×Закрыть

Как и зачем работать 8 и больше лет в одной компании: опыт «старожилов»

Чтобы узнать, можно ли профессионально развиваться, работая много лет на одном месте, не скучно ли это, какие есть плюсы и минусы такой карьеры, мы нашли «старожилов» украинских IT-компаний и попросили их рассказать DOU о своем опыте.

Александр Шевченко, Sr Dev Manager и Product Owner, 11 лет в Serena Software/Micro Focus

Непосредственно перед Serena Software/Micro Focus работал в компании «Интеллект-Сервис». Но не над M.E.Doc, который недавно прославился в истории с вирусом Petya, а над ERP-системой IS-PRO (конкурент 1С, Парус). Основной специализацией был C++ и SQL. На момент ухода был Lead’ом по разработке модуля «Управление персоналом».

В Serena я шел, так сказать, на перспективу — с Lead’а на Middle. Очень хотелось поработать в западной компании, и понимал, что нужно сделать шаг назад во имя будущих побед. При этом удивительным, но приятным было то, что уровень заработной платы при таком понижении в должности получился с ходу выше.

Сперва попал на достаточно древний проект ChangeMan DS — это простенькая система контроля версий. По большей мере это была поддержка продукта, чем развитие. За первый год существования офис в Украине насчитывал всего около десяти разработчиков, и нам еще не спешили давать серьезные проекты. Думаю, присматривались к нашей квалификации. Спустя год с небольшим мне доверили руководить разработкой ChangeMan DS в Киеве. Кроме C++ пошла Java, и стали привлекать на проекты с использованием C#.

Через несколько лет нас «допустили» к разработке одного из флагманских продуктов компании — Dimensions CM, где я тружусь до сих пор.

Примерно в 2008 компания серьезно взялась за усовершенствование процессов и переход на Agile. Где-то с тех пор я стал «подрабатывать» Scrum Master в добавок к обязанностям тимлида и активному участию в разработке. Продолжал разбираться в тонкостях продукта, проявлял инициативу, брал ответственность и со временем перекочевал из Scrum Master в Product Owner. Примерно в то же время начал сдвигать акцент от разработки к управлению. В данный момент совмещаю роли Sr Dev Manager и Product Owner, но не упускаю возможности время от времени залезть в код.

Порой тяжело приходилось с конфликтующими интересами себя технического и себя представителя пользователя (Product Owner). Начинаешь дизайн какого-то функционала с мыслью о том, как бы это было удобно пользователю, и на автомате начинаешь продумывать детали реализации применимо к текущей архитектуре. Часто можно заметить, как дизайн адаптируется в направлении более простой реализации, и в такие моменты нужно пытаться «глушить» программиста в себе. С другой стороны, знание детальных технических составляющих не раз выручало: гораздо легче понять реальность планов, возможность подсказать команде, где могут быть проблемы, или даже подключиться самому к разработке в критический момент при необходимости.

Преимущества. Наша команда работает вместе длительное время, все уже знают друг друга досконально. Знаешь, чего ожидать от каждого человека. Что можно поручить, а что нет. Где нужно проконтролировать, а что целиком оставить на усмотрение опытного коллеги.

Недостатки. Мне кажется, тут всё индивидуально. На собеседованиях, глядя на резюме «попрыгунов», у которых каждый год новая компания, я сразу предупреждаю, что карусели проектов у нас не будет. Каждый выбирает, что ему нравится. Некоторые любят небольшие проекты на год, максимум два, кому-то подавай только стартапы, Big data, AI. Мне нравятся долгоиграющие солидные проекты, нравится работать именно в продуктовой компании, нравится осознавать, что твой продукт используют такие монстры, как Lockheed Martin, BAE, Intel и многие другие.

Думаю, недостатком можно считать то, что стек технологий, с которыми работаешь, более ограничен, чем если бы я менял работу или проект каждые несколько лет. Но благо наш продукт активно развивается, плюс руководство здраво относится к техническому совершенствованию продукта и рефакторингу. Это позволяет применять новые технологии, библиотеки, подходы, особенно к тем модулям продукта, что стартуют с нуля.

Желал ли я поменять работу? Конечно, такие мысли бывали. Но, оценив все за и против — я всё ещё здесь :) Считаю, что менять ради того, чтобы лишь поменять, потому что уже 3-4-5 лет на одном месте — это неверно. Кстати, очень положительным знаком считаю то, что частенько покинувшие компанию коллеги возвращаются назад. Это заставляет задуматься: так ли хорошо там, где нас нет?

Продукт, который мы разрабатываем, просто огромен и продолжает разрастаться. Я бы не сказал, что за 9 лет на нём я его знаю досконально, как со стороны исходных текстов, так и со стороны пользователя. А разбираться в деталях я люблю. Так что ещё много интересного впереди ;)

Заставляю себя держаться на волне технологий. Признаться честно, получается с трудом, много времени уходит на околоменеджерские задачи. Понимаю, что в идеале нужно определиться между технарём и менеджером, но пока я балансирую на грани, пытаясь преуспеть в обоих направлениях.

