Можно ли насытить рынок IT, обучая детей программированию

Программирование в Украине — это удочка, с помощью которой можно ловить жирную рыбу. Многие папаши-программисты это понимают, поэтому ещё до рождения своих первенцев начинают фантазировать о том, как доця в три годика напишет свой первый скриптик на JS. В конце концов, если это удалось 53-летнему Обаме, то что уж говорить о детях, которые впитывают знания, как губка Боб? Особенно если дома сидит отец-программист, а шкафы так и ломятся под старинными учебниками по С++, Unix и TCP/IP.

Вырастить из ребенка программиста

Насколько это реально? На этом вопросе спорщики разделяются на два лагеря: консерваторов и прогрессивных. Первые считают, что человек рождается с определенными навыками, и так и живёт с ними всю жизнь. Вторые уверены, что всему можно научиться.

Долгое время наука была на стороне консерваторов. Это огорчало тех, кому генетика сказала: «не в этой жизни, дружище!», и радовало тех, кто, обнаружив свой талант, думал: «какое счастье, что у меня талант к рисованию (вставить свое)! — то, чего нет у других». Хотя, конечно, консерваторам тоже приходится несладко: найти и развить свой талант — та ещё задача. Но последние 30 лет этой теме уделялось всё больше внимания, что вылилось в исследования, оформленные в бестселлеры вроде Talent is Overrated и Talent Code. Оказалось, что не генетикой единой: можно очень радикально прокачать мозг и тело в любом направлении, если грамотно к этому подойти и создать нужные условия. Так что, кто знает, может, мою кошку удастся таки научить парсить XML (те самые, скребущие движения лапой у лотка).

Когнитивное развитие детей

Дети мыслят символами и образами — иначе бы они не играли в скучные (с точки зрения взрослых) игры с бездушными предметами, которые в их воображении обязательно оживают. Казалось бы — вот оно, абстрактное мышление! Но абстрактное мышление требует большего — способности использовать концепции, оперировать сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, способности понимать обобщения, уметь абстрагироваться и строить связи между явлениями и понятиями.

Так что одни лишь символы и образы никак не потянут на абстрактное мышление, без которого в программировании — никуда. Для начала нужно разжиться хотя бы логикой.

Согласно теории Пиаже, ребенок до 4-7 лет всё еще не может в полной мере использовать логику. Например, ему сложно одновременно держать в голове две концепции об одной ситуации. Если четырехлетней девочке показать картинку с восьмью собаками и тремя кошками (она способна определить на ней котов и собак), а затем спросить — «Здесь больше собак или зверей?», то она с большой долей вероятности ответит «собак больше». Это происходит по причине того, что ребенку тяжело сфокусироваться одновременно на двух подклассах и классе в одно и то же время.

Так что логика начнет давать копоти только начиная лет с семи. До этого времени остается довольствоваться разве что символами и образами.

В период 7-11 лет ребенок начинает должным образом использовать логический аппарат. Но об абстрактном мышлении в это время говорить ещё рано: оно вовсю начинает развиваться только в 11-12 лет, позволяя ребенку делать обобщения, выдвигать гипотезы и предположения. В этом возрасте мышление сорванца позволяет ему, наконец, в полной мере оторваться от конкретных объектов.

То есть оптимальный возраст для начала обучения программированию сферического ребенка в вакууме — 7-8 лет. Эту гипотезу подтверждает намерение минобразования Великобритании ввести в школах программирование уже начиная с пятилетнего возраста. Не слишком ли рано? Никак нет. Вряд ли что-нибудь помешает учителям давать концепции программирования постепенно, от года к году наслаивая всё новые и новые понятия. В конце концов, почему бы не пройти «Hello, World!» ещё в детстве? Кроме того, в школах уже с первого класса начинают преподавать математику — весьма абстрактную науку. Если ребенок комфортно себя чувствует на уроках арифметики, то наверняка у него получится проводить те же вычисления на уроках информатики. Только не в тетради, а на экране.

Работает ли такой подход?

Как знать. Например, Максим Заславский, который благодаря отцу начал программировать в 7, уже к 13 годам почувствовал, что серьезно продвинулся в программировании: начинал он с Visual Basic 6, затем познакомился с HTML, а в 9-10 лет уже штудировал C#. Сейчас он учится в Принстонском университете на факультете информатики, изучает ASP.NET и готовится выпустить пару сайтов: для универа и для местных музыкантов.

Сам Максим советует родителям в качестве pet-project для ребенка придумать что-нибудь более визуальное, где больше картинок, — чтобы заинтриговать. В этом плане поисковый движок проигрывает какой-нибудь красочной игрулине. История Максима — успешный пример программирования с детства, которое к чему-то привело.

С другой стороны, наличие отца-программиста и мамы-сисадмина не гарантирует светлое будущее в Кремниевой долине. Яблоко от яблони недалеко падает только в том случае, если яблоня растет на равнине, а не, скажем, на холме или скале. Дети бывают совсем не похожими на своих родителей как по характеру, так и по интересам. Конечно, семья влияет на ребенка и есть вероятность, что он прогнется в сторону предков, но может быть и наоборот: ребенок, насмотревшись на ежедневно торчащих у ноутбуков папу и маму, подумает: «ну нет, я лучше буду больше двигаться и общаться с людьми, пойду-ка в риелторы!».

Ребенок может выбрать другую стезю как из протеста, вопреки роду деятельности родителей, так и просто потому что ему, например, больше понравится играть на скрипке, чем лопатить код. И вполне возможно, что на каждого ребенка, который получил компьютер и учебники и стал программистом, найдется ребенок, у которого всё это было, но программистом он не стал. Да и вокруг немало примеров людей, которых с детства обучали фортепиано, а они его потом всю жизнь ненавидят.

