×Закрыть

Можно ли насытить рынок IT, обучая детей программированию

Программирование в Украине — это удочка, с помощью которой можно ловить жирную рыбу. Многие папаши-программисты это понимают, поэтому ещё до рождения своих первенцев начинают фантазировать о том, как доця в три годика напишет свой первый скриптик на JS. В конце концов, если это удалось 53-летнему Обаме, то что уж говорить о детях, которые впитывают знания, как губка Боб? Особенно если дома сидит отец-программист, а шкафы так и ломятся под старинными учебниками по С++, Unix и TCP/IP.

Вырастить из ребенка программиста

Насколько это реально? На этом вопросе спорщики разделяются на два лагеря: консерваторов и прогрессивных. Первые считают, что человек рождается с определенными навыками, и так и живёт с ними всю жизнь. Вторые уверены, что всему можно научиться.

Долгое время наука была на стороне консерваторов. Это огорчало тех, кому генетика сказала: «не в этой жизни, дружище!», и радовало тех, кто, обнаружив свой талант, думал: «какое счастье, что у меня талант к рисованию (вставить свое)! — то, чего нет у других». Хотя, конечно, консерваторам тоже приходится несладко: найти и развить свой талант — та ещё задача. Но последние 30 лет этой теме уделялось всё больше внимания, что вылилось в исследования, оформленные в бестселлеры вроде Talent is Overrated и Talent Code. Оказалось, что не генетикой единой: можно очень радикально прокачать мозг и тело в любом направлении, если грамотно к этому подойти и создать нужные условия. Так что, кто знает, может, мою кошку удастся таки научить парсить XML (те самые, скребущие движения лапой у лотка).

Когнитивное развитие детей

Дети мыслят символами и образами — иначе бы они не играли в скучные (с точки зрения взрослых) игры с бездушными предметами, которые в их воображении обязательно оживают. Казалось бы — вот оно, абстрактное мышление! Но абстрактное мышление требует большего — способности использовать концепции, оперировать сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, способности понимать обобщения, уметь абстрагироваться и строить связи между явлениями и понятиями.

Так что одни лишь символы и образы никак не потянут на абстрактное мышление, без которого в программировании — никуда. Для начала нужно разжиться хотя бы логикой.

Согласно теории Пиаже, ребенок до 4-7 лет всё еще не может в полной мере использовать логику. Например, ему сложно одновременно держать в голове две концепции об одной ситуации. Если четырехлетней девочке показать картинку с восьмью собаками и тремя кошками (она способна определить на ней котов и собак), а затем спросить — «Здесь больше собак или зверей?», то она с большой долей вероятности ответит «собак больше». Это происходит по причине того, что ребенку тяжело сфокусироваться одновременно на двух подклассах и классе в одно и то же время.

Так что логика начнет давать копоти только начиная лет с семи. До этого времени остается довольствоваться разве что символами и образами.

В период 7-11 лет ребенок начинает должным образом использовать логический аппарат. Но об абстрактном мышлении в это время говорить ещё рано: оно вовсю начинает развиваться только в 11-12 лет, позволяя ребенку делать обобщения, выдвигать гипотезы и предположения. В этом возрасте мышление сорванца позволяет ему, наконец, в полной мере оторваться от конкретных объектов.

То есть оптимальный возраст для начала обучения программированию сферического ребенка в вакууме — 7-8 лет. Эту гипотезу подтверждает намерение минобразования Великобритании ввести в школах программирование уже начиная с пятилетнего возраста. Не слишком ли рано? Никак нет. Вряд ли что-нибудь помешает учителям давать концепции программирования постепенно, от года к году наслаивая всё новые и новые понятия. В конце концов, почему бы не пройти «Hello, World!» ещё в детстве? Кроме того, в школах уже с первого класса начинают преподавать математику — весьма абстрактную науку. Если ребенок комфортно себя чувствует на уроках арифметики, то наверняка у него получится проводить те же вычисления на уроках информатики. Только не в тетради, а на экране.

Работает ли такой подход?

Как знать. Например, Максим Заславский, который благодаря отцу начал программировать в 7, уже к 13 годам почувствовал, что серьезно продвинулся в программировании: начинал он с Visual Basic 6, затем познакомился с HTML, а в 9-10 лет уже штудировал C#. Сейчас он учится в Принстонском университете на факультете информатики, изучает ASP.NET и готовится выпустить пару сайтов: для универа и для местных музыкантов.

Сам Максим советует родителям в качестве pet-project для ребенка придумать что-нибудь более визуальное, где больше картинок, — чтобы заинтриговать. В этом плане поисковый движок проигрывает какой-нибудь красочной игрулине. История Максима — успешный пример программирования с детства, которое к чему-то привело.

С другой стороны, наличие отца-программиста и мамы-сисадмина не гарантирует светлое будущее в Кремниевой долине. Яблоко от яблони недалеко падает только в том случае, если яблоня растет на равнине, а не, скажем, на холме или скале. Дети бывают совсем не похожими на своих родителей как по характеру, так и по интересам. Конечно, семья влияет на ребенка и есть вероятность, что он прогнется в сторону предков, но может быть и наоборот: ребенок, насмотревшись на ежедневно торчащих у ноутбуков папу и маму, подумает: «ну нет, я лучше буду больше двигаться и общаться с людьми, пойду-ка в риелторы!».

Ребенок может выбрать другую стезю как из протеста, вопреки роду деятельности родителей, так и просто потому что ему, например, больше понравится играть на скрипке, чем лопатить код. И вполне возможно, что на каждого ребенка, который получил компьютер и учебники и стал программистом, найдется ребенок, у которого всё это было, но программистом он не стал. Да и вокруг немало примеров людей, которых с детства обучали фортепиано, а они его потом всю жизнь ненавидят.

Может, мы детей не так учим?

Если опираться на школы с их вечно зевающими преподавателями по информатике, блудными блок-схемами и чахнущими процессорами, то дела не будет. Становление ребенка как программиста в такой среде происходит не благодаря, но вопреки. Очевидно, что нужно повышать качество преподавания. Проблема лишь в том, что школы, как и любые государственные структуры, слишком инертны для быстрых и качественных преобразований.

Негоже ждать у моря погоды — поэтому родители, которые хотят вырастить программиста, выбирают путь домашнего образования: либо обучают самостоятельно, либо приглашают раз в недельку ментора. Такой подход не может не дать хоть каких-нибудь плодов. Исходя из тех же принципов «10 тысяч часов», «deliberate practice» и «practice makes perfect», которые сквозят из множества книг и исследований на тему способностей и таланта, ребенок будет обречен повысить свои навыки в программировании. Да и не только ребенок.

Кадровый голод на рынке IT

Чтобы понять, как решить вопросы нехватки специалистов, посмотрим, как СССР утолял свой кадровый голод в сфере науки.

