Релокейт-опрос 2017 (для тех, кто уже уехал). Собрано более 1500 анкет.
×Закрыть

Как создавать игры: 8 книг по геймдизайну

Чтобы стать геймдизайнером, придется пройти сложный путь: эта профессия даже на прогрессивном Западе окутана разного рода мифами. У нас более-менее серьезная школа появится, наверное, не скоро. Я решил составить список самых полезных книг по геймдизайну, чтобы помочь начинающим создателям игр.

Несколько слов о профессии. Проектировщик игр — это человек, который придумывает жанр, сеттинг, стилистику, правила и механику, а затем доносит всё это до профильных специалистов: программистов, дизайнеров и копирайтеров.

Геймдизайнер играет в игру, которой еще нет. И речь идет не о том, чтобы побегать на тестовом сервере до официального релиза, а о том, чтобы создать полноценный игровой мир в своей голове. Для этого нужно быть и инженером, и художником, и сценаристом.

Итак, учиться геймдизайну придется самостоятельно. Главным средством самообразования, конечно, остаются книги. Профессиональной литературы по геймдизайну много, но на русском языке её практически нет. В сотый раз убеждаемся, что без английского никуда, пододвигаем кресло к камину и устраиваемся поудобнее.

1. Tracy Fullerton. Game Design Workshop

Трейси Фуллертон — геймдизайнер-экспериментатор, преподаватель в USC School of Cinematic Arts и директор EA Game Innovation Lab — центра, на базе которого создавались нашумевшие Cloud, flOw и Darfur is Dying.

Это основополагающая книга, тщательная проработка которой даст вам базовые знания, необходимые для работы в сфере геймдизайна. Трейси последовательно анализирует технические и драматические игровые системы. Теория подкрепляется примерами из популярных игр, полезными упражнениями и иллюстрациями методов проектирования.

Книга состоит из трех частей: Game Design Basics, Designing a Game и Working As a Game Designer. Первая часть содержит основные понятия и терминологию. В разделе Designing a Game рассказывается, как полученные знания применяются на практике: от задумки концепта и прототипа до тестирования и анализа обратной связи. Working As a Game Designer включает краткий обзор индустрии и практические рекомендации, как проектировщику игр устроиться на работу, построить команду, взаимодействовать с программистами и защищать свои идеи.

Автор не ограничивается собственным видением — в каждом разделе есть несколько интервью с известными разработчиками: Питером Молиньё, Американом МакГи, Брендой Ромеро, Робом Прадо, Дженовой Ченом. Они делятся опытом по созданию своих проектов, рассказывают, как пришли в индустрию и в какие игры любят играть, и, конечно, дают читателям дельные советы.

2. Jesse Schell. The Art of Game Design: A Deck of Lenses

Джесси Шелл, автор этой книги, в прошлом — дизайнер, программист и менеджер корпорации Disney, а сейчас — глава International Game Developers Association и преподаватель в Carnegie Mellon University’s Entertainment Technology Center.

В книге нет общих сведений по программированию или истории искусств, зато по полочкам разложена вся игровая механика, например, системы накопления опыта или прокачки персонажа. А еще есть своя фишка — «линзы», упомянутые в названии. Это подборки наводящих вопросов, которые помогают сделать свою игру намного продуманнее. «Линзы» собраны в самых разных областях: психологии, музыки, архитектуры, кино, математики и антропологии.

Книга Шелла о видеоиграх сама как видеоигра: начинается с азов и постепенно становится всё сложнее и интереснее. Если геймдизайн для вас — темный лес, вы увидите, как непонятные вещи складываются в логичную структуру, и убедитесь, что настольные, карточные и спортивные игры формируют подход к компьютерным.

3. Raph Koster. A Theory of Fun for Game Design

Раф Костер известен как ведущий дизайнер Ultima Online, креативный директор Star Wars Galaxies и автор книги The Theory of Fun for Game Design. Он считает игры чем-то средним между развлечением и образованием — они и дают навыки, которые пригодятся в жизни, и доставляют удовольствие. Автор даже придумал свой термин — edutainment.

Эта книга не даст вам исчерпывающей информации по проектированию, зато в виде комиксов расскажет, почему видеоигры так притягательны для людей, и объяснит связь бихевиоризма с игровыми системами. К тому же, вы научитесь давать исчерпывающий ответ на вопрос родных, почему занимаетесь такой ерундой.

