Оценка дизайна для не-дизайнеров
Это статья о критериях оценки дизайна не-дизайнерами. Я бы выделила два основных вопроса, ответы на которые значительно помогают оценить дизайн. Умение ответить на эти вопросы повышает ценность вашей точки зрения.
Зачем оценивать?
Иллюстрация из Фейсбука
Оценка для себя
Со своим мнением все более-менее понятно. Чаще всего вы знаете, нравится ли вам что-то, не нравится или вам все равно. Чтобы разбираться все лучше и лучше, нужно просто смотреть все больше и больше. К примеру, если вы ничего не знаете о создании 3Д-эффектов, но видели последние фильмы с их использованием, вас уже нельзя впечатлить эффектами не настолько крутыми.
Но одно дело — понимать, нравится вам что-то или нет, а другое — поделиться этой информацией с кем-то ещё.
Кто-то попросил вас оценить дизайн
Попросить вас может дизайнер, которому нужна конструктивная критика. Или это может быть заказчик, который хочет собрать побольше мнений о своем продукте.
Во-первых, ваше мнение может иметь вес, потому что вы, как человек знающий, способны конструктивно указать на какую-то очевидную ошибку. Например, сказать, что механизм, изображением которого дизайнер проиллюстрировал какой-то процесс, на самом деле не будет работать. Ошибки в дизайне часто незаметны людям, которые эмоционально вовлечены в проект, а вам со стороны может быть виднее.
Во-вторых, вас могут попросить просто сказать, нравится или не нравится вам какой-то дизайн. В этом случае одно субъективное мнение может иметь значение, только если несколько адекватных людей спотыкаются об одну и ту же деталь.
Указать на очевидную, с вашей точки зрения, ошибку легко. Сложнее обстоит дело, когда вас просят сказать, например, какой фон лучше — «зелененовато-синий» или «сине-зеленый». Сложность выбора состоит в том, что в таком случае правильный ответ — «это не имеет значения» или «я не дизайнер, почему ты спрашиваешь меня?». Поэтому всегда лучше уточнять, что именно вас просят оценить и с какой целью.
Что именно оценивать?
Нет смысла оценивать внешность сайта в отрыве от его контекста. Если вас просят сравнить черный и белый дизайн одного и того же приложения и сказать, какой из них лучше, то вы можете сделать выбор, как минимум, двумя способами. Можно исходить из того, какой цвет вы больше любите. Или вы можете выбрать лучший вариант, исходя из целей приложения. Так фон для показа видео лучше сделать черным, а для информации об этом видео — белым.
Предположим, у вас есть два варианта главной страницы, которые отличаются друг от друга только цветом фона — один красный, другой синий. Дискуссия о том, какой цвет фона в этом случае лучше использовать, равносильна обсуждению, какой из этих цветов вообще лучший. Даже если вы проведете А/В тестирование обоих вариантов, то не выясните, какой из цветов (синий или красный) больше нравится вашим пользователям, потому что цвет фона никак не влияет на функциональность, а продуктивность работы с сайтом определяется именно функциональностью.
Кадр из фильма «Матрица». Делать такой выбор полагаясь только на свои цветовые предпочтения опасно. Лучше сначала выяснить, как цвет связан с содержимым ;-)
Похожим образом дизайн логотипа влияет на успех компании. Есть миллионы разных галочек, но именно галочка Найка наиболее узнаваема. Существуют триллионы более удачных, красивых и неизвестных изображений яблока, чем логотип Эппла. Именно эти логотипы известны не потому, что их линии наиболее красиво изогнуты, а потому, что их грамотно используют.
Знаменитая и неизвестные галочки
Пример оценки дизайна
Примерно раз в месяц я ищу авиабилеты с помощью этих двух сервисов: www.anywayanyday.com и www.onetwotrip.com. Они оба удобны, продуманы до мелочей и приятны на вид. Чтобы проиллюстрировать статью еще одним примером, я решила сравнить дизайны этих двух сервисов.
После того, как попользовалась обоими, я решила, что мне больше нравится первый. Первая причина — я в восторге от его взаимодействия. Вторая — меня не отвлекают лишние красивости. Для меня на onetwotrip.com слишком много графической информации, и я каждый раз трачу время на то, чтобы ее увидеть. Но это не значит, что onetwotrip.com плох. Это значит, что конкретно мне он нравится меньше. Те, для кого явная красота и прорисовка деталей значат больше, чем для меня, при других равных условиях выберут второй вариант.
Cила обоих этих сервисов в том, что они удобные. Если бы это было не так, любые красивые картинки на них были бы просто украшением трупов.
Таким образом, дизайн имеет значение. Он увеличивает удовольствие от пользования продуктом. Удовольствие значит ровно столько, сколько значит для каждого человека удовольствие. Если дизайн цепляет и притягивает — это создает дополнительный спрос хорошо спроектированному продукту.
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
15 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.