Как сервис dev2dev помогает IT-компаниям решать проблему бенча и обмениваться лидами

В рубрике DOU Проектор специалисты рассказывают о том, как создавали свой продукт (как стартап, так и ламповый pet-проект).

Всем привет, меня зовут Алексей Сердюк. Я сооснователь и CTO сервисной компании, занимающейся веб-разработками Fresh Digital Agency. Хочу поделиться кейсом создания платформы dev2dev.pro, которая помогает IT-компаниям продать свой бенч, купить бенч коллег, а также обменяться лидами.

Идея

В сфере веб-разработок мы работаем с 2007 года. Как это часто бывает, в определенном возрасте приходит желание «оставить что-нибудь хорошее после себя» или «принести пользу миру», вот и мы не стали исключением. Соединив это желание с актуальными для многих IT-компаний (и для нас в частности) проблемами бенча (наличие временных «бездельников» в компании) и наоборот, нехватки ресурсов, мы ринулись в бой.

Актуальность описанных выше проблем подтверждалась тем, что на сегодняшний день существует много разных каналов и групп, в которых можно рекламировать своих «бездельников» или привлекать дополнительные ресурсы других компаний, в том числе найти исполнителя для непрофильного проекта. Наша компания, например, состояла в трех Telegram-группах, двух Skype и двух Facebook-группах (к слову, после размещения сообщения в них о ресурсе dev2dev, некоторые нас исключили). При работе с ними мы регулярно сталкивались с рядом неудобств, например:

  • дублирование информации в разных источниках;
  • необходимость тратить время на чтение нерелевантных сообщений, чтобы не пропустить релевантные;
  • в потоке чатов сообщение быстро уходит и вероятность получить качественный отклик снижается;
  • нет возможности быстро получить информацию о компании, отправившей интересующее сообщение;
  • множество приватных чатов: когда в личку на сообщение отвечают десяток компаний, через время трудно вспомнить, какой чат относится к какой компании и к какому сообщению.

Алексей Сердюк

Цель сервиса dev2dev — предоставить возможность IT-компаниям со всей Украины, а в дальнейшем и мира взаимодействовать друг с другом напрямую без посредников и комиссий. Мы надеемся, что сервис станет полезным всем компаниями, работающим в IT-сфере: сервисные, продуктовые, аутстаферы, SEO и маркетинговые агентства.

Альтернативами нашему сервису являются профильные группы в соцсетях и мессенджерах, фриланс-биржи, базы резюме и разработчиков.

Основное отличие dev2dev — это заточенность под продажу-покупку свободных на текущий момент ресурсов (бенча) и актуальность информации. Мы уделяли большое внимание возможности оперативно разместить запрос и получить отклик. А еще у нас есть Telegram-бот и нет посредников. Кроме этого, концепцией сервиса является взаимодействие именно с коллегами, то есть такими же профессионалами, как и вы сами.

Чаще всего бенч краткосрочный, поэтому невыгодно его продавать по заниженной цене конечному клиенту-неайтишнику, поскольку работа с ним потянет за собой много дополнительного времени проджекта. Да и вообще, отдавать свободного программиста на растерзание такому клиенту без PM нельзя. Другое дело — это работа с коллегами, которые умеют общаться с программистами и которым можно смело отдать свободных ребят в аутстаф по заниженному рейту.

Как работает проект

Использование сервиса dev2dev даёт возможность:

  • размещать информацию о ваших свободных на текущий момент ресурсах (бенче);
  • разместить запрос на поиск ресурсов или бенча среди коллег;
  • получать актуальную информацию о свободных ресурсах ваших коллег;
  • разместить информацию о непрофильном лиде;
  • найти актуальную информацию о непрофильных лидах ваших коллег;
  • быстро получать подробности о компаниях, разместивших интересующую вас информацию.

Наличие Telegram-бота в сервисе дает возможности:

  • оперативно размещать информацию в сервисе, не открывая браузер;
  • подписаться на уведомления в телеграм о новых ресурсах/запросах/лидах по заданным фильтрам;
  • получать отклики в телеграм;
  • вести переписку с компаниями в телеграм, при этом при входе в сервис через браузер, будет видно, с кем и касательно чего велась переписка.

Принять участие в проекте может каждая компания, работающая в сфере IT. Для этого необходимо заполнить краткую форму заявки на главной странице сервиса:

В рабочее время чаще всего мы рассматриваем заявку в течение 1-2 часов. После подтверждения на указанную почту приходят доступы к сервису. При первой авторизации в системе мы просим заполнить более подробные данные о компании:

Также мы рекомендуем сразу добавить нашего телеграм-бота и создать подписки на запросы/ресурсы/лиды, чтобы в дальнейшем (когда компания забудет про сервис), вдруг неожиданно получить уведомление на email и/или в телеграм о новой потенциальной возможности привлечь доп. ресурсы или получить новый проект.

