×Закрыть

Одному из учеников — 91 год. Как людей старшего возраста обучают компьютерной грамотности в Харькове

Считается, что чем старше мы становимся, тем сложнее нам учиться чему-то новому. Мы посетили курсы компьютерной грамотности для людей старшего возраста в Харькове и очень сильно вдохновились их участницами. Они приходили на курсы с нуля, а сейчас свободно общаются с родственниками по скайпу и в мессенджере, платят за коммуналку онлайн, учатся вязать и пишут статьи в Википедию. Это история о любознательности и любви к жизни.

«Харьковская государственная научная библиотека имени Короленко — это место, где можно не только арендовать книгу или поработать над научной статьей. Мы объединяем совершенно разных людей со всего города. В 2011 году столкнулись с проблемой, что некоторые наши постоянные читатели старшего возраста — преподаватели вузов, которые имеют ученые степени, — не умеют пользоваться компьютером. Появилась идея — создать курсы компьютерной грамотности», — рассказывает заведующая отделом информационно-библиографической работы Инна Дмитриченко.

«Я охотно взялась за реализацию этой идеи. Учитывая то, что целевая аудитория — люди 50+, изучила основы андрагогики — педагогики для людей третьего возраста», — делится Светлана Телегина, кураторка и преподавательница курсов.

Светлана Владимировна Телегина, кураторка и преподавательница курсов

В программе 8 занятий, на которых участники изучают составляющие компьютера, файловую систему, а затем переходят к более практичным темам: работа с Word, поиск в интернете, электронная почта и социальные сети. Светлана Владимировна рассказывает, что каждое занятие состоит из теоретической и практической части, на которой участники создают аккаунты в электронной почте, в социальных сетях или набирают тексты в Word. При этом тексты — это тоже часть обучения, так как они рассказывают о правилах форматирования документа или особенностях поиска в интернете.

Курсы закончились, а уходить не хотелось

За 8 занятий большинство участников успешно осваивают азы компьютерной грамотности. Каждый приходит со своим запросом: кого-то больше интересует поиск в интернете, кого-то общение в социальных сетях. Часто бывает так, что ученики возвращаются на курсы через какое-то время, чтобы заполнить пробелы.

В 2013 году появилась инициативная группа, которая очень не хотела уходить с курсов и решила продолжать обучение. Так в библиотеке появился Клуб любителей интернета Короленко — «КЛІК». Уже 6 лет около 20 участников и участниц продолжают осваивать современные технологии. Точного количества участников нет, поскольку время от времени кто-то присоединяется, а кто-то уходит. Но на встречах стабильно собирается около 15 людей. Светлана Телегина говорит, что клуб закрытый, поскольку компьютеров в библиотечном зале не так много. Однако если кураторка видит на курсах заинтересованного человека, то приглашает его в клуб.

Занятия клуба

Участницы клуба «КЛІК» — очень яркие и любознательные личности. Кто-то с помощью интернета научился вязать, кто-то оплачивать коммунальные услуги и даже виртуально путешествовать по зоопаркам мира.

Татьяне Сергеевне 76 лет, ее интерес к технологиям проявился, когда её внука отправили на практику в Турцию:

«Как с ним связываться? Обычной почтой — это смешно, а интернет-программами я не владела. Мне сказали, что нужен аккаунт, чтобы звонить по скайпу. А что такое „аккаунт“, я понятия не имела. Узнала о курсах в библиотеке, пришла к преподавателю и потихоньку освоила электронную почту и скайп. Сейчас благодаря клубу я спокойно пользуюсь смартфоном и всеми соцсетями. Я очень довольна, что могу созваниваться с близкими и обмениваться фотографиями. К технологиям нас двигает молодежь. Но молодые не всегда могут доступно все объяснить, потому что для них это привычные вещи».

Веронике Иосифовне 82 года, интернет открыл для нее не только общение с родственниками, но и новые хобби:

«Дети и внуки разъехались по миру, а у меня только один городской телефон. Немножко поговорю с дочкой, немножко с внуком, племянником — пенсия кончилась, связи нет. Внук сказал, нужен компьютер. Бабуля побежала, купила, три дня вокруг него ходила, как лиса вокруг тарелки. Как с ним управляться?

В библиотеке меня всему научили. Теперь есть смартфон, не надо ждать до дома, в любой момент общаемся — предел нашего мечтания! Что немаловажно, это практически все бесплатно, по своему тарифу заплатил и все.

