О выгорании на работе глазами PM

[От редакции: автор статьи попросил сохранить его анонимность]

На протяжении полугода мои дни проходили примерно так:

Будильник, просыпаемся, час на продирание глаз, что-нибудь в себя впихнуть, чай покрепче и...пару успокоительных, чтобы выйти на улицу. Головокружение — ну сейчас пройдет, левая рука немеет — давай, шевели ею, слезы наворачиваются — ну что ты, соберись давай, такой день тяжелый предстоит, а ты уже с утра. Потом отдохнем, отпуск скоро. Идем на занятия перед работой, доброе утро, аудирование, слушаем внимательно, но не слышим, мозг продумывает план митинга, который через час. Офис, привет, давай потом, привет, через час, привет, напиши мне чуть позже, downloading 240 messages of 677, митинг: по плану, нет, не по плану, нет, девелоперы не груши околачивают, да, это 40 часов делать, мне жаль, что вас огорчил размер инвойса, да, понимаю, мы стараемся, нет, за 30 часов никак, совсем. Ок, всё. Нужно идти кофе делать, а то не хватает концентрации расписать ТЗ по любительской спеке.

Так, эффект от кофе есть, погрузились, ни одна фича толком не описана, как же вы себе это представляли? Да, Вася. Поищи вот там, в презентации было описание свойств айтема, точно. А тут что? Да, нормально, только выпиши отдельно что не в scope, нет, тут письмо не отправляем, да, шкаф берем. Светлый. О, у старого клиента сервак прилег. Петя в отпуске... Господа, я вас поняла, мы пошли искать, кто вам поможет, нет, сроки не могу сказать, ищем. Что-то в голове слишком много всего, выписываем todo. Посмотреть тестовое, резюме, отослать планирование, расписать ТЗ, выключить лишние нотификации, проверить статус фичи, отписаться про сервак, зашедулить звонок...15 пунктов, вау. Hi! Can you hear me? Perfect! Сегодня без апдейта, Петя в отпуске, как и писали. Давайте пока тут логику проясним. Мне очень жаль, что клиент вас прижал, но Васи нет. Вот так нет. Отпуск. Да, до конца недели. Нет, мы не обнаглели. Совсем не обнаглели. Точно вам говорю. Про логику будем? У меня 10 вопросов. Тут темплейт письма нужен, такой пойдет? Через какой сервис шлется? Я не знаю, давайте я у Васи спрошу, как вернется. Может быть и мейлчимп, но давайте ответа дождемся. Зачем мигрировать? Ладно, я вам кидаю вопросы, ответьте до конца дня. Фух.

Так, через 10 минут собеседование, настраиваемся. Добрый вечер, очень приятно! Расскажите, пожалуйста, про...Не взлетело. Да, резюме хорошее, но нет. Да, я тоже понимаю, что вакансию закрывать надо, но не справится. Где там наше ТЗ, нужно еще кофе, голова вообще не варит, еще и разболелась. Так, готово планирование, заменитель Пети и частично фича. По первым двум пунктам отписываемся, фичу смотрим. Мутный интерфейс. О, в очках лучше. Да ёлки-палки, это ж не то, что надо было. Риопаем, цитируем ТЗ. Минус два дня из ганта, завтра обрадую клиента. Всё, вообще уже ничего не соображаю, пора домой, на часах начало двенадцатого. Магазин, ужин, полночь. На завтра нужно постирать, не могу уже, красное сухое и спать, будильник переводим на час раньше, на тренировку успеть...и постирать...

Погружение в темп происходит незаметно, азарт всё успеть — довольно сильный мотиватор. Понимание того, что что-то не так, витает, но эти мысли отгоняются. Потом подумаем, а пока тут столько всего... Люди, разглядывающие листики на деревьях в парке днем, воспринимаются как тунеядцы. Собственная личная жизнь практически полностью выпала. После работы ощущение полного опустошения и умственной отсталости: тяжело произнести предложение, взгляд не фокусируется, простые мелочи, вроде открыть дверь, вводят в ступор, пять минут соображаешь, какой ключ к какому замку. Интересная вещь произошла с субботами — они тоже выпали. Встал, поел, лег спать опять, проснулся, помылся, поужинал и спать. И ты постоянно как-будто в какой-то трубе летишь, всё очень быстро, гулко, темновато и страшно, а вся жизнь где-то там, за трубой.

Ниже — несколько методов, с помощью которых обычно рекомендуют снижать нагрузку.

Делегирование

Самое очевидное — поделиться задачами с другими. Есть классическая стадия «я всё сам быстрее сделаю, чем объяснять буду». Обычно она проходит довольно быстро. Эффективней потратить время на обучение кого-то, чем за него делать. Итак, берем спеку, Маню и объясняем, что делать. Нужно прочитать, выписать все вопросы и непонятные места, а всё, что поняла, для начала пересказываем мне. В идеальном мире после пары сеансов работы над ошибками получаем: а) список вопросов клиенту и б) расписанные тикеты из того, что понятно.