Ведь, с одной стороны, с чем-чем, а с наукой в СССР всё было в шоколаде. Когда до правящей верхушки дошло, что в школах следует поднимать техническое образование, во многих ВУЗах Союза начали создавать факультеты общетехнических дисциплин и труда, которые могли бы готовить квалифицированных преподавателей.

В 1956 году начался выпуск «Юного Техника». Ещё через десять лет стал выходить журнал по детскому техническому творчеству «Моделист-конструктор». Юный советыш не только получил возможность записаться в конструкторское бюро при школе, но и, начиная с 1968 года, мог принимать участие в регулярно проводимых всесоюзных соревнованиях ракетомоделистов-школьников. Настоящий конструкторский рай — только успевай собирать на свалках стройматериал для конструкторской деятельности.

Да и гуманитарные факультеты ломились от толп желающих и приблатненных, поэтому на технические специальности, где нужно думать, поступить было даже в каком-то смысле проще, чем на другие. Все карты в руки будущему ученому!

Но была ли она — великая наука?

Вот что по этому поводу в своей книге «За фасадом империи» говорил Александр Никонов:

С одной стороны, все выглядело прекрасно. Число ученых в СССР неуклонно росло. Студенты стремились в науку, в аспирантуру были конкурсы. С другой стороны, я сам работал в науке, и мне байки лудить про передовую советскую науку не надо. Я не понаслышке знаю о десятках никому не нужных НИИ, готовивших никому не нужные проекты и отчеты. Знаю про хроническое отставание нашей науки от науки западной. Знаю, что падение уровня знаний у выпускников вузов, на которое сейчас многие сетуют, началось не вчера.

Про науку в СССР высказался и нобелевский лауреат по физике Виталий Гинзбург:

Не надо идеализировать советскую науку! Действительно, она в некоторых областях, типа физики и математики, была на очень высоком уровне. Ну, это и понятно: от физики коммунистам нужна была бомба, поэтому и деньги были большие у физиков. Помню, когда американцы впервые взорвали атомную бомбу, у меня зарплата сразу же выросла раза в три. Но были в советской науке области совершенно провальные, ярчайший пример тому — биология, кибернетика.

Очевидно, что советский подход не сработал. Пытались взять количеством: выйди на советскую улицу, кинь камнем — попадешь в инженера. Пытались взять качеством — не удалось. Даже бросая все ресурсы на вооружение и науку, СССР было не догнать Запад. Хотя, казалось бы, в то время у детей, а затем — у студентов были все карты на руках.

Будет ли оно — «великое IT»?

Все эти инициативы родителей и государственные программы рано или поздно упираются в одну и ту же проблему — человеческий фактор. Одного хлебом не корми — дай покопаться в электронике, второго не трожь, оставь у холста, третьего соблазняй зарплатой программиста, а он, подлец, имея все козыри для перехода в IT, так и будет сидеть в НИИ, выращивая свои водоросли, потому что ему это интересно.

Сможет ли массовая популяризация программирования среди детей поднять уровень их развития и расширить кругозор? 100%. Вырастет ли из семени подсолнуха помидор, если его посадить в парник, давать ему учебники по помидороведению и ухаживать за ним, как за помидором? Может быть. Генная инженерия творит чудеса, да и человек отлично умеет адаптироваться и подстраиваться. Другой вопрос, будет ли ему это приносить удовольствие. Ведь где нет вознаграждения в виде удовольствия, там нет долгосрочного прогресса.

Так что попытаться ребенка если и не обучить, то хотя бы познакомить с программированием — благородное дело (скупая слеза ностальгии по «Энциклопедии профессора Фортрана»). Ну, а дальше всё будет зависеть от уровня демократии в семье и желаний самого ребенка.

Что же касается насыщения рынка IT, то толковых людей всегда было мало, поэтому перспективу утолить кадровый голод в IT следует рассматривать больше в плоскости увеличения количества кодеров, которые могли бы выполнять простые и рутинные задачи, чем в плоскости увеличения количества реальных программистов.

LinkedIn

Лучшие комментарии пропустить

Выскажу свое мнение:
Детей надо прежде всего обучать крепкому базису. Человек должен хорошо владеть иностранным языком — английским, владеть так, чтобы без проблем читать литературу. Человек должен знать основы естественных и гуманитарных наук, логику и т.д. Без этого минимального базиса готовить тысячи обезьянок нет смысла — в Индии уже есть, миллионы.
Без базиса — удел таких людей быть по (мировым меркам) людьми второго сорта, не рабы, но никак не равные ...

Можно ли насытить рынок критиков/писателей обучая детей чтению?
Программирование это просто инструмент, он может пригодиться и хорошему инженеру, архитектору и банально даже медику или менеджеру с бухгалтером. Имхо обучение детей программированию в 21м веке обязательно, но насытит ли это рынок именно программистов — вряд ли, зато даст детям лишних 100 очков в любой выбранной ими профессии.

благодаря отцу начал программировать в 7, уже к 13 годам почувствовал, что серьезно продвинулся в программировании: начинал он с Visual Basic 6, затем познакомился с HTML, а в 9-10 лет уже штудировал C#
ну все, теперь ждем 18-летних синьеров))))

а Ви не замислювались над тим, чи воно тій дитині потрібне? Може у вас росте нова Ліна Костенко чи Айвазовський. Він йому потрібний Ваш javascript? Дитина має займатися тим, до чого її тягне. Не мучте дітей тим, до чого в них не лежить душа. Краще дайте спробувати всього потроху і зрозумійте, що їй насправді подобається

1
Антонио положил смартфон и резкими и большими шагами вышел в соседнюю комнату. Он принес оттуда старый ноутбук и объявил:

— Никколо, ты будешь учиться программировать. Я сделаю из тебя чудо, ты будешь зарабатывать деньги. Знаешь, что это такое? Этот ноутбук принадлежал нашему предку, похороненному в Капуе в Аннинской церкви. То, что я проиграл на бирже, ты должен выиграть на ОДеске. Сегодня хороший день.

Начался первый урок программирования. Маленький человек с трудом понимал отца. Отец раздражался и на каждый промах сына отвечал подзатыльником. Потом взял со стола длинную квадратную линейку и стал ею пользоваться во всех случаях, когда сын делал ошибку. Он легкими и почти незаметными уларами бил его по кисти до кровоподтеков. К тому времени, когда вернулась с покупками Тереза Паганини, синьор Антонио был уже в полной ярости. Он запер мальчика в чулан и велел ему писать первое упражнение.

Дикие, раздирающие уши звуки продумываемых алгоритмов слышались из чулана в течение целого часа, пока Антонио Паганини сидел с женой за бутылкой вина.

Язык старого Паганини все больше и больше заплетался, Антонио все чаше прибегал к крепким выражениям. Расхваставшись, он ударил кулаком по столу:

— Тысяча дьяволов! Слышишь, как мальчишка бацает по клаве? Из него выйдет толк!..

