×Закрыть

Пост IT директора в компании не IT профиля

Image via Shutterstock.

Мне довелось сменить несколько мест работы, начинал с позиции системного администратора, потом в течение нескольких лет занимал должность начальника ИТ-отдела. Получив предложение сесть в кресло босса, я решил подытожить опыт и описать рабочие задачи, которыми занимается директор по информационным технологиям, а также необходимые знания для того, чтобы претендовать на эту должность.

Ответственность и обязанности

Директор по ИТ — это руководитель высшего звена управления компанией, который задает направление развития информационных технологий в компании и возглавляет работу отдела или группы.

Основная задача директора по ИТ — поставить информационные технологии на службу предприятию: максимально упростить процессы деятельности, снизить затраты и увеличить прибыль. Причем, организовать работу нужно так, чтобы с одной стороны главенствующими были бизнес-задачи, а не ИТ объекты, но при этом работа ИТ отдела могла быть проанализирована и поддавалась оценке.

Зона ответственности такого специалиста — бизнес-приложения и инфраструктура, на которой они работают. Также он отвечает за организацию структуры ИТ подразделения и курирует ведение всех проектов предприятия в области ИТ.

В обязанности директора по информационным технологиям входит:
— Разработка и принятие стратегии развития информационных технологий на предприятии;
— Согласование стратегии, тактик и принятых решений с управляющей верхушкой компании, решение материальных вопросов для реализации принятых решений;
— Реализация принятой стратегии усилиями отдела;
— Организация взаимодействия специалистов внутри отдела;
— Мониторинг и контроль работы отдела;
— Организация взаимодействия с другими отделами и подразделениями компании.

Профессиональные задачи

Оценка инфраструктуры. Первая задача, которая стоит перед специалистом, только занявшим пост ИТ-директора — анализ и оценка вверенной ему ИТ инфраструктуры. Для сопоставления полученных результатов анализа некоторым эталонам можно использовать различные модели, к примеру, модель оптимизации инфраструктуры (Infrastructure Optimization Model) от Microsoft. Она состоит из 4-ех уровней и позволяет установить текущий уровень зрелости ИТ-инфраструктуры, а также поставить цели для дальнейшего ее развития.

Разработка стратегии. Это, пожалуй, основная обязанность ИТ Директора. Она требует максимального внимания, так как даже небольшие отклонения на этапе планирования могут привести к значительным просчетам на этапе реализации и — как следствие — неудовлетворенности результатом.

С точки зрения бизнеса, стратегия ИТ должна быть согласована с общей стратегией развития компании и обеспечить оптимальные по эффективности затраты на ИТ.

Gartner в своей публикации Six Building Blocks for Creating Real IT Strategies определяет 9 этапов реализации ИТ стратегии:
— Согласовать понимание требований бизнеса к ИТ (понимание направлений развития бизнеса);
— Определить процессы управления и контроля, выбрать финансовые критерии и инструменты для принятия решений;
— Определить будущее состояние архитектуры предприятия;
— Проанализировать текущее состояние ИТ и оценить варианты реализации;
— Разработать стратегию развития приложений;
— Разработать стратегию управления ИТ-ресурсами (задачи по развитию необходимых кадровых ИТ-ресурсов, позиционирование аутсорсинга);
— Подготовить документ с описанием стратегии ИТ и представить результаты для формального обсуждения;
— Организовать управленческий процесс поддержания стратегии в актуальном состоянии.

Если будут пропущены какие-либо этапы процесса реализации, то стратегии будут в лучшем случае малоэффективными, а в худшем — нереализуемыми.

Ретрансляция задач бизнеса в язык ИТ и обратно. Это повседневная задача Директора ИТ-подразделения, которая призвана обеспечить достижение глобальной цели — снижение затрат и увеличение прибыли предприятия путем упрощения процессов его деятельности с помощью информационных технологий.

Ежедневные задачи. Задачи, решаемые директором по ИТ, зависят в том числе и от масштабов отдела информационных технологий и количества специалистов в нем. Чем больше направлений затрагивает ИТ в компании, тем больше управленческой работы ложится на плечи ИТ директора, соответственно меньше технических вопросов. Если в департаменте ИТ больше 10-15 человек, директор департамента уже не занимается техническими вопросами самостоятельно.

