Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 30
×

Как получить первую работу в геймдеве. Создайте портфолио и практикуйтесь на своих проектах

Год поисков, 40 собеседований, недели, потраченные на тестовые. Это цена моей первой работы. С тех пор прошло два года, я сменила несколько компаний, и сегодня я Junior Unity Developer в геймдев-компании Gismart. В статье расскажу про свой карьерный путь, «странные» собеседования и поделюсь лайфхаками о том, как их пройти... или не пройти.

Выбор профессии

К концу школы я грезила журналистикой, посещала кружки, писала статьи для газет. Но за полгода до поступления, в 2014-ом, в стране произошел кризис. Тогда я поняла, что журналистика далеко не всегда бывает честной и объективной, и решила, что на журфаке мне делать нечего. Моей второй страстью были компьютеры. Так я поступила в ХАИ (Национальный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского) на специальность «Компьютерные науки».

В 2015 году вышла игра «Ведьмак», она оставила неизгладимый след в душе, и с того момента я решила, что хочу специализироваться именно на геймдеве. В университете этому не учили, но я пошла своим путем. Все курсовые писала на тему игр. Это помогло углубиться в тему самостоятельно. С начала третьего курса сама постигала Unity, смотрела видео в YouTube, пыталась делать прототипы игр, постоянно усложняя себе задачи.

Однажды я делала игру-платформер, где герой должен был прыгать с острова на остров. Платформа уходила, а герой просто зависал в воздухе. Сегодня я понимаю, что это вопрос всего одной строчки в коде. Но тогда я потратила неделю, чтобы понять, как решить задачу. Зато после этого я не просто сделала работающую игру, а наполнила ее разными фишками: островки были разные, у героя появился оппонент, потом у оппонента появилось оружие, после этого я добавила новых героев-оппонентов и разнообразила оружейный арсенал. Практика — это лучшая учеба, хоть и самая времязатратная.

Скажу честно, профессиональную литературу тогда я практически не читала. Нагрузка и без них была значительная. Считаю, что это была ошибка. Книги начала читать только после того, как устроилась на работу. А ведь это хороший инструмент для самообразования. Возможно, какие-то вещи на практике мне давались бы легче, если бы я начала читать книги раньше.

Начало поисков, или Как я ходила по собеседованиям целый год

В конце третьего курса я стала искать работу. Забегая вперед скажу, что нашла ее только через год, в конце четвертого курса. Факторов, которые на это повлияли, было несколько. Прежде всего, это отсутствие опыта за плечами. Кроме того, вакансий в геймдеве в Харькове немного. По сравнению с Киевом, их количество и вовсе мизерное. И что еще важно, у меня не было человека, который банально мог бы дать совет и направить, как развиваться в профессии.

Когда я только начала поиски, то пыталась устроиться тестировщиком. На очередном собеседовании мне дали анкету, и на вопрос о том, какое у меня хобби, я ответила «юнити-разработка». HR-менеджер спросила, почему я пришла устраиваться на тестировщика, если мне нравится геймдев. Это меня отрезвило. Ведь и правда, зачем предавать свою мечту? С тех пор искала работу только в геймдеве.

Все собеседования шли по одному и тому же сценарию. Мне задавали вопросы, а в конце говорили, что перезвонят. Но, конечно, почти никогда не перезванивали. Мне хотелось понять, в чем причина отказов, но честный фидбек давали единицы.

Однажды была история, когда в рамках тестового я сделала игру, простую, да, но она работала. Я потратила на это три дня. А потом мне ответили: «С тестовым вы не справились, попробуйте через три месяца». «В смысле, как не справилась?» — подумала я. И написала им с просьбой объяснить, в чем причина отказа.

Мы переписывались несколько часов, прежде чем я все-таки заставила их залезть в код и реально оценить работу. Выяснилось, что они не смогли пройти первый уровень в игре и решили, что она не работает. Смотреть дальше не стали. Просто отказали. На работу в эту компанию по итогу меня не пригласили, но этот факт меня не расстроил. Больше расстроило то, что к оценке работы отнеслись поверхностно и, не разобравшись, сделали неправильные выводы.