В реальном мире и при стечении определенных обстоятельств:
— Мани в штате нет, её ищут, но пока не нашли.
— Маня есть, но по результатам чтения Маня приходит и говорит «я ничего не поняла».
— Маня говорит, что всё поняла, но по вопросам видно, что поняла совершенно не так.
— Вроде всё выглядит ок, Маня детально расписала ТЗ, ты по диагонали его проверил, таск ушел в разработку и...devil is in the detail. Что-то упустили, драма, ситуацию разгребаешь лично.

Что могло бы спасти:
— Наличие супер-Мани (ваш К.О.).
— Ужесточение собеседований, но тут дилемма между синицей в руках и журавлем где-то там. Хорошие аналитики, например, попадаются раз в год.
— Sandbox для сотрудника, что-то, на чем можно подучиться до выхода на сцену, но задание должно быть очень хорошо смоделировано.

Интересный подход — отправлять джунов/новичков сразу на ответственную работу. На моем опыте было так: если у человека потенциал есть, он открывался сразу, а вот если прогадали, приходилось дипломатически спасать ситуацию, и времени уходило раз в 10 больше, чем взять и сделать самому. Риск.

Эмоциональное невовлечение

Самое неприятное — отдуваться за чужие ошибки. Свои ты уже знаешь — и как не допустить, и как уверенно обосновать. Ну и если получил, то заслуженно. С чужими же — сложно.

Недавно коллега не успел в силу неопытности доделать регистрацию. Выяснили, что застряли на интеграции с сервисом N, верстке pixel-perfect (потому что фреймворк стандартными средствами сделать вот так не позволял) и логином через G+. Идешь в реальном времени всё это клиенту рассказывать, так и так, мы уже поняли что к чему, но по вот этим вот причинам не успели. И выслушиваешь, как всё плохо. С другой стороны, от девелопера выслушиваешь, как же эти чертовы гады требуют тут невозможное и не удовлетворяются стандартной формой. И нельзя напрямую все претензии сторон друг другу транслировать, гораздо продуктивней уже переработанную информацию передавать, поэтому весь этот негатив нужно выкидывать, а оседает он как раз в посреднике.

Что делать:
— Быть роботом. На практике не видела ни одного человека, который бы совсем не переживал. Те, кто пропагандируют «не парься», тоже парятся.
— Собирать опыт: 10 раз пережитая ситуация на 11-й уже не тронет.
— Воспринимать всё как какую-то пьесу: отыграл свою роль в этом конфликте, вышел из роли.
— Направлять куда-то всю пережитую дрянь, например, начать играть Grindcore :)

Вообще для меня этот один из самых сложных пунктов, и я не знаю, как абстрагироваться. Два эмоциональных переживания за неделю пройдут бесследно, а десять — уже не пройдут. Есть и обратная сторона — там, где было машинное общение, позитивные эмоции от чего-то успешно сделанного тоже были минимальные. А еще люди всё равно всё чувствуют и продуктивней с тобой работают, когда ты в bot mode off.

«Нет!»

Нет, в эти сроки мы не успеем. Нет, сегодня ответа не будет. Нет, эту фичу вот так не сделать. Нет, завтра тоже готово не будет. Нет, в 18 мне не удобно. Говорить «да» всегда проще, но часто это никому не на пользу. «Нет» работает, но до определенной грани: там, где другая сторона flexible. Но сторона может утверждать, что если 11-го не будет готово, то инвесторы закрывают финансирование, причем сторона явно не врет и сама уже звучит жалко. Или кто-то в разлетах, и созвониться действительно только в 18 может. Или сейлзы кровью добыли клиента, и нельзя его на произвол судьбы бросить, надо обязательно созваниваться завтра.

Тут проще:
— Пользоваться «нет», когда негативные последствия минимальные или под контролем.
— Различать not-flexible ситуации, где ваше «нет» станет deal breaker’ом.

8 часов в день

И никаких овертаймов. Есть такой концепт: делать, сколько успеваешь, остальное на завтра. Подход хороший, но плохо выглядит, когда есть поток задач, который ты не контролируешь. Расписал себе план, а в середине дня приходит гневное письмо от клиента: вчерашний деплой спустя сутки начал выдавать баги, которых на тестовом сервере не было и нет. А клиент уже запустил кампанию, и у него там поток юзеров пошел. Откладываем весь список своих дел, успокаиваем клиента, воспроизводим проблему, привлекаем девелоперов, чиним, проверяем, деплоим...И минус три часа из рабочего дня.

Еще говорят, что всё суперсрочное на самом деле не такое срочное, каким кажется. И действительно, в экстремально сжатых временных рамках из списка в 15 дел автоматом выхватятся два-три, остальное теряет остроту. Но это всё же экстрим, и отложенное на пару дней «пообщаться с девелоперам по поводу статуса фичи и успеванию» может вылиться в срыв сроков, потому что вовремя не заметили. Представляя, что идешь в отпуск, оставляя список дел коллегам, понимаешь, что дела пойдут медленнее и вообще как-то по-другому, и никто от этого не умрет и бизнес не потеряет. Значит, не такое уже и срочное. На практике, если ты начинаешь сам переносить дела «на потом», идет шквал недовольства и претензий, и гораздо менее стрессово просто сделать in the first place.