Основные сущности, вокруг которых всё крутится, — это компания, ресурс, запрос и лид.

  • Ресурс — это свободный на текущий момент специалист компании с определенным стэком. Часто компании размещают целую команду в качестве ресурса, что не соответствует нашей концепции, но мы еще не придумали, как с этим бороться. Мы предполагаем, что на нашем сервисе через поиск/продажу бенча будут закрывать в основном краткосрочные потребности (до 100 часов). Маловероятно, что кому-то понадобится команда и что она будет продана через ресурс обмена бенчем. Поэтому получается бесполезный ресурс, который лучше разделить на отдельных специалистов.
  • Запрос на ресурс — это собственная потребность компании привлечь ресурс коллег (субконтракт). При размещении запроса на ресурс, подразумевается, что компания ищет субподрядчика и сама будет выступать заказчиком.
  • Лид — это потенциальная сделка с конечным клиентом, а не с компанией — владельцем лида. Компания размещает лид, если у нее есть клиент, чьи потребности она по тем или иным причинам удовлетворить не может или не хочет. При размещении лида можно указать желаемую комиссию. Лид подразумевает работу с конечным заказчиком, возможно, не из IT-сферы.

Каждая компания может просмотреть Ресурсы, Запросы или Лиды других компаний, а также добавить свои:

Для более качественного поиска реализованы удобные фильтры, из которых сразу можно создать подписку и оперативно получать уведомления о новых сущностях:

С помощью функции избранных компаний, можно создать свой хаб с проверенными компаниями и в дальнейшем более оперативно связываться с ними.

Все входящие сообщения в сервисе дублируются на email или в telegram (эта функция отключается в профиле компании) и структурированы по сущностями, к которым относятся, поэтому всегда можно оперативно просмотреть, с кем и насчет чего вы общались (чего не хватает в мессенджерах):

Реализация

На проект был выделен дизайнер, Front-end (HTML,CSS, JavaScript, jQuery) и Backend (PHP, Symfony) разработчики. В качестве проджект-менеджера и заказчика выступал я. Сейчас над проектом продолжает трудиться backend-разработчик.

Концепция проекта со старта не менялась. Правда, изначально мы не планировали создавать Telegram-бота, но в процессе поняли, что будет тяжело перетащить людей из привычных мессенджеров в веб, поэтому решили сначала дать возможность пользоваться сервисом через Telegram. Для этого был создан бот @dev2devproBot. Но пользоваться им можно только после регистрации через веб-интерфейс сервиса.

Написание тех.задания на сервис мы начали в августе 2018 года. Релиз бета-версии был в апреле 2019-го.

Из этапов создания можно выделить:

  • написание тех. задания (около 1 месяца), которое я взял на себя и которое в процессе разработки было изменено процентов на 60;
  • разработка дизайн макетов, на которую ушло 140 часов дизайнера, что оказалось в 2 раза больше изначально запланированных;
  • верстка макетов, которая озадачила нашего фронтендщика на 110 часов;
  • backend-разработка, в процессе которой наш backend гуру страдал аж 700 часов;
  • тестирование и запуск, где страдал уже я, не считая часов.

Нужно сказать, что зачастую собственным проектам уделяется меньше времени, чем клиентским. Поэтому работу над проектом выделенные из собственной in-house команды специалисты чередовали с работой над клиентскими проектами.

Сейчас сервис функционирует в версии MVP, но мы постоянно его дорабатываем и добавляем новые полезные функции. Бизнес-плана по монетизации у нас не было, к слову, нет и сейчас. Мы верим, что, если создать ценный продукт, который будет полезен большому числу пользователей, то монетизировать его и построить вокруг него бизнес труда не составит.

Очень недальновидно с нашей стороны было запускать сервис только с одним языком — русским. Выбор языка был обоснован исключительно меркантильными интересами — максимальный охват аудитории. Сейчас мы работаем над его мультиязычностью и в ближайших релизах выкатим украинскую и английскую версии проекта. Если бы сделали это с самого начала, сэкономили бы много часов.

Самая большая сложность и вызов проекта — перетащить компании из привычного мессенджера в веб. Но мы уверены, что это вопрос времени. Чем больше участников будет появляться в сервисе, тем более актуальным и востребованным он будет.