Может, мы детей не так учим?

Если опираться на школы с их вечно зевающими преподавателями по информатике, блудными блок-схемами и чахнущими процессорами, то дела не будет. Становление ребенка как программиста в такой среде происходит не благодаря, но вопреки. Очевидно, что нужно повышать качество преподавания. Проблема лишь в том, что школы, как и любые государственные структуры, слишком инертны для быстрых и качественных преобразований.

Негоже ждать у моря погоды — поэтому родители, которые хотят вырастить программиста, выбирают путь домашнего образования: либо обучают самостоятельно, либо приглашают раз в недельку ментора. Такой подход не может не дать хоть каких-нибудь плодов. Исходя из тех же принципов «10 тысяч часов», «deliberate practice» и «practice makes perfect», которые сквозят из множества книг и исследований на тему способностей и таланта, ребенок будет обречен повысить свои навыки в программировании. Да и не только ребенок.

Кадровый голод на рынке IT

Чтобы понять, как решить вопросы нехватки специалистов, посмотрим, как СССР утолял свой кадровый голод в сфере науки.

Ведь, с одной стороны, с чем-чем, а с наукой в СССР всё было в шоколаде. Когда до правящей верхушки дошло, что в школах следует поднимать техническое образование, во многих ВУЗах Союза начали создавать факультеты общетехнических дисциплин и труда, которые могли бы готовить квалифицированных преподавателей.

В 1956 году начался выпуск «Юного Техника». Ещё через десять лет стал выходить журнал по детскому техническому творчеству «Моделист-конструктор». Юный советыш не только получил возможность записаться в конструкторское бюро при школе, но и, начиная с 1968 года, мог принимать участие в регулярно проводимых всесоюзных соревнованиях ракетомоделистов-школьников. Настоящий конструкторский рай — только успевай собирать на свалках стройматериал для конструкторской деятельности.

Да и гуманитарные факультеты ломились от толп желающих и приблатненных, поэтому на технические специальности, где нужно думать, поступить было даже в каком-то смысле проще, чем на другие. Все карты в руки будущему ученому!

Но была ли она — великая наука?

Вот что по этому поводу в своей книге «За фасадом империи» говорил Александр Никонов:

С одной стороны, все выглядело прекрасно. Число ученых в СССР неуклонно росло. Студенты стремились в науку, в аспирантуру были конкурсы. С другой стороны, я сам работал в науке, и мне байки лудить про передовую советскую науку не надо. Я не понаслышке знаю о десятках никому не нужных НИИ, готовивших никому не нужные проекты и отчеты. Знаю про хроническое отставание нашей науки от науки западной. Знаю, что падение уровня знаний у выпускников вузов, на которое сейчас многие сетуют, началось не вчера.

Про науку в СССР высказался и нобелевский лауреат по физике Виталий Гинзбург:

Не надо идеализировать советскую науку! Действительно, она в некоторых областях, типа физики и математики, была на очень высоком уровне. Ну, это и понятно: от физики коммунистам нужна была бомба, поэтому и деньги были большие у физиков. Помню, когда американцы впервые взорвали атомную бомбу, у меня зарплата сразу же выросла раза в три. Но были в советской науке области совершенно провальные, ярчайший пример тому — биология, кибернетика.

Очевидно, что советский подход не сработал. Пытались взять количеством: выйди на советскую улицу, кинь камнем — попадешь в инженера. Пытались взять качеством — не удалось. Даже бросая все ресурсы на вооружение и науку, СССР было не догнать Запад. Хотя, казалось бы, в то время у детей, а затем — у студентов были все карты на руках.

Будет ли оно — «великое IT»?

Все эти инициативы родителей и государственные программы рано или поздно упираются в одну и ту же проблему — человеческий фактор. Одного хлебом не корми — дай покопаться в электронике, второго не трожь, оставь у холста, третьего соблазняй зарплатой программиста, а он, подлец, имея все козыри для перехода в IT, так и будет сидеть в НИИ, выращивая свои водоросли, потому что ему это интересно.

Сможет ли массовая популяризация программирования среди детей поднять уровень их развития и расширить кругозор? 100%. Вырастет ли из семени подсолнуха помидор, если его посадить в парник, давать ему учебники по помидороведению и ухаживать за ним, как за помидором? Может быть. Генная инженерия творит чудеса, да и человек отлично умеет адаптироваться и подстраиваться. Другой вопрос, будет ли ему это приносить удовольствие. Ведь где нет вознаграждения в виде удовольствия, там нет долгосрочного прогресса.

Так что попытаться ребенка если и не обучить, то хотя бы познакомить с программированием — благородное дело (скупая слеза ностальгии по «Энциклопедии профессора Фортрана»). Ну, а дальше всё будет зависеть от уровня демократии в семье и желаний самого ребенка.

Что же касается насыщения рынка IT, то толковых людей всегда было мало, поэтому перспективу утолить кадровый голод в IT следует рассматривать больше в плоскости увеличения количества кодеров, которые могли бы выполнять простые и рутинные задачи, чем в плоскости увеличения количества реальных программистов.

Маєте важливу новину про українське ІТ? Розкажіть спільноті. Це анонімно.І підписуйтеся на Telegram-канал редакції DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
Підписатись на автора
LinkedIn



Найкращі коментарі пропустити

Выскажу свое мнение:
Детей надо прежде всего обучать крепкому базису. Человек должен хорошо владеть иностранным языком — английским, владеть так, чтобы без проблем читать литературу. Человек должен знать основы естественных и гуманитарных наук, логику и т.д. Без этого минимального базиса готовить тысячи обезьянок нет смысла — в Индии уже есть, миллионы.
Без базиса — удел таких людей быть по (мировым меркам) людьми второго сорта, не рабы, но никак не равные ...