В интернете можно научиться всему. В детские годы я вышивала крестиком, но потом все забыла. А когда я освоила интернет, то научилась вышивать лентами и свои работы подарила клубу. Еще научилась вязать, связала символ года — тогда это был петух — и отдала в свой любимый клуб. Также я очень люблю программы про животных, но по телевизору их очень мало. Благодаря интернету я недавно была виртуально в Берлинском зоопарке и хорошо там все осмотрела! Кроме того, была в заповеднике в Нигерии. Он изумительный! И как бы я могла все это увидеть, если бы не владела интернетом. Хочется еще больше узнать и научиться.

Я очень благодарна нашим учителям в библиотеке. Девочки очень терпеливые — 150 раз одно и то же спросишь и 150 раз тебе одно и то же расскажут».

Слева участница клуба «КЛІК» Вероника Иосифовна

Лариса Николаевна — работающая пенсионерка. На курсы пришла, чтобы освоить программу Word и работать с текстами, знать все о полях, размерах шрифтов и оформлении. Кроме того, у Ларисы осталось много вещей от родителей, которые занимали много места. «Я разобралась с сайтом OLX, научилась фотографировать, передавать файлы и таким образом продала много вещей. Кроме того, я открыла карточку „ПриватБанка“, научилась работать с приложением и платить за коммунальные услуги. Теперь не стою в очередях».

За стенами библиотеки: экскурсии, квесты, выставки

Жизнь клуба не ограничивается пространством библиотеки. Очень часто участницы вместе выбираются в город. Например, в Парке Горького, где есть много точек передачи данных, проходила практика по Wi-Fi. А, чтобы закрепить навыки чтения QR-кодов, «кликовцы» ходили в музей на немецкую выставку, посвященную падению Берлинской стены, наводили камеру смартфона на код и читали полезную информацию. Вместе участницы учились покупать билеты в театр через интернет, вместе посетили представление. В теплое время года «кликовцы» часто ходят на экскурсии по памятным местам и муралам, обязательно гуглят информацию.

«Мы были на Бале хризантем в Экопарке Фельдмана, а также на фестивале для людей 50+ „Хочу и могу“, где было много мастер-классов. Недавно посетили выставку художника Гамлета Зиньковского в „ЕрмиловЦентре“ и день открытых дверей в историческом музее Сумцова, — рассказала Светлана Телегина. — Еще одно наше любимое занятие — это квесты. Мы берем небольшой участок в центре, проходим по нему задания, узнаем много нового. Одна из наших участниц, Лариса Николаевна, прожила в „доме со шпилем“ всю свою жизнь, но после квеста было такое ощущение, будто ее там никогда не было, столько новой информации!».

У клуба есть день рождения — 20 ноября, и это всегда большой праздник для участниц. Они готовят стихи, песни, танцы, музыкальные выступления с гитарой, фортепиано и бандурой. У Вероники Иосифовны есть младшая сестра, которая живет не в Украине, и зимой она уезжает помогать ей по хозяйству. Чтобы отметить день рождения клуба, «кликовцы» устроили телемост между библиотекой и Вероникой. «Мы запустили скайп, и я поздравляла участниц клуба», — рассказывает Вероника.

Еще один телемост организовали между библиотеками Короленко и библиотекой в Ставангере (Норвегия), когда ее посещала кураторка Светлана Телегина. Участницы стали настоящими друзьями! С помощью технологий они делятся фотографиями из разных событий и путешествий.

Одна из основательниц клуба, Александра Ивановна, благодаря тому, что освоила компьютер, получила приглашение на работу: «Я работаю в call-центре и получаю огромное удовольствие от общения с людьми. Я рассказываю о спа-процедурах и здоровом образе жизни, мне это очень нравится».

Галина Валерьевна поделилась историей, как компьютерная грамотность помогла ей доказать справедливость: «Газовщики прислали неправильные показания счетчика, я подумала, что не смогу им ничего доказать. Но затем полезла в электронную почту, отправила им скрины, написала заявление. В течение недели они приехали ко мне, проверили счетчик и подтвердили, что я была права.

Есть еще один случай, как мне помогло знание интернета. Племяннице исполнилось 14 лет, и нужно было получить паспорт. Мы пришли, посмотрели на очереди и ушли. А потом загуглили, что такое ЦНАП, записались, пришли в удобное время. Нас вызвали по записи и все оформили».

Участницы, кроме всего прочего, изучают основы английского языка. Это помогает им лучше ориентироваться в компьютерной терминологии, а чтобы быстро узнать значение неизвестного слова, «кликовцы» научились пользоваться переводчиком, в том числе голосовым.

