×Закрыть

Путь от QA к Product Owner: как решиться на изменения в карьере

Я Product Owner / Product Manager в американском стартапе Atiim Inc. Два года назад я пришла в эту компанию в качестве QA Engineer. Всего через полгода работы тестировщиком перешла на должность PO. Об этом пути, его предпосылках и последствиях и пойдет речь дальше.

Как-то мы искали нового Product Owner’a в одну из команд, и у нас накопилось некоторое количество резюме. Пересмотрев их, сделали вывод, что каждый третий PO ранее был на позиции QA. Это означает, что моя история не уникальна, но, возможно, мой опыт поможет кому-то пройти этот путь легче и быстрее (но это не точно :)).

Бэкграунд

В школе я закончила физмат-класс. Пошла учиться в НАУ, где получила диплом с отличием и профессию инженера по управлению авиационными системами и их эксплуатации. Параллельно получала второе образование по специальности «Финансы» и стала экономистом по финансовой работе.

Некоторые мои убеждения и взгляды:

  • Мечты сбываются, если становятся целями.
  • Люди — самая большая ценность компании.
  • Работа только по любви ❤

С чего все начиналось и что подтолкнуло к изменениям

Сейчас моя жизнь делится на до и после начала работы в IT. Если бы мне 3 года назад рассказали, как моя жизнь изменится за один год, я бы не сразу поверила... но очень бы на это надеялась :)

Тогда, 3 года назад, мне было 28 лет и я работала в интернет-магазине электроники в отделе закупок. Общалась с дистрибьюторами, оформляла у них заказы. Самым «айтишным» из всего, что меня тогда окружало, был IT-отдел в соседнем кабинете, база 1С и компьютерные комплектующие в счетах и накладных. У нас был хороший коллектив, и мне там нравилось работать. Но за три года работы на этой должности я ощутила недостаток развития в паре аспектов:

  • Знания. Одна и та же информация каждый день, однообразная операционная работа. Даже самые сложные ситуации перестали казаться таковыми. И книги давали понять, что в мире еще столько всего интересного можно делать.
  • Карьера. Бизнес не видел смысла создавать должность менеджера в моем отделе, а у меня уже поднакопилось знаний и опыта для этого.

Почему именно IT

Ощущение, что я могу больше, не покидало меня. И я стала задавать себе вопрос: что именно я хочу/люблю/умею делать. После долгих раздумий и наблюдений обратила внимание, что, во-первых, я замечаю ошибки в текстах и в речи. Было даже время, когда коллеги из отдела маркетинга давали мне на проверку тексты рассылок перед отправкой клиентам. И мне это нравилось. Во-вторых, я люблю работать в команде.

В итоге был вариант переучиться и работать с текстами (например, корректором, редактором, копирайтером, журналистом и т. п.). В то же время мне на глаза попались видео о тестировании ПО на YouTube. Я пересмотрела десятки, а потом и сотни видео о тестировании: о том, кто такой тестировщик, чем он занимается, какие знания нужны, где их получить, каковы перспективы, какой был опыт обучения и трудоустройства у других людей и о многом другом.

Оказалось, что здесь, в IT, нет потолка в развитии, изучай новое хоть каждый день, и все равно всего не изучишь. Здесь есть карьерный рост, множество интересных ролей и направлений развития. Здесь объективно лучше финансовая составляющая, которая позволяет перестать думать о первых двух уровнях пирамиды Маслоу. Здесь люди могут создавать крутые продукты, которые решают проблемы. Здесь высокий уровень интеллекта у людей, с которыми приятно подискутировать на множество увлекательных тем.

Все это дало мне надежду, что я нашла ответ на свой вопрос.

Я начала действовать

Прошла сначала бесплатные онлайн-курсы. После окончания все еще не ощущала себя уверенно для поиска новой работы и продолжала подтягивать знания с помощью учебных видео и статей. Через несколько месяцев я решила заполнить пробелы в знаниях на очных курсах (название не указываю, чтобы вы не сочли это рекламой). Пройдя их, наконец-то почувствовала, что у меня уже достаточно знаний, чтобы начать искать работу.

