.NET Fest: полная программа конференции на сайте. Присоединяйся к самому большому .NET ивенту
×Закрыть

Креш-тест резюме, выпуск № 5: Мнение Дмитрия Гайворонского

Пятничный креш-тест резюме проводит Дмитрий Гайворонский — руководитель киевского офиса компании CQG. В этом выпуске — разработчики, QA и Project Manager/Business Analyst.

Передаем слово Дмитрию.

Касается всех

  • Присылать резюме в MS Word (html, txt, rtf, tex) — не самая хорошая идея. Особенно в формате 11 офиса (.docx), не у всех откроется. Используйте PDF.
  • В названии файла — только английские буквы, цифры, пробелы и некоторые знаки пунктуации ([A-Za-z0-9._-, ]). Обязательно включите имя и фамилию (не nickname!) в название файла. Плохие примеры — «¦а¦¦¦¬TО¦-¦¦.doc», «КрУзАдеР1988.txt». Хороший пример — «Ivan Vasilyev.pdf».
  • Хороший размер для профессионального резюме — 2 листа A4. Больше — неудобно читать, меньше — приходится писать мелким шрифтом, HR расстраивается и требует включить расходы на микроскоп в зарплату.
  • Распечатайте резюме и оцените его в бумажном варианте! Хорошо ли смотрится фото и изображения? Не приходится ли ломать глаза, пытаясь прочитать Comic Sans 8pt? 95% рекрутеров распечатывают резюме и в дальнейшем работают с бумажной копией, облегчите их работу и оставьте о вас приятное впечатление.
  • Пишите «по делу» и без buzz words. «Коммуникативный, отлично работаю в команде, ответственный» встречается в 90% резюме и воспринимается как... никак не воспринимается. Мусор.
  • И самое главное, помните — если для вас это Мое Единственное и Неповторимое Резюме, то для рекрутера — это одно из десятка каждый день.

Резюме № 1

1. ФИО — это важные данные, неплохо делать их визуально заметными за счет размера шрифта, чтобы не приходилось искать.

2. Правильный подход. Компаниям важно знать, в каком регионе кандидат — это определяет возможности собеседования. А вот полный адрес, вплоть до номера подъезда и этажа, наоборот, бесполезная информация.

3. Правильный пример оформления. Контакты вынесены вверх, рекрутеру не приходится листать до конца документа, чтобы позвонить. Еще лучше, если телефон и email в шапке (header) документа.

4. Это текущая позиция или желаемая позиция? Упоминайте, что вы ищете — позицию разработчика, лида, какие проекты вам интересы.

5. Blah blah blah. Есть в каждом первом резюме.

6. Информация о проектах зачем-то вынесена на вторую страницу и приходится то и дело перелистывать CV. Лучше описать проекты кратко в разделе employment timeline.

7. Нет никакой информации о масштабах проекта и процессах разработки. Размер команды? Длительность разработки? Ваша роль — developer, tech lead, manager?

8. Визуальный мусор. И так понятно, что абзац про проект.

9. А вот это хороший пример краткого описания проекта для тех, кто «в теме»

Плюсы:

  • 2 листа, отлично;
  • заметная контактная информация;
  • описаны проекты, технологии;
  • имя и фамилия в названии файла.

Минусы:

  • Нет инфо о размерах проектов и команд;
  • желаемая позиция?
  • Формат .docx.


Резюме № 2

Минусы:

  • ¦а¦¦¦¬TО¦-¦¦.pdf, really?
  • «Пол: мужской» — ну слава богу, прояснили, а то мы уже тут подумали...
  • «Семейное положение: холост» —нерелевантная информация.
  • Русский язык в резюме уже воспринимается как исключение, а не как правило. Лучше перевести на английский.
  • Где информация о проектах? Названий сайтов недостаточно. Что за технологии, какой объем работ?


Резюме № 3

Плюсы:

  • Имя и фамилия в названии файла;
  • все четко и по делу, на первой странице информация, которая нужна рекрутеру;
  • необычная подача (скриншоты, employment timeline), но запоминается, выглядит «на уровне».

Минусы:

  • мелкий шрифт, плохо читается в распечатке;
  • изображения в распечатке поплыли, много мелкого текста, детали не рассмотреть.