Тогда Тереза решилась напомнить о том, что мальчик был недавно болен, что ему опасно так долго и так сильно напрягаться, что ему пора обедать. Синьор Антонио резко перебил ее:

— Не будет есть, пока без ошибки не скомпилирует первое упражнение для iOs...

2
В Генуе в старинном застенке мальчику случалось видеть деревянные голенища и колодки, напоминающие по форме деку клавиатуры. Это были части так называемого испанского сапога, которым стискивали ногу преступника во время пытки. Ноутбук стал таким же орудием пытки для рук, сердца и мозга ребенка. Локти и плечи болели, пальцы не держали мыши, левая рука выпускала Ctrl Alt Del, и ноутбук падал на циновку. Но помимо того неделями не проходили кровоподтеки, синяки от умелых щипков родной отцовской руки. Руки, ноги, лицо, шея — все было в синяках. Мать бросалась в ноги, упрашивая отца щадить ребенка, но ее заступничество лишь ожесточало отца. Ничто не могло сломить настойчивости старого Паганини.

— Я сделаю из тебя чудо, проклятая обезьяна!.. Ты все равно продан чёрту, — так ты или погибнешь, или обеспечишь мою старость. Я выпущу тебя, мальчишка, перед большой толпой знатных и богатых господ, когда мир опять станет на место, после ухода проклятых французских бродяг. Ты будешь вызывать восторг и умиление богатых людей, ты вызовешь у них умиление, которое заставит их забыть свою скупость...

3
Синьор Паганини сообщил Терезе:

— Я получил от графа Козио вспомоществование в десять луидоров.

— Разве у нас нет больше своих денег? — спросила взволнованно синьора Тереза.

— Ах, опять ты со своими причудами! — гневно отозвался старик. — Не могу же я тратить на щенка деньги, которые мне доверили мои хозяева. Еще не скоро выдавишь из него хотя бы чентезими. Но его надо учить и учить! Граф Козио говорит, что из мальчишки ничего не выйдет, если он немедленно не будет брать уроков у киевского гуру дев джава Роллы. Но ты знаешь, как дорого гуру Ролла берет за уроки. Я думаю, что лучше вовсе не учить мальчишку за деньги, а просто отправиться путешествовать с ним по Ломбардии, как только уйдут проклятые французы.

4
Кто-то, очевидно предполагая, что речь идет об аккаунте старика, принялся уговаривать синьора Антонио. Но тот окончательно разошелся и не желал ничего слушать. Он кричал:

— Мой сын, мой знаменитый сын сегодня выкатывает релиз в прод, и у него украли аккаунт на гитхабе!..

— Какой ваш сын? — спросил женский голос.

Синьор Антонио открыл дверь, и Никколо увидел ту самую горничную, которая давала ему логин и пасс для гитхаба.

Ложь мгновенно была изобличена.

— Вы говорите, синьор, знаменитый программист на ассемблере под ондроедом, а такой лгунишка не может быть даже проклятым тестером! Или кюэйщиком, как их там, собак, разбирают по сословиям...

Тогда отец накинулся на сына с кулаками:

— Ты дармоед, ты забываешь заповедь господню о почтении к родителям! Чтобы вывести тебя в люди, я, не щадя своих старых костей, мечусь по каменистым дорогам... Где аккаунт?

Маленький Паганини, стоя на коленях, протягивая к отцу руки, сбивчиво и бестолково рассказывал о случившемся.

— Лжешь! — кричал отец. — Ты его продал на Лепре! Боже мой, боже мой, такой концерт, и ни байокко денег. Ты продал! — снова закричал он, наступая на сына. — Чтобы сегодня к вечеру был аккаунт!

© Анатолий Виноградов «Осуждение Паганини»

143 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Мабуть Джон Кенеді не розумівся на проблемах радянської науки та освіти коли казав: «Ми програли Союзу космос за шкільною партою».

Считаю каждый хороший специалист должен драпать отсюда. У меня пока опыт 2 года php/C#.
Живу в Кривом Роге и тут средняя зарплата 5 000 грн у IT-шника. С такими африканскими зарплатами пусть горит в аду внутренний рынок IT украины.
+ Ещё заставляют сайты править на Python/Django Карл и переносить с .NET VBA на php, верстать по photoshop макетам, контент-менеджер и т.д. и т.п.
У меня всё.

Максим Заславский

Непойму сколько ему сейчас лет? Вроде он крут (fluent French, English, Russian). А про программирование, достаточно рано, но ничего необычного.

«Fluent English» у меня наступил в 7-м классе школы, компы — тогда ещё только мечтать можно было. Но были бы и был бы стимул — не вижу проблем. Если ребенка заинтересовать — будут чудеса, если нет — у меня куча одноклассников в итоге английский «осиливали» под конец школы или далеко после. И черта с два я б владел английским, если б это не было интересно.

Поэтому самый актуальный вопрос, когда возможности «сравнительно безграничны», аж один -
[strong]Как заинтересовать ребенка тем или иным занятием?[/strong]
Чтоб не «из-под палки», а самому хотелось.

Я интересовался всем сам, без родителей, без зарплатных ожиданий, без помощи в этом учителей и государства. В 10-12 лет детям вообще много интересно. А если у ребёнка гипер-активность, надо ему давать меньше калорийной еды.

Полный бред. Если детей учить математике — они станут матиматиками, а если физике то физиками, биологии — биологами и т.д. Работадатели — платите бабки и не выдергивайтесь. Есть у меня для вас и совет: наймите переводчиков для общения с заказчиками и остальными бусурманами — програмистов будет в раза в два больше. И ещё перестанте скриптологов или html-верстальщиков или QA — называть програмистами. А то это выглядит как: «- Как в ворде *&@#$%@ сделать?» -"Я не знаю." — «как это? тыж программист».

Изложено Юрием, в целом верно, но проблема не отсутствии специалистов а в безработице. В Киеве почти нормально, а на периферии болото. Каждый год у нас более 200 реальных выпускников школ с продвинутой подготовкой по ИТ, но они не нужны никому в Одессе (кроме как для вуза тянуть бюджет). К 4-5 курсу может и возьмет кто на бенч, а скорее и так сойдет.