По плану после курсов должна была быть практика (курсы сотрудничают с компаниями, где на реальных проектах дают выпускникам попрактиковаться в тестировании), но у меня до нее дело так и не дошло. Сразу после курсов можно было уже искать работу. Я сразу выложила резюме на несколько сайтов по поиску работы, подготовила в письменном виде на английском языке ответы на 10 самых популярных вопросов на собеседовании (мой уровень на тот момент был между pre-intermediate и intermediate). И буквально через неделю было первое собеседование. Кстати, подготовленный ответ на «Tell me about yourself» как раз пригодился. На следующий день меня приняли на работу на должность QA Engineer в американский стартап Atiim Inc. (произносится как A-Team).

Радости не было предела, прыгала от счастья и никак не могла осознать, что это все происходит со мной. Я чувствовала, что это та точка, в которой моя жизнь меняется к лучшему.

Компания основана в Бостоне, работа удаленная, команда разработки распределенная, рабочий процесс напоминал Scrum с недельным спринтом, график работы гибкий, отпуск безлимитный.

Немного о нашем продукте

Как говорит Википедия (и я ничего против не имею), OKR (от англ. Objectives and Key Results — цели и ключевые результаты) — метод, используемый в современном менеджменте для управления проектами. Позволяет синхронизировать командные и индивидуальные цели и обеспечить эффективный контроль над реализацией поставленных задач.

Подход с OKR стали изначально использовать в Intel, а затем и во многих других компаниях — Google, Dropbox, LinkedIn, Oracle, Slack, Spotify, Twitter, BMW, Disney, Samsung и др. Метод OKR задает направление всей компании, помогает достигать целей и становиться лидерами в своей нише, расширять границы возможного.

Наш продукт B2B SaaS — это веб-приложение, использующее облачные вычисления. Он позволяет внедрить и применять подход OKR в бизнесе, масштабируя его на всю компанию. Ставить цели (что хотим получить), определять ключевые результаты (метрики, которые дают понять, достигли ли мы цели), связывать цели с основными ценностями компании и ее миссией, обновлять прогресс по целям в процессе работы, получать результат в конце периода и анализировать его для последующих корректировок в новой итерации. При этом продукт также дает возможность поддерживать эффективную коммуникацию между менеджером и подчиненным, корректировать направление деятельности при необходимости, держать руку на пульсе коллектива, развивать культуру открытости и обратной связи.

В книге Джона Дорра «Измеряйте самое важное» («библия OKR») рассказывается обо всем на эту тему, и она будет полезна в первую очередь тем, кто хочет внедрить эффективный метод управления проектом/компанией или уже в процессе работы с OKR.

Оказалось, что на Западе система целеполагания OKR является достаточно популярной. А сейчас и в Украину пришел этот тренд. Теперь можно услышать на айтишных митапах, как люди делятся своим опытом по работе с целями в компании.

Как философия OKR коррелирует с моими взглядами на жизнь

Мечты сбываются, если становятся целями. Наивно думать, что можно получить все желаемое, не приложив усилий и не проявив ответственности на пути к цели. Мы в ответе перед собой за подавляющее большинство событий в своей жизни. Так почему бы не сделать эту череду событий приятной и полезной? Я хочу жить в удовольствие, наслаждаться жизнью и возможностями, а не стрессовать от того, что все идет не так, но лень двигаться для исправления ситуации, и потом ощущать угрызения совести и злость за свою лень. Крайне безответственно по отношению к себе проживать свою единственную жизнь не так, как хочется, и даже не попытаться что-то изменить.

Поэтому:

  • что я могу сделать?
  • как я могу это сделать?
  • когда я могу это сделать?

Чем яснее и конкретнее цели и мельче шаги, тем проще будет их реализовать.

К примеру:

Что:

  1. Я хочу найти работу тестировщиком ПО, которая позволит мне развиваться и применять свои знания, навыки, таланты.

Как:

  1. Пройти курсы по тестированию ПО.
  2. Составить и выложить резюме.
  3. Активно отправлять резюме на все подходящие вакансии (не менее 10 вакансий в день).
  4. Подготовиться к собеседованию (найти топ-10/20/50 вопросов с собеседования для тестировщика, подготовить на них ответы в письменном виде, отрепетировать ответы устно вслух).
  5. Успешно пройти собеседование.