Резюме № 4

Плюсы:

  • Имя и фамилия в названии файла;
  • для каждого проекта указаны технологии, можно проследить путь развития и оценить уровень.

Минусы:

  • «Sex: Male» — really?
  • пестрое резюме с маленькими шрифтами и кучей визуального мусора — italic/bold/underline, тяжело читать и тяжело находить ключевую информацию;
  • раздел education стоит располагать внизу, это менее значимая информация, по сравнению с проектами и знаниями;
  • зачем разносить basic/optional skills? Можно свести в один список и указать количество лет практики или уровень знаний. Общепринято в списках технологий и ЯП располагать элементы от наиболее к наименее значимым.


Резюме № 5

1. В принципе, и так понятно, о чем секция, можно пропустить заголовок.

2. Разбить на абзацы, текст сливается.

Пожалуй, лучший пример из всех присланных: хорошее резюме, короткое, ключевые элементы на месте, контрастное оформление. Файл в формате .doc с названием вида CV_%LastName%_2012.doc— и плюс, и минус. Резюме можно ужать до одной страницы.


Резюме № 6

1. Какое значение для этого резюме имеет факт наличия водительских прав? А разрешения на работу в Украине? Затотелефоннечитаетсябезпробелов. Business Analist? PM, который не пользуется спеллчекером?

2. 10pt Trebuchet — однозначно лучший шрифт для заголовков. Уступает только 8pt Comic Sans.

3. Хорошо и по делу.

4. Раз.

5. Два.

6. Три.

7. ЧЕТЫРЕ! Четыре предложения про одно и то же. Зато никакой информации о размере проектов, бюджетов, названиях методологий, технологий и том, что будет интересовать рекрутера.

8. Те же проблемы, что и раньше. Неужели нельзя сжать в три предложения?

9. Это абзац повторяется с минимальными вариациями 4 раза в документе.

10. Не надо воды. Напишите, что за проекты у вас были, что ВЫ в них сделали, и почему мы должны вас нанять.

11. Размер?

Минусы:

  • %nickname%_CV_eng4PM.doc — O’RLY?!
  • Четыре страницы убористого текста с повторами.

А вообще это резюме выглядит так:

LinkedIn

34 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

И ещё «мода» — резюме на английском. Хотите проверить знание языка — проверьте отдельно. Задача резюме — иметь документацию на человека, лично мне оно говорит как этим человеком управлять в дальнейшем, куда применить. Двести процентов, что человек владеет английским хуже, чем родным. И человек который его получит — аналогично. Хуже, не спорьте, даже если fluent. Исключение — если сами живёте ближайшие пару лет в англоязычной стране.

Представьте себе на минуточку, что Вы включили телевизор, а там рекламная передача — на английском. От людей, которым язык не родной. А ещё лучше — на русском языке, но коренными таджиками. Вы этот товар — купите, даже если он Вам нужен?

Типичное «хорошее» резюме на английском (с точки зрения HR) выглядит так:
я — китаетс
очки — ннада?
оччки — н нада?

чъотки — нънада?

Поясню в чём фокус: для разных понятий есть разные слова и идиомы. Формально они могут означать одно и то же. Но тактически и исторически в языке использоватся в разных ситуациях. Самое главное — никогда не говорится! Это факт!! И читая резюме на чужом автору языке, Вы упускаете самое главное. Например интраверт скажет «личные качества — коммуникабельность», экстраверт может ничего не говорить — его резюме в 2 и более раз больше. Но не английском: Экстраверт более стеснителен в чужом языке, ему нужно более глубокое знание для общения. Аналогично по-разному выражают свои мысли лентяй и роботяга, оптимист и пессимист, инициативный и «как все», смелый и трусливый. И конечно же Вы не сможете выявить заведомо врага компании: на интервью распознать крайне сложно (человек контролирует эмоции), но по написанному — отразится всё о чём человек думал. И на собеседовании — разве Вы не хотели бы сразу увидеть, когда человек писал не сам (и даже не под диктовку), а это вообще чужое резюме?

HR, если конечно вы профессионалы — требуйте резюме на родном. Если надо на английском, просите и его, но на родном — обязательно.

Я предлагаю просто уволить из HR людей, для которых подали не на том блюдечке с голубой коёмочкой. Да, все эти мелочи понятны, но это мелочи!