Техническая реализация

Серверная часть проекта сделана на PHP-фреймворке Symfony 3.4, используется PHP 7.2. Для администрирования проекта используем бандл для Симфони Sonata 3.42. В качестве БД оригинальностью не отличились и используем MySQL. В проекте есть функция полнотекстового поиска, которая обслуживается Sphinx. Индексы сфинкса обновляем раз в 10 мин.

Морду проекта (общедоступную страницу) дизайнеры сделали с нуля, а вот закрытая часть (куда попадаешь после регистрации) сделана на основе HTML-версии backend темы с использованием её элементов интерфейса. Но все равно дизайнеру пришлось попотеть, чтобы собрать из имеющихся блоков конечную версию макетов. Была задумка использовать react для фронтенда, но от этой идеи отказались, в виду занятости React разработчика. Поэтому весь фронтенд сделан на HTML+CSS3+JavaScript+jQuery.

Выбор в пользу Symfony был обусловлен наполеоновскими планами по будущим нагрузкам на проект. По нашему мнению, это один из самых стабильных фреймворков, который хорошо работает на высоконагруженных проектах. А еще потому что с другими фреймворками у нас меньше опыта :) ЦМСки типа Wordpress или Modx вообще не рассматривали.

Проблемой, которую так и не смогли решить, была возможность телеграм-бота автоматически соединять в чат двух незнакомых между собой людей. В итоге оставили пересылку сообщения ботом от одного человека к другому.

Еще в офисе нашелся компьютер, с которого часть функций сервиса вообще не работала, при том что на всех остальных машинах проблем не было. Потратив почти день на это, выяснили, что «проблемная» машина выходила в сеть через прокси-сервер, который рубил часть заголовков всех запросов, из-за чего не работали некоторые функции. Пришлось переписывать проверки.

Результаты и планы

Сейчас проект на завершающей стадии beta-тестирования. Маркетингом мы еще не занимались, ограничились пока постами в профильных группах и статьями на профильных ресурсах. На сегодняшний день статистика по сервису следующая:

Мы сторонники органической раскрутки и не хотим подсаживаться на рекламную иглу, поэтому будем делать упор на развитие сервиса. Мы убеждены, что хороший продукт сам себя раскрутит при минимальных затратах на маркетинг, а если он бесполезный, то маркетинг ему не поможет. Каким является наш продукт — покажет время. Сейчас для нас это попытка принести пользу индустрии и «занятие для души», а не бизнес-проект.

Сейчас это не коммерческий проект, участие в сервисе абсолютно бесплатное. И будет оставаться таковым до тех пор, пока мы не увидим, что сервис стал действительно решать проблему «лавки запасных» (бенча) в компаниях. Это напрямую зависит от количества участников сервиса. Ведь вероятность совпадения профиля специалиста на бенче одной компании с текущей потребностью в другой компании при 5 тысячах участников гораздо выше, чем при 500 участников. В будущем мы планируем ввести небольшую месячную плату (порядка $10 в месяц) за участие в сервисе, когда количество участников перевалит за 5 тыс. компаний.

Сейчас у нас в разработке несколько фич, которые уже тестируются и в скором времени будут добавлены в релиз. Помимо мультиязычности, из примечательных среди них есть функция так называемого «Горячего бенча». Суть ее в следующем:
мы вносим в нашу базу данных среднерыночную стоимость рейта каждой популярной технологии (например PHP, JavaScript, Python и т. д.). Если компания готова продать свой бенч ниже рыночного, она ставит признак «Горячий бенч» для своего ресурса. Мы проверяем, действительно ли указанная стоимость ресурса ниже среднерыночной по выбранным технологиям, и если да — присваиваем ресурсу этот признак. Такие ресурсы будут всегда в топе. Кроме этого, компании, работающие с такими же технологиями, получат уведомление о «горячем» бенче своих коллег, и в фильтрах поиска ресурсов также появится чекбокс для выбора именно «горячего» бенча. Выпуск такой функции связан с тем, что много компаний просто выкладывают информацию о своих возможностях в общем, но не информацию о текущем бенче.

Также в релизе будет автоматическое создание подписки на новые запросы и лиды в системе, которые соответствуют стэку компании. Сейчас, не увидев интересных запросов/лидов однажды, компания уходит и забывает про сервис, не создав подписку.

Помимо исправления мелких багов, еще в ближайших релизах мы добавим возможность интеграции нашего сервиса с другими каналами по поиску лидов и сделаем возможность искать компании по стэку и специализации, даже если компания не разместила информацию о своих ресурсах, а также настроим цепочки писем с подсказками и полезной информацией.

