×

DOU Labs: как Genesis строит крупнейший платежный сервис в Нигерии

В рубрике DOU Labs мы приглашаем IT-компании делиться опытом собственных интересных разработок и внутренних технологических инициатив. Вопросы и заявки на участие присылайте на [email protected].

Привет. Меня зовут Юрий Алексеев, я СЕО проекта Solid в компании Genesis. Наш проект мы запустили полтора года назад как отдельное финтех-направление с целью построения крупнейшего высококачественного платежного сервиса в Нигерии.

Для того, чтобы понять, какая ситуация в финансовом секторе этой страны, представьте, что время повернулось вспять и вы оказались в Украине начала 2000-х. «Приват24» или «Монобанк» еще не созданы, оплатить картой билеты на самолет или поезд в интернете практически нереально, большинство расчетов в офлайне происходит за наличные. За коммуналку платишь по квитанции в кассе банка, а телефон пополняешь через скретч-карту или на лотке на рынке. Ощутите боль целиком: у вас нет базовых финансовых услуг, которыми вы привыкли пользоваться каждый день, а банки — это душные помещения с очередями в кассу. Почувствовали? Тогда добро пожаловать в Нигерию!

Слева — Юрий Алексеев, CEO Solid в офисе маркетплейса Jiji в Лагосе, Нигерия; справа — типичное пополнение телефонов в Нигерии

Предпосылки к созданию проекта

Примерно два года назад, когда наш Jiji уже был крупнейшим классифайдом в Нигерии и опережал OLX по всем ключевым операционным метрикам (кстати, в феврале 2018 OLX закрыл свой локальный офис в Нигерии), мы впервые серьезно задумались о монетизации, и проблема приема платежей от нигерийских пользователей встала в полный рост. Список препятствий постоянно рос и включал в себя ряд проблем:

  • При использовании европейских или американских эквайеров, проходимость по картам Visa/MC была в среднем 20% (даже при наличии денег на карте, лишь 1 платеж из 5 был успешным).
  • Карты локального бренда Verve, который занимает примерно 30% рынка, никто из международных эквайеров не принимает в принципе. То есть даже при стопроцентной проходимости платежей по картам Visa/MC мы смогли бы покрыть всего 2/3 потенциальных клиентов.
  • Уровень проникновения карт в Нигерии находится на низком уровне. Широкое распространение имеют мобильные и банковские переводы. Меньше, но тоже используются — мобильные кошельки.
  • Единого и удобного агрегатора разных платежных методов наподобие Stripe в Нигерии нет. Большие международные игроки обходят Африку стороной (особенно — альтернативные платежные методы, которые занимают более половины рынка онлайн-платежей).

Мы не были новичками на рынке платежей и имели собственный платёжный шлюз, уже на протяжении нескольких лет обслуживающий все внутренние обороты проектов «Генезиса» с внушительным набором банков-партнёров, отточенными процессами и опытной командой разработки, аналитики, риск-менеджмента и биздева. Задача выхода на нигерийский рынок казалась достаточно тривиальной и быстро осуществимой. Однако наши ожидания не совпали с реальностью.

Миссия и трудности

Наша изначальная миссия — дать возможность огромной стране платить и принимать платежи в онлайне. Когда мы запустили подключение нигерийских эквайеров и альтернативных платежных методов типа кошельков, USSD и банковских переводов (для Jiji это важно, так как большая часть плательщиков — юр. лица), выяснился ряд деталей:

Биздев. Хочешь быстро подписаться с локальным эквайером и пустить боевые платежи? Забудь. Только подписание займет пять-шесть месяцев. Сам же процесс заключения договора напоминает «Замок» Кафки: «Огромная бюрократическая машина Замка работает, круглосуточно и напряженно. И на первый взгляд кажется, что эта работа имеет смысл и обеспечивает порядок, но чем дальше К. поникает в замковый мир, тем четче вырисовывается абсурдность здешних законов и предписаний».

То, что делают наши биздевы в Нигерии — это потрясающие вещи. Когда-то мы уже писали об особенностях заключения сделок в Африке. С банками примерно та же история с поправкой на то, что каждый банк в Нигерии — это до крайности формализованная структура, редко отклоняющаяся от своих правил и своего (достаточно специфического) видения мира платежей.

Технический функционал:

  • Использование собственной платежной формы? Нет, мы не поддерживаем такое. Да и не надо она вам.
  • Рефанды? Без проблем. Сделайте пожалуйста руками у нас в админке, API нет.
  • Антифрод? (тяжелый мыслительный процесс). Не знаем о таком.
  • Анализ деклайнов? (еще более тяжелый мыслительный процесс). Не знаем о таком.
  • Альтернативные платежные методы? Не в этой пятилетке.