Если говорить о моем обычном рабочем дне: он начинается с проверки состояния работы систем. Я не смотрю в каждый технический монитор, мои инструменты — общие панели и графики, показывающие качество работы ИТ системы. Далее подобным образом оцениваю состояние обращений потребителей ИТ-услуг. Провожу анализ критических задач, задач с превышенным SLA (Service Level Aggriment — термин методологии ITIL, обозначающий согласованный уровень качества предоставления данной услуги). Все эти показатели дают почву для общения с руководителями отделов.

На внутренние совещания ИТ департамента выносятся такие вопросы, как улучшение качества ИТ-услуг, реализация и контроль выполнения ИТ-проектов, вопросы развития ИТ-систем. В моем случае подобные обсуждения с каждым из начальников трех отделов занимают всю первую половину дня. Также в это время возможна работа с корреспонденцией и отчетностью.

Вторая половина дня — работа с потребителями ИТ-услуг (в первую очередь, с директорами других департаментов), решение задач, касающихся нескольких подразделений. Совместно с бухгалтерами разрабатываем технические изменения в алгоритмах работы бухгалтерской программы, совместно с электриками планируем обеспечение оборудования электропитанием. Подобные вопросы решаем и с финансовым директором, и с директором по продажам и т.д. На это фактически уходит вторая половина дня.

Необходимая квалификация и качества

Человек, занимающий эту должность, должен глубоко понимать как процессы предприятия, так и информационные системы, которые используются или планируются использоваться. Обычно эту должность занимает либо технический специалист с хорошими организационными задатками, либо управленец, который предпочел горизонтальное перемещение в должности.

Требования к техническим знаниям сильно зависят от специфики работы компании, а также от функций и бизнес-задач, которые реализует ИТ отдел. К примеру, если компания занимается юридическими услугами, то необходимо сделать акцент на знаниях из области обеспечения информационной безопасности и конфиденциальности. Если компания — новостное агентство, то кандидат на должность ИТ директора должен обладать знаниями о медиа-данных, иметь опыт в разработке качественных информационных ресурсов.

В целом же стоит сказать, что директор по ИТ должен обладать знаниями по теории построения сетей и серверных систем, понимать технические возможности организации совместной работы различных отделов компании (например, таких, как электронная почта, общие ресурсы и удаленный доступ к ним), иметь представления об основах программирования и автоматизации и, конечно же, обладать глубокими знаниями в системах, которые обеспечивают бизнес-потребности предприятия.

Однако технические знания отходят для директора по ИТ на второй план, поскольку должность эта все же управленческая, и около 70-80% выполняемых работ — это общение с заказчиками ИТ-услуг: например, обсуждение модернизации оборудования, проблем работы принтеров, бюджетирования проектов, развития ERP-систем и других программных комплексов. Кандидат на место директора по ИТ обязан знать принципы ITIL, методологии ITSM или подобные и иметь планы и виденья организации работ по подобного рода стандартам. Для ведения проектов в арсенале руководителя должны быть такие методы как Waterfall (каскадный метод) и Aglie (гибкий метод), а также их производные. Каждый из методов имеет свои сильные и слабые стороны, а также обстоятельства, благоприятные для применения. Ценность кандидата — умение правильно оценить все сильные и слабые стороны имеющихся методов и применить наиболее оптимальную комбинацию для достижения поставленной цели.

Что касается личных качеств, такой специалист должен отличаться гибкостью мысли, способностью принимать быстрые и правильные решения. Необходимы логическое мышление, холодный ум, общая эрудированность, тяга к исследованию и анализу, а также оптимизм, творческий подход, коммуникативные способности, умение балансировать и находить компромиссы. Также требуется одновременно глобальное виденье и понимание работы мелочей.

Дальнейшее развитие: возможности и горизонты

Через некоторое время директор по ИТ может столкнуться с тем, что весь требуемый функционал систем настроен и работает, доступность, надежность и производительность систем на высоком уровне, время обслуживания не превышает намеченных интервалов, процессы потихонечку приходят в нужное русло, механизмы исправно работают.

Вариант первый — оставить все как есть. Реальная работа будет занимать всего 6-7 часов в неделю. Таким образом, остается еще масса времени на личное развитие — однако все это за рамками обязанностей занимаемой должности.

Вариант второй — развивать карьеру дальше. Если интересно развитие по управленческой части, то, скорее всего, опыт позволит стать директором собственного бизнеса. А если все же есть желание остаться в технической плоскости, то можно рассмотреть такую должность, как цифровой директор. Этот «писк моды» мы рассмотрим в будущих статьях.

