Drive your career as React Developer with Symphony Solutions!
×Закрыть

13 способов профессионального развития для менеджеров и не только

Меня зовут Мария Богданова, с недавних пор я Employee Development Manager в Plarium Kharkiv. До этого 7 лет работала в отделе Community Management, 5 из которых — в должности Community Manager Team Lead.

В этой статье я расскажу о путях развития в менеджменте, которые использовала сама. Они будут полезны как опытным менеджерам, так и новичкам. К тому же многие мои подходы универсальны, они помогут всем, кто ищет возможности для профессионального роста.

1. Ежедневная работа и ее анализ

Бывает, что в потоке мы выполняем задачи одну за другой и не останавливаемся, чтобы проанализировать свои действия и методы.

Я обычно провожу небольшой анализ после завершения проекта, сложного разговора или когда сделала что-то новое. Чтобы определить эффективность выполнения задачи, можно задать себе несколько вопросов.

  • Что получилось? (Да-да, это обязательный вопрос. Мы очень часто забываем его себе задать и сразу переходим к недостаткам.)
  • Что не получилось? (Теперь можно дать волю внутреннему критику.)
  • Что продолжать делать, а что стоит изменить / сделать по-другому? (Очень важный пункт, который помогает логически завершить анализ.)

Недавно проводила встречу с командой с применением инструментов фасилитации. После этого я выделила 10–15 минут на анализ.

  • Что получилось: вовлеклись в процесс все участники, удалось найти зоны развития команды, звучали предложения проводить такие встречи чаще.
  • Что не получилось: выделила мало времени на подведение итогов.
  • Что изменить: уделить больше времени, следить за таймингом и обязательно завершать встречу полноценным подведением итогов.

2. Обратная связь с руководителем

Обычно менеджер редко получает фидбэк от своего руководителя. И чем выше он поднимается по карьерной лестнице, тем реже это происходит.

К счастью, в нашей компании есть ежегодное оценивание результатов работы, и это отличная возможность поговорить о своих достижениях и зонах роста. Если в вашей компании такого процесса нет или вам недостаточно получать обратную связь раз в год, то рекомендую запрашивать ее у руководителя самостоятельно.

3. Обратная связь с сотрудниками

Тоже очень полезный инструмент, ведь с ними вы взаимодействуете постоянно (и чаще, чем с руководителем).

В отделе Community мы регулярно просили сотрудников анонимно оценить тимлидов по трем направлениям: коммуникация, организация рабочего процесса и работа в команде.

Пример одного из блоков оценивания

Помимо выставления баллов, сотрудники развернуто отвечали на следующие вопросы:

  • что бы вы посоветовали изменить своему руководителю;
  • что стоит оставить без изменений?

Затем тимлид вместе со своим руководителем анализирует обратную связь.

Так, в 2018 году сотрудники и мой руководитель отметили, что у меня получается эффективно контролировать выполнение задач в команде, регулярно предоставлять обратную связь, поощрять инициативы коллег, а также помогать им в развитии. А улучшить мне нужно навыки аргументации, решения конфликтов и стратегического мышления.

4. Профессиональное развитие сотрудников, которое предоставляет компания

Профессиональные тренинги и языковые курсы

Лично я проходила курсы по английскому языку, а также посещала тренинги по менеджменту от CBSD Thunderbird.

Оплачиваемые онлайн- или офлайн-курсы, тренинги, мастер-классы и воркшопы

Я прошла два этапа обучения сервису, благодаря которым мы пересмотрели принципы общения с пользователями в наших играх, внедрили сервис-видение, а также прописали стандарты, дефекты и вау-эффекты предоставляемого сервиса.

Tech Talks — курсы или встречи по обмену опытом с ведущими специалистами компании

Это могут быть как внутренние встречи, так и мероприятия uDev, которые может посетить не только сотрудник компании.

Я прослушала три доклада на тему «Построение процессов в новой команде», которые прочитали разны спикеры, делившиеся своим опытом. В каждом из докладов нашла что-то полезное для себя.

А сама подготовила и провела доклад о плюсах и минусах ротаций для сотрудника, его менеджера и компании в целом. Тема ротаций очень актуальна для Community Management Department: отдел существует с 2012 года, и за это время многие сотрудники профессионально выросли и перешли на другие позиции. В Community Management Department они освоили специфику профессии, досконально изучили наши игры, научились взаимодействовать как с пользователями, так и со специалистами других отделов. Замечая сильные стороны сотрудников, я подбирала им задачи, которые способствовали бы их развитию. В какой-то момент они понимали, что готовы и хотят переходить на другие позиции. Компания приветствует профессиональное развитие сотрудников и рассматривает их переведение на новые должности.