Как быть:
— Планировать, что у тебя, скажем, 4 часа в день, остальное оставлять на поступающие в реальном времени задачи. У меня очень слабо получалось, потому что никто не соглашался с тем, что «вашу спецификацию я разберу через две недели» (а остальное время у меня уже распланировано).
— Разнести обязанности по разным должностям, если есть такая возможность.

Я явно не упоминала, но мне кажется, что в этом месте уже становится понятным, что речь идет про нагрузку, которую можно свободно распределить на двоих-троих человек. Аутсорс часто волнами живет: сначала хватает людей и с запасом, потом зашел большой проект — и острая нехватка. В самой острой фазе у меня было 6 проектов(и 11-часовой рабочий день) + менторство и инфраструктурные вопросы, а также цель, чтобы качество оставалось хоть минимально приемлемым. «Мультизадачность» — это не повод гордиться, а констатация того, что ты работаешь с упавшим качеством.

Отдых

«Научись правильно отдыхать, восстанавливаться, и всё будет хорошо». Сначала выходные помогали. Занимаешься своими делами, ходишь гулять. Перерыв чувствовался. Потом эффект стал заметен от extended weekend, с прихватыванием пятницы или понедельника и уезжанием из страны. В какой-то момент стал спасать только отпуск, месяц можно было продержаться только на мысли про него. А потом случился отпуск, который не принес облегчения. Другая страна, куча планов, а ты можешь только лежать и на полчаса выходить на улицу, под ручку, потому что голова кружится и тело не слушается.

Отдельную радость стали приносить неожиданные вещи, вроде успеть помыть пол, к врачу дойти или к парикмахеру.

Как жить:
— Помнить, что ресурс организма исчерпаемый: брать больше выходных и не стесняться остаться дома, если нет сил.

Звоночки

Нет никаких критериев «нормальной» и «ненормальной» жизни. Главное, чтобы в удовольствие, но к себе стоит прислушиваться, чтобы в один день резко всё не поломалось. Вполне естественно говорить о чем-то, кроме работы, и заниматься чем-то еще — неестественно как раз наоборот. Утром нужно выходить на улицу радуясь. Ну ладно, не радуясь, но хотя бы не пересиливая себя. Много можно вытянуть, долго можно «собираться в кучу», мобилизироваться и уговаривать себя «не лениться, а взять и закончить». Но не всё то лень, что «не могу».

Замечать:
— хроническую усталость (это ненормальное состояние);
— сдвиги приоритетов в сторону работы («я не поеду на дачу, мне до понедельника кое-что нужно закончить»);
— невозможность поддержать какую-то тему разговора, кроме рабочей;
— игнорирование происходящего вокруг (смена времен года, открытие нового кафе, красивые облака);
— откладывание своих дел на потом (прочитать книгу, съездить на концерт, встретиться с друзьями etc).

Перфекционизм

Это не гордость, а помеха. И хотя agile подход довольно быстро отбивает желание отдавать только идеально готовый продукт, во многих мелочах стремление к идеальному бессмысленно тратит силы. Недоделанные чеклисты, недописанные письма и недопроверенная работа джунов не дают покоя и огорчают перфекциониста. Не получилось сделать идеально — считай, не получилось?

Выход:
— Если время позволяет, тешим перфекционизм. Идеально отформатированный и трижды перепроверенный документ всем будет приятно читать. Если времени впритык, базового форматирования документа будет достаточно.

Гиперответственность

Ты как бы чувствуешь себя ответственным (и виноватым) за всё. Пришел проект, где нет ни product owner’а, ни тимлида — берем на себя ответственность по организации этого хаоса. Хотя это проигрышный вариант — проект не спасти, если клиент точно не знает, что ему нужно, и не берется принимать решения. У коллег что-то пошло не так — идешь помогать. А может, пусть сами разбираются?

Баланс:
— Если есть время и азарт пробовать упорядочить хаос у клиента — можно пробовать. Но не надо продолжать, если стало понятно, что попытки тщетны.
— Если проблема у коллег серьезная и повлияет на работу и имидж компании — помогаем. Если не так серьезно, то сами разберутся.

Эмпатия

Тяжело вести механическое общение, когда фантазия очень живо ставит тебя на место собеседника, и ты начинаешь чувствовать, как он переживает из-за своих проблем. Хотя по долгу службы его проблемы тебя никак не должны касаться. И хоть ты ему не начнешь обещать что-то быстрее, чем возможно, эмоционально ты уже вовлечен в ситуацию. Мы не успеваем до Рождества — всё, фича бессмысленна, профита клиенту не будет, только одни траты на разработку. И ты включаешься в этот стресс, как бы нам успеть. Клиент приходит на митинг очень злой после общения со своим инвестором и выливает это тебе (что, кстати, непрофессионально). Да, бедный мужик, так попал, как же он теперь.