Интеграция. Качественная документация на уровне Stripe или Adyen? Не в этот раз, напишите через годик — мы работаем над этим («машина Замка работает, круглосуточно и напряженно»).

Риски. При слове «Нигерия» большинство европейских эквайеров впадает в ступор, да и у большинства обычных людей сразу же возникает ассоциация с «нигерийскими письмами» и зашкаливающим уровнем мошенничества.

Достаточно быстро мы поняли, что в Нигерии никто не умеет работать с платежами так, как работают в Европе и США и так, как мы это привыкли видеть. Кроме этого, на внутреннем рынке нет понимания, как должен выглядеть / функционировать «правильный» процессинг из-за низкого уровня технической образованности большинства участников инфраструктуры. Международные мерчанты и эквайеры при подключении локального эквайринга в Нигерии упираются лбом в бюрократию, сложность подключения, разрозненность платежных методов и многое другое.

Скорее всего, вы уже видите, как вырисовываются очертания огромной незанятой ниши и отличной возможности для развития бизнеса в большой стране с населением в более чем 200 миллионов человек, ВВП по ППС больше чем триллион долларов и одной из топ-25 экономик мира.

Будучи одной из крупнейших IT-компаний в регионе с критической массой локального присутствия (самые популярные медиа-ресурс и маркетплейс в стране), мы увидели для себя еще одну возможность. Так, раз уж нам необходимо построить близкую к идеальной инфраструктуру для приема платежей в Нигерии под цели Jiji и готовых решений по этому вопросу на рынке нет, почему бы заодно не построить на этом бизнес с понятной моделью?

Так мы и запустили Solid, сформировав концепцию «Solid has everything you need to accept all kinds of payments from Nigerian customers. Online, across devices, in Nigeria and abroad».

Видеопрезентация Solid

Реализация

Шаг 1. Качественные API, документация и техника

Мы привыкли, что интеграция с банками в ЕС и США занимает несколько дней (таков наш опыт по более чем 30 подключенным PSP и эквайерам Америки, Европы, Азии и Латинской Америки). В Нигерии же ситуация другая — интеграция с одним банком может идти месяцами как из-за низкого качества API/документации, так и из-за отсутствия компетентных инженеров, которые могут провести по всему процессу. Так, мы полностью решаем эту проблему для наших мерчантов.

В качестве основных инструментов разработки нашего продукта мы используем: PHP 7 + Symfony 3.4, PostgreSQL, RabbitMQ, Elasticsearch. Сервера находятся в AWS — это решает ряд вопросов, связанных с обслуживанием, надежностью и удобством использования (в Нигерии, кстати, часто перебои с электричеством — из-за этого местные PSP грешат даунтаймами). Более подробно о наших технических решениях мы будем рады рассказать в отдельной статье.

Шаг 2. Локальный эквайринг

Ни для кого не секрет, что локальный эквайринг — это must have, если ты хочешь работать в той или иной стране. Проходимость европейских и американских эквайеров в Нигерии составляет не более 35%. Будучи интегрированными со всеми значимыми банками-эквайерами в стране (они же и являются крупнейшими эмитентами), мы достигаем проходимости на уровне 90% по уникальным пользователям — цифры, сопоставимые с хорошими показателями в Европе и США. Также стоит отметить, что даже в пределах Нигерии банки очень плохо взаимодействуют друг с другом, используют разные протоколы и т. д. Эффективнее всего чарджить карту через тот же банк, который ее выпустил (таким образом в том числе снижаются комиссии).

Шаг 3. Альтернативные платежные методы

Нигерия — страна альтернативных платежных методов. Ключевых — около 10, мы работаем с каждым из них. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что более половины оборота в стране происходит за наличный расчет, поэтому принимать наличку для нас критично важно. Расставлять огромную сеть терминалов типа iBox не было выходом, а сеть агентов операторов мобильных денег пока что слишком мала.

Так, вместе с Центральным банком Нигерии мы реализовали уникальный проект: называя номер ордера (мы его формируем в онлайне и сразу же отображаем) кассиру любого отделения банка по всей Нигерии, пользователь может осуществить платеж наличными за свой заказ в онлайне. Это касается как товаров, так и услуг — мерчант моментально после оплаты получает оповещение, что ордер был оплачен и он может начислить услугу или осуществить отгрузку товара. В стране со значимой массой наличности это имеет огромное влияние на развитие электронной коммерции, создавая необходимую инфраструктуру для ее развития.

