APPSFLYER DEVCONNECT. 26.07 Olympic Hall
×Закрыть

Портфолио дизайнера как UХ-задача

Меня зовут Анатолий Рубцов, я ведущий дизайнер студии DataArt. В профессии более двенадцати лет, и сейчас регулярно собеседую дизайнеров из разных стран и разной направленности. Я просматриваю огромное количество резюме, портфолио и, конечно, вижу определенные закономерности в их оформлении.

Составляя резюме, нужно хорошо понимать, для кого вы его пишете — эти люди должны захотеть пригласить вас на собеседование. Говоря на языке UX, надо создать «персон» для типов ответственных лиц, которые будут рассматривать ваше портфолио и резюме. Скорее всего, сначала это будет HR-менеджер, затем — главный по UX, возможно, технический директор или менеджер проекта. У каждого из них свои профессиональные задачи, бэкграунд, характер и настроение.

Узнайте, кто прочитает ваше резюме

В каждой компании процесс отбора и собеседований кандидатов проходит по-своему: в зависимости от размера, структуры и специфики проектов. В DataArt все начинается с беседы с HR-специалистом и собеседования на английском языке. Если все прошло гладко, мы приглашаем кандидата в центр разработки и устраиваем встречу с дизайнером-лидом, чтобы детальнее обсудить профессиональные вопросы.

Постарайтесь узнать заранее, как это устроено в компании, которая вам интересна, и учесть ожидания людей, принимающих решения.

HR-менеджер оценивает общую адекватность и соответствие резюме кандидата требованиям вакансии.

  • Прикрепите хорошую фотографию.
  • Четко и структурировано опишите опыт работы.
  • Прочитайте советы HR-ов.

Технический директор, PM, тимлид оценивают вашу бизнес-ценность для проекта или компании в целом, а также ваше умение работать в коллективе.

  • Укажите, какие задачи вы решали, какие бизнес-цели достигали или пытались достичь.
  • Если у вас был опыт командной работы, расскажите о нем: какова была структура команды, какова была в ней ваша роль.

UX-специалиста / дизайнера интерфейсов интересуют ваши скиллы, знание UX-методологий и процессов. При этом он будет оценивать вас с учетом собственного опыта: может, он одержим кернингом, или принципом pixel-perfect, или нетерпим к грамматическим ошибкам.

  • Четко и по порядку опишите шаги вашей работы над продуктом.
  • Укажите, какими методологиями пользовались, какие проводили исследования, тестирования.
  • Каждый из этапов очень важно проиллюстрировать — скриншотами, фотографиями, блок-схемами, инфографикой. Большие объемы сплошного текста имеют шанс остаться непрочитанными.
  • Будьте готовы объяснить любое ваше интерфейсное решение. Ответ в духе «я художник, я так вижу» не вызовет ничего, кроме раздражения.
  • Подумайте сами, какие из решений, контролов могут вызвать наибольшее количество вопросов, и напишите про них в превентивном порядке.
  • Избегайте неряшливых картинок и некачественных фотографий.
  • Даже если вы не занимаетесь дизайном как таковым, уделите внимание оформлению схематических набросков.

UX: что они имеют в виду?

UX — профессия новая, поэтому с этим не могут определиться и сами юиксеры. UX не равно дизайнер, но, так или иначе, UX-специалиста часто по-старинке воспринимают как дизайнера. Для одних UX — фулстек: и дизайн нарисовать, и вайрфреймы. Для других и третьих UX — вайрфреймы, или вовсе только исследовательская часть. Поэтому и ожидания у всех будут разные.

  • Внимательно прочитайте требования к вакансии.
  • Четко опишите опыт, знания и технологии, которыми владеете, особенно подчеркнув те, что описаны в требованиях. С их помощью компания прямо заявляет вам, кого ищет. Воспользуйтесь этой подсказкой.
  • Укажите, чем занимались в компании, проекте, каковы были цели/задачи и были ли они достигнуты/реализованы.

Лучшее портфолио — кейсы

Работодатели будут оценивать кандидатов с точки зрения business value, предполагая, что каждый из них сможет привнести в проект. UX — профессия, в которой нужно думать, и лучше всего о вас расскажут задачи, которые вы решали. Оформите их в виде кейсов: последовательно опишите задачи и как вы с ними справились, приложив изображения, вайрфреймы и другие графические артефакты вашей работы.

  • Красивое резюме, оформленное в PDF со ссылками на работы на Behance, станет вашим преимуществом.
  • Каждый кейс показывает пошаговое решение задачи от начала до конца. Любой UX-специалист знаком с best practices и популярными методологиями работы над продуктом — следуйте им и при описании того, что вы делали раньше.

Аккуратно оформите резюме

Покажите, что вы подумали о тех, кто будет читать ваше резюме.

  • Не злоупотребляйте экспортом резюме с рекрутинговых сайтов, лучше потратить немного времени, чтобы оно отличалось от других. Пусть потенциальный работодатель видит, что вы готовы приложить усилия, чтобы его заинтересовать. К тому же, на кастомное резюме приятнее смотреть, чем на стандартную черно-белую страницу.
  • Попросите кого-нибудь вычитать ваше резюме или используйте спеллчекер, на худой конец. Грамотная речь ни у кого не вызывает негативных эмоций, а вот неграмотная раздражает многих. Орфографические ошибки могут внезапно оказаться триггером — вас просто не позовут на собеседование.
  • Оформите резюме в легко читаемом формате. Не нужно ни выкладывать сплошной кирпич текста, ни включать суперкреатив и рисовать свой портрет в середине страницы, окружив его облаками с описанием скиллов и заслуг. Разделите текст на блоки с четкими заголовками.
  • Не забывайте о ключевых словах — они особенно важны на самом первом этапе рассмотрения кандидатов. Внимательно прочитайте вакансию, на которую претендуете. Если среди нужных навыков работодатель указал знание Adobe Photoshop, напишите, что вы этой программой владеете. Не нужно думать, что это и так видно из вашего богатого опыта — это может быть очевидным для вас, но неочевидным для работодателя.
  • Вы можете нарисовать макет своего резюме самостоятельно или поискать готовые шаблоны в интернете.