Да:
— тебя не должно волновать, какие у кого проблемы, которые не касаются твоей части работы. Настроение инвестора не должно влиять на ваш спринт;

Нет:
— совсем игнорировать чужие настроения нельзя, с постоянно расстроенным и недовольным клиентом дела не будет.

Вместо выводов

По результатам опыта возникает дилемма. С одной стороны, нужно включать безразличие к происходящему, особенно там, где ты поменять ничего не можешь. С другой стороны, и клиенты, и коллеги чувствуют искренность и открытость, и сами часто отвечают тем же. Но однозначно не стоит игнорировать сигналы тела. Если нет сил, то нужно отдыхать, а не пить кофе. Если на этом проекте у тебя постоянный стресс, не надо брать успокоительные, нужно что-то менять или уходить с проекта, если ничего не меняется.

Эйчарам могу посоветовать не радоваться, когда сотрудник добровольно сидит в овертайм и бросается на амбразуру. Наоборот, это тревожный сигнал.

Про себя — пришлось уволиться, заняться восстановлением и анализом того, как больше не попасть в эту мышеловку.

Лучшие комментарии пропустить

да кому вообще этот вонючий русский язык нужен? смысл понятен и окей

ну так, реально тяжело бывает. Причем тут бабло вообще? Можно и задешево помирать на работе, можно и за хорошие деньги. Каждый выбирает свое. Или надо зарабатывать копейки чтобы вы нами гордились? :) Принцип «Бесплатно учился, бесплатно работай» отходит уже в прошлое :) поругайте юристов еще которые $200-300 в час получают. Ну или бизнес. А еще брокеры биржевые, те вообще отпетые негодяи. Ведь деньги — это зло. Да?

учителям которые 3 месяца в году в отпуске + еще 3 раза каникулы? :) Да, покажите, давайте

«Мультизадачность» — это не повод гордиться, а констатация того, что ты работаешь с упавшим качеством.

Золоті слова.

Раньше скептически относился к выгоранию. В подобных дискуссиях скидывал картинки с усталым лицом шахтера и фразой типа «Ну давай, расскажи ему, как ты сегодня устал в офисе».
Пока сам не столкнулся с такой проблемой. Рано или поздно это всех коснется. И главное уметь вовремя это определить по триггерам или вообще превентировать. А то можно уехать в страну депрессий и откатов. И совсем не важно, 2-3к грн или $ твоя ЗП. Задолбаться может каждый.

103 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Хочу сказать что кофе, сладости и молочные продукты сильно форсируют хроническую усталость, подавлением синтеза тестостерона и форсированием синтеза адреналина. Как только запасы тестостерона расходуются — наступает синдром хронической усталости.

Тестостерон не жир, не откладывается. А его избыток нехило гробит организм, посему он так или иначе должен перерабатываться в организме, что и происходит.
А вот если железы, что вырабатывают тестостерон начали глючить, вот здесь уже и получишь его нехватку.

легальными способами переизбыток тестостерона вам не грозит )

Спасибо за статью. Ситуация очень знакомая. Тут главное вовремя сказать себе «стоп» и, либо уволиться, либо в корне изменить подход к работе.

Был когда-то такой к/ф «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?».

Спасибо за статью, хорошо написали. Не попасть в мышеловку просто, если есть хороший технический бэкграунд и финансовая подушка безопасности. Из общих соображений:
1. Не пытаться работать за двоих или троих. Чем там Маня поможет? Конечно, нужно было, еще двое нормальных PM. Один можно джун, другой с опытом. Или тимлиды опытные в командах. Или у части заказчиков свои PM должны быть. Если большой проект заходит, надо туда выделенного PM сразу вставлять.
2. Надо быстрее уходить. Поверьте, не везде так, как было у Вас. Если не получается нормально жить—ждать нечего.
3. Будете что-то искать, старайтесь выбирать продукт/стартап, там можно сосредоточится на одном проекте. Если аутсорс, то на одного крупного заказчика. Спокойней, интересней, продуктивней и работу виднее)
4. Говорите с будущим руководством за жизнь. Смотрите, что за люди, как они с друг другом, как с подчиненными. Грамотные руководители люди так с Вами не будут. Они почувствуют, что Вам плохо и что-то придумают.
5. У каждого человека индивидуальная мера возможностей. Приемлемый уровень стресса, максимальное количество часов в неделю. И это нормально, если количество эффективных часов в неделю меньше 40. Не факт, что менее выносливый человек заработает за жизнь меньше денег при прочих равных.