Можно ли насытить рынок критиков/писателей обучая детей чтению?
Программирование это просто инструмент, он может пригодиться и хорошему инженеру, архитектору и банально даже медику или менеджеру с бухгалтером. Имхо обучение детей программированию в 21м веке обязательно, но насытит ли это рынок именно программистов — вряд ли, зато даст детям лишних 100 очков в любой выбранной ими профессии.

благодаря отцу начал программировать в 7, уже к 13 годам почувствовал, что серьезно продвинулся в программировании: начинал он с Visual Basic 6, затем познакомился с HTML, а в 9-10 лет уже штудировал C#
ну все, теперь ждем 18-летних синьеров))))

144 коментарі

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Мабуть Джон Кенеді не розумівся на проблемах радянської науки та освіти коли казав: «Ми програли Союзу космос за шкільною партою».

Считаю каждый хороший специалист должен драпать отсюда. У меня пока опыт 2 года php/C#.
Живу в Кривом Роге и тут средняя зарплата 5 000 грн у IT-шника. С такими африканскими зарплатами пусть горит в аду внутренний рынок IT украины.
+ Ещё заставляют сайты править на Python/Django Карл и переносить с .NET VBA на php, верстать по photoshop макетам, контент-менеджер и т.д. и т.п.
У меня всё.

Максим Заславский

Непойму сколько ему сейчас лет? Вроде он крут (fluent French, English, Russian). А про программирование, достаточно рано, но ничего необычного.

«Fluent English» у меня наступил в 7-м классе школы, компы — тогда ещё только мечтать можно было. Но были бы и был бы стимул — не вижу проблем. Если ребенка заинтересовать — будут чудеса, если нет — у меня куча одноклассников в итоге английский «осиливали» под конец школы или далеко после. И черта с два я б владел английским, если б это не было интересно.

Поэтому самый актуальный вопрос, когда возможности «сравнительно безграничны», аж один -
[strong]Как заинтересовать ребенка тем или иным занятием?[/strong]
Чтоб не «из-под палки», а самому хотелось.

Я интересовался всем сам, без родителей, без зарплатных ожиданий, без помощи в этом учителей и государства. В 10-12 лет детям вообще много интересно. А если у ребёнка гипер-активность, надо ему давать меньше калорийной еды.

Полный бред. Если детей учить математике — они станут матиматиками, а если физике то физиками, биологии — биологами и т.д. Работадатели — платите бабки и не выдергивайтесь. Есть у меня для вас и совет: наймите переводчиков для общения с заказчиками и остальными бусурманами — програмистов будет в раза в два больше. И ещё перестанте скриптологов или html-верстальщиков или QA — называть програмистами. А то это выглядит как: «- Как в ворде *&@#$%@ сделать?» -"Я не знаю." — «как это? тыж программист».

Изложено Юрием, в целом верно, но проблема не отсутствии специалистов а в безработице. В Киеве почти нормально, а на периферии болото. Каждый год у нас более 200 реальных выпускников школ с продвинутой подготовкой по ИТ, но они не нужны никому в Одессе (кроме как для вуза тянуть бюджет). К 4-5 курсу может и возьмет кто на бенч, а скорее и так сойдет.

Ребята перестаньте заниматься ХЕРНЕЙ! Вы хотите 7 летнего ребенка засадить за комп и, что бы он стал к 16 сеньором. Он станет им с осанкой «Г» и букетом проф. заболеваний. Это скажет вам любой педиатр.
Когда я своему пацану сделал «Spectrum», мы с женой офигели, ребенка нельзя было оторвать от игр, он мог часами сидеть за компом, настоящий зомби. Если не верите, зайдите в игровые центры. Поэтому ваш «фортран» будет контрольным выстрелом к играм, которые они сейчас гоняют.
Недавно ко мне приходит соседка и приносит ноут для настройки, узнаю, это подарок для 4-х летней внучки. Я ей, вы бы ей лучше велосипед купили, она — мы решили, что ноут будет лучше, она будет на нем мультики смотреть....
Я считаю, что все в свое время. Я принципиально не учил своего ребенка программированию и не давал сидеть подолгу за компом. Считали здоровье важнее. Когда стал вопрос вуза, я категорически был против, что бы он шел на комп. специальности, потому как к тому времени я нахватал от компа кучу болячек. Но тем не менее, гены взяли свое, и он в 16 стал все таки программистом. Сейчас уже в 28 сеньор в одной известной компании.
Кроме того, коллеги, а почему вы считаете, что специальность программиста будет востребована, когда ваш ребенок вырастит? Благодаря слухам о «высоких зарплатах» в айти рынок быстро насытится специалистами. Спрос будет не таким, как сейчас. К тому же, он уже сейчас не такой большой, как два года назад. И почему вы решили, что ваше ребенок захочет им стать?

ps. Для ТС, ты превзошел себя, и когда будешь писать очередной опус, попробуй свои теории на своих домашних. Статью твою прошел по диагонали, так что не обессудь, если что пропустил.

