать. В 2012 году однозначно можно было бы выделить гео-сервисы, такси и фото-приложения. Особенно после покупки Instagram только ленивый не пытался построить что-то в около-фото теме. Даже сейчас у нас в работе есть camera-application.
Сегодня рынок очень развит и непросто выделить определенные тренды среди миллионов приложений на AppStore и Google Play. Только тренду стоит появиться, как его быстро сменяет следующий. Придумать что-то новое сейчас непросто. В основном берут какую-то старую идею, дополняют и дорабатывают. Поэтому какого-то ярко выраженного тренда я назвать не могу. Но, конечно, всегда будут игры, а также различные социальные, музыкальные и фото приложения.

Вообще идеи стартапов часто появляются, когда есть, так называемый, «pain point» — нерешенная задача. Например, для одного из наших заказчиков мы разрабатываем приложение-путеводитель по Лас-Вегасу. Авторы продукта, тусовщики и при этом успешные бизнесмены, регулярно «зависают» в Вегасе. Они столкнулись с рядом проблем и осознали, что с этими же проблемами ежегодно сталкиваются десятки миллионов других людей. Так и рождается рынок.

Я недавно вернулся с Consumer Electronics Show 2014, который проходил, к слову, в том же Лас-Вегасе. Основной целью моей поездки, помимо встреч с клиентами, было понять, что сегодня в тренде с точки зрения новых устройств и рынков. Безусловно, 2013 и 2014 посвящены «wearable computing»: «умные» часы, очки, connected бижутерия, различные браслеты и нательные устройства. Я верю, что уже в этом году начнут формироваться эко-системы (возможно от Google или Apple), которые станут катализатором в разработке софта для wearable devices. У нас в портфолио есть такой проект в сфере здравоохранения для американского стартапа, а также в процессе переговоров еще несколько клиентов, с которыми мы познакомились на CES. Но если говорить об этом, как о рынке программного обеспечения, то его потенциалу еще предстоит раскрыться.

— Кто ваши клиенты?
— За 3 года мы реализовали более сотни проектов для iOS, Android, Windows Phone 7 и 8, Bada, BlackBerry, кросс-платформенных десктоп и мобильных решений, Smart TV , традиционного и не очень веба. Если взять только мобильный отдел, то из больших российских клиентов можем выделить Яндекс, ЛитРес, Woman.ru, Kassir.ru, в первые годы нашей работы плотно сотрудничали с компанией i-Free (на старте мы сделали для них порядка десятка продуктов), компанией Prognoz и другими. Но абсолютно большая часть нашего бизнеса приходится на США. Сегодня у нас в работе большое количество клиентов по оба берега Северной Америки. Из крупных, для которых Provectus строит мобильные решения, я бы выделил Gracenote и Men’s Wearhouse.

— Как развивалась мобильная студия?
— Сейчас студия состоит из 40 человек. За 2013 год мы выросли не слишком значительно, на человек 8-10. Этот год мы посвятили стабилизации и развитию процессов разработки, а также процессам взаимодействия с клиентами.
Ни для кого не секрет, что аутсорсинговый бизнес сложно назвать высоко-маржинальным. Поэтому для того, чтобы оставаться в этом бизнесе, все процессы должны быть налаженными и работать, как часы. Так весь прошлый год мы посвятили себя тому, что «дотюнинговывали» необходимые производственные процессы , были внимательно сосредоточены на Client менеджменте, разработали и внедрили большое количество практик. Сегодня каждый клиент имеет выделенного аккаунт-менеджера, с которым он может связаться днем и ночью, чтобы получить необходимую информацию по своему проекту. Все делается в контексте прозрачности, как я уже говорил. Т.е. для нас очень важно, чтобы заказчик четко понимал, где он сейчас находится с точки зрения прогресса проекта, платежей, контрактных взаимоотношений и любых других вопросов релевантных нашим взаимоотношениям. Все это определяет комфорт взаимодействия с нами, как с поставщиком услуг.

— Расскажите о мобильных мероприятиях, которые проводит Provectus
Летом 2011 года мы с Николаем Антоновым поехали в Москву на конференцию Mobile Developer Day. В тот момент это был достаточно молодой бренд. Там познакомились с организаторами и предложили им провести эту конференцию в Украине. Уже в августе 2011 года мы успешно совместно провели MDDay#ua в Одессе. И сегодня это уже стало доброй традицией — третий год подряд она проходит в Одессе под флагом соорганизатора Provectus.
Также в ноябре 2013 года при организации нашей компании в Одессе прошел первый масштабный в страны Dribbble Meetup. Более 200 дизайнеров со всех уголков Украины и стран СНГ посетили наше мероприятие. Мы очень довольны результатом. Следующий митап мы планируем провести уже в июле нынешнего года.

Кроме этого с периодичностью раз в несколько месяцев мы проводим серию мероприятий Expert Days по различным технологическим направлениям: Java, Perl, iOS, QA и т.д. Так ближайший такой ивент будет в конце месяца — .Net Expert Day.

Мы активно посещаем международные конференции: CES, Mobile World Congress, CTIA, Apps World в Великобритании и США, MacWorld, Casual Connect и многие другие. В Сан-Франциско я регулярно принимаю участие в большом количестве тематических митапов. Планируем ехать на SXSW в Техас в марте.

Наша команда прошла достаточно непростой и интересный путь за эти 3 года. Мы многое преодолели, о многом узнали, совершенствовали себя, свои процессы. Я искренне поздравляю Mobile department с этой датой. Мы собрали лучших специалистов, профессионализму которых я доверяю, с которыми я всегда уверен в результате.

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Дозволені теги: blockquote, a, pre, code, ul, ol, li, b, i, del.
Ctrl + Enter
Так как мобильные приложения и сервисы обычно не требуют колоссальных трудозатрат
Сложность сервиса не всегда (я бы даже сказал — крайне редко) коррелируется платформенной природой фронт-энда

Підписатись на коментарі