LinkedIn

36 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.
С точки зрения бизнеса, стратегия ИТ должна быть согласована с общей стратегией развития компании и обеспечить оптимальные по эффективности затраты на ИТ
пацан сказал — пацан сделал... все наоборот :-)
Первая задача, которая стоит перед специалистом, только занявшим пост ИТ-директора — анализ и оценка вверенной ему ИТ инфраструктуры. Для сопоставления полученных результатов анализа некоторым эталонам можно использовать различные модели, к примеру, модель оптимизации инфраструктуры (Infrastructure Optimization Model) от Microsoft.

Вариант первый — оставить все как есть.
Вариант второй — развивать карьеру дальше.
еще еще третий — пойти работать в ИТ-компанию)

В аутсорсе обычно такой опыт не очень нужен...

смотря о каком опыте говорить
Тут, человек, вроде и сисадмином был.
Вообще я о своем опыте, сам для себя нежданно негаданно подался в ИТ с позиции CIO в ритейл-компании)

Эмммм... А CIO не ИТ, не ;)?

Но CIO это ИТ.
Не, ну у меня похоже было, потому и вижу так.

Ja vot tolko ne poimu — v etoj statje rech idet pro CTO ili CIO?

Вторая половина дня — работа с потребителями ИТ-услуг (в первую очередь, с директорами других департаментов), решение задач, касающихся нескольких подразделений.

Особенно когда ты пытаешься им рассказать какие преимущества можно получить, но вокруг все себя считают акулами бизнеса, 40+ возрастом. Но все тупо тормозят, не дают реализовать.

Это очень сильно зависит от компании, есть и 50-летние директора которые двигают ИТ и понимают его необходимость..

А это еще сильно от позиции старшего пацана в компании зависит. В середине 90-х, когда компутеризировалась Свиточ, пан Андрій Тавпаш, тогдашний гендиректор, четко дал понять: или привыкаешь дружить с компутером на рабочем месте, или идеш лесом и ищешь себе другую работу. 50-летние бабушки пошли на компутерные курсы, а шоделать :8)

Статья ниочем, я такие рефераты в институте писал. Тоска.

С удовольствием выслушаю конкретные замечания, чтоб учесть их в будущем.

К примеру, если компания занимается юридическими услугами, то необходимо сделать акцент на знаниях из области обеспечения информационной безопасности и конфиденциальности. Если компания — новостное агентство, то кандидат на должность ИТ директора должен обладать знаниями о медиа-данных, иметь опыт в разработке качественных информационных ресурсов.
Остается впечатление что инфобезопасность нудна только в специфических случаях. Что ошибочно. И в новостном агентстве, и юркопании, и у оптовиков по продаже резинотехнических изделий — всюду инфобезопасность должна стоять во главе угла деятельности ИТ отдела. Тогда и сон у его руководителя будет крепче :).

Для руководства большинства Украинских компаний это непонятный термин.

Ровно до момента отказа БД или утечки клиентской базы и т.п.

Было даже частичное затопление серверной, но не помогло)))

Что не помогло?

Осознать что компании необходимо развивать направление информационной безопасности и непрерывности бизнеса.

А вот это как раз работа CIO кот-й должен правильно «продать» все.

Коментар такий, а стаття класна. Авторе, пишіть ще.

Хотелось бы подробнее:
О том как ИТ-служба помогает

снизить затраты и увеличить прибыль
О дашбордах
мои инструменты — общие панели и графики, показывающие качество работы ИТ системы
Общаетесь ли Вы напрямую с ответственными работниками или выстроена жесткая иерархия?
Все эти показатели дают почву для общения с руководителями отделов.
Может ли управленец без ИТ-образования быть успешным ИТ-директором?
либо управленец, который предпочел горизонтальное перемещение в должности.
В таких компаниях это почти нереально
Через некоторое время директор по ИТ может столкнуться с тем, что ..., механизмы исправно работают.
Реальная работа будет занимать всего 6-7 часов в неделю

Я постараюсь ответить до конца недели, Ваши вопросы вижу.