1. я ответил на это
2. но не в 16 лет. За консультацией не ко мне, а к педиатру
3. Своего вырастил здорового, что и вам желаю
4. время рассудит
5. ну конечно, во всем они виноваты
6. а я к чему, только не форсировать это

ps, был на проф осмотре у окулиста в одной клинике, так за час к нему 5 малышей привели. Спрашиваю, что это случайность, врач нет — сейчас процентов 70 детей уже с отклонениями

Я считаю, что все в свое время

касательно пункта 4.
несомненно будет востребована больше 4-х лет нзад Марк Андриссен писал
www.aberdeeninvestment.com/...ld-8-20-111.pdf

Сергей, тут вопрос спорный, во всяком случае для меня. Будут новые технологии со своими фреймворками, которые упростят работу с кодом. Скажем, html верстку сделают автоматом или другое, что заставит отказываться от спецов для этих операций.

html верстку сделают автоматом
Да, когда-то Netscape уже делал верстку автоматом.

но тенологии будут развиваться! Что-то будет заменено «роботами», что-то всегда нужно будет делать людям, а при развитии, что нас ждет, дефицит разработчиков будет только расти...

Ну, а кто же будет писать роботов, которые будут верстать, и фреймворки, которые будут упрощать работу с кодом ?

Привет!
Прошло 5 лет, ты бы изменил что-то в своем комментарии выше?

Ты не прав, нужно приучать ребенка быть творцом, а не потребителем.

Ключевое слово «приучать». Звучит примерно как «приучать кошку к лотку».
P.S. С каких пор программирование стало главным (если не единственным) способом творить?

А вы не приучаете ребёнка мочиться в штаны, есть ложкой, чистить зубы?
Какой бы вы термин не использовали, суть от этого не меняется.

нужно приучать ребенка быть творцом,
Бог в помощь

Знаком с художницей, которая вполне себе живет рисованием. Конечно, не жирует, как некоторые, но на жизнь хватает. При этом не сидит в пыльных офисах, а преподает рисование пару дней в неделю и продает картины. Без мировой известности.

А ещё можно сидеть на двух стульях сразу.

Ща, звякну своей знакомой, пожалею её, что она ливеркой питается (и то — по праздникам). Вы бы хоть пообщались с художниками, прежде чем вторить стереотипным высказываниям в духе «художники впроголодь живут».

Здесь ключевое слово «слышал». Нужно ходить и общаться. На счет сыров «по пиццот» не знаю, но другой мой знакомый художник, не будучи всемирно известным, уже больше года живет в Париже (на деньги мецената). Что касается сыра, то во Франции его должно быть много, в том числе и «по пиццот».

Сидит в пыльных мастерских, нюхает краску и ацетон, если так смотреть — лучше дворником, еще и хату дают в доме иногда.

Давайте теперь пожалеем моего знакомого, который сидит в Париже уже больше года и нюхает, бедняга, краску на деньги мецената( Ох уж эти бедолаги-художники. Отщепенцы-трутни-тунеядцы, иначе их не назовешь. Бомжи, которые умеют рисовать — не больше. Бедные люди =(

P.S. Я так полгаю, у вас нет друзей ни среди художников, ни среди дворников. М?

Плюс еще без расширения сознания работа не идёт.

Я как-то решил джаваскрипт поизучать и написал простую игру для детей, с элементами программирования. Может графика не фонтан, не художник. Но простые циклы и ветвления изучаются. Плюс игры — низкий порог входа. Что позволяет первоклассникам играть

robotinmaze.net

Симпатичная штука, правда кнопок бы влево и вниз.

?
Интересное замечание. Зачем? Там одна из задумок, что количество команд должно быть ограничено так, чтобы было сложновато найти единственный путь. Для младших классов сложновато, конечно же.

Лично мой путь в айти начался когда отец снес винду и установил мне Ubuntu чтобы я не играл в игры. Помогло.

Мой — подарил мне на ДР микрокалькулятор. А тот оказался программируемым. Так что сложить сразу же с ходу 2+2 чтобы проверить новую игрушку — не удалось. Пришлось читать инструкцию. А там оказался целый мир... ))

о да, МК-61 — это было наше все :)
МК-52 был куда дороже и недоступнее

стек наше все :), н да, было...

Можно ли насытить рынок критиков/писателей обучая детей чтению?
Программирование это просто инструмент, он может пригодиться и хорошему инженеру, архитектору и банально даже медику или менеджеру с бухгалтером. Имхо обучение детей программированию в 21м веке обязательно, но насытит ли это рынок именно программистов — вряд ли, зато даст детям лишних 100 очков в любой выбранной ими профессии.

Можно ли насытить рынок критиков/писателей обучая детей чтению?
Да. Именно чтению как процессу — не только как «грамоте».

Это верно. Ряд вещей необходим для формирования базиса цивилизованного человека. Сюда входят и многие школьные предметы, и кое-что из литературы и искусства и, возможно, программирование, шахматы, логика, культура etc.
Ну а имея базис уже проще затем построить функциональную специализированную надстройку.

Интересно, как раз сегодня посмотрел видео «Coding as the New Literacy — Mitchel Resnick»
youtu.be/4XE8ezZp8BA

Рассказывает о полезности программирования для всех как и просто чтения. Что оно позволяет развить мыслительные способности и навыки решения проблем в других сферах.

А так же рассказал об очень интересном проекте scratch.mit.edu
С очень простым и удобным графическим программированием.

Что оно позволяет развить мыслительные способности и навыки решения проблем в других сферах
Думаю, Логика здесь была бы куда более к месту. Потому как программирование — это уже своего рода надстройка — более высокий уровень. Почему в школах дают программирование, но не дают логику мне непонятно.

Как упоминал Митчел, даже программирование может быть скучным, если выполнять задачи оторванные от реальности. Типа, создания/сортировки списков, всякая другая обработка данных. С логикой и подавно...

Что за логика? Можете привести пару примеров заголовков для урока?

