Come work in Estonia – the most advanced digital society. Many Ukrainians already know that Estonia is affordable – become one of them and check out the jobs available!
×Закрыть

Типичные ошибки заказчика при работе с фрилансером

Всем привет. В последнее время я зарабатываю на жизнь консультациями по разработке компиляторов, парсеров, DSL языков плагинов под Intellij Idea и Eclipse. В работе чаще всего использую платформу Eclipse, фреймворки ANTLR4 и Xtext. В особых случаях приходится писать DSL-языки и руками. Проекты такого рода нужны не всем, но платят обычно хорошо, потому что на рынке таких людей немного.

В этой статье я хотел бы пояснить типичные ошибки, из-за которых заказчики не получают того, что им нужно, теряют деньги, время и попадают к фрилансерам в чёрный список (а вы как думали? Не только у HR он есть). Эти ошибки — следствие незнания или игнорирования принципов отношений заказчика и исполнителя, их сути. Также, по ходу дела, я дам советы, следование которым поможет общаться продуктивно и с удовольствием.

Итак, фрилансер (freelancer) — «свободный работник, частный специалист, который может одновременно выполнять заказы для разных клиентов» © Википедия. Как правило, фрилансер работает удалённо, отыскивая заказы через интернет. Занимается поиском более-менее постоянно, потому что работа имеет свойство подходить к концу. Это фактически бизнесмен — владелец фирмы из одного человека. Для многих фриланс — первая ступень к страницам Форбс (ну или они на это надеются). То есть неправильно строить взаимодействие с фрилансером по модели начальник-подчинённый.

Далее, коль скоро фрилансер — бизнесмен, выполняющий разовые заказы, он не является частью вашей команды. Заключение вроде бы очевидное, но при переговорах о нём часто забывают. Да, я прагматично работаю за деньги и не интересуюсь карьерой. Нет, я не дам вам скидку только потому, что у вашей быстрорастущей фирмы временные сложности с финансами. Тем более ничего не буду делать бесплатно. Почему? Да потому, что с одной стороны любая скидка означает меньше денег для меня и моей семьи. С другой — никаких плюсов конкретно для меня от неё не будет.

Зачем становятся фрилансерами

Причин несколько:

  1. Возможность самостоятельно определять время и место работы/отдыха. Фактически, фрилансер может работать в любом месте, где есть интернет в любое время, хоть с 24 до 7. Например, я прошедшую неделю провёл в Стамбуле. Полдня гулял и пол -работал.
  2. Фриланс может стать началом большого бизнеса. В начале ты глава фирмы из одного человека, потом нанимаешь помощников и пошло-поехало.
  3. Нет необходимости соответствовать корпоративным стандартам и принимать участие в политических играх.

Вместе с тем у фриланса есть и недостатки:

  1. Неравномерный график доходов и рабочей нагрузки: то работа и, соответственно, деньги есть, то нет.
  2. Необходимо заниматься всем сразу: поиском заказов, переговорами с клиентами, собственно работой, вопросами получения денег.
  3. Погонщика в виде менеджера над тобой нет. Поэтому требуются навыки самоконтроля и учёта рабочего времени.
  4. Практически каждый фрилансер был хоть раз кинут заказчиком.

Виды фрилансеров

Я разделяю два их вида: собственно фрилансеры и консультанты. Первые занимаются относительно простой работой, которая тем не менее является непрофильной для клиента. Пример — «сайт-визитка» для фирмы занимающейся ремонтом холодильников. Несложно, но заплатить за разовую работу дешевле, чем брать программиста в штат. Так что первые в основном продают владение преимущественно техническими навыками — отвечают на вопрос как.

Вторые — консультанты — решают проблемы. Отличие от фрилансеров в том, что очевидного решения задачи не существует. Требуется выявить, что происходит, предложить методы решения, зачастую самим составить техническое задание. Хороший пример: оптимизация работы энтерпрайз приложения на Java-машине. Профессионал в этой области может ускорить приложение минимум в 10 раз. При этом заказчик не знает, что именно надо сделать. Выявить это — задача консультанта.

