×

DOU Проектор: Поликлиника без очередей — прием к врачу по предварительной записи

В рубрике DOU Проектор все желающие могут презентовать свой продукт (как стартап, так и ламповый pet-проект). Если вам есть о чем рассказать — приглашаем поучаствовать. Если нет — возможно, серия вдохновит на создание собственного made in Ukraine продукта. Вопросы и заявки на участие присылайте на [email protected].

Идея

Привет! Меня зовут Артур Верба, я продукт-менеджер в сфере разработки IT-продуктов в области здравоохранения, а также руководитель проекта по телемедицине. Сегодня расскажу вам о нашем новом интересном детище.

До запуска проекта «Поликлиника без очередей» каждый из нынешних учредителей работал в различных eHealth проектах. Помимо этого мы обладаем определенным международным опытом создания и продвижения продуктов в этой сфере.

Сфера информатизации здравоохранения очень сложна и в каждой стране развивается по-своему. Сфера, объединяющая IT и здравоохранение, существует уже много лет в США, Европе, некоторых странах Азии. Украинский eHealth только начинает зарождаться, и это создает огромное поле для возможностей.

Однако сразу внедрить передовые технологии на отечественном медицинском рынке попросту не выйдет. Мы работаем в частном и государственном секторах. И если в частных клиниках оборудование и IT на очень высоком уровне, то в гос и коммунальном сегменте дела обстоят иначе.

Государственный сектор вообще сильно отстает как по укомплектованности (нет компьютеров, слабая IT инфраструктура), так и по компьютерной грамотности персонала. Поэтому прежде чем говорить о высоких материях, нужно сперва начать с малого.

Так появилась идея проекта «Поликлиника без очередей». Можно сказать, что проект служит входной точкой для инноваций в медицине.

Программа направлена на быстрое внедрение в поликлиниках и в кратчайшие сроки способна решать проблемы с загрузкой врачей даже с минимальной технической укомплектованностью со стороны учреждения.

Суть проекта очень проста: мы даем возможность попасть на прием к врачу по предварительной записи. Учитывается график работы врача, предоставляя возможность пациенту назначить прием в нужное время и в нужный день. Помимо традиционной записи через веб и при обращении в регистратуру мы предусмотрели также промежуточный вариант — запись на прием через терминал самообслуживания в здании лечебного учреждения. Это дополнительное удобство для тех, кто по каким-либо причинам не воспользовался веб-ресурсом и не желает стоять в очереди в регистратуру для записи.

Проект «Поликлиника без очередей» решает проблему, связанную с загрузкой медучреждений и врачей. Конечно, это не главная и не единственная проблема в медицине, но с этого мы решили начать.

Работа с пациентопотоком в клиниках напрямую влияет на их эффективность. В каждом медучреждении есть ресурс (медперсонал, регистратура, диагностические кабинеты, лаборатории и пр.), который способен обеспечить обслуживанию определенного количества пациентов в отдельно взятую единицу времени.

Если, скажем, ресурс врачей недостаточен для удовлетворения спроса пациентов, то мы наблюдаем очереди в клиниках, перегруженность врачей. Также страдает и сам процесс лечения, ведь пациент в нужное время попросту не получает необходимую медицинскую помощь. Кстати, при некачественных профилактике и амбулаторном лечении страдает не только пациент, чье состояние здоровья может усугубиться, но также и само медицинское учреждение несет денежные убытки в связи с тем, что обслуживание срочных пациентов по неотложке и скорой помощи обходится в разы дороже.

Напротив, если ресурс клиники превышает спрос населения на услуги, возникает простой в работе, и клиникам приходится содержать недогруженный ресурс.

Во избежание подобных перекосов, руководство клиник различными способами пытается урегулировать этот вопрос, меняя графики работы, устраивая дежурства, нанимая/ увольняя сотрудников и т.д. Самое главное в этом вопросе это опираться на актуальные фактические данные по загрузке и пациентопотоку. Только в этом случае удастся установить баланс между ресурсом и пациентопотоком. Мы в первую очередь помогаем сделать именно это.