Такие выступления — возможность роста и для самого спикера, позволяющая анализировать и структурировать свои знания и получить опыт публичных выступлений.

5. Самостоятельное обучение — в онлайне и офлайне

Выбрать качественный контент для изучения очень помогает пробный период, если он есть. В онлайне участнику курса могут предложить посмотреть один урок бесплатно и решить, хочет ли он продолжить обучение. А в некоторых учебных центрах в течение первых 15 минут можно уйти из зала и забрать оплату, если лекция не заинтересовала.

Поделюсь лайфхаком, о котором узнала от Тараса Федорука на одном из его митапов. Составьте свой план развития и следуйте ему, не отвлекаясь на другие заманчивые предложения что-то узнать. Этот совет помог мне сфокусироваться на главном, когда я одновременно хотела освоить и ненасильственную коммуникацию, и ораторское искусство, и НЛП, и Management 3.0, и многое другое.

Так, я прошла несколько курсов по фасилитации командной работы и четырехмодульные курсы коучинга в Erickson Kharkiv. В выпускном эссе я рассказала о знакомстве с коучингом и его применении в работе менеджера.

Тем не менее существует высокая вероятность так и не применить полученные знания на практике. Согласно результатам исследования Роберта Бринкергоффа, 15% сотрудников применяют знания, 70% — пробуют, но потом бросают, и 15% — вообще не пробуют. Причины, по которым участники исследования не применяли знания на практике, следующие: не получается, нет мотивации, забыл материал, нет времени. Если говорить об учебе, которую организовывает компания, то причины указывались другие: ничего не изменится, никто не помогает, никто не поддерживает, никто не проверяет применение новых знаний, коллеги не внедряют новый опыт, руководству все равно.

Именно поэтому очень важно постараться применить полученные знания в первые же дни. По этой же причине в конце тренинга участников просят записать или озвучить свои ближайшие шаги после учебы.

6. Чтение статей, просмотр вебинаров и докладов, прослушивание подкастов

Я объединила эти источники информации в один пункт, так как это пища для ума и анализа, а не полноценное погружение в тему, как было в предыдущем пункте.

Ниже — материалы, интересные мне:

  • короткая методичка по менеджменту от Егора Руди, созданная для руководителей Profi.ru. Руди, сооснователь этого сервиса, рассказывает, как стать крутым пипл-менеджером;
  • сайт школы для менеджеров, которую основали Александр Орлов и Слава Панкратов. В 2008 году руководители, которые построили успешную карьеру в управлении проектами и людьми, объединили усилия, чтобы запустить школу. Они делятся своим опытом и рассказывают о полезных инструментах.

Буду благодарна, если поделитесь в комментариях ссылками на ресурсы, которые были полезны вам.

7. Чтение книг

Захотелось выделить этот способ отдельным пунктом. Думаю, нет смысла объяснять пользу чтения.

Хочу отметить книгу Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель». Книга помогла мне понять, что идеального руководителя не существует, и я никогда им не стану, как бы ни старалась. Мне стало проще от этого понимания: я сделала упор на свои сильные качества и стала окружать себя коллегами, у которых ярко выражены качества, которыми я не обладаю.

Мой коллега Андрей Рыбалко, QA Team Lead, составил список книг, которые были полезны ему как менеджеру и которые подойдут и начинающим, и опытным руководителям.

Я поняла, что, если хочу осознать, пропустить через себя содержание книги, то мне нужно его кому-то пересказать или с кем-то обсудить. Поэтому когда прочла книгу Дэниела Пинка «Драйв», сразу же подготовила доклад для своих коллег-тимлидов в отделе. Также у меня есть знакомые, которые готовят выжимку из прочитанного и публикуют в социальных сетях, что тоже помогает лучше усвоить материал.

В Харькове есть сообщества, которые проводят обсуждения бизнес-книг. Например, ReadArea Business Literature Club — мероприятия, которые помогают развивать soft skills с помощью чтения и обсуждения книг.

8. Коммуникация с другими тимлидами и менеджерами в компании

Здесь есть много вариантов.