На собеседованиях задавали два типа вопросов. Первый тип — стандартные. Почему вы хотите у нас работать? Почему мы должны вас пригласить? Чем вам нравятся игры? Как отвечать на эти вопросы, я знала. По сути, все хотят услышать одно и то же. И ответы на них легко найти в Google, да и опыт хождения по собеседованиям дает понимание о том, что говорить. А вот второй тип вопросов — технические. Тут у меня часто случались фейлы. И я решила завести себе специальный блокнот, где после каждого собеседования записывала «хитрые» вопросы.

Еще один лайфхак: когда в конце вас спрашивают, остались ли вопросы, обязательно используйте эту возможность. Я всегда спрашивала, что, на взгляд моего собеседника, мне стоит подтянуть. Так получала фидбек и дома занималась самообразованием. Я считаю, что именно эта тактика помогла в итоге найти работу.

Всего за год я сходила почти на 40 собеседований. Может показаться, что к 40-му моя уверенность в себе и своих знаниях должна была укрепиться. Но на деле все получилось наоборот. На первых пяти интервью я чувствовала себя чуть ли не супергероем. «Я столько знаю! И так люблю игры! Меня обязательно должны взять!». Потом получаешь отказ за отказом, и где-то уже на 34-ом собеседовании тебе начинает казаться, что что-то с тобой не так, что у тебя никогда не получится. Рада, что у меня хватило моральных сил продолжать дальше. Мне очень помог случай.

Первые успехи

В 2018 году в Харькове на базе вуза, в котором я училась, проходил гейм-джем. Задача — сделать игру за выходные. Я была активной студенткой и участвовала во всех связанных с играми мероприятиях. Нашей команде досталась тема «Трансмиссия», и мы не придумали ничего оригинальнее, чем сделать гонки. Оригинальной была идея — гонки на тараканах с механической коробкой передач. Саму реализацию качественной не назовешь, достаточно посмотреть скрины.

В команде было пять человек, все разработчики, поэтому одному пришлось переквалифицироваться в аниматора. Мы понимали наши слабые стороны, поэтому сделали упор на идею и финальную презентацию. Игру презентовала как раз я. В итоге мы выиграли!

В качестве приза я получила билет на геймдев-конференцию, которая проходила в Праге. Это мероприятие меня впечатлило, вдохновило, благодаря этому я познакомилась с несколькими гуру в сфере гейминга. Один из ребят дал совет не соглашаться делать тестовые. Мне показалось это странным, но совету я все же решила последовать, чтобы попробовать все возможные подходы к прохождению собеседований.

Очередная компания, в которую я «постучалась», отправила мне тестовое. Вместо этого я предложила ознакомиться с портфолио, на тот момент у меня уже было несколько игр. Опытный лид может просто «залезть» в код и оценить подход. Так и произошло. Через два дня мне предложили работу. Несмотря на то, что в моем случае совет сработал, нужно учитывать, что я предоставила портфолио вместо тестового. В каждой конкретной ситуации стоит анализировать, каким подходом выгоднее будет воспользоваться.

Проработала я там четыре месяца, мы делали игры для детей. Компания была большая, с офисами по всей Украине. В какой-то момент дела в ней пошли хуже, было принято решение сократить штат. Мне лично позвонил один из кофаундеров и объяснил ситуацию. Это был неожиданный шаг, за который я до сих пор благодарна компании. Обычно об увольнении сообщает твой лид или HR-менеджер, тогда они сделали больше, чем могли.

Вторую работу я искала уже быстрее, примерно через месяц устроилась в аутсорсинговую геймдев-компанию, где проработала почти два года. На мой взгляд, для Junior-специалиста лучший вариант первой работы — это аутсорс. Задания прилетают самые разные, приходится быстро поглощать информацию и учиться. Это тренирует как нельзя лучше. Правда, у меня было много переработок. Это началось не сразу. В какой-то момент компания стала активно расти, а количество разработчиков все не увеличивалось. Иногда я работала по семь дней в неделю — и выгорела. Решила уйти самостоятельно.

