Как я работаю: Константин Клягин, CEO Redwerk

[В рубрике «Как я работаю» мы приглашаем гостя рассказать о своей работе, организации воркспейса, полезных инструментах и лайфхаках]

Константин Клягин — основатель и CEO Redwerk, в прошлом — разработчик. Компания с 2005 года занимается полным циклом разработки SaaS-продуктов. Второй бренд — QAWerk — выделен для тестирования программного обеспечения. Среди клиентов: Universal Music, Unfold, Европарламент и Quandoo.

Константин долгое время жил на три страны: Германию, США и Украину, но сейчас большую часть времени проводит в Киеве. Много путешествует, пишет профильные статьи и tech-руководства, ведет бизнес-блог на Medium.

О себе

Я родом из Харькова. Мои родители не связаны с техническими специальностями. В 6 лет я впервые увидел компьютер и он страшно меня заинтересовал. В 8 лет я написал свою первую программу на Basic. Родители поддерживали мой интерес, и дальше я пошел в Дворец пионеров на кружок программирования. Там я встретил единомышленников и научился писать вирусы на ассемблере — тогда это был удел фанатов. В то время никто еще не думал, что программировать будет модно. Престижным считалось пойти учиться на экономиста или юриста.

В середине 90-х в Харькове развивались BBS- и Fidonet-тусовки. Когда мне было 14, я придумал и разрабатывал свой собственный BBS-ный софт Tornado, который позволял пользователям общаться через коммутируемые телефонные сети. На то время, практически «до интернета», Tornado был очень популярен, имел тысячи пользователей. Каждый вечер я садился за комп и обрабатывал запросы юзеров: разбирал письма, отвечал на вопросы, анализировал фич-реквесты, реализовывал фичи, писал документацию и выпускал новые версии. Интерес к проекту со стороны зарубежных пользователей заставил меня общаться на английском, впоследствии языки стали моим хобби. У меня не было мысли монетизировать этот проект — я достаточно поздно наладил отношения с деньгами.

В 1997 году я поступил в Харьковский политех на прикладную математику. На первом курсе мой преподаватель порекомендовал меня как разработчика в линейный отдел милиции при Южном вокзале Харькова. Считайте, что это была моя первая настоящая работа. С командой программистов мы занимались Robocop — софтом, при помощи которого милиционеры оформляли задержанных в электронном виде, вместо того чтобы по старинке записывать их в гроссбух. Еще эта база данных разрешала идентифицировать рецидивистов в розыске и проверять, есть ли у них «история». Продержался там я около полугода и, к сожалению, потерял желание работать в госструктурах — слишком мало возможностей для профессионального развития, да и материальное вознаграждение оставляло желать лучшего.

После линейного отдела в 1998 году я пошел в компанию NIX Solutions как разработчик, где писал на С++. По возрасту я был самым младшим сотрудником в компании: мне было 17. Работу совмещал с учебой в универе, которую не собирался бросать — у меня была цель довести дело до конца и получить диплом. В NIX я занимался системой обмена баннерами Bannerpool, кибериграми и другими классными штуками. За два года дорос до тимлида.

Мне всегда нравилось пробовать что-то новое и разбираться в других нишах. Поэтому дальше я немного поработал в компании CDD, где получил первый опыт менеджмента и разработки продукта на аутсорсе: управлял командой, коммуницировал с клиентами, планировал этапы разработки. Тогда мне очень понравилось общаться с людьми со всего мира по работе.

Куда дальше расти? В Украине IT еще был далеко не так развит, как сейчас. Поэтому в 2001 году я принял офер от американской компании Websci и переехал в город Яссы в Румынии, где у них был ближайший офис разработки. У меня не было сильного культурного шока от другой страны, но это был первый опыт в настоящей международной компании, где была регулярная коммуникация между несколькими офисами и большой продукт. А еще зарплата была где-то в четыре раза больше. В Румынии как тимлид и разработчик я успел сменить две компании и перебраться в Бухарест. Где-то в то время также начал писать для журналов: PC Magazine Romania на румынском, на русском для «Хакера» и на английском для Hakin9 и Software Magazine. Было круто видеть опубликованными свои тексты на разных языках. До сих пор на полке лежит пачка журналов, где есть мои статьи.

Cпустя три года, в 2004-м, чтобы немного сменить окружение, я переехал в Берлин и устроился в стартап Gate5, который быстро купила Nokia. Так вся компания, вместе со мной и коллегами, стала подразделением корпорации. В работе произошли изменения: согласование самых простых технических моментов теперь вовлекало несколько офисов и кучу митингов.