Алексей Ильченко, Team Lead, 8 лет в CodeIT

До CodeIT по специальности работал в ООО «Хартэп», компании, ориентированной на госсектор. Там разрабатывал web-интерфейсы: получил интересный опыт, написал диплом. Но предприятия такого типа в Украине — не то место, где хочется задержаться программистам. В то же время брался за любые подработки в области web-разработки, в основном через знакомых.

В CodeIT пришел как Junior Web Developer или около того. Разделения по уровням у нас тогда не было. Начиналось все с типичных для Junior-разработчика подсобных задач. В то время web-разработчиков редко разделяли на Front-end и Back-end, так что была и верстка, и PHP. Позже стал вести проекты самостоятельно.

С ростом компании начал на некоторых проектах исполнять обязанности Dev Lead. Пару лет назад мы запустили программу обучения в отделе Back-end разработки, которую я начал курировать. На данный момент развиваюсь в направлении Team Lead.

За эти годы было достаточно много непростых проектов, иногда непростые заказчики. Новые для меня направления — обучение других, должность Lead. Запомнилось, как пришлось один раз экстренно переписывать игру, написанную разработчиком, который ушел в отпуск, за неделю до релиза в «Одноклассниках». Как оказалось, серверная часть игры не выдерживала существенных нагрузок, которые обычно приходятся на первые дни релиза. Как ни странно, переписать удалось :)

Преимущества. Есть увеличенный отпуск за выслугу лет. А если в целом: компания развивается все время, что я тут работаю, и я вместе с ней. Мне нравится ощущать себя важной частью истории. Приятно работать с людьми, которых знаешь давно и с которыми уже установилось взаимное доверие.

Недостатки. Идеальных фирм не бывает, всегда хочется круче проекты и больше зарплаты.

Желал ли я поменять работу? Нет, тут я пока нашел хороший баланс для себя. Иначе что б я тут так долго делал :)

В планах на ближайшее время — развиваться как Team Lead, расширять свой стек технологий.

Антон Чеботарев, C++ Software Architect, 9 лет с Materialise

Я присоединился к Materialise, когда был студентом последнего курса института. Во время учебы считал правильным не работать, видел необходимость получить знания.

До этого еще 2,5 месяца проработал младшим Java-разработчиком в запорожском «Укртелекоме». Первые полтора месяца работы мне ставили задачи по анализу данных, статистике и построению всяких графиков, а затем «идеи» по видам графиков у начальника закончились, и через месяц меня уволили. Как оказалось, это такой способ обойти совковые плановые увольнения: нанять студентов, чтобы уволить их перед Новым годом.

Сотрудничество с Materialise я начал будучи Junior C++ Software Engineer. Задачи, которыми я занимался, сейчас попадают под DevOps направление, от того, что делает Software Engineer там было совсем мало. Через полгода, на очередном follow-up c HR, я пожаловался, что мне не нравится то, чем я занимаюсь, и через неделю уже работал над другим проектом с настоящими C++ задачами :)

Дальше все пошло довольно динамично: больше опыта, больше задач, больше ответственности. В 2011 году я вырос до Professional уровня, в 2012-2014 стал Lead-ом на проекте, консультировал по продукту, обучал новичков, отвечал за архитектуру. В это же время пробовал себя в роли Project Manager на своем продукте, вроде успешно.

В конце 2013 появились планы перехода с Desktop-приложения в Cloud. Я в течение трех месяцев отвечал за техническую часть пилотного проекта: разработку прототипа, анализ требований, разработку будущей архитектуры, защиту технического решения перед бизнесом. С мая 2014 мы ведем разработку этого продукта. Я занимаюсь архитектурой, отвечаю за развитие продукта, интеграцию с другими продуктами компании и с внешними системами, принимаю активное участие в разработке и тестировании.

Преимущества. Нет преимуществ многолетней работы с какой-то абстрактной компанией, но есть преимущества работы с компанией, где тебя слушают и слышат. Я уверен, если что-то не устраивает в текущих задачах, направлении, проекте, ответственности — это решаемо. Если не молчать, озвучивать ожидания и претензии, то решение будет найдено. Со мной так было в 100 % случаев.

Я выше уже описал пример, когда поменял направление. Также был случай, когда не устраивало вознаграждение. Был достигнут компромисс: небольшое изменение, а также, что немаловажно, обсуждение моего личного развития и критериев, которые повлекут за собой повышение профессионального уровня и изменение вознаграждения соответственно.

Проблем из разряда «скучно» для меня не было: то, что для меня интересно, мне никто не мешал изучать и внедрять в рамках работы над проектами.

Недостатки. Трудности могут возникнуть, если не озвучивать проблемы/ожидания. Если молчать, то вряд ли компания о них догадается, даже самая распрекрасная.
Вот если компания не слушает или не слышит — это проблема, но, к счастью, мне повезло.