Когда:

  1. Сегодня найду курсы и запишусь на ближайший набор.
  2. До окончания курсов составлю резюме и выложу его на ресурсы ***.ua, ***.com.
  3. Ежедневно буду отправлять резюме на более чем 10 вакансий.
  4. В первый день, когда выложу резюме, найду список вопросов и в течение одного-двух дней буду активно прорабатывать свои ответы, чтобы успешно пройти собеседование.
  5. В оговоренный с работодателем день пройду собеседование.

Что мне запомнилось в начале работы

Беседы 1-on-1. У меня каждую неделю было полчаса на общение с менеджером (CTO) один на один на любую волнующую меня тему, где он также интересовался, все ли меня устраивает в работе, как я хочу развиваться и как он может мне помочь в этом, есть ли какие-то трудности, которые можно устранить, и т. д.

Впечатление об удаленной работе очень неоднозначное:

  1. она учит фокусироваться на работе и самоорганизовываться, так как иногда сложно мысленно собраться и работать в том месте, где ты обычно расслабляешься и отдыхаешь, но, скорее, дело в желании и мотивации;
  2. усиливает любовь к людям :) (это, конечно, не про интровертов). После двух месяцев работы из дома я соскучилась по людям, мне очень не хватало коллектива, даже пассажиров в транспорте я была невероятно рада видеть;
  3. погода и времена года проходили мимо, где-то там, за окном;
  4. подвижность намного уменьшилась.

Потребность в PO

На позиции QA я изучала продукт, писала тест-кейсы и участвовала в тестировании на разных этапах разработки продукта. Потом меня посвятили немного в автоматизированное тестирование. В общей сложности на позиции QA я проработала 6 месяцев.

После очередного раунда инвестиций команда начала расширяться, обновился состав, кто-то ушел, кто-то пришел, стали нанимать больше разработчиков в Киеве. И ребята захотели работать по Scrum’у, со всеми ролями, артефактами, блэкджеком и церемониями. Возникла потребность во Владельце Продукта (Product Owner). Наш CTO в тот момент уже с нами не работал (роль PO была ранее у него), искали нового, и пока те самые беседы 1-on-1 с нами проводил СЕО.

Так все же, где найти PO?

Нанять нового? Он продукта не знает, его долго искать и потом вводить в курс дел, а начать делать задачи нужно уже сейчас; и не факт, что он впишется в команду, потом заново искать нового PO.

Может, тогда назначить на эту должность кого-то из уже существующих сотрудников? А кто же тогда на его месте будет? И как он на новом месте вообще справится, он ведь практически ничего о владении продуктом может и не знать? Кто будет его обучать?

Я для себя в этой ситуации сделала вывод. Если есть желание занять новую должность, желательно упростить задачу себе и устранить сомнения менеджера по поводу своего перевода. Каким образом? Нужно накопить базовые знания для новой позиции, быть готовым принять ответственность за новую часть работы и найти (или посодействовать поиску) нового человека на свою текущую должность. В моем случае это сработало.

Вот как это произошло. У меня с СЕО был очередной созвон (1-on-1). Мы общались обо всем: о команде, о людях, о жизни, о странах и прочем. Было интересно и полезно, это расширяло кругозор. И как-то посреди разговора он у меня спросил, сколько я уже работаю в компании и хорошо ли я знаю продукт. И здесь я поняла, что у меня началось собеседование, хотя, скорее всего, оно началось даже раньше, чем я это осознала.

