Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 5
×

Как фрилансеру сформировать репутацию в онлайне

Чтобы добиться успеха, фрилансер должен осознать, что именно помогает ему расти, ведь в мире фриланса специалист сам в ответе за каждый свой шаг. Для большинства сложности наступают, когда нужно конкурировать за работу. В отличии от оффлайн-мира, в онлайне прямых коммуникаций с клиентом меньше, поэтому необходимо приложить максимум усилий, чтобы ваша репутация стала конкурентным преимуществом.

Репутацию формируют несколько ключевых вещей: профессиональные навыки, правильная коммуникация с клиентами, качество и результаты выполнения проектов, обратная связь со стороны заказчиков, предыдущий опыт работы. На основе всех этих факторов клиент принимает решение о найме. Каждый начинающий фрилансер проходит путь формирования репутации — это занимает от 6 до 12 месяцев. Но, чтобы вложиться в эти сроки, необходимо методично работать над онлайн-брендом.

Благодаря регулярному общению с Top-Rated флилансерами Upwork мне удалось сформулировать для вас 17 советов, которые помогут понять, как правильно создавать свой бренд уже с первого проекта.

Перед началом нового проекта

Любить то, что вы делаете — это один из важных факторов вашего успеха. Однако это не означает, что вы должны соглашаться (или подавать заявки) на каждый новый проект. Успешные фрилансеры советуют сосредоточить усилия на тех проектах, которые вам интересны, и которые вы можете реализовать в срок.

1. Изучите суть предлагаемой работы

Убедитесь в том, что вы понимаете объем проекта и навыки, необходимые для его успешного завершения. Подходят ли ваш опыт и знания для выполнения проекта? Ответьте на этот вопрос честно — в первую очередь для себя.

2. Проверьте свой график

Пересмотрите сроки сдачи проекта и убедитесь в том, что вы можете успешно выполнить проект. Учитывайте другие свои обязательства и сроки и планируйте в соответствии с ними.

3. Дайте понять, что вы именно тот кандидат

Необходимо убедить клиента в том, что вы идеальный кандидат. Используйте свой профиль и мотивационное письмо для демонстрации опыта, навыков и сделайте всё для того, чтобы клиенту было легко выбрать именно вас.

4. Изучите своего клиента

Не бойтесь изучать клиента во время собеседования, задавать вопросы и собеседовать его. Убедитесь в том, что вы понимаете, что именно необходимо клиенту. Если вы ощущаете, что вы не совсем подходите для выполнения проекта, не беритесь за него.

5. Управляйте собственным временем

В одном дне всего лишь 24 часа. Поэтому объективно оценивайте то, сколько вы можете выполнить за день — всё и сразу не получится. Беритесь только за те проекты, которые вы можете выполнить успешно и в срок.

Приступая к новому проекту

Перед началом работы важно убедиться в том, что все готово для старта. Здесь ключевой момент — правильная коммуникация с клиентом. Вот, что делают успешные фрилансеры, приступая к новому проекту:

6. Проведите организационный звонок

Цель № 1 — убедиться в том, что вы обсудили и договорились о конечном результате и сроках выполнения. С клиентом все должно быть определено изначально.

7. Определите схему взаимодействия с клиентом

Во время звонка обсудите и согласуйте со своим клиентом удобный формат регулярной коммуникации во время выполнения проекта. Вы также можете определить с клиентом, когда, как и при каких обстоятельствах вы будете ему присылать отчет о проделанной работе. Если клиент не находится с вами в одной стране и, тем более, офисе, поэтому ваша проактивность очень важна.

8. Установите сроки выполнения

Обязательно обсудите и определите первые сроки сдачи части проекта или проекта целиком. Если сроки сдачи не определены в вашем договоре, то вы можете получить их в письменном виде, чтобы в будущем вы легко могли ссылаться на них.

9. Убедитесь, что у вас есть все необходимое для старта

Составьте список интересующих вас вопросов. Пройдитесь по нему во время организационного звонка. Помимо вопросов, уточните, понадобятся ли вам какие-либо пароли, контактная информация, данные и т.д. Во время разговора с клиентом сразу соберите у него всю информацию, необходимую для начала проекта.

10. Будьте объективны

Если на каком-либо этапе проекта вы поймете, что не сможете завершить его, немедленно сообщите об этом своему клиенту, чтобы он мог предпринять соответствующие действия. В данной ситуации очень важно быть максимально откровенным и не затягивать сроки, чтобы полностью не подвести своего клиента в ожиданиях.

Во время проекта

Общение, взаимоуважение и оперативное реагирование — важнейшие качества успешных фрилансеров.

11. Будьте инициативны

Сообщайте клиенту о текущем статусе выполнения и сроках проекта даже, если он не просит вас сообщать об этом. Не забывайте, что заказчик не рядом с вами и контролировать процесс он не может. Ваша проактивность поможет сформировать доверие к вам со стороны клиента.

