×Закрыть

Карьера в IT: должность CTO

Tech image via Shutterstock.

Перед вами четвертая статья из цикла «Карьера в IT», посвященная описанию должности технического директора, или CTO.

CTO (Chief technology officer) — один из руководителей компании, отвечающий за разработку новых сервисов или продуктов, а также за оптимизацию производительности производства: управление процессами разработки в проектных командах, обучение и повышение квалификации сотрудников, внедрение и поддержка различных процессов внутри компании.

По данным ДОУ, среднему украинскому техническому директору 30 лет, он имеет 7,5 лет опыта работы и получает $3500.

Задачи и обязанности

Как и все топ-менеджеры, CTO отвечает за компанию в целом, а не за какой-то ее продукт или сервис. Но, если CEO / CFO определяет, что компания делает и для кого, то задача CTO — обеспечить эффективное использование и распределение ресурсов компании, превратить выполнение проектов в контролируемые процессы с предсказуемыми результатами.

Сфера внимания CTO — технический аспект продукта, его качество, производительность, эффективность, надежность и время жизни. Цель — следить за тем, чтобы технологические стратегии компании соответствовали бизнес-стратегиям.

«Я целый день занят вопросами постоянного улучшения наших продуктов и сервисов».

Главное отличие от других топ-должностей — упор на управление технической частью бизнеса и производственными ресурсами, вовлеченность в принятие технических решений. CTO — это обязательно технический специалист с опытом самостоятельного решения инженерных задач.

Что касается технической составляющей, то можно привести следующее высказывание одного из опрошенных технических директоров:

«В моем понимании CTO — это очень хороший архитектор, очень хороший team lead, хороший аргументатор и просто человек, который разбирается в людях и в бизнесе. Последний пункт — ключевое отличие от любой технической позиции. Технический архитектор обычно смотрит на задачу построения информационной системы с технической колокольни. CTO должен видеть в этом бизнес и уметь находить грамотный баланс между технологией и бизнесом».

Обязанности должности CTO могут сильно различаться в зависимости от размера и типа компании (сервисная или продуктовая). В общем случае chief technology officer — это исполнительный топ-менеджер, чья должность предполагает стратегическое решение научно-технических вопросов в организации и не предполагает участия в разработке конкретных задач и проектов.

В украинских реалиях бывает по-разному, а потому сформулируем так: в круг обязанностей CTO могут входить:
— Определение общих стратегий технического развития;
— Принятие глобальных технических решений;
— Внутренний технический арбитраж;
— Выбор технологий, которые будут использоваться в том или ином проекте;
— Оценка этих технологий в плане финансовых и временных затрат;
— Оценка длительности и трудоемкости проектов;
— Планирование и построение процессов разработки;
— Формирование команд разработчиков;
— Распределение задач между командами;
— Отслеживание продвижения проектов;
— Обеспечение темпа и качество разработки на максимально высоком уровне;
— Выбор и внедрение вспомогательных систем для разработки и администрации;
— Экспертные предложения по архитектуре или конкретным техническим решениям;
— Написание кода, обзоры кода, рефакторинг;
— Технический pre-sale ключевых проектов;
— Управление техническими рисками на проектах;
— Общение с другими отделами и топ-менеджерами компании (CEO, COO, CIO и др.);
— Координация работы департаментов;
— Технические собеседования с новыми сотрудниками;
— Оценка продуктивности сотрудников и решение об уровне их зарплат;
— Обучение сотрудников;
— Формирование рабочей атмосферы в коллективе, мотивация сотрудников;
— Разборы полетов с тимлидами:)

CTO является промежуточным звеном между бизнес-требованиями и их воплощением.

«Со стороны бизнеса я плотно работаю со всем топ-менеджментом и перевожу их желания, виденье и идеи в технологическую плоскость. То есть я отвечаю на все технические вопросы остальных топов: можем ли мы то, как сделать это, в чем проблема с этим?»