Как я нашла работу в текущей компании

Снова начала прочесывать рынок и узнала, что геймдев-компания Gismart открыла офис в Киеве как раз в начале 2020 года. Кроме Киева, у компании есть офисы в Лондоне, Пекине и Минске. Я была наслышана об играх Gismart, сама играла в несколько из них. Масштаб меня впечатлил и напугал одновременно. Но я решила попробовать.

В первый раз мне отказали. Объяснили тем, что релевантных позиций нет. Обещали перезвонить, если такие появятся. Конечно, я не поверила. Нашла другую работу, планировала свадьбу в Харькове. И тут мне звонит HR-менеджер Gismart с предложением о работе и переезде в Киев. Решение я приняла за один вечер.

Проекты с фокусом на гиперказуальные игры, что уже вызов для разработчиков ввиду скорости работы, новый город, возможности. Я уволилась, проработав всего две недели. И мы с женихом — сегодня уже с мужем — перенесли свадьбу. В Gismart помогли с переездом, в соцпакет входит хорошая релокейт-программа. Это тоже подкупает. Но самое важное — у меня наконец появился ментор, тимлид технической команды, который меня гайдит и помогает. Я понимаю, что расту с каждым днем.

Топ советов для Junior-специалистов

Если бы в какой-то момент я не пошла за своей мечтой и не была упорна, то вряд ли сегодня была бы там, где я есть. И вот топ советов, которые, надеюсь, помогут ребятам вроде меня получить свою работу мечты.

  1. Всегда старайтесь практиковаться, придумайте сами себе проект и реализуйте его. Не получился первый? Получится второй.
  2. Читайте профессиональную литературу, не откладывайте это в долгий ящик. Пока выделю две, из тех, что я прочитала, они лучшие: «Чистый код» Боба Мартина и CLR via C# Джеффри Рихтера.
  3. Не отчаивайтесь, даже если вам отказали несколько десятков раз. Вместо этого проанализируйте, что могло пойти не так. Заведите блокнотик, где будете собирать обратную связь, и постоянно подтягивайте свои слабые стороны.
  4. Кто ищет — тот всегда найдёт. Повторяйте это себе как мантру в моменты, когда опускаются руки.
  5. Создайте себе портфолио: участвуйте в конкурсах, сделайте пару проектов бесплатно.
  6. Посещайте профессиональные конференции, знакомьтесь с профессионалами, спросите их совета.
  7. И самое главное, стремитесь работать там, где мечтаете.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось4
До обраногоВ обраному4
LinkedIn

Схожі статті




26 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Главное не попасть в топ-10 популярных псевдо-игровых компаний, по типу Plarium или чего-то подобного.
Иначе выйдет такое: хотел делать игры по типу колды а в итоге делаешь очередной донатный пылесос и приунываешь.

Так держать! А вот позиции типа Strong ... (Junior — опыт работы от 2-х лет, Middle — опыт работы от 5-ти лет, навыки коучинга Junior специалистов ..., Senior опыт от 7-ми ... ) по своему опыту советую обходить стороной.

ага, краще вакансії «сіньор від 3х років»

Молодец, Яна! Очень рад за тебя :)

Пані автор, от дивлюся на Ваш вираз обличчя і починати щось точно не виникає бажання. Моя ФБ-френдеса, що це мабуть перші вибори де навіть кандидати з білбордів посміхаються, а тут молода айтішниця всім виглядом показує, що не треба вам ні в який геймдев, бо там ужс :-)

Хто хоче — посміхається, хто хоче — ні. Все ок.

не знав, що програмісти оцінюють привабливість галузі по наявності посмішки на світлині у колег

так бывает, когда пришел делать ведьмака, а тебя посадили гиперкэжуал-какахи клепать

Сорі, френдеса ПОМІТИЛА чи писала, якщо хочете :-)

«Чистый код» Боба Мартина

цікаво, в якій ігровій компанії він є, той чистий код?

цікаво, в якій ігровій компанії він є, той чистий код?