Желал ли я поменять работу? Когда у меня было желание что-то поменять — менял в работе с текущей компанией. Менять компанию — это не самоцель для меня.

Дальше буду развиваться в сторону Software Development и Architecture. Пробовал себя в роли Project Manager — но это пока что не мое.

Олександр Лукавий, PM, 10 років в InterLink

В студентські роки я фрілансив і розробляв дизайни для сайтів.

В InterLink починав з Junior QA Engineer. Проте мені це вдалось не з першого разу :) Після першої співбесіди мені порекомендували список літератури і побажали сил та натхнення. Жага до самовдосконалення зробила свою справу: пройшовши ще одне інтерв’ю, я потрапив на випробний термін.

Я переконаний, що кар’єрний ріст нерозривно пов’язаний зі становленням людини як особистості і прагненням знайти себе в цьому світі. На самому початку я бачив неосяжний світ тестування, і мене зачаровувала кількість технік, підходів і інструментів, котрі можна застосувати для оцінки якості продукту. Досвід зростав, розуміння процесу почало займати невід’ємну складову щоденних активностей, і з часом я з власної ініціативи почав брати на себе більше відповідальності. Багато спілкувався з бізнес-аналітиком і в багатьох питаннях вже міг бути її заміною. В якійсь мірі це була вимушена необхідність, тому що я хотів бачити результат командної роботи, про який стільки всього написано.

Якось непомітно прийшло усвідомлення, що в моїх силах змінювати ситуацію навколо. Я спробував заповнити прогалину в процесі і вирішив спробувати себе в ролі бізнес-аналітика. Було важко. Але життя весь час вносило свої корективи, і я змушений був пильнувати команду, щоб не допустити помилок, котрі я вже раніше бачив, чув чи читав. Непомітно для себе я почав допомагати менеджеру в роботі з командами. І мені це подобалось, що не кажіть. Час йшов, проекти змінювались, я акумулював знання і змінив свій підпис в листах на Project Management Assistant, а згодом скоротив його до Project Manager :)

За 10 років було багато викликів. З тих, що актуальні зараз: налагодження ефективної роботи в розподіленій команді, перехід від рівня робочої групи до командної роботи, перехід від рівня виконавця робіт на рівень надання сервісу.

Переваги. За стільки років компанія перестає бути просто роботодавцем, з котрим вас пов’язує лише контракт. Компанія стає другою сім’єю, з котрою хочеться ділитись радістю і до котрої можна прийти за допомогою в складних життєвих ситуаціях. Компанія завжди лояльна і йде на діалог з будь-якого питання.

Недоліки. Напевно, вони є, але я, швидше за все, працюю в компанії занадто мало, щоб відчути їх :)

Чи бажав я змінити роботу? Не буду кривити душею, бажання змінити місце роботи було, але давно — ще на початку. В той момент я розривався між активностями, котрі мене інспайрять, і я не міг йти в двох напрямках одночасно. А коли я, нарешті, визначився з тим, чим хочу займатись, настав період складнощів на проектах, і це дуже виснажувало морально.

Тут можу дати пораду, про котру говорять всі. Вона дійсно спрацювала і для мене. Не варто опускати руки після невдач і поразок. Ви ковалі свого щастя і свого розвитку як спеціаліста. Якщо у вас є проблема, про яку ви не хочете говорити, — це цілком і повністю ваша проблема. Адже поки про неї ніхто не знає, вона не буде вирішена. І кидати роботу, коли у вас є проблема, — це напряму демонструє ваш рівень, як спеціаліста.

Щодо подальших планів, життя дуже мінливе. Непрочитаних книжок і цікавих конференцій ще дуже багато. Тому важко говорити про щось конкретне. Єдине, що знаю напевне, вчитись ще є чому і ще є багато людей, котрим я можу допомогти стати командними гравцями.

Алексей Тимченко, Technical Lead, 11 лет в TeamDev

До TeamDev я работал в небольшой харьковской компании «Алло-Контент», совмещая это с посещением первого и второго курсов университета. Программировал на Delphi, немного на PHP/Perl.

В TeamDev пришел в начале 2006 года. Тогда коллектив был небольшим, формальной служебной иерархии не существовало. Моя должность называлась «инженер-программист». Но по сути, конечно же, позиция была джуниорской.

На моем первом проекте я работал рядовым членом команды. Со старта меня учили плавать без надувных утят: задачи были небольшими, но с самостоятельной проработкой. В первый месяц моего трудоустройства в TeamDev я писал плагины в wiki-подсистему. Все сложилось неплохо — через месяц я показал proof-of-concept, и мой испытательный срок был успешно пройден.

Через несколько месяцев случился следующий проект. Потом еще один. И еще. Мне очень нравилось работать, я приходил по выходным, читал статьи по свежим технологиям. Через несколько лет мне доверили роль Technical Lead, начали привлекать к проведению технических интервью.