Меня лично сразу смутил момент 600 писем и объяснения про Васю лично клиенту. Для 600 писем есть Senior PM. Для объяснений про Васю — обычный. Это говорит о том, что по каким-то причинам в организации (Есть такая. Якобы швейцарская) практикуются аккаунты на 100 человек с одним РМ. Выгорание ни при чем. Если шла для кричащей строчки в резюме с прицелом на высшее звено, то грех жаловаться. Если впечатлил масштаб, а о последствиях не подумала, то для остальных тут только один вывод: нужно быть умнее. И всякие техники расслабления в данной ситуации не уместны. Нужно включать голову и бежать оттуда.

Джира может спамить, календари, и другие сервисы. Не обязательно что все письма от людей

А кто тут есть старый и опытный, расскажите как оно вообще выглядит выгорание?
Если, например 3 месяца не работал, потом вернулся, но уже в середине второй недели впадло работать — это выгорание или обычное распи*яйство?

легче методом от противного, выгорание бывает в двух случаях: либо психический недуг, либо человек — нюня

во всех остальных случаях это не выгорание, а лень

Проблемы типичны и связаны с основной причиной: не успеваем.
Когда будете искать другого работодателя, задавайте ему вопросы во время интервью. Как часто у вас люди работают овертайм? Если часто, то идти туда нельзя — там поломан процесс естимейт-сейлзы-команда. Спросите, участвует-ли ПМ или тех. лид в пре-сейл процессе. Кто определяет сроки проекта? Кто делает естимейты? В зависимости от ответов надо либо принимать офер, либо нет. Возможно стоит выбрать компанию с лучшими процессами, а не ту, где платят больше. И, конечно, отдыхать нужно почаще. Не брать два длинных отпуска в году, а брать много коротких (2 выходных плюс 3 отгула уже отпуск).

Но в целом, работа ПМа отвечать за работу других. Если вы устали от этого, смените специальность, например бизнес аналитик не отвечает за других.

Хороший совет, но как быть если представитель работодателя врет? Например говорит, что нет овертаймы а они есть?

Уличить его во лжи и пристыдить :)

Все врут в той или иной степени. Но это выясняется во время испытательного срока, который не только для работника же существует (да-да, капитаню).

Не брать два длинных отпуска в году, а брать много коротких (2 выходных плюс 3 отгула уже отпуск).
Зависит от человека. Для меня точно такой вариант не работает — в состояние реального отдыха надо дня три входить, потому отпуск меньше недели (9 дней с выходными) — деньги на ветер.

Бедная девочка.

Какой-то сексистский получился комментарий...

В описываемой печальной ситуации или работодатель идиот, устраивающий потогонку на ровном месте, или ПМ не умеющий справляться с планированием своей работы и делегированием обязанностей.
В первом случае — увольняться не дожидаясь машины с красными крестами.
Во втором — качать умения или уходить из профессии.

Мне кажется, человеку, у которого есть амбиции и желание «изменить мир к лучшему», в любом случае придется пройти такой hectic в своей жизни.

Я явно не упоминала
Интересно, это опечатка или палево?

Раньше скептически относился к выгоранию. В подобных дискуссиях скидывал картинки с усталым лицом шахтера и фразой типа «Ну давай, расскажи ему, как ты сегодня устал в офисе».
Пока сам не столкнулся с такой проблемой. Рано или поздно это всех коснется. И главное уметь вовремя это определить по триггерам или вообще превентировать. А то можно уехать в страну депрессий и откатов. И совсем не важно, 2-3к грн или $ твоя ЗП. Задолбаться может каждый.

При прочтении создается впечатление, что автором действительно закрывали позиции как минимум трех РМ-ов. На хорошего менеджера, как на любого профессионала надо тратится. А загонять сотрудника как лошадь — в конечном итоге опасно и не выгодно. Качество падает, риски растут. Даже самый ответственный работник может внезапно и очень надолго «уйти с рубежа» (инсульт, к примеру, как следствие хронического перегруза и нарушения режима работы и отдыха). Тогда прийдется спешно закрывать сразу большой кусок. Финансовые и репутационные потери неизбежны. «6 проектов и 11-ти часовой рабочий день» — сюжет мрачный. Подскажите, что мешает привлекать к работе столько сотрудников (в т.ч. РМ-ов), сколько это необходимо? Жадность? «И так справляются»? Хочу напомнить : «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».

Все что приходит на ум это, да вы тут совсе ох*** :) Какие выгорания блин :) Учителям или шахтерам бы показать подобный текст. Брр ужас.

учителям которые 3 месяца в году в отпуске + еще 3 раза каникулы? :) Да, покажите, давайте

Ага, 3 месяца, 1 месяц екзамены + даже без занятий они на работу ходят. Выходит около 1 месяца выходные. А еще может расказать как моя мама сидит до 2 ночи над тетрадками, над подготовкой к урокам, над написаниями каких-то идиотских сценарией и прочего?
Но что это я о грустном, оно же все по достоинству оплачивается, что этот месяц она в доминикане :)))) Короче оху*** некоторые из нас :)))

Причем тут ваша мама и тетрадки до 2 ночи, к проблемам перегорания на работе? :)

Всмысле не платят? Это все часть работы. Читание урока это не все :)
Да при том что сидя в комфортных офисах с спортзалами и плюхами, получая кучу бабла в сравнением с остальными 99% людьми в стране, находяться такие кадры что пишут как они бедные выгорают на работе и как им тяжело бдненьким.