Под логикой обычно подразумевают чёткую логику, а не раскуривание учебников по ИИ с нечеткой логикой и прочими «предикатами».

Нам — что-то пытались, на философии, “вчись мислити логічно” книжка даже где-то лежит. Но то был конец СССР и преподы над нами ставили эксперименты. “Экспериментальный класс”, где-то в бумагах в школе как-то попалось.

Я своим чадам что только не подсовывал. Обучалки всякие, пытался алгоритмировать что-то интересное вместе, награждал за описание правильных, наперед описанных последовательностей, еще что то. Но им как-то все по барабану.

Аналогично. Но все-таки мои устроились в IT, хотя и не программистами. Один игры дизайнит, другой — в саппорте американского хостинг-провайдера.

Ну может и мои «взлетят», спасибо за добрую весть, старшему только 13, тоже в сторону тестирования игр поглядывает. Правда, ему кажется, что это только играть, а за это деньги деньги дают.

Награда — это плохая цель. Иначе говоря, я в чемпионы по плаванью не стремлюсь = вааще плавать не умею и не ощущаю в этом потребности. Нужно сделать так, чтоб это было реально, а не надуманно, необходимо. Или действительно весело и интересно.
Вот если б «в магазин мы идем по описанному алгоритму» и пару раз без обеда, фейсом в стенке контейнера :)))

З соняха помідора не виросте, але просвітницька діяльність в цьому напрямку має бути. Бо щоб хтось зрозумів що він помідора, йому треба спробувати нею побути, чи принаймі коректно уявляти що воно таке. Я особисто досить пізно прийшов в айті саме через власні скупі уявлення про цю галузь. І ще людська свідомість досить складна і різноманітна штука, щоб її можна було описати категоріями різних професій, сказавши що ось ти художник за природою і не бути тобі механіком. Все залежить від кругозору і правильного погляду, згадайте Леонардо)

Талановита людина — нерідко талановита в усьому. Принаймні у споріднених видах діяльності. Тобто, шахіста з Кличка ми б не отримали, але баскетболіста — цілком могли б.

Любая попытка вмешаться в процессы которыми не можешь не только управлять но и даже правильно осознать, чревата. Это касается как рыночных процессов так и образовательных. К сожалению, и там и там присутствует огромное число откровенных шарлатанов и наивных троечников. Одни, угадав из тысячи своих прогнозов всего один, вдруг становятся инвестиционными гуру, другие доят родительское ЧСВ, воспитывая очередное, сопливое индиго.
Показательный пример Индии, который коррелирует с массовым, высшим образованием в СССР. Спустя некоторое время ценность как массового программирования поклонников Шивы и Кали, так и ценность научной деятельность строителей Коммунизма стремительно падает и наносит непоправимый ущерб даже самым лучшим из них.
Аналогичные процессы можно наблюдать на нашем рынке юристов и экономистов. 99% из них могут только заносить и откатывать. А именно их родители массово сдавали в различные экономические и юридические спецприёмники десять лет назад, а позже, продав десяток туш КРС, устраивали в «юрку».
Отвечая на вопрос «Можно ли вырастить» — надо честно сказать — «Шото канечно вырастет, но шо?»

«Яблоко от яблони» — потому и результаты продажи туш и толкания родителей — часто такие же туши, они же не за знаниями идут, а за дипломом/"от армии откосить"/"на теплое место сесть«.

Результат «Вырастить» зависит и от «кто были родители», и от «что вокруг чадо видело».

Моя попытка — первый JS-урок для шестилетки (сейчас бы сделал иначе):
youtu.be/WebEO4bxQ6A

Прочитал про упоминание «Энциклопедия профессора Фортрана» и понял, почему меня поперло на компьютеры! Мне эту книгу подарили в лет 10, очень любил ее и перечитывал много раз. До сих пор наверно где то лежит.

там еще была клевая игрушка-лабиринт))
супер-книга!

Я обалдел, когда младшая сестра рассказала, что они на информатике начали html изучать, 6 класс и вроде идет.

Есть такой пункт в одной из версий учебной программы и это хорошо, однако имею до 10 примеров в школах Донецка, Днепропетровска и Винницы, не самых достойных (я о преподавателях — просто «никакашки»). Упмиаемся в человеческий фактор.

Выскажу свое мнение:
Детей надо прежде всего обучать крепкому базису. Человек должен хорошо владеть иностранным языком — английским, владеть так, чтобы без проблем читать литературу. Человек должен знать основы естественных и гуманитарных наук, логику и т.д. Без этого минимального базиса готовить тысячи обезьянок нет смысла — в Индии уже есть, миллионы.
Без базиса — удел таких людей быть по (мировым меркам) людьми второго сорта, не рабы, но никак не равные ...

Все верно, но есть одно но. Это тупо не выгодно правительству/олигархам, управлять стадом баранов намного проще. И опять все гниет с верхушки.

В Савецком Союзе все много читали, прям дрались за подписку на литературу. Читал и мой дед крестьянин, в основном газеты и журналы правда и мой другой дед финансист. У всех было среднее образование что подразумевало основы наук.
Управлялось это стадо, как оказалось просто великолепно.

«Дрались за подписку» — так книги ещё и признаком статуса были. И вложением капитала. «Много читали» — так ведь вопрос в том, что читали, а не сколько. Среднее образование — не меняет отношение человека к жизни, и «а я там знаю?»+"мне по барабану" оно не изменяло. Задача образования — в 100кг отбросов найти унцию золота. Страна, в которой ищут в большем количестве — неизбежно получит больше. Окупится или нет — вопрос другой.