«Все стратегические технические вопросы выливаются из требований бизнеса. Так, к примеру, в ходе совещания сообщается о запуске долгосрочной рекламной кампании — в данном случае я должен понять, какую нагрузку эта кампания создаст на конкретную площадку, какие ресурсы нам нужны, чтобы обеспечить и разработать эту кампанию, и какие работы будут необходимы, помимо очевидных этапов разработки. И вывести из этого всего примерные сроки. В случае, если эта оценка приемлема, задача переходит в разработку, иначе мы коллегиально (с участием всех заинтересованных лиц из других отделов и, возможно, руководства) решаем, чем из функционала можно пожертвовать, понеся минимальные потери».

Типичный рабочий день CTO включает в себя:
· Анализ отчетов по текущим проектам и персоналу;
· Телефонные митинги с ключевыми заказчиками и/или иностранным руководством;
· Встречи с проектными менеджерами;
· Совещания с рабочей группой;
· Написание ТЗ и делегирование задач ответственным за них сотрудникам;
· Консультации по аналитике;
· Брейншторминг;
· Занятие своими задачами по проектам.

А также периодически:
· Интервью с потенциальными сотрудниками;
· Общие сборы всех разработчиков;
· Согласование порядка работы на будущее;
· Обучение команды.

«60-80% времени — это работа с людьми».

«Обычно, если нет ничего горящего, день начинается с перекура с COO :) Далее — обход всех руководителей и их отделов с приветствием и небольшой светской беседой. После чего уже иду на свое рабочее место. Все эти обходы и перекуры нужны только для одного — по большому счету это блиц-совещания, на которых я в неформальном порядке узнаю состояние актуальных задач, выслушиваю претензии/похвалы к сотрудникам своего отдела, узнаю о конфликтных ситуациях с участием, опять-таки, моего отдела, и, если они присутствуют, пытаюсь их исправить. Также это хорошо помогает поддерживать реноме Посла Программистов и заворачивать постановку задач и большую часть коммуникации на себя».

Достоинства и недостатки

Главное, что привлекает СТО в их должности — это наличие достаточного количества полномочий для принятия решений, а также ответственность за результат.

«Привлекает возможность построения проектов в отдельном мире (отдельной компании), анализ и тюнинг. Возможность в результате увидеть работающий механизм».

Еще одно преимущество — постоянное интенсивное личностное развитие:

«Позиция CTO открывает новые грани производственного процесса, заставляя думать не только о технической ценности какого-либо участка кода, но и о его качествах как продукта, и о предпосылках возникновения этого качества. Также многое в этой должности граничит с такими „тонкими“ областями интересов, как политика, психология, саморазвитие, мотивация, самодисциплина, философия, в конце концов».

«Став CTO, я забыл фразу „не знаю“. Совершенно. У меня обязанность — знать. „Когда будет готова эта функциональность?“ — ответ „не знаю“ тут не подойдет. „Почему лежит сайт, и когда вы его поднимите?“ — „не знаю“ тут быть не может в принципе. Всегда нужно дать какой-то ответ, т.к. если ты не знаешь, то кто знает? И, вместо того, чтобы рассыпаться в причинах и оправданиях, я иду исправлять проблему».

Также CTO нравится, что их должность как управляющая включает в себя работу с людьми, возможность принимать участие в формировании команды хороших специалистов (команда состоялась, если ее эффективность выше, чем просто суммарная эффективность отдельно работающих сотрудников).

Другие плюсы, касающиеся особенностей работы:

«Нравится, что не нужно зацикливаться на одной конкретной технологии и писать одни и те же проекты по несколько лет».

«Привлекает бесконечная возможность улучшения того, что мы создаем как компания».

Недостатки должности сосредоточены вокруг ее ответственности и незаменимости этой роли на проектах.

«Дезориентирует отсутствие четкого фокуса. Чем выше позиция, тем больше задач нужно выполнять, контролировать или просто держать в голове».

