6 звоночков, что пора валить из этой конторы
В данной статье речь пойдёт о другом. Что делать, если вы уже успешный инженер, и вас практически всё устраивает в компании, но вам смутно кажется, что компания движется не туда — и возможно, вообще скоро закроется? Как это обнаружить?
Если сократить статью до одной мысли, то я считаю, что отсутствие здравого смысла и игнорирование реальности убивает компанию.
Вот накопленные мной наблюдения. Некоторые «звоночки» характерны больше для продуктовых компаний, некоторые универсальны. Статья не претендует на вселенскую полноту — просто хочется верить, что кому-то она поможет разглядеть проблему заранее.
Все примеры — true stories.
Звоночек № 1. Никто в компании не пользуется продуктом
Как это: всё очень красиво сделано — логотип, скруглённые уголки, прозрачность. Просто никто у вас в компании не хочет пользоваться вашим же сервисом, и в этом не видится проблемы.
Пример: вы — сайт по поиску летней недвижимости, но когда у вас отпуск, вы заходите на Airbnb. Как и все ваши коллеги.
Почему всё скоро навернется: девиз продуктовых стартапов — eat your own dog food. Если продукт вам не по вкусу, то кому же он понравится? Будет потрачено много денег на продвижение — и потом окажется, что они выкинуты просто на «обогрев вселенной».
И чё делать? Задуматься.
Звоночек № 2. Картиночное мышление
Как это: в целом — низкая техническая грамотность начальства. У вас в компании нет СТО, а только маркетологи и бизнесмены, которые любят простоту iPhone и Google, но далеки от понимания, как она достигается. Проблемы с продуктом решаются не оптимизацией и рефакторингом, а сменой дизайна и логотипа. Вы уже ненавидите слово «просто» («just»), которое используют для описания реализации наполеоновских планов. И кстати, подразумевается, что вы пишете код без багов и обеспечиваете поддержку серверов 24/7.
Пример: Вас просят сделать поиск на сайте, подразумевая, что это работа на один час — «ведь там просто нужно добавить текстовое поле».
Почему всё скоро навернется: невозможность объяснить необходимость выделить время на разработку по методике и рефакторинг. Отсюда постоянно растущий технический долг, сложность, отсутствие хоть сколько-то надёжных тестов. В конце концов эта стопка завалится.
И чё делать? Или исправляйте в свободное время, или начинайте обучать начальство, или задумайтесь, по пути ли вам.
Звоночек № 3. Недооценка важности IT
Как это: «главное для стартапа — это драйв!» — говорит ваш шеф, и садит программистов вместе с «продажниками», а это звонки телефонов и бодрая музыка. Музыка включается на весь офис, в особо запущенных случаях — даже зажигаются ароматические свечи для всех, что, конечно, раздражает молчаливую команду программистов.
Пример: свежую команду программистов садят так, что с одной стороны — офисный принтер, с другой — домофон, на который они должны отвечать, а в полдень оказывается, что надо убрать компы всего на часок, потому что это вообще-то обеденный стол.
Почему всё скоро навернется: страдает продукт. Я считаю, мера оценки трудозатрат для разработки ПО должна называться «число часов тишины». Если вы начинаете играть «в прятки», т.е. искать тихое место, чтобы делать свою работу, это погубит и мотивацию команды, и уровень кода.
И чё делать? «Пугайте» начальство. Рассказывайте им про масштаб проблем в переводе на деньги. Помните, как все купились на ошибку-2000 и плясали под дудку программистов? Используйте эту манипуляцию во благо. Подарите шефу экземпляр «Peopleware». Улучите момент и обсудите с шефом видение команды: может оказаться, что он видит всех сплочёными и взаимозаменяемыми (образ — футбольная команда), а вы — что каждый занимается своим делом, а программисты — в особенности (образ — строители самолётов прямо в полёте). Покажите ему этот ролик.
Звоночек № 4. Вылизывание админки
Как это: у вас всё больше задач по улучшению админки, которой пользуется два-три человека, при этом ваш основной продукт, которым пользуются тысячи, всё ещё глючит.
Пример: Вас просят сделать красивые иконки в админке, когда на сайте не работают платежи.
Почему всё скоро навернется: шеф ценит своё удобство выше удобства клиентов. Пока у него есть деньги держать бизнес на плаву, всё ок, но вечно это не продлится. Это не бизнес, а только игра в него. Вам попался бизнесмен-любитель.
И чё делать? Перенять нужные навыки, завязать нужные знакомства, и потом использовать эти паруса для того, чтобы плыть, куда нужно вам. А шефу скиньте ссылку на видео-курс «How to build a startup».
Звоночек № 5. Микроменеджмент
Как это: планы руководства не совпадают с полученными результатами, и виновными начинают считать разработчиков. В запущенных случаях вас ожидает seagull management — прилетели, всё загадили, ничего толком не решили и улетели.
Пример: вас просят отмечать в TimeSheet каждые 15 минут вашего времени.
Почему всё скоро навернется: сам микроменеджмент не так уж страшен (просто неприятно, когда стоят над душой). Скорее всего, это попытка резко повысить продуктивность вашей работы, «срезать угол». Другими словами, у компании проблемы.
И чё делать? Если причина в неуспеваемость разработчиков, то ясно что делать — учить и мотивировать, либо же искать других. Поговорите по душам сначала со своим шефом, а потом, если не достучались, с рекрутером другой компании.
Звоночек № 6. Ложь
Как это: мелкое надувательство. Начальство считает себя умнее других. Люди, раньше вас работавшие в этой компании, прямо вам говорят держаться от них подальше — но вы не слушаете, глядя на цифру предлагаемой вам зарплаты.
Пример: вам рассказывают, что компания прибыльная, а потом выясняется, что это была ложь во имя ободрения команды, и потому теперь сокращают пол-отдела. Вас приглашают поработать в зарубежном офисе компании без оплаты командировочных — вы и так должны быть счастливы пожить за границей (за свой счет).
Почему всё скоро навернется: может, и не навернется, может, компания и добьется успеха — welcome to the jungle. Просто потоки информации построены так, что для доступа к реальному положению дел нужно иметь определенный статус, которого у вас нет. Вы уверены, что вы получите всё, что вам обещали? Плюс если руководство ведет так себя с вами, они могут придерживаться той же политики и с клиентами, а они это терпеть не станут. Нет клиентов — нет бизнеса.
И чё делать? Выясните истину. Поговорите с бывшими сотрудниками компании, например, очень рекомендую бухгалтеров. Дальше будет яснее. А можете играть по их правилам и умножать свои эстимейты на 5, но опускаться до такого не стоит.
Экспертное мнение
Выводы автора статьи:
- выбирать компанию, продукт которой хочется использовать самому,
- выбирать компанию, где в «совете директоров» есть технический специалист,
- развиваться и держать марку,
- наблюдать, учиться на чужих ошибках, заводить связи — а потом открыть свой проект (чем и планирую заняться).
55 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.