О создании своего бизнеса

Еще в период работы в Nokia мы с товарищем из Запорожья начали собирать команду разработчиков — это был прототип Redwerk. Среди первых клиентов была компания Merrimac в Америке, для которой мы создали решение для внутренних рабочих процессов. Эта компания, кстати, делала «железо», которое стояло в марсоходах NASA. Вторым нашим клиентом была Green Valley из Нидерландов. Мы разрабатывали электронные решения для местных органов власти, которые GV продавали в Бенилюксе. Тогда решения для электронного правительства были нашей основной специализацией. А в 2009 году я ушел из Nokia и полностью сфокусировался на собственной компании.

Про свою компанию я мечтал еще в начале карьерного пути. Более того, на каждом новом месте работы я подмечал классные штуки, которые хотел видеть в своем бизнесе или же категорически хотел избежать. Регулярные игры в пейнтбол и обеды с доставкой в офис — супер, тоже так хочу. Бесконечные митинги ни о чем — ни в коем случае. В Redwerk удалось все это собрать и сделать даже больше: например, со временем мы внедрили горизонтальную структуру команд, благотворительность и экоинициативы.

Роль и обязанности

Сегодня Redwerk делает полный цикл разработки SaaS-продуктов. Это маркетплейсы, решения для электронного правительства, open source для борьбы с цензурой и распределенное хранение информации на blockchain. Сейчас у нас в команде 70 человек: по большей части разработчики и QA, а где-то 30% — это PМ, маркетинг, Sales, рекрутинг и HR. За 15 лет мы сделали более 250 проектов по разработке в 22 странах от Америки до Австралии. Среди наших клиентов Universal Music, Siemens, Hosting.com, Quandoo. Мой личный нетворк приносит нам немало клиентов. Я в IT с детства, жил и бывал в разных странах, поэтому в нашей индустрии знаю многих.

Офисы Redwerk есть в Запорожье и Киеве. Почему именно там? С Киевом все просто — тут находится 40% украинского IT. А с Запорожьем получилось исторически — там была моя первая команда. К тому же это хорошая альтернатива Харькову, моему родному городу, куда я хотел бы просто приезжать и общаться с друзьями и родными.

Свою глобальную роль как CEO я вижу в том, чтобы сначала разобраться в новом самостоятельно, а потом взять человека, который умеет лучше и делегировать ему. Например, раньше я сам общался со всеми клиентами и занимался продажами. Теперь же у нас есть отделы PМ и Sales. Сейчас мне интересно вникнуть глубже, например, в маркетинг, хотя и в коде могу покопаться, если надо.

В мои обязанности также входит:

  1. Запускать новые сервисы и поддерживать связь с клиентами. Например, мы решили запустить автоматизацию тестирования как новую услугу в QAWerk, а еще дополнительно продавать клиентам SEO. Когда нащупываешь потребность у существующих заказчиков, начинаешь думать, как это упаковать и кто для этого нужен. Клиенту удобно, когда не нужно нанимать для проекта 100500 подрядчиков, а получить все сразу в одной команде. Так было, когда я взял своего первого дизайнера в штат. До этого мы всегда рассчитывали, что заказчики предоставят готовый дизайн, теперь же все чаще к нам обращаются и за дизайном. Эта была хорошая возможность создать новый сервис и порадовать клиентов.
  2. Если где-то в компании возникает конфликт и нужен арбитр, зовут меня. Все потому, что во всех наших командах горизонтальная структура — нет head of, все равны и решают вопросы коллегиально.
  3. Периодически я привношу новые инициативы. Однажды в Сан-Франциско я попал на мероприятие, где в свободное время разработчики делали доклады, а компания предоставляла место, чтобы пришли все желающие. Я предложил попробовать этот формат митапов в Запорожье — тогда это был первый подобный ивент в городе. С 2016 года наши мероприятия посетило уже около 600 человек. Или, например, для QAWerk я придумал Bug Crawl. Когда наши QA скучают без задач, мы выбираем популярные приложения, находим в них баги, а репорты выкладываем на сайт. Так к нам пришло несколько классных клиентов и многим продуктам мы помогли стать качественнее.