12. Придерживайтесь установленных сроков

Договоритесь с клиентом о сроках сдачи проекта и придерживайтесь их. Если по какой-либо причине вы не можете сдать проект в установленный срок, немедленно сообщите своему клиенту о том, когда вы сможете закончить работу.

13. Задавайте вопросы

Сомневаетесь — спросите! Если у вас возник вопрос, не стесняйтесь спрашивать клиента. Вы должны быть инициативны и уверенны в правильности выполнения работы.

14. Отвечайте оперативно

Клиентам лучше отвечать в тот же день и не затягивать с разъяснением вопросов. Это вопрос доверия, и в противном случае у них могут непроизвольно возникнуть опасения по поводу выполнения работы.

15. Отзыв обязателен

Попросите клиента оставить отзыв о проделанной работе — это указывает заказчику на то, что вы стремитесь к выполнению высококачественной работы и, в конечном счете, может привести к продолжению взаимовыгодных отношений с клиентом.

По завершению проекта

Встречают по одежке, а провожают по уму — в мире фриланса это правило работает в полную силу. Первое впечатление может помочь вам получить контракт. Итоговое впечатление может принести вам положительный отзыв и/или рекомендацию, а также возможность дальнейшего сотрудничества с данным клиентом.

16. Довольный клиент — хороший клиент

При сдаче готового проекта попросите клиента дать оценку проделанной работе и спросите, соответствует ли работа его ожиданиям. Всегда будьте готовы к внесению изменений, если необходимо, или определенной доле критики. Здесь главное дать возможность клиенту высказаться, выслушать и принять его замечания. Если вы не согласны с чем-то, объясните это, но не забывайте о правилах бизнес коммуникации. Если вы постоянно будете выполнять первоклассную работу, то клиенты будут давать вам позитивный фидбек и, скорее всего, захотят и далее сотрудничать с вами.

17. Попросите клиента оформить завершение проекта

После того, как сдадите работу и получите подтверждение от клиента, предложите ему оформить завершение проекта. При завершении проекта клиенты обычно оставляют отзыв о вас и о проделанной вами работе. Если клиент хочет продолжить работу с вами, вы одним кликом открываете новый контракт, таким образом накапливая баллы для сильной фриланс-репутации.

Заключение

И в завершение личный совет от меня. Общаясь с большим количеством фрилансеров, я заметила, что значимый доход у тех фрилансеров, которые в самом начале щепетильно и внимательно относятся к оценке проекта, умеют детально прописывать и определять свои возможности и владеют культурой бизнес-общения.

Надеюсь вы не только прочтете и сможете воспользоваться этими советами, но и дополните их своим собственным опытом.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn



20 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Кожен пункт статті пояснює, чому в мене в фрілансі не може бути жодного шансу.
Репутація має скластись сама. Намагатись якось вплинути на цей процесс, а тим більше цілеспрямовано формувати власну репутацію — це бессовісне і нахабне... Навіть не можу підбрати слова, яке б виразило всю мерзенність цього явища.

Мерзко работать маркетологом в табачной компании, и то не все с этим согласятся.
И в чем собственно бессовестность? Бессовестно «трекать» время на почасовом контракте при этом пересматривая «Игру Престолов» на планшете — это да. А в советах ТС-а никакой хитрости нет. Лишь позыв относиться к работе серьезно и работать над самоорганизацией (если вкратце). И вообще — «плохих саперов не бывает», во фрилансе это правило тоже работает. Если вы будете коммитить всякую ересь, то далеко не уедете, какие бы уловки не использовали.
И разве в «офисной» работе все такие белые и пушистые? Имхо, там подлости и «мерзости» по-более будет. Я не за всех говорю, но зачастую борьба за новый тайтл да и простые сплетни имеют место быть. А конкуренция самих компаний за клиентов? Сплошное благородство, ага.
Да и на практике фриланса большинство из этих пунктов как раз таки сами по себе выполняются и репутация складывается, как вы говорите, сама по себе. Если человек адекватный, то ему нет надобности весь этот список держать в голове. Просто новичкам бывает сложно учесть все факторы, так что каждый сможет найти что-то для себя, чтобы пазлик сложился.

Одна справа просто робити роботу якісно. Якщо клієнт захоче, залише позитивний фідбек, але з власної ініціативи. Зовсім інша відслідковувати свої рейтинги, клянчити у клієнта відгук, писати листи де розхвалювати себе, стверджуючи, що ти найкращий навіть не будучи знайомим з іншими кандидатами. Пункти 3, 15, 17 — показуха і накручування.

а что такого показушного в том, чтобы попросить дать отзыв своей работе? точно так же после собеседования (даже неудачного) попросить сказать фидбек — для того, чтобы знать в чем твои слабые стороны.