За последние годы изменился только масштаб. Я по-прежнему Technical Lead. Хотя к моим обязанностям периодически добавляются и другие — я отвечаю за Delivery, за коммуникацию с заказчиками, за архитектуру и прочее. При этом у меня всегда есть время заниматься прикладным программированием.

С какими челленжами сталкивались за эти годы? Перефразируя известного киногероя, лучше всего запоминается последнее. В моем случае — практическое применение Event Sourcing и CQRS. Стадий несколько: удивление, легкое неприятие, активное сопротивление... А теперь я уже не совсем понимаю, как вне этих концепций можно было эффективно решать некоторые задачи.

Преимущества. Компания для меня — семья. Без преувеличения.

В TeamDev много лет существует студенческая программа on-site. На определенном этапе я начал в меру своих способностей участвовать в подготовке кадров в качестве одного из менторов. А сейчас выпускники программы составляют существенную долю штата компании. И я радуюсь тому, что благодаря или вопреки моим «преподавательским» усилиям в TeamDev замечательный коллектив.

Недостатки. Одиннадцать лет — это не очень много для человеческих отношений, но очень много для нашей индустрии. Конечно, за это время бывали и скучные проекты. Они всегда наводят на мысли, что где-то в другом месте работа лучше и интересней.

Желал ли я поменять работу? Я покидал TeamDev на некоторый промежуток времени, поработал в другой компании, получил некоторый опыт (спасибо тем, кто работал со мной тогда), но вернулся в TeamDev. Сейчас я думаю, что сменить обстановку иногда необходимо. И лично для меня это было очень полезно.

Профессиональных планов много. Например — подружить Event Sourcing и Machine Learning в рамках текущих практических задач, выпустить несколько новых продуктов (в TeamDev есть продуктовые направления), научиться не издеваться над студентами на занятиях.

Андрей Чумаченко, CMO and Managing Partner, 10 лет в Netpeak

До того как прийти в Netpeak, я работал системным администратором в Ощадбанке, чинил компьютеры в 70-ти локациях предприятия в Одессе. В Netpeak перешел на должность SEO-копирайтера: по набору ключевых слов писал тексты для продвижения страниц. Поменять работу я решился по двум причинам: во-первых, на тот момент в Ощадбанке были очень низкие зарплаты, а во-вторых, мне надоело бегать по 70-ти филиалам, хотелось спокойной офисной работы. В Netpeak меня пригласил одногруппник-программист, мы с ним стали двумя первыми нанятыми сотрудниками компании.

Спустя некоторое время штат компании расширился, и я стал руководителем отдела копирайтинга. Позже занялся SMM, сформировал свою команду под эту услугу. Затем какое-то время управлял услугами Usability и Landing Pages. После этого занял пост директора по развитию компании, потом был креативным директором, и вот сейчас — директор по маркетингу и управляющий партнер.

Каждая новая должность — это в какой-то степени вызов. Например, когда впервые стал руководителем отдела, то пришлось быстро осваивать навыки управления людьми, научиться организации системной работы. Сейчас, спустя 10 лет, стоят вызовы уже другого масштаба: занимаюсь глобальными вопросами, связанными с выходом компании на новые рынки, нашим общим вектором движения.

Мне нравится, что я делаю. За счет того, что раз в год-полтора меняю сферу обязанностей, мне не скучно, всё время идет развитие. К примеру, заняться SMM — это была моя инициатива. Ну а последние лет 5 менял должности не сколько по личному желанию, сколько по необходимости: в компании возникала потребность в развитии такого-то направления, и кому-то надо было «затыкать дыры». Так как я рос как широкопрофильный специалист, я мог это делать.

Преимущества. Обалденная зона комфорта: я точно знаю, что будет завтра, мне уютно и комфортно. Знаю, как работает компания, как решать все типовые проблемы, с кем пообщаться и что делать, чтобы максимально эффективно решать задачи.

Недостатки. Обратная сторона преимущества: нет выхода из зоны комфорта. Возможно, в другой компании был бы больший профессиональный рост, чем при смене деятельности в одной компании: пришлось бы много учиться заново.

Желал ли я поменять работу? Мне довольно часто присылают разные предложения, некоторые из них бывают интересными. Периодически наступает усталость, утомляет какая-то рутина, и появляются мысли о другой работе: вот бы сейчас снова компьютеры чинить. Но это не всерьез :) Мне интересно в Netpeak.

Работать в одной компании хорошо, когда она проходит разные циклы жизни. У меня так и получилось: я пришел, когда компания только зарождалась, и в тот момент застал «семейный» тип компании. С развитием Netpeak развивался и я. Сейчас мы международный холдинг (Netpeak Group), который в корне отличается от первоначальной системы корпоративного управления. И это круто. Поэтому, по сути, я работал в «разных» компаниях.

Планы на будущее: максимально хорошо подтянуть английский, разобраться в особенностях маркетинга на европейских и американских рынках, внедрить их «фишки» у нас.

Сергій Бучнев, Software Developer, 8 років у MacPaw

Фактично MacPaw — моя перша робота. Я прийшов в компанію на 4-му курсі університету. До цього трохи підпрацьовував: адміністрував мережу в гуртожитку, але нічого серйозного.