В итоге собеседование прошло успешно, мы договорились о том, что я перехожу на новую должность через месяц, что помогу найти команду новых QA (мне это было тоже интересно, тем более у нас есть QA-комьюнити после курсов) и что изучу основную информацию о роли PO. СЕО сразу дал некоторую информацию о конкурентах, чтоб я тоже заранее начала знакомиться. И через месяц, 1 января 2018-го, я проснулась Product Owner’ом :)

Что мне помогло занять эту должность

  • знание продукта. Обычно QA знают продукт изнутри лучше всех в команде, все его тонкости и особенности, в любой части. Это меня и по сей день выручает;
  • хорошие soft skills (коммуникация, позитивный настрой, лидерство, работа в команде и прочее). Я хорошо коммуницировала с СЕО, вместе с ребятами поддерживали его, когда ключевые люди на этапе командных изменений покидали компанию. Мы были уверены, что наш стартап не развалится, и всячески помогали ему выстоять (морально и трудом), и в итоге все обошлось хорошо;
  • PO, который вырос внутри компании, выгоднее для компании;
  • опыт и готовность к новому этапу, желание развиваться дальше;
  • готовность брать на себя ответственность, помогать с нестандартными задачами и принимать вызовы. Глаза боятся, а руки делают;
  • поддержка со стороны руководства. СЕО был лоялен ко мне, а я старалась не подвести его и оправдать ожидания;
  • поддержка со стороны близких. У меня было понимание и поддержка, это мой дополнительный источник энергии и уверенности в своих силах.

Но что делать дальше?

Получила должность, а как с этим всем справиться? С чего начинать? Во время адаптационного периода (около 3 месяцев) на мне было наибольшее количество обязанностей за весь опыт работы, приходилось совмещать две должности одновременно. Было сложно, но я воспринимала это как инвестицию в будущее.

Что я делала как QA:

  1. Тестирование в полном объеме.
  2. Набор новой команды QA (поиск, собеседования).
  3. Обучение новых QA.

Что я делала как PO:

  1. Изучение информации о конкурентах.
  2. Сбор и изучение требований от CEO.
  3. Постановка задач дизайнерам.
  4. Постановка задач разработчикам.

Особенности и сложности адаптационного периода

  1. Дизайнеры у нас были фрилансерами. Мне нужно было им донести, а им в свою очередь вникнуть в суть нашего продукта и создать то, что выглядело бы достойно и целостно.
  2. Требования передаются, как фольклор, из уст в уста. Никаких описаний, пользовательских историй, критериев принятия — только звонки или чат, где мы обсуждали фичи и их дизайн.
  3. Тяжело приоритизировать всю входящую информацию. У СЕО было много идей по улучшению продукта, которые он отправлял мне на почту практически без пауз; приходилось его тоже привлекать для прояснения ситуации и расстановки приоритетов.

К чему желательно быть готовым в адаптационный период?

Работа по 12 часов в день. Днем я QA и тестирую продукт, общаюсь с командой. Вечером — PO и общаюсь с СЕО, дизайнерами, планирую работу.

Большой объем новой информации как по самому продукту, конкурентам, так и по новым процессам в команде. Здесь пришлось вплотную знакомиться с понятием приоритизации и с ее инструментами. Как вариант, можно начать с личных задач (к примеру, по матрице Эйзенхауэра), а потом перейти к приоритизации фич и привлечь к этому вашего менеджера или того, кто пока что дает вам задачи в работу (делитесь своими действенными инструментами приоритизации в комментариях).

Важно понимать и принимать тот факт, что часть задач из списка никогда не будет сделана, так как всегда находится задача поважнее, и нужно иметь смелость задачи «nice to have» удалять, чтобы они не отнимали у вас внимание и время на обдумывание и повторную приоритизацию.

Если нет наставника и ранее не было наглядных примеров, как выглядит скрам здорового человека (как это было у меня), будет сложнее его внедрять. В этом случае мне помогали тренинги и книги. Например, по основным процессам и работе с командой мне пригодились:

  • курс по Agile and Scrum Fundamentals (именно этот курс уже не проводится, но есть много других);
  • книга Джеффа Сазерленда «SCRUM. Революционный метод управления проектами»;
  • книга Дэвида Андерсона «Канбан. Альтернативный путь в Agile»;
  • а также различные тренинги по Agile, Scrum, лидерству, конференции, митапы, воркшопы, клубы для PO/PM. Кстати, нетворкинг на таких мероприятиях помогает понять, что ты не один со своей проблемой, такие же проблемы возникают и у других команд, и это нормальные этапы их эволюции. В таком общении чужой опыт помогает вам что-то осознать или посмотреть на это под другим углом; и наоборот, ваш опыт может оказаться для кого-то очень ценным, таким, который они как раз ищут для ответа на свои вопросы.