«Мы еще и википедисты. Началось все с обычного занятия, на котором мы учились редактировать статьи на сайте. А потом некоторые из нас заинтересовались написанием статей. Я, например, интересуюсь знаменитыми людьми Харькова, поэтому написала статью о профессоре Валерии Крутько. Он пульмонолог, занимается больными туберкулезом. Раньше он проводил много публичных лекций. В интернете о Валерии есть много разрозненной информации, захотелось собрать и структурировать ее на Википедии», — рассказывает Юлия Борисовна.

Участница клуба «КЛІК» Юлия Борисовна

Уже два года, как участники клуба помогают Светлане Телегиной проводить занятия: «Когда на курсах начинается практическая часть, становится очень трудно. Каждый ученик боится нажать на кнопку; хочет, чтобы ты постояла с ним рядом и помогла. Мне на помощь стали приходить „кликовцы“, например Нина Васильевна, Юлия Борисовна. Ученикам они дают дополнительную веру, поскольку являются живым примером того, что в 50+ лет можно овладеть компьютером.

Я горжусь участниками клуба, поскольку они готовы помогать другим, они несут знания. Бывает, звонят мне вечером: „Светлана Владимировна, вот мы в гостях, сели за компьютер, будем писать письмо о безобразии в подъезде. Я немножко забыла, можно уточнить, правильно ли мы работаем с электронной почтой?“. Или вот заканчивается занятие, проходит полчаса, я иду по коридору, а они сидят вдвоем в смартфоне, разбирают функции!».

Сейчас в клубе «КЛІК» начинают изучать диджитализацию страны и приложение «Дія». Участницы надеются научиться общаться с властью с помощью смартфона, подавать заявления в горсовет, разные министерства и получать ответ.

Бабушки делятся, что их главная мотивация — это не терять связь с молодежью. «Мы хотим, чтобы молодые к нам прислушивались, потому что нам есть чем поделиться. Но пока мы не на одном уровне, молодежь слушать не станет. Сейчас благодаря интернету и смартфонам мы на равных. Когда приходишь домой, рассказываешь о наших квестах, экскурсиях, все сидят с открытыми ртами. Нам все интересно, наш мозг не дремлет, он не застыл».

Светлана Телегина призывает всех людей старшего возраста приходить на курсы в библиотеку Короленко. Самому старшему ученику курсов — 91 год. Опыт показывает, что научиться работать с компьютером и смартфоном можно в любом возрасте.


Фото: Валерия Головачева

LinkedIn

15 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.
Уже 6 лет около 20 участников и участниц продолжают осваивать современные технологии.

Это одни и те-же 20 человек — 6 лет что-то изучают?

ну так никто ж не говорил, что обучение будет быстрым ))

А что в этом плохого? Люди учатся всю жизнь, если не хотят отстать от жизни. Я например, уже давно занимаюсь фотографией, и продолжаю изучать, и думаю, это все надолго

Отличная и нужная работа.
У меня много пожилых родственников и друзей. Тоже хотят освоить компьютер.
Но живут они не в Харькове
А скажите, пожалуйста, можно ли как-то получить Ваши учебные материалы?

Очень классная иннициатива! Молодцы!
А еще вызывают уважение пожилые люди, которые продолжают развиваться, учить что-то новое!

Очень вдохновляющая статья! Замечательно, что пожилые люди не сидят накуксившись дома, а знакомятся, общаются, учатся новому. Часто пожилым сложно именно из-за изоляции, когда все дети, внуки, знакомые далеко — а через интернет легко поддерживать связь.

В нашей группе на курсах немецкого языка обучалась женщина 70+, она была в тройке лучших по успеваемости. Уже давно пора попрощаться с предрассудками, связанными с возрастом.

возьмите их мануальными тестерами на галеру, быстро научатся

Вот, например: ain.ua/...​28/pensionerka-v-petcube

Из моего опыта (не в ИТ), задания, которые требуют внимательности и не особо развлекающие, люди старшего возраста выполняют лучше, относятся более добросовестно. Может, и не так быстро, как молодые, но с точки зрения качества и надежности гораздо стабильнее.

Короче, для лейбелинга данных это отличные кандидаты.

Я когда-то был преподавателем на таких курсах. Им всё интересно. Но они обычно очень доверяют Интернету — «это ж в интернете показали/написали, а не по телевизору».

Тоже всегда об этом думаю. На таких курсах нужно обязательно изучать правила безопасности в сети

Обожнюю таких пенсіонерів — одразу з’являється віра у людство та завтрашній день!

Вони такі класні! 😍

Пожалуйста, не рассказывайте им про Viber и tiktok.

Подписаться на комментарии