Платежная страница Solid на Jiji — крупнейшем маркетплейсе Нигерии

Шаг 4. Аналитика и риск-менеджмент

На нашем проекте работают 25 специалистов. Техническая команда сформирована из 11 человек (типичная структура для подобных бизнесов): 5 разработчиков, 3 QA, 2 DevOps инженера и продуктолог. Кроме этого, 8 человек из 25 занимаются риск-менеджментом и аналитикой. Это достаточно нетипичная ситуация для бизнесов подобного типа (обычно значимо меньше), но математика проста:

  • Увеличивая проходимость на 1% в той или иной гео (или, к примеру, конверсию платежной формы), мы увеличиваем выручку наших мерчантов на десятки тысяч долларов ежемесячно.
  • Слишком жесткий антифрод обрежет проходимость и выручку. Слишком мягкий создает значимые риски для бизнеса, нарушение лимитов МПС и финансовые потери. Магия в том, чтобы максимизировать выручку, при этом полностью находясь on the safe side в плане рисков.

Наша команда аналитики и рисков — это преимущественно выпускники технических и математических факультетов КПИ и КНУ (ИПСА, прикладная математика, кибернетика). Инструменты, которые мы используем:

  1. Для сбора и анализа статистики в реальном времени мы используем связку Elasticsearch + Kibana + X-Pack. Это помогает нам моментально отлавливать проблемы с платежами как на стороне банков, так и на стороне мерчанта и вовремя предпринять действия по их устранению.
  2. Весь остальной анализ проводится на исторических данных, которые записываются в PostgreSQL. Для проведения анализа мы используем Tableau, этот инструмент позволяет не только строить простые и понятные отчеты, но дает «прощупать» данные своими руками. Также это очень удобный инструмент для проведения A/B тестов на бекенде при тестировании новых платежных логик или запуске новых платежных провайдеров.
  3. Дополнительно в своей работе мы активно применяем Python. Благодаря простоте в использовании и большому количеству библиотек он помогает закрывать большой спектр задач:
    • автоматизация процессов сверок;
    • сбор и обработка данных из разных источников;
    • автоматизированный отлов аномалий в процессинге;
    • анализ временных рядов;
    • построение предиктивных моделей для контроля уровня чарджбеков.

Пример Digital ID пользователя и связей, на основании которых мы выстраиваем риск-скоры, правила антифрода и роутинга платежей

Результаты

На сегодняшний день месячный оборот Solid составляет почти половину всех интернет-платежей в Нигерии и стремительно растет. Это огромное достижение не только в рамках нашего бизнеса, но и на уровне всей страны целиком. Платежи являются одним из важнейших компонентов для существования интернет-коммерции, и мы рады создавать почву как для развития внутреннего рынка, так и для прихода крупнейших мировых игроков на этот рынок.

Большинство проектов «Генезиса» глобальные. У нас уникальная экспертиза работы не только в Африке, но и на рынках США и Европы — об этом я и ребята из нашей команды будем рады рассказать в следующих статьях. Если у вас есть экспертиза построения и развития подобных продуктов — с удовольствием обменяемся опытом (мой имейл: [email protected]).

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




36 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Была как-то возможность катнуть в Ниггерию в командировку.
чувак который тянул в командировку в первых же строках письма указал ссылку на ВОЗ что Эболы у них нет :)))
Но жена, мягко говоря оказалась против, когда я ей было заикнулся о командировке. :)))
Мнения же сотрудников разделились:
1. Езжай, новые впечатления, тебе там все равно тачку с телохранителем дадут, не самое опасное место куда у нас командировки бывают, когда бы ты еще сам туда поехал
2. с дубу рухнул? работы не хватает? так найдем тебе полно работы в гораздо более цивилизованных местах. оно тебе надо эти риски с экзотическими болячками и всякими африканскими заварушками

но на визу Нигеря в те года хотела документов много и всяких забористых. так что учитывая пожелания жены забил на командировку.

но был бы не женат — поехал, самостоятельно туристом хрен бы когда в такую страну поехал, а так если зовут и создают условия под поездку, то почему бы и не поехать. посмотреть как оно в тех африках и убедится что в Украине не так уж все и плохо :)))

интересно было бы послушать автора, если он туда катался.

Хорошая тема для следующей статьи =)

Вітаю! Чудова робота!

Ощутите боль целиком: у вас нет базовых финансовых услуг, которыми вы привыкли пользоваться каждый день, а банки — это душные помещения с очередями в кассу. Почувствовали? Тогда добро пожаловать в

 Райффайзен Банк Аваль.

Та банк Хрещатик. А також Приват. Або мертвий Фінанси та Кретин. УкрПоцБанк... Ім’я їм легіон...