Где найти специалистов и как выбрать подходящего

Собственно фрилансеров хорошо брать на биржах, таких как Upwork. Выбирать лучше всего по рейтингу: чем он выше, тем лучше. Однако, цена на работу у давно работающего специалиста с репутацией бывает соответствующей, да и за работой они не гоняются. Так что, вполне возможен и такой ответ: «Дорогой друг, спасибо тебе за предложение, но напиши мне летом. Сейчас никак не могу — очень много работы».

Можно ли поручить работу человеку без рейтинга? Конечно, да, но нужно понимать, что в этом случае вы рискуете. Неизвестно кто это: опытный программист, недавно работающий на бирже, или товарищ, вчера купивший книгу по HTML и думающий, что с остальным разберётся по ходу. Поэтому таких следует проверять на небольших и некритичных для бизнеса заказах.

С консультантами сложнее. Дело в том, что консультации возможны, если с одной стороны человек знает область очень-очень хорошо, а с другой стороны она достаточно экзотичная, иначе ответы будут тривиальны, и заказчик справится сам. К примеру, на upwork-е пункта «разработка инструментальных средств» нет вообще, поэтому лично я туда заглядываю редко. Где же искать? По публикациям, конечно. Консультанты обычно генерят для себя заказы с помощью статей, публикаций, лекций, проектов на гитхабе. Ищите там и обрящете.

Как формируется цена работы

Если фрилансер уже опытный, нижняя рамка цены не может быть меньше полуторной для штатного программиста из одного с ним региона. Почему? Да потому, что загрузка неравномерная, больничных и отпуска нет. Если ещё и получать меньше, чем за спокойную работу на дядю, лучше пойти в офис.

Правда и на минимальную планку фрилансер, скорее всего, не согласится. Он ведь работает на глобальном рынке и может брать заказы везде, не только в вашей богом забытой Кацапетовке. Особенно это справедливо для консультантов, которых на рынке может быть раз-два и обчёлся. Как говорится: не нравится — походите по базару, поищите дешевле :)

Отсюда ошибкой является попытка определить цену работы фрилансера исходя из того, сколько платят у вас в городе или стране. Оплата может быть как выше, так и ниже, но к вашему местоположению она никак не привязана.

Верхняя рамка цены всё же есть: она определяется вашей выгодой от полученной работы. То есть, если стоимость превысит xxx, вам проще вообще отказаться от заказа — вот это xxx и будет верхней планкой для вас. Из этого следует совет: торгуясь о цене, руководствуйтесь соображениями прибыли для вас конкретно и ничем больше. Иногда мне пытаются задвинуть такое: «Я слышал, что в вашей стране фрилансеры работают за xxx в час». На это я отвечаю: «Дорогой друг, мы говорим с тобой о нашем сотрудничестве. Моя цена вот такая. Если интересно, давай общаться дальше». Действительно, какое кому дело до того, как я распоряжаюсь финансами? Может я вообще на полюсе живу, в свободное время пью спирт и объезжаю белых медведей. И это аргумент, чтобы платить мне меньше? Я же не спрашиваю о том, сколько на моей работе имеешь ты. И отсюда еще совет: не считайте чужих денег.

«Что, если?» или заключаем договор

В качестве введения в проблематику предложу пространную, но подходящую к месту цитату из замечательной книги «Договориться можно обо всём» Гэвина Кеннеди:

«Вы коммивояжер, и вам необходим на месяц фургон, чтобы развозить товары в далекой Аравийской пустыне. Ваш хороший приятель из местных предлагает контракт на аренду автофургона:
„Один автофургон, $1000, аренда на один месяц“.
Что же плохого в простом и ясном („один автофургон и т. д.“) контракте?»

Ситуация очень частая в мире IT. Представим себе такой договор: сайт-визитка, срок реализации — неделя, оплата 200 долларов. Как этот сайт должен выглядеть, включается ли в услугу размещение на хостинге, а может быть и домен? Оплата покрывает неизбежные переделки, а поддержку, если да, то в течении какого времени?

Как справедливо указывает старина Гэвин, контракт этот не защищает ни исполнителя, ни заказчика. В результате сорванные сроки, выяснение отношений, потеря репутации у обоих сторон (помним, чёрные списки есть не только у рекрутеров). Отсюда совет: заключая договор, нужно прописать как можно больше подробностей и условий.