Конечно, в работе СЕО у меня были ошибки. Например, брал слишком много задач на себя, продолжал работать с токсичными клиентами, которые выжимали все соки из команды, а еще — боялся делегировать. Когда ты единственный фаундер, все удачи и провалы компании твои. Но факапы — это опыт, который помогает развиваться. Например, лучше описывать процессы, регулярно собирать фидбэк от коллектива и клиентов, находить баланс между работой и жизнью. Сегодня я намного меньше переживаю из-за работы: я принял то, что сотрудники приходят и уходят, точно так же как клиенты. Это нормальный ход вещей для предпринимателя.

Типичный рабочий день

Кажется, что CEO и владелец бизнеса работает всегда. Поэтому каждый мой день не похож на остальные, особенно когда уезжаю надолго и где-то путешествую.

У меня есть рабочий алгоритм: сначала всегда закрывать быстрые оперативные задачи, а затем браться за стратегические, где нужно подумать. Где можно делегировать все или часть — делегирую.

Расписание рабочего дня не в путешествии:

  • 08:0009:00 — подъём. Вообще я сова, но последнее время встаю и засыпаю рано.
  • 09:00 — зарядка и медитация. Медитирую без гаджетов.
  • 09:3010:30 — принять ванну, почитать книгу. Телефон при этом лежит в комнате.
  • 11:00 — завтрак дома или в городе поблизости. Стараюсь не читать имейлы, пока не позавтракаю.
  • 11:0012:00 — открываю ноут и включаюсь в оперативные задачи. Для этого я сначала смотрю, что накопилось на почте. Помечаю флажками то, что требует ответа. Дальше календарь и JIRA — коллектив знает, что, если тебе от кого-то что-то нужно, пишешь в тикет и перевешиваешь его на адресата.
  • 12:0016:00 — активная работа. Отвечаю на имейлы с флажками, отписываю ответы в тикеты, созваниваюсь по конкретным задачам с коллегами. Если в это время заканчиваются оперативные задачи, берусь за стратегию — это ранее выписанные в заметки вещи, которые было бы классно сделать.
  • 14:00 — еженедельный статус. В каждый из дней недели у одной из команд общий созвон. Когда я дома или в офисе, то участвую в них.

Сама работа за компьютером занимает в среднем где-то четыре часа. А вот по 11 часов в день, как раньше, стараюсь больше не сидеть — ведь можно работать много, а можно работать быстро. По вечерам обычно выключаю «рабочий режим», хотя порой трудно отделить рабочее от нерабочего. Даже когда не занимаешься делами активно, волей-неволей продолжаешь о чем-то думать, а думать в нашем деле, пожалуй, самое ценное.

Мой летний отпуск обычно приходится на зиму, когда я еду куда-нибудь в тропики и живу там месяц или два. Так бывал в Доминикане, Индии, на Бали, в Таиланде, на Кубе, в Колумбии, Австралии и Новой Зеландии. Зима — мой самый длинный и дальний отпуск в году. Еще мне нравится Испания, каждый год стараюсь бывать там. А поздней весной, на день рождения, выбираю новое место на карте и еду туда.

Раньше я был нервным: сидя на лыжном подъемнике, например, мог отвечать клиентам или сотрудникам. Так толком и не расслабишься. Потом научился делегировать, теперь чувствую себя намного спокойнее. Я знаю, что во время моего отпуска ничего страшного не случится. Восемь лет у меня ушло на то, чтобы научиться отпускать и доверять другим, как мне тогда казалось, важные вещи.

В поездках по возможности я встречаюсь с людьми из индустрии. Это не только потенциальные клиенты (они у нас в основном в США и ЕС), но и представители IT-комьюнити — они есть везде. Так пару лет назад я придумал формат для YouTube: встречаюсь с владельцами агентств, похожих на моё, и беседую о том, как им работается. Вот, например, вы думали, что в Египте есть IT? Как они работают, где находят кадры и клиентов, какие проекты делают, что думают об украинских разработчиках? Интересно же!

Инструменты и продуктивность

Чем пользуюсь для организации работы:

  1. Google-календарь для встреч, звонков и митингов. Для любых встреч я всегда прошу кидать мне инвайт на точное время в календарь — терпеть не могу пропустить что-то важное или опаздывать. Хотя, если в звонке или встрече острой необходимости нет, то для меня решить вопрос лучше имейлом — есть время подумать над ответом.
  2. Notes для заметок. Я записываю туда все полезные мысли: в чем разобраться, кому что делегировать, какие изменения рассмотреть в процессах. Я никак специально не сортирую заметки, чтобы работала память. Как и со всеми задачами, первыми выполняются самые короткие по времени. Это позволяет не копить мелочи и не откладывать их в длинный ящик.
  3. И еще всем советую GTD: Getting Things Done Дэвида Аллена.