«Для меня главный недостаток — отсутствие возможности „с головой“ и на непрогнозируемое время погрузиться в решение интересной чисто технологической инженерной задачи. Постоянно нужно отвлекаться на решение организационных вопросов».

«Много процессов завязано на мне, а потому сложно взять отпуск больше, чем на 10 дней».

Общение с людьми также часто требует дополнительных усилий:

«Дискомфорт доставляет вечная, изнуряющая война с так называемым „узким местом архитектуры Фон Неймана“. Как и элементы любой ВС, люди могут работать быстрее и лучше, если коммуникация между ними будет проще. Наладить общение — самый психологически сложный момент».

«Работа вызывает необходимость воспитывать в себе цинизм. Необходимость иногда воспринимать людей как рабочую единицу, производящую N строк сложностью M в час».

«Много времени тратится на улаживание конфликтов между отделами».

Как стать CTO и куда идти дальше?

Карьерный путь к этой должности в общем случае предполагает такие ступеньки: программист ->тимлид -> менеджер проектов -> CTO.

На практике картина такова: из 843 украинских СТО в поисковой базе LinkedIn по отраслям «информационные технологии», «разработка ПО», «телекоммуникации» и «Интернет-технологии» система находит 335 бывших PM’ов, 165 бывших Team Lead’ов, 90 человек, имевших как опыт PM, так и Team Lead, а также 129 бывших Architect и 42 бывших QA.

Чтобы стать CTO, нужно максимально широко развиваться в техническом направлении и обязательно следить за тенденциями в предметной области бизнеса. А также брать на себя инициативу в общении, организовывать команды, работу, коммуникации.

«Для CTO необходимы и хороший технический бекграунд, и soft skills».

Необходимо быть целеустремленным, ориентированным на результат, уметь общаться с людьми и говорить на языке бизнеса, обладать аналитическим мышлением, быть лидером, готовым принимать решения, и брать ответственность.

«Нужно любить людей. Абсолютно серьезно, всех. И уметь понимать их — программистов, QA, менеджеров, аналитиков. Уметь правильно преподнести каждому мысль. Помогать избежать и сгладить конфликты между командами и отделами».

«Браться за работу, которую никто не хочет делать. Постоянно совершенствовать свои рабочие инструменты, пытаясь сделать больше работы в более короткий срок. Отвлекаться на проблемы других, когда просят о помощи. Зарабатывать авторитет в коллективе. Если вы фактический лидер, то стать им официально — вопрос времени».

Также важно научиться быстрому переключению между задачами и между масштабами обзора с деталей до общей стратегии, быстрому реагированию на любые изменения ситуации.

Карьерное развитие CTO — это горизонтальный рост, работа с большими объемами данных и большой аудиторией. Это открывает доступ к новым подходам и новым технологиям.

CTO — это предел развития для инженера в рамках одной взятой компании. Не-технический рост — в СЕО. Другой вариант — консалтинг.

«Перспективы развития CTO — какие угодно. От основания собственной компании до полного познания дзен и выхода в нирвану».


P.S. Спасибо за помощь в написании статьи 13 украинским CTO, которые поделились с DOU таинствами своей профессии. Приведенные в статье цитаты взяты из их рассказов.



Остальные статьи цикла:
Карьера в IT: должность Team Lead
Карьера в IT: должность Software Architect
Карьера в IT: должность Project Manager
Карьера в IT: должность QA engineer
Карьера в IT: должность QA Automation engineer
Карьера в IT: должность Бизнес-аналитик
Карьера в IT: должность Системный администратор
Карьера в IT: должность Data Scientist / Machine Learning Engineer
Карьера в IT: должность Technical Writer
Карьера в IT: должность Delivery Manager
Карьера в IT: должность Software Product Manager

31 комментарий

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

как про меня написано :)

«Став CTO, я забыл фразу „не знаю“. Совершенно. У меня обязанность — знать. „Когда будет готова эта функциональность?“ — ответ „не знаю“ тут не подойдет. „Почему лежит сайт, и когда вы его поднимите?“ — „не знаю“ тут быть не может в принципе. Всегда нужно дать какой-то ответ, т.к. если ты не знаешь, то кто знает? И, вместо того, чтобы рассыпаться в причинах и оправданиях, я иду исправлять проблему».