Ребята перестаньте заниматься ХЕРНЕЙ! Вы хотите 7 летнего ребенка засадить за комп и, что бы он стал к 16 сеньором. Он станет им с осанкой «Г» и букетом проф. заболеваний. Это скажет вам любой педиатр.
Когда я своему пацану сделал «Spectrum», мы с женой офигели, ребенка нельзя было оторвать от игр, он мог часами сидеть за компом, настоящий зомби. Если не верите, зайдите в игровые центры. Поэтому ваш «фортран» будет контрольным выстрелом к играм, которые они сейчас гоняют.
Недавно ко мне приходит соседка и приносит ноут для настройки, узнаю, это подарок для 4-х летней внучки. Я ей, вы бы ей лучше велосипед купили, она — мы решили, что ноут будет лучше, она будет на нем мультики смотреть....
Я считаю, что все в свое время. Я принципиально не учил своего ребенка программированию и не давал сидеть подолгу за компом. Считали здоровье важнее. Когда стал вопрос вуза, я категорически был против, что бы он шел на комп. специальности, потому как к тому времени я нахватал от компа кучу болячек. Но тем не менее, гены взяли свое, и он в 16 стал все таки программистом. Сейчас уже в 28 сеньор в одной известной компании.
Кроме того, коллеги, а почему вы считаете, что специальность программиста будет востребована, когда ваш ребенок вырастит? Благодаря слухам о «высоких зарплатах» в айти рынок быстро насытится специалистами. Спрос будет не таким, как сейчас. К тому же, он уже сейчас не такой большой, как два года назад. И почему вы решили, что ваше ребенок захочет им стать?

ps. Для ТС, ты превзошел себя, и когда будешь писать очередной опус, попробуй свои теории на своих домашних. Статью твою прошел по диагонали, так что не обессудь, если что пропустил.

Отвечу тезисно:
1. 7-летние и так уже за компами, так хоть пользу из этого извлечь.
2. От програмеров теже болячки, что и у бухгалтеров, юристов и т.п. сидячей работы: простатит, геморрой и скалеоз. Отсрочивается физухой.
3. Это не гены, это понимание того, в какой стране он живет и за что и кто деньги платят, чтобы на еду хватало. А вот папа уже тормозить начал, на фоне своего негативного опыта ребенку вреда желал.
4. Вудет востребована.
5. Спрос создают американцы, так что насытить его будет сложно. С другое стороны, насыщение рынка только ему на пользу.
6. Ребенок сам решит, кем захочет стать, а выучить программирование еще в школе только на пользу, ничего сложного в этом ремесле нет.

1. я ответил на это
2. но не в 16 лет. За консультацией не ко мне, а к педиатру
3. Своего вырастил здорового, что и вам желаю
4. время рассудит
5. ну конечно, во всем они виноваты
6. а я к чему, только не форсировать это

ps, был на проф осмотре у окулиста в одной клинике, так за час к нему 5 малышей привели. Спрашиваю, что это случайность, врач нет — сейчас процентов 70 детей уже с отклонениями

И что из этого вытекает?

Я не понял, что ты хочешь сказать, поэтому и спросил.

Я считаю, что все в свое время

Я вот про это

ps, был на проф осмотре у окулиста в одной клинике, так за час к нему 5 малышей привели. Спрашиваю, что это случайность, врач нет — сейчас процентов 70 детей уже с отклонениями

А учить детей строить алгоритмы (формальную последовательность действий) в 7 лет начинать вполне нормально. Формируется еще один тип мышления.

касательно пункта 4.
несомненно будет востребована больше 4-х лет нзад Марк Андриссен писал
www.aberdeeninvestment.com/...ld-8-20-111.pdf

Сергей, тут вопрос спорный, во всяком случае для меня. Будут новые технологии со своими фреймворками, которые упростят работу с кодом. Скажем, html верстку сделают автоматом или другое, что заставит отказываться от спецов для этих операций.

html верстку сделают автоматом
Да, когда-то Netscape уже делал верстку автоматом.

но тенологии будут развиваться! Что-то будет заменено «роботами», что-то всегда нужно будет делать людям, а при развитии, что нас ждет, дефицит разработчиков будет только расти...

Расслабься. Не С++. Этот язык сейчас, как в нашей молодости Cobol.

Ну, а кто же будет писать роботов, которые будут верстать, и фреймворки, которые будут упрощать работу с кодом ?

Ты не прав, нужно приучать ребенка быть творцом, а не потребителем.

Ключевое слово «приучать». Звучит примерно как «приучать кошку к лотку».
P.S. С каких пор программирование стало главным (если не единственным) способом творить?

А вы не приучаете ребёнка мочиться в штаны, есть ложкой, чистить зубы?
Какой бы вы термин не использовали, суть от этого не меняется.

нужно приучать ребенка быть творцом,
Бог в помощь

а Ви не замислювались над тим, чи воно тій дитині потрібне? Може у вас росте нова Ліна Костенко чи Айвазовський. Він йому потрібний Ваш javascript? Дитина має займатися тим, до чого її тягне. Не мучте дітей тим, до чого в них не лежить душа. Краще дайте спробувати всього потроху і зрозумійте, що їй насправді подобається

чи Айвазовський
А ты оплатишь ребенку организацию мировых выставок и раскрутку?
А иначе ему придется рисовать голодным или рисовать в рекламной конторе рекламу, а никак не писать картины (или в свободное от работы время).

чому я маю оплачувати Вашій дитині виставки?
з світових виставок не починає жоден художник. Все іде поступово. А до того часу, так, я буду допомагати своій дитині

И вот пока он дойдет до мировой известности он будет жить впроголодь.

це Ви з чого взяли?

А откуда он деньги возьмет? За исскуство начинают платить, когда приходит мировая известность.

Знаком с художницей, которая вполне себе живет рисованием. Конечно, не жирует, как некоторые, но на жизнь хватает. При этом не сидит в пыльных офисах, а преподает рисование пару дней в неделю и продает картины. Без мировой известности.

Конечно, не жирует, как некоторые, но на жизнь хватает.
А что с сырами попиццот?
А программинг позволяет сыры попиццот, а в выходные можно рисовать.

А ещё можно сидеть на двух стульях сразу.

Уж лучше на 2 стульях, чем волосотая кровянка с ливеркой по праздникам. Неужто так все забыли 90-е?

Ща, звякну своей знакомой, пожалею её, что она ливеркой питается (и то — по праздникам). Вы бы хоть пообщались с художниками, прежде чем вторить стереотипным высказываниям в духе «художники впроголодь живут».

Хочешь сказать, что все они, или большинство сыры по пиццот едят?
Что-то я слышал о художниках другое. Большинство уходят в оформители или рекламщики, а это работа посложнее програмерской и платят хуже.

Здесь ключевое слово «слышал». Нужно ходить и общаться. На счет сыров «по пиццот» не знаю, но другой мой знакомый художник, не будучи всемирно известным, уже больше года живет в Париже (на деньги мецената). Что касается сыра, то во Франции его должно быть много, в том числе и «по пиццот».

Сидит в пыльных мастерских, нюхает краску и ацетон, если так смотреть — лучше дворником, еще и хату дают в доме иногда.

Давайте теперь пожалеем моего знакомого, который сидит в Париже уже больше года и нюхает, бедняга, краску на деньги мецената( Ох уж эти бедолаги-художники. Отщепенцы-трутни-тунеядцы, иначе их не назовешь. Бомжи, которые умеют рисовать — не больше. Бедные люди =(

P.S. Я так полгаю, у вас нет друзей ни среди художников, ни среди дворников. М?

Плюс еще без расширения сознания работа не идёт.