Резюме может читать не только HR, но и попасть к тимлиду, а то и команде (при хорошей организации это так). Если оно содержит больше инфы — ничего страшного.

Но если окажется, что нашлась «девачка», неизвестно как оказавшаяся в HR, отсеявшая кандидата только потому что шрифт не такой, или имя файла её почтовая программа перепутала, или она docx ниасилила открыть — я бы уволил, по статье.

Люди — слишком ценный товар. Давайте прикнием насколько: допустим зарплата 2000 денег, текучка с оборотом в 3 года. Итого 72 000 денег... и это только зарплаты чистыми. Насколько люди разные — понимаете!

А теперь приходите Вы в автосалон за крутым автомобилем бизнес-класса на сумму от 100 000$. Нет, не сами приходите, посылаете сотрудника из отдела HR. При этом авто — подержанное (с опытом работы). И этот сотрудник оценивает НЕ ГЛЯДЯ, и даже НЕ ЧИТАЕТ его опыт (аварии, пробег, местность эксплуатации, требования к топливу), а смотрит шрифт на документации и в какой версии ворда сделан файл. Мало того, Вам этот автомобиль использовать в работе и ПРОДАВАТЬ его работу.Скажите честно, Вы готовы послать своего сотрудника HR за такой покупкой?

Такие — настоящие требования к сотруднику HR. Такова — настоящая цена ошибки лишь одного сотрудника. Кадры — решают всё! Директор может лично проверять, как работает HR, и лично ставить задачи, и мотивировать. А то и вовсе не иметь этого отдела — я не шучу: покупая машины за 100 000$, Вы бы пошли в автосалон сами, проверили всех сами, и/или послали бы механика и такcиста на тест-драйв. И преребрали бы все варианты, чтобы выбрать лучших — чтобы ими потом гордиться.

В общем, HR, данная статья — ваше фиаско.

Вопрос по существу, если конечно уважаемый критик читает комментарии, однажды я внял советам из этих наших интернетов и выпилил из 11тистраничного резюме всю «лишнюю» информацию. До двух страниц сократить тогда не вышло, получилось четыре. Первый же рекрутер попросил у меня расширенную версию. Тогда я подумал, что это единичный случай, но когда тоже самое сделали остальные 7... Я перестал поддерживать две актуальные версии, я не настолько люблю искать работу :)

А в чем вопрос? Кратко — WTF? Длинно — если нужно 2 страницы, зачем просить 11, если нужно «чем больше, тем лучше», почему каждый первый критик считает своим долгом упомянуть про две страницы? Заранее спасибо.

Вот у меня та же ситуация — прислал сокращённую версию на 1 стр. — попросили более широкую версию. Пришлось 4 часа клепать 2-ю страницу 12-м шрифтом со всеми там описаниями.

Но, я это к чему. Если просят расширеную версию — значит та сокращенная сработала на 100%. Т.е. мной заинтересовались.

Отклик от «обширных» версий у меня был ниже.

Если просят расширеную версию — значит та сокращенная сработала на 100%.

Именно.

Задача резюме — не рассказать подробную историю рофессиональной деятельности человека, начиная с дошкольного возраста. Задача — составить о кандидате первое впечатление, помочь рекрутеру ответить на вопрос «подходит ли этот человек для моей позиции, хотя бы в первом приближении?». Если да — тогда и собеседование по телефону, и расширенное резюме, и тестовые задачки, и уточнения-выяснения.

Иметь расширеную версию — отличная идея. Но, imho, только в качестве дополнения.

Пример «резюме», заточенного под конкретную вакансию: dearinstagram.byalicelee.com/home

«Пол: мужской» — ну слава богу, прояснили, а то мы уже тут подумали...

Ниасилил комментарий...
Автор считает, что пол понятен из имени?
Может тогда автор скажет мужчина или женщина Shetal Gupta и Kim Ellis? ;)

Примерно также будут восприниматься Dmitry, Vladislav и т.д. если вы пошлете ваши резюме за бугор...

Gupta

мужик, полюбасу, я смотрел «Outsourced»

За бугром вообще рекомендуют не указывать пол, чтобы ни дай бог, кто-нибудь попробует вас дискриминировать по половому признаку.

edit:
некропост =\ простите.