Отношение со стороны команды. Мне в этом плане повезло, ребята были достаточно терпеливы и лояльны, чтобы дать мне время на адаптацию и освоение новых навыков. Но даже если у вас не так все гладко, можно попробовать с каждым пообщаться один на один, разобраться в проблеме и найти то, в чем вы можете быть друг другу полезны и в чем ваши цели сходятся, чтобы использовать энергию на созидание, а не на противостояние.

Даже на старте нахождения на новой позиции уже нужно давать результат. В нашем случае, несмотря на несовершенство процессов, за 3 месяца мы успели зарелизить две крупные фичи, о которых просили клиенты.

Наставник

Через 3 месяца после моего старта на должности PO мы нашли нового СТО, который со временем стал новым СЕО, позволив предыдущему взять первый за 4 года отпуск и остаться только в совете директоров (никакой операционной деятельности).

Эти изменения положили начало новому этапу развития нашей компании. Новый СТО, Кайл, стал для меня наставником и проводником в мире управления IT-продуктом.

Мы начали совместную работу с того, что он показал, как писать базовую документацию, пользовательские истории и критерии принятия задачи, находить баланс между их лаконичностью и детализацией; мы стали больше анализировать метрики и обратную связь от клиентов. Мы покончили с фольклором, задачи теперь все в письменном виде; и потом, благодаря обратной связи от команды, у меня была возможность их улучшить. Сейчас я пишу отличные задачи, которые на ретроспективах оказываются в столбце Good / Keep doing и, по словам ребят из команды, превосходят по качеству те задачи, что были у них ранее в других IT-компаниях. Мне приятно, что мои старания упростить команде работу не проходят зря.

Роли, навыки и знания

Поскольку зачастую в стартапах и маленьких компаниях один человек может исполнять несколько ролей, мне необходимо было изучить особенности работы в команде с точки зрения ролей Scrum-мастера, менеджера и PO. Да, это конфликтующие роли (PO и SM) — приходилось контролировать себя и стараться выдерживать баланс :) Но мне было интересно это все изучать и практиковать, я и сейчас продолжаю совершенствовать свои знания в этих областях с удовольствием.

Командные встречи поначалу вел Кайл. Потом я стала проводить все встречи самостоятельно. Помню, как у меня на первых порах перехватывало дыхание, когда нужно было делать демонстрацию текущего релиза для всей компании, да еще и на английском, адреналин зашкаливал. Со временем, конечно, я перестала так бурно реагировать, и сейчас уже все намного проще. Английский я подтягивала благодаря курсам и практике на работе. Встречи я тоже понемногу стала улучшать. Для получения знаний и навыков по эффективному проведению командных встреч я прошла двухдневный тренинг по фасилитации встреч (ICP-ATF). Это помогло мне структурировать имеющиеся знания и навыки, приобрести новые. Благодаря этому тренингу я начала фокусироваться на цели, тайминге, структуре встречи. И, как итог, наши встречи стали более эффективными, мы стали достигать целей встреч за более короткие промежутки времени, чем ранее.

Еще в Scrum-мастерстве мне импонирует понятие «лидер-слуга». Придя на должность PO, я хотела быть максимально полезной для команды, иначе я здесь просто не нужна. Моя цель была не менеджить, а помогать команде, повышать эффективность ее работы с помощью устранения препятствий на пути. И эта цель, как маяк, позволяет мне не сбиваться с маршрута, слушать и слышать обратную связь, улучшать то, что может быть улучшено, напоминать о ценностях и беречь то, что уже работает хорошо. Как инструмент в этом помогают встречи, в частности ретроспективы, и простое человеческое общение, интерес к людям, к их проблемам. Важно задавать вопросы, иначе велики шансы так никогда и не узнать, что не так, и не улучшить это на будущее.