Я как-то решил джаваскрипт поизучать и написал простую игру для детей, с элементами программирования. Может графика не фонтан, не художник. Но простые циклы и ветвления изучаются. Плюс игры — низкий порог входа. Что позволяет первоклассникам играть

robotinmaze.net

Симпатичная штука, правда кнопок бы влево и вниз.

?
Интересное замечание. Зачем? Там одна из задумок, что количество команд должно быть ограничено так, чтобы было сложновато найти единственный путь. Для младших классов сложновато, конечно же.

Лично мой путь в айти начался когда отец снес винду и установил мне Ubuntu чтобы я не играл в игры. Помогло.

Мой — подарил мне на ДР микрокалькулятор. А тот оказался программируемым. Так что сложить сразу же с ходу 2+2 чтобы проверить новую игрушку — не удалось. Пришлось читать инструкцию. А там оказался целый мир... ))

о да, МК-61 — это было наше все :)
МК-52 был куда дороже и недоступнее

стек наше все :), н да, было...

Можно ли насытить рынок критиков/писателей обучая детей чтению?
Программирование это просто инструмент, он может пригодиться и хорошему инженеру, архитектору и банально даже медику или менеджеру с бухгалтером. Имхо обучение детей программированию в 21м веке обязательно, но насытит ли это рынок именно программистов — вряд ли, зато даст детям лишних 100 очков в любой выбранной ими профессии.

Можно ли насытить рынок критиков/писателей обучая детей чтению?
Да. Именно чтению как процессу — не только как «грамоте».

Это верно. Ряд вещей необходим для формирования базиса цивилизованного человека. Сюда входят и многие школьные предметы, и кое-что из литературы и искусства и, возможно, программирование, шахматы, логика, культура etc.
Ну а имея базис уже проще затем построить функциональную специализированную надстройку.

Интересно, как раз сегодня посмотрел видео «Coding as the New Literacy — Mitchel Resnick»
youtu.be/4XE8ezZp8BA

Рассказывает о полезности программирования для всех как и просто чтения. Что оно позволяет развить мыслительные способности и навыки решения проблем в других сферах.

А так же рассказал об очень интересном проекте scratch.mit.edu
С очень простым и удобным графическим программированием.

Что оно позволяет развить мыслительные способности и навыки решения проблем в других сферах
Думаю, Логика здесь была бы куда более к месту. Потому как программирование — это уже своего рода надстройка — более высокий уровень. Почему в школах дают программирование, но не дают логику мне непонятно.

Ее и в большинстве институтов не дают, что уж про школу говорить.

Как упоминал Митчел, даже программирование может быть скучным, если выполнять задачи оторванные от реальности. Типа, создания/сортировки списков, всякая другая обработка данных. С логикой и подавно...

Что за логика? Можете привести пару примеров заголовков для урока?

Под логикой обычно подразумевают чёткую логику, а не раскуривание учебников по ИИ с нечеткой логикой и прочими «предикатами».

Нам — что-то пытались, на философии, “вчись мислити логічно” книжка даже где-то лежит. Но то был конец СССР и преподы над нами ставили эксперименты. “Экспериментальный класс”, где-то в бумагах в школе как-то попалось.

Я своим чадам что только не подсовывал. Обучалки всякие, пытался алгоритмировать что-то интересное вместе, награждал за описание правильных, наперед описанных последовательностей, еще что то. Но им как-то все по барабану.

Аналогично. Но все-таки мои устроились в IT, хотя и не программистами. Один игры дизайнит, другой — в саппорте американского хостинг-провайдера.

Ну может и мои «взлетят», спасибо за добрую весть, старшему только 13, тоже в сторону тестирования игр поглядывает. Правда, ему кажется, что это только играть, а за это деньги деньги дают.

Награда — это плохая цель. Иначе говоря, я в чемпионы по плаванью не стремлюсь = вааще плавать не умею и не ощущаю в этом потребности. Нужно сделать так, чтоб это было реально, а не надуманно, необходимо. Или действительно весело и интересно.
Вот если б «в магазин мы идем по описанному алгоритму» и пару раз без обеда, фейсом в стенке контейнера :)))

З соняха помідора не виросте, але просвітницька діяльність в цьому напрямку має бути. Бо щоб хтось зрозумів що він помідора, йому треба спробувати нею побути, чи принаймі коректно уявляти що воно таке. Я особисто досить пізно прийшов в айті саме через власні скупі уявлення про цю галузь. І ще людська свідомість досить складна і різноманітна штука, щоб її можна було описати категоріями різних професій, сказавши що ось ти художник за природою і не бути тобі механіком. Все залежить від кругозору і правильного погляду, згадайте Леонардо)

Талановита людина — нерідко талановита в усьому. Принаймні у споріднених видах діяльності. Тобто, шахіста з Кличка ми б не отримали, але баскетболіста — цілком могли б.

Любая попытка вмешаться в процессы которыми не можешь не только управлять но и даже правильно осознать, чревата. Это касается как рыночных процессов так и образовательных. К сожалению, и там и там присутствует огромное число откровенных шарлатанов и наивных троечников. Одни, угадав из тысячи своих прогнозов всего один, вдруг становятся инвестиционными гуру, другие доят родительское ЧСВ, воспитывая очередное, сопливое индиго.
Показательный пример Индии, который коррелирует с массовым, высшим образованием в СССР. Спустя некоторое время ценность как массового программирования поклонников Шивы и Кали, так и ценность научной деятельность строителей Коммунизма стремительно падает и наносит непоправимый ущерб даже самым лучшим из них.
Аналогичные процессы можно наблюдать на нашем рынке юристов и экономистов. 99% из них могут только заносить и откатывать. А именно их родители массово сдавали в различные экономические и юридические спецприёмники десять лет назад, а позже, продав десяток туш КРС, устраивали в «юрку».
Отвечая на вопрос «Можно ли вырастить» — надо честно сказать — «Шото канечно вырастет, но шо?»

«Яблоко от яблони» — потому и результаты продажи туш и толкания родителей — часто такие же туши, они же не за знаниями идут, а за дипломом/"от армии откосить"/"на теплое место сесть«.

Результат «Вырастить» зависит и от «кто были родители», и от «что вокруг чадо видело».

Моя попытка — первый JS-урок для шестилетки (сейчас бы сделал иначе):
youtu.be/WebEO4bxQ6A

Прочитал про упоминание «Энциклопедия профессора Фортрана» и понял, почему меня поперло на компьютеры! Мне эту книгу подарили в лет 10, очень любил ее и перечитывал много раз. До сих пор наверно где то лежит.

там еще была клевая игрушка-лабиринт))
супер-книга!

Я обалдел, когда младшая сестра рассказала, что они на информатике начали html изучать, 6 класс и вроде идет.

Есть такой пункт в одной из версий учебной программы и это хорошо, однако имею до 10 примеров в школах Донецка, Днепропетровска и Винницы, не самых достойных (я о преподавателях — просто «никакашки»). Упмиаемся в человеческий фактор.