По нерепрезентативной выборке из пары вундеркиндов на миллион делаются громкие выводы, для автора эта тенденция характерна. Можно сходить в школу в 10-11 класс и посмотреть как там справляются с базовыми алгоритмами типа НОД, НОК, хотя бы блок-схему нарисовать. Повальное незнание английского языка в нежном возрасте 17-18 лет, а также масса других мыслей в голове безусловно «ускоряет» вход в IT.

Можно сходить в школу в 10-11 класс и посмотреть как там справляются с базовыми алгоритмами типа НОД, НОК,
А вы ничего не путаете? Закончила физмат лицей и при этом никакими алгоритмами нас не потчевали вообще.
То есть оптимальный возраст для начала обучения программированию сферического ребенка в вакууме — 7-8 лет
Смешно. Прочитайте вот заметочку например — dou.ua/...lakhotnyk-lego

Вам все станет ясно какие шансы массово обучать восьмилетних (это второй или третий класс) абстрактным понятиям, даже в предельно упрощенной форме.

Не могу не поддержать Вас. С января 2013 и до середины июня 2014-го в рамках RoboClub (ain.ua/...13/12/27/507531) обучал 8-15 летних школьников программированию LEGO Mindstorms. Так вот, 8-летние ребятки в вопросах именно программирования (визуальная среда) порой давали фору 10-12 летним!

Радует, что на моей исторической Родине есть такие правильные родители! Не останавливайтесь, ищите единомышленников, стартаните с минимума, который осилите сами (финансово), но осуществите задуманное! Сработает «сарафанное радио» и через пару месяцев у Вас будет очередь на занятия, подтянутся такие же как Вы родители.

Дети все разные, даже в одной семье и с маленькой разницей в возрасте. Старшему «отродясь» нравились конструкторы, и почти фиолетово на машинки, младшему — «жжж» дай, хотя вполне может пару-тройку кубиков лего слепить. Знакомые по-любому спужались цены вашего майндсторма. 300 баксов(ну ±) - довольно заметная сумма, за такую таки можно реальную «жоповозку» купить даже. Ваще не укладывается — чего лего такие дорогие, китайские клоны — чуть не на порядок дешевле и детальки разнообразнее. Жалко, не заклонили майндсторм.

1
Антонио положил смартфон и резкими и большими шагами вышел в соседнюю комнату. Он принес оттуда старый ноутбук и объявил:

— Никколо, ты будешь учиться программировать. Я сделаю из тебя чудо, ты будешь зарабатывать деньги. Знаешь, что это такое? Этот ноутбук принадлежал нашему предку, похороненному в Капуе в Аннинской церкви. То, что я проиграл на бирже, ты должен выиграть на ОДеске. Сегодня хороший день.

Начался первый урок программирования. Маленький человек с трудом понимал отца. Отец раздражался и на каждый промах сына отвечал подзатыльником. Потом взял со стола длинную квадратную линейку и стал ею пользоваться во всех случаях, когда сын делал ошибку. Он легкими и почти незаметными уларами бил его по кисти до кровоподтеков. К тому времени, когда вернулась с покупками Тереза Паганини, синьор Антонио был уже в полной ярости. Он запер мальчика в чулан и велел ему писать первое упражнение.

Дикие, раздирающие уши звуки продумываемых алгоритмов слышались из чулана в течение целого часа, пока Антонио Паганини сидел с женой за бутылкой вина.

Язык старого Паганини все больше и больше заплетался, Антонио все чаше прибегал к крепким выражениям. Расхваставшись, он ударил кулаком по столу:

— Тысяча дьяволов! Слышишь, как мальчишка бацает по клаве? Из него выйдет толк!..

Тогда Тереза решилась напомнить о том, что мальчик был недавно болен, что ему опасно так долго и так сильно напрягаться, что ему пора обедать. Синьор Антонио резко перебил ее:

— Не будет есть, пока без ошибки не скомпилирует первое упражнение для iOs...

2
В Генуе в старинном застенке мальчику случалось видеть деревянные голенища и колодки, напоминающие по форме деку клавиатуры. Это были части так называемого испанского сапога, которым стискивали ногу преступника во время пытки. Ноутбук стал таким же орудием пытки для рук, сердца и мозга ребенка. Локти и плечи болели, пальцы не держали мыши, левая рука выпускала Ctrl Alt Del, и ноутбук падал на циновку. Но помимо того неделями не проходили кровоподтеки, синяки от умелых щипков родной отцовской руки. Руки, ноги, лицо, шея — все было в синяках. Мать бросалась в ноги, упрашивая отца щадить ребенка, но ее заступничество лишь ожесточало отца. Ничто не могло сломить настойчивости старого Паганини.

— Я сделаю из тебя чудо, проклятая обезьяна!.. Ты все равно продан чёрту, — так ты или погибнешь, или обеспечишь мою старость. Я выпущу тебя, мальчишка, перед большой толпой знатных и богатых господ, когда мир опять станет на место, после ухода проклятых французских бродяг. Ты будешь вызывать восторг и умиление богатых людей, ты вызовешь у них умиление, которое заставит их забыть свою скупость...

3
Синьор Паганини сообщил Терезе:

— Я получил от графа Козио вспомоществование в десять луидоров.

— Разве у нас нет больше своих денег? — спросила взволнованно синьора Тереза.

— Ах, опять ты со своими причудами! — гневно отозвался старик. — Не могу же я тратить на щенка деньги, которые мне доверили мои хозяева. Еще не скоро выдавишь из него хотя бы чентезими. Но его надо учить и учить! Граф Козио говорит, что из мальчишки ничего не выйдет, если он немедленно не будет брать уроков у киевского гуру дев джава Роллы. Но ты знаешь, как дорого гуру Ролла берет за уроки. Я думаю, что лучше вовсе не учить мальчишку за деньги, а просто отправиться путешествовать с ним по Ломбардии, как только уйдут проклятые французы.