В любой компании первые месяц-полтора жизни проекта: ну, по накатанной же... сначала кажется, что код идеален и вот теперь уж мы точно учли все прошлые ошибки и предусмотрели всевозможные ситуации. Потом — «ну ок, об этом не подумали, прикрутим сверху». Затем — «да блин, косо продумали архитектуру, ничего страшного, тут перепишем, а вот там трогать не будем, а то все нахрен развалится». Ну вы поняли, в общем :)

Принаймні, щоб відчувати, що певні речі не зовсім правильні. В тій безцінній книзі стільки цінних перевірених досвідом практик, що будь-яка її частина годиться. А щодо втілення, то дядя Боб там чесно пише — код не народжується чистим і досконалим, це неможливо. Він таким стає, поступово, ітеративно.
Особисто для мене мій розробницький досвід поділяється на до і після «Clean code», і це при тому, що я тоді вже за досвід і англійську носив тайтл сіньйора...

код сам чистим не стає, тільки якщо в процес закладено на це час (і команда читала книжку і зрозуміла)

Само собою :-)

Читаю про все эти превозмогания с целью стать джуном и понимаю, как мне повезло с местом и временем, когда айти не был чем-то особенным, туда никто особо не рвался, риэлторы, юристы и экономисты получали больше денег, и достаточно было попасть лицом в дверной проем и уметь написать цикл фор, чтоб взяли на работу.

Зауважу, що на першій роботі (2005-2008, правда лише останній неповний рік повну ставку), де я писав ще на Delphi, серед інженерів ми були дещо білішою кісткою (зп на пару сотень грн вище, привілей приходити на 9:00, а не на 8:00 і дуже обмежена здатність далекого від CS керівництва нас контролювати). Не скажу за маркетинг, але технологи, конструктори та електронщики зиркали на нас дещо скоса (електронщики менше, ми з ними набагато тісніше взаємодіяли і вони точно знали, що ми робимо)...
Ну і особисто мені то не так легко було, претендентів туди були троє, всі програмували, один був аспірант, а взяли мене, третьокурсника.

У меня самые дурацкие собеседования были как раз на джуна. Мне сейчас работу синьйором получить проще, чем 10 лет назад джуном.

Молодец!

Не отчаивайтесь, даже если вам отказали несколько десятков раз

Сейчас каждый второй через неделю после курсов, с одним написанным «хелло-ворлд» в портфолио, начинает ныть что его на работу не зовут.

А я рад за авторку, джуном можно начать с казуалок, потом перейти куда интересней. Я сам не так давно делал говно игры для фб инстант, сейчас пилю движок в адекватном проекте. Правда за меньше денег, лол))

Какая-то адская история. 40 собесов, год поиска работы .И это все на джуна... То ли автор долбилась в одну и ту же компанию целеноправленно (например в CD Project RED), то ли...

Хочется спросить: а бы ли мальчик? ©

У Якова Файна есть подкаст и видео о бывшем шахтере, который уехал в США, и, работая в такси, ходил на курсы и прошел более 60-и собеседований. Больше конкуренция — больше собеседований.

Честно говоря меня немного смутило количество собеседований, и чтобы все неудачные. Что плохо коррелирует с описанным опытом, знаниями и образованием.
С советами (но не всеми) согласна.

Создайте себе портфолио: участвуйте в конкурсах, сделайте пару проектов бесплатно.

портфолио согласна, но бесплатные проекты? тогда зачем брать вас на работу, если вы и бесплатно согласитесь что-то делать?

И тем не менее удачи. Надеюсь новое место работы поможет вам в вашем профессиональном развитии.

... бесплатно ...

Для своего личного портфолио — это инвестиция времени, которая, теоретически, должна окупиться, если сделаешь действительно хорошее качественное портфолио. Речь, я так понял, о своих личных проектах, а не на чужой заказ.

Насколько мне известно, например, в США очень похвально бесплатно работать (т.е. это хорошая строчка в резюме), как волонтер, на неприбыльную/благотворительную/и.т.п. организацию, если ты без работы.

Книги начала читать только после того, как устроилась на работу.

того й так

Захотеть в геймдев из-за третьего Курвака и получать удовольствие, педаля дженерик игры типа три в ряд для детей и домохозяек. Верю

Підписатись на коментарі