Наша система учитывает 100% потока пациентов, показывает данные по загрузке и предоставляет инструменты руководству клиник для внесения корректив в режим работы учреждения в реальном времени.

Более того, на уровне района, города, области эта система будет работать еще эффективнее, ведь данные о загрузке будут охватывать другие клиники, и, сопоставляя нагрузку и ресурсы между клиниками, удастся избегать перекосов за счет друг друга.

Реализация

Развивали мы проект в рамках инкубатора 1991, начав с нуля разработку системы в начале июня 2016 года. Следующим этапом нашего развития стало участие в инкубационной программе Kyiv Smart City в партнерстве с инкубатором 1991, где получили официальную поддержку КМДА в лице мера Киева Виталия Кличко.

По итогам проделанной нами работы система имеет трехуровневую клиент-серверную архитектуру. Для управления базой данных используется MsSQL. Поликлиника без очередей построена на принципах открытости (возможность модификации и развития) за счет модульной структуры, клиент-серверной архитектуры, открытых интерфейсов для возможности дальнейшей модернизации и интеграции с другими системами, в частности МИС (медицинскими информационными системами).

Сейчас в команде, кроме меня, работают еще три разработчика, тестировщик и дизайнер.

Предварительная запись на прием на первый взгляд вещь банальная и существует во многих учреждениях и компаниях. Однако мы вскоре поняли, что недаром запись на прием к врачу отсутствует почти во всех коммунальных лечебных учреждениях до сих пор.

С виду несложный продукт потребовал значительных усилий в виду специфики работы медучреждений, где сложно предсказать и зафиксировать время оказания медпомощи, где постоянные дежурства, замены, срочные вызовы, обходы, пациенты, которых принимают вне графика, вне очереди, работа с различными категориями пациентов, борьба с неявками пациентов (показатель доходит до 40%), привязка участковых врачей к пациентам, и даже самое основное — сложности с идентификацией пациентов — все необходимо учитывать и настраивать систему под тонкие «биоритмы» каждой клиники.

Помимо разработки, одним из главных препятствий в реализации подобных проектов является внедрение продукта в клиниках. Основная масса пользователей — регистраторы и врачи — это группа наименее подкованных людей в области технологий. Иной раз отсутствуют базовые знания как то включение ПК, смена языка и т.д.

Обучение работе в системе и ее настройка под процессы клиники — самый важный и сложный этап внедрения «Поликлиники без очередей». Он на 100% зависит от того, насколько решительно настроено руководство клиники что-либо менять. Если главврач заинтересован и способен повлиять на своих сотрудников, то дальнейшее — дело техники.

Безусловно, обучение в государственных и коммунальных лечебных учреждениях — процесс трудный, особенно, если мы говорим о неактивных пользователях современными технологиями, о людях пожилых и не знакомых с компьютером. Таких людей довольно много в госклиниках как среди врачей, так и не медицинского персонала. Но сильнее всего, на мой взгляд, тормозит процесс обучения это страх перед инновациями и нежелание перемен среди сотрудников. Однако, это преодолимо, если людям объяснить и показать, что от этого станет только легче работать в скором будущем, и персонал вполне обучаем, невзирая на возраст и отсутствующий бэкграунд.

И в этом, опять-таки, очень важны желание и мотивация со стороны руководства.

Примером такого менеджмента может послужить команда детского диагностического центра — наша первая клиника, где запустили пилот, благодаря инициативе Kyiv Smart City. Главврач — Андрей Владимирович Семиволос, услышав в СМИ о нашем сервисе, который, как раз, выходил на новый уровень развития в рамках инкубационной программы Kyiv Smart City, несмотря на то, что мы стартап, обратился к нам сам и сказал «хочу и готов экспериментировать». И через несколько дней в клинике работала наша, тогда еще совсем «сырая», программа. А еще через несколько недель программа заработала полноценно и на 100% обеспечивает процесс записи на прием к врачу.