Я вот, став СТО, гораздо чаще вспоминаю фразу «не знаю». И когда будет готова какая-то функциональность — я реально не знаю. Ну — очень приблизительно. Я могу прокрутить в голове, попытаться сравнить с чем-то, дать оценку. Но я знаю, что это очень условное предположение, и реальность, похоже, будет несколько иной. Почему лежит сайт и когда его пофиксят — когда как, бывает знаю. Но обычно не сразу. Со временем, конечно, поступят новые данные, и я буду ближе к знанию. Точно же я буду знать, когда, собственно, и пофиксят. А до того — ну хрен его знает. Может сразу понятно будет, может хитрый баг потребует недели ловли — всякие случаи в практике бывали.
Не, если бы от меня требовали «знания» — я бы говорил, что конечно знаю, и выдавал бы свои ощущения, оценки и предположения под видом уверенного знания. Так как я внутренне знаю, что их точность оставляет желать — я бы, конечно, завышал оценки: так оно спокойнее, чтобы без причин и оправданий выходило. Выйдет быстрее — все будут только рады, а нет — ну, я предупреждал.
Но, к счастью, в моей компании нет культа всезнания, и к известной доле неопределенности в моих оценках и ограниченности доступных знаний коллеги и менеджмент относятся с пониманием.
Вообще говоря, если бы я все знал — не было бы никакого интереса этим заниматься. Какая же это была бы, в сущности, скукотища: делать то, что прекрасно знаешь. Только исследование неизведанного, только хардкор!

Какие у вашей роли обязанности? Я вообще считаю, что обсуждать СТО не имеет никакого смысла без указания размера компании. в компании из 10 человек СТО — тот же тим/тех лид, вид сбоку. И его обязанности отличаются от СТО в комании из 10к человек.

Да и в компаниях одинакового размера судьба СТО может быть очень разной. И что?

Какая обычно компенсация у СТО? Ну кроме зп в 6-8к$? При условии что он не фаундер.

А какая компенсация у «CEO в own company»? У Цукерберга вроде ничего. У вас такая же?

Опцион сейчас модно, или revenue share.

А также периодически:
· Интервью с потенциальными сотрудниками;
· Общие сборы всех разработчиков;
· Согласование порядка работы на будущее;
· Обучение команды.

А можно всю эту перечисленную простите ерунду более подробно по пунктам?

Также это хорошо помогает поддерживать реноме Посла Программистов и заворачивать постановку задач и большую часть коммуникации на себя
Ржучота. Нельзя так писать прямо — «хорошо помогает поддерживать реноме Большого Насяльника (тм)».
«Много процессов завязано на мне, а потому сложно взять отпуск больше, чем на 10 дней».
Так это, деточка, и есть достаточный признак «насяльника», потому как в случае таки действительно грамотной организации и руководство большинство проблем решаются самостоятельно линейным менеджментом, а CTO занимается только стратегией. Которой вполне может и не быть на какие-то периоды времени, которые с успехом можно потратить на отпуск. И этих периодов у хорошего CTO — по самым грубым оценкам около половины времени. А вот всё описанное, включая «ежедневные внутренние обходы с разговорами типа совещаний» — это и есть та самая классика «Я — насяльника». Для этого даже CTO не надо становиться.
«Дискомфорт доставляет вечная, изнуряющая война с так называемым „узким местом архитектуры Фон Неймана“. Как и элементы любой ВС, люди могут работать быстрее и лучше, если коммуникация между ними будет проще. Наладить общение — самый психологически сложный момент».
Где вы его взяли!? Наладить чисто технические инструменты общения и управления информацией — при содействии CIO в решении конкретных тех.задач — и обучить персонал методикам и продолжать постоянную модификацию и развитие (правда не как самоцель, но по мере бизнес-необходимости) — это и есть одна из ключевых задач CTO. Где здесь «психологический момент»? Кто это вообще? Кто все эти люди?