4
Кто-то, очевидно предполагая, что речь идет об аккаунте старика, принялся уговаривать синьора Антонио. Но тот окончательно разошелся и не желал ничего слушать. Он кричал:

— Мой сын, мой знаменитый сын сегодня выкатывает релиз в прод, и у него украли аккаунт на гитхабе!..

— Какой ваш сын? — спросил женский голос.

Синьор Антонио открыл дверь, и Никколо увидел ту самую горничную, которая давала ему логин и пасс для гитхаба.

Ложь мгновенно была изобличена.

— Вы говорите, синьор, знаменитый программист на ассемблере под ондроедом, а такой лгунишка не может быть даже проклятым тестером! Или кюэйщиком, как их там, собак, разбирают по сословиям...

Тогда отец накинулся на сына с кулаками:

— Ты дармоед, ты забываешь заповедь господню о почтении к родителям! Чтобы вывести тебя в люди, я, не щадя своих старых костей, мечусь по каменистым дорогам... Где аккаунт?

Маленький Паганини, стоя на коленях, протягивая к отцу руки, сбивчиво и бестолково рассказывал о случившемся.

— Лжешь! — кричал отец. — Ты его продал на Лепре! Боже мой, боже мой, такой концерт, и ни байокко денег. Ты продал! — снова закричал он, наступая на сына. — Чтобы сегодня к вечеру был аккаунт!

© Анатолий Виноградов «Осуждение Паганини»

Имхо, человек не начнет изучать программирование, пока сам в этом не заинтересуется.
У меня с 8 лет был компьютер с Windows 95, Pentium II (мало гигагерц) и я просто играл в игрушки. Правда, старые игры — отдельная тема (если кратко, то в большинстве своем старые лучше, чем современные).
И только в школе начал проявлять интерес, а более-менее серьезно начал программировать уже в университете. Как же я жалею, что не начал учить программирование еще тогда! Но это я понимаю сейчас, с 21-летним мозгом, а в то время меня интересовало то, что интересовало всех 8-летних детей. То, о чем речь в статье, точно будет не во вред, но вряд ли реализуемо (вовсе не значит, что вероятность равна нулю) на практике ввиду того что дети пока не понимают многих вещей, с которыми им еще предстоит столкнуться и некоторые из таких вещей могут даже повлиять на его выбор профессии в будущем. Все вышесказанное основано на личном опыте.
А т.к. у меня нет детей для проведения эксперимента, критиковать автора не могу, да и не за что — статья довольно интересная.

в большинстве своем старые лучше, чем современные
100%
Ещё интересная закономерность — вторые части самые удачные:
Heroes of Might and Magic II, Warcraft II, Settlers II, Civilization II и так далее.

это просто те игры, где первая часть была сделана очень рано и поэтому сильно проигрывает второй, хотя цива мне первая больше нравилась всегда, чем вторая

Heroes of Might and Magic II
Вот как раз в этом случае самая классная часть — третья!

В каждой из них была своя, особая магия...

Тоже применимо и к третим частям тогда :)

Ну, Daggerfall, помоему не так удачен как Morrowind.

Warcraft III тоже удачнее, чем

Warcraft II
Дота как бы намекает, да и другие карты тоже..

Но ведь дети могут и не подозревать о наличии такой прекрасной вещи, как программирование :)
Мне кажется, что если показать ребенку, например, Scratch, с его простым мультяшным интерфейсом, то он очень даже может заинтересоваться. А дальше уже от родителей нужно будет только подбрасывать дрова в этот разгорающийся огонёк.

Кстати, есть ведь уже ScratchJr (5-7 лет, www.scratchjr.org )
И откровенно говоря, подобные продукты появляются как грибы после дождя (например Bomberbot).

В 1956 году начался выпуск «Юного Техника». Ещё через десять лет стал выходить журнал по детскому техническому творчеству «Моделист-конструктор».
А ещё были «Техника — молодёжи» и «Квант» :)

Осенью, оглянувшись на свое советское детство с периодикой о технике и техническом творчестве, запустил вместе со львовским школьником украиноязычный сайт на котором пока медленно, но уверенно публикуем авторские и не только материалы по теме (technic.in.ua/info ). Провели онлайн конкурс технического творчества (как раз подводим итоги). В рамках этого же проекта открыта регистрация на mooc о роботах и робототехнике (тоже на украинском — technic.in.ua/.../mooc-robotics ). Наш девиз: “Створюємо технічний бекграунд для дітей України!”

Спасибо на добром слове!
Все мои инициативы получают мощную поддержку/одобрение DOU, поэтому первой площадкой, где я публикую какой-то анонс является именно этот сайт. Кстати, в календаре DOU на 20 февраля есть mooc о роботах.

Да, но думаю, второй версией (позже) сделать такой же и на русском. Есть немного материалов моих на русском в iTunes U (itunes.apple.com/...vy./id828893946 ), но там я как-то застрял. Летом в Донецке не было настроения его наполнять.

И «Наука и жизнь» — помню, как в середине-конце 80-х (в 10-12 лет) читал журналы 70-х, сохранившиеся от старшего брата.. :)

Я вот про «Химия и жизнь» даже не знал, дома была только «Наука и жизнь».

У меня тоже от старшего брата :)

и «Наука и Жизнь», где тоже были статьи по техническому творчеству..

Я не очень поняла: речь идёт о школе или о родителях.
Сейчас информатику учат со 2 класса, но учить всех программированию тоже не вариант.
Если кто-то из родителей программист, то тут вроде как лучше обстоят дела, но опять же это требует времени и терпения.