Выскажу свое мнение:
Детей надо прежде всего обучать крепкому базису. Человек должен хорошо владеть иностранным языком — английским, владеть так, чтобы без проблем читать литературу. Человек должен знать основы естественных и гуманитарных наук, логику и т.д. Без этого минимального базиса готовить тысячи обезьянок нет смысла — в Индии уже есть, миллионы.
Без базиса — удел таких людей быть по (мировым меркам) людьми второго сорта, не рабы, но никак не равные ...

Все верно, но есть одно но. Это тупо не выгодно правительству/олигархам, управлять стадом баранов намного проще. И опять все гниет с верхушки.

В Савецком Союзе все много читали, прям дрались за подписку на литературу. Читал и мой дед крестьянин, в основном газеты и журналы правда и мой другой дед финансист. У всех было среднее образование что подразумевало основы наук.
Управлялось это стадо, как оказалось просто великолепно.

«Дрались за подписку» — так книги ещё и признаком статуса были. И вложением капитала. «Много читали» — так ведь вопрос в том, что читали, а не сколько. Среднее образование — не меняет отношение человека к жизни, и «а я там знаю?»+"мне по барабану" оно не изменяло. Задача образования — в 100кг отбросов найти унцию золота. Страна, в которой ищут в большем количестве — неизбежно получит больше. Окупится или нет — вопрос другой.

По нерепрезентативной выборке из пары вундеркиндов на миллион делаются громкие выводы, для автора эта тенденция характерна. Можно сходить в школу в 10-11 класс и посмотреть как там справляются с базовыми алгоритмами типа НОД, НОК, хотя бы блок-схему нарисовать. Повальное незнание английского языка в нежном возрасте 17-18 лет, а также масса других мыслей в голове безусловно «ускоряет» вход в IT.

Можно сходить в школу в 10-11 класс и посмотреть как там справляются с базовыми алгоритмами типа НОД, НОК,
А вы ничего не путаете? Закончила физмат лицей и при этом никакими алгоритмами нас не потчевали вообще.
То есть оптимальный возраст для начала обучения программированию сферического ребенка в вакууме — 7-8 лет
Смешно. Прочитайте вот заметочку например — dou.ua/...lakhotnyk-lego

Вам все станет ясно какие шансы массово обучать восьмилетних (это второй или третий класс) абстрактным понятиям, даже в предельно упрощенной форме.

Не могу не поддержать Вас. С января 2013 и до середины июня 2014-го в рамках RoboClub (ain.ua/...13/12/27/507531) обучал 8-15 летних школьников программированию LEGO Mindstorms. Так вот, 8-летние ребятки в вопросах именно программирования (визуальная среда) порой давали фору 10-12 летним!

Там именно визуальное программирование в LabView, адаптированном для детей и с «живым» роботом. А визуальная среда очень далека от типичного языка программирования. Показал ребенку матлаб с плюсами — не впечатлило.
Мы с ребенком вообще занимаемся по книжке от Лего. Фактически заставляю его ее переводить — английский там элементарный. Как переведет некоторый объем тут же реализовать ему хочется. Оно же двигается — умная игрушка.
З.Ы. И о родителях. У ребенка в школе — одна из лучших в Миснке сделали платные кружки по робототехнике с Лего. Из всей школы всех классов только 40 человек собрались. У многих родители не хотят. Знакомым предлагал купить эти наборы, сказал, что буду заниматься с детьми, ответили, что новая жоповозка важнее и нефиг ребенку сильно вумным быть.

Радует, что на моей исторической Родине есть такие правильные родители! Не останавливайтесь, ищите единомышленников, стартаните с минимума, который осилите сами (финансово), но осуществите задуманное! Сработает «сарафанное радио» и через пару месяцев у Вас будет очередь на занятия, подтянутся такие же как Вы родители.

Уже в двух почти соседних школах есть кружки, ребенка отправили и туда и туда — ему нравится.
Был у нас несколько месяцев назад отборочный этап международных соревнований по Лего, победители ездили на международные. Я с ребенком были пока зрителями. В следующем году будет участвовать.
А через несколько лет думаю профинансировать ему квадрокоптера программируемого. Сейчас присматриваю, что есть на рынке.

Дети все разные, даже в одной семье и с маленькой разницей в возрасте. Старшему «отродясь» нравились конструкторы, и почти фиолетово на машинки, младшему — «жжж» дай, хотя вполне может пару-тройку кубиков лего слепить. Знакомые по-любому спужались цены вашего майндсторма. 300 баксов(ну ±) - довольно заметная сумма, за такую таки можно реальную «жоповозку» купить даже. Ваще не укладывается — чего лего такие дорогие, китайские клоны — чуть не на порядок дешевле и детальки разнообразнее. Жалко, не заклонили майндсторм.

Разные. Дорого и не заклонили. Да жалко.
Тут уж каждый сам выбирает жоповозку или EV3.

1
Антонио положил смартфон и резкими и большими шагами вышел в соседнюю комнату. Он принес оттуда старый ноутбук и объявил:

— Никколо, ты будешь учиться программировать. Я сделаю из тебя чудо, ты будешь зарабатывать деньги. Знаешь, что это такое? Этот ноутбук принадлежал нашему предку, похороненному в Капуе в Аннинской церкви. То, что я проиграл на бирже, ты должен выиграть на ОДеске. Сегодня хороший день.

Начался первый урок программирования. Маленький человек с трудом понимал отца. Отец раздражался и на каждый промах сына отвечал подзатыльником. Потом взял со стола длинную квадратную линейку и стал ею пользоваться во всех случаях, когда сын делал ошибку. Он легкими и почти незаметными уларами бил его по кисти до кровоподтеков. К тому времени, когда вернулась с покупками Тереза Паганини, синьор Антонио был уже в полной ярости. Он запер мальчика в чулан и велел ему писать первое упражнение.

Дикие, раздирающие уши звуки продумываемых алгоритмов слышались из чулана в течение целого часа, пока Антонио Паганини сидел с женой за бутылкой вина.

Язык старого Паганини все больше и больше заплетался, Антонио все чаше прибегал к крепким выражениям. Расхваставшись, он ударил кулаком по столу:

— Тысяча дьяволов! Слышишь, как мальчишка бацает по клаве? Из него выйдет толк!..

Тогда Тереза решилась напомнить о том, что мальчик был недавно болен, что ему опасно так долго и так сильно напрягаться, что ему пора обедать. Синьор Антонио резко перебил ее:

— Не будет есть, пока без ошибки не скомпилирует первое упражнение для iOs...