Присылать резюме в MS Word (html, txt, rtf, tex) — не самая хорошая идея
А RTF-то чем не угодил? Вот он уж точно универсальный формат, практически везде читается/пишется «из коробки». На маке — это родной формат для дефолтного текстового редактора, на винде — его умеет дефолтный вордпад. Даже дополнительного софта никакого ставить не нужно, в отличии от PDF.

про pdf vs doc — я своє резюме веду в гуглдоках — там його постійно оновлюю, коли якісь додаткові скіли освоїла чи черговий проект завершила. і коли є потреба вислати роботодавцю — зберігаю з нету на диск, при потребі коригую і висилаю, замість шукати який ж з півроку тому редагованих файлів, які вижили на моєму глюкнувшому вінті чи в 3ох флешках — сама остання версія мого резюме.

ейчари, у яких нема можливості відкрити docx — не вірю. а значить, можуть і перезберегти в любому форматі, зручному людині, якій передають резюме далі.

при чому якщо форматування нечитабельне — у ворді його куди легше швидко і не задумуючись поправити, ніж в pdf.

взагалі читаю всі креш-тести на доу, і таке враження, що читаю якийсь zadolbali.ru. може це тому, що адміністрація доу вибрала саме такий формат — розбір конкретних резюме, а автори розборів виходять виключно з того, що їм присилають. але найбільша проблема у всіх — форматування, лишня інформація, нерелевантна інформація, номери сторінок і прізвище на кожній... really?

справа в тому, що роботодавці бувають різні, і їх, потенційних, у кожного кандидата теж буває багато. а писати резюме під кожного — теж не самий найкращий спосіб проводити свій вільний час. когось ейчари роздратовано спитали, чи є в нього дозвіл на роботу в україні — ну, може не розібрались, звідки кандидат (в нас он з білорусії люди працюють, і їх бюрократичні метання часто треба вносити в плани розробки проекту), хтось резюме прямо надає замовнику, і радить кандидатам писати і хоббі, ібо замовник це любить (та і ви зайдіть на любий порадник складення резюме чи навіть вузівські курси — кожен вам там скаже писати свої хоббі), когось треба в відрядження часто посилати і водійські права важливі... так, таких роботодавців — одиниці, але якщо вся ця інформація буде включена — її не будуть роздратовано перепитувати, а якщо ні — ну проігнорять.

я теж проводжу співбесіди, і єдине, що мені хочеться прямо-таки кричати: напишіть, блін, що ви реально робили, що ви вмієте! опишіть кожен свій проект: коротко суть проекту, країну замовника, всі задіяні на ньому технології і методики, розмір команди, і всі свої обов’язки, досягнення, чого навчився.

при чому 80% резюме, які до мене доходили — цієї інформації не містять. і або я одна така, якій потрібна ця інформація, або мені одній попадаються такі резюме — що ні в одному з креш-тестів я не побачила цієї рекомендації. зрідка хтось напише про опис проектів, чи надмір технологій у скілзах. всіх дратують пару лишніх стрічок в резюме.

а вказав стать, релігію, знак зодіака і т.п. — ну мені такі речі іноді навіть піднімають настрій, звертала б я на такі дрібниці увагу і дратувалась через них — вже б посивіла. головне — всеодно на кандидата прийдеться дивитись очно, як би він не вилизував чи запорював своє резюме, якщо є потреба в вакансії і є більш-менш видимість, що кандидат може володіти корисними навиками.

зберігаю з нету на диск

Гуглодоки позволяют сохранить резюме в том числе и в PDF, сам так делаю.

хтось резюме прямо надає замовнику, і радить кандидатам писати і хоббі, ібо замовник це любить

В одной компании меня попросили оформить резюме в другом стиле чтобы показать заказчику. Такое не часто бывает и ничего страшного в этом нет.

що ви реально робили, що ви вмієте

Да, тут согласен, указывать нужно.

ну якщо резюме ще треба підкоригувати під конкретного рецівера, то його зручніше зберегти в док, і підправити на диску, ніж редагувати нетівський оригінал.
ну і мене особисто чомусь прислані пдф-и дратують, більше подобаються доки. хз чому ))))
але, відповідно, я б не була такою категоричною, даючи поради по укладанні резюме — що от тільки доки, і все. я прекрасно розумію, що крім мене існує ще 100500 співбесідуючих зі своїми вавками в голові, тому спокійно сприймаю любе резюме, яке б воно не було — хоч txt, блін, з зодіаками і хоббі, аби там було розписано досвід.