А ведь были клиники, где, соглашаясь, что система нужна и важна, от нас требовали каких-то документов из мэрии, министерства, от президента, что мы можем работать в медучреждении. И может таковые бумаги и нужны, но далеко не главы клиник помогали в их получении. В дальнейшем мы узнали, что для внедрения подобных решений достаточно волевого решения главврача.

Управление здравоохранения Оболонского района — другой пример высокомотивированной и активной команды. Мы начинаем сотрудничество и темп уже взят высокий: обучение персонала идет «полным ходом» и планы на 2017 год самые амбициозные.

Результаты

Несмотря на сложности нашего сегмента, в Киеве мы запустили систему в детском диагностическом центре в начале сентября 2016 года, где она полностью «отрабатывает» управление пациентопотоком. Этому предшествовало огромное количество правок, настроек, экспериментов и калибровок системы. И «Поликлиника без очередей» продолжает совершенствоваться.

Мы продолжаем оттачивать процесс внедрения продукта, во многом благодаря активности медперсонала и менеджмента клиник, где внедрена система.

На очереди подключение районов Киева и городов Украины. В частности, 15 января 2017 года мы начали подготовку внедрения сервиса в поликлинике № 1 на Иорданской, 26. Также в конце января в Днепре мы настраиваем на базе КЗ Днепровского Центра первичной медико-санитарной помощи № 5 работу первичного звена.

Модель подключения района к системе мы как раз намерены внедрить для начала в Оболонском районе. Откалибровав ее, масштабируемся далее по Киеву и другим городам. Очень важно отточить и настроить работу между центрами медицинской помощи первичной (терапевты и педиатры), вторичной (узкие специалисты) и третичной (высокоспециализированная помощь) звеньев. Главное — обеспечить возможность медцентров не только эффективно работать в системе «внутри себя», но также «видеть» друг друга и слаженно взаимодействовать друг с другом. Это особенно важно при направлении из одного учреждения в другое к врачу или на процедуры, учитывая загруженность друг друга, категорию пациента и прочие факторы.

К нам также поступают запросы на внедрение системы из Днепра, Запорожья, Львова, Житомира, Винницы, Кропивницкого. Планируется скорое внедрение также в Суммах и Одессе.

Узнать о нас больше вы можете на нашем сайте newmedicine.com.ua.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




31 коментар

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Всплакнула от смеха =) Вспомнила, что коллега рассказал: для того чтобы зарегистрировать вот в такую систему в детской поликлинике детей на кожного ребенка нужен отдельный электронный адрес...У нас в Харькове прогресс идет полным ходом =)

Попробуйте еще doc.guru. Не только запись к врачам, но и лекарства, диагностики и анализы.

Крутая затея, хотелось бы поскорее ею воспользоваться. Еще бы было неплохо, чтобы человек по адресу проживания мог найти больницу, в которой он должен обслуживаться. Недавно столкнулась с такой проблемой — ни одна больница не обслуживает наш дом( Все посылают в другую больницу, и никто не может найти.

В Харькове такая идея уже реализуется, запись доступна на сайте поликлиники 8pol.city.kharkov.ua, испробовала на себе уже несколько раз и я в восторге. Запись к врачу на сайте занимает пару минут, видны дни и время, доступные для записи.
Для людей, невладеющих технологиями, есть запись по телефону и у информатора (лично).
Приходишь за 5 мин до назначеного времени, врач по списку вызывает. На все про все 30 мин проводишь в поликлинике вместо 2 часов. И нервы бережешь :)

Похожий, и наверное самый раскрученный проект это doc.ua (для частных клиник)

а как же справка из жека? :) и как быстро админ с зп 3200 сольет базу с вашими детьми ?

Я этим лет 10 уже пользуюсь в Поликлинике № 1 клинической больницы Суворовского района г. Херсона. Эта же система используется ещё в 2-х поликлиниках города.
У них ещё сайт по началу на Silverlight был.
Всё прекрасно, приходишь в регистратуру, получаешь их чекового аппарата талончик со временем.
Можешь зарегаться и записываться к доктору через сайт.
Все прививки, флюорография и тп есть в системе, можешь посмотреть.