После выпуска вышеуказанного планируем начать привлекать иностранные компании за пределами постсоветского пространства. В более далёкой перспективе думаем добавить функционал сделок (аналогично контракту на фриланс-биржах).

Приглашаем потестировать сервис dev2dev.pro и телеграм-бот.

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




21 коментар

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Сайт не працює. Не полетіло чи змінили назву?

А в чому причина якщо коротко? Курка-яйце чи щось інше? Дякую.

«К концу 18-го века люди инвестировавшие деньги в работорговлю получали 6% годовых. Любой финансовый консультант вам скажет, что это вполне приличный доход»

А если раба продали,а он внезапно не согласен?

Программист вообще может ничего не знать — ему просто дают новую задачу и возможно другого PM. Для него это обычный рабочий процесс.

А если надо присутствие on site?

Такое редко бывает. Те кто ищут бенч по низкой цене должны понимать что человек будет работать из своего офиса. Под продажей бенча мы все таки подразумеваем продажу времени специалиста (или решение конкретной задачи), а не продажу его с потрохами, стулом и другими личными вещами :)

учитывая частоту советов «чтобы получить +500, надо сходить в галеру напротив» — со стороны разработчиков местных будет огромное сопротивление

У веб-студіях часто працюють тіпи які доу не читають, так що все норм.
«Лох не мамонт — лох не вымрет»

тут тогда со стороны контор со временем возникнет отпор, когда окажется, что не самые порядочные — через сервис берут тест-драйв разраба, прежде чем его увести :-D

ну то есть вот совсем не верю я в такой себе рабовладельческий рынок в свободном обществе :)

Да риск есть. Но думаем получится его свести к минимуму за счет негативных отзывов и исключения из сервиса

І ви туди ж. Біржа бенча нереалізуєма не через те, що ніхто не здогадався її реалізувати, а через складність процеса підбора компаніі-постачальника. Навіть Upwork не навчився її долати, хоча у них-то ресурсів тьма.

Не из-за ресурсов или процесса, и интересов тех кому нужен ресурс и интересов тех, кто владеет ресурсом.

Біржа бенча нереалізуєма

Можливо, час покаже.

Звісно ідея для власників бізнесу дуже хороша, бо зараз цей маркетплейс гребців роззосереджений у фб групах, скайп чатах і тд, а тут одне місце з більш-менш норм UI.

Але з моєї точки зору отак продавати свого гребця на чужу галеру це якось тупо :) Я так робив і почував себе м-м-м-аксимум работорговцем. Дуже неприємно.

Так, але якщо Ви сервісна компанія, то клієнту Ви також продаєте гребців :) Виходить що всі аутсорсингові сервісні послуги це «торгівля людьми» :) А на відміну від кінцевого клієнта, колеги більш за все будуть ставитись до Вашого «гребця» з розумінням специфіки.

ак, але якщо Ви сервісна компанія, то клієнту Ви також продаєте гребців

Ні, я продаю клієнту проекти (послугу виконання проектів) а не окремо взятих гребців (навіть якщо в інвойсі записані години). Натомість просто гребців продають аутстафери.

А ваш маркетплейс передбачає саме перепродаж людей іншим сервісним конторам під їх проекти, а не виконання вами якихось зобов’язань щодо проектів. Одна справа коли вам просто віддали проект за відсоток, та зовсім інша — коли ви гребця віддаєте комупопало тому що зараз у вас для нього немає проектів.

Имхо: Идея не нова и реализовывалась в той или иной форме раньше, Aog.jobs и тд. Проблема которая нуждается в решении не свести покупателя и продавца. Настоящая проблема научить работать эти две стороны, научить не на*№вать друг друга, не продавать котов в мешках, не накручивать часы и тд. Тут уже упирается в культуру и фиг его знает есть ли нормальное решение для этого. Далее, опытные инженеры обычно не хотят идти работать в какую то левую компанию, только из за того что их посадили на бенч. Соотвественно большая часть инженеров там будут джуны и может миддлы которых будут продавать как сенйоров. И даже для молодых инженеров смена культуры команды может сильно ударить по психике, и загнать в депресуху. Но вам желаю конечно же преодолеть все трудности и вывести проект куда наметили!

Да, отчасти aog.jobs схожа. Разница только в том, что aog.jobs — посредники, которые берут свою комиссию. И привлекать ресурсы для тушения собственных пожаров через посредника становится невыгодно. И у них все таки упор на базу разработчиков в общем и на работу с конечным клиентом, а не на текущий бенч коллег. Насчет культуры полностью согласен. Но «коллег по цеху» на*№бать гораздо сложнее чем клиента не-айтишника.

Підписатись на коментарі