О школе говорить нет смысла, потому что там пока что всё очень плохо.

Вот поэтому нужно что-то менять, чтобы было хоть чуточку лучше.

Отдать всё в частные руки — и был бы сразу же толк. А то наше государство, по сути, держит монополию на среднее образование.

Та ладно. Частные школы есть. Вот только образование там стоит столько, что многие курсы от зависти умрут.
Киев. Далеко не центр, а метро «Дарница». Цены внизу страницы — www.harmony-gymnasia.kiev.ua

Касательно платно/бесплатно и в комменте выше (

О школе говорить нет смысла
). Опыт осени 13-14 гг показал, что все плохо не только в школах. Министерству образования то ли пофиг, то ли совсем пофиг. В октябре 13-го в Украине стартовала та самая британская волонтерская инициатива CodeClub (ain.ua/...13/11/19/502608 ). В процессе работы, координаторы в Украине столкнулись с моментами, заставившими пройти лицензирование учебной программы в МинОбр-и. После нескольких попыток был получен отказ — «название иностранное» (Scratch) — считайте главный аргумент отказа.

Теж Дарниця. www.dtl.kiev.ua
Протягом двох років навчання ліцеїсти поглиблено вивчають математику, фізику, інформатику,
іноземну мову. Ведеться допрофесійна підготовка за такими актуальними та популярними нині спеціалізаціями:
інженерна механіка;
програмування;
автоматизація та комп’ютеризація виробництва ;

Родной лицей :)
По сабжу — базу по математике, физике и информатике дают отменную. Примерно 2.5 года на информатике учат программирование в чистом виде (pascal/delphi + html). И те самые базовые алгоритмы вроде НОД и НОК для выпускников точно не проблема.
И цены за обучение даже близко не кусаются — пару лет назад было 250-300 грн/месяц.

Наивно. Обучение — процесс длительный. Результат виден далеко не сразу и зависит от обеих сторон. Учить так, чтоб понравиться детям/родителям — это не то же самое, что учить, чтоб научить. Уверен, что «гнутья пальцев» и лохоразводов будет на порядок больше. Да и сейчас — школы не очень бесплатные, как и детсады.

Сейчас информатику учат со 2 класса
там, скорее, основы логики и работы с компом (причем под маздаем!), а не программирование. во-всяком случае до 3го класса включительно.

Дык я и не говорила что учат программированию (mon.gov.ua/...informatuka.pdf ). Это было бы то же самое что учить всех детей тому, что учат в музыкальных школах. А вот то, что уже несколько лет программирование не является обязательным для 11-классников (раньше хотя бы месяцок был) — конечно плохо.

Круто прыщи сойдут позже чем появится лычка синьйора.
Потом новоиспеченного синьйора поведут в стрип клуб, где он впервые увидит женскую грудь в живую...

Эх даже не знаю завидовать или плакать...

Кадровый голод. Насытить рынок.
Посмотрите сколько десятков резюме на одну вакансию джуна.

Ещё было бы интересно посмотреть на количество людей с уровнем джуна, которых продали, как мидлов.

Почему-то вспомнил «Лого» — вот википедия рассказывает что он 1967 года... и что-то нет вокруг толп детишек , щеголяющих знанием любого яп , всё больше какие-то «калОффдути» да «контраа». И не только «у нас» но и U-N-i-x =) А прикладная дендрология вообще рыдает — ни зарплат ни спроса на рынке труда...

благодаря отцу начал программировать в 7, уже к 13 годам почувствовал, что серьезно продвинулся в программировании: начинал он с Visual Basic 6, затем познакомился с HTML, а в 9-10 лет уже штудировал C#
ну все, теперь ждем 18-летних синьеров))))

меньше по закону о труде нельзя )

можно в 17, правда не разрешено полный рабочий день и всякие горячие цеха, шось таке.

Да че уж там, сразу архитекторов.

Зачем ждать? Я знаю с 19ти летнего тимлида, девушка между прочем, работает в компании из топ 5 аутсорса, в Киеве. У нее в подчинении сеньоры от 25 до 40 лет :)

Сейчас такое время — кругом сплошные дети индиго. Я вот сейчас общаюсь с девочкой-пианисткой. Так вот, она не то чтобы вундеркинд (хоть и очень умная), но в свои 17 уже замутила один стартап, а в 20 стала кофаундером кафе.

Не спешите жалеть её) Девочка отрывалась и отрывается. Хотя, уже к своим 16 она и правда была более развита, чем многие в свои 25. Но с ней реально интересно общаться. У неё нет целей типа «возглавить корпорацию к 30», или ещё чего-либо в таком духе. Она всего лишь делает то, что у неё получается и приносит удовольствие.

Да плевалка из ручки, лучшее изобретение школьного возраста для веселья.

Латунная трубка 8мм в диаметре и мешок пластиката весьма рулили (гранулы такие, размером как зерно гречки, используют на заводах как полуфабрикат для изоляции кабелей — привет заводу УкрКабель, прочих пластиковых изделий — фабрика игрушек была...). Возмущение администрации школы было беспредельным :)

Тут все честно, с 12 лет пишет на C++, отец программист.

тут уж 2 варианта, либо она норм тл и это исключение из правил, либо фиговый :) хотя может оказаться что она просто не мешает синьерам и они все делают хорошо, тл — необязательная должность и это вовсе не достижение занять ее

Дирижер в оркестре — тоже не обязателен :). Проходили :)

дирижер не для того чтобы ноты раздавать :)

Підписатись на коментарі