Коли починав, я чесно говорив, що для мене важливіше його відгук ніж зароблені гроші. Це вигідно обом сторонам. win-win situation.

Якщо чесність та відкритість із замовником є невід’ємною частиною формування репутації, і це безсовісно та нахабно, то я щось взагалі нічого не розумію...

Вот цікаво хто як підходить до оцінки часу виконання роботи.... мається на увазі щось інше ніж «акуратно прорахувати час всіх складових, просумувати... і помножити на два» :)

Чи практикується вказувати час в діапазоні аля «2-5 тижнів, але скоріше всього ближче до 3-х»?

«4-6 недель, но скорее всего и за две справлюсь, значит буду тянуть время, надеюсь заказчик не заметит»

ок, критика зрозуміла... дякую

Яким підходом користуєтесь ви? Як управляєте ризиками з виловленням багів, на які йде аномально велика кількість часу? Як управляєте задачами, які маєте уявлення як робити, але ніколи не доводилось? Як управляєте задачами, які взагалі без поняття як робити?

это шутка была)
На самом деле, у меня был опыт ежедневного оценивания задач в течении 3 лет, поэтому сейчас оценки даю на каком-то полу-подсознательном уровне, т.е. в голове сразу вижу, как подобная задача уже решалась, какие проблемы с ней были у меня, какие проблемы с ней были у моих коллег.
На задачи, которые знаю как делать, но никогда не делал, закладываю время в два раза больше (т.е. предполагаю, что я уже умею это делать, прикидываю время, которое потрачу, и накидываю сверху), агрументируя, что что-то может пойти не так (при это стараюсь не говорить заказчику, что я никогда не работал с этим).
Задачи, которые вообще без понятия, как делать... Вот тут всегда проблемы. Но выработалось такое — сказать заказчику, что нужно полнедели-неделя на ресерч, а потом смогу сказать адекватную оценку. Со свежими заказчиками такое врядли прокатит, но с теми, с которыми уже некоторое время сотрудничал — без проблем, они понимают.

подходят по-разному.

Я когда занимался — проект делил на подзадачи, задачи оценивал часами и множил на рейт. Получалась некая сумма, далее от нее уже «плясал», либо добавлял, если проект сложный и риски высокие, либо уменьшал, если проект интересный, например.

И касательно самой статьи.
Советы дельные, уместные, спорить не стану) Но хочу еще добавить парочку от себя:

18) С клиентом необходимо подружиться. Кроме собственно самого проекта можно и нужно говорить на другие темы. Про отпуск, новости, семью — кому что ближе. Делать это невзначай, просто как вроде вы говорите с давним другом. Чтобы возникла некая эмоциональная связь. В таком случае он не поставит негативный отзыв если вдруг что-то пошло не так в работе, ну или по крайней мере он не будет такой категоричный. Скажем «Джон отличный парень и хороший программист, но ему надо чутка лучше планировать свое время» всяко приятнее звучит чем «Не связывайтесь с эти разработчиком. Он не коммуникативный и сорвал все сроки!»
+ если у этого клиента в будущем опять возникнет работа по вашему профилю, он с более высокой вероятностью предложит вам за нее взаться.

19) В процессе работы над проектом проявляйте инициативу по улучшению продукта и без разницы в какой именно области. Если вы ПХП-дев, то что вам мешает сделать замечания или предложения по дизайну? Да ничего не мешает! Уверены в своей правоте — предъявите это клиенту. И даже если саму идею в итоге забракуют, то плюсик за вами все равно останется, т.к. вы проявили себя не как безразличный исполнитель, а как специалист с высокой мотивацией, чувствующий личную ответственность за успешность проекта в целом.
Все подряд конечно советовать не стоит, это как раз не профессионально, но отдельные аргументированные идеи всегда приветствуются.

20) Постоянно работайте над собой, над своим профайлом, над своими навыками. Раз в полгода стоит пересмотреть интересующие вас направления, переписать «О себе (overview)» в профайле, сдать парочку новых тестов и так далее.

21) Экспериментируйте. Пробуйте разные способы «продать себя», разные манеры написания Cover Letter, что в каких случаях работает, а что нет. Это поможет забирать именно те контракты, которые вам интересны или полезны для карьеры.

И еще. Лично для меня процесс формирования личного «онлайн-бренда» не закончился уже спустя 3+ года. И не закончится еще через 5.. 10.. Необходимо постоянно работать над собой и тем самым повышать себе цену.
6-12 месяцев это то срок, спустя который понимаешь как все эти шестеренки работают между собой, как оперативно найти себе работу, когда ты уже начинаешь гордиться своим профайлом и возникает желание его улучшать.
А всегда есть что улучшать :)

идеальные фрилансеры встречаются с идеальными заказчиками в идеальном мире

Від фрази «в онлайні» у мене починає смикатись око...