Приват по качеству и количеству услуг интернет-банкинга уделывает большинство даже западных банков. Офисы да, душные и с очередями, но нафиг в них появляться?

Ти не повіриш.. Але закрити/відкрити картку, оновити дані — тільки з персональної присутності. Так, це трапляється не часто, але контраст від цього ще більший

Спробуйте закрити доларову картку з залишком на рахунку. Через приват24

робиш запит на валюту у віділення, приходиш на касу у вказаний час забираєш. потім закриваєш картку
А взагалі віп-картка з обсуговуванням та окремими касами та операторами коштує всього 270 грн в міс.

Спасибо за чтатью интересно было прочитать. Хотел спросить только за одну вещь. В комментариях уже упомянули это. Но я бы хотел узнать детальный, почему выбрали именно PHP? Вижу тенденцию сейчас на рынке что PHP сейчас не в почете для начинания новых проектов, что меня как php разработчика огорчает. А вы начали новый финтех проект именно на нем. Почему? И какие технологии еще рассматривали?

Дмитрий, здравствуйте — спасибо за отличный вопрос. Так, выбирая PHP, мы делали это целенаправленно — у нас отличная техническая команда именно на PHP и это наша главная сила. Я полностью согласен с комментарием ниже, что главное влияние имеет не технология (можно долго дискутировать о преимуществах тех или иных вещей), а люди, которые работают над проектом. Если у команды есть критическая масса экспертизы, знаний и опыта в той или иной технологии/языке — выбирать что-либо новое «с нуля» не только безответственно с точки зрения инвесторов, но и потенциально губительно с точки зрения самого бизнеса и возможности его развития/масштабирования.

Отличный ответ и подход, спасибо! Честно говоря уже пугает когда все вокруг говорят, что нужно все бросать и идти на go/node.js/elixir не имея при этом ни опыта, ни специалистов, ни четкого видения причин перехода, а просто беря во внимание графики и статистики в которых go/node.js/elixir рвет всех на куски. Поэтому очень рад увидеть трезвый подход в этой волне хайпа. Мне будет очень интересно почитать больше о том как вы реализовали это с технической стороны, буду ждать следующую статью!

К счастью, за последние 4 года нам удалось построить в Нигерии крупнейший медиа-ресурс и классифайд — это позволяет достичь значимой синергии и понизить затраты на маркетинг. Вместе победим =)

Позитивна стаття.
Знайшов у іншій статті

Очень большой (огромный!!) объем фрода — более 70% объявлений с самого начала у нас были фродовые. Люди постят объявления о машине по бросовой цене и просят крошечную (10 долларов) предоплату, чтобы подогнать вам машину посмотреть. Получают 10 долларов и исчезают. Тем и живут. Таких объявлений было большинство на самом старте Jiji.

Не дивно, що у OLX не заладилось — судячи з украінської площадки, вони з фродом не надто активно борються.
P.S.
Цікаво, який відсоток фроду на OLX в Украіні ?

Ну отож. Нам ще рости й рости. Ще людей в халупи з хат загнати,знищити водопровід й каналізацію, лишити лише недільні школи — і вперед.

Нє, ну чого, тарифи допоможуть швидше виморити «не той народ»

Та ну його... болить воно мені, матюкатися ще почну. 8-(

Отож.
От прикинь, в нас зараз ситуація. В місті свого часу, на кредит , взятий у ЄБРР оновили практично всі котельні на економічні котли й переклали майже всі тепломагістралі,за винятком тієї, що лежала під одним з міських ринків — причому риночок цей побудувався незаконно. Так от, цей шматок постійно рветься і коли торгівців з ятками ганяють з того місця для ремонту магістралі — вони клянуть всіх жителів будинків і великої лікарні ,до яких веде ця лінія "предурки, в тазіку не мо’уть помитися, літо ж надворі"..то чи далеко ми від Нігерії ? Видається,що ні...

У меня дежавю
Уже читал эту статью

Кращий фінтех пишеться на похапє.. Перемога :D

Десь в куточку тихо заплакав Go-девелопер...

Если Вам дело делать, а не хайповать на презентациях, то большой возраст языка(технологии) идет в плюс.

Це залежить багатьох факторів. Кількості та якості навантаження. Часу обробки транзакцій. Скільки ресурсів є на оплату хостингу. Кількості розробників. Є ще декілька метрик...

Поки що китайські інвестори і компании лише дивляться на ринок, але знакових інвестицій у фінтех або виходу китайських продуктів не було. Поле дійсно непахане — гадаю, на проміжку 3-5 років тут буде доволі гаряче =)

Підписатись на коментарі