#божекудаяпопал

«Много времени тратится на улаживание конфликтов между отделами».
На уровне CTO?!
ступеньки: программист ->тимлид -> менеджер проектов -> СТО.
Еще раз: CTO — это не PM.
На практике картина такова: из 843 украинских СТО в поисковой базе LinkedIn
Простите великодушно, можно, конечно, аппелировать «но мы в этой реальности живём», но «статистика по-украински» говорит только об особенностях национального. Может в Лондоне — и CTO таки CTO, а у нас — управдом — уже CTO! (перефразируя классику) Давайте тогда уж называть вещи своими именами и возвращаться к термину «главный инженер», попутно и проводя границу между «нашим CTO» и «ихним CTO» и оставляя возможность для осознания, исследования, и объяснения этой границы. А иначе...
Зарабатывать авторитет в коллективе. Если вы фактический лидер, то стать им официально — вопрос времени".
Да ни разу. По пути наверх уже с самых нижних ступенек начинаются обычные человеческие карьерно-корпоративные интриги. Скромное неупоминание об этом говорит скорее о сомнительности исходного материала: а был ли CTO? На уровень Форбз пока не тянем... ))
А также периодически:
· Интервью с потенциальными сотрудниками;
· Общие сборы всех разработчиков;
· Согласование порядка работы на будущее;
· Обучение команды.

А можно всю эту перечисленную простите ерунду более подробно по пунктам?

Также это хорошо помогает поддерживать реноме Посла Программистов и заворачивать постановку задач и большую часть коммуникации на себя
Ржучота. Нельзя так писать прямо — «хорошо помогает поддерживать реноме Большого Насяльника (тм)».
«Много процессов завязано на мне, а потому сложно взять отпуск больше, чем на 10 дней».
Так это, деточка, и есть достаточный признак «насяльника», потому как в случае таки действительно грамотной организации и руководство большинство проблем решаются самостоятельно линейным менеджментом, а CTO занимается только стратегией. Которой вполне может и не быть на какие-то периоды времени, которые с успехом можно потратить на отпуск. И этих периодов у хорошего CTO — по самым грубым оценкам около половины времени. А вот всё описанное, включая «ежедневные внутренние обходы с разговорами типа совещаний» — это и есть та самая классика «Я — насяльника». Для этого даже CTO не надо становиться.
«Дискомфорт доставляет вечная, изнуряющая война с так называемым „узким местом архитектуры Фон Неймана“. Как и элементы любой ВС, люди могут работать быстрее и лучше, если коммуникация между ними будет проще. Наладить общение — самый психологически сложный момент».
Где вы его взяли!? Наладить чисто технические инструменты общения и управления информацией — при содействии CIO в решении конкретных тех.задач — и обучить персонал методикам и продолжать постоянную модификацию и развитие (правда не как самоцель, но по мере бизнес-необходимости) — это и есть одна из ключевых задач CTO. Где здесь «психологический момент»? Кто это вообще? Кто все эти люди?