Изменились цели, или крепок задним умом

Положим, контракт ваш составлен идеально. Учитывает все подробности. Но в процессе работы вы поняли, что это совсем не то, что вам нужно. Время потеряно, деньги тоже. Чья это проблема? По моему мнению, ответственность полностью на заказчике. Вы читали договор? Читая поняли? Если нет, почему не обратились за разъяснениями и не потребовали внести их в текст? Так что теперь это проблема ваша. К счастью, решалась она множество раз и выход давно найден: итеративная разработка, или аджайл. В качестве классического примера можно привести скрам. Описание его выходит за рамки статьи, но вкратце, заказчику раз в неделю-две показывают, что получилось, а он выдвигает новые требования, базируясь на том, что уже видит. Но, как и везде, подход этот не универсален.

Во-первых, результаты работы часто бывают непонятны неспециалисту. К примеру, добавлял в алгоритм парсера обработку леворекурсивных грамматик. Что это за грамматика такая, зачем она нужна, почему это нужно делать сейчас, если результат не виден? Тут приходится или вникать в проблематику, или полагаться на мнение исполнителя. Но если во всё вникать, не проще ли самому сделать?

Во-вторых, невозможно указать фиксированную цену за работу, если объём её неизвестен.

Что же делать? По поводу первого пункта совет будет таким: выбирайте специалиста, которому вы доверяете. Совет по второму пункту такой: определите минимальный набор, без которого ваш проект жить не может, и выполните его в первую очередь. Собственно это является частью аджайл-манифеста.

Замечание. В случае с консультантом, решающим проблемы, ответственность за неверный выбор целей проекта лежит отчасти и на нём. Но вот, бяка случилась, декларируемые цели не совпадают с реальными, проект отчасти реализован. Как такую ситуацию предупредить? Правильно: думать головой и записывать в цели проекта именно то, что вам нужно. Именно поэтому я, как консультант, часто задаю вопрос «зачем»? Вам нужен новый язык программирования? Для чего? Быть может удастся обойтись xml, json или yaml? Нужен плагин под Eclipse? Почему обязательно под Eclipse и почему плагин? Возможно вас устроит правильно настроенный emacs? А может для ваших задач и вовсе подойдёт онлайн редактор? Это не от того, что я не хочу получить работу, мне лень что-то делать или я считаю себя умнее вас. Просто я хочу вам помочь, основываясь на своих знаниях и опыте, не просто выполнить заказанную работу, но решить проблему — снять вашу боль.

Давление, манипуляции, шантаж

Любой хочет сэкономить, поэтому понятно желание получить за свои деньги чуть больше (а может и не чуть) изначально оговоренного. Механизмы для этого известны: задержка последней оплаты и шантаж плохими отзывами. Да чего там последней, каждый фрилансер в начале деятельности сталкивался с тем, что заказчик, получив заказ просто пропадал. Обжегшись на молоке, дуешь на воду, поэтому большинство принимает меры, чтобы подобного не допустить.

Во-первых, учишься говорить слово «нет». В моём случае, это состоит в установлении предельного срока оплаты, после которого я перестаю работать. Есть ещё один срок, после которого я перестаю общаться вообще. Почему? Потому что бесплатно ничего не делать гораздо дешевле, чем бесплатно работать. Кроме того, время не резиновое: работая на одного заказчика, запросто можешь упустить другого.

Во-вторых, каждый успешный фрилансер хорошо снимает лапшу с ушей. У вас может быть много-много заказов в будущем (а может и не быть), вы станете самыми лучшими, мегауспешными, только мне-то какое дело? Где гарантия, что эти заказы (если они будут) достанутся мне? Поэтому ничего бесплатно в чаянии будущей манны небесной я делать не буду. Скидки возможны, но если это выгодно: например, мне доверяют заказ с технологией, которую я хотел бы освоить, но пока мало знаком. Из вышесказанного следует совет: шантаж опытного фрилансера бесполезен, он просто перестанет с вами разговаривать.

