Кризисная агония: аспекты интеллектуальной собственности
Наверное, никого не удивишь заголовком статьи со словом «кризис». Сегодня это модное слово, оправдание, тема для разговора и многое другое. Отбросим обычное значение слова «кризис». В китайском языке иероглиф, который означает «кризис», состоит из двух образов — «опасное время» и «время возможностей».
В «опасное время» особенно обостряется конкуренция, ее методы становятся более жесткими. Например, более частыми становятся случаи фальсификации продукции, «воровство» идей, технических решений. Именно в это время особенно актуально защитить свой интеллектуальный продукт, наименование, техническое решение.
Да, время опасное, но оно открывает для нас новые возможности. Лично для меня «опасное время» заставило задуматься об эффективности, операционных расходах, новых рынках, сегментах... Для многих это время — время создания бизнеса, вывода новых продуктов, инновационных инструментов на рынок. В это революционное время особенно важно защитить себя, конечно не физически, а законно и интеллектуально.
Первый аспект интеллектуальной собственности, который важен в это время, авторское право. Авторское право возникает в силу факта создания произведения и не подлежит обязательной регистрации. Но, если Вы выводите новый программный продукт на рынок, как в случае нарушения доказать что именно Вы автор? А что делать, если Вам кто-то пишет ПО?
Доказательством авторства может быть Свидетельство о регистрации авторского права. Оно будет доказательством того, что Вы на определенную дату заявили о своих авторских правах.
Все авторские права первоначально принадлежат автору, поэтому если Вам на заказ кто-то пишет ПО, заключайте договор о передаче авторских прав.
Второй аспект интеллектуальной собственности — защита названия. Всем известно, как лодку назовешь, так она и поплывет. Но хорошего названия недостаточно, нужно его защита. Ведь толку придумывать название, его раскручивать, а потом узнать что кто-то его уже зарегистрировал. Речь идет о коммерческих наименованиях и торговых марках.
Коммерческое наименование — это наименование, которое используется предпринимателем или предприятием и позволяет отличить предприятие (предпринимателя) от других предприятий (предпринимателей). Законом установлено, что коммерческие наименования могут вноситься в реестры, порядок ведения которых устанавливается законом. Закона, который бы устанавливал порядок ведения реестра, на сегодняшний день не принято. Если Вы создаете предприятие, то конечно же у Вас есть определенное название. Но, создав ООО «Девелопмент системс» Вы не застрахованы в том, что другое лицо сделает ООО «Девелопмент систем» или даже возьмет Ваше название, но другую организационно-правовую форму, например, ЧП «Девелопмент системс». Закон этого делает не запрещает, поэтому лучшим вариантов защиты будет регистрация торговой марки.
Торговая марка — это обозначение, которое отличает товары или услуги одних производителей от других. Некоторые предприятия могут под одной торговой маркой производить несколько продуктов или предоставлять различный спектр услуг. Другие — каждый продукт или услуги выводят под новой торговой марки. Есть и те, например компания «Toyota», в которых один продукт (в данном случае автомобиль) — выводиться под разными торговыми марками, для разных сегментов рынка (Toyota и Lexus).
Для того, чтоб защитить торговую марку, нужна ее регистрация. Регистрация торговой марки имеет территориальный характер. То есть, зарегистрировав торговую марку в Украине, в США Ваши права не защищены.
Для того, чтобы зарегистрировать торговую марку, нужно подать заявку. Дата подачи заявки имеет особое значение — если кто-то подаст заявку на такую же или схожую до степени смешения торговую марку для тех же товаров или услуг после даты подачи Вашей заявки, ему будет отказано в регистрации. Естественно, если кто-то до Вас подал заявку на регистрацию торговой марки, откажут Вам.
Именно поэтому особое значение имеет поиск по поданным и зарегистрированным торговым маркам. По результатам поиска можно решить стоит регистрировать торговую марку или нет, оценить риски отказа в регистрации торговой марки. Поиск по зарегистрированным и поданным торговым маркам не является обязательным, но очень желателен.
После подачи заявления Ваша заявка будет проходить экспертизы: формальная (проверка правильности оформления документов) и квалификационная. Именно на квалификационной экспертизе Вам могут отказать в регистрации. Самые распространенные причины:
- описательность торговой марки, то есть торговая марка описывает товары или услуги, для которых она заявлена. Например, торговая марка SOFTWARE для программного обеспечения;
- введение в заблуждение потребителя. Например, торговая марка INDIAN SOFTWARE, если Вы разработчик программного обеспечения из Украины и создаете его в Украине;
- уже зарегистрирована или подана на регистрацию тождественная или схожая до степени смешения торговая марка для тех же или однородных товаров и услуг. С тождественностью все ясно, а вот схожесть до степени смешения — довольно субъективный вопрос.
В любом случае если эксперт найдет основания для отказа в регистрации торговой марки, он сначала Вас предупредит о возможном отказе и у Вас будет время предоставить аргументированные доводы в пользу регистрации торговой марки.
Если нет оснований для отказа в регистрации торговой марки, выносится решение о регистрации, ведомости о выдаче свидетельства публикуются, вносятся в реестр и выдается Свидетельство. Свидетельство выдается на 10 лет, каждые 10 лет можно продлить действие Свидетельства еще на 10 лет.
Во второй части — такие аспекты интеллектуальной собственности как патенты и ноу-хау, а также недобросовестная конкуренция.
© Мария Ортинская, Рудь Юрий 2009
Проект net-law.biz
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
20 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.