В MacPaw я влаштувався на позицію Software Developer. В компанії тоді працювало приблизно 10 людей: здебільшого всі друзі та знайомі.

В перші дні роботи я переважно сидів та натискав на клавіші, оскільки до цього не працював з macOS, і треба було розбиратися. Але згодом освоївся. Починав з проекту MacHider, потім долучився до робити над першим CleanMyMac. Далі був додаток Gemini та інші проекти.

Також був період, коли я 2 роки прожив у Львові та працював на MacPaw віддалено. Це був складний для мене час, адже на той час у місті майже не було розвиненої спільноти Mac-розробників, і я відчував деяку ізоляцію.

Якоїсь формальної градації посад у нас немає, тож моя позиція і досі називається Software Developer. Але, звичайно, на різних проектах — різна специфіка задач.

Переваги. Якщо працюєш в компанії, яка динамічно розвивається, то завжди цікаво слідкувати за цим процесом та бути частиною цих змін. Є змога спостерігати, як налагоджується процес розробки, вдосконалюються продукти, приходять нові люди, з’являються нові цінності.

Недоліки. Найочевидніший мінус для мене в тому, що хоча в нас є багато різних проектів, але я переважно працював в проектах зі схожим напрямком. Тому, щоб не втрачати навички та розуміння того, що відбувається в інших сферах, потрібно постійно розвиватись самостійно, робити якісь свої проекти.

Чи бажав я змінити роботу? Ні. Завдяки динаміці в компанії, мені ніколи не було тут нудно. Тут багато цікавих людей та задач.

В MacPaw раз на два тижні в п’ятницю проводяться MacPaw Labs, коли кожен може займатись своїм особистим проектом чи навчанням. Приблизно раз в квартал проводимо внутрішні хакатони. Отже, часу на розвиток і реалізацію власних ідей вистачає :)

В подальших планах — займатись самоосвітою, поглиблювати свої знання математики, адже програмування рухається на ускладнення, і вже недостатньо знати лише основні концепції та шаблони. Потрібно більш глибоко розбиратись, вчитись володіти певним математичним апаратом. У цей бік я і рухаюсь.

Марат Каменщиков, Team Leader, 10 лет в Svitla Systems

Перед Svitla Systems я учился и работал на небольшом проекте компании Panasonic Java-девелопером. Проект закрыли, и мой преподаватель сказал мне, что если я выучу RoR, у меня будет работа. Через три месяца меня взяли в Svitla: в 2007 я пришел на должность Junior RoR Developer. Профессионалом я себя почувствовал намного позже.

После нескольких длительных проектов, где я был, по сути, кодером, к нам пришел заказчик, который хотел перевести свой сайт с РНР на более современную технологию. У клиента было одно специфическое требование, которое не мог обеспечить их сайт того времени. За неделю мы создали прототип решения, удовлетворявший этому требованию, и получили проект, на котором я стал TL и PM в одном лице. Так коротко можно описать свой карьерный рост.

Вызовов за это время было много: технические, командные, клиентские. Больше всего запомнилось четкое выполнение в срок нашей командой проектных задач, несмотря на все трудности. Первую версию нам нужно было разработать целиком за 3 месяца командой из 4 девелоперов, 1 тестировщика и 1 верстальщика. Помню, как я завел график в гугл доках с личными почтовыми ящиками участников, и клиент удивленно спросил: «Кто эти люди?» :)

Преимущества. За столько лет многие тебя знают, и ты знаешь многих в разных ситуациях. Я считаю, что главное в работе — это коллектив, и в нашей компании у меня сложились хорошие отношения в коллективе. Многие из тех, кто уже не работает в Svila, остаются моими друзьями. В рабочих моментах люди открываются по-разному, но пока остается желание быть одной командой, команда продолжает существовать. За это время мы прошли десятки релизов и сотни критических багов с продакшена. Сила любого коллектива в единстве, и наш — не исключение.

Недостатки. Основным недостатком работы над одним проектом можно назвать то, что какую современную технологию вы бы не взяли, она рано или поздно устареет. Очень сложно держаться последних версий библиотек и интерпретаторов. Если используется специфическая технология, то со временем ты все больше и больше отстаешь от тренда. Нужно всегда взвешивать, что для тебя важнее: быть мегакодером, знающим последние новинки, или углубляться в нюансы отдельных библиотек и бизнес-логики приложения. Для себя я выбираю второй путь. В то же время, когда хорошо знаешь проект, появляется время для освоения новых технологий и внедрения — считаю это большим плюсом :)

Желал ли я поменять работу? Периодически я думаю о том, что было бы на том или другом месте, но трезво взвешиваю «за» и «против» и решаю не тратить на это ресурсы. Часто работу меняют от скуки, чтобы выучить что-то новое, а еще чаще — от предложенной большей зарплаты. В технической части работы я всегда могу найти нюанс в проекте, который продвинет мои скиллы на новый уровень, или освоить новую технологию. Зарплата — слишком личный вопрос, чтобы его обсуждать публично, поэтому оставим его за рамками этого интервью.