Организовать встречу один на один с сотрудником, у которого есть необходимый для вас опыт. Это может быть как официальная встреча, так и просто приглашение пойти пообедать или выпить чаю. Помню, когда внедряла в команде использование Story Points, обращалась к своим коллегам-тимлидам, у которых эти процессы уже налажены. Они помогли мне лучше разобраться в самом вопросе и в нюансах запуска нового процесса.

Собрать группу специалистов. Мы проводим встречи, на которых делимся опытом, обсуждаем книги и фильмы, связанные с менеджментом. Каждый спикер выбирает материал по своему усмотрению.

Обсуждали следующие фильмы:

  • «Дьявол носит Prada». Рассматривали фазы взросления сотрудников на примере главной героини Андреа Сакс, а также стили управления на примере ее руководителя, главного редактора Миранды Пристли.
  • «Основатель». Разбирали построение процессов на примере братьев Макдональд, которые поставили себе цель значительно уменьшить скорость приготовления еды, а также сделали сервис своим главным фокусом.
  • «Человек, который изменил все». Нас интересовали типы руководителей и стратегия главного героя в достижении своей цели: привести команду к чемпионскому титулу, подбирая нужных людей.
  • «Социальная сеть». Фокус внимания мы направили на Creative Leadership и на то, как появляются и развиваются идеи.

Также я дважды выступала фасилитатором на встречах, во время которых тимлиды обсуждали способы вовлечения сотрудников в работу, делились своими подходами к тайм-менеджменту. Фасилитация отлично подходит, когда нет основного спикера, а есть опытные сотрудники, каждый из которых может поделиться своим видением, мнением, решением.

Создать отдельный чат для тимлидов компании. У нас существует неофициальный чат тимлидов, в котором можно обсуждать все, что прямо или косвенно касается работы менеджера-тимлида, получить помощь и/или услышать мнение коллег в ходе решения рабочих вопросов, делиться полезными материалами.

Вдохновиться навыками и знаниями своего коллеги в ежедневном общении. Общаясь с менеджером, можно проанализировать, что вам нравится в его работе, поведении, стиле коммуникации. Подумайте, необходимо ли вам то качество/подход, которое есть у этого человека. И если да, то почему бы не попробовать развить его у себя?

Я помню, как мой первый руководитель (привет, Лена :) ) любила сбрасывать нам в чат статьи с новостями игровой индустрии и комьюнити-менеджмента, а также статьи по менеджменту. Мы обсуждали эти материалы в чате или в перерывах на чай. Это нас сближало и давало каждому толчок для развития. Позже, став тимлидом, я также делилась со своей командой статьями, которые были интересны мне и могли пригодиться им.

Другой мой руководитель умел ловко использовать метафоры в разговоре, чтобы простыми словами объяснить сложные вещи. Этот навык я еще не успела освоить полностью.

9. Нетворкинг

Никогда бы не подумала, что напишу о его пользе. Мне сложно заводить знакомства, но именно благодаря тренингам я развила этот навык. Когда вместе с такими же учащимися на 1–2 дня я погружалась с головой в тему, то волей-неволей начинала общаться, чтобы решать задачи и отвечать на вопросы.

После знакомства я стараюсь добавлять интересных людей в друзья на Facebook, и потом в ленте новостей вижу полезные для меня вещи. Иногда это рекомендация фильма или книги, случается, человек просто делится своими мыслями, а бывает, сообщает, что собирается посетить какой-то ивент. Так как мы познакомились на мероприятии, которое было интересно и мне, и им, то шанс увидеть что-то полезное в ленте у таких людей выше.

Именно так я познакомилась с коучингом, а потом прошла четырехмодульное обучение.

10. Вступление в профильные сообщества на Facebook, в Telegram и LinkedIn

Примеры полезных сообществ: «Клуб директоров» и «HR&Management».

Когда я только окончила курсы по фасилитации и нужно было подготовить дизайн-сессии для команды, мне очень помогли группы «Фасилитаторы всех стран» и «Фасилитатор — фасилитатору». Здесь я залпом прочитала большое количество постов, в которых опытные фасилитаторы делились опытом, а также нашла полезные учебные задания.

Если у вас есть ссылки на интересные профильные сообщества по менеджменту, поделитесь ими в комментариях. Давайте вместе создадим большой полезный список.

11. Обмен опытом и знаниями

В предыдущих пунктах я касалась этого момента, но решила выделить его отдельно. Когда мы делимся выводами о прочитанном и увиденном, то структурируем свои мысли, находим темы, в которых еще нужно разобраться, и таким образом наводим порядок у себя в голове. Есть интересная статья на эту тему: «Польза объяснения: почему важно объяснять другим то, что выучил сам».