Примеры, чем можно помогать команде даже на самых ранних этапах:

  1. писать понятные структурированные задачи;
  2. выявлять блокеры на стендапах и давать ребятам оперативно решать проблемы;
  3. быть на связи всегда, когда возникают вопросы по задачам или процессам;
  4. создать позитивную безопасную рабочую атмосферу, где есть коммуникация, взаимопомощь, поддержка, уважение, открытость;
  5. защищать команду от давления руководства, если такое давление есть;
  6. не завязывать все процессы на себе, чтобы в ваше отсутствие ничего не рушилось;
  7. не оказывать давление на команду, вгоняя ее в стресс;
  8. не менеджить и не микроменеджить;
  9. и многое другое (делитесь своими примерами, как вам помогает / не помогает ваш менеджер).

Если говорить о hard skills для менеджера/PO, то того опыта, что я получила на позиции QA, мне было достаточно для общения с командой на одном языке и понимания сути процесса разработки продукта. Со временем этот спектр знаний расширяется, узнаются некоторые нюансы и тонкости разработки, но все же непосредственно в код я не влезаю, и большее значение имеет знание о продукте, видение продукта и soft skills.

Итоги и мысли вслух

Обратная связь помогает развиваться, нужно уметь ее принимать и правильно использовать (как критику, так и позитивную обратную связь). Если вернуться к написанию задач, то как раз благодаря критике я стала писать их лучше. Если говорить о позитивной обратной связи, то была, к примеру, обратная связь с благодарностью за то, что я делаю команду дружной, за ту культуру и ценности, которые мы поддерживаем внутри команды. Или когда искали второго PO, хотели найти «такого, как Алла». И многое другое, что дает положительную характеристику мне как менеджеру, как члену команды или как просто человеку. Эти отзывы невероятно приятны и в то же время настолько же ценны, как и критические. Они — компас, который дает возможность понять, двигаюсь ли я в правильном направлении, что для людей важно и ценно, и дальше развиваться в этом.

Лидерство. Эпоха менеджеров в классическом понимании уже уходит в прошлое. Сейчас нужны лидеры — люди ответственные, готовые брать на себя обязательства и вести команду за собой, но не указывающие профессионалам, как и что делать. Есть много книг о лидерстве и о работе с командой. Например, «Первый среди равных», «Пять пороков команды», «Внутренняя сила лидера» (последнюю сейчас начала читать по рекомендации).

Постарайтесь найти наставника. Если нет наставника, опять же, читайте книги, статьи, учитесь на курсах и тренингах у опытных людей; там же можно и наставника найти, расширить круг знакомств, пообщаться с единомышленниками.

Стартап — отличная площадка для развития, карьерного роста и реализации своих талантов и умений. Нет шаблонов, стандартов. Можно экспериментировать и пробовать себя в разных ролях, а дальше выбирать направление развития по душе. Я, например, всегда хотела работать в дружной команде с хорошей коммуникацией внутри. И стала работать над этим, что принесло свои плоды и оказалось ценным для компании.

Люди — самая большая ценность компании. Подбор правильных людей в команду для нас значит очень много, они должны разделять наши командные ценности. Иногда один токсичный человек может отравлять работу всей команде, ухудшая ее эффективность и общий настрой. Или несовпадение основных взглядов может приводить к саботажу или «выпадению» человека из коллектива. Тогда процесс коммуникации ухудшается, решение задач затягивается. Осознавая это, мы научились задавать такие вопросы в процессе собеседования, которые выявляют то, что для нас важно в человеке, учитывая нашу культуру и ценности.

Успех не приходит к тем, кто не готов его принять. Если хотите что-то изменить, готовьтесь заранее, чтобы успеть поймать волну, когда она придет.

Приоритизация — один из обязательных навыков менеджера. Поначалу может быть не очень легко, но со временем это станет обычным делом. Найдите для себя самый удобный и приемлемый в вашей ситуации способ.