ну так, реально тяжело бывает. Причем тут бабло вообще? Можно и задешево помирать на работе, можно и за хорошие деньги. Каждый выбирает свое. Или надо зарабатывать копейки чтобы вы нами гордились? :) Принцип «Бесплатно учился, бесплатно работай» отходит уже в прошлое :) поругайте юристов еще которые $200-300 в час получают. Ну или бизнес. А еще брокеры биржевые, те вообще отпетые негодяи. Ведь деньги — это зло. Да?

Вы бы для начала поинтересовались, что вообще такое «эмоциональное выгорание» и «профессиональная деформация», а потом уже умничали об учителях да шахтёрах

У учителя отпуск 45 дней, а не 3 месяца.

Розділ II
ЩОРІЧНІ ВІДПУСТКИ

Стаття 6. Щорічна основна відпустка та її тривалість. Керівним працівникам навчальних закладів та установ освіти, навчальних (педагогічних) частин (підрозділів) інших установ і закладів, педагогічним, науково-педагогічним працівникам та науковим працівникам надається щорічна основна відпустка тривалістю до 56 календарних днів у порядку, затверджуваному Кабінетом Міністрів України.
+ праздники и гос. выходные. + каникулы.

До 56, но по факту выходит 45 дней, практически все начало июня это экзамены, с середины августа подготовка к новому учебному году.
Осенью, зимой и весной в отличии от учеников учитель продолжает работать и на каникулах.

да. А теперь спросите сколько в отпуске обычно ПМы в году :) Хорошо если неделю. Имея обязательный отпуск 45 дней — работа мечты :)

А вот пусть ПМ не придуривается и не бесцельно новости читает и в монитор пялится в поисках прихода «потока», а еще летом распишет весь свой год по дням, чем будет заниматься, в какие недели у него будут вехи(контрольные работы), какие критерии оценки будут (критерии приемки), на сколько будет скорректирован запас по обучению с учетом эпидемий гриппа и невыхода половины учеников, как после первой четверти надо скорректировать весь остальной план, что-бы к концу года эти «альтернативно одаренные» дети таки смогли получить необходимый набора знаний, дабы независимая комиссия из других школ подтвердила как знания детей, так и квалификацию учителя. Пусть ПМ посидит после работы с позакласним подтягиванием ребенка или распишет себе вечером весь следующий день в тетрадочке план каждого урока в 45 минут из которых надо по 5 минут выделять на отдых, но так что-бы дети не заметили и эти 45 минут в тетради выходят в приличный доклад, со сценарием, антрактами и т.д., лишь бы детки не устали и хоть одну помодору выдержали.
p.s.: получился немного злой ответ, но побывав в ролях ПМ и учителя, однозначно считаю, что ПМ-ы придуриваются.

В малпинг тестинге понятно, что никакого.

Учителям и шахтерам? А вон в Африке дети голодают!

А вон в Африке дети голодают!
Далеко залізли, в нас теж вистачає голодних дітей, але це ніхто не скаже, бо сором

Не забуваємо, що «Среди процветающих стран Украина на 107-м месте между Сенегалом и Замбией»,
див. : prosperity dot com

Прочитала первый абзац ... Прям слёзы на глаза наворачиваются, пойду митинг мутить Т_Т

давно не було статей про вигорання... Аж хвилюватися почав :)

Небоись, через пару лет потоком пойдут. Возраст подберется, внезапно.

а потом идет ревью, где говорят что надо работать еще лучше и усерднее :)

Правильно говорят. Попользовал и выкинул.

Возможен ли вариант, что обязанности РМ (или РМ конкретно в ИТ) это не для автора? Ведь это специфический вид деятельности. Пять лет я работала в компании (не в ИТ), где помимо анализа данных большую (и собственно бОльшую) часть моей работы занимало координация проекта и работа с клиентами. Мне было очень тяжело, хотя считаю, прокачала некоторые навыки хорошо (сейчас помогает). Но сейчас я занимаюсь только анализом данных, никаких клиентов, никаких внутренних исполнителей — господи, насколько же жизнь стала проще!

Для того чтобы угорать не обязательно ненавидеть свою работу, наоборот имхо с любимой работой выгораешь еще быстрее. Я работаю с координацией проектов и работой с клиентами, свою работу обожаю, но это не значит, что я не устаю от нее. Я могу легко загнать себя как лошадь за месяц работы в режиме нон-стоп (потому что круто-круто, такие проекты, а скоро рождественские распродажи и надо все закончить, и потом надо конечно-же все-все починить, и вообще много работы, а еще каждый день гора митингов, и т.д.), а потом брать больничные чтобы неделю пытаться вывести себя из состояния ступора, снова вернуться на работу и продолжать оверделиверить.