Невыплата последней суммы имеет смысл только, если вы никогда-никогда не будете обращаться к этому фрилансеру. Был у меня такой случай: делал DSL, оплату последней итерации зажали. Через некоторое время обращается ко мне тот же заказчик за модификацией. Говорю, мол, дружок, ты же не оплатил последнюю порцию работы. Оплати и тогда можно продолжить разговор по поводу следующей. Он туда-сюда, мол ты точно будешь делать? Я говорю: «В начале оплата предыдущего, и только потом разговор о следующей». Делать нечего, пришлось ему платить. Он правда пытался пропетлять, мол я заплатил, деньги скоро будут — начинай уже работать. Нет, говорю, в начале они должны прийти мне на карту. Пришли, всё в порядке. Я говорю: «Хорошо, но сейчас я занят очень, если хочешь могу сделать работу по премиальному тарифу (и задвигаю цену большую на порядок). Ну, или жди пока я освобожусь (хе-хе)». Как так, говорит. А вот так! Ты был должен за предыдущую работу — её и оплатил, я о дальнейшем сотрудничестве говорить не отказываюсь. А что цена изменилась, так никто не гарантировал её постоянства.

Последним советом будет такой: не плюй в колодец, или обманывать того, к кому придётся ещё не раз обратиться, себе дороже.

79 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Статья интересная, а главное — видно что не раз прожитая.
Однако я немного не понял — автор предлагает идти на Upwork, но упоминает сайт-визитку ремонта холодильников. Владимир, вы хоть сами верите, что ремонтники из, скажем, Хмельницкого, будут делать заказ для своего сайта-визитки на Upwork?

ремонтники из, скажем, Хмельницкого, будут делать заказ для своего сайта-визитки на Upwork
Подставь Сиэтл или Оттаву вместо Хмельницкий.

А вы думаете, что профессионал будет делать дешевле апворка только потому, что это Хмельницкий?

Я не про цену, я про место поиска исполнителя.

Чем место плохое? На порядок лучше русскоязычных сервисов

Так наоборот — не слишком ли хорошее? :)
Да и украинские никто не отменял.

Не, ну ремонтники из Хмельницкого, как ни крути, будут оставаться украинскими заказчиками.

Главное, чтоб украинский менеджер не пришёл. К сожалению, мировоззрение этих людей смесь советской штурмовщины и постсоветского жульничества

Не могу согласится в целом, но то что часть украинских менеджеров являются таковыми, это да.

Интересная статья здравомыслящего человека. Мне показалось, что каждый пункт выверен, обдуман и рационален. Никаких посторонних эмоций, только деловые отношения. Круто и похвально, автор молодец!

Вспомнился диалог по окончанию работ:
Заказчик: Если мне понадобятся правки, вы ведь сделаете их для меня бесплатно?
Исполнитель: Да, конечно. А когда у меня закончатся деньги я ведь могу попросить у вас еще?

Слышала аналог из цикла «вопросы на собеседованиях»:
Работодатель: Будете ли вы продолжать у нас работать, если мы перестанем платить зарплату?
Соискатель: А вы будете продолжать платить мне зарплату, если я перестану у вас работать?

Прикольно, что советы от Кэпа оказываются не очевидными, читая обсуждение.
Хотя Кэпом опущен момент скажем так с профессиональными кидалами.

Встретишь еще. Профессиональные кидалы есть во всех видах деятельности людей. Но, если будешь следовать своим же правилам выше, то они тебя обойдут стороной (стукнутся и отвалят).

Ничего страшного, просто так же, как и в жизни не вестись на сладкие обещания и ждать подвоха.

Так я и не пишу про страшное, я напомнил упущенный ТС момент.

Разве это выгодно на апворке сейчас?

Это всегда и везде было, есть и будет выгодно.

Странная статейка, как по мне. И комментарии тоже. Да, я не сеньор программист, извините что влез. В статье рассмотрены только проколы заказчика, мол не платит или нет чёткого ТЗ и так далее. Но ни слова о том, что сам сеньор программист может оказаться редким бараном. И что самое обидное, заказчик это понял уже на середине проекта. И тут уже никакие кредиты не помогут, сеньор Vadim Kopanev.