штука не в тому, що хтось іноді потребує резюме в іншому стилі, а в тому, що, повторюсь, співбесідуючих, як і кандидатів, є 100500, і кожен зі своїми вавками. а ще — ейчари, яким обов’язково потрібна якась додаткова інформація для своєї статистики (та на приклад, кандидат пише в хоббі велосипед — ейчар тутже йому може відписати «а ще у нас є душ і стоянка для велосипедів»), замовники — які часто звикли розглядати людину вцілому, а не по конкретному скілу. і висилаючи резюме, ти не знаєш, хто буде його розглядати, тому включаєш деяку додаткову інформацію. бо її відсутність для тих, кому вона таки потрібна — тобі може нашкодити. а від тих, кому ця інфа не потрібна, ти сподіваєшся достатньо міцних нервів, щоб вони змогли пропустити непотрібну їм інфу.

я от просто уявила себе на місці людини, яка не має ще ніякого досвіду проходжень співбесід і складень резюме, і яка прочитала ці всі креш-тести: все, що така людина винесе з них — не писати нічого лишнього, не дай б-г написати хоч щось лишнє, ні особисте, ні технічне, ні робочі якості.

я своє резюме веду в гуглдоках

Очень удобно, я тоже так делаю.

при чому якщо форматування нечитабельне — у ворді його куди легше швидко і не задумуючись поправити, ніж в pdf

Могу гарантировать, никто этого делать не будет.

найбільша проблема у всіх — форматування, лишня інформація, нерелевантна інформація, номери сторінок і прізвище на кожній... really?

Таков формат этого креш-теста. Я специально старался не оценивать уровень кандидатов по этим резюме. В разных компаниях разные требования к кандидатам, и, хотя сложно отделаться от вопроса “подошел бы нам конкретно этот человек” при рецензировании его резюме, общие рекоммендации на то и общие, что помогут большинству.

я теж проводжу співбесіди, і єдине, що мені хочеться прямо-таки кричати: напишіть, блін, що ви реально робили, що ви вмієте! опишіть кожен свій проект: коротко суть проекту, країну замовника, всі задіяні на ньому технології і методики, розмір команди, і всі свої обов’язки, досягнення, чого навчився.

+1. К сожалению, многие этим пренебрегают полностью или оставляют только общую информацию.

і або я одна така, якій потрібна ця інформація, або мені одній попадаються такі резюме — що ні в одному з креш-тестів я не побачила цієї рекомендації

последнее CV этой статьи, пункт:

10. Не надо воды. Напишите, что за проекты у вас были, что ВЫ в них сделали, и почему мы должны вас нанять.

Без вагань можу сказати, що на цій сторінці твій коментарій просто шедевр на фоні якого основний сабж просто безкорисний як в змістовному розумінні так і в формі його подачі. Я дійсно радий що долистав до кінця цього посту і прочитав твій коментарій, в якому доносятся розумні речі.

пс: Ти врятувала моє резюме від ймовірного паклюження за що тобі щиро дякую!

А может имеет смысл создать конструктор резюме по всем канонам?

рискуем получить резюме, созданное по канонам автора конструктора, с особенностями имплементации.

+1 до этого такой тулзни не видел:)

в свете большого количества нареканий на форматирование, может имеет смысл провести на доу ликбез по верстке и визуальному восприятию?

Я для своего резюме использую LaTeX, очень удобно, всем рекомендую.

LaTeX — чтобы не промокало или чтобы не заразиться?

Я тоже его когда-то использовала, потом перешла в Google Docs, и жизнь стала проще.

да, хорошая штука )) - все спрашивают «кто вам резюме составлял» )).

А можно пример? А то латекс 750 метров вроде весит, для пробы устанавливать не хочется.

Кстати, еще одно преимущество LaTeX в том, что резюме можно хранить в системе контроля версий. Тогда, например, под определенные вакансии, можно заводить выделенные ветки, а в момент отправки резюме, ставить тэг, чтоб всегда знать какая именно версия резюме было отправлена.

А недостаток в том, что уж очень много народу уже про стиль знают :), и индивидульности надо добалять, лучше вообще свой класс написать, если есть чувство прекрасного.

Подписаться на комментарии