О том как ИТ-служба помогает снизить затраты и увеличить прибыль
В первую очередь — это автоматизация рутинных процессов, занимающих большое количество человеко-часов. Например, использование штрих-кодов при инвентаризации оборудования. Этим вы снижаете загруженность сотрудников, а возможно даже экономите несколько рабочих мест.
Потом автоматизация процессов предприятия, например прием сотрудника на работу. Вместо нескольких часов на оформления одного человека на работу уходит несколько минут. Что также освобождает время, для другой полезной работы. Третье — правильная организация офисного взаимодействия сотрудников, внедрение систем электронного документооборота и цифровой подписи снижает нагрузку на оборудование (поскольку на сервере хранится 1 версия документа, к которому все имеют доступ, а не 42 версии в 79 почтовых ящиках), снижает использование расходников принтера, предотвращает потери документов, упрощает процессы информирования и согласования. Системы мониторинга уменьшают время обнаружения и реагирования на изменения в работе оборудования, снижая количество требуемого персонала. Также как и Системы видеонаблюдения и контроля.
О дашбордах. мои инструменты — общие панели и графики, показывающие качество работы ИТ системы
В первую очередь я ориентируюсь на 3 основных показателя: количество заявок превысивших СЛА, показатель работоспособности систем, превышение сроков по проектам. А дальше — детализация этих показателей, исходя из задач конкретной службы ИТ.
Общаетесь ли Вы напрямую с ответственными работниками или выстроена жесткая иерархия?
Есть приказы, они обязательны для выполнения, соблюдения иерархии и прочих рамок. Есть отчетность — аналогична приказам, но механизм работает в обратную сторону. Все остальное — это человеческие отношения, которые играют очень важную роль. Задача руководителя наладить четкую работу подразделения и личные качества человека, занимающего эту должность , его талант и психологическая чуйка в значительной мере влияют на модель построения отношений между сотрудниками различных должностных уровней. Каждый выбирает, как ему комфортнее. Лично я предпочитаю общаться с коллегами в свободной форме, соблюдая субординацию в ключевых рабочих моментах.
Может ли управленец без ИТ-образования быть успешным ИТ-директором?
Отсутствие ИТ-образования не означает отсутствие знаний и отсутствие желания разбираться в вопросах ИТ на уровне, необходимом для принятия решений. Тут все, опять же, зависит от личных качеств руководителя. По моему мнению, управленец без ИТ-образования быть успешным ИТ-директором. Но на практике, мне не доводилось встречаться с такими людьми.
В таких компаниях это почти нереально
Давайте опишем сырьевую компанию, которая всегда меняется? 

Вопрос автору а если это гос. компания? Какие будут предложения?

в ГОС. компаниях как правило огромный слой бюрократии. сам начинал с Администратора гос компании.. Именно там необходимо в первую очередь соблюдать инструкции, результат не
важен.

Я задал вопрос не из банального любопытства. Сам работал Начальником ЦИТ по Киевской области.Отмечу основные моменты:
1.Cтратегии нет в принципе.
2. Ресурсов нет и не предвидятся.
3. Зоопарк ПО которые покупалась разными любителями откатов.Пример SAP и специализированное ПО от Softline
4. Состояние серверных плачевное
5. Зарплаты мизерные.
Список можно продолжать до бесконечности.

Серебряной пули нет.. Если у Вас есть рекомендации — давайте сделаем совместную выкладку.

Вы знаете надо обдумать предложение.

Через некоторое время директор по ИТ может столкнуться с тем, что
его выгонят/сократят, это третий и наиболее вероятный вариант )
а еще
Через некоторое время директор по ИТ может столкнуться с тем, что
все его подчиненные перейдут в айти, забив на неайтишные зарплаты и возвращаемся к карианту 3.
ну и наконец
Через некоторое время директор по ИТ может столкнуться с тем, что
он не может устроиться в айти сектор. может оно ему конечно и не надо, может
обсуждение модернизации оборудования, проблем работы принтеров
действительно очень интересно.
может столкнуться с тем, что весь требуемый функционал систем настроен и работает, доступность, надежность и производительность систем на высоком уровне, время обслуживания не превышает намеченных интервалов, процессы потихонечку приходят в нужное русло, механизмы исправно работают.
а может и не столкнуться. если бы с этим можно было столкнуться хоть когда-нибудь — не было бы даже понятия «ИТ-отдел», так, наняли ребят, они за пару временных периодов все починили и домой.

Он должен с этим столкнуться ! :) я бы даже сказал — обязан ! Не в ИТ секторе в разы меньше изменений в те же учетные системы, код , ИТ инфраструктуру итд. Все время тушите пожары ? Задумайтесь, скорее всего вы что-то делаете не так... Если необходимо — могу проконсультировать.

я в ИТ секторе.
я не о пожарах — я о расширении текущей системы, ни разу не видел клиентов, которые говорят «о, ну вот все, работает, на этом остановимся».

Подписаться на комментарии