#божекудаяпопал

«Много времени тратится на улаживание конфликтов между отделами».
На уровне CTO?!
ступеньки: программист ->тимлид -> менеджер проектов -> СТО.
Еще раз: CTO — это не PM.
На практике картина такова: из 843 украинских СТО в поисковой базе LinkedIn
Простите великодушно, можно, конечно, аппелировать «но мы в этой реальности живём», но «статистика по-украински» говорит только об особенностях национального. Может в Лондоне — и CTO таки CTO, а у нас — управдом — уже CTO! (перефразируя классику) Давайте тогда уж называть вещи своими именами и возвращаться к термину «главный инженер», попутно и проводя границу между «нашим CTO» и «ихним CTO» и оставляя возможность для осознания, исследования, и объяснения этой границы. А иначе...
Зарабатывать авторитет в коллективе. Если вы фактический лидер, то стать им официально — вопрос времени«.
Да ни разу. По пути наверх уже с самых нижних ступенек начинаются обычные человеческие карьерно-корпоративные интриги. Скромное неупоминание об этом говорит скорее о сомнительности исходного материала: а был ли CTO? На уровень Форбз пока не тянем... ))
Другой вариант — консалтинг.
Это не «другой вариант» — они вообще никак не связаны. Это совершенно другая компетенция и даже совершенно другой уровень компетенции. Профессор университета может стать главным инженером на проекте — делегируя управленческие задачи специально обученным людям и фокусируясь на проблеме — но главный инженер стать профессором уже не сможет в более общем случае. Это уже будет чистейший «шифтинг», веротнее всего — частный случай «дауншифтинга».
Да ни разу. По пути наверх уже с самых нижних ступенек начинаются обычные человеческие карьерно-корпоративные интриги.
интриги-интригами, но у кого маркер — тот и «управлятор» :). Т.е. если не становится в позицию «вот когда стану начальником, тогда и буду за что-то отвечать», а все таки самому брать на себя ответственность — то будешь расти.

P.S. Руководитель — это тот, кто помогает команде добиваться её целей. Если цели команды работу в себя не включают — то, ну вы поняли...

Т.е. если не становится в позицию «вот когда стану начальником, тогда и буду за что-то отвечать», а все таки самому брать на себя ответственность — то будешь расти.
Вообще в национальных и не только реалиях более популярно: «вот когда станешь начальником, тогда и будешь за что-то отвечать, а пока — делай что говорят и невыделывайся.»

Никогда не читали про классификацию групп?

Есть ложь, наглая ложь, и средняя температура по больнице. Попробуй применить свой портрет к любому из 13 опрошенных, и увидишь что в каждом есть строго противоположные пункты.

В том числе 13 из 13 тебе немного приврали. Отсюда и выражение про ложь, наглую ложь, и статистику. Ты спросил людей о том как они ХОТЯТ выглядеть со стороны. А теперь подними трубку и спроси CEO (любого), пусть расскажет тебе про СТО. Только не про того который в вакууме, а про того особенного который у него работает.

И ещё поправка — спроси не только самых успешных, но ещё пару-тройку в компаниях НЕ достигших успеха. Если говорить о профессии, то обратную сторону медали тоже засвети.

«Дискомфорт доставляет вечная, изнуряющая война с так называемым „узким местом архитектуры Фон Неймана“. Как и элементы любой ВС, люди могут работать быстрее и лучше, если коммуникация между ними будет проще. Наладить общение — самый психологически сложный момент».
Отличная фраза, очень правдивая...

CTO CTO рознь. CTO ТОВ «Рога и Копыта», которая занимается разработкой 25 сайтов-визиток для малого бизнеса, может отлично справляться со своими задачами в 24 года (сразу после 23 летнего сениора), а CTO продуктовой компании, которая сама на себя зарабатывает, это немножко другая ответственность и обязательства.

По данным ДОУ, среднему украинскому техническому директору 30 лет, он имеет 7,5 лет опыта работы и получает $3500.

... в моем понимании СТО должен иметь хотя бы 10 лет опыта в программировании как програмист / архитектор и потом еще лет 5 как проджект менеджер... выходит что такому человеку должно быть как минимум 35 лет...

Да, очень смутил средний возраст 30 лет. :)
Впрочем это наверное связано с фэйковыми CTO в компании из 2-5 человек.
А-ля: «Я буду CTO, Петя — CEO, ну а ты, Вася, будешь у нас Генеральным! Ок? Ну тогда пошли педалить сайт дальше!»