Вот еще несколько принципов продуктивности:

  • Прежде всего важно делать то, что любишь. Любое дело просто ради денег не даст ни удовольствия тебе, ни радости потребителю.
  • Не поощряю овертаймы. 8 рабочих часов в день вполне достаточно.
  • Если есть проблема — ищите, у кого спросить совета. Большое заблуждение в том, что погуглить или почитать документацию достаточно для того, чтобы сделать вывод — с проблемой ничего нельзя поделать. На самом же деле, можно и важно еще спросить на форуме или у разработчиков софта, по которому есть вопросы. Почему-то в Украине до этой фазы доходят немногие.
  • Быть готовым к «Починили тут — поломалось там». И дело даже не в качестве построенных процессов. Просто руководителю постоянно приходится переключаться между разными частями организации. Например, починил маркетинг → появилось больше лидов → теперь не справляются продажи → починил продажи → теперь слишком много проектов и есть проблема для деливери-команды. И так по кругу.

Книги и самообразование

Из недавно прочитанного: Харари Homo Deus: A Brief History of Tomorrow и Sapiens: A Brief History of Humankind, «Таинственный Амбал» Подервянского.

Моё хобби — иностранные языки. Читаю, пишу и говорю на английском, немецком, испанском и румынском. Люблю языки, потому что это скил, который сразу можно применить на практике. Считаю, что всегда нужно находиться в процессе изучения нового языка, это классная разминка для мозгов. Обычно ищу преподавателя и занимаюсь пару раз в неделю. Могу поехать за границу и записаться в школу.

Люблю общаться с людьми. Когда-то в детстве прочитал Карнеги. Оказалось, что я и так делаю то, что он советует: знаю и называю всех учителей и учеников своей школы по именам. По прикладной психологии понравился Роберт Чалдини с книгой «Психология влияния».

Вообще я практик и не люблю сухую теорию. Учиться на практике — это моё. Как минимум знания должны быть сразу применимы здесь и сейчас. Иначе можно бесконечно получать информацию, непонятно для чего.

Ретроспектива и планы

Что я могу посоветовать молодым спецам? С момента, когда я начинал кодить, программирование сильно изменилось. Мне кажется, тогда было больше возможностей для творчества.

Мой совет — пробуйте вне работы вести какой-то собственный интересный проект для души. У меня всегда, кроме основной работы, был сторонний проект, на котором я тренировался в том, что увлекало. Так появились Tornado, Hector, CenterICQ, Motor.

Если раздумываете, чтобы начать собственный бизнес — начинайте сейчас. Вы никогда не будете готовы на 100%. Сомнения или страхи будут всегда, но глаза боятся, а руки делают. При этом не советую делать что-то только ради денег. Шансы, что выйдет хорошо, критически малы.

Как показал 2020-й, загадывать наперед — неблагодарное дело. А вот заниматься любимыми вещами — всегда кайф. Если хорошо делать свою работу каждый день, то результаты в долгосрочной перспективе превзойдут все ожидания. Проверено.

В моих планах закончить зимнее путешествие по Латинской Америке и вернуться с новыми силами в Киев к весне. А еще общаться с интересными людьми, вникать в сферы и индустрии, инвестировать в классные бизнесы и компании, запускать новые продукты и направления внутри компании.

👍НравитсяПонравилось25
В избранноеВ избранном5
Подписаться на автора
LinkedIn



Підписуйтесь: Soundcloud | Google Podcast | YouTube


6 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.
CenterICQ

О, была такая штука под BSD.

Из последних книг: «Таинственный Амбал» Подервянского.

i.kym-cdn.com/...​ginal/000/022/506/7c6.jpg

Крутяк та ріспект

... пробуйте вне работы вести какой-то собственный интересный проект для души...
... если раздумываете, чтобы начать собственный бизнес — начинайте сейчас...
... не советую делать что-то только ради денег. Шансы, что выйдет хорошо, критически малы...
... заниматься любимыми вещами — всегда кайф. Если хорошо делать свою работу каждый день, то результаты в долгосрочной перспективе превзойдут все ожидания. Проверено...

Мотиваційно написано, крутий мужик.
Хоча в подібних історіях успіху, особисто мені, завжди цікаво читати які були фейли і як їх можна було б уникнути.

Сначала подумал, что Олег Винник решил переквалифицироваться с молодих вовчиць в айти :)

Подписаться на комментарии