И нах такое надо? У меня жена подобным занимается, приходится применять репрессии — забирать компьютер

Разве я что-то сказала про ненависть к работе?

Самое неприятное — отдуваться за чужие ошибки.
Вибачте, але в менеджера проекта не буває чужих помилок. Якщо ПМ шукає винуватого, то він займається не тією справою. Якщо ви берете всі помилки команди на себе, то ви таким чином захищаєте команду від негативу й проблем у майбутньому.

Ага, только вот разраб вообще никогда не виноват что не прочел условия задачи и сделал то что ему захотелось?)
Хоть меня сейчас и заклюют — то это рядовая ситуация, хоть и не частая.

Да, виноват и, да, так иногда бывает. Но такая ситуация случается на любом уровне — и QA рубит билд, потому что по своему понимает новый функционал, и ПМ может не так понять хотелки кастомера со всеми вытекающими...

Верно, но комментарий выше я восприняла как «на проекте виноват всегда только ПМ», потому и написала.
В статье имелось ввиду что внутренне ПМ не всегда приятно отвечать за ошибки других (на эмоциональном уровне), но он это делает, в том числе что бы прикрыть команду.
Но это не меняет того что это входит в наши обязанности, и такие вещи происходят каждый ...спринт, и ПМ относится к этому с проф. точки зрения спокойно, но мы же не роботы.

в менеджера проекта не буває чужих помилок. Якщо ПМ шукає винуватого, то він займається не тією справою.

ну потому что да, в идеальном мире ПМ должен учитывать возможность того что

разраб вообще никогда не виноват что не прочел условия задачи и сделал то что ему захотелось
и соответственно не придется отдуватся за это.

Риск-менеджмент это отлично, но элементарную внимательность это не отменяет.

На то ты и ПМ, чтобы так организовать работы, чтобы подчиненные не косячили, точнее у тебя был план на случай косяка подчиненного.

Но это не меняет того что это входит в наши обязанности, и такие вещи происходят каждый ...спринт, и ПМ относится к этому с проф. точки зрения спокойно,

Как бы подразумевает :)

Тут більше психологічна проблема, ніж реальна. Якщо психологічно ПМ готовий бути винуватим та прикривати команду, то проблем не буде. Якщо не готовий — чекай біди. Чи є провина насправді в нього, чи немає, нікого не турбує. ПМ — це відповідальність за результат.

Заклюют именно за то, что не удостоверился, что разраб

прочел условия задачи и сделал то что нужно
.
Ибо, когда корабль тонет — виноват капитан. И только потом еще поищут кто накосячил.
А не нравиться начальствовать, программисты всегда нужны и гемора меньше (правда и зарплата поменьше).

=) но какому разрабу нравится когда ПМ стоит над душой каждый час ? Естественно я вижу что сделал разраб через период, когда он уже что-то сделал, а не сразу.

Мікноменеджмент може бути корисним в певних ситуаціях. Не завжди. Наприклад в умовах сильного навантаження, втоми та деконцентрації команди, або в умовах введення нового співробітника в команду. Або через певні психологічні проблеми розробника.

виноват капитан
Сильно зависит от а) это корабль? б) это капитан?
Чаще же ж это просто не старпом даже а так «начальник смены»...
Ага, только вот разраб вообще никогда не виноват что не прочел условия задачи и сделал то что ему захотелось?)
Якщо розробник неправильно зрозумів задачу або щось зробив не те, то це не проблема розробника. Він лише виконував свою роботу. Можливо погано. Ви розумієте в чому заключений контроль над процесом? Якщо ПМ втрачає контроль (або не хоче його мати), то в нього завжди буде винуватий хтось, але не він сам.

А еще честные генералы стреляются. Поэтому остались только нечестные :)

«Мультизадачность» — это не повод гордиться, а констатация того, что ты работаешь с упавшим качеством.

Золоті слова.

Про себя — пришлось уволиться, заняться восстановлением и анализом того, как больше не попасть в эту мышеловку.
Вот почему здесь такие статьи необходимы. Я когда-то тоже начальствовал — ну его нахрен.
Но, есть много людей, которым дейсвительно похер на работу, главное, чтобы вышестоящий доволен был и зарплата росла, а про заваленную работы свалим на кого-нибудь вину — вот такие в начальниках задерживаются дольше всех и растут карьерно.
Различать not-flexible ситуации, где ваше «нет» станет deal breaker’ом.

Неужели это нельзя написать нормальным, одним языком? Тут нет терминов, тут нет ничего такого, что не воспроизвести в рамках русского языка! Когда Вы уже закончитесь, создатели невероятных языковых монстров?

да кому вообще этот вонючий русский язык нужен? смысл понятен и окей

И кому нужен этот вонючий code convention стандарт оформления кода нужен? Работает и окей.

ну только программистам и нужен, так что оставим русский язык учителям русского языка

Мне он не нужен, не распространей свое видение на всех программистов.