12. Работа с ментором

Сейчас многие сотрудники ищут опытных специалистов, которые могли бы поделиться с ними опытом. При выборе ментора стоит обращать внимание, насколько он вас вдохновляет, есть ли в нем те качества/навыки, которые вам хотелось бы приобрести. Важно также понимать, какие темы вы хотите обсудить и что получить в итоге. Ментором для вас может стать коллега внутри компании или специалист извне, его услуги могут быть платными или бесплатными.

Facebook в 2018 году добавил в группы специальную функцию для удобного поиска опытных специалистов в своей индустрии. Эта возможность есть в группах, посвященных родительству, профессиональному и личностному росту (если создатели группы выбрали эту опцию в настройках).

Работа с ментором приносит пользу обоим участникам процесса, ведь ментор готовится к каждой встрече, упорядочивает свои знания и доносит информацию так, чтобы она была понятна слушателю.

Я была ментором для коллеги, который стал тимлидом, и это был очень важный этап моего профессионального роста.

Ниже отзыв коллеги, с которым я делилась знаниями по менеджменту.

13. Работа с коучем

Этот этап больше подходит менеджеру с опытом. Задача коуча — помочь менеджеру самостоятельно ответить на свои вопросы и найти ресурсы для решения задачи.

В отличие от ментора, коуч не дает советов, а слушает и, исходя из опыта менеджера, задает вопросы, помогает определить ценность/важность задачи и наметить дальнейшие шаги.

У меня есть опыт проведения коучинговых бесед с сотрудниками нашей команды, целью которых было развитие определенного навыка:

  • я предложила такую возможность сотрудникам и объяснила, чем коучинговая беседа будет отличаться от обычной встречи один на один;
  • сотрудник выбрал навык, над которым хотел бы поработать;
  • на первой встрече мы обсудили, почему он хочет развить именно этот навык, в чем его важность, каким он видит себя, когда этот навык максимально выражен. Также сотрудник сам разработал план, которому будет следовать;
  • уже на второй встрече, месяц спустя, сотрудник отметил, что замечает прогресс и что такой подход помог ему сконцентрироваться на навыке. При выполнении действия, подходящего для применения навыка, сотрудник вспоминал о разговоре и поступал по-новому.

Также я много раз была клиентом в коуч-сессиях. Мои коллеги-коучи сопровождали меня в поиске ответов на мои вопросы:

  • как эффективно запустить работу удаленных сотрудников;
  • как укрепить командный дух;
  • как мне дальше профессионально развиваться?

Итог

Мои 13 способов развития для менеджера служат отличной иллюстрацией модели 70—20—10:

  • 10% знаний человек получает в процессе изучения теории: путем чтения книг, на тренингах, семинарах;
  • 20% знаний — в общении с руководителем, коллегами, единомышленниками;
  • 70% — в учебе на рабочем месте за счет решения реальных задач с применением на практике полученных знаний.

Эта модель разработана в 1988 году, поэтому не учитывает онлайн-обучения и других новшеств. Но мне кажется, что она до сих пор актуальна и может стать отправной точкой, а методы развития каждый адаптирует к своим потребностям.

Уверена, мой список вариантов развития менеджера можно дополнять и дополнять. А что бы добавили вы?

LinkedIn

2 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Позвольте поинтересоваться чем занимаются люди на должности:
Employee Development Manager и Community Manager Team Lead?

Да, сейчас расскажу. Чтобы было понятнее, начну с того, что наша компания занимается разработкой браузерных и мобильных игр. Для того, чтобы вести общение с нашими пользователями, игроками, мы создаем сообщества в тех социальных сетях, где представлены наши игры, а также в тех социальных сетях, которые предпочитают игроки. Например, для наших новых проектов мы создали сообщества в Discord, мессенджер для игроков.
— В задачи Community Manager входит коммуникация с игроками в игровых сообществах (ответы на вопросы, инфомирование об обновлениях, выстраивание работы модераторов), а также взаимодействие с командой разработки. Community Manager передает разработчикам настроения игроков, их рациальные предложения, а также обратную связь по выпущенному обновлению.
— В задачи же Community Manager Team Lead, как и в задачи большинства тимлидов, входит управление командой.
— В задачи же Employee Development Manager входит разработка проектов и обучающих мероприятий, направленных на профессиональное развитие сотрудников.

Подписаться на комментарии