Для этого существуют претензии, их предъявляют исполнителю. А еще есть проверки на мелких заказах, читаем статью внимательнее

Раз существует возможность друг другу предъявлять претензии, тогда зачем такая длинная ядовитая статья? Написали бы просто ..ребята, в случае коллапса у вас есть возможность предъявить претензию. Или просто потратить немножко денег для того, чтобы найти себе подходящего разработчика на серьёзный проект.

Чтобы люди понимали суть отношений фрилансера и заказчика

Суть отношений фрилансера и заказчика в наработке доверия друг к другу. Рассказали бы лучше о возможных причинах неоплаты последнего этапа. Зачастую такое бывает когда разработчик упирается и говорит: а это не входило в скоуп задачи и делать не буду либо платите еще. И тут все становится на свои места. еще раз. Если вы дошли до последнего этапа и он вам платил и выделали работу, значит что-то пошло не так и вероятнее всего с обоих сторон.

Просто человек подумал:зачем платить если можно не платить. Это все, никаких претензий он не высказал

Разве? Ты когда сантехника или штукатура нанимаешь, то суть твоих отношений в наработке доверия друг к другу?

В конечном итоге да. А вы дадите делать работу (любую) человеку которому не доверяете?

Ну попробуйте сантехнику, вызваному по протечке, сказать что раковину нужно передвинуть, и это уже вошло в оплату его услуг. Кстати, ответ можно запостить сюда, как иллюстрацию. Ну или для разнообразия, после разводки воды по дому, заявите бригаде, что ванну нужно передвинуть, и это уже вошло в оплату их услуг.

ну мудаки есть в достаточном количестве с обоих сторон, как собственно и везде. че об этом писать-то?

ну и он сам от этого пострадает, если заказчик не такой же баран и напишет что как за сколько и когда должно быть и какие санкции, если не будет

то что средний уровень в айти низкий я и так знаю, только зачем об этом писать, так где об этом не говорят вообще?

> Я говорю: «Хорошо, но сейчас я занят очень, если хочешь могу сделать работу по премиальному тарифу (и задвигаю цену большую на порядок). Ну, или жди пока я освобожусь (хе-хе)».

Крайне не понравилось и перечеркнуло хорошее впечатление от статьи в целом. Требовать оплаты правильно и нужно. Но вот подкладывать свинью в ответ считаю дурным тоном.

Я знал, включая этот пункт, что обязательно найдётся человек который скажет: «нехорошо подкладывать свинью».
Давай рассмотрим альтернативные варианты.
1. Сказать:"ты козёл, я с тобой общаться не буду". Тогда оплаты последней работы я не получу.
2. Согласиться делать по обычной цене. Тогда этот заказчик подумает, что не оплачивать последнюю итерацию нормально и новый заказ тоже оплатит, когда наступит необходимость в следующей порции работы
3. Получить свои деньги за предыдущий заказ, потом сказать:"ты козёл, я с тобой общаться не буду«. Это прямое враньё, согласен?

Теперь давай посмотрим, что сделал я.
1. Получил долг за предыдущую работу.
2. Никого не обманул.
3. Отказал проблемному клиенту-врунишке дав ему возможность «сохранить лицо».
4. Если чел согласился-бы делать работу по указанной цене, это было бы оправданием риска, что человек опять исчезнет.

Может быть есть другие варианты поведения? Какие? Устроить срач на dou.ua, мол вот какой плохой клиент — не заплатил? Дать его емейл коллекторам?

Всё это имхо не плохие, а очень плохие варианты.

В заключение добавлю, что главная цель моей работы — обеспечение себя и своей семьи и мне не нужны клиенты-кидалы. Так что, уважаемые кидалы, пожалуйста не пишите мне.

Остальным добро пожаловать

Так обычно разрывают контакты. Когда вы разочаровались в работе с каким-за заказчиком, но он продолжает вам накидывать проекты. Да ещё и не делает последнюю выплату пока вы не возьмёте новый проект от него(не хочет вас отпускать). Тогда остаётся только самый крайний метод — повысить цену, чтоб он сам от вас отвалился. Но если речь про один и тот же проект, то цену поднимать ни в коем случае нельзя. Это не профессионально. Заказчик закладывает определённый бюджет и не может легко сменить программиста и посадить его за чужой код, а вы тут внезапно под конец заламываете цену.