Мои профессиональные планы, наверное, мало чем отличаются от таковых большинства разработчиков. IT-сфера меняется каждый день. Часто движение вперед задается рабочим проектом и требованиями клиента, но хочется не только растекаться по поверхности, а идти вглубь. Ради этого я и взялся за Elixir, использующий платформу 1980-х годов, успешно работающую до сих пор. Мне кажется, каждый год появляются какие-то модные тенденции, и разработчики кидаются на те или иные вещи, но в результате выживают те технологии, в которых решены сущностные технологические задачи. Глубина дает будущее, а удобный синтаксис — это, как говорит мой друг, «бантики», и они быстро уходят в историю.

Евгений Биренбаум, HR-менеджер, 10 лет в Gameloft

До Gameloft я работал HR-менеджером в другой IT-компании. У нас была очень большая команда, которая занималась исключительно оценкой персонала. В 2007 году я увидел объявление, что в Украине открывается офис Gameloft, отправил резюме, прошел собеседования и таким образом попал в студию. Заинтересовало, что это продуктовая компания, и, как оказалось, мир GameDev сильно отличается от корпоративной разработки.

Студия только запускалась, и нужно было заниматься сразу всеми HR-аспектами: искать сотрудников, налаживать внутренние процессы, формировать корпоративную культуру, проводить PR компании как работодателя. Было много бессонных ночей, проведенных в офисе, но это то, что на самом деле приятно вспомнить :)

За эти 10 лет название моей должности осталось прежним — HR-менеджер, — но с ростом компании увеличивается круг и объем обязанностей, разнообразие задач.

Преимущества. Я здесь знаю все и всех, знаю историю, понимаю, как решаются те или иные вопросы. Стаж работы в компании дает тебе некий авторитет среди коллег, а также не то, чтобы поблажки, но некоторые вещи, которыми можно пользоваться. Ты здесь уверен в себе, и, что еще важнее, другие уверены в тебе.

Недостатки. Один из минусов в том, что я уже 10 лет не видел, как все происходит в других компаниях. Возможно, мало разнообразия опыта. Некоторые люди говорят, что это плохо для карьеры, если ты хотя бы раз в 5 лет не меняешь работу. Но я считаю, что все зависит от компании. Gameloft — мировая компания, я часто езжу в главный офис и смотрю, как работают там.

Желал ли я поменять работу? Именно желания не было. Бывали разные ситуации, иногда очень стрессовые, но все они чему-то меня учили и развивали. Не было ни единого дня, чтобы я жалел, что работаю тут. Как и всем, мне приходят разные предложения, я смотрю, что происходит на рынке труда. Но намерений уходить в другую компанию нет.

Что касается дальнейшей карьеры, тут я не загадываю. Главное — держать руку на пульсе. Как известно, чуть больше года назад Gameloft был выкуплен гигантом развлекательной индустрии, компанией Vivendi. Постепенно мы вливаемся в их систему, и это открывает новые возможности и перспективы — не только для студии, но и для личного профессионального роста. Так что мое главное желание — черпать новые знания :)

35 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

С удовольствием прочитала, спасибо! Интересно, что сразу двое людей отметили, что важно обсуждать с работодателем какие-то проблемы и пожелания. Мне кажется, это очень важно для любых отношений вообще, и для рабочих в том числе, но также это очень редкий навык :)

Я проработал в одной компании над одним проектом уже 9 лет. И пока менять работу не планирую.
Да, обьективно я остаюсь все это время в рамках одних и тех же технологий и стека. В каких-то вопросах чувствую, что пропустил некоторые новые технологии. И что? Разве те, кто эти 8 лет греб на галерах сменяя каждые полгода-год проекты используют все фреймворки?
При необходимости я смогу обьяснить новым нанимателям за что мне стоит платить деньги, и что отсутствие опыта с некоторыми из новомодных фреймворков или технологий это если и минус, то краткосрочный и незначительный. Я же не собираюсь менять работу через полгода как другие кандидаты ;-)

Справа не в нових фреймворках, а в колі задач, які ви вирішуєте. Добре якщо одна й та сама компанія пропонує вам широке коло, то це круто, а якщо ви 8 років сидите і крутите одну й ту саму CRMку під різними кутами або копирсаєтеся навколо ентерпрайзу жодного разу не вийшовши припустим з веб-проектом — то це, як на мене, сильно звужує ваш світогляд і майстерність.

Я не знаю есть ли единственно верная стратегия карьеры и профессионального развития, думаю вряд ли. Все очень субъективно и зависит от личных качеств каждого человека.
Мне кажется, в среднем только находясь продолжительное время в компании возможен карьерный рост. Прыгнуть на следующую ступень при устройстве на новую работу не имея предыдущего опыта маловероятно, как и получить продвижение на текущей в первый год работы. Возможно наиболее оптимально искать новое место примерно через год после продвижения на текущей работе

Пропрацював в продуктовій компанії майже 8 років, зараз дуже шкодую, бо між піками активності і розвитку були довгі періоди застою і бюрократичних війн, на які я змарнував багато часу, а міг би замість того продуктивненько погрести на галерах.