В основном согласен с советами.
На пункт «Дайте понять, что вы именно тот кандидат» особо уделяю внимание. Когда только начинал, бидил работы по 10 штук в день отпраляя «стандартный» текст. Потом начал писать, как именно могу быть полезен в конкретном проекте, тезисно описывал, что собираюсь сделать, если заказчик выберет меня.
По поводу коммуникаций. Ну это как повезет — у меня ни разу не было скайп-колов с клиентами (ну не считая недельных созвонов, но это уже на долгосрочном проекте). Ограничивались перепиской и этого было достаточно. Но все вопросы при этом решались, не упускал возможности поговорить с заказчиком о жизни (подтянуть английский, выучить новые слова, все такое)
Сроки выполнения были тоже абстрактные, в некоторых случаях: «ну ты это, до пятницы успеешь? да? ну и отлично :)»
Советы хорошие, не спорю. Но индивидуальный подход тоже нужен. С в начале планировал брать кучами мелкие проекты и задр***вать рейтинг, считая, что это поможет в будущем. Позже это прошло, рейтинг подрос сам по себе :)

Немцы ужасно произносят слово design

Катя все написала красиво, НО. Такой подход к формированию «себя» как бренда, является очень длинным. Это хорошо если у вас проекты будут 2-4 недели, то может быть года и хваит :) А если проекты по 3-6 месяцев? :)
У меня не особо большой опыт на upwork, но могу сказать что для первого заказа, мне понадобилось полгода подавать заявки на все проекты которые мне подходили :)

Если вы хотите уйти в фриланс и получить достаточно быстро проекты на upwork, то вам надо:
1. Блог на английском (то чем вы занимаетесь)
2. Видео на youtube (примеры работ, результаты проектов, вебинары и т.д.)
3. Крутой профайл в LinkedIn
4. Ну и пара-тройка хороших сертификатов.
5. Хороший уровень английского!

Підхід з виконанням дрібних завдань я б як раз і рекомендував для початківців. І загалом для формування тривалих стосунків з клієнтом краще починати з дрібних завдань, які можна виконати за 2-3 дні. 2-3 тижні теж підійде. Проекти більше двох місяців для початківців зазвичай не дуже підходять. Хіба що паралельно брати дрібні завдання. Для початківця чим більше різних клієнтів на обраній фріланс-платформі залишать позитивні оцінки, тим краще. І набрати їх при професійному підході можна вже за 3-5 місяців достатньо, щоб підняти свої рейти і починати обирати серед смачних замовників. Коли я починав, то не подавав пів-року замовлення на проекти, а робив дрібні завдання по 2-3 тижні (за виключенням одного двомісячного проекту) на низьких рейтах, лише щоб заробити позитивні відгуки швидше . За пів-року я вже мав добру репутацію і в пошуку на elance по своїй профільній CMS був не першій сторінці в топ15, тоді я підняв рейти і не сам шукав замовлення, а обирав серед інвайтів :)

ну кстати да, тут еще надо смотреть на спектр задач и специфику профиля исполнителя. Просто я не DEV, и брать задачки на 2-3 дня по joomla\wordpress & etc... для написания мелкой формочки, или плагинчика, который записывает в БД 3 поля.... ну как-то вообще не мой профиль.

Так что тут надо смотреть. При таком подходе как у вас и спецификой, думаю реально :)

Как раз наоборот. Долгосрочные проекты это лучше чем краткосрочные и в плане заработка и в плане «формирования личного бренда».
Скажем, у вас два кандидата. У одного 10 завершенных проектов с бюджетом $10-50 а у другого завершенных нет, но есть 500 отработанных часов в рамках активного проекта. Лично я бы отдал предпочтение второму, т.к. он может потянуть серьезный проект и хороший технический специалист (был бы плохим, то за 500 часов уже наверняка заметили бы и уволили).
Какая здесь может быть проблема: у вас есть такой долгосрочный проект, но вас он загружает процентов на 50% и есть желание взять параллельно второй. Без хотя бы одного закрытого контракта это может быть почти так же сложно как и взятие первого, но решается все довольно просто — клиенту объясняем ситуацию, просим закрыть контракт, оставить отзыв и тут же открыть новый такой же. Под ним и продолжите работу, но у нас уже есть хотя бы один отзыв. Профит )
+ долгосрочные контракты позитивно влияют на Job Success Score, что тоже приятно.

На предмет «must have» списка скажу что это не обязательно, но да, лишним точно не будет и поможет быстрее найти работу. И я бы сюда еще добавил опен-сорс проекты. Порой спрашивают какие проекты вы контрибьютите. А! и профайлом на СтакФлоу тоже бывает интересуются.

Підписатись на коментарі