А не платить пару месяцев, потом объявиться мол мне нужны изменения может? Да, я хотел от него избавиться получив всё, что он мне должен. И если кто то ступает на скользкую дорожку обмана, должен понимать — в конечном итоге это обойдётся дороже. О чём недвусмысленно сказано в статье

Заказчик закладывает определённый бюджет и не может легко сменить программиста и посадить его за чужой код
На это и рассчитывалось. Тот, кто сознательно обманывает должен быть наказан.

Не платит? Плохо, но не страшно. Прекращаете работу, берёте другие заказы. Смог в итоге оплатить? Отлично, берём доделать задачу, но делим её чуть ли не на ежедневные маэлстоны, а после завершения проекта сворачиваем удочки. В итоге никаких подлянок и все довольны.

То есть, мсье предлагает либо подарить часть денег какому то козлу, либо рисковать что с последним мейлстонуном меня всё равно кинут? Я правильно понял мысль?

Ещё раз: для меня первоочередным является обеспечение себя и своей семьи. При этом недопустимым я считаю убивать, воровать, нарушать договорённости.

Делаю я это не из за альтруистических побуждений, а потому что хочу чтобы ко мне приходили люди и заказывали ещё. Тот человек как заказчик мне не нужен. Поэтому я получил с него оплату за уже сделанное и повысил цену до такого уровня, чтобы он сам отказался от дальнейшей работы. При этом я его не обманул. Ясно ведь было сказано: "обсуждение следующего этапа работы ТОЛЬКО после оплаты предыдущего. ОБСУЖДЕНИЕ — не автоматическое начало работы, тем более не работа по той же цене.

Да, у него из за этого скорее всего были проблемы, но я этого и добивался. Я как раз ХОТЕЛ, чтобы он был недоволен.

Почему? См. выше: жадных мудаков надо наказывать: я делаю работу, чтобы купить норковую шубу своей жене, вовсе не из за альтруистических мотивов. Поэтому, пропадать на два месяца и потом как ни в чём не бывало требовать продолжения работы считаю недопустимым.

А теперь поставьте себя на его место: у вас внезапно возникают финансовые трудности, но вам стыдно об этом сказать программисту(есть такие национальности) и вы из всех сил потеете чтоб где-то нашкрябать впритык недостающие средства. Выходите на контакт с программистом, а он такой «у меня сейчас сеанс массажа, позвоните летом, и теперь я в два раза дороже». И что ему теперь делать? Нанимать работника, который убьёт 90% времени на то чтоб разобраться в сути вопроса и в вашем коде, а к этому моменту превысит бюджет в 3 раза?
Поэтому если даже он не заплатит за последний день работы — это не страшно. Можно подумать у вас работа на 2 дня обычно и вы теряете половину средств. Потерять 1/14-1/30 это в пределах разумного.

кредит взять, раз такая бестолочь что в минус умудряется работать, почему локальные проблемы одного человека, должен разделять другой человек, которые даже не друг?

Всё же считаю лучшим пойти человеку на встречу. Но ваша позиция мне тоже понятна, я раньше тоже так делал. Оставим этот выбор на личное усмотрение каждого. С наступающим всех!

Навстречу можно пойти человеку, который об этом просит.

А теперь поставьте себя на его место: у вас внезапно возникают финансовые трудности
Я тогда поступаю двумя способами.
1. Уменьшаю затраты.
2. Говорю: чувак, вот такая фигня случилась — денег нет. Будут ориентировочно такого то числа, такого то месяца. Ты сможешь подождать? Как правило, фрилансеры легко идут на уступки хорошим клиентам, правда он и хорошим клиентом не был :)
стыдно об этом сказать программисту(есть такие национальности)
Дядя, пойми — это бизнес. Мне плевать каким он был в детстве мальчиком и какую психологическую травму нанесла ему соседская девочка. Я нахожусь в точно таких же условиях как и он: мне не дают на рынке золотых украшений в долг. Если кто то помогает, то об этом или прошу я сам, или кто то ЗНАЕТ о моих обстоятельствах.
И что ему теперь делать?
Учиться вести бизнес.
Поэтому если даже он не заплатит за последний день работы — это не страшно
Позволь мне ответить цитатой: «не считайте моих денег». Если тебе не впадлу брать чужие проблемы на широкие плечи — транспарант тебе в руки и барабан на шею. Я же, смотри выше, работаю ради себя и своей семьи.