Нам свойственно переоценивать то, что может произойти за 10 лет, и недооценивать то, что может произойти за один-два года. Изменения в моей жизни произошли достаточно быстро. Около 10 месяцев прошло с момента идеи сменить род деятельности до момента начала работы на позиции QA; и это я еще долго решалась, потому что всего за неделю после курсов я устроилась на работу. И еще 6 месяцев прошло до получения должности PO. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что смена профессии была моим наилучшим решением. Я рада всему, что сейчас происходит в моей жизни. Это не значит, что все, что происходило до этого, было зря. Это был тот бесценный опыт и знания, которые стали фундаментом для нынешней меня.

Я за обмен информацией. Некоторые специалисты думают, что их знания — это именно то, за что им платят, и если их тайна раскроется, то они обесценятся как специалисты. Почему тогда хорошие обучающие тренеры не теряют в цене, если они постоянно делятся информацией? Если вы в чем-то хороши и у вас есть опыт, то, поделившись всеми своими знаниями, вы останетесь все так же хороши и опытны и вас будут продолжать приглашать работать. Ценность в вас самих. А знания и так в книгах есть. Я с удовольствием готова делиться полезной информацией, своим опытом, позитивной энергией с окружающими меня людьми; и более всего приятно, когда все это вдохновляет людей и меняет их жизнь к лучшему. В то же время я открыта к новой интересной и полезной информации, которая сделает мою жизнь еще лучше.

Как сказал Владимир Железняк в своей статье на DOU, «айтишники как вампиры. Норовят укусить кого-то и сделать из него айтишника тоже». Да, я тоже так делаю, мне хочется помочь умным толковым людям самореализоваться. Особенно если они попадают в схожую с моей ситуацию, когда нет развития в компании, а их таланты там никому не нужны.

Как развиваться дальше

Будучи уже менеджером, стоит выбрать направление. Это, к примеру, может быть работа с людьми и процессами (Scrum Master, Agile-коуч) или продолжение работы с бОльшим вниманием к продукту/проекту (Product Owner, Product Manager, Project Manager). И дальше совершенствоваться, учиться. Мне, к примеру, на данном этапе интересен коучинг. Записала себе парочку книг для прочтения: Лисса Адкинс «Коучинг Agile-команд», Джон Уитмор «Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом» (делитесь тоже своими полезными книгами в комментариях).

И последнее, но немаловажное: работайте только по любви ❤ Когда живешь в балансе и в гармонии с собой (делаешь то, что тебе нравится), это превращается в перманентное состояние счастья и удовольствия. Поэтому очень важно выявить в работе факторы, которые определяют ваше счастье, и создавать их вокруг себя. Ищите работу по любви, а не только ради денег. Цифра со временем перестанет так восхищать, а вот ощущение от самой работы будет с вами каждый день. И только вам решать, каким будет это ощущение.

LinkedIn

18 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

учитывая требования к РО на нашем рынке им может стать даже уборщица

Замечательная статья. Я вот совсем не давно пришел в компанию и меня сразу же посадили на реальный проект (приложения для покупок). Общее понимание о тестирование у меня имеется, а практики как таковой не было. В роли инерна в первую же неделю я нашел около 15 багов — примерно о существовании половины команда не знала. Три идеи накинул по улучшению продукта — приняли и сделают. Тоже буду стараться расти и развиваться. Всем удачи.

Класс, спасибо, что поделились своей историей! Продолжайте в том же духе. Желаю успехов на вашем пути!

Спасибо за статью! Расскажите подробнее, как научиться писать понятные структурированные задачи на английском? Можно ли где-то увидеть примеры?