2
В Генуе в старинном застенке мальчику случалось видеть деревянные голенища и колодки, напоминающие по форме деку клавиатуры. Это были части так называемого испанского сапога, которым стискивали ногу преступника во время пытки. Ноутбук стал таким же орудием пытки для рук, сердца и мозга ребенка. Локти и плечи болели, пальцы не держали мыши, левая рука выпускала Ctrl Alt Del, и ноутбук падал на циновку. Но помимо того неделями не проходили кровоподтеки, синяки от умелых щипков родной отцовской руки. Руки, ноги, лицо, шея — все было в синяках. Мать бросалась в ноги, упрашивая отца щадить ребенка, но ее заступничество лишь ожесточало отца. Ничто не могло сломить настойчивости старого Паганини.

— Я сделаю из тебя чудо, проклятая обезьяна!.. Ты все равно продан чёрту, — так ты или погибнешь, или обеспечишь мою старость. Я выпущу тебя, мальчишка, перед большой толпой знатных и богатых господ, когда мир опять станет на место, после ухода проклятых французских бродяг. Ты будешь вызывать восторг и умиление богатых людей, ты вызовешь у них умиление, которое заставит их забыть свою скупость...

3
Синьор Паганини сообщил Терезе:

— Я получил от графа Козио вспомоществование в десять луидоров.

— Разве у нас нет больше своих денег? — спросила взволнованно синьора Тереза.

— Ах, опять ты со своими причудами! — гневно отозвался старик. — Не могу же я тратить на щенка деньги, которые мне доверили мои хозяева. Еще не скоро выдавишь из него хотя бы чентезими. Но его надо учить и учить! Граф Козио говорит, что из мальчишки ничего не выйдет, если он немедленно не будет брать уроков у киевского гуру дев джава Роллы. Но ты знаешь, как дорого гуру Ролла берет за уроки. Я думаю, что лучше вовсе не учить мальчишку за деньги, а просто отправиться путешествовать с ним по Ломбардии, как только уйдут проклятые французы.

4
Кто-то, очевидно предполагая, что речь идет об аккаунте старика, принялся уговаривать синьора Антонио. Но тот окончательно разошелся и не желал ничего слушать. Он кричал:

— Мой сын, мой знаменитый сын сегодня выкатывает релиз в прод, и у него украли аккаунт на гитхабе!..

— Какой ваш сын? — спросил женский голос.

Синьор Антонио открыл дверь, и Никколо увидел ту самую горничную, которая давала ему логин и пасс для гитхаба.

Ложь мгновенно была изобличена.

— Вы говорите, синьор, знаменитый программист на ассемблере под ондроедом, а такой лгунишка не может быть даже проклятым тестером! Или кюэйщиком, как их там, собак, разбирают по сословиям...

Тогда отец накинулся на сына с кулаками:

— Ты дармоед, ты забываешь заповедь господню о почтении к родителям! Чтобы вывести тебя в люди, я, не щадя своих старых костей, мечусь по каменистым дорогам... Где аккаунт?

Маленький Паганини, стоя на коленях, протягивая к отцу руки, сбивчиво и бестолково рассказывал о случившемся.

— Лжешь! — кричал отец. — Ты его продал на Лепре! Боже мой, боже мой, такой концерт, и ни байокко денег. Ты продал! — снова закричал он, наступая на сына. — Чтобы сегодня к вечеру был аккаунт!

© Анатолий Виноградов «Осуждение Паганини»

Имхо, человек не начнет изучать программирование, пока сам в этом не заинтересуется.
У меня с 8 лет был компьютер с Windows 95, Pentium II (мало гигагерц) и я просто играл в игрушки. Правда, старые игры — отдельная тема (если кратко, то в большинстве своем старые лучше, чем современные).
И только в школе начал проявлять интерес, а более-менее серьезно начал программировать уже в университете. Как же я жалею, что не начал учить программирование еще тогда! Но это я понимаю сейчас, с 21-летним мозгом, а в то время меня интересовало то, что интересовало всех 8-летних детей. То, о чем речь в статье, точно будет не во вред, но вряд ли реализуемо (вовсе не значит, что вероятность равна нулю) на практике ввиду того что дети пока не понимают многих вещей, с которыми им еще предстоит столкнуться и некоторые из таких вещей могут даже повлиять на его выбор профессии в будущем. Все вышесказанное основано на личном опыте.
А т.к. у меня нет детей для проведения эксперимента, критиковать автора не могу, да и не за что — статья довольно интересная.

в большинстве своем старые лучше, чем современные
100%
Ещё интересная закономерность — вторые части самые удачные:
Heroes of Might and Magic II, Warcraft II, Settlers II, Civilization II и так далее.

это просто те игры, где первая часть была сделана очень рано и поэтому сильно проигрывает второй, хотя цива мне первая больше нравилась всегда, чем вторая

Heroes of Might and Magic II
Вот как раз в этом случае самая классная часть — третья!

В каждой из них была своя, особая магия...

Тоже применимо и к третим частям тогда :)

Ну, Daggerfall, помоему не так удачен как Morrowind.

Warcraft III тоже удачнее, чем

Warcraft II
Дота как бы намекает, да и другие карты тоже..

Но ведь дети могут и не подозревать о наличии такой прекрасной вещи, как программирование :)
Мне кажется, что если показать ребенку, например, Scratch, с его простым мультяшным интерфейсом, то он очень даже может заинтересоваться. А дальше уже от родителей нужно будет только подбрасывать дрова в этот разгорающийся огонёк.

Кстати, есть ведь уже ScratchJr (5-7 лет, www.scratchjr.org )
И откровенно говоря, подобные продукты появляются как грибы после дождя (например Bomberbot).

В 1956 году начался выпуск «Юного Техника». Ещё через десять лет стал выходить журнал по детскому техническому творчеству «Моделист-конструктор».
А ещё были «Техника — молодёжи» и «Квант» :)

Осенью, оглянувшись на свое советское детство с периодикой о технике и техническом творчестве, запустил вместе со львовским школьником украиноязычный сайт на котором пока медленно, но уверенно публикуем авторские и не только материалы по теме (technic.in.ua/info ). Провели онлайн конкурс технического творчества (как раз подводим итоги). В рамках этого же проекта открыта регистрация на mooc о роботах и робототехнике (тоже на украинском — technic.in.ua/.../mooc-robotics ). Наш девиз: “Створюємо технічний бекграунд для дітей України!”

Иван, я восхищаюсь тобой, побольше бы таких педагогов.

И еще просьба, публикуй здесь объявы о каких интересных событиях, что у вас проиходят.

Спасибо на добром слове!
Все мои инициативы получают мощную поддержку/одобрение DOU, поэтому первой площадкой, где я публикую какой-то анонс является именно этот сайт. Кстати, в календаре DOU на 20 февраля есть mooc о роботах.

Это будет на украинском. Не уверен, что ребенок поймет.

Да, но думаю, второй версией (позже) сделать такой же и на русском. Есть немного материалов моих на русском в iTunes U (itunes.apple.com/...vy./id828893946 ), но там я как-то застрял. Летом в Донецке не было настроения его наполнять.