Раз уж тебе так хочется обвинить меня в мелочности скажу, что речь шла о оплате двух последних недель работы.

с автором статьи я тоже не согласен. В другом обсуждении, на эту же тему.

Но вот тут — считаю что он правее чем вы.

Бизнес отношения — это в первую очередь — корректные отношения. Бизнес-этика — это рафинированная, до сухого льда, корректность. «Поставьте себя на его место» — это уже не корректно, это попахивает манипуляцией, попыткой нажать нажать на кнопку «общечеловеческих ценностей». А эти ценности уже вне бизнеса. Это уже в области культуры, религии. Вы ж не хотите чтобы ваш бизнес партнер китаец стыдил вас как нарушителя конфуцианских ценностей? (Причем не сомневайтесь, он то их нарушит с вами, потому что вы для него «варвар», и он не считает нужным соблюдать их с вами как с равным)

Если заказчик вместо того чтобы как угодно объяснить, с посыпанием головы пеплом! — почему он не хочет(может) оплатить работу вовремя начинает «нажимать на кнопку» — у меня трое детей (реальный случай) — то в ответ он должен получить уже ледяную реакцию.

Потому что — бизнес — это корректность. Не всегда честность, да. Но никак не принуждение к благотворительности

Напишите мне игру? А я вам оплачу когда мне еще одна понадобится, и если эта принесет мне денег. Может быть. Ну поставьте себя на мое место, я безработный человек, у меня финансовые трудности.

Сделать так, как говорите Вы — внедрить в сознании заказчиков: «за последний этап можно не платить постоянно, за это ничего не будет, зачем платить больше?».

То есть, мсье предлагает либо подарить часть денег какому то козлу,
Фу, как некультурно. © Фрекен Бок.
А это случаем не те самые «козлы» которые мешают нам жить?

Нет, это те козлы с которыми не нужно работать.

Тот человек как заказчик мне не нужен. Поэтому я получил с него оплату за уже сделанное и повысил цену до такого уровня, чтобы он сам отказался от дальнейшей работы.

Типичная ситуация с арабом из Лондона из моего опыта. Изначально платил втрое дешевле средней цены да еще и нервы трепал тем, что все ему не подходит. оказался «реселлером», причем неопытным. Он у клиента неправильно расспросил и мне все время все переиначивал, когда тот ему новые требования выставлял. До заказа я его не знал даже имени, потом нашел и выяснил, что у него «веб-девелоперская фирма», и он в этом ничего не понимает, просто берет заказы где-то в офисе и выполняет за счет фрилансеров.

Извините, а вы на дороге тоже «учите» тех кто вас подрезал?

Но если речь про один и тот же проект, то цену поднимать ни в коем случае нельзя.
А если проекту несколько лет (фичи не кончаются)? Экономическая ситуация меняется

Можете делать что угодно, но!
1. В рамках закона(ов)
2. Не называя козлами даже тех кого очень хочется так назвать.
Поверьте у меня то же есть клиенты которые не заплатили, и да я злюсь готовя сейчас документы для подачи в арбитражный суд.

Что то не понятно где здесь исполнитель поступил вне рамок законов?))
Да и козла козлом не называл, лишь выдвинул такую опцию в рамках данной дискуссии)

готовя сейчас документы для подачи в арбитражный суд.
Надеюсь, не в украинский суд?

Вполне стандартная методика при отсутствии конкуренции.

После «ой так получилось» проблем с последней выплатой работаем по полуторному тарифу и после 100% предоплаты. Но тут важен самоконтроль уж очень хочется «нехорошему» заказчику и гадости в код накидать и со сроками протянуть. Но нельзя. Профессионализм должен быть во всем и опускаться до уровня кидания какашками это моветон

Совершенно верно: взялся за работу — делай её

Другой вариант поведения — после получения оплаты за последнюю итерацию, сообщить, что дальнейшее сотрудничество возможно только при 100% предоплате каждой итерации. Т.е. перенос финансовых рисков на заказчика.