Мне помог мой предыдущий опыт написания тест кейсов на английском на позиции QA. Там я разбивала функционал на части и для каждой части писала ряд тест кейсов. Тест кейс имеет свою стандартную структуру, это помогало упорядочивать и структурировать информацию, и английский с его пассивным залогом тоже быстрее усваивался.
1. Важно, чтобы задача не была написана сплошным текстом, это сложнее читается.
2. Каждый пункт должен быть логически завершенным. Если нужно, добавляйте подпункты для детализации и выделения важных данных
3. Каждый пункт должен быть максимально лаконичным, чтобы не было воды и ненужных деталей (об этом можно и нужно уточнять у команды при обсуждении задачи, достаточно ли им информации, к примеру, многое уже показано на дизайне и не нужно указывать размеры элементов, достаточно дать ссылку на дизайн)
3. Избегайте двусмысленностей, называйте всё своими именами, точные названия страниц и элементов, особенно уточняйте в задаче, если у вас, к примеру, одинаково в продукте называются страница и пункт меню или какой-то инпут.
4. Если вы описываете сложную цепочку действий или логику для разных ролей пользователей (у нас такое есть), старайтесь использовать визуализацию (к примеру, диаграммы, mind maps)
5. Постарайтесь продумать и описать максимальное количество вариантов поведения функционала, которое важно знать разработчикам для реализации. Все 100% вариантов вряд ли получится предусмотреть в сложном продукте, но у вас уже будет отличная база для обсуждения на встрече с командой.
6. Всегда уточняйте у команды на встрече, что еще важно добавить в задачу. Разработчики и QA со своей стороны могут дополнить задачу важными деталями.

Касательно примеров, вот одна из наших реализованных задач:

Название задачи: Objective deactivation via the Objective Details darwer

As a user I want to be able to easily deactivate unnecessary objectives so that they wouldn’t be calculated in progress statistic.

Design (ссылка на дизайн)

Acceptance Criteria:

1. Add «Deactivate» button to the drawer
2. What objective can be deactivated (show «Deactivate» button if):
— Status — Active
— Time Frame — current and future
3. Who can deactivate (show «Deactivate» button to):
— Admin user — in any objective
— Non-admin user — if this objective is in scope of his editing permissions (doc with permissions — здесь ссылка на документ)
4. After clicking the «Deactivate» button:
— show a spinner while information is saving
— show success toaster after deactivation «The objective was successfully deactivated»
— status on the preview should be changed to Inactive
— «Deactivate» button should be changed to «Activate»
5. Don’t reduce progress to 0% if there was some value before, just make the progress bar gray instead of green/yellow/red (design)
— do the same progress bar in the Explorer table

Ваши задачи могут быть оформлены иначе, так как контекст будет отличаться. Самое важное — убедиться, чтобы ваша задача была понята командой правильно, а удобная подача информации этому поможет.
Хорошая статья с примерами agileforgrowth.com/...​tance-criteria-checklist
Желаю вам успехов! :)

Что-то как то слишком быстро у Аллы идет развитие и карьера :)) Но объективно не могу почти ни к чему приколупаться — наверное это просто зависть :))))
Удачи! Спасибо за историю!

Благодарю) и за откровенность тоже))

Постановка задач разработчикам.
Требования передаются, как фольклор, из уст в уста. Никаких описаний, пользовательских историй, критериев принятия

Напевно, це і є секрет успіху.

Прекрасная история, с таким себе хепи эндом)) Прекрасно, что у Вас все получилось. Рад за Вас. Статья близка ко мне, так как я нахожусь на вашем начальном этапе и хотелось бы в каком-то роде повторить Ваш успех. Спасибо

Це не успіх в повному сенсі слова, це просто повезло опинитися на дуже технічно слабкому проекті, де достатньо переказати те, що сказали тобі. Ви дійсно мрієте працювати на такому проекті? Ви ж маєте розуміти, що зарплатня на такому проекті буде відповідна :)

Справа не в технічній слабкості проекту і не в зарплатні, адже у нас всі хлопці в команді достатньо досвідчені, і ЗП у багатьох середні або вищі за середні на ринку. Проте це стартап і на етапі змін (формування нової команди, нових процесів та пошук нового СТО протягом трьох місяців) у нас виникали труднощі. І саме труднощі стали плодотворною почвою для зростання (як кар’єрного, так і в зарплатні).

Як кому. Хтось хоче отримати лише яскравий тайтл, комусь важливі знання, комусь гроші.

Тоді в моєму випадку все співпало)

Спасибо, рада, что статья пришлась вам по душе) верю, что у вас всё получится!

Одно только предложение нанять Product Owner выносит смысл всего аджайла в дальний космос...

«Успех не приходит к тем, кто не готов его принять. Если хотите что-то изменить, готовьтесь заранее, чтобы успеть поймать волну, когда она придет.» — где-то в мире икнул один Тони Роббинс

Подписаться на комментарии