нужен не всем программистам, а нужен только программистам: принадлежность множеств наоборот

Программирование сегодня для людей, а не для машин

Нельзя,когда вы пишете и профессионально уже так думаете ,реально думаете .
Человек пишет без ошибок употребляя английские слова,шо вас не устраивает??

Слава Ктулху, я и не хочу понимать )) ибо имею свое мнение ,оно указано выше :)

Так пишите на английском, раз Вы на нем думаете. А то, как Вы пишите на данный момент — называется суржик.

Во-первых,именно я ничего не писала :) к чему ваша агрессия?
Во-вторых суржик,это нечто другое,отсылать вас к википедии не буду.
На ум приходит только pidgin English ,но опять же это смесь не совсем этих языков,но ближе и это вполне распространенный феномен в мире. И требовать писать от людей ,является возможным лишь в том случае,когда не понятен смысл :)

А на слово «шо» Вы мне ссылку в википедии найдете? ))
Я ни от кого ничего не требую, но ведь высказывать свое мнение еще позволено? ))

Опять же — я не присылала вам ссылки :)
Слово — «шо» в данном контексте ,является лингвистическим приемом ,дабы придать легкость и налет одесского флера, а проще — стёб .
Мнение-конечно да ... и моё мнение- пятница,хороший день,доработать и с чистой душой на выходные, чего и вам желаю :)

Евгений, в русском языке «Вы» пишется с заглавной только в двух случаях.

1. В начале предложения.
2. В личной и деловой переписке (с одним человеком).

Aber wenn Sie wollen «Sie» mit einem Großbuchstaben schreiben, können Sie in Deutsch kommunitieren.

Крайне признателен за исправление. И у вас опечатка в предложении.

Извините, у меня немецкий не родной и мало практики. И на самом деле там не одна опечатка, но я не настолько Grammatiknazi, чтобы перфекционизмом в комментах страдать.

Со всем уважением, но зачем вы начинали страдать?

Странный вопрос от человека, который в комменте выше возмущается наличием английских слов на ресурсе для айтишников.

Я не страдаю. Но одно дело, когда безграмотные продажники пишут «вы» с заглавной, а другое — когда такое видишь у человека, который ратует за чистоту русского языка.

Мне кажется вы запутались в показаниях и кроме этого оскорбили группу людей не имеющих к данной проблеме совершенно никакого отношения.

Нет. «Вы» можно употреблять с большой буквы и в том числе, когда идёт обращение к человеку с уважением (например, к читателю).

Неужели это нельзя написать нормальным, одним языком?

Так автор и пишет — нормальным профессиональным сленгом.

Про себя — пришлось уволиться, заняться восстановлением и анализом того, как больше не попасть в эту мышеловку.
Вот оно. Только увольняться в таких ситуациях надо гораздо быстрее.

Очень сложно словить нужный момент. Обычно осознание приходит, когда полимеры все просраны.

Через это просто надо один раз пройти чтобы понимать :)

«В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности»
© Лоуренс Питер

Просто это был ваш потолок..

Мені здається чи «РМ-и наступають»? А так не слабо пишуть, що в пам’ять врізається

— Помнить, что ресурс организма исчерпаемый: брать больше выходных и не стесняться остаться дома, если нет сил.
Не знаю всієї «гальорської кухні», як конкретно впливає на здоров’я і працездатність працівників, але чим більше береш вихідних (візьмем до прикладу бюджетників), то тим більше стаєш лінивішим і бажання йти на роботу іще менше (по собі кажу). А так на сльозу пробиваєте, не можна ж так...

тебя нанимают на 40 часов в неделю выполнять какие-то задачи, наделяют минимально необходимыми привелегиями и вешают обязанности, и в идеале все работает

если не работает, то 2 варианта либо сотрудник калечный и ему работа не подходит, раз он не справляется, либо поток реально сильно большой чтобы требовать его весь обработать и прокол уже у твоего начальства

вот эти странные решения снизу овертаймить, нервничать и т.д. кроме сердобольности не о чем не говорит: ну поовертаймил в краткосрочной перспективе чуть-чуть выиграл, в долгосрочной сильно проиграл — неправильное решение, нужно выиграть в долгосрочной перспективе, а проигрыши в краткосрочной не имеют значения, ведь завтра все забудут что было вчера, а про завтра забыть точно не выйдет, проблемы нужно решать сразу, а не откладывать пока гром не грянет

Где то забудут, а где то наоборот будут помнить. Тут снова же куда попадешь. Если контора живет от одного проекта до другого то конечно же забудут.

Жизненная грусть, тоска, печаль(

читаю и вытираю слезу. очень жизненно!

Сами в начальники полезли, за шкирку вас туда никто не тянул.

Рядовые разработчики точно так же себя под час загоняют.

Прочитал до конца и аж грустно стало...
s.pikabu.ru/.../1384782934_399156115.jpg

Подписаться на комментарии