С локальными клиентами я делаю только так. Вот один из последних мне предоплату уже две недели обещает. Разбито на три этапа и он пришел ко мне от другого клиента, который подтвердил ему, что я все выполнил по его работе после предварительной оплаты.
А начинал в стиле: «Приступайте к работе, все оплатим вовремя!».

На апворке же много методов соскочить клиенту без оплаты. уже описывалось выше, да вплоть до обвинить тебя в некомпетентности при разборке после. Я стараюсь больше вести переписку с клиентом, чтобы можно было доказать, что моей вины нет.

Есть еще вариант № 4. Забрать долг, когда он к тебе обратится и дальше с этим клиентом работать по предоплате. Утром деньги — днем стулья, днем деньги — вечером стулья. Аргументация здесь очевидна и клиенту сложно будет с ней спорить.

Это всё равно, что прямым текстом сказать: я тебе не доверяю. Вопрос: зачем мне такой заказчик?

Конечно не доверяешь. И он это должен понимать. Но также каждый программист должен заботиться о поддержке своего продукта. Если же программист делает свой продукт, а потом забивает на поддержку, то зачем заказчику такой программист?

Ну вот пусть этот конкретный заказчик и поищет другого программиста

Свой? Серьезно? А мне казалось что это продукт заказчика, а не программиста.

Да, это не так грубо, как повышать цену, плюс мотив предоплаты — очевиден.

Как по мне после оплаты я бы даже не говорил что по премиальному тарифу возьмусь, до тех пор пока клиент не докажет/сможет гарантировать как то, то что оплатит последнюю часть работы.

Цена была такой, что он не согласился бы точно

Где здесь свинья? Поясни.

Какая свинья? Вообще то повышение цены — это последствия снижения рейтинга клиента и принятых мер по хеджированию рисков.

Дело не в бекенде, фронтенде и т.п. Консультант в моей интерпретации владеет помимо технических навыков еще и предметной областью

т.е., все, кто выше джуна — это консультанты? С опытом человек начинает не просто писать код, но и понимать бизнес процессы.

Или, все-таки, консультант — это кому надоело кодить?

Консультант это тот, кто предлагает быстрое решение узких и редких проблем.

Так никто и не спорит. Проблема в том, что вы делите фринсера на консультанта и фрилансера. С тем же успехом можно делить фринсера на тим лидера и фринсера, или на бизнес аналитика и фрилансера, или на архитектора и фрилансера. Прошу прощения, но у вас какая-то каша в голове. Вы полностью путаете специализацию и опыт. Опыт является необходимостью для специализации, но специализация не является необходимостью для опыта. К примеру, консультант может быть неопытным. И в то же время, не узкий специалист может проконсультировать лучше такого консультанта, хотя это лишь часть его области и он не сосредотачивается лишь на одном консультировании.

А никто и не говорил, что классификация безупречна

Раз она настолько субъективна, что уживается только в вашем разуме, тогда не стоило её вообще вводить в статью.

Мсье может смело предложить другую классификацию, дополнить, расширить, для этого и существует обсуждение :) Критикуя — предлагай

Предлагаю не делить на типы или использовать общепринятую классификацию: s.dou.ua/...silvestrov/it-carreer.png

Это не классификация, а выделение из множества фрилансеров одну профессию. Типа, есть консультанты и остальные.

Я разделяю два их вида: собственно фрилансеры и консультанты. Первые занимаются относительно простой работой
Вы определитесь: вы делите их по опыту или по задачам. То что человек не может проконсультировать и решить технологические, а не технические задачи — говорит лишь об его опыте(грубо говоря джун-мидл). А вы делите их на какие-то абстрактные "все«(даже название оставили «фрилансеры» для фрилансеров) и "я Вовочка"(а по сути сеньор-помидор-архитектор, которому надоело кодить). Т.е. вы поделили по задачам, а критерии поставили по опыту.

Давай тогда сразу у штатных программистов уберём все эти бэкэнд, фронтэнд, мидл, джун, qa и поделим их всех на «просто программисты» и «синьор». Для полноты картины это должен предложить сам синьор. То ли самовлюблённость, то ли желание весь мир поделить на два типа.

Подписаться на комментарии