И «Наука и жизнь» — помню, как в середине-конце 80-х (в 10-12 лет) читал журналы 70-х, сохранившиеся от старшего брата.. :)

Я вот про «Химия и жизнь» даже не знал, дома была только «Наука и жизнь».

У меня тоже от старшего брата :)

и «Наука и Жизнь», где тоже были статьи по техническому творчеству..

Я не очень поняла: речь идёт о школе или о родителях.
Сейчас информатику учат со 2 класса, но учить всех программированию тоже не вариант.
Если кто-то из родителей программист, то тут вроде как лучше обстоят дела, но опять же это требует времени и терпения.

О школе говорить нет смысла, потому что там пока что всё очень плохо.

Вот поэтому нужно что-то менять, чтобы было хоть чуточку лучше.

Отдать всё в частные руки — и был бы сразу же толк. А то наше государство, по сути, держит монополию на среднее образование.

Та ладно. Частные школы есть. Вот только образование там стоит столько, что многие курсы от зависти умрут.
Киев. Далеко не центр, а метро «Дарница». Цены внизу страницы — www.harmony-gymnasia.kiev.ua

Касательно платно/бесплатно и в комменте выше (

О школе говорить нет смысла
). Опыт осени 13-14 гг показал, что все плохо не только в школах. Министерству образования то ли пофиг, то ли совсем пофиг. В октябре 13-го в Украине стартовала та самая британская волонтерская инициатива CodeClub (ain.ua/...13/11/19/502608 ). В процессе работы, координаторы в Украине столкнулись с моментами, заставившими пройти лицензирование учебной программы в МинОбр-и. После нескольких попыток был получен отказ — «название иностранное» (Scratch) — считайте главный аргумент отказа.

В Минске есть ребята, что тоже пробивают в минобре подобный курс — как я понял у них сходные проблемы. Но деталей не знаю.

Теж Дарниця. www.dtl.kiev.ua
Протягом двох років навчання ліцеїсти поглиблено вивчають математику, фізику, інформатику,
іноземну мову. Ведеться допрофесійна підготовка за такими актуальними та популярними нині спеціалізаціями:
інженерна механіка;
програмування;
автоматизація та комп’ютеризація виробництва ;

Родной лицей :)
По сабжу — базу по математике, физике и информатике дают отменную. Примерно 2.5 года на информатике учат программирование в чистом виде (pascal/delphi + html). И те самые базовые алгоритмы вроде НОД и НОК для выпускников точно не проблема.
И цены за обучение даже близко не кусаются — пару лет назад было 250-300 грн/месяц.

Наивно. Обучение — процесс длительный. Результат виден далеко не сразу и зависит от обеих сторон. Учить так, чтоб понравиться детям/родителям — это не то же самое, что учить, чтоб научить. Уверен, что «гнутья пальцев» и лохоразводов будет на порядок больше. Да и сейчас — школы не очень бесплатные, как и детсады.

Сейчас информатику учат со 2 класса
там, скорее, основы логики и работы с компом (причем под маздаем!), а не программирование. во-всяком случае до 3го класса включительно.

Дык я и не говорила что учат программированию (mon.gov.ua/...informatuka.pdf ). Это было бы то же самое что учить всех детей тому, что учат в музыкальных школах. А вот то, что уже несколько лет программирование не является обязательным для 11-классников (раньше хотя бы месяцок был) — конечно плохо.

Круто прыщи сойдут позже чем появится лычка синьйора.
Потом новоиспеченного синьйора поведут в стрип клуб, где он впервые увидит женскую грудь в живую...

Эх даже не знаю завидовать или плакать...

Кадровый голод. Насытить рынок.
Посмотрите сколько десятков резюме на одну вакансию джуна.

Ещё было бы интересно посмотреть на количество людей с уровнем джуна, которых продали, как мидлов.

Почему-то вспомнил «Лого» — вот википедия рассказывает что он 1967 года... и что-то нет вокруг толп детишек , щеголяющих знанием любого яп , всё больше какие-то «калОффдути» да «контраа». И не только «у нас» но и U-N-i-x =) А прикладная дендрология вообще рыдает — ни зарплат ни спроса на рынке труда...

благодаря отцу начал программировать в 7, уже к 13 годам почувствовал, что серьезно продвинулся в программировании: начинал он с Visual Basic 6, затем познакомился с HTML, а в 9-10 лет уже штудировал C#
ну все, теперь ждем 18-летних синьеров))))

меньше по закону о труде нельзя )

можно в 17, правда не разрешено полный рабочий день и всякие горячие цеха, шось таке.

Да че уж там, сразу архитекторов.

Зачем ждать? Я знаю с 19ти летнего тимлида, девушка между прочем, работает в компании из топ 5 аутсорса, в Киеве. У нее в подчинении сеньоры от 25 до 40 лет :)

И как она с подростковым видением жизни справляется с работой? Или это типичный 20-летний пием в короткой юбке?

Сейчас такое время — кругом сплошные дети индиго. Я вот сейчас общаюсь с девочкой-пианисткой. Так вот, она не то чтобы вундеркинд (хоть и очень умная), но в свои 17 уже замутила один стартап, а в 20 стала кофаундером кафе.

Честно, мне ее жалко. Это жизнь без школьного-студенческого-подросткового веселья.
ну добъется она много к 30-ти. А дальше? Жизнь кончилась? Это так, утрирую, в конкретном случае может быть все, что угодно.

Имхо, раннее взросление чревато потом большими психологическими проблемами.
Ну и поговорка, чем ярче горишь, тем быстрее погаснешь.

Не спешите жалеть её) Девочка отрывалась и отрывается. Хотя, уже к своим 16 она и правда была более развита, чем многие в свои 25. Но с ней реально интересно общаться. У неё нет целей типа «возглавить корпорацию к 30», или ещё чего-либо в таком духе. Она всего лишь делает то, что у неё получается и приносит удовольствие.

Да плевалка из ручки, лучшее изобретение школьного возраста для веселья.

Латунная трубка 8мм в диаметре и мешок пластиката весьма рулили (гранулы такие, размером как зерно гречки, используют на заводах как полуфабрикат для изоляции кабелей — привет заводу УкрКабель, прочих пластиковых изделий — фабрика игрушек была...). Возмущение администрации школы было беспредельным :)

Тут все честно, с 12 лет пишет на C++, отец программист.

Я не про С++, я про подростковое восприятие мира. Согласись, видение мира вокруг себя в 16, 20, 30, 40 и 50 и дальше отличается.
Или у нее уже видение мира, как у 40-летней?

тут уж 2 варианта, либо она норм тл и это исключение из правил, либо фиговый :) хотя может оказаться что она просто не мешает синьерам и они все делают хорошо, тл — необязательная должность и это вовсе не достижение занять ее

Дирижер в оркестре — тоже не обязателен :). Проходили :)

дирижер не для того чтобы ноты раздавать :)

Подписаться на комментарии