Я би перефразував заголовок не в «как и зачем работать 8 и более лет в одной компании» а в «как и зачем работать 8 и более лет над одним проектом». Тому що можна 10 років працювати в Циклумі і міняти проекти щороку.

були довгі періоди застою і бюрократичних війн, на які я змарнував багато часу, а міг би замість того продуктивненько погрести на галерах.

Угу, вы упустили шикарный шанс продуктивненько заказывать устновку софта на виртуалку или новую ветку в СВН, еще вы могли посЕдеть на бэнче.
Бюрократия и застой зависят не от типа (продукт/аутсорс) компании и не от времени работы на одном месте (год или 8), они зависят от менеджмента.

«как и зачем работать 8 и более лет над одним проектом»

Какждому свое, то есть большинство моментов будут субъективны.
Я вижу один объективный момент/плюс: вы видите и понимаете как система развивается со временем, вы чувствуете как те или инные решения работают в длительной перспективе. Длительные и короткие проекты — это разный опыт, и на мой взгляд, хорошему специалисту нужно иметь этот опыт.
С другой стороны, работа на одном месте 4-5 лет и 8 лет особо не отличается, на мой взгляд.

вы видите и понимаете как система развивается со временем

Бгг, можливо це специфіка ентепрайзу, але я бачив як проект писався 6 років, переписувався 3 рази і так і не вийшов у продакшн, бачив як продукти переписувалися з нуля 2 рази поспіль щоразу новою командою яка наступала на ті самі граблі що й папереднікі, бачив проекти які робилися 2 роки а потім кастомер потім їх викидав бо приходив інший вендор і бачив багато-багато політики :) Не все з цього було марним, але краще б я на хорошій галері погріб і запустив в прод якісь нормальні штуки.

Угу, вы упустили шикарный шанс продуктивненько заказывать устновку софта на виртуалку или новую ветку в СВН, еще вы могли посЕдеть на бэнче.

Ну галери різні бувають, проекти треба обирати з розумом. Від кандидатів я наслухався багато отаких жахів, тут ви частково праві.

Взагалі в мене змінився майндсет з «обирати компанію» на «обирати проект», і, відповідно з «правцювати в компанії» на «працювати над проектом», чого і вам раджу.

Ну галери різні бувають, проекти треба обирати з розумом.

Не только галеры, все бывает разное. Вопрос в том если выбрал и подошло, то зечем его менять даже через 8 лет?

Взагалі в мене змінився майндсет з «обирати компанію» на «обирати проект», і, відповідно з «правцювати в компанії» на «працювати над проектом», чого і вам раджу.

Ну если уж мы тут советы раздаем, то попробуйте поменять «выбрать проект» на «выбрать работу». В классном проекте вполне может быть унылая работу, которая достается именно вам.

А теперь о грустном:
В Украине с «интересной работой» как-то не очень. Недавно общался с ХРом. На вопрос «Что нужно будет делать в проекте? Какие задачи решать?» ответ был «Кодить!».

Вопрос в том если выбрал и подошло, то зечем его менять даже через 8 лет?

Та ніяких проблем немає, сидіть собі. В мене купа колишніх колег з якими я починав, досі працюють, тобто вже 10+ років намотали і їм норм. А от мені не норм :)

В классном проекте вполне может быть унылая работу, которая достается именно вам.

Звісно я маю наувазі набір задач над якими треба буде працювати, а не назву проекту. Ще непогано коли команда хороша.

В Украине с «интересной работой» как-то не очень.

Погано шукаєте. Крім того є не тільки Україна, WeWorkRemotely/Nomadlist/whoishiring.io і поїхав.

В целом, конечно тема сложная,..хорошо или плохо работать на одном месте 10 лет...
главное что бы человеку нравилось, + и — есть и там и там...
вообще психологи советуют менять работу раз 3-5 лет это заставляет мозг работать, по другому.
новый опыт и т.п. как бы хорошо.
в целом у нас в стране работать долго в одном месте особого смысла нет, если конечно вы не получаете существенных доп бонусов (я не про +5 дней отпуска).... но тут тоже каждому свое.
В Германии и др. странах Европы люди работают долго в одной конторе т.к. там огромные бонусы за это получают и увольнять таких сотрудников очень накладно для работодателя — скорее всего правильней сказать чем больше проработал, тем больше компенсация за увольнение. У нас же фигу с маслом получишь, у лучшем случае одну ЗП компенсируют.

Вообщем все очень сложно в данной теме.

В целом, конечно тема сложная,..хорошо или плохо работать на одном месте 10 лет...