Не шутите

Будьте серьезным и нейтральным. Чувство юмора и представление об адекватности у всех разные, к тому же среди IT-профессионалов нередко встречаются неординарные люди с любовью к специфическим шуткам. Обидно, если ваш юмор кому-то покажется неуместным, и вас не возьмут в крутое место, а вы даже не узнаете причины отказа. Если хотя бы один из тех, кто будет смотреть ваше резюме, не поймет, зачем было шутить в такой ответственный момент, вас просто не позовут на собеседование.

  • Вы еще успеете найти среди новых коллег друзей, которым ваше чувство юмора покажется блестящим. Пока ваша задача — не напугать даже самого скучного, с вашей точки зрения, человека.

Следите за соцсетями

Аккаунты в социальных сетях могут много рассказать об их владельцах, и компании этим пользуются. Манера общения, резкие высказывания, даже ваша любимая музыка и картинки в «Инстаграме» могут иметь значение для тех, кто выбирает коллег в команду.

  • Высказываясь на своей странице или комментируя пост бывшего коллеги, думайте, что когда-нибудь с вашими мыслями ознакомится HR-менеджер.
  • Не поленитесь и посмотрите свои старые альбомы с фотографиями. Вдруг там найдется что-то, что вы теперь никому не захотите показывать.

Не пренебрегайте сопроводительным текстом

В сопроводительном письме покажите знание компании, в которую подаете резюме. Расскажите, чем вам близка ее культура, чем вы можете быть полезны. Кратко и по делу.

  • Не нужно отправлять пустое письмо с прикрепленным к нему PDF-файлом. Никто не ждет от вас повести о вашей любви к потенциальному работодателю, но написать несколько предложений о том, чем вас заинтересовала вакансия, все-таки стоит. Для этого изучите профиль деятельности компании.
  • Возможно, вам интересна сфера, в которой работает компания, или вы слышали хорошие отзывы, как в ней построены рабочие процессы, или знаете, что в ней работают замечательные люди. Не стесняйтесь написать об этом.

Покажите, что вам интересно

IT-индустрия развивается стремительно, и компании в первую очередь заинтересованы в тех, кто держит руку на пульсе, постоянно учится и профессионально растет.

  • Пишите о книгах и ресурсах, которые читаете, о методологиях, которые интересны, о конференциях и конкурсах, в которых участвовали, о том, что вдохновляет и у кого учитесь.
  • Подпишитесь на сообщество UX Club в Facebook, здесь много интересных дискуссий.
  • Запомните слова, на которые точно отреагирует дизайнер: design thinking, UX design methodology, Алан Купер.
  • Узнайте, чем грозит профессиональная деформация дизайнера.

Оценивайте себя критически

Опыт в дизайне штор и визиток едва ли будет востребован, если вы претендуете на должность UX-дизайнера.

  • Фрилансеру в большинстве случаев предпочтут профессионала с опытом работы в релевантных компаниях и сферах, больших дизайн-студиях или продуктовых компаниях.
  • Опыт работы в команде очень важен для дизайнера, так же как и коммуникационные навыки, ведь вам придется постоянно общаться с заказчиком и членами команды.
  • Дизайнерского опыта в полиграфии будет недостаточно для работы над продуктами, и точно потребуется дополнительное обучение.
  • Не стоит писать «три года в IT», если полтора из них вы занимались SMM.
  • Прочитайте мои советы о дизайне интерфейсов.
  • Трезво оцените свой уровень английского и будьте готовы к собеседованию (о ключевых ошибках в собеседованиях на английском читайте здесь).

Как и в UX, при составлении резюме и портфолио нужно уделять внимание мелочам. Потому что именно из них складывается общее впечатление. Очень хороший специалист с неряшливо оформленным резюме, нерелевантными запросами или слишком резкими заявлениями в соцсетях может заранее внушить ненужные опасения.

Рынок сейчас развернулся, и спрос местами превышает предложение, но это не отменяет того, что критерии отбора специалистов на серьезные должности по-прежнему весьма строгие. Однако, если в компании поверят, что вакансия вас действительно заинтересовала, вы наверняка получите преимущество. При этом, если вы на самом первом этапе произведете впечатление человека, с которым можно сработаться, шансы на приглашение в компанию возрастут в разы.

2 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.
Аккаунты в социальных сетях могут много рассказать об их владельцах, и компании этим пользуются. Манера общения, резкие высказывания, даже ваша любимая музыка и картинки в «Инстаграме» могут иметь значение для тех, кто выбирает коллег в команду.
Высказываясь на своей странице или комментируя пост бывшего коллеги, думайте, что когда-нибудь с вашими мыслями ознакомится HR-менеджер.
Не поленитесь и посмотрите свои старые альбомы с фотографиями. Вдруг там найдется что-то, что вы теперь никому не захотите показывать.

И это ужасно и отвратительно: мы уже не можем быть кем хотим даже в соцсетях.

Только сегодня посмотрел на профсо :)

Подписаться на комментарии