Только вот очереди по времени не соблюдаются.

Мы ж живём в прекрасном государстве, сейчас чтоб записаться в электронную очередь на визу в Польшу, выйдет токо 1 из 5 000 случаю или просто заплатить, думаю «щири украинци» смогут зарабатывать и на очереди к важным докторам.

Еще минус в электронной очереди это ограниченное количество мест на день, например у знакомого в Польше жена записана к доктору через 7 месяцев, дети тоже через 5-6 месяцев, есть случаи и более долгой очереди. Я когда был в Польше с температурой то меня записали через 6 часов, пришлось идти домой.

Хотел бы спросить в дополнение к комментарию Aleksandr Major Lytvyn , как реализовывается хоть приблизительное соблюдение очереди? На уровне выдать талон с указанием врача и времени -понятно. Но по факту в любой поликлинике сейчас есть очереди: 1. По талонам ( из регистратуры), 2. Живая очередь, 3. ЯТолькоСпросить. 3+ Те, кого персонал поликлиники заводит под ручку прямо к врачу минуя все очереди.

Чессгря, я уже и на очередь согласен. Лишь бы врачи принимали, а не коновалы, и лечили адекватно, а не зубы через задний проход удаляли :((

У нас в Виннице уже работает такой сайт de.vmr.gov.ua.
Он внедряется и уже работает на государственном уровне, как пилотный проект.
Через него можно просмотреть электронную медицинскую карточку, записаться на прием к лечащему врачу на указанное время, получить список и результаты предыдущих посещений. В будущем планируется регистрировать все анализы и т. п. Это работает достаточно удобно.
Разработка: doctor.eleks.com/

Да ладно: карточку глянуть еще можно, а записи там нет.

Вау, ваша правда, уже есть. Пилот растет. Осталось проверить на практике.

Мне кажется, в этом случае, вы поставили воз перед лошадью.
Пока не будет страховой медицины ничего у вас не получится.
Нужна мотивация. И не только исполнителя услуг, но и получателя.
Я занимаюсь автоматизацией медицинских процессов более 20 лет и все знаю не по наслышке.
Если есть вопросы, обращайтесь

Мотивация для кого? Раз воспользовался страх медициной, не заметил я чтобы врач был мной заинтересован.

У нас нет страховой медицины! Сейчас это отмывание денег под видом страховой медицины.

Такие инициативы убиваются государством. Необходимо вложить денег (ибо как уже писалось не везде есть даже компьютеры), плюс врачи получают часто денюжку за быстроту и внеочереди, а так забирается воможность подзаработать. Такие изменения должны быть централизоваными, а не отдельно по поликлинике. Как вы решаете проблему с людьми, которые приходят не по прописке (часто это становитяс проблемой)? А что делать с бабушками, которые не смогут записатся онлайн и т.д. Во многих поликлиниках существует система записи (журнал записи), некоторые врачи не принимают без записи. И в итоге ты смотришь в этот журнал,а там прописана очередь на месяц вперед (преобладают конечно бабушки). Если бы это работало везде, то было бы очень круто, но пока нашему государству это не выгодно. Так же как и в свое время возможность оборудования остановок с электронным таблом.

Надо сделать одну простую вещь — разделить прием по возрасту или по дням. Есть день ребенка, пусть будет день пенсионера.

Дякую за цікаву статтю. Також для ознайомлення можу дати лінк яким сам користуюсь для пошуку лікарів та запису до них в Польші — www.znanylekarz.pl

Идея е-очереди в поликлинику у меня лично возникла еще 10 лет назад, когда родился сын.
Но поняв, что инфрастуктуру не начем строить — забил на идею ...
К сожаленью, даже частные современные клиники не обладают такими фичами — все по телефону.
А в гос секторе думаю это будет больше исключение, чем правило

Есть конкурент — reestratura.com В Днепре точно работает. Жена и себе талончик брала и детям. Супер удобно. В Киеве хотел записаться не получилось.