Та нет ничего сложного, надо просто правильно составить модель: не зацикливаться на времени работы в компании, а думать в рамках «дает ли данная работа возможность развития/движения». Развитие может быть как в плане навыков, так и дохода.
Хм, можно даже проще: позволяет ли работа реализовать то что нужно человеку или нет.

вообще психологи советуют менять работу раз 3-5 лет это заставляет мозг работать, по другому.

Вообще можно найти любые советы «психологов», подтверждающие любые утверждения :)
Мне как-то рассказывали что больше 2 лет уже плохо, а у вас целые 3-5.

Думаю, есть еще один момент, о котором некоторые знаю, но боятся сказать. Проработав 10 лет в одной компании , заработная плата сотрудника могла увеличиться, скажем, с $350 до $3500. Это хорошо, логично и естественно. Только вот попробовав искать работу в другой компании (по любой причине) он может обнаружить, что максимум, на что приходится расчитывать со своими знаниями и умениями, это $2000-$2500, поскольку они, умения, уж слишком «вросли» в процессы текущего места работы, один и тот же стек используемых технологий, сказывается специфика текущих долгих проектов и все выпитые бокалы пива с заказчиками/коллегами в пабах. В таком случае вознаграждение в условные $3.5К отражают ценность данного сотрудника на данной позиции в данной компании, а не его реальную «стоимость» на общем рынке. Вот такая специфика «сторожил».

ну так 10 лет прошли без напрягов, раз человек дальше выполнения задач по устоявшемуся шаблону ничего не делал, если бы он та же не напрягаясь 10 лет эти работал в разных компаниях, то 3.5 бы не случилось никогда

А кто-то за 5 лет и 5 смен места работы «нанапрягает» себе по +500 на каждом и имеет 3.5К Только уметь надо ;)

та да, тут реально надо уметь от 350 сделать 5 раз по +500 и получить 3.5 :)

Этот пример о абстрактном деве и не касался джуна с $350 из первого примера

начинал с джуна html/css с 300$...
как и многие друзься/коллеги
за 5 лет где то так и выходит у фронтенд галерщиков кто не боится перемен и новых открытий...

Комусь більше подобається пропрацювати 10 років без напруження, необхідності витрачати частину свого часу поза роботаю на вивчення нового для роботи, стресів при змінах компанії. Але плата — якщо доводиться міняти місце роботи, людина розуміє, що не robust на ринку праці.

Мені довелося декілька разів міняти місце роботи (то замовник скорочував команду після того, коли ми написали потрібний функціонал, то робив реструктуризацію команд і проектів з небажаними для мене наслідками, то у нього закінчилися гроші, то ще щось), і з літа 2009, щоразу допрацьовуючи останні дні на одній роботі, я вже мав джоб-офер від іншої компанії та переходив на більшу (і ринкову) ЗП.

Либо наоборот. Опыта он не набирает на нынешней работы, по факту особо больше и не делает, потому что некуда уже, ему и повышать не будут. А на другую работу можно устроится и еще сверху получить пару сотен

Извините за вопрос — а куда может вырасти HR-менеджер?

По логике, но не всего применимо к нашим реалиям, HR Manager -> HR Director -> VP of HR. Как-то так

старший хр-менеджер
хр-директор
хр-бизнес-партнёр

я наверное далек от этого), для меня все три звучат одинаково.

смотри с позиции количества и уровня твоих подчиненных))

Статья смахивает на завуалированую пропаганду компаний — подсознательно думаешь что наверное эти компани настолько круты по воркфлов и технологиями что туда можно и свалить и строить там будещее N лет, по типу «если там людям не скучно — значит компания крутая»

Мы собрали очень много историй и решили разделить материал на 2 части. В следующей части будет история и от вашего коллеги)

Статья хорошая — я вас не обвиняю
Но просто может сойти и за скрытую рекламу ... впрочем не обращайте внимания — это были просто мысли в слух))

И ни один не написал, что боится сменить компанию, потому что стек знаний уже настолько узкий, что больше нигде не пригодится. Так чисто для сравнения было-бы интересно почитать.

ну а почему нет? Не может быть все так классно и шоколадно. Но естественно об этом мало кто напишет по ряду причин. Это как всю жизнь ходить купаться на городской пляж и при этом утверждать, что он лучше, чем на побережье океана, ни разу там не быв. Думаю, что должна быть и другая сторона медали.

Для повноти картини треба було вказати ще вік кожного.

Большинству — около 29-32 (посмотрела по Линкедин, там на имени каждого человека стоит ссылка на профиль). Самому первому рассказчику — Александру Шевченко — немного больше, около 37.

в некоторых компаниях бывает широкий простор технологий и задач. У нас например условный тех лид после трёх лет девелопмента ушёл в BI&A и теперь там строит sales pipelines и забыл уже как страшный сон все эти релизы, паттерны и условно падающий продакшн. Но то, что «ни один не написал» действительно странно.

актуально не только для IT

В NetCracker сходіть, там дуже багато людей що пропрацювали 8+ років.

Подписаться на комментарии