Для новичка эта книга станет полезным, а главное, кратким пособием: прочесть её можно за полдня.


4. Scott Rogers. Level Up! The Guide to Great Video Game Design

«Всё, что мне известно о геймдизайне, я узнал в Диснейленде. Он состоит из нескольких локаций. У каждой локации есть своя история. Каждая история состоит из нескольких сцен. Хорошие игры строятся таким же образом», — пишет Скотт Роджерс. Он проектировал God of War и Pac-Man World и однажды решил собрать воедино всё, что знает о своей профессии. Так была создана книга Level Up!

Книга написана легко и живо. В ней нет заумной теории, как в обычных учебниках, зато есть практические советы: как создать босса, какие элементы боя использовать и где расположить камеру.

В книге последовательно описан процесс разработки: от сырой идеи до маркетинга реализованного проекта. Каждая новая глава опирается на информацию, которые вы усвоили из предыдущих, и завершается подборкой «универсальных истин». Работа Роджерса вполне достойна места на полке начинающего геймдизайнера.

5. Katie Salen, Eric Zimmerman. Rules of Play: Game Design Fundamentals

Авторы этого издания — одновременно и мастистые преподаватели, и матёрые практики. Судите сами: Кэти Сален — директор по исследованиям и дизайну в Institute of Play, Эрик Циммерман — основатель и генеральный директор Gamelab, а также преподаватель в Parsons School of Design и New York University.

Они рассказывают о задачах, правилах, терминологии и других азах геймдизайна, поэтому книга будет особенно полезна тем, кто только ступает на скользкую дорожку проектирования. Но она также отлично подойдет для структуризации имеющихся знаний. Например, в книге описаны 18 схем, по которым строятся как классические настольные игры, так и MMORPG.

Rules of Play состоит из четырех разделов. В первом разделе представлены основные понятия, следующие три описывают то, что авторы считают столпами геймдизайна: правила, игру и культуру.

Раздел Rules посвящен организации системы, Play — человеческому опыту внутри системы, а Culture — окружению системы, её контексту.

В книге нет основ драматургии или классификации жанров, поэтому не лишним будет дополнить её другой, например, по сценарному делу.

6. Brenda Brathwaite,Ian Schreiber. Challenges for Game Designers

Бренда Брэтуэйт (Ромеро) — геймдизайнер, сценарист и дизайнер уровней с 34-летним опытом работы и множеством наград. Бренда работала в Atari, Electronic Arts, Sir-Tech Software, а известной стала благодаря серии Wizardy.

Ян Шрейбер — программист, а после — геймдизайнер, создавший, например, Playboy: The Mansion. Ян разрабатывал обучающие игры для двух компаний из списка Fortune 500. Сейчас он преподает геймдизайн и программирование в Ohio University и Savannah College of Art and Design.

Книга состоит из 21 главы, каждая из которых включает практические задания возрастающей сложности. Авторы пишут легко, главы довольно короткие, но информационно насыщенные. Каждая из них посвящена отдельной теме, например, паззлам или казуальным играм.

Эта книга — вызов не только для геймдизайнеров, но и для всех, кто умеет искать нестандартные решения.

7. James Paul Gee. What Video Games Have to Teach Us About Learning and Literacy

От именитых геймдизайнеров переходим к именитым психологам.

Джеймс Джи — член Национальной академии образования, профессор, занимающийся педагогикой, психо- и социолингвистикой, а также проблемами двуязычного образования. Этим и объясняется название книги.

Джеймс помогал шестилетнему сыну пройти Pajama Sam и задумался о том, что заставляет людей тратить так много времени и денег на видеоигры. В книге он дает ответ на этот вопрос: новые вызовы, образовательный потенциал и постоянная борьба. Слишком легкая игра не увлечет геймеров, и они довольно скоро её забросят. В книге описаны и другие способы мотивации игроков. Если вы их научитесь их использовать, ваша игра будет по-настоящему увлекательной.

Джеймс Джи развивает концепцию игр как средства обучения. Более того, он считает, что игры намного эффективнее современной системы образования: погружая игрока в совершенно чужой мир, они заставляют его буквально впитывать новую информацию.