проджект менеджер.
Имхо продакт менеджер, потому что аутсорсный проджект растет в деливери/аккаунт/сейлз менеджера или директора направления.

хм, продакт — это все таки ближе к СЕО. — т.е. к стратегии развития. А СТО (опять таки, ИМХО) — это больше КАК сделать, а не ЧТО.

Согласен... Продакт подчиняется бизнесу, а проджект — СТО.

А вот и нет. CEO — это чистый бизнес. Просто, видимо, здесь никто особо не осознает количество задач хотя бы по одной только бухгалтерии. А есть еще финансовый отдел (у больших), юридический, ресурсный (человеческий как их там забыл), паблисити разный и общение с инвесторами. Одна только подготовка годовой отчетности или сам выход на IPO занимают столько ресурсов, что будь на его месте CTO — сам бизнес уже можно было бы сворачивать, потому как никто больше не смог бы делать никакой основной продукт.

Возвращаясь к вполне советским терминам — директор и главный инженер — это вполне обособленные и вполне полнофункциональные и вполне ни разу ни взаимозаменимые и даже не пересекающиеся еденицы.

И таки да — CTO это именно таки «как», с идеями на развитие — «а что мы вообще можем».

ЗЫ: а сорри Вы ведь это и пишете. ))

1) Бывает так, что PM еще и Dev одновременно, типа как «играющий тренер».
Тогда есть 10 лет Dev включают в себя 5 лет PM.
Вот 30 лет и получается.
2) Отвечающий на момент ответа может быть CTO не 2-3 года, а дня два, как вступил в должность. Ибо тем, кто 2-3 года CTO уже некогда лазить по форумам и отвечать на анкеты =)

Тогда есть 10 лет Dev включают в себя 5 лет PM.
Вот 30 лет и получается.
Вот и получается традиционное национальное блюдо — «что-то среднее ни рыба ни мясо но аднака насяльника».

Вопрос о том, что за зверь этот СТО и зачем он нужен, пожалуй, один из самых частых из всех обсуждений возникающих в ИТ-компаниях. Спасибо за разъяснение, стало хоть немного понятнее. Обязанность «знать все» наверно самое точное и понятное описание.

Мне кажется ключевое тут не «знать все», а говорить с бизнесом на языке бизнеса, а с технарями на языке технарей. Переводчик.

Там по тексту дополнено, но можно было править уже редакторским проходом с удалением лишнего. «Знать всё» — это «не иметь возможности ответить не знаю». Это когда я звоню в банк узнать почему не проходит платёжка, а девочки — рядовые операционистки в коллцентре — уже в курсе дела проблемы и уже знают и отвечают «да, есть такое — программисты уже чинят — должно заработать к такому-то времени». Вот это — «CTO знает всё» — когда CTO есть вся техническая компетенция всего предприятия сверху донизу, а не когда «один только CTO и знает».

Ну это так — в идеальном случае, конечно же.

Ну так и получается. Пообщаться с «нормальными людьми» — что-то не работает, не знают он что там не так — «платежка не проходит». Пообщаться с технарями — найти ответственного за этот участок и поручить разобраться. Пообщаться с девочками и дать им что отвечать пользователям. Пообщаться с начальством и иметь что ответить на обычный вопрос «что за херня?!?!» — что произошло, что делается, когда все будет. Говорить, говорить, говорить ...
А для того чтобы было что говорить надо знать все.

Вручную? )) А, ню-ню...

Хорошая статья, спасибо!
Показать бы ещё грань между CTO и VP of Engineering...

VP of Engineering это фактически менеджерская позиция. VP of Engineering практически все время тратит на такие вопросы, как планирование бюджета, стратегия, продукты и сервисы, и в таком роде, технических вопросов там очень мало.
у CTO в этом плане технических вопросов существенно больше.

Подписаться на комментарии