У нас в поликлинике выдавали талоны на четкое время. Не взлетело, перешли на живую очередь. Было как-то так: приходишь с первым талончиком(у врача смена в 12.00 начинается), а врача нет ) Если талон не первый, ситуация усугбляется количеством пожилых людей в очереди, которые прийдя пораньше, думают что они раньше уйдут. Плюс момент со своими пациентами. И самая главная проблема: задушевные беседы с пожилыми и больными людьми. Айтишники или бизнесмены ценящие время, приходят по делу, описав проблему и пытаясь ее решить, а более возрастные люди, у которых в принципе все болит — больше поговорить, чтобы их выслушали, они только в кабинет будут заходить долго, половину отведенного на прием времени. А еще есть нагрузка на врачей, у них в принципе не хватит времени принять всех страждущих(по крайней мере у терапевтов или как их сейчас называют, семейный врач).
Но самая идея — поликлиника без очередей, очень хорошая, всеми конечностями за, может когда-то получится внедрить что-то подобное

Вижу много негативных отзывов. Ну как всегда в ИТ :D. Добавлю свое мнение, что любая даже не до конца отлаженная версия, будет намного лучше текущей. Ведь сейчас люди обязаны приходить утром того же дня (!) в очередь за талонами — это вообще ужас. Стоять утром очередь, затем в обед по талону стоять живую очередь из пенсионеров, которые пришли скоротать денек и пообщаться. Ну и на заметку, если пенсионеры плохо переносят, можно выдавать им тот же талон в регистратуре, только регистрировать с помощью персонала больницы, т.е. теоретически не менять интерфейс системы для пенсионеров вообще, пусть стоят в очереди утром :).

Всі страхові компанії теж записують тебе «на час». По факту маємо наступні ситуації:
1. Ти приходиш і бачиш перед собою чергу менш забезпечених громадян (часто похилого віку) які сидять у черзі і незадоволено дивляться на молодого багатія. Мені часто просто совість не давала заявити «я на час» та пропхатися без черги.
2. Лікар проводить прийом довше ніж відведене вікно в результаті чого вся черга зміщується, та все одно потрібно чекати.
3. Лікар не прийшов через оперативний виклик (як зазначили нижче) і ти просто даремно згаяв час.
4. Черг немає на незручний час (що логічно), посеред дня, або в 11 ранку, коли і на роботу нема змісту йти і дома зробити нічого не вдається.

Чекаємо на

отзывы именно пациентов об использовании этой системы?

В развитых странах уже давно только так и работает, удобно, НО вылилось в очень существенные проблемы:
1) Например «качество приема» свелось к тому, что прием занимает например 15 минут, из которых на осмотр и опрос всего 5 минут, а остальное время доктор вынужден заполнять всякие компьютерные программки.
2) Доктора, например в Польше, славятся своим равнодушием к пациентам, т.к. у них «конвеер» и их ЗП не меняется от того, что происходит в очереди. В Германии другая крайность — всех без разбору сразу на хирургическую манипуляцию, т.к. это стоит денег и приносит выгоду: слушать вас или прописывать терапию ни одному доктору не выгодно.
Подобная автоматизация, разумеется, удобна для тех кому надо просто получить справочку «по быстрому».

Написано очень красиво и гладко. Но есть ли отзывы об использовании этой системы в реальных условиях наших государственных лечебных учреждений: с живой очередью; с людьми, которые идут без очереди по приглашению врача; с людьми, которые по показаниям идут без очереди; или с ситуацией, когда приме должен начаться в 8.00, но начинается в 9.30 из-за оперативки? Есть ли отзывы именно пациентов об использовании этой системы?

Могу дать две новостных ссылки по Харькову:
22.12.2015
kh.vgorode.ua/...-k-vrachu-cherez-ynternet
Здесь о том как хотят организовать работу. Впрочем повторяет данную статью.

15.09.2016
kh.vgorode.ua/...lektronnnaia-rehystratura
Тут о том что из этого вышло.

Для тех кому лень ходить по ссылкам и читать — итог:
Все упирается в людей старшего поколения и их не желании вникать в современные технологии.

Підписатись на коментарі