Аутсорс или продуктовые компании?
От редакции: На ДОУ тема аутсорсинга поднимается регулярно, вот например: раз, два, три. Что, в общем и не удивительно — тема эта «вечная», только детали меняются. Свежий взгляд изнутри.
Свою первую работу на полный рабочий день, еще во время учебы в университете, я нашел как раз в украинской продуктовой софтверной компании.
Не совсем продуктовой, компания была разнопрофильной и в ней трудилось около 200 человек, из которых около 20 — в отделе по разработке ПО. Оговорюсь сразу, что о компании этой я могу сказать только хорошее, как в плане отношения к сотрудникам и оплаты труда, так и в плане интересности проекта. Мы разрабатывали CRM систему в виде толстого клиента на платформе Microsoft. NET. Работа в этой компании, в плане опыта дала мне больше, чем три года работы в аутсорсе.
За время работы там наблюдал следующие явления:
- Желание разработать нужный компании и ее партнерам продукт с минимальными издержками.
- Уже рабочие системы, которые проработали на предприятии более 3 лет без единой перезагрузки.
- Увлеченность работой, люди всматривались в спецификацию, в код и отладчик с не меньшим интересом, чем в фишки, корреспондент, твиттер и вконтакте сейчас.
- Ввиду ограниченности бюджетов, активно привлекались молодые специалисты почти без опыта, которые, тем не менее, оказывались достаточно продуктивными в решении нужных задач.
На моих глазах это сменялось следующими тенденциями:
- Вместо существующих задач и реакций на отзывы началась забота о «будущем». «Будущее» состояло в отказе от решения привычных нужных задач и переключение на решение модных (тех, о которых на то время писали в бизнес-журналах) задач как ERP, CRM, SCM и других.
- Переключение с проверенных и надежных технологий на модный на то время Microsoft. NET. То, что производительность труда при этом упала раз в 8, а надежность производимых решений снизилась раза в 3, никого не волновало, потому что потенциальных клиентов должен был поразить. NET сам по себе.
- Так как точно никто не знал, что значат слова из пункта № 1, а руководству было лень и просто некогда думать, что же нужно делать — делалось что попало, не в сроки, и очень дорого.
- При этом все было круто, т. к. рынок сам по себе рос, и всем было все равно, что разрабатываются дорогие и ненужные продукты. Тут, как мне кажется, и начинает зарождаться кризис, когда производится куча дорогих и ненужных вещей.
На этом этапе я из компании ушел в аутсорс, где предлагалась в разы большая оплата и значительно более гибкий график работы, что на тот момент для меня было очень важно. Поэтому далее я наблюдал за этой и подобными компаниями со стороны. А происходили там не менее интересные вещи.
- В течение трех-четырех месяцев разработчики, которые хоть что-то смыслили и имели опыт с современными технологиями перешли в аутсорс, с повышением зарплаты в разы.
- Начальство пребывало в шоке от слов «штука баксов», которые, довольно опрометчиво, бросали работники увольняясь.
После этого, сам до сих пор не понимаю как, но руководство дошло до довольно очевидных для западных продуктовщиков истин:
- Программирование — это дорого.
- К программированию фичи нужно добавить еще тестирование, документирование, поддержку.
- Большинство уже выдуманных и разработанных фич совершенно не нужны заказчикам.
- Продукт не окупается.
- Нужно разрабатывать фичи только те, за которые либо наперед заплатили, либо 99% что заплатят в течение следующих 6 месяцев.
- Разрекламированные технологии далеко не всегда обеспечивают оптимальную продуктивность работы программистов.
Наконец, произошла главная, на мой взгляд, трансформация. После того как квалифицированные разработчики были разобраны аутсорсерами стало нужно думать. Если раньше разработчику типа go getter достаточно было указать направления, и он возвращался с реализованным функционалом, то теперь начальнику подразделения и менеджерам по продажам приходилось перед постановкой задачи ее хорошенько продумать самим. По-другому оставшиеся разработчики его бы просто не поняли. Часть фич отпала еще на этапе обдумывания как очевидно ненужная. Еще часть, при объяснении ее сути менеджерам по продажам, оказалось хоть и «крутой», но совершенно не продаваемой.
Результаты не заставили себя долго ждать: клиенты теперь не платят за ненужный их бизнесу функционал, а посредственные программисты имеют вполне нормальные условия труда. Кроме того, на программистов нельзя теперь просто наорать или загнать овертаймами, потому что, в крайнем случае, уйдут младшими помощниками старшего тестировщика в аутсорс. Вот так аутсорсеры помогают нашим программистам и нашим продуктовым компаниям выпускать то, что нужно.
В докризисные времена, разработка ненужных фич окупалась иногда тем, что их можно было продать как «инвестицию» клиентам. Теперь же, когда бюджет на «инвестиции» у большинства перекочевал в «бюджет на выживание» — такое провернуть весьма непросто.
Со временем, думаю, когда дешевизна перестанет быть конкурентным преимуществом украинских программистов те, кто не разленился, работая на аутсорсе, смогут найти работу в местных продуктовых компаниях и усилить их как в плане разработки продукта, так и его продаж на внешних рынках.
Маєте важливу новину про українське ІТ? Розкажіть спільноті. Це анонімно.І підписуйтеся на Telegram-канал редакції DOU
16 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.