8. Mihaly Csikszentmihalyi. Flow: The Psychology of Optimal Experience

Последняя книга в этом списке вовсе не о разработке игр. Михай Чиксентмихайи — профессор, бывший декан факультета психологии Чикагского университета, известный своими исследованиям тем счастья, креативности и благополучия.

Книга посвящена феномену потока — так ученый называет эйфорическое состояние всецелой вовлеченности. Это переживают музыканты, когда «теряют себя» в музыке, или художники, которые растворяются в своей работе над картиной. Люди входят в поток на работе, в спорте и хороших играх.

Книга большая по объему и сложная для восприятия. Автор не предлагает готовых решений для геймдизайна, зато объясняет, как своей работой делать игрока счастливее. Согласитесь, это важно.

На основе этого труда Дженова Чен написал диссертацию «Поток в видеоиграх» (Jenova Chen. Flow in Games). В ней талантливый геймдизайнер исследовал ощущение потока у игроков, а затем на собственном примере доказал эффективность подхода: основал Thatgamecompany и выпустил игры, ставшие хитами, — Cloud, flOw, Flower и Journey.

Конечно, существует еще много неплохих книг по геймдизайну. Но описанные выше, на мой взгляд, — самые-самые.

Я согласен с распространенным мнением: чем больше у геймдизайнера жизненного опыта, тем интереснее будет игра, которую он создаст. Чем лучше геймдизайнер понимает человеческую природу, тем интереснее будет игрокам. А значит, хорошие книги по антропологии, психологии, бихевиоризму, маркетингу, копирайтингу и сценарному делу будут ему полезны.

А какую литературу при разработке игр использовали вы?

LinkedIn

15 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.
2. Jesse Schell. The Art of Game Design: A Deck of Lenses
Читал эту...очень интересно и очень советую

На правах рекламы: если кому-то надо QA , хотел бы поработать над игрой в свободное время. Пишите, если что:)

Спасибо, отличная подборка. Книга Линз у меня настольная)

Хороша підбірка) Тільки ще обов’язково потрібно прочитати базові книги по драматургії, по теорії мономіфу, економетриці та ще купу всього в інших дисциплінах, щоб воно хоч якось в голові починало складатись. І то цього буде мало і кожного разу відчуватимеш, що просто нічого не знаєш.

Ну і практика, практика і ще раз практика.

Я читав першу і другу. Також багато публікацій на gamasutra, indi dev сайтах та на групах в фейсбуці. Для мене більше проблема не в дизайні, хоча тут теж треба багато ітеративно працювати. Важко знайти команду, особливо якщо гра 3D FPS,RPG чи Action. Треба дуже багато працювати, навіть з доступом до безплатних ассетів + не має впевненості у успішності результату + без гарної команди і фінансування -це просто хобі, а не робота)

Сам мечтаю сделать 3д игру и, в принципе, могу фулл стэк, но кроме персонажки. Найти хороших 3д моделлеров/аниматоров по персонажам в стартап нереально, все при деле уже.

Якщо у вас чи і вашої команди є фінанси то в принципі можна, але це віддалена робота. В крайньому випадку іноді можна занайти ентузіаста, або школяра)
Якщо вас цікавить можуть порадити групу

Если есть финансы то можно всё.))) А у школьников (начинающих) есть минус — им быстро нужны деньги. Я как раз имел ввиду энтузиастов, состоявшихся спецов которые готовы тратить N-часов в неделю как и я «на туманную перспективу» и без мыслей «я тут трачу время, а мне семью кормить не чем». К сожалению найти таких мне не удалось, зато был найден 2д художник с которым мы пилим сейчас платформер, опыта набраться самое оно. А за предложение спасибо, буду иметь ввиду.)

Могу на таких условиях помочь Вам с музыкой или звуком :)

Пока со звуком проблем нет, но если ваше предложение будет актуально и через полгода-год-два, то добавляйтесь, ссылки в профиле, будем дружить (:

Может начать с чего-то менее масштабного? С чего-то, реально реализуемого силами маленькой команды в небольшие сроки. Не гнаться за контентом, а взять геймплеем.

На жаль всі мої ідеї і досвід це як раз 3D ігри, не платформери.
Я принципі навіть можу знайти в команду 2-3 чолові віддалено, але час розробки буде довгим + потрібні кошти, хоча б на існування)

Я о 3D. Тот же кербал спейс. Контента там вообще понты. А остальное — сиди себе и кодь)

Подписаться на комментарии